ПРИВЛЕЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
|
Введение 3
Глава 1. Педагогические основы внеклассной работы по 8
формированию и развитию читательских интересов младших школьников
1.1. Цели и содержание внеклассной работы по приобщению младших 8
школьников к чтению
1.2 Основные формы работы по литературному чтению и возможности 15
применения электронных ресурсов в начальных классах
1.3 Организация внеклассного чтения под руководством учителя 29
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование комплекса заданий для 3 38
класса, направленного на развитие читательских интересов у младших школьников
2.1. Педагогический опыт внеклассной работы по приобщению младших 38
школьников к чтению
2.2. Диагностика экспериментальных исследований по формированию и 49
развитию читательских интересов младших школьников
Выводы по главе 2 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64
Глава 1. Педагогические основы внеклассной работы по 8
формированию и развитию читательских интересов младших школьников
1.1. Цели и содержание внеклассной работы по приобщению младших 8
школьников к чтению
1.2 Основные формы работы по литературному чтению и возможности 15
применения электронных ресурсов в начальных классах
1.3 Организация внеклассного чтения под руководством учителя 29
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование комплекса заданий для 3 38
класса, направленного на развитие читательских интересов у младших школьников
2.1. Педагогический опыт внеклассной работы по приобщению младших 38
школьников к чтению
2.2. Диагностика экспериментальных исследований по формированию и 49
развитию читательских интересов младших школьников
Выводы по главе 2 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64
Чтение, как взрослое, так и детское, в настоящее время переживает не самые лучшие времена. Мы наблюдаем значительное падение интереса к литературе. Еще совсем недавно ценность книги и чтения в России была неоспорима. Сейчас же изменились почти все характеристики детского чтения: статус чтения, мотивы чтения, репертуар чтения детей и подростков, длительность и др. Изменились также и источники получения печатной продукции, информации и многое другое. Взрослые и дети, заменяя чтение книги Интернетом, как основным источником информации, полностью теряют навыки осмысленного, вдумчивого чтения.
В последние время, к огромному сожалению, произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, в частности, снижение их уровня грамотности. Опасения о «не читающих детях» далеко не безосновательны. В двадцать первом веке, в самом деле, дети читают совсем «не то» и «не так», как предыдущие поколения, но они, несомненно, читают.
Сегодня роль чтения детей в духовном и культурном развитии общества ещё не осознается как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем:
1) недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны;
2) отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. [32, c.27 -30]
Читатель в ребенке возникает раньше, чем он начинает читать. Умение составлять слоги и слова - это всего лишь техника, а настоящее чтение - это источник духовного обогащения. Школа, в этом плане, может дать ребенку
очень много.
Одной из важных задач работы учителя начальной школы является воспитание интереса и любви к чтению, защита этой ценности чтения, поднятие его статус в сознании ребенка, прививание вкуса, стремление общению с книгой, то есть всего того, что составляет основу для воспитания литературно образованного человека.
В свете решения данной задачи нужно показать книгу как культурную и духовную ценность, как произведение искусства, развивающее речь, языковое чутье, воображение, фантазию, память, познакомить с различными произведениями детской литературы, с разными жанрами, прививать интерес к художественной литературе, показывать ее как возможность понять себя, людей вокруг, окружающий мир.
Как же научить ребенка любить литературу? Многие согласны, что научить искусству чтения и понимания книги довольно нелегко. С.Маршак как-то сказал, что если есть талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.
Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей, отношений, характеров, побуждений, поступков. Книга учит “вглядываться” в человека, видеть и понимать его. Книга воспитывает в ребенке человечность.
На уроке чтения, как правило, нет места личным впечатлениям школьника, его собственным переживаниям, его субъективным образам; изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребенка. А если этого нет, конечно же, нет и интереса к чтению, потому что нет мотивации, идущей изнутри. Как говорит известный критик, философ И.Ф. Карякин: «Пока ученик относится к литературе лишь как к средству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает свое, пока не обожжется этим открытием - до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нем». Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается именно с той минуты, когда ребенок сам почувствует себя участником событий, когда он побудет в том мире, который придумал писатель, когда откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. [21]
Исходя из всего выше сказанного, объект исследования является внеклассная работа по чтению в начальной школе.
Предметом исследования являются методы и формы внеклассной работы, способствующие развитию интереса к чтению у младших школьников.
Цель дипломной работы - провести опытную апробацию и анализ процесса и результата внеклассной работы с использованием электронных ресурсов, влияющие на развитие читательского интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования составляет предположение о том, что разработанные внеклассные мероприятие для 3 класса, является эффективным средством для развития читательского интереса у младших школьников.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировав методическую литературу по данной теме установить сущность внеклассной работы в начальной школе.
2. Путем анализа методической литературы выявить основные формы и методы внеклассной работы, применяемые в начальной школе.
3. Определить влияние школы на формирование читательского интереса у младших школьников.
4. Разработать внеклассные мероприятия, влияющих на активность у младших школьников.
База исследования - МБОУ "Гимназия №8"Советского района г.Казани
Классы - 3;
Количество детей: 60 человек.
В дипломной работе использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы в рамках проблемы;
- изучение передового педагогического опыта;
- индивидуальные и групповые беседы;
- тестирование;
- изучение творческих работ учащихся и их анализ;
- статистические методы обработки результатов экспериментов;
Практическая значимость исследования - разработанное нами
мероприятие может быть использован учителями начальной школы как пособие по формированию и развитию читательских интересов младших школьников.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении доказывается актуальность выбранной темы, определены объект и предмет исследования, его цель и задачи, раскрыта практическая значимость исследования.
В первой главе «Педагогические основы внеклассной работы по формированию и развитию читательских интересов младших школьников» выделены теоретические основы внеклассной работы, даны цели и содержание внеклассной работы по чтению; раскрыты возрастные особенности младших школьников; проанализирован опыт работы учителей и методистов по формированию и развитию читательских интересов младших школьников на уроках чтения.
Во второй главе «Экспериментальное исследование комплекса заданий для 3 класса, направленного на развитие читательских интересов у младших школьников» предоставляется педагогический опыт внеклассной работы по приобщению младших школьников к чтению; даются задания, которые направлены на формирование и развитие чтения у детей, анализируется ход и результаты опытно-экспериментальной работы по
проверке эффективности комплекса заданий, влияющих на активность у младших школьников.
В заключении изложены и обобщены основные теоретические положения и выводы проведенного исследования.
В приложениях представлены результаты исследования в ходе констатирующего и контрольного этапов экспериментов.
В последние время, к огромному сожалению, произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, в частности, снижение их уровня грамотности. Опасения о «не читающих детях» далеко не безосновательны. В двадцать первом веке, в самом деле, дети читают совсем «не то» и «не так», как предыдущие поколения, но они, несомненно, читают.
Сегодня роль чтения детей в духовном и культурном развитии общества ещё не осознается как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем:
1) недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны;
2) отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. [32, c.27 -30]
Читатель в ребенке возникает раньше, чем он начинает читать. Умение составлять слоги и слова - это всего лишь техника, а настоящее чтение - это источник духовного обогащения. Школа, в этом плане, может дать ребенку
очень много.
Одной из важных задач работы учителя начальной школы является воспитание интереса и любви к чтению, защита этой ценности чтения, поднятие его статус в сознании ребенка, прививание вкуса, стремление общению с книгой, то есть всего того, что составляет основу для воспитания литературно образованного человека.
В свете решения данной задачи нужно показать книгу как культурную и духовную ценность, как произведение искусства, развивающее речь, языковое чутье, воображение, фантазию, память, познакомить с различными произведениями детской литературы, с разными жанрами, прививать интерес к художественной литературе, показывать ее как возможность понять себя, людей вокруг, окружающий мир.
Как же научить ребенка любить литературу? Многие согласны, что научить искусству чтения и понимания книги довольно нелегко. С.Маршак как-то сказал, что если есть талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.
Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей, отношений, характеров, побуждений, поступков. Книга учит “вглядываться” в человека, видеть и понимать его. Книга воспитывает в ребенке человечность.
На уроке чтения, как правило, нет места личным впечатлениям школьника, его собственным переживаниям, его субъективным образам; изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребенка. А если этого нет, конечно же, нет и интереса к чтению, потому что нет мотивации, идущей изнутри. Как говорит известный критик, философ И.Ф. Карякин: «Пока ученик относится к литературе лишь как к средству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает свое, пока не обожжется этим открытием - до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нем». Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается именно с той минуты, когда ребенок сам почувствует себя участником событий, когда он побудет в том мире, который придумал писатель, когда откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. [21]
Исходя из всего выше сказанного, объект исследования является внеклассная работа по чтению в начальной школе.
Предметом исследования являются методы и формы внеклассной работы, способствующие развитию интереса к чтению у младших школьников.
Цель дипломной работы - провести опытную апробацию и анализ процесса и результата внеклассной работы с использованием электронных ресурсов, влияющие на развитие читательского интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования составляет предположение о том, что разработанные внеклассные мероприятие для 3 класса, является эффективным средством для развития читательского интереса у младших школьников.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировав методическую литературу по данной теме установить сущность внеклассной работы в начальной школе.
2. Путем анализа методической литературы выявить основные формы и методы внеклассной работы, применяемые в начальной школе.
3. Определить влияние школы на формирование читательского интереса у младших школьников.
4. Разработать внеклассные мероприятия, влияющих на активность у младших школьников.
База исследования - МБОУ "Гимназия №8"Советского района г.Казани
Классы - 3;
Количество детей: 60 человек.
В дипломной работе использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы в рамках проблемы;
- изучение передового педагогического опыта;
- индивидуальные и групповые беседы;
- тестирование;
- изучение творческих работ учащихся и их анализ;
- статистические методы обработки результатов экспериментов;
Практическая значимость исследования - разработанное нами
мероприятие может быть использован учителями начальной школы как пособие по формированию и развитию читательских интересов младших школьников.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении доказывается актуальность выбранной темы, определены объект и предмет исследования, его цель и задачи, раскрыта практическая значимость исследования.
В первой главе «Педагогические основы внеклассной работы по формированию и развитию читательских интересов младших школьников» выделены теоретические основы внеклассной работы, даны цели и содержание внеклассной работы по чтению; раскрыты возрастные особенности младших школьников; проанализирован опыт работы учителей и методистов по формированию и развитию читательских интересов младших школьников на уроках чтения.
Во второй главе «Экспериментальное исследование комплекса заданий для 3 класса, направленного на развитие читательских интересов у младших школьников» предоставляется педагогический опыт внеклассной работы по приобщению младших школьников к чтению; даются задания, которые направлены на формирование и развитие чтения у детей, анализируется ход и результаты опытно-экспериментальной работы по
проверке эффективности комплекса заданий, влияющих на активность у младших школьников.
В заключении изложены и обобщены основные теоретические положения и выводы проведенного исследования.
В приложениях представлены результаты исследования в ходе констатирующего и контрольного этапов экспериментов.
«Нужно, чтобы взгляды детей на жизнь, природу, общество и на самих себя утвердились как взгляды личные,
самостоятельно выработанные».
В.А.Сухомлинский
Внеклассная работа по чтению в начальной школе имеет колоссальное воспитательное, развивающее и обучающее значение.
Во-первых, она не так строго ограничена временными рамками.
Во-вторых, имеет большое разнообразие форм и методов проведения.
Главными задачами внеклассной работы по литературному чтению являются: выявление интересов и склонностей у младших школьников, развитие у них интереса к чтению, воспитание товарищества, дружбы, любви к окружающему миру, к русскому языку, формирование эстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных на уроках чтения.
Вторая глава нашей работы была нацелена на рассмотрение и создание игровых форм внеклассной работы, как одного из средств развития у детей интереса к чтению, а так же в ней был проведен анализ применения этих форм на практике.
Внеклассная работа по чтению в начальной школе приобретает все большее значение. Это и важная образовательная проблема, поскольку уроки чтения не могут охватить всего объема знаний, необходимых младшему школьнику, и надежный путь применения знаний в жизни, и в известной мере решение вопроса организации досуга детей, и путь к развитию их индивидуальных склонностей и способностей, и одна из возможностей будущего профессионального самоопределения школьников.
Необходимость внеклассной работы диктуется не только желанием узнать нечто новое и неизведанное. Задачи внеклассной работы намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и созидательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать уровень языкового развития учащихся.
Внеклассные занятия с младшими школьниками важны и для осуществления преемственности между начальными и старшими классами.
самостоятельно выработанные».
В.А.Сухомлинский
Внеклассная работа по чтению в начальной школе имеет колоссальное воспитательное, развивающее и обучающее значение.
Во-первых, она не так строго ограничена временными рамками.
Во-вторых, имеет большое разнообразие форм и методов проведения.
Главными задачами внеклассной работы по литературному чтению являются: выявление интересов и склонностей у младших школьников, развитие у них интереса к чтению, воспитание товарищества, дружбы, любви к окружающему миру, к русскому языку, формирование эстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных на уроках чтения.
Вторая глава нашей работы была нацелена на рассмотрение и создание игровых форм внеклассной работы, как одного из средств развития у детей интереса к чтению, а так же в ней был проведен анализ применения этих форм на практике.
Внеклассная работа по чтению в начальной школе приобретает все большее значение. Это и важная образовательная проблема, поскольку уроки чтения не могут охватить всего объема знаний, необходимых младшему школьнику, и надежный путь применения знаний в жизни, и в известной мере решение вопроса организации досуга детей, и путь к развитию их индивидуальных склонностей и способностей, и одна из возможностей будущего профессионального самоопределения школьников.
Необходимость внеклассной работы диктуется не только желанием узнать нечто новое и неизведанное. Задачи внеклассной работы намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и созидательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать уровень языкового развития учащихся.
Внеклассные занятия с младшими школьниками важны и для осуществления преемственности между начальными и старшими классами.
Подобные работы
- Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Реализация ситуативного подхода в формировании коммуникативных умений младшего школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - БУКТРЕЙЛЕР КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА
ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование читательских умений младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Формирование интереса младших школьников к иностранному языку в процессе обучения иноязычному чтению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЦВЕТОНАИМЕНОВАНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Формирование межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе психолого-педагогического сопровождения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021



