Введение 3
Глава 1. Педагогические основы внеклассной работы по 8
формированию и развитию читательских интересов младших школьников
1.1. Цели и содержание внеклассной работы по приобщению младших 8
школьников к чтению
1.2 Основные формы работы по литературному чтению и возможности 15
применения электронных ресурсов в начальных классах
1.3 Организация внеклассного чтения под руководством учителя 29
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование комплекса заданий для 3 38
класса, направленного на развитие читательских интересов у младших школьников
2.1. Педагогический опыт внеклассной работы по приобщению младших 38
школьников к чтению
2.2. Диагностика экспериментальных исследований по формированию и 49
развитию читательских интересов младших школьников
Выводы по главе 2 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64
Чтение, как взрослое, так и детское, в настоящее время переживает не самые лучшие времена. Мы наблюдаем значительное падение интереса к литературе. Еще совсем недавно ценность книги и чтения в России была неоспорима. Сейчас же изменились почти все характеристики детского чтения: статус чтения, мотивы чтения, репертуар чтения детей и подростков, длительность и др. Изменились также и источники получения печатной продукции, информации и многое другое. Взрослые и дети, заменяя чтение книги Интернетом, как основным источником информации, полностью теряют навыки осмысленного, вдумчивого чтения.
В последние время, к огромному сожалению, произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, в частности, снижение их уровня грамотности. Опасения о «не читающих детях» далеко не безосновательны. В двадцать первом веке, в самом деле, дети читают совсем «не то» и «не так», как предыдущие поколения, но они, несомненно, читают.
Сегодня роль чтения детей в духовном и культурном развитии общества ещё не осознается как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем:
1) недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны;
2) отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. [32, c.27 -30]
Читатель в ребенке возникает раньше, чем он начинает читать. Умение составлять слоги и слова - это всего лишь техника, а настоящее чтение - это источник духовного обогащения. Школа, в этом плане, может дать ребенку
очень много.
Одной из важных задач работы учителя начальной школы является воспитание интереса и любви к чтению, защита этой ценности чтения, поднятие его статус в сознании ребенка, прививание вкуса, стремление общению с книгой, то есть всего того, что составляет основу для воспитания литературно образованного человека.
В свете решения данной задачи нужно показать книгу как культурную и духовную ценность, как произведение искусства, развивающее речь, языковое чутье, воображение, фантазию, память, познакомить с различными произведениями детской литературы, с разными жанрами, прививать интерес к художественной литературе, показывать ее как возможность понять себя, людей вокруг, окружающий мир.
Как же научить ребенка любить литературу? Многие согласны, что научить искусству чтения и понимания книги довольно нелегко. С.Маршак как-то сказал, что если есть талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.
Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей, отношений, характеров, побуждений, поступков. Книга учит “вглядываться” в человека, видеть и понимать его. Книга воспитывает в ребенке человечность.
На уроке чтения, как правило, нет места личным впечатлениям школьника, его собственным переживаниям, его субъективным образам; изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребенка. А если этого нет, конечно же, нет и интереса к чтению, потому что нет мотивации, идущей изнутри. Как говорит известный критик, философ И.Ф. Карякин: «Пока ученик относится к литературе лишь как к средству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает свое, пока не обожжется этим открытием - до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нем». Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается именно с той минуты, когда ребенок сам почувствует себя участником событий, когда он побудет в том мире, который придумал писатель, когда откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. [21]
Исходя из всего выше сказанного, объект исследования является внеклассная работа по чтению в начальной школе.
Предметом исследования являются методы и формы внеклассной работы, способствующие развитию интереса к чтению у младших школьников.
Цель дипломной работы - провести опытную апробацию и анализ процесса и результата внеклассной работы с использованием электронных ресурсов, влияющие на развитие читательского интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования составляет предположение о том, что разработанные внеклассные мероприятие для 3 класса, является эффективным средством для развития читательского интереса у младших школьников.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировав методическую литературу по данной теме установить сущность внеклассной работы в начальной школе.
2. Путем анализа методической литературы выявить основные формы и методы внеклассной работы, применяемые в начальной школе.
3. Определить влияние школы на формирование читательского интереса у младших школьников.
4. Разработать внеклассные мероприятия, влияющих на активность у младших школьников.
База исследования - МБОУ "Гимназия №8"Советского района г.Казани
Классы - 3;
Количество детей: 60 человек.
В дипломной работе использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы в рамках проблемы;
- изучение передового педагогического опыта;
- индивидуальные и групповые беседы;
- тестирование;
- изучение творческих работ учащихся и их анализ;
- статистические методы обработки результатов экспериментов;
Практическая значимость исследования - разработанное нами
мероприятие может быть использован учителями начальной школы как пособие по формированию и развитию читательских интересов младших школьников.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении доказывается актуальность выбранной темы, определены объект и предмет исследования, его цель и задачи, раскрыта практическая значимость исследования.
В первой главе «Педагогические основы внеклассной работы по формированию и развитию читательских интересов младших школьников» выделены теоретические основы внеклассной работы, даны цели и содержание внеклассной работы по чтению; раскрыты возрастные особенности младших школьников; проанализирован опыт работы учителей и методистов по формированию и развитию читательских интересов младших школьников на уроках чтения.
Во второй главе «Экспериментальное исследование комплекса заданий для 3 класса, направленного на развитие читательских интересов у младших школьников» предоставляется педагогический опыт внеклассной работы по приобщению младших школьников к чтению; даются задания, которые направлены на формирование и развитие чтения у детей, анализируется ход и результаты опытно-экспериментальной работы по
проверке эффективности комплекса заданий, влияющих на активность у младших школьников.
В заключении изложены и обобщены основные теоретические положения и выводы проведенного исследования.
В приложениях представлены результаты исследования в ходе констатирующего и контрольного этапов экспериментов.
«Нужно, чтобы взгляды детей на жизнь, природу, общество и на самих себя утвердились как взгляды личные,
самостоятельно выработанные».
В.А.Сухомлинский
Внеклассная работа по чтению в начальной школе имеет колоссальное воспитательное, развивающее и обучающее значение.
Во-первых, она не так строго ограничена временными рамками.
Во-вторых, имеет большое разнообразие форм и методов проведения.
Главными задачами внеклассной работы по литературному чтению являются: выявление интересов и склонностей у младших школьников, развитие у них интереса к чтению, воспитание товарищества, дружбы, любви к окружающему миру, к русскому языку, формирование эстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных на уроках чтения.
Вторая глава нашей работы была нацелена на рассмотрение и создание игровых форм внеклассной работы, как одного из средств развития у детей интереса к чтению, а так же в ней был проведен анализ применения этих форм на практике.
Внеклассная работа по чтению в начальной школе приобретает все большее значение. Это и важная образовательная проблема, поскольку уроки чтения не могут охватить всего объема знаний, необходимых младшему школьнику, и надежный путь применения знаний в жизни, и в известной мере решение вопроса организации досуга детей, и путь к развитию их индивидуальных склонностей и способностей, и одна из возможностей будущего профессионального самоопределения школьников.
Необходимость внеклассной работы диктуется не только желанием узнать нечто новое и неизведанное. Задачи внеклассной работы намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и созидательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать уровень языкового развития учащихся.
Внеклассные занятия с младшими школьниками важны и для осуществления преемственности между начальными и старшими классами.
1. Авдотина Н.А. «Праздник, посвященный творчеству К.И. Чуковского» // «Начальная школа», 2003 - № 1, С - 100-101.
2. Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- №
4, С - 56-62.
3. Антонова Е.С. «Как я воспитываю интерес к книге». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 - № 12, С - 27-28.
4. Афанасьева М.Д. «Библиотека и юный читатель». // М. Издательство «Книжная палата». 1987, С- 72-75.
5. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. «Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах». // М. «Просвещение». 1978, С-
6- 9.
6. Воронова И.А. «Материалы по русскому языку и чтению для внеклассной работы в начальной школе». // «Начальная школа плюс до и после». 2008 -№ 11, С - 70-72.
7. Вульфов В.З., Поташник М.М. «Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы». М. «Просвещение». 1983. С- 14-18.
8. Готокович Я. А. «Внеклассная и внешкольная работа по литературе». // М. «Просвещение» 1970, С - 72-75.
9. Груздева М.В. «Опыт работы учителя по ведению факультатива «Поэзия» для учащихся начальных классов ». // «Начальная школа». 2008 - № 10, С - 37-43.
10. Гусятникова О. «Турнир-викторина «Лесные тайны» по книге В.Бианки «Лесная газета»». // «Начальная школа». 2004 - № 2, С - 18-21.
11. Джежелей О.В., Сергеева А.В., Игнатьева Т.В. «Г отовимся к урокам внеклассного чтения». // АРКТИ ЛАРГОС, М. 1997, С - 28-41.
12. Ефросинина Л. «Как помочь детям войти в мир литературы?». // «Начальная школа». 2007 - № 4, С - 6-15.
13. Жукова И.Л. «Стратегия выбора книг для внеклассного чтения (3-4 кл.)». // «Начальная школа». 2007 - № 4, С - 26-31.
14. Зобнина М.А. «Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению?». // «Начальная школа». 2007 - № 8, С - 35-43.
15. Каирова Р.П. «Краеведческий турнир посвященный творчеству П.Бажова». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 - № 1, С - 65-67.
16. Короткова Л.Д. «Семейное чтение как средство духовнонравственного становления личности». // «Начальная школа». 1993 - № 11, С - 15-17.
17. Кочетова П.Б. «Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать». // «Начальная школа». 2003 - №
1, С - 19-24.
18. Кутьев В.О. «Внеурочная деятельность школьников». // М. «Просвещение». 1983, С- 72-75.
19. Лазарева В.А. «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». // «Начальная школа». 2005 - № 2, С - 2-10.
20. Лебедева Е.П. «Как избежать ошибок при подготовке и проведении урока литературного чтения». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 - № 5, С - 19-22.
21. Локалова Н.П. «Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению». // «Начальная школа». 2007 - № 12, С - 14-19.
22. Львов М.Р., Горецкий В.Г. «Методика преподавания русского языка в начальной школе». // М. Издательский центр «Академия». 2008, С - 10-16.
23. Макеева С.Г. «Воспитательное чтение в условиях современного образования». // «Начальная школа». 2000, № 9, С - 70-89.
24. Мальцева О.В., Кавнатцкая Н.Г. «В поисках Эльдорадо». (Литературно-познавательная игра для детей 8-10 лет). // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2004 - № 7, С - 41-43.
25. Мельникова О.В. «Литературная олимпиада для учащихся 4кл.». // «Начальная школа». 2006 - № 3, С - 80-81.
26. Мартемьянова Т.Г. «Воспитание искусством слова». // «Начальная школа». 2003 - № 3, С - 22-27.
27. Михайлова М. «Литературный КВН по рассказам Н. Носова». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2003 - № 11, С - 3-9.
28. Музыка Л.А. «Интерес к чтению. Как его пробудить?». // «Начальная школа». 2007 - № -6, С - 72-74.
29. Полищук М. «Семейное чтение и библиотека: грани взаимодействия». // «Библиотековедение». 2002 - № 6, С - 56-59.
30. Полозова Т.Д. «Что делать? Читать!». // «Начальная школа». 2008 - № 7, С - 72-76.
31. Попов И. «Семейные чтения». // «Дошкольное воспитание». 1996 - № 10, С - 87-89.
32. Пушкарева М.Д. «Внеклассная работа по литературе в школе». // М. Издательство «Академия». 1955, С - 48-54.
33. Романов Д. «Головоломка». // «Начальная школа». 2006 - № 5, С -
42-43.
34. Рудыка Т.П. «Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста». // «Начальная школа». 2007 - № 11, С - 28-33.
35. Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С - 59-61.
36. Сластенин В.А. «Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности». М. 1980, С - 56-74.
37. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. «Внеклассное чтение в 1 классе». // М. «Просвещение». 1991, С - 41-42.
38. Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения». // М. «Просвещение». 1991, С - 44-65.
39. Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.
40. Славгородский П.Ф. «Внеклассная работа по литературе». // М. «Просвещение», 1964, С - 24-29.
41. Сластенин В.А. «Методика воспитательной работы». // М. 2002, С -
47-48.
42. Тимофеева И.И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти лет». // Санкт-Петербург. 2000, С - 62-76.
43. Тихонова Е.П. «Читательский дневник для начальной школы». // «Школьная библиотека». 2003 - № 6, С - 40-41.
44. Трофимова О.Г. «Книга в семье и духовное воспитание ребенка». // «Начальная школа». 1995 - № 7, С - 65-66.
45. Тумина Л.Е. «Кружок сочини сказку». // М. 1995, С - 313-325.
46. Ушаков Н.Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах». // М. «Просвещение». 1978, С - 4-10.
47. Кисловская, Г. А. Дети ждать не могут : об особенностях обслуживания юных читателей / Г. А. Кисловская, Н. В. Бубекина // Библиотечное дело. 2010. - N 16. - С. 2-61
48. Ушаков Н.Н. «Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе». // М. «Просвещение». 1975, С - 6.
49. Чубарьян О.С. «Книга и чтение в жизни небольших городов». // М. 1973, С - 231-236.
50. Гудков Л.Д. Институциональные рамки чтения: консервация культурных разрывов // Читающий мир и мир чтения: Сб. статей по материалам международ, конф. / Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия; РНБ - М., Изд-во «Рудомино», 2003. - С. 2038.