Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №60808

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
406
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования духовных потребностей младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1. Сущность понятия «духовные потребности личности 8
1.2. Методы формирования духовных потребностей младших
школьников 16
1.3. Детский фольклор как средство формирования духовных
потребностей младших школьников во внеурочной деятельности 26
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию духовных
потребностей младших школьников во внеурочной деятельности 36
2.1. Диагностика уровня сформированности духовных
потребностей младших школьников во внеурочной деятельности 36
2.2. Содержание работы по формированию духовных потребностей
младших школьников во внеурочной деятельности 44
2.3. Динамика уровня сформированности духовных потребностей
младших школьников во внеурочной деятельности 51
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения


Многие века высоко ценились духовные качества личности. Современное общество побуждает нас развивать эти качества у младшего поколения. В мире, где царит нетерпимость, ненависть, дискриминации и предубеждения, сформировать эти качества у детей довольно сложно. Поэтому актуальность данной проблемы формирования духовных потребностей у младших школьников является достаточно важной.
Перед современной школой стоит главная задача - воспитать поколение, которое сможет объективно оценивать происходящее, научить толерантности, терпимости, доброте и самоуважению, а также учитывать интересы людей. Данная задача имеет отношение к формированию устойчивых духовных потребностей у младших школьников.
Функции начальной школы играют важную роль в современной системе образования и имеют неповторимую значимость в становлении личности ребенка, а также в его развитии. Самой главной функцией является формирование и развитие эмоционально-волевых, коммуникационных качеств, стремление учащихся к активному взаимодействию с другими людьми. Решение этих задач непременно должно обеспечивать формирование толерантного отношения к людям, освоение духовно-нравственных норм.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации указано о том, что общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты младшего поколения, готовить их к жизни в обществе. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями учащихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры младшего поколения.
Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная идеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную анти-духовную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Духовность, по мнению Е.В. Михайловой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов (Михайлова, 2007, 20).
В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова, в которых выявляется сущность понятия духовных потребностей, указываются способы и приемы их дальнейшего развития.
В учебном процессе у детей формируются различные духовные качества. По-нашему мнению, внеурочная деятельность является одним из главных аспектов формирования духовных качеств у младших школьников.
Плодотворность учебного процесса младших школьников во многом зависит от тех условий, которые могут способствовать развитию духовных качеств, таких как толерантность, терпимость, самостоятельность. Все эти качества возможно реализовать во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования духовных потребностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования духовных потребностей младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования духовных потребностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование духовных потребностей младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если: 1) на внеурочных занятиях используется детский фольклор; 2) обеспечивается включение учащихся в разнообразную творческую деятельность, которая является средством их саморазвития и самовыражения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «духовные потребности личности».
2. Определить методы формирования духовных потребностей младших школьников.
3. Провести экспериментальную работу по формированию духовных потребностей младших школьников.
Методы исследования: изучение теории вопроса, изучение педагогического опыта, эксперимент, анкетирование, методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода 2 «А» класс.
Структура работы. Работа состоит из 2 глав, введения и заключения, библиографического списка и приложения. Объем работы 65 страниц печатного текста, приложение - 11 страниц.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, описывается проблема, ставятся цель и задачи, выбраны объект и предмет исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования духовных потребностей младших школьников во внеурочной деятельности» изложены теоретические подходы к пониманию проблемы формирования духовных потребностей младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию духовных потребностей младших школьников во внеурочной деятельности» проведено диагностическое исследование и выявлен уровень сформированности духовных потребностей младших школьников, описаны методики и результаты эксперимента.
В заключении приведены выводы по проведенному экспериментальному исследованию.
Библиографический список содержит 51 наименование изученной литературы.
В приложении находятся использованные нами методики


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Над проблемой формирования духовных потребностей младших школьников работали многие педагоги и психологи. Эта проблема актуальна и на сегодняшний день. Не всегда удается оградить младших школьников от отрицательного влияния негативных явлений действительности, от худших образцов поведения людей, не соответствующих нравственно-этическим нормам общества. В результате анализа духовных потребностей младших школьников в педагогическом, методическом плане были рассмотрены сущность и задачи духовных потребностей младших школьников: формирование духовного и нравственного опыта. На результат их формирования оказывают такие аспекты, как: развитие мыслительной деятельности; овладение навыками общения; способ работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний. Оптимальные условия формирования духовных потребностей и их показатели рассматриваются с педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета уровней сформированности нравственных качеств. Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников. Формирование духовно-нравственных качеств детей во внеурочной деятельности обеспечивается следующими условиями:
- формирования духовных потребностей младших школьников осуществляется с учетом их психофизического и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением;
- содержание изучаемого материала раскрывает нравственные проблемы: добра и зла; нравственного выбора; жизненных ценностей.
Исследование подтверждает, что формирование духовных потребностей младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если: 1) на внеурочных занятиях используется детский фольклор; 2) обеспечивается включение учащихся в разнообразную творческую деятельность, которая является средством их саморазвития и самовыражения.
Таким образом, изучение диагностического материала контрольного этапа позволило сделать вывод: результаты работы, проведенной в ходе формирующего этапа эксперимента, показывают, что у всех учащихся наблюдается положительная тенденция к повышению уровня сформированности духовных потребностей.
Процесс формирования духовных потребностей крайне длительный и сложный. Поэтому наметившиеся тенденции к повышению уровня сформированности духовных потребностей показывают эффективность использования для этого таких приемов, как использование устного народного творчества во внеурочной деятельности и подтверждают правильность выдвинутой нами гипотезы.



1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки: Избр.труды: в 2 т. Т.2 / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1980. - С.128-267.
2. Аникин В.П. Загадки русского народа / В.П. Аникин. - М.: Просвещение, 1989. - 20 с.
3. Аристотель. Собрание сочинений: Избр.труды: в 4 т. Т.4 / Аристотель. - М.: Просвещение, 1986. - 115 с.
4. Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова - М.: Просвещение, 1989. - 78 с.
5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1986. - 126 с.
6. Архив К.Д. Ушинского // Сост. и подг. к печати В.Я. Струминский. В 4 т. Т.
2. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 460 с.
7. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций/ Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. - 79 с.
8. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей: вопросы психологии/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1985. - 86 с.
9. Болдырев Н.И. Воспитание / Н.И. Болдырев. - М.: Энциклопедия, 2004, - 219 с.
10. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1979. - 65 с.
11. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов / Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение, 1988. - 201 с.
12. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства: избр.труды: в 2 т. Т.1 / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 1981. -
С.129-131.
13. Виноградов Г.С. Народная педагогика / Г.С. Виноградов. - М.: Владос, 2001. - 118 с.
14. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2000, - 212 с.
15. Воронова О. А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ольга Алексеевна Воронова. - Иркутск, 2001. - 21 с.
16. Горький М. Собрание сочинений: Избр.труды: в 30 т. Т.29 / М. Горький. - М.: Просвещение, 1981. - 129 с.
17. Далгат У.Б. Литература и фольклор: теоретические аспекты / У.Б. Далгат . - М.: Просвещение, 1985, - 64 с.
18. Даль В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М.: Просвещение,
1987. - 18 с.
19. Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка: Избр.труды: в 2 т. Т.1 / В.И. Даль. - М.: Просвещение, 1986. - С.566-570.
20. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: Избр.труды: в 9 т. Т.1 / Н.А. Добролюбов. - М.: Просвещение, 1982. - 92 с.
21. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1979. - 204 с.
22. Есенкулов Б.А. Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 13.00.01 / Бектур Аргенович Есенкулов. - Фрунзе, 1984. - 148 с.
23. Закревская О.Н Поговорим о воспитании / О.Н. Закревская. - М.: Инфа-М, 2003. - 56 с.
24. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Просвещение, 1986. - 15 с.
25. Контарбаев И.А. Нравственные развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Контарбаев. - М.: Просвещение, 1996. - 135 с.
26. Кравцов Н.И. Проблемы славянского народа / Н.И. Кравцов. - М.: Просвещение, 1972. - 7 с.
27. Крупская Н.К. Задачи школы 1 ступени / Н.К. Крупская. - М.: Просвещение, 1980. - 135 с.
28. Ластовская Л.А. Нравственное воспитание в школе / Л.А. Ластовская. - М.: Гардика, 2005, - 133 с.
29. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1976. - 120 с.
30. Максименко А.В. Педагогика / А.В. Максименко. - М.: Гардика, 2008, - 33 с.
31. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. - Спб.: Родос, 1987. - 138 с.
32. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева. - М.: Просвещение, 1989. - 118 с.
33. Михайлова Е.В. Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 13.00.01 / Елена Викторовна Михайлова. - Москва, 2007. - 20 с.
34. Монтень. Собрание сочинений: Избр .труды: в 2 т. Т.1 / Монтень. - М.: Просвещение, 1988. - 115 с.
35. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании / А. Мудрик. - М.: Владос, 2001, - 70 с.
36. Немов Р.С. Психология: Избр.труды: в 3 т. Т 1 / Р.С.Немов. - М.: Владос, 2000, - 436 с.
37. Победоносцев Г. А. Совершенствуем систему воспитания / Г.А. Победоносцев. - М.: Просвещение, 1986. - 46 с.
38. Поляков С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. - М.: Владос, 2000, - 83 с.
39. Рыбникова М.А. Загадки / М.А. Рыбникова. - М.: Просвещение, 1985. - 6 с.
40. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды / В.Д. Семенов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 100 с.
41. Соколов Ю.М. Русский фольклор / Ю.М. Соколов. - М.: Просвещение, 1989. - 296 с.
42. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: Избр.труды: в 2 т. Т.2 / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1980. - С.116-200.
43. Тараткевич М.В. Человек и его потребности / М.В. Тараткевич. - Спб.: Родос, 1986. - 143 с.
44. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника/ Н.М. Трофимова. - М.: Вентана-Граф, 2000. - 120 с.
45. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций / И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 1990. - 120 с.
46. Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Юрий Владимирович Шаров. - Новосибирск, 2000. - 56 с.
47. Шацкий С.Т. Педагогика воспитания / С.Т. Шацкий. - М.: Просвещение, 2001, - 28 с.
48. Яловецкая Т.И. Нравственное воспитание школьников / Т.И. Яловецкая. - М.: Просвещение, 2002, - 175 с.
49. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./ М.Г. Яновская - М.: Просвещение, 1986. - 371 с.
50. Янштен Р. Духовное и бездуховное / Р. Янштен. - Спб.: Родос, 1986. - 45 с.
51. Ярмушкина Н.Г. Внеурочное мероприятие по теме: «Пословицы - народная мудрость» [Офиц. сайт]. URL: http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/ konspiekt-klassnogho-chasa-po-tiemie-poslovitsy-i-poghovorki (дата обращения: 17.05.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ