Использование кейс-технологий в системе контроля качества обученности студентов ПОО (на примере ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы метода кейс-технологий в системе ПОО 7
1.1. Кейс-технологии и их применение в отечественной и зарубежной
системе образования 7
1.2. Классификация и структура кейсов 19
Глава 2. Использование кейс-технологий в колледже на примере ГАПОУ
«Елабужский колледж культуры и искусств» 28
2.1. Разработка кейс-технологий для предмета 28
2.2. Применение кейс-технологий в процессе контроля обученности
студентов 41
Глава 3. Рекомендации по использованию кейс-технологий в процессе обучения в колледже 50
3.1. Обобщение и систематизация полученных результатов исследования ... 50
3.2. Рекомендации по повышению эффективности использования кейс-
технологий для контроля качества обученности студентов 58
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения
Глава 1. Теоретические основы метода кейс-технологий в системе ПОО 7
1.1. Кейс-технологии и их применение в отечественной и зарубежной
системе образования 7
1.2. Классификация и структура кейсов 19
Глава 2. Использование кейс-технологий в колледже на примере ГАПОУ
«Елабужский колледж культуры и искусств» 28
2.1. Разработка кейс-технологий для предмета 28
2.2. Применение кейс-технологий в процессе контроля обученности
студентов 41
Глава 3. Рекомендации по использованию кейс-технологий в процессе обучения в колледже 50
3.1. Обобщение и систематизация полученных результатов исследования ... 50
3.2. Рекомендации по повышению эффективности использования кейс-
технологий для контроля качества обученности студентов 58
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения
Актуальность исследования. В век информационных технологий традиционное образование, которое основывается на запоминании и воспроизведении полученного материала, перестаёт быть доминирующим. В современном мире люди должны быть способны решать сложные проблемы, анализировать и принимать обоснованные решения на основе анализа соответствующей информации, быть любопытными и использовать методы исследований, адекватные среде обучения.
В современном образовании существуют технологии, которые объединяют учебные программы разных уровней. Среди них есть специально подготовленные учебные материалы, которые содержат в себе методические структурированные описания ситуаций, взятых из реальной практики. Эти материалы для краткости называют «кейсом» (сase), а процесс использования конкретных ситуаций в обучении - «кейс-стади» (case-study) или кейс-метод.
Кейс-метод (Case-study) - метод анализа реальной жизненной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений [16, с 112].
В связи с этим кейс-метод становится современным средством достижения максимально высокого уровня обученности студентов, и, одновременно, формой контроля обученности.
Исследованиями по данному вопросу занимались З.И. Калмыкова,В.П. Беспалько, Н.Д. Левитов, О.Е. Лебедев, Э.А. Красновский, В.В. Рубцов, Г.Н. Скобелев. Ю.П. Сурмина, А.И. Сидоренко, В. Лободы рассматривают данную проблему с точки зрения внедрения кейс-метода в образовательный процесс. Исследования Ю.Ю. Екатеринославского, М.М. Бирншейна, Г.А. Брянского, Ю.Д. Красовского, В.Я. Платова осветили становление кейс-метода в качестве метода обучения и указали необходимость внедрения технологии в качестве контроля результатов обучения. А.Е.Ниязова считает, что каждый кейс содержит упражнения, обеспечивающие активизацию четырех компонентов, выделяемых в содержании обучения: мотивационного, процессуального, результативного, рефлексивного. М.Ю.Еремина описывает технологию работы при использовании кейсового метода, включающую три фазы: до занятия, во время занятия, после занятия, также определяет действия преподавателя и учащихся.
Объектом исследования выступает процесс контроля обученности студентов колледжа (на примере ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»).
Предмет - возможности использования кейс-технологий в системе контроля качества обученности студентов.
Цель исследования - выявить и обосновать комплекс организационно - педагогических условий эффективного использования кейс-технологий в системе контроля качества обученности студентов.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование кейс-технологий в системе контроля качества обученности студентов будет эффективно, если будут соблюдены следующие условия:
1. связь теории с практикой;
2. творческий характер;
3. доступность;
4. разносторонность.
Задачи исследования:
- изучение теоретических основ метода кейс-технологии в системе ПОО;
- изучение и анализ использования кейс-технологий в ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств» в процессе изучения предмета «Менеджмент культурно-досуговой деятельности»;
- разработка кейса и его применение на уроках;
- разработка рекомендаций по улучшению использования кейс-метода в процессе обучения в колледже на основе полученных результатов.
Практическая значимость. Материал выпускной квалификационный работы можно будет использовать в процессе педагогикой деятельности в колледже, а также в качестве материала при изучения данной темы в ВОО студентами обучающимися на преподавателей ПОО.
В процессе работы были изучены разнообразные источники информации: книги, интернет ресурсы, научные статьи.
Методы исследования: анализ, индукция, наблюдение, описание,
сравнение. Для данной работы специально были разработаны тест и кейс, которые были проведены со студентами колледжа и на основе которых был выявлен наиболее эффективный метод контроля обученности студентов.
Апробация работы: Материалы данной научной работы апробированы в V Всероссийская научно-практическая конференция ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность»
Структура работы: выпускная квалификационная работы состоит из введения, трёх глав (которые содержат по два подпункта), заключения, списка использованной литературы и двух приложений. В работе приведены шесть таблиц и четыре рисунка. В первой главе раскрывается теоретическая основа метода кейс-технологий в системе профессионального образования. Использование метода в России и за рубежом, его классификация и структура. Во второй главе приведен материал по использованию кейс-технологий в ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств». Процесс разработки кейса для предмета «Менеджмент культурно-досуговой деятельности». Как данный метод используется в процессе контроля обученности студентов. В заключительной, третьей главе, разработаны рекомендации по использованию метода в процессе обучения в колледже как средства контроля качества обученности. Проведён анализ полученных результатов исследования и рекомендации по повышению её эффективности.
В современном образовании существуют технологии, которые объединяют учебные программы разных уровней. Среди них есть специально подготовленные учебные материалы, которые содержат в себе методические структурированные описания ситуаций, взятых из реальной практики. Эти материалы для краткости называют «кейсом» (сase), а процесс использования конкретных ситуаций в обучении - «кейс-стади» (case-study) или кейс-метод.
Кейс-метод (Case-study) - метод анализа реальной жизненной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений [16, с 112].
В связи с этим кейс-метод становится современным средством достижения максимально высокого уровня обученности студентов, и, одновременно, формой контроля обученности.
Исследованиями по данному вопросу занимались З.И. Калмыкова,В.П. Беспалько, Н.Д. Левитов, О.Е. Лебедев, Э.А. Красновский, В.В. Рубцов, Г.Н. Скобелев. Ю.П. Сурмина, А.И. Сидоренко, В. Лободы рассматривают данную проблему с точки зрения внедрения кейс-метода в образовательный процесс. Исследования Ю.Ю. Екатеринославского, М.М. Бирншейна, Г.А. Брянского, Ю.Д. Красовского, В.Я. Платова осветили становление кейс-метода в качестве метода обучения и указали необходимость внедрения технологии в качестве контроля результатов обучения. А.Е.Ниязова считает, что каждый кейс содержит упражнения, обеспечивающие активизацию четырех компонентов, выделяемых в содержании обучения: мотивационного, процессуального, результативного, рефлексивного. М.Ю.Еремина описывает технологию работы при использовании кейсового метода, включающую три фазы: до занятия, во время занятия, после занятия, также определяет действия преподавателя и учащихся.
Объектом исследования выступает процесс контроля обученности студентов колледжа (на примере ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»).
Предмет - возможности использования кейс-технологий в системе контроля качества обученности студентов.
Цель исследования - выявить и обосновать комплекс организационно - педагогических условий эффективного использования кейс-технологий в системе контроля качества обученности студентов.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование кейс-технологий в системе контроля качества обученности студентов будет эффективно, если будут соблюдены следующие условия:
1. связь теории с практикой;
2. творческий характер;
3. доступность;
4. разносторонность.
Задачи исследования:
- изучение теоретических основ метода кейс-технологии в системе ПОО;
- изучение и анализ использования кейс-технологий в ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств» в процессе изучения предмета «Менеджмент культурно-досуговой деятельности»;
- разработка кейса и его применение на уроках;
- разработка рекомендаций по улучшению использования кейс-метода в процессе обучения в колледже на основе полученных результатов.
Практическая значимость. Материал выпускной квалификационный работы можно будет использовать в процессе педагогикой деятельности в колледже, а также в качестве материала при изучения данной темы в ВОО студентами обучающимися на преподавателей ПОО.
В процессе работы были изучены разнообразные источники информации: книги, интернет ресурсы, научные статьи.
Методы исследования: анализ, индукция, наблюдение, описание,
сравнение. Для данной работы специально были разработаны тест и кейс, которые были проведены со студентами колледжа и на основе которых был выявлен наиболее эффективный метод контроля обученности студентов.
Апробация работы: Материалы данной научной работы апробированы в V Всероссийская научно-практическая конференция ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность»
Структура работы: выпускная квалификационная работы состоит из введения, трёх глав (которые содержат по два подпункта), заключения, списка использованной литературы и двух приложений. В работе приведены шесть таблиц и четыре рисунка. В первой главе раскрывается теоретическая основа метода кейс-технологий в системе профессионального образования. Использование метода в России и за рубежом, его классификация и структура. Во второй главе приведен материал по использованию кейс-технологий в ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств». Процесс разработки кейса для предмета «Менеджмент культурно-досуговой деятельности». Как данный метод используется в процессе контроля обученности студентов. В заключительной, третьей главе, разработаны рекомендации по использованию метода в процессе обучения в колледже как средства контроля качества обученности. Проведён анализ полученных результатов исследования и рекомендации по повышению её эффективности.
Изучение педагогической литературы и научных работ разных авторов показал, что изучаемая проблема, использования кейс метода как средства контроля уровня обученности студентов в практике профессионального образования, изучена в недостаточной степени. Использование кейсов как средства контроля качества обученности привлекает все больше и больше внимания отечественных и зарубежных ученых, что служит подтверждением актуальности исследования.
По итогам первой главы можно выделить основные виды кейсов:
- практические;
- обучающие;
- научно-исследовательские.
Важной целью кейс-метода здесь является определения степени обученности студентов, их профессиональной подготовленности, наряду с такими традиционными методами оценивания как контрольные, тестирование, устный опрос.
Метод Case Studies развивает следующие профессиональные умения и навыки:
- аналитические (умение классифицировать, выделять главное и
второстепенное, анализировать, мыслить логично);
- практические (умение теоретически решать проблемные ситуации
необходимые для практической профессиональной деятельности);
- творческие;
- коммуникативные (умения убеждать, вести дискуссию;
использовать наглядный материал, схемы, таблицы, отстаивать свою точку зрения);
- социальные (в ходе обсуждения вырабатываются оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, осуществлять самоконтроль [9, с.169].
В преддипломной практике было выявлено, что кейс-метод не популярен в Елабужском колледже культуры и искусств, а качестве контроля уровня образования в основном используются тесты. Именно поэтому нами для сравнения был выбран данный метод.
Можно сказать, что результаты у некоторых почти схожи, а у некоторых абсолютно разного уровня. Тест предполагает определение знаний по конкретным вопросам, а в кейсе же выявляется полное знание материала, а так же способность студентов применять их на практике.
Если сравнить средний результат работ, то выходит что у кейса они выше. А так же по кейсу можно сказать смогут ли студенты применять звания на практике, способны ли они к анализу, прогнозированию.
Если взять каждого студента по отдельности, то у номера 9 и 11 по тесту получили 60%, что равна оценке 3. Если мы будем судить уровень их знаний по данной теме, только проведя тест, мы решим, что они практический не усвоили материал на должном уровне. Но если посмотреть их кейс работы, то их работы в числе лучших.
Даже в том случае, когда студент на тесте ответил только на один вопрос правильно, в кейсе хоть и кратко, но ответы дал правильные. Была возможность понять, на каком уровне был понят материал.
Но основе этих данных можно сказать, что кейс наиболее лучший вариант для контроля уровня обученности студентов. Поскольку предполагает не только заучивание лекционного материала, а определение понимая студентами темы, развитие практических способностей, анализа и прогнозирования, развивает их компетентность.
По моему мнению, если сравнивать эти два метода контроля обученности студентов, то кейс несомненно занимает лидирующее место. Так как более практикоориентирован, развивает способности к анализу, прогнозированию. Выявляет не только знания в определённом вопросе, но и позволяет оценить сможет ли студент применить знания на практике.
Таким образом, кейс имеет ряд преимуществ перед другими средствами контроля обученности студентов:
- связь теории с практикой, то есть кейс основан на пройденном материале и в своей основе содержит реалистичную ситуацию, которая имеет несколько решений;
- творческий характер, кейс позволяет студентам использовать весь
свой творческий потенциал;
- доступность;
- разносторонность, кейс мониторит различные способности
обучающихся (прогнозирование, анализ, синтез и т.д.).
По итогам первой главы можно выделить основные виды кейсов:
- практические;
- обучающие;
- научно-исследовательские.
Важной целью кейс-метода здесь является определения степени обученности студентов, их профессиональной подготовленности, наряду с такими традиционными методами оценивания как контрольные, тестирование, устный опрос.
Метод Case Studies развивает следующие профессиональные умения и навыки:
- аналитические (умение классифицировать, выделять главное и
второстепенное, анализировать, мыслить логично);
- практические (умение теоретически решать проблемные ситуации
необходимые для практической профессиональной деятельности);
- творческие;
- коммуникативные (умения убеждать, вести дискуссию;
использовать наглядный материал, схемы, таблицы, отстаивать свою точку зрения);
- социальные (в ходе обсуждения вырабатываются оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, осуществлять самоконтроль [9, с.169].
В преддипломной практике было выявлено, что кейс-метод не популярен в Елабужском колледже культуры и искусств, а качестве контроля уровня образования в основном используются тесты. Именно поэтому нами для сравнения был выбран данный метод.
Можно сказать, что результаты у некоторых почти схожи, а у некоторых абсолютно разного уровня. Тест предполагает определение знаний по конкретным вопросам, а в кейсе же выявляется полное знание материала, а так же способность студентов применять их на практике.
Если сравнить средний результат работ, то выходит что у кейса они выше. А так же по кейсу можно сказать смогут ли студенты применять звания на практике, способны ли они к анализу, прогнозированию.
Если взять каждого студента по отдельности, то у номера 9 и 11 по тесту получили 60%, что равна оценке 3. Если мы будем судить уровень их знаний по данной теме, только проведя тест, мы решим, что они практический не усвоили материал на должном уровне. Но если посмотреть их кейс работы, то их работы в числе лучших.
Даже в том случае, когда студент на тесте ответил только на один вопрос правильно, в кейсе хоть и кратко, но ответы дал правильные. Была возможность понять, на каком уровне был понят материал.
Но основе этих данных можно сказать, что кейс наиболее лучший вариант для контроля уровня обученности студентов. Поскольку предполагает не только заучивание лекционного материала, а определение понимая студентами темы, развитие практических способностей, анализа и прогнозирования, развивает их компетентность.
По моему мнению, если сравнивать эти два метода контроля обученности студентов, то кейс несомненно занимает лидирующее место. Так как более практикоориентирован, развивает способности к анализу, прогнозированию. Выявляет не только знания в определённом вопросе, но и позволяет оценить сможет ли студент применить знания на практике.
Таким образом, кейс имеет ряд преимуществ перед другими средствами контроля обученности студентов:
- связь теории с практикой, то есть кейс основан на пройденном материале и в своей основе содержит реалистичную ситуацию, которая имеет несколько решений;
- творческий характер, кейс позволяет студентам использовать весь
свой творческий потенциал;
- доступность;
- разносторонность, кейс мониторит различные способности
обучающихся (прогнозирование, анализ, синтез и т.д.).



