Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная поддержка предпринимательства в Республике Татарстан

Работа №60755

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
382
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы государственной поддержки предпринимательства в
регионе 6
1.1 Сущность и назначение системы поддержки предпринимательства в
регионе 6
1.2 Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в
России 13
1.3 Формы и методы поддержки малого бизнеса за рубежом 19
2. Анализ развития малого бизнеса Республики Татарстан и системы
государственной поддержки в Республике Татарстан 29
2.1 Оценка текущего состояния развития малого предпринимательства в
Республике Татарстан 29
2.2 Анализ эффективности программ государственной поддержки в
Республике Татарстан 39
2.3 Проблемы и тенденции развития малого бизнеса в Республике Татарстан в
2013-2016 гг., выявление стратегических разрывов 47
3. Совершенствование программ поддержки развития предпринимательства как
основы устойчивого развития экономики Республики Татарстан 56
3.1 Пути совершенствования программ поддержки, направленного на
ликвидацию стратегических разрывов 56
3.2 Пути решения проблем по развитию малого бизнеса в Республике
Татарстан 61
3.3 Мероприятия по обеспечению устойчивого развития экономики 20162017 гг. 66
Заключение 71
Список использованных источников

Развитие малого бизнеса во всех странах является мощным рычагом для решения сложных политических, финансовых, экономических и социальных проблем, которые появились в результате формирования прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды. Малый бизнес помогает решать следующие проблемы: расширение налоговой базы для бюджетов всех уровней; увеличение валового внутреннего продукта; сокращения безработицы и обеспечения занятости населения за счет создания новых рабочих мест; уменьшение размера социальных трансфертов, насыщение рынка разнообразными товарами и услугами.
Эффективность рынка и мобильность невозможны без глубокой специализации и кооперации, что в свою очередь обеспечивается малым бизнесом. Они способны не только заполнить нишу в потребительском обществе, но и создать условия для здоровой конкуренции, без которой развитие рыночной экономики невозможно.
В рыночной экономике малый бизнес является наиболее динамичным сектором экономики, поскольку малые предприятия способны быстро отражать изменения на рынках товаров и услуг. Малые предприятия являются наиболее уязвимыми к изменениям в глобальных и локальных рынках. Как правило, изменения на рынке вызваны прекращением деятельности малого бизнеса, что приводит к радикальной переориентации их экономической эффективности.
Следует отметить, что во всех странах с рыночной экономикой, существуют программы государственной поддержки малого бизнеса. Государственная поддержка малого бизнеса является отдельным направлением экономической политики, реализация которой требует создания
соответствующей институциональной системы, включая органы
государственной власти.
Важность рассматриваемой проблемы подчеркивает тот факт, что в России инфраструктура поддержки малых предприятий только начинает
формироваться. Именно это в значительной степени и тормозит развитие этой проблемы. По словам Председателя Комиссии Московской городской Думы по экономической политике и предпринимательству Игоря Протопопова " В России нет подходящих условий для развития малого бизнеса. Здесь не хватает инвесторов на рынок. К тому же потенциальные предприниматели не открывают свой бизнес, они не понимают правила, механизмы помощи и поддержки ".
Государственная поддержка малого бизнеса в широком смысле представляет собой систему финансовых, экономических, организационно-правовых и социальных услуг для эффективного функционирования и развития малого бизнеса.
В контексте проводимой фискальной реформы, переход к составлению бюджета, ориентированного на конкретные результаты, особый подъем бюджетных средств основывается на эффективности его использования. Поэтому, с точки зрения государственной поддержки малого бизнеса стоит вопрос о показателях эффективности реализации этой политики.
Таким образом, целью данной работы является поиск взаимосвязи между мерами поддержки малого бизнеса и целевыми показателями социально-экономического развития малого бизнеса и предложение мер по увеличению влияния государственной поддержки на примере государственной поддержки в Республике Татарстан.
Кроме того, был проанализирован опыт других стран, который внес свой вклад в изучение этой проблемы, и предложены решения по модернизации системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Поддержка малого бизнеса в США и Японии являются наиболее интересными, потому что в этих странах малые предприятия производят почти половину объема производства, а также создают более 75% новых рабочих мест. Малый бизнес в этой стране является основой рыночной инфраструктуры.
Объектом исследования является сектор малого бизнеса, в то время как предметом исследования является государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Татарстан, России и за рубежом.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать развитие малого бизнеса в России и за рубежом;
2. Проанализировать меры поддержки малого бизнеса в Республике Татарстан;
3. Построить корреляционную модель, для того, чтобы найти наиболее и менее эффективные меры малого бизнеса государственной поддержки;
4. Оценить эффективность использования бюджетных средств на реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства;
5. Дать практические рекомендации по улучшению эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан.
Методологической и теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов в области развития малого бизнеса.
Методика проведения исследования является статистический анализ, количественный и качественный метод сбора данных, метод корреляции расчета данных.
Среди источников информации, использованных в данном исследовании, являются:
а) научные источники: данные и информацию из книг, журнальных статей, научных статей и докладов;
б) статистические источники: отечественные и зарубежные
статистические материалы, отчеты государственной, региональной,
ведомственной статистики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Малый и средний бизнес является одним из основных подсистем рыночной экономики, именно это создает предпосылки для его устойчивого развития. МСП обеспечивает создание рабочих мест с низкими капитальными затратами, насыщение рынка товарами и услугами, налоговые поступления в бюджеты всех уровней, занятость населения; МСП также вносит свой вклад в развитие человеческого капитала, конкурентных рынков и инновационного сектора, улучшение уровня жизни и социальной стабильности. Исходя из указанных факторов, в России, и в частности в Республике Татарстан, со второй половины 2000-х годов осуществляется активная государственная политика, которая направлена на обеспечение устойчивого развития малого и среднего бизнеса. Однако, цель еще не достигнута, и этот факт актуализирует проблему совершенствования мер государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
В бакалаврской работе были отмечены теоретические основы развития и государственной поддержки малого предпринимательства, а также проведен анализ эффективности использования бюджетных средств на реализацию программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, анализ степени влияния государственных мер поддержки бизнеса на экономическое развитие Республики Татарстан. На основании исследований можно предположить следующие выводы.
В соответствии с многочисленными международными исследованиями, касающихся влияния деятельности малых предприятий на экономику государства, можно утверждать, что малый бизнес играет важную роль в обеспечении устойчивого экономического роста любой страны. Этот рост заключается в росте эффективности производства, рынка необходимых товаров и услуг, а также улучшение уровня жизни, не только в России, но и в странах с развитой экономикой. Малые предприятия не могут генерировать столько денег, сколько крупные корпорации, однако они являются одним из важнейших компонентов экономической системы и вносят большой вклад в местную экономику. Малые предприятия создают новые возможности для трудоустройства и являются основной опорой крупнейших корпораций.
В России развитие малого бизнеса находится на начальном этапе. Это подтверждается сравнительным анализом российского и зарубежного развития малого бизнеса. Например, доля валового внутреннего продукта, произведенного малым бизнесом в России 17%, в США - 50%, в Японии - более 50% . Более того, в результате исследований доказано, что американцы более склонны рисковать в бизнесе, чем японцы. А в России только 2% населения готов начать свой бизнес. Это говорит о тяжелых экономических условиях для ведения бизнеса.
В целях поддержки развития малого бизнеса Правительством Российской Федерации установлены специальные программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Поддержка МСП в Республике Татарстан представляет собой набор программ, которые включают в себя финансовую, информационно-консультационную, инновационную и имущественную поддержку.
Во второй главе данной бакалаврской работы выявлено, что бюджетные средства, выделенные на реализацию программы поддержки и развития предпринимательства, расходуются более чем на 100% (122%). Однако, запланированные социально-экономические показатели не достигнуты. Автор предполагает, что это произошло по следующим причинам:
1. На социально-экономические показатели в большой мере оказывают влияние макроэкономические факторы;
2. В Подпрограмме выявлены не все критерии эффективности, что не дает точно оценить эффективность;
3. Критерии эффективности могли быть занижены, что привело к 100% результативности.
Автором выявлено, что меры государственной поддержки малого предпринимательства имеют плохую взаимосвязь, которая вызывает неоднородность влияния на социально-экономические показатели. С целью определения степени влияния мер государственной поддержки на социальноэкономический рост в Республике Татарстан был проведен корреляционный анализ. В результате, были выявлены самые влиятельные и менее влиятельные меры государственной поддержки. Наиболее важной мерой поддержки малого бизнеса является инновационная поддержка и менее значительной - финансовая поддержка.
Автор предполагает, что финансовая поддержка выделяется узкому кругу организаций (доля малого бизнеса при поддержке программы финансовой поддержки в общем объеме малого бизнеса составляет только 0,5%). Для увеличения влияния данного инструмента государственной поддержки необходимо увеличить субсидиальный фонд. К примеру, размер финансового регулирования поддержки малого и среднего бизнеса в США составляет 14 млрд. долларов.
В целях повышения финансовой поддержки было предложено:
1. Проводить постоянные процедуры модификации получения субсидий
в соответствии с современными тенденциями, с целью
своевременного отражения ситуации бизнес-сообщества;
2. Кредитовать более широкий круг организаций за счет увеличения объема субсидий и разработки мер поощрения финансовых учреждений, поддерживающих малый и средний бизнес.
3. Модернизировать государственные гарантийные фонды с точки зрения льготного кредитования и развивающегося венчурного финансирования.
4. Разработать программу поддержки деятельности по франшизе для МСП по программе Лизинг грант.
Также были проанализированы проблемы предпринимателей в Республике Татарстан, одной из которых является информационноконсультационная поддержка. Автором предложен ряд мероприятий на общую сумму 48 300 000 рублей. По результатам мероприятий, к 2017 году предполагается, что средняя заработная плата увеличится до 25655 руб.; валовый региональный продукт составит 1933933 тыс. руб.; оборот предприятий малого и среднего бизнеса достигнет 943413 тыс. руб.; доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте увеличится до 17,8%; инвестиции в основной капитал составят 630243 тыс. руб.
Таким образом, используя несколько схем внутренних механизмов совершенствования государственной поддержки, модернизации и создания новых форм государственной поддержки предпринимательства, как ожидается, будут расти не только социально-экономические показатели, но и увеличится количество получателей поддержки, а также минимизируются бюджетные ассигнования.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) Режим доступа: http: //www.consultant.ru.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Федеральный закон
от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) Режим доступа:
http: //www.consultant .ru
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) Федеральный закон
от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
4. Федеральный закон «О государственной поддержке малого
предпринимательства» от 14.06.1995 № 88-ФЗ. Режим доступа:
http: //www.consultant .ru
5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.06.2013 № 44-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Постановление Правительства РФ «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» от
30.12.2014 № 1605 Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. Постановление Правительства РФ «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» от 22.04.2005 № 249 (в ред. от 20.03.2008) Режим доступа: http: //www.consultant .ru
9. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" от 29.03.2013 № 467-р. Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р Режим доступа: http://www.consultant.ru
11. Приказ Министерства регионального развития РФ «Об утверждении методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации» от 30.10.2009 № 493 Режим доступа: http: //www.consultant .ru
12. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года» от 19.02.2015 № 74 Режим доступа: http://www.consultant.ru
13. Закон Республики Татарстан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» от 21.01.2010 № 7-ЗРТ Режим доступа: http://www.consultant.ru
14. Постановление КМ РТ «Об утверждении Порядка отбора субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для предоставления государственной поддержки в форме субсидий» от 19.06.2013 № 416 (в ред. от 18.05.2015) Режим доступа: http://www.consultant.ru
15. «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан
на 2014-2016 годы» от 01.10.2014 № 709 Режим доступа:
http: //www.consultant .ru
16. Постановление КМ РТ «Республиканская программа развития малого и
среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 гг.» от 30.12.2010 № 1151 (в ред. от 25.07.2013) Режим доступа:
http: //www.consultant .ru
17. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы" от 31 октября 2013 г. N 823 Режим доступа: http://www.consultant.ru
18. Актуальность программы поддержки МСП МЭР для РФ от 15 сент. 2014 г. - KPMG, 2014. - 112 с.
19. Егорова, Н.Е. Статистический анализ факторов развития малого бизнеса (на примере Китая) / Н.Е. Егорова // Прикладная эконометрика. 2009. № 3 (15). С. 3-16.
20. Ерошкин, А.М. Механизмы государственной финансовой поддержки инноваций за рубежом / А.М. Ерошкин // Финансы и кредит. 2011. № 24 (456). С. 62-70.
21. Большаков А.С. Основы бизнеса: Учебное пособие / А.С Большаков// Сыктывкар: СЛИ, 2013. 148 с.
22. Горфинкеля В.Я. Малый бизнес. / В.Я. Горфинкеля // М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2011.
23. Данилина Н. Зарубежный опыт государственной поддержки развития малого бизнеса / Н. Данилина // Вестник Института экономики РАН. 2010. С. 130-139.
24. Жуковская, С.Л. Основные подходы к анализу источников финансирования деятельности предприятия / С.Л. Жуковская, М.С. Оборин // Фундамент. исслед. 2014. № 6-5. С. 969-973.
25. Каленская Н.В., Ахметшин Р.М. Государственное регулирование инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства / Н.В.Каленская, Р.М.Ахметшин // Экономика, предпринимательство и право.2013. № 2 (19).
26. Калинин А. В. Анализ и развитие малого и среднего бизнеса в мире / А. В. Калинин // Экономика, предпринимательство и право. 2011. № 4.
27. Ладыгин В.В. Поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне в России: основные этапы и тенденции / В.В. Ладыгин // Вопросы государственного и муниципального управления, 2010. № 4.
28. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник для высш. учеб. Заведений / М.Г. Лапуста // ИНФРА-М, 2013.
29. Любушин, Н.П. Анализ развития малого бизнеса в современных условиях / Н.П. Любушин, Е.С. Ионова // Экон. анализ: теория и практика. 2013. № 32 (335).
30. Макарчук, И.Н. Формирование эффективного механизма государственной финансовой поддержки малого предпринимательства / И.Н. Макарчук // Совр. науч. исслед. и инновации.2014. № 6-2 (38).
31. Осипов М.А. Состояние и эффективность института развития малого предпринимательства в России / М.А.Осипов // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-13.
32. Проект Стратегии "Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года". М., 2015. - 106 с.
33. Проект стратегического документа "Дорожная карта" развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на период 2014-2016 годы. Казань, 2013.
34. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. / Б.А.Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева // М.: ИНФРА-М, 2013.
35. Юрина, В.П. Механизм финансовой поддержки среднего и малого предпринимательства / В.П. Юрина, С.Е. Грицай // Kant: Экономика и управление. 2015. № 1 (4).
36. Ярошенко, Т.П. Методическое развитие оценки эффективности бюджетных расходов муниципального образования: автореф. дис. канд. экон. наук :
08.0. 10 / Т.П. Ярошенко// - Йошкар-Ола, 2013.
37. Яруллин, Р.Р. Финансовые аспекты малого бизнеса в России / Р.Р. Яруллин, Н.А. Симонова // Современная экономика: теоретические и практические подходы : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Ч. I. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2013.
38. Глобальный мониторинг предпринимательства, Россия 2013 Режим доступа: http://gsom.spbu.ru/images/cms/data/faculty/gem_2013_final20_all.pdf
39. «Дорожная карта» развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на период 2014-2016 годы Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/plan-meropriyatiy-dorozhnaya-karta-razvitiya-malog.htm
40. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2014 году Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_299465.pdf
41 . Министерство экономики Республики Татарстан Официальный сайт URL: http: //mert .tatarstan.ru/rus.
42. МСП Банк Официальный сайт URL: http://www.mspbank.ru/ru.
43. О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации (доклад) Гос. Совет РФ. М., 2015. - Режим доступа:
http://media.rspp.rU/document/1/5/7/575a3eb8724c20f00ec4236cafbe60 e3.pdf.
44. Отчет о деятельности органов исполнительной власти в Республике
Татарстан 2016 г. Режим доступа:
http://www.gossov.tatarstan.ru/fs/a_events/2641_fieldfunim/1_0804.pdf
45. Палагута, А.И. Повышение эффективности региональных программ
стимулирования предпринимательства и развития малого и среднего бизнеса. /А.И. Палагута// Режим доступа: http://www.auditfin.
com/fin/2008/5/Palaguta/Palaguta%20. pdf.
46. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Официальный сайт. URL: http://tatstat.gks.ru.
47. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: http: //tatstat.gks .ru.
48. A. Groth , K. Bhasin. 18 Amazing Facts About Small Businesses In America / A.
Groth , K. Bhasin // Business Insider, 2013 Режим доступа:
http://www.businessinsider.com/facts-about-small-businesses-in-america-2011- 8?op=1
49. "U.S. Small Business Administration Office of Advocacy: The Small Business
Economy 2008, A Report to the President" Режим доступа:
http://www.sba.gov/advo/research/sb_econ2008.pdf.
50. NIH Small Business Innovation Research and Small Business Technology Transfer Grants, Fiscal Years 2002-2013 Режим доступа: http://report.nih. gov/success_rates/index.aspx
51. Corporate and Individual Tax Data. Small Business Taxes & Management, 19982012, A/N Group, Inc. P. 122-136.
52. Edmiston, Kelly. "The Role of Small and Large Businesses in Economic Development." Economic Review 1 (2010): 1-93. KansasCityFed.org. Web. 25 Oct. 2013
53. Corporate and Individual Tax Data. Small Business Taxes & Management, 19982013, A/N Group, Inc. P 12-18.
54. Encyclopedia of Japan from A to Z. Режим доступа: http://www.j apantoday.ru/entsiklopediya-yaponii-ot-a-do-ya/malyy-biznes.html
55. Analysis of the experience of public policy to support small and medium-sized
businesses in Japan Режим доступа: www.roskazna.ru/mezhdunarodnoe-
sotrudnichestvo/doc/Japan-Saul. doc
56. Taxation in Japan 2014. KPMG. Режим доступа: https://www.kpmg.com/Jp/en/knowledge/article/research-report/Documents/taxation- in-j apan-201410. pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ