Введение 3
Глава 1. Теоретические условия формирования ценностных ориентаций 7
1.1 Сущность и содержание формирования ценностных ориентаций 7
1.2 Особенности усвоения ценностных ориентаций в младшем школьном
возрасте 15
1.3 Возможность использования анимации на уроках в начальной школе .... 30
Выводы по I главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте 35
2.1. Организация и этапы исследования 35
2.2. Результаты исследования ценностных ориентаций младших школьников 36
2.3 Использование анимационных фильмов для развития ценностных
ориентаций в начальной школе 43
Выводы по II главе 48
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение
Актуальность исследования. В связи с преобразованиями в обществе в соответствии с ФГОС начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания перед образовательными учреждениями поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых ценностных качеств личности младшего школьника.
Вопросы ценностей и ценностных ориентаций личности ребенка на протяжении многих веков были и остаются предметом исследования в философии, педагогике и психологии. Еще с давних времен развитие личности ребенка рассматривалось с тем, что только нравственное воспитание может обеспечить формирование у детей добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.
Воспитывать патриотические чувства уважения к замечательным традициям, утвердившимся в нашей жизни, интернационализм, трудолюбие, убедительность. Такими принципами должно руководствоваться искусство, обращенное к детскому зрителю, и, конечно мультипликация, для которой задушевный, зачастую веселый по форме разговор с молодым поколением о вещах весьма серьезных стал делом, неотъемлемым от самой ее художественной природы.
Учитывая возросший интеллектуальный уровень детского зрителя, его тягу ко всему яркому, своеобразному, фантастическому, режиссеры и художники стремятся использовать богатейшие возможности мультипликации для развития творческой фантазии, пробуждения ценнейших качеств, которые необходимы в любой сфере деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема ценностных ориентаций детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Е.М. Рахковской, М.В. Золотухиной, Л.И. Савинова.
Психолого-педагогические проблемы ценностных ориентаций младших школьников рассматриваются в исследованиях известных дидактов современного педагогического процесса: Ш.А. Амонашвили, О.С.
Богдановой, Н.М. Трофимовой и других, где подробно рассматриваются вопросы содержания, цели нравственного воспитания учащихся начальных классов, предлагаются различные критерии и показатели нравственной воспитанности, методический материал по нравственному воспитанию учащихся в учебной, игровой, внеклассной и других видах деятельности.
Отечественные психологи и педагоги, например, Н.В. Виноградова, С.В. Петерина считают, что формировать у детей нравственные качества необходимо в процессе всего периода воспитания и обучения детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Особенно значимым считается формирование нравственных качеств в дошкольном детстве и у младших школьников, так как именно в эти возрастные периоды происходит закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности: в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Поэтому важно, чтобы дети в дошкольном и младшем школьном возрасте получали только положительные поведенческие примеры.
Учить детей нравственному поведению можно с помощью художественной литературы, просмотров детских фильмов и мультфильмов. Особенно привлекают детей мультфильмы - любимое детское развлечение. Все дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, любят смотреть мультфильмы.
Исследования отечественных педагогов и психологов, таких как Н.Е. Маркова, И.Я. Медведева показывают, что мультфильмы довольно эффективное воспитательное средство: они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения. Дети часто копируют поведение и манеру речи героев мультфильмов, точно так же, как копируют поведение взрослых. Но отмечают, что мультфильмы могут быть средством развития и формирования нравственных качеств детей только при условии правильного их отбора для просмотра детьми. И.Я. Медведева считает, что с выбором мультфильма надо быть намного осторожнее, чем в выборе книги, так как зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.
Таким образом, одним из средств развития нравственного воспитания младших школьников являются мультфильмы, которые формируют нравственные чувства и нормы нравственного поведения, также способствует развитию многих высших психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти и др.
Но реализация нравственных воспитательных возможностей мультипликации возможна лишь при условии правильного выбора мультфильмов, тех, что имеют положительное влияние на психику ребенка.
Несмотря на возможность мультипликации в нравственном воспитании детей, педагоги начальной школы в своей педагогической деятельности по воспитанию нравственности у младших школьников недостаточно используют развивающий потенциал мультфильмов. Возможно, это связано с недостаточным методическим обоснованием использование мультипликации в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования состоит в необходимости методического обоснования мультфильмов как средства формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников.
Предмет: мультфильмы как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников.
Цель исследования. обосновать мультфильмы как средство формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: строится на предположении о том, что правильно подобранные мультфильмы с педагогической и психологической точки зрения способствуют формированию ценностных ориентаций. Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №75» Московского района г. Казани. Общая выборка составила: 24 учащихся 2 «А» класса и 22 учащихся 4 «А» класса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа будет полезна для учителей младшей школы при выборе программ и методов работы с детьми.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В своей работе мы пришли к следующим выводам.
Ценностные ориентации - одно из основных понятий, используемых при построении психологических концепций личностной регуляции поведения. В современных исследованиях они рассматриваются в контексте проблем психологической адаптации личности и процессов ее саморегуляции.
Продуктивность учащихся младших классов напрямую зависит от того, какие жизненные ценности у них преобладают. От этого зависит окружение ребёнка, его будущие ориентиры на дальнейшую взрослую жизнь.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» и как следствие продуктивности личности. В данном случае основу ценностной иерархии составляют такие понятия как:
- доброта
- честность
- ум
- трудолюбие.
Система ценностей составляет основу отношений личности к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Являясь содержательной стороной направленности, ценности выступают основой мировоззрения и ядром мотивационно-потребностной сферы. Становление системы ценностей начинается в раннем возрасте и непосредственно связано с личностным и жизненным самоопределением человека.
Для повышения уровня формированности ценностных ориентаций путем мультипликации нужно большое внимание уделять материалу, который будет использован для данных целей.
Также необходима работа с родителями.
Основополагающим педагогическим фактором присвоения ценностей являются знания о них. Включенные в содержание учебных предметов знания о ценностях позволяют расширить круг представлений ребенка о личностных, общественных, национальных, общечеловеческих ценностях. Анализ обязательного минимума содержания начального общего образования позволил выделить содержащуюся в нем совокупность духовных ценностей, представляющих собой интегративные понятия (человек, знание, творчество, труд, семья, Отечество, мир, культура), ориентация на которые в младшем школьном возрасте может способствовать развитию духовных потребностей личности.
Осмысление сущности, ценностей, их поиск и оценка происходит в духовно-практическом опыте личности. Ребенок, вступая во взаимодействие с миром ценностей, становится субъектом, осуществляющим деятельность по освоению, усвоению и присвоению этого мира. Отсюда, деятельность, актуализирующая личностные функции учащихся выступает вторым педагогическим фактором присвоения ценностей.
Итак, мир мультфильмов богат и безграничен. Мультфильмы могут быть прекрасным средством воспитания детей, но в тоже время могут отрицательно влиять на их психическое и личностное развитие. Предпочтение в просмотре тех или иных мультфильмов может повлиять на нравственное становление личности ребенка, формирование его характера и психологических процессов.
В своей работе мы достигли поставленной цели - обосновали мультфильмы, как средство развития ценностных ориентаций, а также подтвердили гипотезу, что мультфильмы способствуют развитию ценностных ориентаций младших школьников.
1. Абульханова-Славская, К.А. Типология активности личности в социальной психологии /К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М., 2010. - 230 с.
2. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 2006. - 400 с.
3. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебн. Пособие / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс,- 2010. - 340 с.
4. Асмолов, А.Г., Братусь, Б.С., Зейгарник, Б.В., Петровский, В.А. и др. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности/ А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А Петровский и др. // Вопросы психологии. - 2011. № 4. - С. 35-37.
5. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты / Э.Р. Ахмеджанов - М,
2006. - 320 с.
6. Бемеев, Г.С., Лобзин, В.С., Копынова, И.А. Психологическая саморегуляция / Г.С. Бемеев, В.С. Лобзин, И.А. Копынова - СПб: Медицина,
2009. - 160 с.
7. Берулаева, Г.Д. Психодиагностика умственного развития учащихся / Г.Д. Берулаева. - Новосибирск, Изд. «Центр», 2013. - 256 с.
8. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фкельдштейна / Л.И. Божович - М.: Международная педагогическая академия, 2009. - 212 с.
9. Болотова, А.К. «Временные аспекты структуры и функционирования личности»/ А.К. Болотова // Материалы III съезда РПО «Психология и культура». С.-Пб., Июнь 2003 г. (Круглый стол «Практические возможности тренинга: от индивидуального развития до личностного роста»). - 230 с.
10. Болотова, А.К. Фактор времени в переживании и преодолении ситуации социальной нестабильности / А. К. Болотова // Психология человека в условиях социальной нестабильности. - М., 2014. с. 47-62.
11. Большой толковый психологический словарь. Пер. с анг./Ребер Артур. Москва. ВЕЧЕ - АСТ. 2001. Том 1. - 464 с.
12. Васильев, В. Проектно - исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев //Народное образование №9. 2004. - С. 177 - 180.
13. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский - М., 2004.- 120 с.
14. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. Пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Г.С. Михальчин, Н.Ф. Прокина и др; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 2010. - 256 с.
15. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издат. Центр «Академия», 2011. - 320 с.
16. Воронин, А.Н. Методики диагностики свойств внимания / А.Н. Воронин // Методы психологической диагностики /Под ред. В.Н.Дружина, Т.В.Галкиной.- М., 2011. - 230 с.
17. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собр. соч. М., 1982. Т. 2. - 122 с.
18. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2 / Л.С. Выготский Вопросы общей психологии / Гл. ред. А.В.Запорожец. — М.: Педагогика, 2012. - 120 с.
19. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - Москва. АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЭКСМО - ПРЕСС. 2004, - 159 с.
20. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2010. - 942 с.
21. Гамезо, М.В., Домашенко, И.Д. Атлас по психологии: Информ. Метод. материалы к курсу «Общая психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. В. Гамезо, И.Д. Домашенко. - М.: Просвещение,
2006. -272 с.
22. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - СПБ. 2010. - 142 с.
23. Гильбух, Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии / Ю.З. Гильбух // Вопросы психологии. 2007. № 6. - С. 78.
24. Грейс, Крайг. Психология развития. Санкт - Петербург / Крайг Грейс. - Питер 7-е международное издание 2015, - 307 с.
25. Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое
пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. С.Л. Беличевой, И.А. Коробейникова. М.. 2010. - 432 с.
26. Додонов, Б.И. Потребность, отношения и направленность личности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. 2011. № 5. - С. 18-19.
27. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип./ И.В. Дубровина и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 464 с.
28. Забродин, Ю.М., Сосновский, Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский. // Вопросы психологии. 2009. № 6. - С. 100-102.
29. Зейгарник, Б.В., Холмогорова, А.Б., Мазук, Е.С. и др. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазук и др. // Психол. журн. 2014. № 2. - С. 121-123.
30. Зинченко, В. П. Проблема объективного метода в психологии / В. П. Зинченко //Вопросы философии. 2007. №7. - 230 с.
31. Зотова, О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведения / О.И. Зотова // Психология личности и образ жизни. М.: Наука,
2007. - С. 30-33.
32. Зотов, Н.Д. Личность как субъект нравственной активности / Н.Д. Зотов. - Томск, 2007. - 230 с.
33. Зотов, Н.Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления / Н.Д. Зотов. - М., 2004. - 430 с.
34. Ильин, Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Е.П. Ильин //Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 2010.- 320 с.
35. Каплунович, И.Я., Аверкин, В.Н. Чему учить? — Образному мышлению! / И.Я. Каплунович, В.Н. Аверкин // Лицейское и гимназическое образование. 2003. № 1. - С. 56.
36. Каплунович, И.Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития / И.Я. Каплунович // Педагогика 2005. № 10. - С.37 -
44.
37. Каплунович, И.Я. О различиях в мышлении мальчиков и девочек / И.Я. Каплунович // Педагогика. 2010. - С.10.
38. Каплунович, И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии. 2004. - С.12.
39. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2005. - 442 с.
40. Крутецкий, В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. Училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2006. - 352 с.
41. Крылов, А.А. Психологический учебник /А.А. Крылов. - Москва. Издательство Проспект. 2005. - 218 с.
42. Кудрявцев, И.А., Ерохина, М.Б., Лавринович, А.Н., Сафуанов, Ф.С. Некоторые психологические механизмы / И.А. Кудрявцев, М.Б. Ерохина, А.Н. Лавринович, Ф.С. Сафуанов // Психические расстройства. М.: ВНИИОСП им. В.П. Сербского, 2004.- С. 99-102.
43. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. - М., 2004. - 125 с.
44. Меерович, М., Шрагина, Л. Управляемое воображение / М. Меерович, Л. Шрагина //Народное образование. 2005. № 9. - С. 141-142.
45. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов ВПУЗ: Кн.1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. - 2006. - 688с.
46. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3 Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2005. - 512 с.
47. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
48. Несменов Р.С. Психология: учебник для студентов высшей
педагогических учебных заведений: ВЗКН: Кн.3; Экспериментальная
педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. - М: Просвещение: ВЛАДОС,2005. - 512с.
49. Общая психология: Курс лекций для первой степени
педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 448 с.
50. Панферов, В.Н. Психология человека / В.Н. Панферов - СПб: Издательство В. А. Михайлова, 2006. - 159с.
51. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.Г. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2005. - 500 с.
52. «Проблема описания психических состояний» //Психические состояния /Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. СПб., Питер. 2005. - 142 с.
53. Психические состояния / Сост. И общая редакция Л.В. Куликова, - СПб: изд-во «Питер», 2004 - 512с.
54. Психологические тесты /Под. Ред. А.А. Карелина: в 2т.-М: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.Т1. - 230 с.
55. Психология психических состояний /под. Ред. Прохорова А.О., Казань, 2004. - 230 с.
56. Психология. Учебник. - М.: «ПРОСПЕКТ», 2006. - 584 с.
57. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питерком, 2005 - 720с.
58. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - СПб., 2006. - 900 с.
59. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко - Санкт-Петербург: Социально-психологический центр, 2006.-347с.
60. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский- Ярославль: «Академия развития», 2006. - 192 с.
61. Симонов, П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П.В. Симонов. - М: Наука, 2004.-141с.
62. Соколов, Э.В. Культура и личность / Э.В. Соколов - М., 2005. - 230 с.
63. Способности и склонности: Комплексные исследования. - М.; Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 734 с.
64. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - М., 2005. - 120 с.
65. Фельдштейн, Д.И. Психология становления Личности / Д.И. Фельдштейн. - М., 1994. - 124 с.
66. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 368 с.
67. Франселла, Ф., Баннистер, Д. Новый метод исследования личности / Ф.Франселла, Д. Баннистер. - М.: Прогресс, 2007. - 340 с.
68. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин. - М.; Издательство ВЛАДОС, 2005. - 544с.
69. Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личностей / В.Э. Чудновский. - М.; Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 324 с.
70. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. - М., 1994. - 230 с.