ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АНИМАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические условия формирования ценностных ориентаций 7
1.1 Сущность и содержание формирования ценностных ориентаций 7
1.2 Особенности усвоения ценностных ориентаций в младшем школьном
возрасте 15
1.3 Возможность использования анимации на уроках в начальной школе .... 30
Выводы по I главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте 35
2.1. Организация и этапы исследования 35
2.2. Результаты исследования ценностных ориентаций младших школьников 36
2.3 Использование анимационных фильмов для развития ценностных
ориентаций в начальной школе 43
Выводы по II главе 48
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение
Глава 1. Теоретические условия формирования ценностных ориентаций 7
1.1 Сущность и содержание формирования ценностных ориентаций 7
1.2 Особенности усвоения ценностных ориентаций в младшем школьном
возрасте 15
1.3 Возможность использования анимации на уроках в начальной школе .... 30
Выводы по I главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте 35
2.1. Организация и этапы исследования 35
2.2. Результаты исследования ценностных ориентаций младших школьников 36
2.3 Использование анимационных фильмов для развития ценностных
ориентаций в начальной школе 43
Выводы по II главе 48
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение
Актуальность исследования. В связи с преобразованиями в обществе в соответствии с ФГОС начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания перед образовательными учреждениями поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых ценностных качеств личности младшего школьника.
Вопросы ценностей и ценностных ориентаций личности ребенка на протяжении многих веков были и остаются предметом исследования в философии, педагогике и психологии. Еще с давних времен развитие личности ребенка рассматривалось с тем, что только нравственное воспитание может обеспечить формирование у детей добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.
Воспитывать патриотические чувства уважения к замечательным традициям, утвердившимся в нашей жизни, интернационализм, трудолюбие, убедительность. Такими принципами должно руководствоваться искусство, обращенное к детскому зрителю, и, конечно мультипликация, для которой задушевный, зачастую веселый по форме разговор с молодым поколением о вещах весьма серьезных стал делом, неотъемлемым от самой ее художественной природы.
Учитывая возросший интеллектуальный уровень детского зрителя, его тягу ко всему яркому, своеобразному, фантастическому, режиссеры и художники стремятся использовать богатейшие возможности мультипликации для развития творческой фантазии, пробуждения ценнейших качеств, которые необходимы в любой сфере деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема ценностных ориентаций детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Е.М. Рахковской, М.В. Золотухиной, Л.И. Савинова.
Психолого-педагогические проблемы ценностных ориентаций младших школьников рассматриваются в исследованиях известных дидактов современного педагогического процесса: Ш.А. Амонашвили, О.С.
Богдановой, Н.М. Трофимовой и других, где подробно рассматриваются вопросы содержания, цели нравственного воспитания учащихся начальных классов, предлагаются различные критерии и показатели нравственной воспитанности, методический материал по нравственному воспитанию учащихся в учебной, игровой, внеклассной и других видах деятельности.
Отечественные психологи и педагоги, например, Н.В. Виноградова, С.В. Петерина считают, что формировать у детей нравственные качества необходимо в процессе всего периода воспитания и обучения детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Особенно значимым считается формирование нравственных качеств в дошкольном детстве и у младших школьников, так как именно в эти возрастные периоды происходит закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности: в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Поэтому важно, чтобы дети в дошкольном и младшем школьном возрасте получали только положительные поведенческие примеры.
Учить детей нравственному поведению можно с помощью художественной литературы, просмотров детских фильмов и мультфильмов. Особенно привлекают детей мультфильмы - любимое детское развлечение. Все дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, любят смотреть мультфильмы.
Исследования отечественных педагогов и психологов, таких как Н.Е. Маркова, И.Я. Медведева показывают, что мультфильмы довольно эффективное воспитательное средство: они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения. Дети часто копируют поведение и манеру речи героев мультфильмов, точно так же, как копируют поведение взрослых. Но отмечают, что мультфильмы могут быть средством развития и формирования нравственных качеств детей только при условии правильного их отбора для просмотра детьми. И.Я. Медведева считает, что с выбором мультфильма надо быть намного осторожнее, чем в выборе книги, так как зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.
Таким образом, одним из средств развития нравственного воспитания младших школьников являются мультфильмы, которые формируют нравственные чувства и нормы нравственного поведения, также способствует развитию многих высших психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти и др.
Но реализация нравственных воспитательных возможностей мультипликации возможна лишь при условии правильного выбора мультфильмов, тех, что имеют положительное влияние на психику ребенка.
Несмотря на возможность мультипликации в нравственном воспитании детей, педагоги начальной школы в своей педагогической деятельности по воспитанию нравственности у младших школьников недостаточно используют развивающий потенциал мультфильмов. Возможно, это связано с недостаточным методическим обоснованием использование мультипликации в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования состоит в необходимости методического обоснования мультфильмов как средства формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников.
Предмет: мультфильмы как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников.
Цель исследования. обосновать мультфильмы как средство формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: строится на предположении о том, что правильно подобранные мультфильмы с педагогической и психологической точки зрения способствуют формированию ценностных ориентаций. Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №75» Московского района г. Казани. Общая выборка составила: 24 учащихся 2 «А» класса и 22 учащихся 4 «А» класса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа будет полезна для учителей младшей школы при выборе программ и методов работы с детьми.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Вопросы ценностей и ценностных ориентаций личности ребенка на протяжении многих веков были и остаются предметом исследования в философии, педагогике и психологии. Еще с давних времен развитие личности ребенка рассматривалось с тем, что только нравственное воспитание может обеспечить формирование у детей добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.
Воспитывать патриотические чувства уважения к замечательным традициям, утвердившимся в нашей жизни, интернационализм, трудолюбие, убедительность. Такими принципами должно руководствоваться искусство, обращенное к детскому зрителю, и, конечно мультипликация, для которой задушевный, зачастую веселый по форме разговор с молодым поколением о вещах весьма серьезных стал делом, неотъемлемым от самой ее художественной природы.
Учитывая возросший интеллектуальный уровень детского зрителя, его тягу ко всему яркому, своеобразному, фантастическому, режиссеры и художники стремятся использовать богатейшие возможности мультипликации для развития творческой фантазии, пробуждения ценнейших качеств, которые необходимы в любой сфере деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема ценностных ориентаций детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Е.М. Рахковской, М.В. Золотухиной, Л.И. Савинова.
Психолого-педагогические проблемы ценностных ориентаций младших школьников рассматриваются в исследованиях известных дидактов современного педагогического процесса: Ш.А. Амонашвили, О.С.
Богдановой, Н.М. Трофимовой и других, где подробно рассматриваются вопросы содержания, цели нравственного воспитания учащихся начальных классов, предлагаются различные критерии и показатели нравственной воспитанности, методический материал по нравственному воспитанию учащихся в учебной, игровой, внеклассной и других видах деятельности.
Отечественные психологи и педагоги, например, Н.В. Виноградова, С.В. Петерина считают, что формировать у детей нравственные качества необходимо в процессе всего периода воспитания и обучения детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Особенно значимым считается формирование нравственных качеств в дошкольном детстве и у младших школьников, так как именно в эти возрастные периоды происходит закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности: в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Поэтому важно, чтобы дети в дошкольном и младшем школьном возрасте получали только положительные поведенческие примеры.
Учить детей нравственному поведению можно с помощью художественной литературы, просмотров детских фильмов и мультфильмов. Особенно привлекают детей мультфильмы - любимое детское развлечение. Все дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, любят смотреть мультфильмы.
Исследования отечественных педагогов и психологов, таких как Н.Е. Маркова, И.Я. Медведева показывают, что мультфильмы довольно эффективное воспитательное средство: они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения. Дети часто копируют поведение и манеру речи героев мультфильмов, точно так же, как копируют поведение взрослых. Но отмечают, что мультфильмы могут быть средством развития и формирования нравственных качеств детей только при условии правильного их отбора для просмотра детьми. И.Я. Медведева считает, что с выбором мультфильма надо быть намного осторожнее, чем в выборе книги, так как зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.
Таким образом, одним из средств развития нравственного воспитания младших школьников являются мультфильмы, которые формируют нравственные чувства и нормы нравственного поведения, также способствует развитию многих высших психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти и др.
Но реализация нравственных воспитательных возможностей мультипликации возможна лишь при условии правильного выбора мультфильмов, тех, что имеют положительное влияние на психику ребенка.
Несмотря на возможность мультипликации в нравственном воспитании детей, педагоги начальной школы в своей педагогической деятельности по воспитанию нравственности у младших школьников недостаточно используют развивающий потенциал мультфильмов. Возможно, это связано с недостаточным методическим обоснованием использование мультипликации в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования состоит в необходимости методического обоснования мультфильмов как средства формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников.
Предмет: мультфильмы как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников.
Цель исследования. обосновать мультфильмы как средство формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: строится на предположении о том, что правильно подобранные мультфильмы с педагогической и психологической точки зрения способствуют формированию ценностных ориентаций. Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №75» Московского района г. Казани. Общая выборка составила: 24 учащихся 2 «А» класса и 22 учащихся 4 «А» класса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа будет полезна для учителей младшей школы при выборе программ и методов работы с детьми.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В своей работе мы пришли к следующим выводам.
Ценностные ориентации - одно из основных понятий, используемых при построении психологических концепций личностной регуляции поведения. В современных исследованиях они рассматриваются в контексте проблем психологической адаптации личности и процессов ее саморегуляции.
Продуктивность учащихся младших классов напрямую зависит от того, какие жизненные ценности у них преобладают. От этого зависит окружение ребёнка, его будущие ориентиры на дальнейшую взрослую жизнь.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» и как следствие продуктивности личности. В данном случае основу ценностной иерархии составляют такие понятия как:
- доброта
- честность
- ум
- трудолюбие.
Система ценностей составляет основу отношений личности к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Являясь содержательной стороной направленности, ценности выступают основой мировоззрения и ядром мотивационно-потребностной сферы. Становление системы ценностей начинается в раннем возрасте и непосредственно связано с личностным и жизненным самоопределением человека.
Для повышения уровня формированности ценностных ориентаций путем мультипликации нужно большое внимание уделять материалу, который будет использован для данных целей.
Также необходима работа с родителями.
Основополагающим педагогическим фактором присвоения ценностей являются знания о них. Включенные в содержание учебных предметов знания о ценностях позволяют расширить круг представлений ребенка о личностных, общественных, национальных, общечеловеческих ценностях. Анализ обязательного минимума содержания начального общего образования позволил выделить содержащуюся в нем совокупность духовных ценностей, представляющих собой интегративные понятия (человек, знание, творчество, труд, семья, Отечество, мир, культура), ориентация на которые в младшем школьном возрасте может способствовать развитию духовных потребностей личности.
Осмысление сущности, ценностей, их поиск и оценка происходит в духовно-практическом опыте личности. Ребенок, вступая во взаимодействие с миром ценностей, становится субъектом, осуществляющим деятельность по освоению, усвоению и присвоению этого мира. Отсюда, деятельность, актуализирующая личностные функции учащихся выступает вторым педагогическим фактором присвоения ценностей.
Итак, мир мультфильмов богат и безграничен. Мультфильмы могут быть прекрасным средством воспитания детей, но в тоже время могут отрицательно влиять на их психическое и личностное развитие. Предпочтение в просмотре тех или иных мультфильмов может повлиять на нравственное становление личности ребенка, формирование его характера и психологических процессов.
В своей работе мы достигли поставленной цели - обосновали мультфильмы, как средство развития ценностных ориентаций, а также подтвердили гипотезу, что мультфильмы способствуют развитию ценностных ориентаций младших школьников.
Ценностные ориентации - одно из основных понятий, используемых при построении психологических концепций личностной регуляции поведения. В современных исследованиях они рассматриваются в контексте проблем психологической адаптации личности и процессов ее саморегуляции.
Продуктивность учащихся младших классов напрямую зависит от того, какие жизненные ценности у них преобладают. От этого зависит окружение ребёнка, его будущие ориентиры на дальнейшую взрослую жизнь.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» и как следствие продуктивности личности. В данном случае основу ценностной иерархии составляют такие понятия как:
- доброта
- честность
- ум
- трудолюбие.
Система ценностей составляет основу отношений личности к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Являясь содержательной стороной направленности, ценности выступают основой мировоззрения и ядром мотивационно-потребностной сферы. Становление системы ценностей начинается в раннем возрасте и непосредственно связано с личностным и жизненным самоопределением человека.
Для повышения уровня формированности ценностных ориентаций путем мультипликации нужно большое внимание уделять материалу, который будет использован для данных целей.
Также необходима работа с родителями.
Основополагающим педагогическим фактором присвоения ценностей являются знания о них. Включенные в содержание учебных предметов знания о ценностях позволяют расширить круг представлений ребенка о личностных, общественных, национальных, общечеловеческих ценностях. Анализ обязательного минимума содержания начального общего образования позволил выделить содержащуюся в нем совокупность духовных ценностей, представляющих собой интегративные понятия (человек, знание, творчество, труд, семья, Отечество, мир, культура), ориентация на которые в младшем школьном возрасте может способствовать развитию духовных потребностей личности.
Осмысление сущности, ценностей, их поиск и оценка происходит в духовно-практическом опыте личности. Ребенок, вступая во взаимодействие с миром ценностей, становится субъектом, осуществляющим деятельность по освоению, усвоению и присвоению этого мира. Отсюда, деятельность, актуализирующая личностные функции учащихся выступает вторым педагогическим фактором присвоения ценностей.
Итак, мир мультфильмов богат и безграничен. Мультфильмы могут быть прекрасным средством воспитания детей, но в тоже время могут отрицательно влиять на их психическое и личностное развитие. Предпочтение в просмотре тех или иных мультфильмов может повлиять на нравственное становление личности ребенка, формирование его характера и психологических процессов.
В своей работе мы достигли поставленной цели - обосновали мультфильмы, как средство развития ценностных ориентаций, а также подтвердили гипотезу, что мультфильмы способствуют развитию ценностных ориентаций младших школьников.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭГОИЗМА У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ (2 КЛАСС)
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПЕРЕДАЧИ СТАТИКИ И ДИНАМИКИ ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ КОМИКСА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2015 - Патриотическое воспитание детей младшего школьного
возраста на внеклассных занятиях по киноискусству
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по киноискусству
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Развитие коммуникативных умений и навыков первоклассников на основе инсценирования сказок в процессе внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - Развитие личностной сферы одаренных детей с помощью мульттерапии (Бурятский государственный университет)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



