Введение 3
1. Теоретические основы управления торгово-технологическим процессом 6
1.1 Понятие, сущность и принципы организации торгово-технологического
процесса 6
1.2 Методы рациональной организации торгово-технологического процесса
на предприятии 14
1.3 Управление количеством и качеством реализуемых товаров, как часть
торгово-технологического процесса 22
2. Анализ торгово-технологического процесса в Камско-Устьинском
районном потребительском обществе 31
2.1 Экономико-организационная характеристика предприятия 31
2.2 Анализ финансового состояния 40
2.3 Анализ практики планирования и организации торгово-технологического
процесса на предприятии 49
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления торгово -
технологическим процессом в Камско-Устьинском районном потребительском обществе 61
3.1 Моделирование рационального торгового процесса 61
3.2 Мероприятия по совершенствованию планирования и организации
торгово-технологического процесса 67
3.3 Экономического обоснования предложенных мероприятий 76
Заключение 85
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Развитие
современной торговли характеризуется нарастающей конкуренцией среди предприятий и организаций отрасли. Оптимизация
процесса товародвижения сегодня становится необходимым условием повышения конкурентоспособности торгового предприятия. Одной из главных задач, стоящих перед торговлей, является снижение затрат на доведение товаров до конечного потребителя, что достигается совершенствованием организационно-технологических процессов как во всей системе товародвижения, так и в отдельных ее звеньях. Решение этой задачи создает предпосылки снижения цен на товары.
В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания.
Завершающей стадией процесса товародвижения является торгово-технологический процесс в розничной торговой организации. В связи с развитием рыночных отношений немаловажное значение имеет более рациональная организация розничной торговли с целью удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли торговыми организациями, расширения ассортимента предлагаемых товаров и улучшения их качества, совершенствования процессов, связанных с торговлей. Так, торгово-технологический процесс в розничной торговой организации является неотъемлемой частью организации торговли в целом. Торгово-технологический процесс в розничной торговой организации представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и
технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера розничной торговой организации и других факторов.
Изложенные выше аргументы свидетельствуют об актуальности темы работы и представляют ее большую экономическую и социальную значимость для всего научно-хозяйственного комплекса, особенно для отрасли торговли.
Степень научной разработанности проблемы. В создании теоретического базиса организации товаропроводящих цепей, определении закономерностей развития, выявлении их роли в экономическом развитии хозяйствующих субъектов существенный вклад внесли такие ученые, как В. П. Алферьев, Н. В. Афанасьева, Г. JL Багиев, В.Г. Бурмистров, JI. П. Дашков, К. В. Инютина, О. А. Новиков, В. К. Памбухчиянц, Ф. Г. Панкратов и ряд других авторов. Проблемы оптимизации процесса товародвижения отражены в работах А. У. Альбекова, Б. А. Аникина, А. М. Гаджинского, Е. А. Голикова, М. П. Гордона, О. А. Мить-ко, С. Н. Нагловского, В. И. Степанова. Складские системы, рассматриваемые в ключе настоящей работы, исследованы И.Д. Барчуком, О.Б. Маликовым, А.К. Пашковым, Ю.Н. Поляриным и другими отечественными учеными.
Объектом данной работы является управление торгово-технологическими процессами на предприятиях розничной торговли.
Предметом данной работы является характеристика управления торгово-технологическими процессами на предприятиях розничной торговли.
Целью данной работы является выявление характеристик организации управления технологическими процессами на предприятиях розничной торговли.
В связи с данной целью, поставлены задачи:
-рассмотреть теоретико-методологические основы управления торгово-технологическими процессами на предприятиях розничной торговли -провести анализ управления технологическими процессами на предприятиях розничной торговли
-разработать направления совершенствования технологических процессов на предприятии розничной торговли (на примере Камско-Устьинского Райпо) Теоретической и методологической основой исследования послужили отдельные положения экономической теории, публикации отечественных и зарубежных экономистов, затрагивающие проблемы развития и эффективности торговой отрасли и, в частности, розничного технологического процесса.
Информационную базу исследования составили: законодательные акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской
В работе использовались методы системного анализа, сравнительного анализа.
Объем и структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В ходе выполнения данной работы были рассмотрены теоретические аспекты организации и управления торгово-технологическими процессами в розничной торговле, а также возможные стратегии продвижения. Также были рассмотрены понятия «торговый процесс», «технологический процесс», «розничная торговля», «продажа товаров» определены их значимость в розничной торговле.
Были предложены рекомендации по выбору маркетинговых инструментов в соответствии с целями, которые преследует торговорозничное предприятие на этапах жизненного цикла продукции.
Во второй главе была представлена характеристика исследуемого предприятия Камско-Устьинское Райпо, был проведен анализ существующей системы продвижения.
Было выявлено, что КамскоУстьинское Райпо находится на этапе роста согласно концепции жизненного цикла продукции. Анализ существующей программы продвижения была рассмотрена с точки зрения предложенных рекомендаций.
Стратегия продвижения продукции собственного производства рассматривалась на стадии роста согласно концепции жизненного цикла продукции. Были предложены инструменты товарной политики и коммуникативной политики. В частности были предложены такие инструменты, как наружная реклама, а также различные варианты стимулирования сбыта.
Розничная торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, которая выполняет и социальные и экономические задачи.
Деятельность розничных организаций по торговому обслуживанию включает ряд торгово-технологических операций, находящихся в тесной зависимости друг от друга, реализация каждой из которых способствует достижению общей цели - удовлетворению спроса населения в товарах и услугах при одновременном обеспечении рентабельной работы.
Рациональный режим работы розничной торговой организации отвечает следующим требованиям:
• учитываются особенности населенного пункта, режим трудового дня рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, контингент обслуживаемого населения, сезонность торговли;
• соответствует интенсивности движения потока покупателей;
• способствует повышению качества торгового обслуживания.
Торгово-технологический процесс состоит из операций, которые
делятся на:
• операции с товарами до предложения их покупателям;
• операции, связанные с обслуживанием покупателей;
• дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
При организации торгово-технологического процесса учитываются все основные нормы и правила, обеспечивающие его эффективную работу.
Приемка товаров осуществляется в соответствии с инструкциями, Гражданским кодексом Российской Федерации и договором поставки.
Хранение продуктов организовано в специальных складских помещениях, с учетом оптимальных режимов хранения, соблюдением правил товарного соседства.
Все товары перед подачей в торговый зал подготавливают к продаже. Выполнение этого требования способствует ускорению отпуска товаров, росту производительности труда персонала и повышению эффективности работы розничной торговой организации.
Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал розничной торговой организации, где их выкладывают на торгово- технологическом оборудовании, при этом используется комбинированная система выкладки товаров.
Завершающей стадией торгово-технологического процесса является продажа товаров.
Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. При организации рабочих мест должно соблюдаться требования технической эстетики и оформления интерьера, санитарно-гигиенические условия труда, что способствует улучшению условий труда работников и повышению культуры обслуживания покупателей.
В современных условиях предприятие торговли ориентировано не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности. Для того, чтобы розничная торговая организация успешно функционировала, необходимо проводить глубокий анализ его экономических показателей.
Так как в современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности, для повышения эффективности работы необходимо совершенствовать его торгово-технологический процесс. Особое внимание необходимо уделять тем показателям, по которым наблюдается отрицательная тенденция развития.
Для того, чтобы обеспечить более рациональное осуществление торгово-технологического процесса необходимо постоянно его совершенствовать.
Основными направлениями совершенствования торгово- технологического процесса являются:
экономия издержек обращения розничной торговой организации;
повседневное управление товарными запасами;
механизация и автоматизация ручного труда;
совершенствование ассортиментной политики розничной торговой организации;
проведение учета неудовлетворенного спроса покупателей;
проведение мероприятий по стимулированию продаж; расширение сферы дополнительных услуг; внедрение современных методов продажи товаров.
Для повышения эффективности деятельности и привлечения большего числа покупателей необходимо проводить стимулирование продажи товаров, целью которого являются:
увеличение числа покупателей (в том числе и постоянных), а также количества приобретаемых ими товаров; ускорение товарооборачиваемости; устранение излишних товарных запасов; увеличение оборота розничной торговли.
В правильно организованном торговом зале покупателю должны быть максимально комфортно, а розничная торговая организация при этом должна приносить максимальную прибыль.
Для коммерческого успеха современная розничная торговая организация должна быть достаточно респектабельной и одновременно демократичной. Разумеется, в розничной торговой организации должно быть тепло и светло, но самое главное - в одном торговом зале покупатель должен обнаружить все, что ему может пригодиться.
Чем комфортнее будут чувствовать себя покупатели в розничной торговой организации, тем продолжительнее для них будет пребывание в торговом зале.
1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей от 7 февраля 1992 г., с поправками, внесенными от 25 октября 2007 г. N 234.
2. ГОСТ Р 51303 99. Торговля. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 2004.
3. ГОСТ Р 51304-99. Услуги розничной торговли. М.: Изд-во стандартов, 2004.
4. Г ражданский Кодекс Российской Федерации. - СПС «Г арант».
5. Налоговый кодекс РФ. - СПС «Г арант».
6. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 2005. - 507 с.
7. Баканов М.И. Экономический анализ в торговле в торговле. М.: Финансы и статистика, 2014. - 340 с.
8. Бланк И.А. Торговый менеджмент. К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса , 2012. - 408с.
9. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. М.: ЭКМОС , 2012. - 416 с.
10. Воронин В.П. Повышение комфортности торговых услуг. В.П. Воронин - М.: Издательство Воронежского ун-та , 2014. - 375 с.
11. Доблаев В.Л. Теоретические и институционные проблемы Социологические исследования. 2010. № 4. С. 43-53.
12. Грженский Л.М. Управление качеством торгового обслуживания. М.: Экономика, 2014 - 56 с.
13. Губерной К.М. Социально-экономическая роль торговли и закономерности повышения эффективности. М.: Высш. Шк., 2010. - 296 с.
14. Гончаров П.Г. и др. Организация торговли продовольственными товарами. М.: Экономика, 2014 - 231 с.
15. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Л.И. Кравченко М.; Высшая школа, 2014. - 271 с.
16. Конспект лекций. Основы менеджмента/ Гольдштейн Г.Я. М.: Таганрог: ТРТУ, 2008 150 с.
17. Кондрашов П.Д., Таривердиев Л.А. Совершенствование организации торговли. М.: Экономика ,2014 - 273 с.
18. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента; Учеб. пособие. 5-е изд., стереотип. М.; Новое знание, 2014. - 336 с.
19. Картер Г. Эффективная реклама.Пер. с англ. М: Прогресс,2010 - 105 с.
20. Котунов Р.В Обслуживание клиентов как конкурентное преимущество Р.В Котунов. М.: 2010 - 86 с.
21. Марчук Ф.Л. Как повысить эффективность управления торговлей. М.: Экономика, 2014. - 197 с.
22. Методы эффективной торговли. Опыт «Лучшей торговой фирмы года». М.: Экономика, 2010 - 245 с.
23. Николаева Т.И. Торговли потребительскими товарами: проблемы
развития и совершенствования Т.И. Николаева М.: Екатеринбург, 2010 - 240
24. Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка Т.И. Николаева М.: Екатеринбург, 2010 - 168 с.
25. Повышение качества обслуживания покупателей - важнейшее направление деятельности персонала в розничной торговле «Управление персоналом», 2010 - № 8.
26. Панкратов Ф.Г. и др. Организация, технологи и проектирование торговых предприятий; Учеб. пособие. М.; ИТК «Дашков и. Ко», 2008. - 334 с.
27. Памбухчиянц В.И. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений -2-е изд М.: ИВЦ 2005 - 320 с.
28. Румянцева З.П Общее управление организацией; принципы и процессы. - М.; ИНФРА М, 2014. - 312 с.
29. Саливан М. Маркетинг в розничной торговле. М. Саливан - СПб.: «Нева», 2012. - 126 с.
30. Самсонов Л.А. Качество обслуживания - социально-экономический аспект. Московский рабочий. - № 8. - 2010 - 36 с.
31. Третьяк В. Фирма как субъект отраслевого рынка. М.: РЭЖ. - 2013. - с. 53 - 61.
32. Ушакова Н.И., Белфй А.Б. Социально-экономическая эффективность торговли: критерии и показателей. М.: Высш. Школа, 2012 - 299 с.
33. Уткин Э.А., Кочеткова В.И. Деловые отношения с покупателями. Учеб. пособие. М.: ЭКМОС, 2012 - 272 с.
34. Чкалова О. Пути оптимизации размещения торговли в мегаполисах. М.: Экономист. 2014. - 96 с.
35. Храмов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. АО Форум. М.: Петрозаводск, 2010. - 186 с.
36. Штаффельбах Б. Теоретические основы и функции экономики персонала Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 5. С.106
37. Фомичев А.Н. Административный менеджмент: Учеб. пособие, 2-е изд. М.: ИТК «Дашков и К», 2014. - 228 с.
38. Фельдман И.М. Организации торговли продовольственными товарами. Учеб. пособие. М.: Экономика, 2014. - 366 с.
39. Независимый консультант. Онлайн калькулятор выборки http: surin.marketolog.bizcalculator.htm
40. Электронная библиотека. http:www.aup.ru
41. Экономический Интернет-журнал. http:nbene.narod.ru/comm/fcomm4.htm