Введение 3
Глава 1. Гражданское воспитание в процессе перехода в системе
дошкольного начального образования 6
1.1 Цели и задачи гражданского воспитания 6
1.2. Содержание гражданского воспитания в начальной школе 9
1.3. Методы и формы гражданского воспитания 10
1.4 Основные направления и результаты гражданского воспитания в дошкольном возрасте по авторской программе "Воспитание маленького
гражданина” (для детей 3-5 лет) 13
Глава 2 Основные проблемы и способы обеспечения преемственности гражданского воспитания в ДОУ и начальной ступени образования....19
2.1 Программы гражданского воспитания в среднем и старшем дошкольном
возрасте 19
2.2 Программа гражданского воспитания «Я - гражданин России», ее
задачи и планируемые результаты 26
2.3 Особенности реализации программы «Я - гражданин России» с
учащимися первого класса 32
2.4 Анализ преемственности и педагогические условия обеспечения
преемственности 35
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение 47
Актуальность исследования. Воспитание наряду с обучением является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно- нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.
В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально - ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служит единой цели: целостному развитию личности школьника.
Гражданское воспитание личности ребенка - одна из самых важных задач современной школы. Это закономерно, потому что в жизни нашего общества все более возрастает роль гражданских начал.
Роль образования и воспитания учащихся на современном этапе развития России определяется ее задачами перехода к демократическому правовому государству.
Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебно - воспитательного процесса, между тем его реализация призвана повысить эффективность решения школой воспитательных задач. Усиление воспитывающей функции учебных дисциплин согласуется со стратегией модернизации школьного образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования.
Одной из важнейших социально политических задач является формирование гражданского общества. Процесс этот тесно связан с формированием правовой системы в стране, демократическим обновлением
законодательства как правовой основы деятельности гражданского сообществами]
Условием успешности осуществляемой правовой реформы является формирование гражданского самосознания, конструктивных способов гражданско - правового взаимодействия человека с государством. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие чувством развитой ответственности за судьбу страны.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется необходимостью обеспечения преемственности гражданского воспитания в системе ДОУ и начальном образовании.
Цель выпускной квалификационной работы: определить основные проблемы и способы обеспечения преемственности гражданского воспитания в ДОУ и начальной ступени образования.
Из этого следуют задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить педагогическую, методическую литературу посвященную, проблемам гражданского воспитания;
2. Определить цели, задачи, содержание, методы и формы
гражданского воспитания в начальной школе;
3. Выявить цели и задачи правового воспитания как одного из разделов гражданского воспитания в начальной школе;
4. Обобщить опыт работы учителей начальной школы по правовому воспитанию.
5. Определить цели, задачи, содержание, методы и формы
гражданского воспитания в ДОУ, на начальной ступени образования.
6. Выявить основные способы обеспечения преемственности гражданского воспитания в ДОУ и начальной ступени образования
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс в ДОУ и начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия обеспечения
преемственности гражданского воспитания в ДОУ и начальной ступени образования.
Методы исследования:
1.изучение и анализ теоретических работ по гражданскому воспитанию;
2.обобщение педагогического опыта.
Гражданское воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Воспитание гражданина уходит своими корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе личную свободу и уважение государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство патриотических чувств
Из целей гражданского воспитания следуют его задачи:
- воспитание нравственного сознания, прочных нравственных убеждений;
- воспитание нравственных чувств, направленных на осознание подрастающим поколением своего отношения к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям;
- обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;
- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формирование гуманистического мировоззрения, способного к познанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Реализация целей и задач гражданского воспитания возможна в общеобразовательном учреждении лишь при наличии целостной системы воспитания, которая включает 3 этапа, соответствующих периодам:
- начальной школы (1-4 класс);
- основной школы (5-9 классы);
- полной средней общей школы (10-11 классы).
Целостность системы обеспечивается единством правовых и нравственных идей, преемственностью гражданского воспитания на каждом
из этапов.
Гражданственность является стержневым качеством любого человека. Она сочетает в себе как патриотизм, так и правовую воспитанность личности.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы гражданского воспитания.
Зная цели, задачи, содержание, методы и формы гражданского воспитания, педагог может вести целенаправленную работу гражданского воспитания обучающихся.
Осуществление целей гражданского воспитания требует системного подхода в плане интеграции урочной и неурочной деятельности. Весь образовательный процесс призван служить гражданской социализации личности.
Проблема повышения гражданской воспитанности школьников сложна и многообразна. Лишь систематическое воспитание с начала поступления ребенка в школу позволит вырастить истинного гражданина страны.
Воспитание гражданина актуально в наше время. Реализация системы гражданского воспитания в школе влияет на формирование личности, у которой формируется своя позиция гражданина РФ. Интегрированные курсы гражданского и правового образованию и воспитания уже в начальной школе позволяют воспитывать человека, знающего свои гражданские права и обязанности, любящего Родину.
1. Азбука нравственного воспитания./ Под ред. И.А.Каирова.- М.; Просвещение, 1975.
10. Горбунов Л.М. Ответы на незаданные вопросы, или Давайте жить дружно. - Иркутск: Вост.-Сиб. книжн. изд-во, 1991.
11. Гражданское образование в Российской школе / Сост: Т.И. Тюляева. - М.; ООО «Издательство АСТрель», 2003.
12. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Нач.школа. 1-4 кл.- М.: «Вако», 2003.
13. Дружинина И. Правовое образование в начальных классах // Учитель. - 2001.- №5, с 5-8.
14. Изменения в исследовании проблемного воспитания.- Тарту, 1993.
15. История Древней Греции: Учебн. для вузов/ Под ред. В. И. Кузищина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1994.
16. Данилов О.Д. Именем Закона! Научно-худ. книга. - Л.: Дет.лит,
1990.
17. Заулошнов А.А. Методическое пособие по основам государства и права. М.: Учитель, 1996.
18. Караковский В.А. Воспитай гражданина.- М.: Моск.рабочий, 1987.
19. Караковский В.А. Стать человеком. - М.: Моск.рабочий, 1993.
2. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека: - М.; Вита-Пресс, 1995.
20. Коменский Я.А. Великая дидактика.- Избр.пед.соч.- М.; Учпедгиз,
1955.
21. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед.ин-тов М., Просвещение, 1982.
22. Никитин А.Ф. Словарь-справочник по праву.- М.: Акалис, 1995.
23. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. - М., 1993.
24. Никитин А.Ф. Хрестоматия по курсу «Права человека».- М., 1993.
25. Нойер Г. Второе рождение: О воспитании в повседневной жизни. Пер.с нем. - М.: Педагогика, 1981.
26. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: Педагогика, 1989.
27. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.
28. Пидкасистый П.И. . Педагогика.- М.: Владос,
29. Подласый И.П. Педагогика начальной школы.: Учеб.пособие для студ. пед.колледжей.- М.: Владос, 2000.
3. Аронов А.А. Военно-патриотическое воспитание.- М., Просвещение,
1989.
30. Система правового образования в школе и воспитания гражданина России. 1 этап. - нач.школа./ Сост.Н.И. Элиасберг.- СПБ: Спецлит-ра, 1999.
31. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина.- М., 1983.
32. Сухомлинский В.А. О воспитании.- М.: Просвещение, 1985.
33. Толок Л.А. На уроках чувствую себя свободно, уверенно... // Начальная школа. - 2001. - N7.-C54-55
34. Усачев А. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. - М.: МНПП Ангстрем, 1993.
35. Ушинский К.Д. О народности в общественном образовании. - Собр. соч.: М.- Л.: изд-во АПН РСФСР, 1948, т.2.
36. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. - М., 1985.
37. Флегентова Л.А. Природа и мы // Начальная школа. - 2001. - N7.-
С.60-
38. Чипенюк А.В. Урок истории на тему "Древние славяне" // Начальная школа. - 2001. - N7.-C9-11
39. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. - М.: Вита-Пресс, 1995.
4. Баранов С.П. и др. Педагогика. - М.; Просвещение, 1987.
40. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. - М.: Вита-Пресс, 1995.
41. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.
42. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
43. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
44. Всемирная история: эллинистический период.том 4. - М.: Литература, 1997.
45. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика.-М.: Педагогика, 1980.
46. Гаврилов Э.П., Гуреев В.И. Основы правовых знаний: Учебное пособие для вузов: Под общ.ред. З.Г.Крыловой - М.: Экономика, 1996.
47. Г оликова Н.И. Из опыта правового обучения и воспитания учащихся // Начальная школа. - 2001. - N7.-C.14-19
48. Г олубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа. - 2001. - N7.-C.3-8
49. edu.tatarru
50. http://www.metodsovet
51. http://www.proshkolu.ru