МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СТРЕТЧИНГА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ 6
1.1. Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах 6
1.2. Стретчинг, как система статических упражнений 13
1.3. Методы растягивания мышц 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 27
ГЛАВА 3. ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
3.1. Методика применения стретчинга на уроках физической
культуры у обучающихся 2-х классов 29
3.2. Определение исходного уровня развития гибкости у обучающихся 2-х классов 33
3.3. Выявление эффективности экспериментальной методики.... 34
ВЫВОДЫ 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ 6
1.1. Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах 6
1.2. Стретчинг, как система статических упражнений 13
1.3. Методы растягивания мышц 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 27
ГЛАВА 3. ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
3.1. Методика применения стретчинга на уроках физической
культуры у обучающихся 2-х классов 29
3.2. Определение исходного уровня развития гибкости у обучающихся 2-х классов 33
3.3. Выявление эффективности экспериментальной методики.... 34
ВЫВОДЫ 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В физическом воспитании детей начальной школы большую роль среди основных физических качеств, играет гибкость. Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой (В.М. Зациорский, 2009).
В исследованиях М.Ф. Иваницкого (2003), Ф.Л. Доленко (2005), Л.А. Карпенко (2007) А.А. Новикова, (2012), В.В. Момота (2014) и др. отмечается большое значение развития гибкости для овладения сложными техническими движениями в разных видах спорта. Движения, выполняемые с оптимальным уровнем развития гибкости более рациональны, они обладают наибольшей точностью и легкостью выполняемых движений, что значительно облегчает и ускоряет овладение двигательными действиями, экономя физические и психические ресурсы (В.Г. Никитушкин, 2001; Б.А. Ашмарин, 2012; В.П. Губа, 2012; О.С. Кулиненков, 2016).
Увеличению подвижности в суставах способствуют упражнения стретчинга. Стретчинг - это система статических упражнений, развивающих гиб-кость и способствующих повышению эластичности мышц (Ю.В. Менхин, А.В. Менхин, 2002). Статические упражнения - это такие упражнения, при выполнении которых сохраняется максимальная амплитуда подвижности в зафиксированных позах (Ю.К. Гавердовский, 2007). В процессе выполнения стретчинга мышцы растягиваются плавно и постепенно, при этом преодолевается их рефлекторное сокращение (В.Н. Платонов, М.М. Булатов, 1992; К. Освальд, С. Баско, 2002, К. Осьмак, 2015; Б. Андерсон, Дж. Андерсон, 2002, 2009, 2017). Однако при выполнении рывковых баллистических упражнений, возникает в два раза большее напряжение в мышцах в сравнении со статической растяжкой, что приводит к рефлекторному сокращению мышц в первоначальное положение (В.С. Фарфель, 2011).
В то же время научных исследований, связанных с возможностью раз-вития гибкости обучающихся начальной школы с использованием стретчинга
недостаточно.
В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью развития гибкости с применением стретчинга у обучающихся 2-х классов, с одной стороны, и недостатком научно-методических разработок этой проблемы, с другой стороны. Необходимость разрешения данного противоречия определила актуальность проблемы исследования, которая заключается в поиске и выборе возможностей применения стретчинга для эффективного развития гибкости у обучающихся 2-х классов.
Объект исследования: процесс физического воспитания обучающихся 2-х классов.
Предмет исследования: методика применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов.
Цель исследования: научно обосновать и выявить эффективность методики применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние вопроса развития гибкости у обучающихся начальной школы в научно-методической литературе.
2. Разработать методику применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов.
3. Выявить эффективность разработанной методики применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов.
4. Разработать практические рекомендации по применению методики применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что развитие гибкости будет проходить наиболее эффективно, если в процессе физического воспитания обучающихся 2-х классов будут применяться специально разработанные комплексы с использованием статических упражнений, способствующих увеличению подвижности в плечевом, тазобедренном, голеностопном суставах и позвоночного столба.
Методы исследования:
- анализ и обобщение научно-методической литературы;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент;
- педагогические наблюдения;
- методы математической статистики.
Научная новизна. Научно обоснована и разработана методика приме-нения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная методика применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2 -х классов внедрена в процесс физического воспитания обучающихся начальной школы.
В исследованиях М.Ф. Иваницкого (2003), Ф.Л. Доленко (2005), Л.А. Карпенко (2007) А.А. Новикова, (2012), В.В. Момота (2014) и др. отмечается большое значение развития гибкости для овладения сложными техническими движениями в разных видах спорта. Движения, выполняемые с оптимальным уровнем развития гибкости более рациональны, они обладают наибольшей точностью и легкостью выполняемых движений, что значительно облегчает и ускоряет овладение двигательными действиями, экономя физические и психические ресурсы (В.Г. Никитушкин, 2001; Б.А. Ашмарин, 2012; В.П. Губа, 2012; О.С. Кулиненков, 2016).
Увеличению подвижности в суставах способствуют упражнения стретчинга. Стретчинг - это система статических упражнений, развивающих гиб-кость и способствующих повышению эластичности мышц (Ю.В. Менхин, А.В. Менхин, 2002). Статические упражнения - это такие упражнения, при выполнении которых сохраняется максимальная амплитуда подвижности в зафиксированных позах (Ю.К. Гавердовский, 2007). В процессе выполнения стретчинга мышцы растягиваются плавно и постепенно, при этом преодолевается их рефлекторное сокращение (В.Н. Платонов, М.М. Булатов, 1992; К. Освальд, С. Баско, 2002, К. Осьмак, 2015; Б. Андерсон, Дж. Андерсон, 2002, 2009, 2017). Однако при выполнении рывковых баллистических упражнений, возникает в два раза большее напряжение в мышцах в сравнении со статической растяжкой, что приводит к рефлекторному сокращению мышц в первоначальное положение (В.С. Фарфель, 2011).
В то же время научных исследований, связанных с возможностью раз-вития гибкости обучающихся начальной школы с использованием стретчинга
недостаточно.
В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью развития гибкости с применением стретчинга у обучающихся 2-х классов, с одной стороны, и недостатком научно-методических разработок этой проблемы, с другой стороны. Необходимость разрешения данного противоречия определила актуальность проблемы исследования, которая заключается в поиске и выборе возможностей применения стретчинга для эффективного развития гибкости у обучающихся 2-х классов.
Объект исследования: процесс физического воспитания обучающихся 2-х классов.
Предмет исследования: методика применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов.
Цель исследования: научно обосновать и выявить эффективность методики применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние вопроса развития гибкости у обучающихся начальной школы в научно-методической литературе.
2. Разработать методику применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов.
3. Выявить эффективность разработанной методики применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов.
4. Разработать практические рекомендации по применению методики применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что развитие гибкости будет проходить наиболее эффективно, если в процессе физического воспитания обучающихся 2-х классов будут применяться специально разработанные комплексы с использованием статических упражнений, способствующих увеличению подвижности в плечевом, тазобедренном, голеностопном суставах и позвоночного столба.
Методы исследования:
- анализ и обобщение научно-методической литературы;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент;
- педагогические наблюдения;
- методы математической статистики.
Научная новизна. Научно обоснована и разработана методика приме-нения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная методика применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2 -х классов внедрена в процесс физического воспитания обучающихся начальной школы.
1. Анализ научно-методической литературы показал, что в начальной школе на уроках физической культуры недостаточно уделяется внимания развитию гибкости, несмотря на то, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития гибкости. В то же время недостаточно научно-методических разработок по использованию стретчинга у обучающихся 2-х классов на уроках физической культуры.
2. Разработанная методика применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов способствовала достоверному увеличению показателей подвижности в плечевом, тазобедренном, голено-стопном суставах и позвоночного столба в экспериментальной группе.
3. В результате проведенного исследования была выявлена эффективность разработанной методики применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов, которая способствовала достоверному увеличению показателей подвижности различных суставов в экспериментальной группе. Так, подвижность в голеностопном суставе в экспериментальной группе в тесте сгибание топы увеличилась на 6,3° см (Р <0,05), а в контрольной - на 2,7° (Р >0,05); подвижность в плечевом суставе, в тесте от-ведение рук назад сверху, увеличилась на 11,7 ° (Р <0,01), а в контрольной - на 5,1 ° (Р >0,05); подвижность в тазобедренном суставе, в тесте поперечный шпагат - на 9,9 см (Р <0,05) и 3,3 см (Р >0,05); подвижность позвоночного столба, в тесте наклон вперед - на 6,4 см (Р <0,05) и 1,7 см (Р >0,05); в тесте наклон назад на коленях - на 8,7 см (Р <0,05) и 4,5 см (Р >0,05); в тесте мост на коленях - на 11,9 см (Р <0,01) и 4,7 см (Р >0,05), соответственно.
4. Разработаны практические рекомендации по использованию методики применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов.
2. Разработанная методика применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов способствовала достоверному увеличению показателей подвижности в плечевом, тазобедренном, голено-стопном суставах и позвоночного столба в экспериментальной группе.
3. В результате проведенного исследования была выявлена эффективность разработанной методики применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов, которая способствовала достоверному увеличению показателей подвижности различных суставов в экспериментальной группе. Так, подвижность в голеностопном суставе в экспериментальной группе в тесте сгибание топы увеличилась на 6,3° см (Р <0,05), а в контрольной - на 2,7° (Р >0,05); подвижность в плечевом суставе, в тесте от-ведение рук назад сверху, увеличилась на 11,7 ° (Р <0,01), а в контрольной - на 5,1 ° (Р >0,05); подвижность в тазобедренном суставе, в тесте поперечный шпагат - на 9,9 см (Р <0,05) и 3,3 см (Р >0,05); подвижность позвоночного столба, в тесте наклон вперед - на 6,4 см (Р <0,05) и 1,7 см (Р >0,05); в тесте наклон назад на коленях - на 8,7 см (Р <0,05) и 4,5 см (Р >0,05); в тесте мост на коленях - на 11,9 см (Р <0,01) и 4,7 см (Р >0,05), соответственно.
4. Разработаны практические рекомендации по использованию методики применения стретчинга на уроках физической культуры у обучающихся 2-х классов.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2024 - Развитие гибкости обучающихся младших классов на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование координационных способностей обучающихся младших классов на уроках физической культуры средствами фитнес-аэробики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие гибкости обучающихся младшего школьного возраста на уроках
физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ПРОФИЛАТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СПИРАЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ ИЗ СИСТЕМЫ ПИЛАТЕС
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Средства и методы развития гибкости обучающихся 7-9 лет на уроках физической культуры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2020



