МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У УЧАЩИХСЯ 10-11 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ 6
1.1 Анатомо - физиологические особенности развития гибкости 6
1.2 Основы развития гибкости в физическом воспитании 7
1.3 Средства и методы воспитания гибкости 10
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 12
2.1 Методы исследования 12
2.2 Организация исследования 14
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ .... 16
3.1 Методика развития гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся
бальными танцами 16
3.2 Анализ эффективности экспериментальной методики 19
Таблица 3.1 20
Результаты сравнительного анализа исходных показателей занимающихся в контрольной и экспериментальной группах 20
ВЫВОДЫ 25
ЛИТЕРАТУРА 27
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ 6
1.1 Анатомо - физиологические особенности развития гибкости 6
1.2 Основы развития гибкости в физическом воспитании 7
1.3 Средства и методы воспитания гибкости 10
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 12
2.1 Методы исследования 12
2.2 Организация исследования 14
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ .... 16
3.1 Методика развития гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся
бальными танцами 16
3.2 Анализ эффективности экспериментальной методики 19
Таблица 3.1 20
Результаты сравнительного анализа исходных показателей занимающихся в контрольной и экспериментальной группах 20
ВЫВОДЫ 25
ЛИТЕРАТУРА 27
ПРИЛОЖЕНИЕ
За последние 15-20 лет бальные танцы претерпели значительные изменения не только в совершенствовании технического мастерства спортсменов, но и во внутренней структуре её видов. Современный уровень развития бальных танцев требует длительной и упорной работы, направленной на развитие физических качеств, овладение техникой многообразных и сложных движений. Параллельно с развитием динамики роста достижений в этом виде спорта обозначились проблемы, тормозящие рост спортивного мастерства. Одна из существенных проблем связана с недостаточной научно-методической разработанностью вопросов подготовки спортсменов на ранних этапах тренировочного процесса. Тренировочный процесс на этапе начальной спортивной специализации - важная ступень на пути становления мастерства спортсмена, и от того, насколько эффективно он выстроен, во многом будет зависеть реализация намеченной перспективной цели.
В сложно-координированных видах спорта, в том числе бальных танцах, основой тренировочного процесса является техническая подготовка, которой уделяется большое внимание, однако она обусловлена и в первую очередь зависит от уровня физической подготовленности спортсмена. Среди различных сторон двигательных функций спортсменов важнейшая роль принадлежит уровню развития гибкости. Хорошая подвижность в суставах помогает быстрее овладеть эффективной техникой танцев и позволяет выполнять движения более качественно и экономично. В различные возрастные периоды подвижность в суставах развивается не равномерно, больший эффект достигается в том случае, если целенаправленное воздействие начинают осуществлять в возрасте 10-14 лет. Поэтому в данном возрастном периоде 10-11 лет обоснованным является акцент на развитие именно гибкости, что, в свою очередь, является целесообразным, исходя из теории сенситивных периодов развития физических качеств.
В результате анализа научно-методической литературы было выявлено недостаточное количество научных исследований, отсутствие научно- обоснованных рекомендаций по развитию гибкости юных танцоров, что не дает полного представления о методике ее развития и вызывает затруднения при работе с юными спортсменами. Научные исследования в этом направлении за последние время проводились в основном с участием высококвалифицированных спортсменов, а применение средств и методов, используемых в работе не всегда оправдано при работе с детьми.
В связи с этим актуальным является вопрос теоретического и экспериментального обоснования методики развития гибкости юных танцоров. В бальных танцах для развития гибкости чаще рекомендуется выполнение динамических упражнений, однако, практика показывает, что их выполнение нередко приводит к появлению болезненных ощущений и не всегда положительно влияет на психоэмоциональное состояние занимающихся.
В последнее время у тренеров и спортсменов возрос интерес к статическим упражнениям растягивающего характера, так как применение данных упражнений вызывает как развивающий, так и оздоровительный эффект. Однако, отмечено отсутствие научно-обоснованной информации о влиянии данных упражнений на развитие гибкости юных спортсменов, в том числе танцоров, так же спорным является вопрос о режимах выполнения статических упражнений растягивающего характера.
Выявлено противоречие между необходимостью развития гибкости юных танцоров с учетом требований здоровьесбережения и отсутствием научно-обоснованной методики ее развития на этапе начальной специализированной подготовки.
В связи с выявленным противоречием предметом нашего исследования явилась методика развития гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами с применением статических упражнений растягивающего характера.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методику развития гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами.
Объектом исследования: является тренировочный процесс учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами.
Предметом исследования: содержание и методика развития гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) разработать и апробировать методику развития гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами;
3) выявить эффективность разработанной методики развития гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами.
Методы исследования. Для решения задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.
Гипотеза исследования. Развитие гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами будет проходить более эффективно если:
1) использовать статические упражнения растягивающего характера с избирательным воздействия по развитию гибкости в позвоночном столбе и в тазобедренных суставах, а также упражнения комплексного (смешанного) воздействия;
2) при выполнении упражнений пассивного характера время фиксации растянутого положения составит 30-40 секунд, отдыха- 10-15 секунд; при выполнении упражнений активного характера время фиксации - 20-30 секунд, отдыха 10-15 секунд.
База исследования. ТСК «Юность» на базе Гимназии № 22
В сложно-координированных видах спорта, в том числе бальных танцах, основой тренировочного процесса является техническая подготовка, которой уделяется большое внимание, однако она обусловлена и в первую очередь зависит от уровня физической подготовленности спортсмена. Среди различных сторон двигательных функций спортсменов важнейшая роль принадлежит уровню развития гибкости. Хорошая подвижность в суставах помогает быстрее овладеть эффективной техникой танцев и позволяет выполнять движения более качественно и экономично. В различные возрастные периоды подвижность в суставах развивается не равномерно, больший эффект достигается в том случае, если целенаправленное воздействие начинают осуществлять в возрасте 10-14 лет. Поэтому в данном возрастном периоде 10-11 лет обоснованным является акцент на развитие именно гибкости, что, в свою очередь, является целесообразным, исходя из теории сенситивных периодов развития физических качеств.
В результате анализа научно-методической литературы было выявлено недостаточное количество научных исследований, отсутствие научно- обоснованных рекомендаций по развитию гибкости юных танцоров, что не дает полного представления о методике ее развития и вызывает затруднения при работе с юными спортсменами. Научные исследования в этом направлении за последние время проводились в основном с участием высококвалифицированных спортсменов, а применение средств и методов, используемых в работе не всегда оправдано при работе с детьми.
В связи с этим актуальным является вопрос теоретического и экспериментального обоснования методики развития гибкости юных танцоров. В бальных танцах для развития гибкости чаще рекомендуется выполнение динамических упражнений, однако, практика показывает, что их выполнение нередко приводит к появлению болезненных ощущений и не всегда положительно влияет на психоэмоциональное состояние занимающихся.
В последнее время у тренеров и спортсменов возрос интерес к статическим упражнениям растягивающего характера, так как применение данных упражнений вызывает как развивающий, так и оздоровительный эффект. Однако, отмечено отсутствие научно-обоснованной информации о влиянии данных упражнений на развитие гибкости юных спортсменов, в том числе танцоров, так же спорным является вопрос о режимах выполнения статических упражнений растягивающего характера.
Выявлено противоречие между необходимостью развития гибкости юных танцоров с учетом требований здоровьесбережения и отсутствием научно-обоснованной методики ее развития на этапе начальной специализированной подготовки.
В связи с выявленным противоречием предметом нашего исследования явилась методика развития гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами с применением статических упражнений растягивающего характера.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методику развития гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами.
Объектом исследования: является тренировочный процесс учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами.
Предметом исследования: содержание и методика развития гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) разработать и апробировать методику развития гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами;
3) выявить эффективность разработанной методики развития гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами.
Методы исследования. Для решения задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.
Гипотеза исследования. Развитие гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами будет проходить более эффективно если:
1) использовать статические упражнения растягивающего характера с избирательным воздействия по развитию гибкости в позвоночном столбе и в тазобедренных суставах, а также упражнения комплексного (смешанного) воздействия;
2) при выполнении упражнений пассивного характера время фиксации растянутого положения составит 30-40 секунд, отдыха- 10-15 секунд; при выполнении упражнений активного характера время фиксации - 20-30 секунд, отдыха 10-15 секунд.
База исследования. ТСК «Юность» на базе Гимназии № 22
1. Анализ состояния проблемы показал, что одним из важных качеств, необходимых танцорам, является гибкость. При этом, в научно-методической литературе и в спортивной практике отсутствует научно-обоснованная методики развития гибкости юных спортсменов. Также отмечен недостаток информации о влиянии статических упражнений растягивающего характера на развитие гибкости у спортсменов. В последнее время у тренеров и спортсменов возрос интерес к статическим упражнениям растягивающего характера, так как применение данных упражнений вызывает как развивающий, так и оздоровительный эффект. Однако, отмечено отсутствие научно-обоснованной информации о влиянии данных упражнений на развитие гибкости юных спортсменов, в том числе занимающихся бальными танцами, так же спорным является вопрос о режимах выполнения статических упражнений растягивающего характера.
2. В результате проведенного предварительного тестирования подвижности в различных суставах у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами, было выявлено отсутствие достоверных различий между испытуемыми этой возрастной группе, что позволяет использовать единую методику развития гибкости с применением статических упражнений растягивающего характера. При выполнении статических растягивающих упражнений активного характера улучшение работы нервно-мышечного аппарата при фиксации растянутого положения в течение 20-30 секунд, пассивного характера - в течение 30-40 растягивающего характера секунд, оптимальный отдых между подходами и упражнениями составляет 10-15 секунд. Данные упражнения объединяются в комплексы избирательной и комплексной направленности. Комплексы чередовались через день: один день комплексная направленность, один день избирательная направленность.
Работа по развитию гибкости проходит в два этапа (общеподготовительный, развивающий). На первом, общеподготовительном этапе, в течение одного месяца разучиваются комплексы упражнений на гибкость, при этом осуществляется контроль за правильностью выполнения упражнения, концентрацией внимания на растягиваемых группах мышц, правильном дыхании.
На втором, развивающем этапе, в течение последующих четырех месяцев проведение занятий с использованием статических упражнений растягивающего характера планируется ежедневно.
Такой вариант распределения тренировочного времени танцоров 10-11 лет в течение проведения эксперимента, на наш взгляд, является оптимальным.
3. Итоговые результаты, полученные при окончании педагогического эксперимента, были обработаны математико-статистическими методами с помощью компьютерной программы Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп показали, что изменения статистически достоверны (р < 0,05).Таким образом проведенный педагогический эксперимент позволяет сделать вывод об эффективности разработанной мето-дики развития гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами.
2. В результате проведенного предварительного тестирования подвижности в различных суставах у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами, было выявлено отсутствие достоверных различий между испытуемыми этой возрастной группе, что позволяет использовать единую методику развития гибкости с применением статических упражнений растягивающего характера. При выполнении статических растягивающих упражнений активного характера улучшение работы нервно-мышечного аппарата при фиксации растянутого положения в течение 20-30 секунд, пассивного характера - в течение 30-40 растягивающего характера секунд, оптимальный отдых между подходами и упражнениями составляет 10-15 секунд. Данные упражнения объединяются в комплексы избирательной и комплексной направленности. Комплексы чередовались через день: один день комплексная направленность, один день избирательная направленность.
Работа по развитию гибкости проходит в два этапа (общеподготовительный, развивающий). На первом, общеподготовительном этапе, в течение одного месяца разучиваются комплексы упражнений на гибкость, при этом осуществляется контроль за правильностью выполнения упражнения, концентрацией внимания на растягиваемых группах мышц, правильном дыхании.
На втором, развивающем этапе, в течение последующих четырех месяцев проведение занятий с использованием статических упражнений растягивающего характера планируется ежедневно.
Такой вариант распределения тренировочного времени танцоров 10-11 лет в течение проведения эксперимента, на наш взгляд, является оптимальным.
3. Итоговые результаты, полученные при окончании педагогического эксперимента, были обработаны математико-статистическими методами с помощью компьютерной программы Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп показали, что изменения статистически достоверны (р < 0,05).Таким образом проведенный педагогический эксперимент позволяет сделать вывод об эффективности разработанной мето-дики развития гибкости у учащихся 10-11 лет занимающихся бальными танцами.
Подобные работы
- БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У
ШКОЛЬНИКОВ 3-4 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ
УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Занятия для развития двигательных навыков подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - РИТМИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2024



