Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феноменологические особенности познавательных психических состояний студентов различных курсов обучения

Работа №60631

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость5580 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
333
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы познавательных психических состояний 6
1.1. Понятие психических состояний личности 6
1.2. Познавательные психические состояния 11
1.3. Психические состояния в учебной деятельности студентов 23
Вывод 30
Глава 2. Эмпирическое исследование познавательных психических состояний студентов в учебной деятельности 32
2.1. Организация и проведение исследования 32
2.2. Интерпретация и обсуждение результатов исследования 34
2.2.1. Феноменологические особенности познавательных психических
состояний студентов 1 курса обучения 34
2.2.2. Феноменологические особенности познавательных психических
состояний студентов 2 курса обучения 36
2.2.3. Феноменологические особенности познавательных психических
состояний студентов 3 курса обучения 38
2.2.4. Феноменологические особенности познавательных психических
состояний студентов 4 курса обучения 40
2.2.5. Феноменология познавательных психических состояний на уровне
общего 42
2.2.6. Сравнительный анализ познавательных психических состояний по
каждому курсу обучения 44
2.2.7. Описания типичных познавательных состояний студентов 50
2.2.8. Место познавательных психических состояний среди других психических
состояний 57
Вывод 61
Заключение 63
Список литературы

Актуальность исследования: на данный момент времени у современного общества главной задачей стоит в познании новых знаний и передача этих знаний следующему поколению. В ходе познания человек использует свои метокогнитивные, когнитивные, волевые, эмоциональные и др., процессы и соответственно находясь в определенных психических состояниях, и в частности они и будут влиять на продуктивность познавательной деятельности. Эти психические состояния мы будем называть познавательными психическими состояниями одним из подклассов психических состояний. Познавательные психические состояния являются типичными для учебной деятельности студентов. Познавательные состояния являются вспомогательным компонентом в процессе овладения теоретическими и практическими знаниями. В этих состояниях человеку легче познавать мир или самого себя, решать определенные задачи, проблемы. Феноменологических аспект познавательных состояний в учебной деятельности субъекта имеет существенное значение, поскольку развивает представление об активности человека в процессе познания так и как сущностной характеристике его сознания.
Основные представители, чьи теоретические основы рассматривались в русле данной проблемы это работы: Левитова Н.Д., Ильина Е.П., Дикой Л.Г., Прохорова А.О., Платонова К.К., Юрченко В.Н., Куликова Л.В., Ганзена В.А., Сосновиковой Ю.Е., Дашкевича О.В., Юрьева А.И. и др. Научные труды этих представителей посвящены проблематике определения психических состояний, видовой и структурной классификации, функционалу, динамике психических состояний и т.д.
Познавательные состояния самую важную роль она играет в учебной деятельности студентов, эти состояния помогают студентам продуктивно решать поставленные перед ними задачи и проблемы, активизируют мыслительные процессы, готовят к учебному процессу.
На данный момент времени эмпирических исследований познавательных состояний незначительны для понимания их структуры, динамики и т.п. Существует дефицит информации о взаимодействиях психических состояний с когнитивными процессами личности, активности познавательных состояний, их динамики в учебной деятельности, какое место они занимают среди других психических состояний и также в практическом русле существует дефицит информации о том, как можно актуализировать данные состояния в познавательной деятельности.
Цель исследования:
Исследовать феноменологические особенности познавательных состояний студентов в зависимости от курса обучения.
Объект исследования:
Учебная деятельность студентов.
Предмет исследования:
Феноменологические особенности познавательных психических состояний студентов различных курсов обучения.
Теоретические основы исследования: концепция функциональных структур психических состояний (А. О. Прохоров), концепция регуляции состояний (А. О. Прохоров), положения об учебной деятельности (И. А. Зимняя, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Щерба и др.)
Методы исследования: логико-теоретический анализ литературы по проблеме исследования, эмпирические методы - анкетирование, беседа.
Методики исследования: Опросник психических состояний (А. О. Прохоров, М. Г. Юсупов), анкета для изучения различных характеристик состояния и методика Прохорова А.О. «Психические состояния студентов».
Гипотезы:
1) Существуют качественные различия в переживании познавательных состояний студентами различных курсов обучения.
2) По частоте встречаемости в учебном процессе познавательные состояния занимают ведущее положение среди других психических состояний.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ проблемы познавательных психических состояний.
2) Изучить феноменологию познавательных психических состояний студентов с 1 - 4 годов обучения.
3) Исследовать феноменологию познавательных психических состояний студентов на уровне общего.
4) Описания типичных познавательных психических состояний студентов.
5) Сравнить частоту встречаемости познавательных состояний и состояний других классификационных групп в учебной деятельности студентов.
Теоретическая значимость: связана с вкладом в концепцию А.О. Прохорова функциональных структур психических состояний.
Практическая значимость: связана с возможностью применения данных эмпирического исследования в работе преподавателей вузов, в системе подготовки и переподготовки специалистов, в работе практикующих психологов, использования материалов для совершенствования учебно-воспитательного процесса и создания практических рекомендаций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы нашего исследования состоит в мало изученности этой темы, на данный момент исследователи психических состояний собрали большое количество информации по разным направлениям, но, не смотря на это познавательные психические состояния, как подкласс психических состояний не был рассмотрен.
В процессе исследования было выявлены типичные познавательные психические состояния студентов в учебной деятельности на различных курсах обучения и общее групповой выраженности и было проведено сравнительный анализ по курсу и общее проявление типичных познавательных психических состояний, определенно место познавательных психических состояний среди других классификационных групп.
Гипотезы:
1) о существовании качественные различия переживания познавательных состояний в разные годы обучения подтвердилась.
2) о частоте встречаемости в учебном процессе познавательные состояния занимают ведущее положение среди других психических состояний не нашла своего оправдания
В ходе работы возникли трудности, связи с тем, что не все студенты могут дифференцировать различные состояния, а также не могут описать свое переживания этих состояний.
В ходе выявления типичных познавательных психических состояний было выявлено типичными познавательными состояниями у студентов с первого по четвертый курс обучения заинтересованность и размышление. Резюмируя, можно сказать заинтересованность и размышление на каждом курсе обучения являются характерными познавательными психическими состояниями студентов в учебной деятельности.
Типичными состояниями в учебной деятельности студентов являемся на уровне общего заинтересованность и размышление, а также значимые частоты выраженности имеют состояния задумчивость, любознательность, рефлексия, скука, сосредоточенность. Из всего сказанного следует вывод, что вышеприведенные познавательные психические состояния являются наиболее характерными и часто встречаются в учебной деятельности студентов.
Описанные характерные признаки переживания познавательных психических состояний, в анкетах чаще других встречающихся на занятиях в университете. Типичные познавательные состояния и состояния со значимой чистотой выраженности чаще встречаются в ситуациях лекции, семинарах, контрольных и самостоятельных работ, и во время экзамена и зачета.
Сравнили частоты встречаемости познавательных состояний и состояний других классификационных групп в учебной деятельности студентов, и выявили, что познавательные психические состояния занимают не ведущее положение, а второе место среди других психических состояний.
Чувственное переживание и физиологическое проявление при познавательных психических состояниях зависит от ситуации, в которой испытуемый находится. Если ситуация контрольной работы то происходит эмоциональное напряжение, сосредоточенность и мобилизация мнемические процессов, учащенность дыхания, пульса, повышается давления и температура тела, влажные ладони, телесное напряжение. А если же ситуация потоковой лекции испытуемые себя ощущают спокойно ровное дыхание, пульс медленный, сухие ладони, активно работает память и воображение.



1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т./ Под ред. Бодалева.- М.: Педагогика, 1980. — 229 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. - СПб.: Питер, 2002. - 288с.
3. Большая психологическая энциклопедия. М.:Эксмо,2007. - 544 с.
4. Василюк Ф.Е. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ (анализ преодоления критических ситуаций) М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200с.
5. Вейн А.М., Корабельникова Е.А. «Сновидения» Издательство «Эйдос Медиа», 2003. - 224 с.
6. Волков М.П. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях - Л.: Нева, 1972. - 147 с.
7. Выготский Л.С. Детская психология//Собр. соч.: В 6 т. М., 1984 Т. 4.50. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных' действий//Психологическая наука в СССР: В 2 т. М., 1959. Т. 1.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л.С.Выготский. -М.: Лабиринт, 1996. -416с.
9. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Ленингр. ун-т, 1984. - 235 с.
10. Джеймс У. Психология. М., 1991. - 498 с.
11. Дикая Л.Г. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния //Психологический журнал. 1994. № 6. - С.28-37.
12. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов // Н.Дружинин. - СПб.: Питер, 2003. - 320с.
13. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
14. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. М.: Астрель, 2004. - 480с.
15. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. — М., Питер, 2005. - 283с.
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001 - 752 с.
17. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986 - 197 с.
18. Карпенко Л.А. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
19. Карпов, A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В.Карпов. - М.: Ин-т психологии РАН, 2004. - 424с.
20. Киршбаум, Е.И. Психические состояния / Е.И.Киршбаум, А.И.Еремееева. — Владивосток: Дальневосточный университет, 1990. — 144с.
21. Куликов Л.В. Психические состояния. Хрестоматия М., 2001. - 512с.
22. Левитов Н.Д. О психических состояниях. — М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
23. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека /A. Б.Леонова. -М.: МГУ, 1984. - 198с.
24. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. -М.: Наука, 1984. - 445с.
25. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г.Маклаков. - СПб.: Питер, 2007. - 583с.
26. Мельников А.В., Юсупов М.Г. Феноменологические особенности состояния сосредоточенности // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 158. - № 4. - С.950-956.
27. Методика самооценки эмоциональных состояний (А. Уэссман и Д. Рикс) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2004. - 260 с.
28. Методики диагностики и измерения психических состояний личности/ Автор и составитель А.О.Прохоров. — М.:ПЕР СЭ, 2004.- 176 с.
29. Мясищев В.Н. Психические состояния и отношения человека // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева, СПб., 2006, №1, С.8-14
30. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - М.: Инфра, 2006.- 239 с.
31. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 4-е - Ростов н/Д.:Феникс, 2009.
- 806 с.
32. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., В.В. Столина, М. 1989 - 346 с.
33. Общая психология: учебное пособие для студентов непсихологических специальностей/ Б.С. Алишев, Л.М. Попов, А.О. Прохоров; под общ. ред. Б.С. Алишева.- Казань: Казанский государственный университет, 2008.-378 с.
34. О психических состояниях человека. Профессор Н.Д. Левитов. . - М.: Изд-во «Просвещение», 1964.- 344 с.
35. Панов В.И. Психические состояния как объект и предмет психологических исследований// Мир психологии. 1998. - №2. - С.20-35.
36. Платонов К.К. Краткий словарь системных психологических понятий. М., “Высшая школа”, 1984. - 106 с.
37. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. - 480 с.
38. Прохоров А.О. Словарь-тезаурус психических состояний человека.
- Казань, 1989.-78 с.
39. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна, 2002. - 280 с.
40. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний, М.: Институт психологии РАН, 1998.-152с.
41. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменологические механизмы, закономерности регуляции учебной деятельности, эффективность. — М.: 2005. - 352 с.
42. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке// Вопросы психологии. 1990. - №6. -С.68¬78
43. Прохоров А.О. Психологическое состояние и их проявление в учебном процессе. Изд.- Казанский Университет,1991.- 167 с.
44. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности //Вопросы психологии. 1996. - №4. - С.32-43.
45. Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал 2006. т.17 Вып. 3. С. 9 - 17.
46. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Динамика познавательных состояний студентов в процессе решения проблемных задач // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 158. - № 4. - С.967-979
47. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. О механизмах взаимоотношений психических состояний и когнитивных процессов субъекта // Ученые записки Казан. гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2008. Т. 150, кн. 3. С. 204-211
48. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Познавательные состояния в контексте интеллектуальной активности студентов // Ученые записки Казанского университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - Т. 156. - № 6. - С.189-198.
49. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Познавательные состояния в учебной деятельности студентов // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2014.
- № 4 (13). - С.98-109.
50. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Феноменологические особенности познавательных состояний студентов различных курсов обучения / А.О.Прохоров, М.Г.Юсупов // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 3 (45).
- С.39-46
51. Психология. Полный энциклопедический справочник Сост.и общ..ред.Б.Мещерякова,В.Зинченко.-СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК,2007. - 896 с.
52. Психология личности в Казанском университете: учебное пособие / кол. авторов. - Казань: Отечество, 2015. - 303 с.
53. Психические состояния // (Хрестоматия) Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова, СПб., Издательство "Питер", 2000. - 512с.
54. Психология состояний. Хрестоматия/Составители Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров/Под ред. Проф.А.О. Прохорова.- М.:ПЕР СЭ; СПб.:Речь, 2004. - 608 с.
55. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 624 с.
56. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
57. Ревонсуо А. Психология сознания / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2013 - 336 с.
58. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720с.
59. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М.Русалов. - М.: Наука, 1979. - 352с.
60. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь,2003. - 350 с.
61. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. Ростов Н/Д: "Феникс", 1999. - 576 с.
62. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. — Горький, 1975. - 350 с.
63. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия: — М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 672 с.
64. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-н-Д.: Феникс, 2001. - 360 с.
65. Тарт, Ч. Измененные состояния сознания / Ч.Тарт; перев. с англ. Е.Филиной, Г.Закарян. — М.: Эксмо, 2003. - 288с.
66. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н.Узнадзе / под ред. И.В.Имедадзе; пер. с грузинского Е.Ш.Чомахидзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413с.
67. Шадриков, В.Д. Мир внутренней жизни человека / В.Д.Шадриков. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 392с.
68. Щербатых Ю.В., Мосина А.Н. Дифференцировка психических состояний и других психологических феноменов. Казань, 2008. - 526-528 с.
69. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.- 560с.
70. Юсупов М.Г. Феноменология познавательных психических состояний студентов // Образование и саморазвитие. - №3 (41). - 2014. - С. 59-64
71. Barrett L.F., Fossum Th. Mental representations of affect knowledge // Cognition and Emotion. - 2001. - V. 15, No 3. - P. 333-363
72. Bostrom, L., and K. Hallin, 2013. Learning Style Differences between Nursing and Teaching Students in Sweden: A Comparative Study. International Journal of Higher Education, 2(1):22-34. DOI: 10.5430/ijhe.v2n1p22
73. Efklides, A., & Petkaki, C. (2005). Effects of mood on students’ metacognitive experiences. Learning and Instruction, 15, 415-431.
74. Eiche E., Forgas J.P. Mood, cognition and memory // Handbook of psychology. V. 4. Experimental psychology. - New Jersy: John Wiley and Sons Inc., 2003. - P. 61-83.
75. Flavell, J.H. (1979). Metacognition and cognitive monitoring -A new era of cognitive-developmental inquiry. American Psychologist, 34, 906-911.
76. Hidi, S., Renninger, K. A., & Krapp, A. (2004). Interest, a motivational variable that combines affective and cognitive functioning. In D. Y. Dai, & R. J. Sternberg (Eds.), Motivation, emotion, and cognition: Integrative perspectives on intellectual functioning and development (pp. 89-115). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc
77. Lazarus R.S. Emotion and adaptation. - N. Y.: Oxford Univ. Press, 1994. - 557 p.
78. Lewis M.D. Bridging emotion theory and neurobiology through dynamic systems modeling // Behav. Brain Sci. - 2005. - V. 28, No 2. - P. 169-194.
79. Silvia, P. J. (2008). Interest - the curious emotion. Current Directions in
Psychological Science, 17, 57-60. http://dx.doi.org/10.1111Zj.1467-
8721.2008.00548.x
80. Thomas, G.P., 2012. Metacognition in Science Education: Past, present and future considerations. In: Second International Handbook of Science Education, Fraser, B.J., Tobin K.G. and McRobbie C.J., (Eds.), Springer, Dordrecht, pp: 131¬144. ISBN 978-1-4020-9040-0


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ