Феноменологические особенности познавательных психических состояний студентов различных курсов обучения
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы познавательных психических состояний 6
1.1. Понятие психических состояний личности 6
1.2. Познавательные психические состояния 11
1.3. Психические состояния в учебной деятельности студентов 23
Вывод 30
Глава 2. Эмпирическое исследование познавательных психических состояний студентов в учебной деятельности 32
2.1. Организация и проведение исследования 32
2.2. Интерпретация и обсуждение результатов исследования 34
2.2.1. Феноменологические особенности познавательных психических
состояний студентов 1 курса обучения 34
2.2.2. Феноменологические особенности познавательных психических
состояний студентов 2 курса обучения 36
2.2.3. Феноменологические особенности познавательных психических
состояний студентов 3 курса обучения 38
2.2.4. Феноменологические особенности познавательных психических
состояний студентов 4 курса обучения 40
2.2.5. Феноменология познавательных психических состояний на уровне
общего 42
2.2.6. Сравнительный анализ познавательных психических состояний по
каждому курсу обучения 44
2.2.7. Описания типичных познавательных состояний студентов 50
2.2.8. Место познавательных психических состояний среди других психических
состояний 57
Вывод 61
Заключение 63
Список литературы
Глава 1. Теоретические основы познавательных психических состояний 6
1.1. Понятие психических состояний личности 6
1.2. Познавательные психические состояния 11
1.3. Психические состояния в учебной деятельности студентов 23
Вывод 30
Глава 2. Эмпирическое исследование познавательных психических состояний студентов в учебной деятельности 32
2.1. Организация и проведение исследования 32
2.2. Интерпретация и обсуждение результатов исследования 34
2.2.1. Феноменологические особенности познавательных психических
состояний студентов 1 курса обучения 34
2.2.2. Феноменологические особенности познавательных психических
состояний студентов 2 курса обучения 36
2.2.3. Феноменологические особенности познавательных психических
состояний студентов 3 курса обучения 38
2.2.4. Феноменологические особенности познавательных психических
состояний студентов 4 курса обучения 40
2.2.5. Феноменология познавательных психических состояний на уровне
общего 42
2.2.6. Сравнительный анализ познавательных психических состояний по
каждому курсу обучения 44
2.2.7. Описания типичных познавательных состояний студентов 50
2.2.8. Место познавательных психических состояний среди других психических
состояний 57
Вывод 61
Заключение 63
Список литературы
Актуальность исследования: на данный момент времени у современного общества главной задачей стоит в познании новых знаний и передача этих знаний следующему поколению. В ходе познания человек использует свои метокогнитивные, когнитивные, волевые, эмоциональные и др., процессы и соответственно находясь в определенных психических состояниях, и в частности они и будут влиять на продуктивность познавательной деятельности. Эти психические состояния мы будем называть познавательными психическими состояниями одним из подклассов психических состояний. Познавательные психические состояния являются типичными для учебной деятельности студентов. Познавательные состояния являются вспомогательным компонентом в процессе овладения теоретическими и практическими знаниями. В этих состояниях человеку легче познавать мир или самого себя, решать определенные задачи, проблемы. Феноменологических аспект познавательных состояний в учебной деятельности субъекта имеет существенное значение, поскольку развивает представление об активности человека в процессе познания так и как сущностной характеристике его сознания.
Основные представители, чьи теоретические основы рассматривались в русле данной проблемы это работы: Левитова Н.Д., Ильина Е.П., Дикой Л.Г., Прохорова А.О., Платонова К.К., Юрченко В.Н., Куликова Л.В., Ганзена В.А., Сосновиковой Ю.Е., Дашкевича О.В., Юрьева А.И. и др. Научные труды этих представителей посвящены проблематике определения психических состояний, видовой и структурной классификации, функционалу, динамике психических состояний и т.д.
Познавательные состояния самую важную роль она играет в учебной деятельности студентов, эти состояния помогают студентам продуктивно решать поставленные перед ними задачи и проблемы, активизируют мыслительные процессы, готовят к учебному процессу.
На данный момент времени эмпирических исследований познавательных состояний незначительны для понимания их структуры, динамики и т.п. Существует дефицит информации о взаимодействиях психических состояний с когнитивными процессами личности, активности познавательных состояний, их динамики в учебной деятельности, какое место они занимают среди других психических состояний и также в практическом русле существует дефицит информации о том, как можно актуализировать данные состояния в познавательной деятельности.
Цель исследования:
Исследовать феноменологические особенности познавательных состояний студентов в зависимости от курса обучения.
Объект исследования:
Учебная деятельность студентов.
Предмет исследования:
Феноменологические особенности познавательных психических состояний студентов различных курсов обучения.
Теоретические основы исследования: концепция функциональных структур психических состояний (А. О. Прохоров), концепция регуляции состояний (А. О. Прохоров), положения об учебной деятельности (И. А. Зимняя, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Щерба и др.)
Методы исследования: логико-теоретический анализ литературы по проблеме исследования, эмпирические методы - анкетирование, беседа.
Методики исследования: Опросник психических состояний (А. О. Прохоров, М. Г. Юсупов), анкета для изучения различных характеристик состояния и методика Прохорова А.О. «Психические состояния студентов».
Гипотезы:
1) Существуют качественные различия в переживании познавательных состояний студентами различных курсов обучения.
2) По частоте встречаемости в учебном процессе познавательные состояния занимают ведущее положение среди других психических состояний.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ проблемы познавательных психических состояний.
2) Изучить феноменологию познавательных психических состояний студентов с 1 - 4 годов обучения.
3) Исследовать феноменологию познавательных психических состояний студентов на уровне общего.
4) Описания типичных познавательных психических состояний студентов.
5) Сравнить частоту встречаемости познавательных состояний и состояний других классификационных групп в учебной деятельности студентов.
Теоретическая значимость: связана с вкладом в концепцию А.О. Прохорова функциональных структур психических состояний.
Практическая значимость: связана с возможностью применения данных эмпирического исследования в работе преподавателей вузов, в системе подготовки и переподготовки специалистов, в работе практикующих психологов, использования материалов для совершенствования учебно-воспитательного процесса и создания практических рекомендаций.
Основные представители, чьи теоретические основы рассматривались в русле данной проблемы это работы: Левитова Н.Д., Ильина Е.П., Дикой Л.Г., Прохорова А.О., Платонова К.К., Юрченко В.Н., Куликова Л.В., Ганзена В.А., Сосновиковой Ю.Е., Дашкевича О.В., Юрьева А.И. и др. Научные труды этих представителей посвящены проблематике определения психических состояний, видовой и структурной классификации, функционалу, динамике психических состояний и т.д.
Познавательные состояния самую важную роль она играет в учебной деятельности студентов, эти состояния помогают студентам продуктивно решать поставленные перед ними задачи и проблемы, активизируют мыслительные процессы, готовят к учебному процессу.
На данный момент времени эмпирических исследований познавательных состояний незначительны для понимания их структуры, динамики и т.п. Существует дефицит информации о взаимодействиях психических состояний с когнитивными процессами личности, активности познавательных состояний, их динамики в учебной деятельности, какое место они занимают среди других психических состояний и также в практическом русле существует дефицит информации о том, как можно актуализировать данные состояния в познавательной деятельности.
Цель исследования:
Исследовать феноменологические особенности познавательных состояний студентов в зависимости от курса обучения.
Объект исследования:
Учебная деятельность студентов.
Предмет исследования:
Феноменологические особенности познавательных психических состояний студентов различных курсов обучения.
Теоретические основы исследования: концепция функциональных структур психических состояний (А. О. Прохоров), концепция регуляции состояний (А. О. Прохоров), положения об учебной деятельности (И. А. Зимняя, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Щерба и др.)
Методы исследования: логико-теоретический анализ литературы по проблеме исследования, эмпирические методы - анкетирование, беседа.
Методики исследования: Опросник психических состояний (А. О. Прохоров, М. Г. Юсупов), анкета для изучения различных характеристик состояния и методика Прохорова А.О. «Психические состояния студентов».
Гипотезы:
1) Существуют качественные различия в переживании познавательных состояний студентами различных курсов обучения.
2) По частоте встречаемости в учебном процессе познавательные состояния занимают ведущее положение среди других психических состояний.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ проблемы познавательных психических состояний.
2) Изучить феноменологию познавательных психических состояний студентов с 1 - 4 годов обучения.
3) Исследовать феноменологию познавательных психических состояний студентов на уровне общего.
4) Описания типичных познавательных психических состояний студентов.
5) Сравнить частоту встречаемости познавательных состояний и состояний других классификационных групп в учебной деятельности студентов.
Теоретическая значимость: связана с вкладом в концепцию А.О. Прохорова функциональных структур психических состояний.
Практическая значимость: связана с возможностью применения данных эмпирического исследования в работе преподавателей вузов, в системе подготовки и переподготовки специалистов, в работе практикующих психологов, использования материалов для совершенствования учебно-воспитательного процесса и создания практических рекомендаций.
Актуальность проблемы нашего исследования состоит в мало изученности этой темы, на данный момент исследователи психических состояний собрали большое количество информации по разным направлениям, но, не смотря на это познавательные психические состояния, как подкласс психических состояний не был рассмотрен.
В процессе исследования было выявлены типичные познавательные психические состояния студентов в учебной деятельности на различных курсах обучения и общее групповой выраженности и было проведено сравнительный анализ по курсу и общее проявление типичных познавательных психических состояний, определенно место познавательных психических состояний среди других классификационных групп.
Гипотезы:
1) о существовании качественные различия переживания познавательных состояний в разные годы обучения подтвердилась.
2) о частоте встречаемости в учебном процессе познавательные состояния занимают ведущее положение среди других психических состояний не нашла своего оправдания
В ходе работы возникли трудности, связи с тем, что не все студенты могут дифференцировать различные состояния, а также не могут описать свое переживания этих состояний.
В ходе выявления типичных познавательных психических состояний было выявлено типичными познавательными состояниями у студентов с первого по четвертый курс обучения заинтересованность и размышление. Резюмируя, можно сказать заинтересованность и размышление на каждом курсе обучения являются характерными познавательными психическими состояниями студентов в учебной деятельности.
Типичными состояниями в учебной деятельности студентов являемся на уровне общего заинтересованность и размышление, а также значимые частоты выраженности имеют состояния задумчивость, любознательность, рефлексия, скука, сосредоточенность. Из всего сказанного следует вывод, что вышеприведенные познавательные психические состояния являются наиболее характерными и часто встречаются в учебной деятельности студентов.
Описанные характерные признаки переживания познавательных психических состояний, в анкетах чаще других встречающихся на занятиях в университете. Типичные познавательные состояния и состояния со значимой чистотой выраженности чаще встречаются в ситуациях лекции, семинарах, контрольных и самостоятельных работ, и во время экзамена и зачета.
Сравнили частоты встречаемости познавательных состояний и состояний других классификационных групп в учебной деятельности студентов, и выявили, что познавательные психические состояния занимают не ведущее положение, а второе место среди других психических состояний.
Чувственное переживание и физиологическое проявление при познавательных психических состояниях зависит от ситуации, в которой испытуемый находится. Если ситуация контрольной работы то происходит эмоциональное напряжение, сосредоточенность и мобилизация мнемические процессов, учащенность дыхания, пульса, повышается давления и температура тела, влажные ладони, телесное напряжение. А если же ситуация потоковой лекции испытуемые себя ощущают спокойно ровное дыхание, пульс медленный, сухие ладони, активно работает память и воображение.
В процессе исследования было выявлены типичные познавательные психические состояния студентов в учебной деятельности на различных курсах обучения и общее групповой выраженности и было проведено сравнительный анализ по курсу и общее проявление типичных познавательных психических состояний, определенно место познавательных психических состояний среди других классификационных групп.
Гипотезы:
1) о существовании качественные различия переживания познавательных состояний в разные годы обучения подтвердилась.
2) о частоте встречаемости в учебном процессе познавательные состояния занимают ведущее положение среди других психических состояний не нашла своего оправдания
В ходе работы возникли трудности, связи с тем, что не все студенты могут дифференцировать различные состояния, а также не могут описать свое переживания этих состояний.
В ходе выявления типичных познавательных психических состояний было выявлено типичными познавательными состояниями у студентов с первого по четвертый курс обучения заинтересованность и размышление. Резюмируя, можно сказать заинтересованность и размышление на каждом курсе обучения являются характерными познавательными психическими состояниями студентов в учебной деятельности.
Типичными состояниями в учебной деятельности студентов являемся на уровне общего заинтересованность и размышление, а также значимые частоты выраженности имеют состояния задумчивость, любознательность, рефлексия, скука, сосредоточенность. Из всего сказанного следует вывод, что вышеприведенные познавательные психические состояния являются наиболее характерными и часто встречаются в учебной деятельности студентов.
Описанные характерные признаки переживания познавательных психических состояний, в анкетах чаще других встречающихся на занятиях в университете. Типичные познавательные состояния и состояния со значимой чистотой выраженности чаще встречаются в ситуациях лекции, семинарах, контрольных и самостоятельных работ, и во время экзамена и зачета.
Сравнили частоты встречаемости познавательных состояний и состояний других классификационных групп в учебной деятельности студентов, и выявили, что познавательные психические состояния занимают не ведущее положение, а второе место среди других психических состояний.
Чувственное переживание и физиологическое проявление при познавательных психических состояниях зависит от ситуации, в которой испытуемый находится. Если ситуация контрольной работы то происходит эмоциональное напряжение, сосредоточенность и мобилизация мнемические процессов, учащенность дыхания, пульса, повышается давления и температура тела, влажные ладони, телесное напряжение. А если же ситуация потоковой лекции испытуемые себя ощущают спокойно ровное дыхание, пульс медленный, сухие ладони, активно работает память и воображение.
Подобные работы
- Взаимосвязь психических состояний с характеристиками направленности личности у старшеклассников разного пола в различных учебных ситуациях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Познавательные состояния в научно- исследовательской деятельности
аспирантов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Динамические особенности познавательных состояний студентов в ходе учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ДИНАМИКА АССОЦИАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
ЧЕЛОВЕКА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5670 р. Год сдачи: 2017 - СОСТОЯНИЕ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ В УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023



