Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №60609

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 7
1.2 Понятие этических чувств 14
1.3 Особенности формирования этических чувств в младшем школьном
возрасте 19
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Цель, задачи, методики и гипотеза исследования 29
2.2 Констатирующий этап эксперимента 30
2.3 Формирующий этап эксперимента 40
2.4 Контрольный этап эксперимента 45
Выводы по главе II 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Проблема нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.
Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания.
Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности.
Наглядным примером служит прогресс детской жестокости. Многие родители пытаются оградить своих детей от жестокости современного мира, уберечь от агрессии жизни, оградить от влияния улицы. Они тщательно выбирают детям лучшие детские сады и школы, покупают развивающие и дорогостоящие игрушки, порой даже пытаются выбрать своему чаду друзей, а потом очень удивляются, что их ребенок начинает бунтовать, а иногда и восставать против их родительской воли, плохо учится и попадает в дурную компанию. Уже у маленьких детей жестокость начинает проявляться в такой форме как они с легкостью причиняют боль животным, обрывают мухам и бабочкам крылья, давят насекомых. Далее все гораздо страшней вместе с взрослением у детей развивается и их жестокость. С каждым годом все чаще встречаются сообщения о преступлениях, участниками которых стали дети. Школьники часто снимают видео своего насилия.
Всё чаще и чаще люди приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Воспитывать эти чувства и эмоции необходимо начинать уже с раннего детского возраста и продолжать их развитие на протяжении всего
жизненного цикла. Младшие школьники в своем психическом развитии как раз являются тем самым началом воспитания нравственности.
«Современное образование освобождает людей от приверженности традиции и авторитету... Иными словами, современное образование стимулирует определенные тенденции к релятивизму т.е. учению, в котором все горизонты, системы ценностей относительны, связанны со своими местом и временем, и никакие слова не суть истина» [5, с. 25]. Нравственное воспитание школьников всегда было актуальнейшей задачей учителя, а сегодня на фоне всего вышеизложенного - особенно, и решать ее в любое время было сложно. «Учительство - это искусство, воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» [5, с. 25]
Так же не маловажным фактом остается и тот момент, что при наблюдении за работой многих классных руководителей выявилось, что нравственное воспитание в школе имеет следующий, формальный характер: добиваясь от учащихся форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, учитель, не зная мотивов, по которым эти правила выполняются детьми, на самом деле ничего не знает о личности учащегося. Анализируя научную литературу по этому вопросу, не было обнаружено сколько -нибудь его систематического освещения, хотя многими авторами некоторые аспекты нравственного воспитания рассматривались.
Важность этического воспитания личности отмечается в философии отмечается многими просветителями и учеными: Аристотель, НА. Бердяев, B.C. Библер, И. А, Бирич, Б.С Гершунский, И.В, Данильчева, И. А. Ильин, Огородников Ю.А., Пищулин, Платон, В. С. Соловьев, Э. Фромм. C.JL Франк и другие.
Огромная заслуга в раскрытии вопроса этического воспитания принадлежит педагогам-классикам: ЯЛ. Коменскому, П.Ф. Лесгафту, Дж. Локку, А.С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, ВА. Сухомлинскому, Л.Н. Толстому, К.Д. Ушинскому и другим. Педагоги-новаторы, такие как, Ш.А.
Амонашвили, Г.З. Апресян, О.С. Богданова, ВА, Караковский, Т.М.
Кириленко, Л.И. Новикова, A.M. Новиков, А.И. Савостьянов, Н.Л.
Селиванова, СЕ. Шаталов и другие отмечали, что этическое воспитание начинается с создания необходимого запаса элементарных этических норм и является процессом, который совершается под влиянием жизненных отношений и воздействий, обладающих нравственными нормами, В процессе этического воспитания формируются этические нормы, развивается способность к этическим оценкам в повседневной жизни.
Исходя из всего вышеизложенного следует, что необходимо разработать и подобрать действенные методы с наиболее гуманным содержанием, а так же с учетом вышеперечисленных принципов. Основополагающей базовой подобной категории нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только через их чувственное освоение ребенком. Благодаря чувственному и эмоциональному восприятию, моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности, является слабосильным, не способным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.
Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом и практическом плане.
Тема выпускной квалификационной работы: формирование
этических чувств младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования этических чувств младших школьников.
Предмет исследования - особенности формирования этических чувств младших школьников.
Цель исследования - выявить и обосновать особенности формирования этических чувств младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование этических чувств у детей младшего школьного возраста будет осуществляться эффективно, если:
- в работе с детьми учителем будут использоваться разнообразные пути формирования этических чувств;
- планирование работы по данной проблеме будет осуществляться в комплексе, и носить целенаправленный, систематический характер.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогическую характеристику детей
младшего школьного возраста.
2. Раскрыть содержание этических чувств.
3. Изучить особенности формирования этических чувств в младшем школьном возрасте.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование
формирования этических чувств младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬
педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, диагностическое обследование; сравнительный анализ проведенной работы и результатов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования у детей школьного возраста этических чувств на современном этапе является актуальной.
Проблема формирования у детей школьного возраста этических чувств, проблема нравственного развития и воспитания школьников всегда интересовала учителей и психологов. И на сегодня многие ученые занимаются данной проблемой.
Каждый этап развития ребенка имеет свои психологические особенности, на каждом возрастном этапе формируются различные новообразования. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования у детей этических чувств, но формирование основных этических чувств так же протекает с определенными особенностями, которые должны учитывать при организации работы с детьми учителя.
Проблему нравственного воспитания на протяжении долгого времени исследовали и продолжают исследовать философы, психологи, и учителя - ученые.
Работая над проблемой нравственного воспитания на основе развития чувств младших школьников,была изучена психолого-педагогическая литературу по данной проблеме, рассмотрена сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания , а также характеристики младшего школьного возраста . Раскрыты особенности развития чувств для нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучены методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произведен анализ, а затем и обобщены различные взгляды на данную проблему в литературе и сделаны следующие выводы.
Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Важную роль в нравственном развитии ребенка играют чувства. Работая над проблемами нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные и психосоциальные особенности.
Обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности при помощи вызова у них чувств и эмоций.
На основе изученной и проанализированной психолого-учителяческой литературы мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений необходимо:
Знать особенности этических чувств у детей школьного возраста;
Знать пути формирования этических чувств у детей школьного возраста;
Обеспечить комплексную работу по данному направлению.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы. М.:, 2014. - 512 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учёб. пособие. - 2 - е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2011. - 379 с.
3. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие.- СПб.: Питер, 2013. - 478 с.
4. Аристотель. Сочинения в 4-х томах - М.: 2014, т. 4. - 389 с.
5. Артюхова И.С. Ценности и воспитание //Педагогика. 2011. №4. - 35 с.
6. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 416 с.
7. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: 2012 г. - 358 с.
8. Белинский В.Г. Мысли об искусстве. Сборник / сост., вступ. ст., примеч. М. Г. Зельдовича. - М.: Искусство, 2012. - 336 с.
9. Бех И.Д. Воспитание личности. Во II т. - Т.2. - М.: Просвещение,
2013. - 341 с.
10. Богданова А.С. Роль нравственных норм в поведении младших школьников. 2013. - №10. - 257 с.
11. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. 2011 г. - 289 с.
12. Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов. - СПб .: Питер,
2014. - 321 с.
13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития. 2011 г. - 564 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2014. - 480 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 2013. - 323 с.
16. Гаврина С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2014. - 80 с.
17. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 512 с.
18. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности
школьника.Педагогика. - М.'.', 2012. -245 с.
19. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов - М.: Аспект Пресс, 2015. - 373 с.
20. Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов/Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: 2013. - 247 с.
21. Детская психология / под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько - Минск, 2014. - 390 с.
22. Дубровина, И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. - М., 2011. - 258 с.
23. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2 т. - М.: Педагогика, 2013. - Т. 1. - 820 с.
24. Исаев Д.Н. Отстающий в развитии ребенок. Как узнать, что ребенок отстает в развитии? - СПб.: Речь, 2012. - 187 с.
25. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие школьников. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. - 142 с.
26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. - 464 с.
27. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. 2012. - 578 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 656 с.
29. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.:, Российское педагогическое агентство. 2013. - 210 с.
30. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2014. - 336 с.
31. Педагогика: учеб.пособие для вузов /В.И. Сластенин, В.А. Исаев, А.И. Мищенко [и др.] - 4-е издание. - М.: Школьная Пресса, 2014. - 187 с.
32. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 512 с.
33. Педагогика школы /под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2014. - 215 с.
34. Педагогика: учебник /под ред. Л.П. Крившенко. 2011. - 654 с.
35. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания. 2013. - 187 с.
36. Планирование воспитательной работы в классе. / авт. - сост. Е.Н. Степанов и др. - М.:, 2014. - 447 с.
37. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д: «Феникс»,
2012. - 448 с.
38. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. Колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 400 с.
39. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. - М.: Просвещение, 2013. - 344 с.
40. Психология и педагогика /под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2014. - 145 с.
41. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / пер. с польск. и вступ. ст. В.К. Вилюнаса; общ. ред. А.В. Овчинниковой. - М.: Прогресс, 2014. - 392 с.
42. Родионов, В.А. Развитие младших . 2011. - 187 с.
43. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю. Б.Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. - 157 с.
44. Рубинштейн, С. А. Основы общей психологии. В 2 т. - Т. 1 - М., 2011. - 620 с.
45. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 2015. - 394 с.
46. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина.
Письма к сыну //Избранные произведения. В 5-ти т. - Т.3. - М.:
Просвещение, 2012. - 670 с.
47. Фокина Н.А. Особенности нравственного развития младших школьников. 2015. - №4. - 189 с.
48. Щуркова, Е.Н. Прикладная педагогика воспитания. 2015. - 187 с.
49. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младших школьников: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика,
2013. - 321 с.
50. Якобсон П.М. Психология художественного. Ворчество. - М.: Знание, 2011. - 48 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ