ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Международно-правовая защита беженцев 6
§ 1. Понятие и особенности статуса беженец 6
§ 2. Развитие международно-правового регулирования статуса беженец 22
ГЛАВА II. Современные гарантии защиты беженцев 31
§ 1. Конвергенция международной и национальной защиты беженцев 31
§ 2. Институциональные гарантии защиты беженцев 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что последний этап глобализации, начавшийся после распада СССР, придал многим проблемам локального или регионального характера мировой масштаб. К ним относится и международная миграция, которая отражается на всех участниках данного процесса - принимающих странах, странах-донорах, транзитных регионах и самих мигрантах - в силу ее масштабов, неорганизованности, беспорядочности и потери конструктивного характера. Мобильность людей возросла многократно, и причины кроются в пути, по которому двинулось человечество в конце ХХ века. Сюда можно отнести Европейский миграционный кризис, возникший ещё весной 2015 года и продолжающийся до сих пор, и проблема мигрантов в США, и трудовая миграция в Россию не только из стран СНГ, но и Китая, Вьетнама и Турции.
На конец ХХ и начало XXI вв. приходится увеличение масштабов, а также расширение географии вынужденной миграции в мире. Всё это является результатом вновь возникающих очагов политической напряжённости, локальных войн, конфликтов и экологических катастроф. Главным фактором, оказавшим влияние на ситуацию в мире, стал распад Советского Союза, что в последствии не только изменило политическую карту мира, но и породило многие социальные, политические и экономические проблемы.
В ХХ1 веке общество идёт по пути глобализации. Этот процесс можно рассматривать как интеграцию и унификацию в сфере политики, религии, экономики и культуры. Отсюда и приходится сталкиваться с проблемами международной миграции. По этим и другим причинам многомиллионные потоки людей путём пересечения национальных границ (легально и нелегально), образуют рынки труда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступные сообщества. Как правило, перемещение населения происходит из стран с низким уровнем жизни в более развитые в экономическом отношении государства.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся и развивающиеся в сфере международного сотрудничества по вопросам миграции.
Предметом исследования явилась совокупность международно-правовых и национальных норм, регламентирующих вопросы, связанные с предоставлением, обеспечением и защитой статуса беженцев.
Цель выпускной квалификационной работы состояла в том, чтобы на основе всестороннего исследования статуса беженцев и вынужденных переселенцев, теоретической природы данного статуса и практики его применения исследовать теоретические положения и изложить рекомендации по совершенствованию данного института.
Достижению заявленной цели способствовало решение следующих задач:
• раскрытие понятия и особенностей правового статуса
вынужденных мигрантов;
• исследование концепции международно-правового регулирования статуса беженец;
• рассмотрение сходства международного и национального законодательства по вопросам миграции;
• анализ форм сотрудничества государств по защите прав беженцев.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы основана на работах таких учёных, как С.А. Авакьян, Л.В. Андриченко, А.С. Бахов, Д.К. Бекяшев, А.Н. Воронина, А.В. Демидов, Н.В. Захарова, О.С. Кажаева, Е.В. Киселёва, А.А. Клишас, Е.А. Школяренко и др.
Нормативную основу исследования правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев составили внутригосударственные нормативные правовые акты (Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах»), а также международные акты (Устав ООН 1945 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о статусе беженцев 1951 г.; Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.; Соглашение стран СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г.).
Методологическая основа включает в себя общенаучные (системный, логический, анализ, синтез и др.) и частно-научные методы, прежде всего апробированные юридической наукой и практикой. В их числе: формально-юридический, лингво-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью, задачами, а также логикой развития проблемы. Работа включает введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.
Таким образом, проведённое выпускное квалификационное исследование статуса и защиты прав беженцев в международном праве позволило сделать некоторые обобщения и выводы.
Права и обязанности, гарантии этих прав, а также порядок признания статуса беженец и вынужденный переселенец в Российской Федерации закреплены в федеральных законах «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. Из этих законов можно чётко сказать, что беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений, а вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершённого в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Что касается международных отношений, то здесь вопрос беженцев регулируется двумя основными документами - Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 г.
Международная проблема беженцев имеет большое значение для России из-за экономических, социальных, демографических и других изменений, происходящих в ней. Российская Федерация, будучи полноправным членом международного сообщества и государством, в котором осуществляются демократические процедуры, в своем Основном законе 1993 года провозгласила, что лицо, его права и свободы являются самой высокой ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
Развивая далее эти положения, Конституция Российской Федерации провозглашает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами в Российской Федерации и несут ответственность наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договор Российской Федерации. Однако, исходя из этих положений Основного закона, Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, которые являются неотъемлемой частью его правовой системы.
Сегодня продолжается строительство национальных систем убежища в строгом соответствии с международными стандартами защиты наиболее уязвимой категории лиц, таких как беженцы, что является неотъемлемой частью процесса построения демократического общества. В связи с этим России следует разработать такую государственную политику, в которой миграция будет играть важную роль в развитии страны. Эффективная государственная миграционная политика должна быть составной и очень важной составляющей стратегии развития общества.
1. Устав Организации Объединённых Наций 1945 года (заключён в Сан-
Франциско 26 июня 1945 г.) [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.un.org/ru
2. Всеобщая декларация прав человека 1948 года (заключена в Париже 10 декабря 1948 г.) // Организация Объединённых Наций [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru
3. Резолюция 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1949 года Дискриминационная практика некоторых государств в отношении труда иммигрантов и, в частности, в отношении труда лиц, набранных среди беженцев (заключена 16 мая 1949 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/046/49/IMG/NR004649.pdf?Open Element
4. Конвенция о статусе беженцев 1951 года принята Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) (заключена 28 июля 1951 г.) // [Электронный ресурс] Управлении Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. - URL: http://www.unhcr.ru
5. Протокол, касающийся статуса беженцев (заключён 31.01.1967 г.)
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees_prot.shtml
6. Венская конвенция о праве международных договоров (заключена 23 мая 1969 г.) // Организация Объединённых Наций [Электронный ресурс] -URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml
7. Заключение №8 (XXVIII) 1977 года: Определение статуса беженца
(заключён 12 декабря 1977 г.) [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.refworld.org.ru/docid/524146bb4.html
8. Соглашение стран СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 года (заключено 24 сентября 1993 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/1119714/
9. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху,
дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности принят резолюцией55/25 Генеральной Ассамблеи 2000 года (заключён 15 ноября 2000 г.) [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/protocol2 .shtml
10. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно
женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи 2000 года (заключён 15 ноября 2000 г.)[Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/protocol1 .shtml
Правовые акты Российской Федерации
11. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. // [Электронный ресурс]. - URL: http://constitution.kremlin.ru/
12. Федеральный закон Российской Федерации от 04 декабря 2006 г. № 206- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.consultant .ru
13. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 1997 г. № 95-I «О беженцах» // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru
14. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 467- ФЗ «О вынужденных переселенцах» // [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40450
15. Федеральный закон Российской Федерации от 06 января 2007 г. № 2-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации» // [Электронный ресурс]. - URL:
http://kremlin.ru/acts/bank/24832
16. Указ Президента РФ от 21.07.1997 г. № 746 «Об утверждении
Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // [Электронный ресурс]. - URL: http: //constitution. garant.ru/act/right/170008
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.1997 г. № 1414 «О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы» // [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
18. Российская Федерация. Конституционный Суд. По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в связи с жалобой гражданина М. А. Мкртычана [Текст]: [постановление Конституционного суда Российской Федерации: от 21 ноября 2002 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 48. - Ст. 4829
Учебная, монографическая, справочная литература
19. Авакьян С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция // С. А. Авакъян. - М., 2003.
20. Бахов А.С., Захарова Н.В., Лукин П.И. и др. Международно-правовые формы сотрудничества социалистических государств // отв. ред. В.М. Шуршалов М.: Изд-во АН СССР, 1962.
21. Бекяшев Д. К., Иванов Д. В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции Монография ООО Проспект 2013.
22. Воронина Н. А. Международное право и проблемы правового регулирования положения внутриперепещённых лиц // Юрист- международник, 2005, № 3.
23. Доклад Специального докладчика по вопросу о правах человека мигрантов от 7 августа 2013.
24. От МПВО к гражданской защите (исторический очерк) // Под редакцией Шойгу С.К. - М: УРСС, 1998.
25. Потапов В. И. Беженцы и международное право. - М., 1986.
26. Российский статистический ежегодник 2002 г. // Госкомстат России, М., 2002.
27. Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения. ОБСЕ, МОМ, МОТ, 2006.
28. Халмухамедов А. Чечня: как жить дальше? // Миграция в России. 2001.
29. Шойгу С.К. Итоги функционирования РСЧС и гражданской обороны в 2001 г. // Сборник обзорной информации «Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях». Выпуск 1. - М: ВИНИТИ, 2002.
30. Azoulai L., de Vries K., editors. EU Migration Law: Legal Complexities and Political Rationales. Oxford: Oxford University Press, 2014.
31. Goodwin-Gill G.S. International Law and the Movement of Persons between States. Oxford: Clarendon Press, 1978.
32. Klekowski von Koppenfels A. The role of regional consultative processes in managing international migration. International Organization for Migration,
2001.
33. Mansuett H.R. Circulation of Workers in the Law of MERCOSUR. Franca Filho M.T., Lix-inski L., Olmos Giupponi M.B. (eds). The Law of MERCOSUR. Oxford and Portland, Oregon: Harts Publishing, 2010.
Научные статьи и диссертации
34. Абашидзе А.Х., Солнцев А.М., Киселева Е.В., Конева А.Е., Круглов Д.А. Достижение Целей устойчивого развития (2016-2030): международно-правовое измерение // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016.
35. Андриченко Л.В, Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах. - М: Юридическая литература, 1998.
36. Арутюнов М.Г. Демографическая и миграционная ситуация в стране требует существенного расширения состава взаимосвязанного миграционного законодательства // Миграционное законодательство
Российской Федерации. - М: Международная правозащитная ассамблея,
2002.
37. Астахов С. Правовое положение беженцев в международном праве Научная статья 2009.
38. Демидов А.В. Формирование современной миграционной политики Российской Федерации и сотрудничество с международными организациями // А.В. Демидов. - М., 2003.
39. Кажаева О.С. Институт реадмиссии в международном праве: дисс. ... канд. юрид. наук. М.: РУДН, 2014.
40. Киселёва Е.В. Основные формы межгосударственного сотрудничества в сфере миграции 2016.
41. Клишас А.А., Киселева Е.В. Глобальный форум по миграции и развитию (Порт-Луи, Маврикий, 19-22 ноября 2012 г.) // Евразийский юридический журнал. 2013.
42. Мишунина А.А. Чистова Л.А. Административно-правовое регулирование режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. - Тюмень, 2004.
Интернет-ресурсы
43. Бажанов Г.В. Об эволюции категориальных понятий вынужденных мигрантов // Центр Миграционных Исследований 2018 [Электронный ресурс]. - URL: http://migrocenter.ru/conferences-kavkaz-m_kavkaz06
44. Диалог на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии (3-4 октября 2013 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/ga/68/meetings/migration
45. Международная миграция и развитие. Доклад Генерального секретаря ООН от 18 мая 2006 г. А/60/871. П. 283-290 [Электронный ресурс]. - URL: http ://j ournals.rudn.ru/law/issue/download/897/46