Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №60516

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы межличностных отношений и самосознания детей в дошкольном возрасте 7
1.1. Сущность и содержание понятий «самосознание» и
«межличностные отношения» 7
1.2. Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста со
сверстниками 15
1.3. Связь межличностных отношений с самосознанием 24
Выводы по Главе 1 32
Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению взаимосвязи межличностных отношений и самосознания детей дошкольного возраста 36
2.1. Организация исследования. Методы исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 41
Выводы по Главе 2 58
Заключение 61
Литература 66
Приложения

Актуальность темы исследования. Проблема самосознания является одной из наиболее сложных в психологии. Принято считать, что эффективным путем ее исследования является изучение генезиса самосознания, которое формируется под влиянием двух главных факторов, взаимоотношениями ребенка с другими людьми и его собственной практической деятельностью.
Возникновение самосознания у детей дошкольного возраста считается одним из важнейших достижений в развитии личности. Именно поэтому становится особенно актуальным для правильного построения последующих основ будущей личности ребенка, определение психологических условий формирования самосознания и своевременное выявление нежелательных отклонений в его развитии.
Проблемы самосознания нашли отражение в отечественных и зарубежных психологических исследованиях. Огромный интерес, как в практическом, так и в теоретическом плане представляет изучение особенностей структуры самосознания, динамики его развития. Знания, полученные в ходе этих исследований, позволяют приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
В настоящее время проблема самосознания достаточно актуальна. Это связано с необходимостью определения степени важности ребенка в условиях современности, его способностей преобразовывать окружающий мир и себя.
Не менее важным является изучение межличностных отношений у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст представляет этап развития человеческой личности, в ходе которого происходит активное формирование представлений об окружении, обществе в целом. Для детей этого возраста общение с людьми является не только источником разнообразных переживаний, но и главным условием развития его личности, его человеческого развития. Актуальность изучения межличностных отношений у детей дошкольного возраста заключается в том, что именно в этот период у ребенка происходит формирование коллтктивестических качеств, гуманного отношения к окружающим его людям.
Межличностные отношения детей - необходимое условие их психического развития. Зачастую в общении детей возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие и становление личности. Важно максимально изучить эти взаимоотношения, для того, что бы создать для каждого ребенка благоприятный эмоциональный климат.
Цель исследования. Провести теоретическое и практическое исследование взаимосвязи межличностных отношений и самосознания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
- изучить сущность и содержание понятий самосознание и межличностные отношения;
- исследовать особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками;
- рассмотреть взаимосвязь между понятиями межличностные отношения и самосознание;
- провести эмпирическое исследование по изучению взаимосвязи межличностных отношений и самосознания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: самосознание и межличностные отношения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь межличностных отношений и самосознания.
Гипотеза опытно-экспериментального исследования состоит в предположении о том, что существует взаимосвязь между особенностями межличностных отношений и особенностями самосознания детей дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросы самосознания и межличностного общения, а так же их взаимосвязь, детей дошкольного возраста нашли свое отражение в работах отечественных авторов. В них, в частности, раскрыты такие вопросы как: самосознание детей дошкольного возраста (Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Знаков В.В.), специфика межличностного общения детей дошкольного возраста(Горянина В.А., Ильин Е.П., Кахнович С.Н.), взаимосвязь между самосознанием и межличностным общением у детей дошкольного возраста (Куницына В.Н., Лисина М.И.).
В процессе исследования использованы следующие методы: теоретические - анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, ранжирование и классификация и др.; эмпирические - диагностические методики на выявление взаимосвязи самосознания и межличностного общения детей дошкольного возраста.
Базой исследования стало МБДОУ детский сад № 27
«Рябинушка» общеразвивающего вида Елабужского муниципального района республики Татарстан. Общее количество испытуемых составило 20 человек, среди которых 11 девочек и 9 мальчиков в возрасте от 6 до 7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его ходе материалы могут быть использованы специалистами в области дошкольного образования для осуществления теоретической или практической деятельности в сфере изучения самосознания и межличностного общения детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и применении методических материалов по развитию самосознания и межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
Структура работы представлена введением, двумя главами - теоретической и практической, выводами к главам, заключением, списком использованной литературы, приложениями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, данная работа - «Взаимосвязь межличностных отношений и самосознания детей дошкольного возраста» - имеет теоретико¬практический характер, и направлена на выявление и изучение взаимосвязи межличностных отношений и самосознания детей дошкольного возраста.
Целью данной работы стало изучение особенностей формирования самосознания и межличностных отношений, а так же взаимосвязи между ними у детей дошкольного возраста. Данная цель реализовывалась в четырех задачах, сформулированных нами во Введении работы, в соответствии с которыми осуществлялось данное исследование.
Так, первой задачей работы стало изучение сущности и содержания понятий самосознание и межличностные отношения. Мы выяснили, что самосознание играет ключевую роль в процессе формирования личности. Благодаря познанию собственного «Я», человек: изучает свои
предпочтения, эмоции и желания; учится анализировать свои действия в сравнениями с действиями, поведением, реакциями окружающих; получает способность выделять себя в окружающем мире. В онтогенезе самосознания принято выделять два этапа: чувственный и рефлексивный.
Изучив понятие «межличностные отношения», мы ознакомились с компонентами, эмоциональным, когнитивным и поведенческим, лежащими в основе любых видов взаимоотношений. Нами были выделены три основных этапа межличностных отношений детей дошкольного возраста, находящихся в прямой зависимости от возрастных групп.
Второй задачей работы стало исследование особенностей взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками. Проведя теоретическое исследование в рамках данного вопроса мы обнаружили, значимость формирования «детского коллектива», потребность в игровых отношениях, общении. Именно в коллективе формируется самооценка, самоуважение, уровень притязаний, формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации ребенка. Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. Общаясь с товарищами, в играх и в реальной жизни, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся оценивать себя и своих товарищей, применять на практике нормы поведения.
Все это позволило сделать следующий вывод: межличностные отношения со сверстниками у детей дошкольного возраста закладывают базу для дальнейшего становления и развития взаимоотношений.
Третьей задачей данного исследования стало изучение взаимосвязи между самосознанием и межличностными отношениями. Проделанная работа по изучению понятий «самосознание» и «межличностные отношения» в отдельности, позволила нам взглянуть на них в совокупности и рассмотреть их взаимосвязь. Было установлено, что развитие процессов самосознания и межличностных отношений в процессе становления личности вне зависимости друг от друга является невозможным, это интегрированный процесс. Познание собственного «Я» в огромной степени зависит от знакомства с обществом, сравнения своих качеств с другими участниками. С другой стороны, межличностные отношения напрямую зависят от уровня самосознания его участников, от их потребностей, желаний, эмоционального компонента.
Самосознание состоит из необходимых и взаимодополняющих составляющих: объективной и субъективной. В свою очередь эти составляющие являются неотъемлемой частью любых видов межличностных отношений. В человеческих отношениях эти два начала не существуют в чистом виде и постоянно преобразуются из одного в другое.
Последней задачей работы стало проведение эмпирического исследования по изучению взаимосвязи межличностных отношений и самосознания детей дошкольного возраста.
Исследование показало, что для большинства детей старшего дошкольного возраста в группе характерен социометрический статус «предпочитаемых» (60%). Несколько меньше детей по результатам применения первой методики получили статус «пренебрегаемых» (30%). Одинаковое небольшое количество старших дошкольников (по 5%) имеют статус «популярных» и «отвергаемых». Статус «изолированных» не получил ни один ребенок.
Изучение взаимосвязи межличностных отношений и самосознания показало, что для дошкольника, обладающего социометрическим статусом «популярного» характерна неадекватно завышенная самооценка, осознание своего превосходства над большинством людей и собственной уникальности, неадекватная полу идентификация себя с матерью, высокая степень эгоцентризма и «простота» Я-концепции. Анализ сферы самосознания второй группы дошкольников - предпочитаемых - показал, что для большинства из них характерна адекватная самооценка, признание превосходства со стороны взрослых, осознание себя «включенными» в мир социальных контактов и связей, осознанием сходства с другими людьми, идентификация с одним из родителей (соответствующего пола), высокая степень эгоцентризма, а также низкий или средний уровень сложности Я-концепции.
Анализ сферы самосознания «пренебрегаемых» детей показал, что для них в равной степени характерна адекватная или заниженная самооценка; признание превосходства со стороны взрослых и ощущение собственного давления на ровесников; восприятие себя принятыми либо отверженными в социуме; осознание собственного сходства с другими или же уникальности; высокая либо разумная степень эгоцентризма.
Полученные «отвергаемым» ребенком результаты близки к тем, что характерны для «популярного» дошкольника. Данное обстоятельство может быть объяснено тем, что оба ребенка осознают тот факт, что они отличаются от других детей в группе, а повышенное позитивное или негативное внимание со стороны ровесников становится причиной многих проблем в индивидуальном психологическом развитии их личности.
Проведенное эмпирическое исследование выявило существование сходства сфер самосознания представителей двух крайний социометрических статусов - «популярного» и «отвергаемого». Наиболее оптимальным развитием самосознания отличаются «предпочитаемые» дети, а «пренебрегаемые» дошкольники объединяют характеристики «предпочитаемых» и «отвергаемых».
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи, поставленные нами перед данной работой, были решены, а цель - достигнута.
Данное исследование может быть продолжено с целью изучения формирования и развития процессов самосознания и межличностных отношений. Кроме того, в дальнейшем может быть проведена экспериментальная проверка различных психологических технологий и методик, направленных на развитие межличностных отношений и формирование самосознания детей дошкольного возраста.



1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология и проблемы человекознания. - Москва-Воронеж, 1996. - С. 196 - 205.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Просвещение, 2006. - 110 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Академия, 1990. - 98 с.
4. Бабаева Т.И. Образовательная область «Социализация». - М.: Детство-Пресс, 2013. - 38 с.
5. Берн Э. Три аспекта личности. // Психология личности. Т. 1. Хрестоматия. - Самара: Изд. дом БАХРАХ, 1999. - 221 с.
6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная психология. Учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - С. 152 - 156.
7. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 74 с.
8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2001. -69 с.
9. Знаков В.В. Мышление, самосознание и самопонимание // Вестник Московского университета. - №2 - 2008. - С.16 - 17.
10. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - С.147 -151.
11. Кахнович С.Н. Культура межличностных отношений
дошкольников. - М.: Новое знание, 2012. - 74 с.
12. Куницына В.Н. Межличностные отношения. - СПб.: Питер, 2002. - 367 с.
13. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1992. - 210 с.
14. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - Московский
психолого-социальный институт, - 2009. - 186 с.
15. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. - СПб.: Питер, - 2008. - 204 с.
16.Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 434 с.
17. Панфилова А.П. Психология общения. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 93с.
18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1996. - 170 с.
19. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию.- М. : Мысль, 2010. - 92 с.
20. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 98 с.
21. Садовская В.С., Ремизов В.А. Основы коммуникативной культуры.
- М.: Владос, 2011. - С.61 -62.
22. Сеченов И. М. Элементы мысли. - М.: АСТ, 2014. - 112 с.
23. Скворцов Л.В. Культура самосознания. - М.: Издательство
политической литературы, 2009. - 51с.
24. Словарь практического психолога // Под ред. С.Ю. Головина. - Мн.: Харвест, 1998. - 192 с.
25. Смирнова Е.О. Психология ребенка // Учебное посбие для педагогических училищ и ВУЗов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 72 с.
26. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М.: Владос, 2015. - С.34 -38.
27. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми. - М.: АСТ, 2008. - 53 с.
28. Социальная психология // Под ред. А.Л. Журавлева. - М.:
Просвещение, 2010. - 66 с.
29. Спиридонова С.Б. Проблема развития самосознания в детском возрасте. // Журнал: Психология и педагогика. - № 10, 2009. - 12 с.
30. Спиркин А.Г. Философия. // Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2007 - 236 с.
31. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство
Московского Университета, 1998. - С.81 - 82.
32. Столяренко Л.Д. Основы психологии. // Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 736 с.
33. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения. Изд.3. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 237 с.
34. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 1998. - 108 с.
35. Холмогорова В.М. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика «Школа добрых волшебников».- М.: Чистые пруды, 2007. - 107 с.
36. Чампион К., Духовность и самосознание личности. - М.: Когито- Центр, 2009. - 72 с.
37. Чеховских М.И. Психология: учеб. пособие. - М.: Новое знание, 2003. - 106 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ