Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ ЭСКИЗОВ ЖОСТОВСКОГО ПОДНОСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №60498

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
199
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО
МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
1.1 Специфика и определение понятий «композиция» и «композиционное
мышление» 5
1.2 Педагогические аспекты развития композиционного мышления
учащихся в процессе обучения жостовской росписи 10
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 26
2.1 Содержание программы по декоративной росписи 26
2.2 Разработка цикла занятий по жостовской росписи для обучающихся
в системе дополнительного образования 32
Выводы по второй главе 36
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РОСПИСИ НАБОРА ЖОСТОВСКИХ
ПОДНОСОВ 37
3.1 Выбор материалов для росписи набора жостовских подносов 37
3.2 Технологическая последовательность выполнения росписи набора
жостовских подносов 38
Выводы по третьей главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ


В данной выпускной квалификационной работе рассматривается актуальная проблема художественного творчества, связанная с развитием композиционного мышления обучающихся в системе дополнительного образования. Проблема обучения композиции является одной из важнейших как в теории декоративно - прикладного искусства, так и в педагогике и в методике обучения художественным дисциплинам. Вместе с тем, проблема органичного соединения художественных задач с основами организации изобразительной формы остается актуальной и малоисследованной. В существующих методиках обучения декоративно-прикладному искусству учебные задания зачастую не связаны с необходимостью целенаправленного освоения обучающимися приемов и способов композиционного построения изображения, объединяющих теоретический и практический разделы двух взаимосвязанных дисциплин. В связи с вышесказанным, изучение методов, способствующих развитию композиционного мышления обучающихся, приобретают все большую актуальность. Исходя из актуальности определена тема исследования «Развитие композиционного мышления учащихся в процессе разработки эскизов жостовского подноса в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия развития композиционного мышления в процессе разработки эскизов жостовской росписи.
Объект исследования: развитие композиционного мышления обучающихся в системе дополнительного образования в процессе обучения жостовской росписи.
Предметом исследования является развитие композиционного мышления обучающихся в системе дополнительного образования в процессе обучения жостовской росписи.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу по теме исследования;
2) дать определения понятиям «композиционное мышление» и «композиция»;
3) определить педагогические условия развития композиционного мышления в процессе обучения художественной росписи в системе дополнительного образования;
4) разработать программу по декоративной росписи для обучающихся в системе дополнительного образования;
5) разработать цикл занятий по жостовской росписи для обучающихся в системе дополнительного образования;
6) разработать проект росписи набора жостовских подносов.
В процессе работы применялись следующие методы исследования:
- анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
- изучение и обобщение педагогического опыта по развитию композиционного мышления обучающихся в системе дополнительного образования на занятиях декоративно-прикладным искусством;
- целенаправленное наблюдение за декоративно-прикладной деятельностью обучающихся в системе дополнительного образования;
- анализ продуктов творческой деятельности обучающихся кружка декоративно-прикладного творчества в системе дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в системе дополнительного образования в работе над развитием композиционного мышления обучающихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование проблемы развития композиционного мышления обучающихся позволило сделать выводы о том, что психолого-педагогические условия развития композиционного мышления основаны на общих закономерностях мышления.
Деятельность в сфере искусства содержит в себе уникальные художественно¬творческие и духовно-практические особенности. Они состоят в том, что в процессе творческой деятельности обучающиеся декоративно-прикладному искусству не только формируют свое композиционное мышление, свои художественно-творческие способности, приобретая знания о мире, но и осваивают эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Происходит внутренний диалог с самим собой и со зрителем, возникает собственно-диалогическое отношение с миром, то есть творческая личность открывает для себя действительность как мир творчества, мир человека, мир, наполненный личностным смыслом. Процесс обогащения происходит на основе развитого творческого эмоционально-ассоциативного восприятия, образно-ассоциативного воображения, гармоничной работы творческого и логического в мышлении.
Важно научить детей свободно мыслить в направлении от рационального к эмоциональному, и обратно, к новому рациональному, на основе педагогической триады: осознать - прочувствовать - выразить (выполнить эскиз и
композиционную работу). Приобретение, преобразование и применение знаний предполагает активную познавательную деятельность.
Эффективное развитие композиционного мышления обучающихся в процессе декоративно-прикладного творчества осуществляется, если:
1) материал обучения упорядочен и систематизирован в соответствии с принципами формирования теоретических понятий: определены базовые понятия и система частных, составляющих;
2) выполнение определенных учебных действий в процесс усвоения теоретических знаний;
3) методы обучения соответствуют принципу проблемности и учитывают целеполагание, что обеспечивает достижение самостоятельности и готовности к творческой деятельности обучающихся.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Даны определения понятий «композиционное мышление» и «композиция»;
2. Определены педагогические условия развития композиционного мышления учащихся в процессе обучения художественной росписи в системе дополнительного образования;
3. Разработана программа по декоративной росписи для обучающихся в системе дополнительного образования;
4. Разработан цикл занятий по жостовской росписи для обучающихся в
системе дополнительного образования;
5. Разработан проект росписи набора жостовских подносов.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута - методы развития композиционного мышления обоснованы. В результате исследования определено, что эффективность развития композиционного мышления обучающихся декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования обусловлена:
-поэтапным освоением теоретических понятий композиции,
-включением в этот процесс освоения способов художественной деятельности, адекватных содержанию усваиваемых понятий.



1. Анурова, Е. В. Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов / Е.В. Анурова, О.В. Литвинова. - Самара: ООО Издательство Ас Гард, 2013 г. - С. 24-29.
2. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств / А. В. Бакушинский. - М.: Карапуз, 2009. - 302 с.
3. Ветрова, И. Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства / И. Б. Ветрова. - М.: Автореф. дис. д-ра пед. наук, 2004 г. - С. 16.
4. Волков, Н. Н. Восприятие картины / под ред. И. П. Глинской. - М.: 1976. - 32 с.
5. Выготский, JI. C. Воображение и творчество в детском возрасте / JI. C. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 90 с.
6. Зубрилин, К. М. Развитие композиционного мышления на художественного-графических факультетах в педвузах / К.М. Зубрилин. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. - М.: МГОУ, 2008. - С. 243-244.
7. Зубрилин, К. М. Композиция с разных сторон / К.М. Зубрилин. - М.: МГОУ, 2008. - С. 23-25.
8. Кибрик, Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве / Вопросы философии. - М.: 1966. - № 10. - С. 103-113.
9. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. - 255 с.
10. Кузин, В. С. Психология: учебник для художественных училищ / В.С. Кузин, Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Москва: Высшая школа, 1982. - 256 с.
11. Кузин, В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В. С.Кузин. - М.: Издательский центр Академия, 2013. - 232 с.
12. Меньшиков, Н. П. Влияние композиционных задач на оптимизацию процесса обучения живописи с натуры / Н. П. Меньшиков: Автореф. к. п. н. - М.: 1991.-17 с.
13. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 1987. - 253 с.
14. Панкратова, Л. И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования вуза на занятиях изобразительным искусством / Л. И. Панкратова: Дис. к. п. н. М.: МГПУ, 1998. - 167 с.
15. Паранюшкин, Р. В. Композиция / Р. В. Паранюшкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 80 с.
16. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления / Я.А.
Пономарев. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 352 с.
17. Проблемы композиции / Под ред. В.В. Ванслова. - М.:
Изобразительное искусство, 2000. - 290 с.
18. Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов / Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - 184 с.
19. Прыскина, Е. А. Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства / Е. А. Прыскина. - М.: Молодой ученый, 2016 г. - №13. - С. 77-80.
20. Психология установки Д.Н. Узнадзе [интернет-ресурс]: Учебные статьи по психологии. - Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php7id =568, свободный.
21. Радченко, А.Н. Моделирование основных механизмов мозга / А.Н. Радченко. - Ленинград: Наука, 1968.- 212 с.
22. Ростовцев, Н. Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием / Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
24. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 147 с.
25. Скаткин, М. Н. Проблемы современной школы / Скаткин М. Н. - М.: Просвещение, 1984. - С. 96.
26. Соколов, Е. Н. О психофизиологии творчества / Соколов Е. Н., Колесов Д. В. - М.: Психологический журнал, 1992. - № 6. - С. 43-53
27. Талызина, Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Талызина Н. Ф. - М.: МГУ, 1969. - 133 с.
28. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Талызина Н.Ф. - М.: МГУ, 1975. - 155 с.
29. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И. Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1989. - 320 с.
30. Терентьев, А. Е. Роль и специфика курса композиции на
художественно-графических факультетах пединститутов / Терентьев А.Е.
Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно¬графических дисциплин: Сб. науч. тр. - М.: МГПИ, 1967. - С. 143-157.
31. Трофимов, В. А. Основы композиции / В.А.Трофимов, Л.П. Шарок. - СПб: СпбГУ ИТМО, 2009 - 42 с.
32. Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству / Под ред. Л.Г. Медведева. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. - С. 98.
33. Юсов, Б. П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф. канд. п. наук / Б. П. Юсов. - М.: 1963. - С. 23.
34. Юсов, Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное
творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей / Б. П. Юсов. - Магнитогорск: Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2002. - 282 с.
35. Яковлева, Т. А. Методическое пособие по станковой композиции [интернет-ресурс]: Студия рисования для взрослых и детей. - Режим доступа: http://casadiarte.ru/master-klassy/metodicheskoe-posobie-po-stankovoj-kompozicii, свободный.
36. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. - М.: Искусство, 1964. - 86 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ