ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫМИ ГРУЗОВЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ СЫРЬЯ И ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПАО «КАМАЗ» 8
1.1 Роль и функции транспорта в логистической системе предприятия 8
1.2 Основные виды международных грузовых перевозок и сообщений 14
1.3 Организация и управление доставкой международными грузовыми
перевозками сырья и готовой продукции разным транспортом 19
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ
ГРУЗОВЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ПАО «КАМАЗ» 35
2.1 Краткая характеристика предприятия Логистический центр ПАО
«КамАЗ» 35
2.2 Финансово-экономический анализ предприятия Логистический центр
ПАО «КамАЗ» 41
2.3 Оценка системы организации и управления международными грузовыми
перевозками на предприятии Логистический центр ПАО «КамАЗ» 55
3. СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ГРУЗОВЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ПАО «КАМАЗ» 63
3.1 Основные направления совершенствования организации и управления
международными грузовыми перевозками сырья и готовой продукции 63
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность грузоперевозок в современном обществе постоянно растет и будет продолжать расти. Это связано с ростом потребностей человечества. Сейчас любой желающий может заказать доставку любого груза. От небольших товаров, массой несколько граммов, до огромных по размерам и весу. Все что используют люди постоянно приходится перевозить из одного места на другое. Это значит, что грузоперевозки как никогда актуальны, и их отсутствие приведет к непоправимым последствиям.
Если еще несколько десятков лет назад, ожидая груз, проходили дни, а то и месяцы, то сейчас груз можно доставить за несколько часов. Сейчас очень ценится время, поэтому люди готовы платить большие деньги, чтобы доставить груз максимально быстро. Для кого то решающим фактором является низкая стоимость доставки, а на время заказчик не обращает внимание. Какой бы ни была цель доставки груза, актуальность перевозок постоянно растет.
Выбор данной темы в качестве исследования можно обосновать её актуальностью для России, а именно попытки согласовать транспортную систему с усиливающимися в последнее время (5-10 лет) процессами формирования и развития международных транспортных коридоров:
- согласованное развитие транспортной инфраструктуры с целью интеграции евроазиатских транспортных систем для беспрепятственного передвижения через национальные границы пассажиров и грузов - рационализация взаимодействия между различными видами транспорта в интермодальной транспортной цепи;
- оптимизация транспортного процесса с целью повышения качества перевозок и снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров;
- создание условий для снижения тарифов на перевозки грузов во внутреннем сообщении посредством повышения загрузки отечественной транспортной сети и лучшего использования имеющихся резервов;
- содействие освоению новых территорий и развитию приграничного сотрудничества, освоению новых внутренних и международных рынков - повышение мобильности населения и улучшение транспортной доступности регионов;
- переключение транзитных и российских внешнеторговых грузопотоков с портов других стран на отечественные морские порты;
- повышение привлекательности инвестиционных проектов развития международных транспортных коридоров.
На сегодняшний день международные перевозки являются наиболее перспективным направлением в бизнесе.
Сдерживающим фактором более интенсивного развития автомобильных грузоперевозок для третьих стран является политика государств, защищающих своих автоперевозчиков посредством предоставления квот для иностранных транспортных компаний. Следует отметить, что весь рост экспорта грузоперевозок пришелся на страны вне СНГ. Причина этого - транспортное обслуживание российского импорта из европейских стран. Конечно, в структуре экспорта развитых государств мира немаловажное место занимает экспорт услуг. В последние годы их доля в международной торговле резко возросла и сегодня составляет приблизительно четвертую ее часть.
Одной из серьезных проблем является ослабление мер по защите национального рынка международных грузовых перевозок и интересов отечественных перевозчиков, что в значительной мере связано с ныне действующей системой контроля.
Наиболее актуальной в настоящее время в России является проблема существенного ухудшения условий для обновления парка транспортных средств, необходимого для сохранения и увеличения доли российских перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг.
Такая ситуация связана с необоснованно высоким уровнем утилизационного сбора, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2014 № 870, в отношении новых магистральных седельных тягачей, приобретаемых отечественными перевозчиками по импорту и являющихся основой подвижного состава российских перевозчиков.
Следует отметить также, что если говорить о проблемах, негативно влияющих на оперативность и эффективность перевозочного процесса, то одной из них являются продолжающиеся длительные простои транспортных средств в автомобильных пунктах пропуска через российский внешний участок границы Таможенного союза.
Главной причиной длительных простоев является несовершенство технологий таможенного оформления и таможенного контроля, избыточность запрашиваемых у перевозчика сведений, недостаточное использование предварительно направленной перевозчиком информации.
Цель исследования - исследовать организацию и управление международными грузовыми перевозками сырья и готовой продукции.
Исходя из цели данной работы нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации и управления международными грузовыми перевозками сырья и готовой продукции;
- провести анализ организации и управления международными грузовыми перевозками в Логистическом центре ПАО «КамАЗ».
- разработать рекомендации по совершенствованию и управлению международными грузовыми перевозками в Логистическом центре ПАО «КамАЗ».
Знание изложенного теоретического материала необходимо для дальнейшего его применения на практике. Поскольку опыт российских специалистов в области транспортной логистики очень мал, то знание и использование на практике зарубежного опыта крайне необходимо для создания собственной теоретической основы с российскими особенностями.
Объект исследования - Логистический центр ПАО «КамАЗ».
Предмет исследования - система организации и управления международными грузовыми перевозками сырья и готовой продукции.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- анализ документов (статистический материал и отчетная документация);
- метод сравнения (международного и российского опыта).
Научная значимость состоит в следующем:
1. обобщен опыт деятельности в сфере международных грузовых перевозок;
2. определена степень эффективности организации и управления международными грузовыми перевозками;
3. выработаны рекомендации по выходу транспортной системы РФ на общемировой уровень.
Практическая значимость: в ходе исследования были выявлены основные проблемы международных грузовых перевозок и пути их решения. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности транспортной организации, занимающейся международными перевозками. А также материалы исследования могут быть использованы при теоретической и практической подготовке студентов, обучающихся по экономическим и юридическим специальностям.
Использовались ресурсы интернет-ресурсы и текущие архивы ПАО «КамАЗ»: Устав ПАО «КамАЗ», годовые формы бухгалтерской отчетности за 2015 - 2016 гг., организационная структура ПАО «КамАЗ» и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.
В первом разделе работы рассматриваются теоретические аспекты организации и управления международными грузовыми перевозками сырья и готовой продукции, а именно в первом пункте главы рассматривается роль и функции транспорта в логистической системе предприятия, также раскрыты основные виды международных грузовых перевозок и сообщений. Подробно рассматривается организация и управление доставкой международными грузовыми перевозками сырья и готовой продукции разным транспортом.
Во втором разделе проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности за 2015-2016 гг., а также проводится оценка системы организации и управления международными грузовыми перевозками на предприятии Логистический центр ПАО КамАЗ.
В третьем разделе разрабатываются мероприятия по совершенствованию организации и управления международными грузовыми перевозками сырья и готовой продукции
При написании выпускной квалификационной работы использовались труды следующих авторов: Аникин Б.А., Волгин В.В., Гаджинский А.М., Левкин Г.Г., Николайчук В.Е. и других.
Проведя исследование, было выявлено на основании статистических данных, что РФ имеет множество проблем в отрасли.
Роль международных перевозок в экономике России огромна. Логистика оказывает всестороннее воздействие на экономическое развитие страны. Там, где правильно понимают роль логистики, государство успешно развивается в экономическом, политическом и социальном отношениях. И наоборот, недооценка значения транспортной системы неизбежно приводит к замедлению развития государства. Система международных перевозок должна постоянно развиваться адекватно растущим потребностям и быстро реагировать на возникающие проблемы.
Недооценка и хроническое отставание перевозок в немалой степени происходят из-за непонимания государственного значения как особой отрасли народного хозяйства. Уникальность логистики состоит в том, что, выступая в роли сферы материального производства, он одновременно выполняет вспомогательную функцию обслуживающей инфраструктуры.
Народное хозяйство страны ежегодно несет потери из-за диспропорции в техническом вооружении автотранспорта РФ; необустроенности дорожной и таможенной инфраструктуры; проблемы в отношении третьих стран, которые занимают большую долю международных автоперевозчиков; проблемы связанные с ограничением скорости и постоянно повышающемуся транспортному налогу.
Логистические сети по территории нашей страны располагается неравномерно из-за структуры расселения населения нашей страны. Основные транспортные магистрали располагаются именно в европейской части страны. Здесь происходит наибольший товарообмен между соседним государствами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитию и совершенствованию международных перевозок в РФ будут способствовать:
- координированная деятельность всех видов транспорта;
- постоянное глубокое изучение и установление сфер эффективного использования международных автоперевозок;
- совершенствование системы экономического стимулирования на основе широкого применения рыночных механизмов;
- постоянный контроль и регулирование государством международных экономических отношений в области транспорта;
- широкое внедрение новых технологий и способов перевозок
- (контейнеров, поддонов, пакетирования грузов и т.д.);
- создание рыночных условий (тарифов, систем обслуживания и т.д.)
Логистическое хозяйство, как и все отрасли экономики нашей страны, требуют привлечение инвестиций, но эта проблема по-прежнему не решается из-за того, что зарубежные инвесторы боятся вкладывать деньги в российскую экономику из-за ее непредсказуемости. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают в техническом оснащении транспорта особенно отечественного производителя, продукция которых отстает от западных аналогов на много лет из-за отсутствия разработок и воплощения этих проектов в жизнь.
При написании выпускной квалификационной работы была составлена характеристика компании Логистический центр ПАО «КамАЗ» и выявлены ключевые проблемы предприятия при осуществлении международных перевозок. В первую очередь это:
-Отсутствие полиса страхования ответственности;
-Непроизводственные простои на границах;
-Дебиторская задолженность;
-Хищение грузов;
-Снижение объемов заказов.
Исходя из обозначенных проблем компании нами были даны рекомендации по совершенствованию работы Логистического центра ПАО «КамАЗ» в сфере международных перевозок. В частности, на основании расчетов и сравнительного анализа сделан вывод, что целесообразно переставить еврофуры с рейса г. Набережные Челны-г. Штутгарт (Германия) на маршрут г. Набережные Челны - г. Актобе (Казахстан).
Главным препятствием на пути решения выявленных проблем в Логистическом центре ПАО «КамАЗ» является также финансовый кризис, но исходя из многочисленных прогнозов, и эта преграда будет в скором времени решена.