ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты учебной игры в методике иноязычного образования младших школьников 7
1.1. Анализ опыта использования учебной игры в процессе
иноязычного образования младших школьников 7
1.2. Сущность учебной игры в психолого-педагогических
исследованиях 10
1.3. Классификация игр и их особенности 16
Выводы по ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА II. Методика учебной иноязычной игры для младших школьников 24
2.1. Формирование предпосылок и потребности в учебной деятельности
посредством игры у младших школьников 24
2.2. Преемственность игровой и учебной деятельности в раннем
иноязычном образовании детей 29
2.3. Методический инструментарий для реализации учебной игры в
процессе иноязычного образования младших школьников 32
Выводы по ГЛАВЕ II 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время владение английским языком стало одним из важнейших качеств современного человека, т.к. английский язык является самым распространенным языком для международного и делового общения. Поэтому в последнее время все более актуальным становится изучение наиболее эффективных методов обучения иностранным языкам. Для оптимизации процесса обучения иностранному языку отечественные и зарубежные ученые проводят исследования, как с целью определения реального старта обучения иностранному языку, так и соответственно необходимых для этого педагогических инструментов. В ходе исследований было установлено, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком, поэтому особенно важно наиболее плодотворно использовать этот период времени для детского развития. Однако есть вероятность переутомить и перегрузить ребенка знаниями, не окрашенными эмоциями и положительным отношением, которые он не сможет применить, и к которым он не будет испытывать интереса. Вот почему проблема иноязычного образования младших школьников является актуальной.
В этом возрасте необходимо помочь ребенку плавно осуществить переход от ведущей игровой деятельности к учебной, поэтому важно сохранить игру, но в качестве средства иноязычного образования.
Несмотря на то, что в настоящее время положительное влияние игрового обучения на результаты обучающихся иностранному языку достаточно изучено и описано в многочисленных учебных пособиях и методических разработках, учителя по-прежнему заинтересованы в поиске новых эффективных педагогических инструментов. Поэтому проблема использования учебной игры в преподавании иностранного языка рассматривается нами как актуальная и требующая дальнейшего изучения.
Объектом исследования является процесс иноязычного образования младших школьников.
Предметом исследования выступает учебная игра как средство интенсификации процесса иноязычного образования младших школьников.
Цель настоящей работы заключается в рассмотрении учебной игры как средства интенсификации процесса иноязычного образования младших школьников.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты учебной игры в методике иноязычного образования младших школьников, а именно:
- провести анализ опыта использования учебной игры в процессе иноязычного образования младших школьников;
- изучить сущность учебных игр и их классификации;
2) рассмотреть учебную игру как средство интенсификации процесса иноязычного образования младших школьников, а именно:
- выявить предпосылки и потребности в учебной деятельности посредством игры у младших школьников;
- проследить преемственность игровой и учебной деятельности в раннем иноязычном образовании детей;
- выявить требования к учебной игре;
- изучить организацию и методическое сопровождение учебной игры;
- провести анализ современных УМК на предмет реализации игровой методики и обобщить результаты анкетирования.
Гипотеза выпускной квалификационной работы - если на уроках иностранного языка будут задействованы учебные игры, то иноязычное образование младших школьников будет интенсифицировано.
Теоретико-методологическую базу работы составляют:
- исследования в области детской психологии Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.
- исследования в области методики и психологии преподавания английского языка на начальной стадии А.В. Конышевой, М.Ю. Курбатовой, М.М. Мирзахановой, И.Л. Шолпо и др.
- исследования в сфере использования игр в учебном процессе Е.В. Карповой, Е.В. Колбиной, М.Ф. Стронина, О.А. Моисеенко и др.
- УМК «Английский язык. 3 класс» В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, И.П. Костиной, Е.В. Кузнецовой и учебно-методические пособия по преподаванию английского языка в начальной школе.
Фактическим материалом для исследования послужила 2 часть учебника для общеобразовательных организаций «Английский язык. 3 класс» В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, И.П. Костиной, Е.В. Кузнецовой и учебно-методические пособия.
Методы исследования:
- анализ литературы по исследуемой проблеме.
- квалифицированное наблюдение за мотивацией учащихся к предмету при использовании учебных игр на уроках иностранного языка.
- анкетирование.
Практическая значимость работы заключается в систематизации теоретических основ учебной игры и выработке методического инструментария для реализации учебной игры в процессе иноязычного образования младших школьников.
Апробация работы состоялась на секционном заседании в рамках научной сессии на факультете иностранных языков Педагогического института НИУ «БелГУ» 18.04.2017
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность данной работы, формулируются основные цели и задачи, предоставляются сведения об использованном материале и методах исследования.
В первой главе собран теоретический материал о сущности учебной игры, опыте ее использования, приведены классификации игр различных авторов.
Во второй главе рассмотрено формирование потребностей в учебной деятельности посредством игры в младшем школьном возрасте, а также преемственность игровой и учебной деятельности в раннем иноязычном образовании. Вместе с этим в данной главе приведен список требований к учебной игре, ее организации и методическому сопровождению, а также показан результат анализа методических комплектов на предмет реализации игровой методики и подведены итоги анкетирования.
В заключении подводятся итоги исследовательской работы об учебной игре как средстве интенсификации процесса иноязычного образования младших школьников.
В настоящей выпускной квалификационной работе была рассмотрена учебная игра как средство интенсификации процесса иноязычного образования младших школьников.
Для достижения поставленной цели перед работой был поставлен ряд задач. Изначально нами были исследованы теоретические аспекты учебной игры в методике иноязычного образования младших школьников. При решении задачи о проведении анализа опыта использования учебной игры в процессе иноязычного образования младших школьников в работе показано, что эффективность использования учебной игры на уроках была замечена ещё такими педагогами как: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, А.С. Макаренко, М. Монтессори и К.Д. Ушинский, поэтому педагоги-практики продолжают использовать данный педагогический инструмент для того, чтобы вызвать интерес к предмету.
При решении задачи о рассмотрении сущности учебной игры в работе изучены различные определения игры, как учебной, так и дидактической. На основании полученной информации мы пришли к выводу, что понятия учебная и дидактическая игра являются взаимозаменяемыми, и предложили свое определение учебной игры.
В ходе решения задачи о рассмотрении классификации учебной игры мы обобщили специфические критерии, по которым игры можно распределять по группам в единую таблицу, которая позволяет подобрать подходящую под условия игру для обеспечения наибольшей эффективности усвоения учебных материалов.
При решении задачи о выявлении предпосылок и потребностей в учебной деятельности посредством игры у младших школьников в выпускной квалификационной работе показано, что правильно организованная учебная игра обеспечивает формирование основных предпосылок, перечисленных в работе, а также обеспечивает естественную мотивацию и развивает необходимые для успешного обучения в школе качества.
При решении задачи о преемственности игровой и учебной деятельности в раннем иноязычном образовании детей в работе показано, что преемственность игровой и учебной деятельности заключается в смене содержания деятельности при сохранении естественного для детей игрового процесса.
Для решения задачи о выявлении требований к учебной игре в работе сформулирован свод требований к учебной игре на основании принципов, которым, по мнению тех или иных авторов, должна соответствовать любая учебная игра.
При решении задачи об организации и методическом сопровождении учебной игры в работе детально рассмотрены две группы условий, от которых зависит успешное проведение игры. Также в ходе решения данной задачи мы сформулировали единую для всех учебных игр структуру проведения.
На базе полученных знаний мы провели анализ современных УМК на предмет реализации игровой методики. В ходе решения данной задачи мы подобрали серию учебных игр по одной из тем современного УМК для начальной школы. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть положительный эффект применения учебных игр на уроке английского языка, нами были проведены два анкетирования - в начале и в конце темы. Обобщив результаты анкетирования, мы нашли подтверждение выдвинутой нами гипотезе: использование учебных игр на уроках иностранного языка интенсифицирует процесс иноязычного образования, и деятельность детей принимает увлекательный творческий характер.
Таким образом, поставленные в выпускной квалификационной работе задачи решены в полном объеме, цель достигнута.
1. Ахметов Н.К., Нурахметова А.Р. Технология создания учебных игр // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №6. - С. 65-69.
2. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения. Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и химии. - СПб.: Школьная лига, 2013. - 240 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика- Пресс, 1999. - 536 с.
4. Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 1008 с.
5. Гакаева А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. - С. 3-6.
6. Галай И.П. Методика обучения географии. - Минск: Аверсэв, 2006. - 157 с.
7. Григорьева Е.Я. Игровые технологии как путь повышения
познавательной активности учащихся // В сб.: Язык и
действительность. Материалы международной научной конференции. - М.: Издательство «Спутник+», 2017. - С. 64-71.
8. Дегтярёва В.Х. Педагогические условия успешной реализации ролевой игры в учебно-воспитательном процессе средней школы // Вестник ЧГПУ. - 2010. - №3. - С. 64-72.
9. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в
первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
10. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.
- Ярославль: «Академия развития», 2007. - 237 с.
11. Козина Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: учебник для академического бакалавриата / Е.Ф. Козина. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 454 с.
12. Колбина Е.В. Дидактическая игра как средство развития мотивации учебной деятельности старших дошкольников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2008. - №3. - С. 64-88.
13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
14. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку.
- Спб.: Каро, 2008. - 192 с.
15. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе // Иностранные языки в школе. - 2006. - №3. - С. 64-66.
16. Макаренко А.С. Правильно воспитывать детей. Как? - М.: АСТ, 2013. - 280 с.
17. Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1983. - 206 с.
18. Мирзаханова М.М. Игровое обучение английскому языку детей младшего школьного возраста // Иностранные языки в школе. - 2012. - №10. - С. 70-74.
19. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей : книга для учителя / Р.М. Миронова. - Минск: Нар. асвета, 1989. - 176 с.
20. Моисеенко О.А. Ролевые игры для малышей. - Белгород: Изд-во «Политерра», 2008. - 56 с.
21. Моисеенко О.А. Раннее иноязычное образование: опыт и перспективы. Монография. - М.: Издательство «Перо», 2016. - 93 с.
22. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе. - М.: Просвещение, 1990. - 175 с.
23. Негневицкая Е.И. Игра в обучении иностранному языку школьников разного возраста. - М.: Просвещение, 1987. - 265 с.
24. Новосёлова С.Л. Новая классификация детских игр // В сб.: Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции (11-14 апреля 1995 г.) Часть 1. - М.: Прометей, 1995. - С. 12-13.
25. Поликарпов В.С., Лысак И.В. Игра: проблема дефиниции и классификации // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2005. - №9. - С. 170.
26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
27. Смондаренко Е.А. Дидактическая игра как форма обучения дошкольника // «Наука и образование: новое время». - 2016. - № 2. - С. 693-695.
28. Стайнберг Дж. 110 игр на уроке английского языка. - М.: Астрель, 2004. - С. 11.
29. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М.: Просвещение, 1994. - 243 с.
30. Трегубова Н.Е. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 652-655.
31. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Две главы // НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. - 1999. - №10. - С. 243-254.
32. Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс, 1997. - 416 с.
33. Чирков И. Януш Корчак. Воспитание Творцов. - М.:
Издательские решения, 2017. - 126 с.
34. Чепайкина И.А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - №4. - С. 42-44.
35. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 2004. - 240 с.
36. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски : учеб. пособие по методике преподавания англ. яз. / И.Л. Шолпо. - СПб.: Книга, 2005. - 345 с.
37. Эргардт О.Р. Реализация компетентностного подхода в преподавании русского языка через использование методов проблемно-исследовательской деятельности // Муниципальное образование: инновациии эксперимент. - 2011. - № 4. - С. 50-53.
38. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
39. Юлдашева Н.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся через игровые технологии // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - 2017. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - № 1 (10). - С. 288-291.
40. Явич Р.П., Давидович Н. Управление учебной деятельностью студентов на основе сетевых информационных технологий // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 2. - С. 69-74.