Взаимодействие медиа-элит и политических элит в современной России
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ 6
1.1. Основные подходы к определению политической и медиа элиты 6
1.2. Исторический аспект зарождения и существования
политических элит в России 20
ГЛАВА 2 32
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ И МЕДИА-ЭЛИТЫ 32
1.1. Анализ становления и развития крупных медиа-холдингов России 32
2.2. Анализ теории П. Манчини, применение данной теории в
рамках российского общества 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 6
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ 6
1.1. Основные подходы к определению политической и медиа элиты 6
1.2. Исторический аспект зарождения и существования
политических элит в России 20
ГЛАВА 2 32
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ И МЕДИА-ЭЛИТЫ 32
1.1. Анализ становления и развития крупных медиа-холдингов России 32
2.2. Анализ теории П. Манчини, применение данной теории в
рамках российского общества 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Политическая элита - главная движущая сила любого государства. Она служили главным «орудием» мудрого царя и губительной силой у - недальновидного. Поэтому политический лидер всегда старается окружить себя верными профессионалами, которые будут помогать ему в достижении всеобщего блага. Для него также и важно, чтобы все участники элитной группировки представляли собой единое целое, способное принимать совместные решения и находить компромиссы. В этой связи важно упомянуть о взаимодействиях субэлитных групп.
Феномен «медиа-элиты» мало изучен в современное время. Это обуславливается скоростью протекания современных трансформаций в обществе. Изначально в науке отдельно рассматривалась «элита СМИ» и отдельно выделялась феномен «средств массовой коммуникации». На данный момент среди ученых-политологов этот вопрос остается одним из существенных в сфере политических исследований.
В этой связи исследование взаимодействия политической и медиаэлиты в современное время остается малоизученным среди российских ученых.
Цель научной работы заключается в выявлении практик взаимодействия современной российской политической и медиа-элиты.
Задачи:
- исследовать основные подходы к изучению термина «элита»;
-дать характеристику категориям «элита», «политическая элита» "медиа-элита";
- рассмотреть эволюцию политических и медиа-элит в современной России;
- исследовать историю формирования и функционирование крупных
медиа-холдингов;
- проанализировать деятельность и личность ключевых персон на должности руководителей медиа-корпораций;
- проанализировать взаимодействие политической и культурной элиты в настоящее время;
- дать характеристику термину «политический параллелизм»;
Хронологическими рамками исследования лучше считать период с 2000 года по настоящее время, так как, автор данной научной работы считает, что с этого периода складываются основные общественные и гражданские институты, происходит модернизация во многих сферах жизни общества, формируется особая система взаимодействия политических и гражданских институтов.
Объектом исследования является современная российская политическая и медиа-элита как особая социальная группа общества.
Предметом - практики взаимодействия современной политической и медиа элиты в России.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей практик взаимодействия политической и медиа-элиты, установлении закономерностей в их взаимодействии в тех или иных внешних и внутренних политических условиях, что даст возможность моделировать и прогнозировать развитие политических ситуаций.
Теоретико-методологической основой данной работы являются работы отечественных и зарубежных исследователей, занятых в сфере политологии, социологии, философии, а также материалы конференций, круглых столов, результаты политических и социологических исследований, информация с интернет-сайтов. Методологические основы современной теории элит были заложены в XIX - начале XX века в трудах К. Маркса, Г. Моски, В. Парето, М. Вебера, МЛ. Острогорского, Р. Михельса, Основными источниками данной работы служат труды отечественных авторов, ученых- элитологов, членов Института Социологии РАН - Крыштановской Ольги Викторовны - «Анатомия российской элиты», Гаман-Голутвиной Оксаны Викторовны - «Политические элиты России» и Геннадия Константиновича Ашина - Элитология. Становление. Основные направления». Использовались материалы всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях трансформации», под председательством заведующего сектором социологии власти и гражданского общества Социологического института РАН - Дуки Александра Владимировича. Также в работе были использованы материалы социологических и политологических исследований Института Социологии РАН - «Региональные элиты в РФ: модели поведения и политические ориентации» Аллы Евгеньевны Чириковой. Эмпирической базой послужили исследования О.В. Крыштановской, А.Е. Чириковой.
Феномен «медиа-элиты» мало изучен в современное время. Это обуславливается скоростью протекания современных трансформаций в обществе. Изначально в науке отдельно рассматривалась «элита СМИ» и отдельно выделялась феномен «средств массовой коммуникации». На данный момент среди ученых-политологов этот вопрос остается одним из существенных в сфере политических исследований.
В этой связи исследование взаимодействия политической и медиаэлиты в современное время остается малоизученным среди российских ученых.
Цель научной работы заключается в выявлении практик взаимодействия современной российской политической и медиа-элиты.
Задачи:
- исследовать основные подходы к изучению термина «элита»;
-дать характеристику категориям «элита», «политическая элита» "медиа-элита";
- рассмотреть эволюцию политических и медиа-элит в современной России;
- исследовать историю формирования и функционирование крупных
медиа-холдингов;
- проанализировать деятельность и личность ключевых персон на должности руководителей медиа-корпораций;
- проанализировать взаимодействие политической и культурной элиты в настоящее время;
- дать характеристику термину «политический параллелизм»;
Хронологическими рамками исследования лучше считать период с 2000 года по настоящее время, так как, автор данной научной работы считает, что с этого периода складываются основные общественные и гражданские институты, происходит модернизация во многих сферах жизни общества, формируется особая система взаимодействия политических и гражданских институтов.
Объектом исследования является современная российская политическая и медиа-элита как особая социальная группа общества.
Предметом - практики взаимодействия современной политической и медиа элиты в России.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей практик взаимодействия политической и медиа-элиты, установлении закономерностей в их взаимодействии в тех или иных внешних и внутренних политических условиях, что даст возможность моделировать и прогнозировать развитие политических ситуаций.
Теоретико-методологической основой данной работы являются работы отечественных и зарубежных исследователей, занятых в сфере политологии, социологии, философии, а также материалы конференций, круглых столов, результаты политических и социологических исследований, информация с интернет-сайтов. Методологические основы современной теории элит были заложены в XIX - начале XX века в трудах К. Маркса, Г. Моски, В. Парето, М. Вебера, МЛ. Острогорского, Р. Михельса, Основными источниками данной работы служат труды отечественных авторов, ученых- элитологов, членов Института Социологии РАН - Крыштановской Ольги Викторовны - «Анатомия российской элиты», Гаман-Голутвиной Оксаны Викторовны - «Политические элиты России» и Геннадия Константиновича Ашина - Элитология. Становление. Основные направления». Использовались материалы всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях трансформации», под председательством заведующего сектором социологии власти и гражданского общества Социологического института РАН - Дуки Александра Владимировича. Также в работе были использованы материалы социологических и политологических исследований Института Социологии РАН - «Региональные элиты в РФ: модели поведения и политические ориентации» Аллы Евгеньевны Чириковой. Эмпирической базой послужили исследования О.В. Крыштановской, А.Е. Чириковой.
Целью данного исследования являлось выявление практик взаимодействия политических и медиа-элит. Для дальнейшего изучения элит был выбран структурно-функциональный подход, выделенный отечественным ученым - элитологом Г.К. Ашиным. Данный подход позволяет нам оценивать элиту по факту обладания имеющейся властью и влиянием.
В ходе работы были рассмотрены различные теории и определения понятий «элита» и «политическая элита». Так в данном исследовании под термином «политическая элита» понимается небольшая группа людей, имеющая общую цель и интересы, вырабатывающая и принимающая значимо важные политические, экономические и социальные решения, которая формирует вектор общественного развития.
В ходе анализа терминов «средства массовой коммуникации», «элита СМИ» и структуры медиасистемы автором было самостоятельно дано определение понятия «медиа-элита». Под термином «медиа-элита» представляются небольшие социальные группы или отдельные лица, которые владеют средствами массовой информации и коммуникации, или которые занимают наиболее значимые и высокие позиции в сфере печати, радио и телевидения, а также в системе интернет коммуникаций, что позволяет им в свою очередь в значительной степени влиять на общественное мнение при формировании отношения к наиболее важным событиям в политической, социальной или экономической сферах государства. Важным для нас феноменом является стремление медиа-элиты к обладанию политического влияния и экономическими ресурсами.
Проанализировав эволюцию становления политических и медиа-элит, мы приходим к выводу, что важным историческим фактором формирования политической элиты служило социальное и материальное положение. Со временем важными мотивами стали неординарные и профессиональные качества индивидов, их личная преданность политическому лидеру.
Сама история существования медиа-элиты крайне нова. Так, первые члены медиа-элиты были неотделимы от состава политической элиты, поскольку все СМИ принадлежали государству, а в более позднее время использовались политическими акторами для удовлетворения своих политических целей. Так первый этап взаимодействия рассматривался автором как использование СМИ в качестве инструмента влияния не только на общество, но и на отношения политиков между собой.
Далее автор рассмотрел историю создания и функционирование крупных медиа-холдингов, после чего была составлена сравнительная таблица, в которой отражена принадлежность ключевых руководителей к той или иной субэлитной группе, что обуславливает механизмы взаимодействия с государством или между медиа-холдингами.
Автор пришел к выводу, что, государство и его бизнес-элита и политическая элита концентрируют в своих руках максимальное количество акций медиа-холдингов, которые позволяют им принимать ключевые решения в развитии и направлении, как всего холдинга, так и отдельных его структур. Так автор выделяет модель взаимодействия, для которой характерны два вида контроля: прямого и косвенного. Прямой контроль заключается в непосредственном владении медиа активами холдингов. Косвенный заключается в том, что ключевые акционеры являются представителями политической элиты, либо входят в число близкого окружения политического лидера.
Автор, опираясь, на труд итальянских ученых, исследует термин «политический параллелизм» и экстраполирует его на реалии современного российского общества. Вследствие чего автор приходит к выводу, что способы и формы взаимодействия политической и медиа системы представляют собой поляризованной плюралистической модели.
В ходе работы были рассмотрены различные теории и определения понятий «элита» и «политическая элита». Так в данном исследовании под термином «политическая элита» понимается небольшая группа людей, имеющая общую цель и интересы, вырабатывающая и принимающая значимо важные политические, экономические и социальные решения, которая формирует вектор общественного развития.
В ходе анализа терминов «средства массовой коммуникации», «элита СМИ» и структуры медиасистемы автором было самостоятельно дано определение понятия «медиа-элита». Под термином «медиа-элита» представляются небольшие социальные группы или отдельные лица, которые владеют средствами массовой информации и коммуникации, или которые занимают наиболее значимые и высокие позиции в сфере печати, радио и телевидения, а также в системе интернет коммуникаций, что позволяет им в свою очередь в значительной степени влиять на общественное мнение при формировании отношения к наиболее важным событиям в политической, социальной или экономической сферах государства. Важным для нас феноменом является стремление медиа-элиты к обладанию политического влияния и экономическими ресурсами.
Проанализировав эволюцию становления политических и медиа-элит, мы приходим к выводу, что важным историческим фактором формирования политической элиты служило социальное и материальное положение. Со временем важными мотивами стали неординарные и профессиональные качества индивидов, их личная преданность политическому лидеру.
Сама история существования медиа-элиты крайне нова. Так, первые члены медиа-элиты были неотделимы от состава политической элиты, поскольку все СМИ принадлежали государству, а в более позднее время использовались политическими акторами для удовлетворения своих политических целей. Так первый этап взаимодействия рассматривался автором как использование СМИ в качестве инструмента влияния не только на общество, но и на отношения политиков между собой.
Далее автор рассмотрел историю создания и функционирование крупных медиа-холдингов, после чего была составлена сравнительная таблица, в которой отражена принадлежность ключевых руководителей к той или иной субэлитной группе, что обуславливает механизмы взаимодействия с государством или между медиа-холдингами.
Автор пришел к выводу, что, государство и его бизнес-элита и политическая элита концентрируют в своих руках максимальное количество акций медиа-холдингов, которые позволяют им принимать ключевые решения в развитии и направлении, как всего холдинга, так и отдельных его структур. Так автор выделяет модель взаимодействия, для которой характерны два вида контроля: прямого и косвенного. Прямой контроль заключается в непосредственном владении медиа активами холдингов. Косвенный заключается в том, что ключевые акционеры являются представителями политической элиты, либо входят в число близкого окружения политического лидера.
Автор, опираясь, на труд итальянских ученых, исследует термин «политический параллелизм» и экстраполирует его на реалии современного российского общества. Вследствие чего автор приходит к выводу, что способы и формы взаимодействия политической и медиа системы представляют собой поляризованной плюралистической модели.



