ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ 6
1.1. Основные подходы к определению политической и медиа элиты 6
1.2. Исторический аспект зарождения и существования
политических элит в России 20
ГЛАВА 2 32
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ И МЕДИА-ЭЛИТЫ 32
1.1. Анализ становления и развития крупных медиа-холдингов России 32
2.2. Анализ теории П. Манчини, применение данной теории в
рамках российского общества 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Политическая элита - главная движущая сила любого государства. Она служили главным «орудием» мудрого царя и губительной силой у - недальновидного. Поэтому политический лидер всегда старается окружить себя верными профессионалами, которые будут помогать ему в достижении всеобщего блага. Для него также и важно, чтобы все участники элитной группировки представляли собой единое целое, способное принимать совместные решения и находить компромиссы. В этой связи важно упомянуть о взаимодействиях субэлитных групп.
Феномен «медиа-элиты» мало изучен в современное время. Это обуславливается скоростью протекания современных трансформаций в обществе. Изначально в науке отдельно рассматривалась «элита СМИ» и отдельно выделялась феномен «средств массовой коммуникации». На данный момент среди ученых-политологов этот вопрос остается одним из существенных в сфере политических исследований.
В этой связи исследование взаимодействия политической и медиаэлиты в современное время остается малоизученным среди российских ученых.
Цель научной работы заключается в выявлении практик взаимодействия современной российской политической и медиа-элиты.
Задачи:
- исследовать основные подходы к изучению термина «элита»;
-дать характеристику категориям «элита», «политическая элита» "медиа-элита";
- рассмотреть эволюцию политических и медиа-элит в современной России;
- исследовать историю формирования и функционирование крупных
медиа-холдингов;
- проанализировать деятельность и личность ключевых персон на должности руководителей медиа-корпораций;
- проанализировать взаимодействие политической и культурной элиты в настоящее время;
- дать характеристику термину «политический параллелизм»;
Хронологическими рамками исследования лучше считать период с 2000 года по настоящее время, так как, автор данной научной работы считает, что с этого периода складываются основные общественные и гражданские институты, происходит модернизация во многих сферах жизни общества, формируется особая система взаимодействия политических и гражданских институтов.
Объектом исследования является современная российская политическая и медиа-элита как особая социальная группа общества.
Предметом - практики взаимодействия современной политической и медиа элиты в России.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей практик взаимодействия политической и медиа-элиты, установлении закономерностей в их взаимодействии в тех или иных внешних и внутренних политических условиях, что даст возможность моделировать и прогнозировать развитие политических ситуаций.
Теоретико-методологической основой данной работы являются работы отечественных и зарубежных исследователей, занятых в сфере политологии, социологии, философии, а также материалы конференций, круглых столов, результаты политических и социологических исследований, информация с интернет-сайтов. Методологические основы современной теории элит были заложены в XIX - начале XX века в трудах К. Маркса, Г. Моски, В. Парето, М. Вебера, МЛ. Острогорского, Р. Михельса, Основными источниками данной работы служат труды отечественных авторов, ученых- элитологов, членов Института Социологии РАН - Крыштановской Ольги Викторовны - «Анатомия российской элиты», Гаман-Голутвиной Оксаны Викторовны - «Политические элиты России» и Геннадия Константиновича Ашина - Элитология. Становление. Основные направления». Использовались материалы всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях трансформации», под председательством заведующего сектором социологии власти и гражданского общества Социологического института РАН - Дуки Александра Владимировича. Также в работе были использованы материалы социологических и политологических исследований Института Социологии РАН - «Региональные элиты в РФ: модели поведения и политические ориентации» Аллы Евгеньевны Чириковой. Эмпирической базой послужили исследования О.В. Крыштановской, А.Е. Чириковой.
Целью данного исследования являлось выявление практик взаимодействия политических и медиа-элит. Для дальнейшего изучения элит был выбран структурно-функциональный подход, выделенный отечественным ученым - элитологом Г.К. Ашиным. Данный подход позволяет нам оценивать элиту по факту обладания имеющейся властью и влиянием.
В ходе работы были рассмотрены различные теории и определения понятий «элита» и «политическая элита». Так в данном исследовании под термином «политическая элита» понимается небольшая группа людей, имеющая общую цель и интересы, вырабатывающая и принимающая значимо важные политические, экономические и социальные решения, которая формирует вектор общественного развития.
В ходе анализа терминов «средства массовой коммуникации», «элита СМИ» и структуры медиасистемы автором было самостоятельно дано определение понятия «медиа-элита». Под термином «медиа-элита» представляются небольшие социальные группы или отдельные лица, которые владеют средствами массовой информации и коммуникации, или которые занимают наиболее значимые и высокие позиции в сфере печати, радио и телевидения, а также в системе интернет коммуникаций, что позволяет им в свою очередь в значительной степени влиять на общественное мнение при формировании отношения к наиболее важным событиям в политической, социальной или экономической сферах государства. Важным для нас феноменом является стремление медиа-элиты к обладанию политического влияния и экономическими ресурсами.
Проанализировав эволюцию становления политических и медиа-элит, мы приходим к выводу, что важным историческим фактором формирования политической элиты служило социальное и материальное положение. Со временем важными мотивами стали неординарные и профессиональные качества индивидов, их личная преданность политическому лидеру.
Сама история существования медиа-элиты крайне нова. Так, первые члены медиа-элиты были неотделимы от состава политической элиты, поскольку все СМИ принадлежали государству, а в более позднее время использовались политическими акторами для удовлетворения своих политических целей. Так первый этап взаимодействия рассматривался автором как использование СМИ в качестве инструмента влияния не только на общество, но и на отношения политиков между собой.
Далее автор рассмотрел историю создания и функционирование крупных медиа-холдингов, после чего была составлена сравнительная таблица, в которой отражена принадлежность ключевых руководителей к той или иной субэлитной группе, что обуславливает механизмы взаимодействия с государством или между медиа-холдингами.
Автор пришел к выводу, что, государство и его бизнес-элита и политическая элита концентрируют в своих руках максимальное количество акций медиа-холдингов, которые позволяют им принимать ключевые решения в развитии и направлении, как всего холдинга, так и отдельных его структур. Так автор выделяет модель взаимодействия, для которой характерны два вида контроля: прямого и косвенного. Прямой контроль заключается в непосредственном владении медиа активами холдингов. Косвенный заключается в том, что ключевые акционеры являются представителями политической элиты, либо входят в число близкого окружения политического лидера.
Автор, опираясь, на труд итальянских ученых, исследует термин «политический параллелизм» и экстраполирует его на реалии современного российского общества. Вследствие чего автор приходит к выводу, что способы и формы взаимодействия политической и медиа системы представляют собой поляризованной плюралистической модели.
1. Blumler J.G., Gurevitch М. Towards a Comparative Framework for Political Communication Research. Political Communication / еd. by S.H. Chaffee. Beverly Hills, CA: Sage, 1975.
2. Hallin Daniel C., Manchini Paolo . Comparing Media Systems. Three Models of Media and Politics. Cambridge, 2004.
3. Nordenstreng K., Paasilinna R. Epilogue // Russian Media Challenge. 2d ed. / ed. by K. Nordenstreng, E. Vartanova and Y. Zassoursky. Helsinki: Kikimora Publications, 2002.
4. Ашин Г. К. Кравченко С. А. Лозанский Э. Д. Социология политики (Сравнительный анализ российских и американских политических реалий).
5. Ашин Г.К. Основы элитологии. Курс лекций. Выпуск I - Алматы, 1996. Ответств. редактор канд.истор.наук Ю.О. Булуктаев.
6. Ашин Г.К. Современная буржуазная социология (критический очерк идеалистических теорий о роли народных масс и личности в истории). - М.: Высшая школа, 1965.
7. Ашин Г.К. Современная история - М.: Высшая школа, 1965.
8. Ашин Г.К. Элитология. Становление. Основные направления. - М., 1995г.
9. Бердяев Н.А. Источники и смысл -русского коммунизма. Париж, 1955.
10. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран Раздел I. Медиаэкономика в современном обществе. Глава 1. СМИ в современной экономике: концепция «информации» в теориях современного общества.
11. Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012.
12. Власть, выгода, коррупция и ложь [Текст] : российские средства массовой информации в 90-е годы / Б. Макнэйр // Pro et Contra. - 2000. - № 4.
13. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. — М.: "Советская Россия" совм. с МП "Октябрь", 1991.
14. Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социол. исслед. 1998. № 10.
15. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России: Вехи исторический эволюции. М., 2006.
16. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. - Мысль, 2001.
18. Дука А. В. Властные элиты: социологический анализ // Элитизм в России: «за» и «против». Пермь, ПГТУ, 2002.
19. Дука А.В. Институционализация политико-административной элиты в Санкт-Петербурге // Полития. 2003. №2.
20. Евгений Кузин. Эхо телевидения. — Газета (GZT.Ru), 25.08.2003
21.Зотов А.А. Теория элит Парето: ее формирование и связь с современной элитологией. - Российские властные институты и элиты в трансформации: Материалы восьмого Всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации» / Отв. ред. А.В.Дука. СПб.:Интерсоцис, 2011.
22. К. Манхейм. Человек и общество в эпоху преобразования. //Диагноз нашего времени. - М.Юрист, 1994.
23. Карамзин Н. М. История государства Российского.
24. Короткова H. Разработка Г. Лассуэллом методов политического психоанализа // Социально-политический журнал. 1998. № 4.
25. Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. — М.: Захаров, 2005.
26. Лассуэлл, Г Власть и личность / Г. Лассуэлл. — М-., 1995.
27. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. -39.
28. Макарин А.В. Бюрократия в структуре политической власти: политикосоциологический анализ.
29. Михельс P Необходимость организации //Диалог. 1990. №3.
30. Моска Г. Правящий класс // Социс. 1994. № 10.
31. Ответственность средств массовой информации//НГ. 14.06.1997.
32. Павловский Г. Война элит чужими руками. Она кончается мятежом наемников//НГ. 05.12.1997
33. Парето В. Разум и общество: трактат по общей социологии. N.Y., 1916
34. Платон. Государство.- Собрание сочинений в 4 т.- Т. 3.- М.: Мысль, 1994.654.- (Филос. Наследие. )
35. Покатов Д. В. К вопросу о происхождении политической элиты . // Власть. -
2008. - № 7
36. Попова Т. Ф. Российская монархия. Эпохи. События. Судьбы. — М.: АСТ, Астрель, 2006.
37. Проф. Мария Ярош (Мария Ярош, «Власть, привилегии, коррупция»,
Научное издательство PWN, Варшава 2004, стр. 200)
38. Р. Михельс «Социология политических партий в условиях демократии», Лейпциг, 1911.
39. Роберт Даль, «Критика модели правящей элиты», 1958 г. American Political Science Review.
40. Российские властные институты и элиты в трансформации: Материалы восьмого Всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации» / Отв. ред. А.В. Дука. СПб.: Интерсоцис, 2011.
41. С. М. Соловьёв. История России с древнейших времён. Т.6.
42. Сaхaров А. Д. О стране и мире. Нью-Йорк, 1975.
43. Салмин А.М. Интеллектуальная элита и политическая власть // Полития,
1997. №1.
44. См. подробнее: Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. - СПб. - 1993 г. - Ч. 1
45. Согрин В. Политическая история современной России 1985-1994: от Горбачева до Ельцина. М, Прогресс-Академия. 1994.
46. Солженицын А.И. «Образованщина»: Новый мир. - 1991. No 5.
47. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т.6.
48. Солодухин Ю.Н., М.Л. Хазин. К вопросу о легитимности современной российской элиты. / Финансы, экономика, безопасность. №9 (38) 2007.
50. Сьюзен Келлер «За пределами правящего класса. Стратегические элиты в современном обществе», 1991г.
51. Титов В.Н. Политическая элита и проблемы политики // Социол. исслед. 1998. № 7.
52. Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз. — Воронеж: ВФ МГЭИ. И. А. Радченко. Под ред. Е. Е. Топильской. 2007.
53. Юрий Ковальчук. Старший по "России". — Русский Forbes. — № 8, 2008
Источники на электронных носителях:
54. А. Миллер // https://lenta.ru/lib/14160384/
55. Атттин Г.К. Элитология в системе общественных наук, ВЕСТНИК МГИМО 2009 гhttp://cyberleninka■ru/article/n/elitologiya-v-sisteme-obschestvennyh-nauk
56. Биография А. Кабаевой // http://ria.ru/spravka/20130512/936301600.html
57. Блоги // http://polit.pro/blogs
58. Газпром// https://lenta.ru/lib/14160013/full/
59. Г азпром-Медиа Холдинг/История//http://www■gazprom- media.com/ru/page/history
60. Газпром-Медиа. — Политика^. — Версия от 18.07.2012
61. Е. Л. Вартанова Теоретический анализ российской медиасистемы: между общим и особенным, формальным и неформальным.// http://webcache. googleusercontent . com/ search?
q=cache:4ayLTXspC9cJ:jq.isea . ru/classes/pdf.ashx%3Fid%3D17982%26l %3D 1+&cd=2&hl=ru&ct=clnk& gl=ru
62.Зорин К.А. Медиасистема как совокупность «информационных торнадо» // http://www.mediascope.ru/?q=node/1655/
63.Зрители добились от Первого канала сюжета про дальнобойщиков. (Но получили не то) https://tvrain.ru/articles/perv_kanal_dalnobojschiki-398730/
64. И. Резник. Ушли Вяхирева. — Коммерсантъ, 31.05.2001. — №93 // http://www.kommersant.ru/doc/268989
65. Иван Засурский//МАСС-МЕДИА ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ// Первое издание http://evartist.narod.ru/text3/38.htm
66. История Медиа-Моста:от "Сегодня" до "Мемонета". http://www.temadnya.ru/ spravka/ 18j an2001/133.html
67. Курьянов М.А., Наумова М.Д. Политология в вопросах и ответах. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] // URL.: http://elibrary.bsu.az/kitablar/826.pdf
68. Мемория. Владимир Гусинский : http://polit.ru/news/2015/10/06/gusinskiy/
69. Паоло Манчини: «В России нет традиции журналистского профессионализма» // http://www.media-online.ru/index.php3?id=8626
70. Пусенкова Н.Н. Российский «Газпром» в газпромовской России.// http://webcache.googleusercontent.com/search?
q=cache:lq4IW10LziYJ:www.ru90.ru/node/1320+&cd=4&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
71. Российские информационные империи II .Россия: медиа-холдинги. "Медиа Мост" и "Газпром Медиа" - Описание.
http://archive.svoboda.org/archive/dossier/rumedia2/art-2.html
73.Я. Засурский. Постсоветские сдвиги // http://bugabooks.com/book/255- sredstva-massovoj-informacii-postsovetskoj-rossii/8-postsovetskie- sdvigi.html