ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Понятие и основные принципы налогового планирования 5
1.2. Этапы налогового планирования 8
1.3. Хозяйственное объединение и особенности налогового планирования его деятельности.. 12
ГЛАВА 2. ПОЭТАПНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 16
2.1. Стратегическое налоговое планирование 16
2.2. Оперативное налоговое планирование 20
ГЛАВА 3. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» С УЧЁТОМ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СФЕРЫ В РОССИИ 27
3.1 Перспективы развития налоговой сферы в России 27
3.2 Налоговое планирование группы компаний ПАО «Ростелеком» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Каждое коммерческое предприятие нацелено на получение прибыли и обеспечение её дальнейшего роста. Одним из направлений использования оставшихся на предприятии денежных средств является модернизация осуществляемых процессов и обновление используемых технологий, что способствует поддержанию уровня конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и является неотъемлемым компонентом его долгосрочной успешной деятельности на рынке. В ситуации экономической нестабильности совершенствование процесса управления активами юридического лица становится ещё более необходимым.
В целях управления чистой прибылью рассматривают два важных процесса - отток и приток денежных средств. Таким образом, для увеличения чистой прибыли необходимо либо увеличить доходы, либо сократить расходы предприятия. Для достижения второй группы целей может быть применено налоговое планирование, направленное на оптимизацию налоговых платежей с учётом специфики деятельности предприятия и положений действующего законодательства. Налоговое законодательство России находится в процессе развития и модернизации, как следствие, - на сегодняшний день существует и появляется множество способов легальной оптимизации налоговых отчислений предприятия, которые варьируются в зависимости от статуса налогоплательщика. Среди инструментов налоговой оптимизации можно выделить такие, как выбор организационно-правовой формы и места расположения предприятия, использование предоставляемых законодателем льгот, применение особой системы налогообложения и выбор формы договорных отношений.
Однако проведение налогового планирования в отношении отдельного предприятия только с учётом его параметров и хозяйственной деятельности не всегда является экономически верным. Многие предприятия, особенно в условиях глобализации и развития рыночной экономики, функционируют в рамках объединения и, таким образом, в той или иной мере являются взаимозависимыми. В то же время статус хозяйственного объединения в Российской Федерации находится на этапе формирования и ещё не регламентирован в полной мере. Этот аспект, с одной стороны, позволяет группе предприятий наиболее выгодно распределять и перераспределять ресурсы внутри неё, а с другой - существенно повышает необходимость постоянного наблюдения за изменениями налогового законодательства. И без того трудоёмкий процесс управления деятельностью хозяйственного объединения, таким образом, ещё более осложняется вследствие того, что схемы налоговой оптимизации, которые ещё несколько лет назад считались законными и эффективными, могут перестать действовать в современной экономической среде. В связи с этим представляется актуальным изучение тенденций налогового законодательства в отношении группы юридических лиц, а также анализ и оценка методов и схем оптимизации налоговых отчислений, доступных для хозяйственных объединений на данном этапе развития отношений государства и бизнеса.
Цель данной выпускной квалификационной работы - выявление специфики налогового планирования применительно к деятельности хозяйственного объединения.
Задачи проводимого исследования, направленные на достижение поставленной цели, состоят в следующем:
1. Определить особенности хозяйственного объединения как налогоплательщика;
2. Выявить влияние нововведений в налоговом законодательстве на распространённые схемы вывода доходов в юрисдикции с более низким налогообложением;
3. Оценить налоговую экономию при использовании ряда доступных схем налоговой оптимизации;
4. Определить дальнейшее направление совершенствования налоговой системы Российской Федерации и обусловленные им новые инструменты налоговой оптимизации;
5. На примере налогового планирования хозяйственного объединения во главе с компанией ПАО «Ростелеком» рассчитать налоговую экономию от использования различных инструментов налоговой оптимизации и исследовать её изменение в зависимости от наличия убыточных предприятий.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы выступает налоговое планирование как вид налоговой политики хозяйственного объединения.
Предметом исследования являются методы и особенности налогового планирования деятельности группы предприятий.
Теоретическая основа работы базировалась на налоговом законодательстве и научных публикациях авторов, раскрывающих теоретическую и практическую часть налогового планирования, изучающих схемы и методы оптимизации налоговых платежей в бюджет.
В проведённой работе был проанализирован процесс налогового планирования деятельности хозяйственного объединения. В рамках данного анализа были исследованы такие аспекты, как критерии и этапы налогового планирования, специфика налогообложения группы предприятий, тенденции изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации и налоговая выгода от использования ряда доступных схем оптимизации налоговых отчислений. Вследствие того, что в России действует модифицированная классическая система налогообложения хозяйственных объединений, открывается множество возможностей снижения налоговых обязательств путём проведения активной политики налогового планирования. В результате анализа таких возможностей мы пришли к следующим выводам:
1) Введение группы консолидированных налогоплательщиков в Налоговый Кодекс РФ представляет собой попытку законодателя легализировать холдинговые структуры. Целью данного нововведения является противодействие размытию налоговой базы хозяйственного объединения посредством предоставления дополнительной возможности по уменьшению налоговых обязательств. Такая возможность появляется вследствие того, что убытки одних предприятий можно учитывать как фактор, снижающий налогооблагаемую прибыль других предприятий объединения. Однако вследствие того, что концепция группы консолидированных налогоплательщиков является новой и не до конца проработанной, в ней имеются пробелы, препятствующие достижению изначально поставленной цели. В частности, одним из таких пробелов является тот факт, что в образованную группу консолидированных налогоплательщиков материнская компания не обязана включать все свои дочерние предприятия.
2) Введение категории консолидированной группы налогоплательщиков преследует ту же цель, что и политика деоффшоризации, - сделать невыгодным искусственное занижение налогооблагаемой прибыли. Несмотря на это, данное нововведение в налоговом законодательстве не вносит никакого вклада в борьбу с оффшоризацией российского бизнеса. При объединении предприятий в единого налогоплательщика не вводится никаких ограничений на сделки с юрисдикциями с низким налогообложением, а на материнскую компанию не накладывается обязательство по раскрытию аффилированных с ней оффшорных юридических лиц.
3) Международные схемы налогового планирования дают большую налоговую выгоду, чем внутригосударственные. В частности схема с размещением производственного предприятия в республике Кипр и реализацией продукции через российское предприятие на УСН посредством заключения комиссионного договора позволяет достичь существенной налоговой экономии в 6,2% от выручки. В то же время использование предприятия на УСН в рамках рассмотренной нами внутригосударственной схемы приводит к небольшой налоговой экономии в размере 2,14%, которая с учётом всего спектра возможных рисков и расходов по организации схемы может быть сведена к нулю. не будет приводить к увеличению совокупной налоговой базы, как в период с 2000 по 2008 года. Вследствие этого следующим шагом по совершенствованию макроэкономического налогового планирования является повышение качества налогового администрирования, что позволит уменьшить размер теневого рынка и, как следствие, повысить налоговые поступления в бюджет за счёт недобросовестных налогоплательщиков. Данные меры приведёт к согласованию интересов государства и бизнеса.
5) Налоговое планирование деятельности группы компаний ПАО «Ростелеком» показало, что и создание КГН, и использование других инструментов налогового планирования дают небольшую экономию в рамках всего хозяйственного объединения: 0,017% и 0,011% от выручки соответственно. Создание КГН является более выгодным в случае необходимости финансирования убыточных предприятий, что становится возможным ввиду смягчения контроля за трансфертным ценообразованием в отношении КГН. Однако если все участники хозяйственного объединения являются прибыльными, то выплата налогов в составе КГН не приводит к возникновению налоговой экономии, в связи с чем в целях оптимизации налоговых отчислений возрастает значение других инструментов налогового планирования, таких как переход на УСН и вступление в СЭЗ.
В целом налоговое планирование деятельности хозяйственного объединения представляет собой сложный процесс, в рамках которого необходимо осуществлять тщательный анализ доступных налоговых льгот и оценивать налоговые последствия различных вариантов ведения хозяйственной деятельности и организации договорных отношений. Однако в результате проведения такого процесса в отношении деятельности группы предприятий можно достичь существенной налоговой экономии.
1. Бабенко, Д.А. Развитие налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков в России (на примере компаний топливно-энергетического комплекса): диссертация на соискание учёной степени канд. экон. наук / Д.А. Бабенко. - М., 2014. - 197 с.
2. Бойко И.П. Лекции по курсу «Экономика предприятия и предпринимательства». Лекция 3. Объединение предприятий в рыночной экономике. / И.П. Бойко. - СПб.: Издательский центр экономического факультета СПбГУ 2013. - 40 с.
3. Борисова, М.С. Налоговое планирование в холдинговых структурах / М.С. Борисова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2013. № 2. - С. 4754.
4. Быков, С.С. Противодействие уклонению от уплаты налогов: функция, принцип и вектор развития системы российского налогового права / С.С. Быков // Влияние финансово-правовых и иных публично-правовых институтов на инновационное развитие России: материалы всероссийской научно-практической конференции (20-21 сентября 2013 г., Иркутск). / Иркутский институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. - Иркутск, 2014. - 252 с. - С. 58-87.
5. Влияние финансово-правовых и иных публично-правовых институтов на инновационное развитие России : материалы науч.-практ. конф. (Иркутск, 20-21 сентября 2013 г.) / Иркутский институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. - Иркутск, 2014. - 252 с.
6. Воробьева, Е.В. Современное налоговое администрирование: контролируемые сделки и взаимозависимые лица / Е.В. Воробьева // Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. Серия: экономика и управление. - 2015.№5. - С. 15-18.
7. Гибельнева, Е.А. Классификация расходов телекоммуникационных компаний в системе управленческого учёта / Е.А. Гибельнева // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2015, № 51-52. - С. 6-15.
8. Гордина, Ю.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий связи: учеб. пособие / Ю.А. Гордина. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. - 171 с.
9. Гринкевич, Л.С. Консолидированная группа налогоплательщиков как инструмент справедливого распределения налоговых доходов / Л.С. Гринкевич // Финансы. - 2015. №2. - С. 40 - 44.
10. Евневич, М.А. Консолидированная группа налогоплательщиков - шаг к формализации холдингов / М.А. Евневич, Д.В. Ябурова // Проблемы современной экономики. - 2013, №3(47). - С.197-202.
11. Жернаков, С.А. Корпоративное налоговое планирование: цели и сущность / С.А. Жернаков // Экономика. Налоги. Право. - 2014. № 3. - С. 124-127.
12. Жестков, С.В. Правовые основы налогового планирования (на примере групп предприятий): Учебное пособие. - М., Академический правовой университет, 2002. - 141 с.
13. Зеленюк, А.Н. Сущность и особенности трансфертного ценообразования / А.Н. Зеленюк // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. № 7. - С. 49-61.
14. Золочевская, Е.Ю. Экономическая безопасность оффшорного бизнеса: особенности налоговой оптимизации / Е.Ю. Золочевская, И.Л. Благова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. №3. - С. 150-153.
15. Зябриков, В.В. Налоги и налоговое планирование. Курс лекций. Электронный вид / В.В. Зябриков - 2016. - 341 слайд.
16. Зябриков, В.В. Налоговое планирование как способ согласования интересов фирмы и государства: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 05.13.10 / В. В. Зябриков. - Спб, 1997. - 18 с.
17. Кузнецов, Д.В. Подходы к обоснованию эффективности лизингового финансирования/ Д.В. Кузнецов // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. -
2013. №18. - С.129-133.
18. Лисовская, А.В. Налоги как источник доходов бюджетов/ А.В. Лисовская, В.К. Докальская // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -
2014, №2(5). - С.18-21.
19. Методы и схемы оптимизации налогообложения: практическое пособие / ТЮ. Сергеева. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 175 с.
20. Налоговое планирование: учебник для магистров / Е.С. Вылкова. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 639 с.
21. Налоговые схемы. Как снизить налоги в соответствии с законодательством / Э.С. Митюкова, Е.А. Сынникова, - Москва : Вершина, Омега-Л, 2007. - 192 с.
22. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Москва : Проспект, КноРус, 2015. - 1040 с.
23. Налоговый менеджмент в организациях : учебник для магистров / Л.С. Кирина, Н.А. Горохова. - М. : Издательство Юрайт, 2014. -279 с.
24. Панова Г.С. Деофшоризация как фактор развития национальной экономики / Г.С. Панова, И.Б. Туруев, И.З. Ярыгина // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - № 2. - С. 102112.
25. Правовые основы налогового планирования (на примере групп предприятий): Учебное пособие. - М. Академический правовой университет, 2002. - 141 с.
26. Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации / Материалы Российского научного экономического собрания (Москва, 19-20 октября 2007 г.) - М.: Научный эксперт, 2008. - 1080 с.
27. Рюмина Ю.А., Баландина А.С., Баннова К.А. Налоговое стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях: монография. - Томск: STT, 2014. - 276 с.
28. Сердюкова Н.В. Трансфертное ценообразование в холдинговых компаниях / Н.В. Сердюкова // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2010.№3. - С.107-116.
29. Сидорова Е.А. Европейский опыт и российские проблемы стимулирования социальноэкономического развития: Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации / Е.А. Сидорова // Материалы Российского научного экономического собрания (Москва, 19-20 октября 2007). - М.: Научный Эксперт, 2008. - С. 728-742.
30. Синельников-Мурылев, С.Г. Совершенствование налога на прибыль в Российской Федерации в сред- несрочной перспективе / С.Синельников-Мурылев, Е.Шкребела - М.: Изд- во Института Г айдара, 2011. - 264 с.
31. Троянская, М.А. Консолидированная группа налогоплательщиков: сочетание интересов государства и налогоплательщиков / М.А. Троянская, Е.А. Ермакова // Экономическое возрождение России. - 2015. №1 (43). - С. 56 - 64.
32. Wiman B. Equalizing the income tax burden in a group of companies / G. Lindencrona, L. Muten, S. O. Lodin, B. Wiman // International Studies in Taxation: Law and Economics. Kluwer Law International, 1999. - P 363
33. Аналитический бюллетень «Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России» (Выпуск №1, ноябрь). - URL: http://www.rea.ru/ru/news/Pages/bulleten_november_kvartal.aspx (дата обращения 18.04.16)
34. База данных СПАРК. - URL: http://www.spark-interfax.ru/ (дата обращения 23.04.16)
35. Газета «Ведомости». Холдингам могут запретить объединять налоги до 2018 года. - URL: http://www.vedomosti.ru/economics/artides/2015/06/03/594883-holdingam-mogut-zapretit- obedinyat-nalogi-do-2018-goda (дата обращения: 28.02.2016)
36. Годовой отчёт ОАО «Ростелеком» по итогам 2014 года. - URL:
http://www.rostelecom.m/about/03_1_Годовой%20отчет%20по%20итогам%202014%20года.pdf (дата обращения 08.05.16)
37. Годовой отчёт ОАО «Ростелеком» по итогам 2014 года. - URL:
http://www.rostelecom.m/about/03_1_Годовой%20отчет%20по%20итогам%202014%20года.pdf (дата обращения 08.05.16)
38. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон Российской федерации от 1 января 2008 года. - Статья 990. Договор комиссии. -URL: http://elementy.ru/library/gk2_990-1004.htm (дата обращения 17.11.2015)
39. Евневич, М.А. Российский опыт налогового стимулирования формализации консолидированных групп налогоплательщиков. - URL: http://mariae.ru/nauchnie- publikatsii/i_rossiyskiy-opit-nalogovogo-stimulirovaniya-formalizatsii-konsolidirovannih-grupp- nalogoplatelshchiko/ (дата обращения 24.04.16)
40. Журнал «Практическое налоговое планирование». Мораторий на создание новых КГН.
- URL: http://e.nalogplan.ru/news.aspx (дата обращения 05.12.2015)
41. Журнал «Российский налоговый курьер». Как подтвердить нулевую ставку НДС при экспорте товаров. -URL: http://www.rnk.ru/article/71030-kak-podtverdit-nulevuyu-stavku-nds- pri-eksporte-tovarov (дата обращения 26.11.2015)
42. Информационно-правовой портал «Гарант» . - URL: http://base.garant.ru/10164072/35/ (дата обращения 15.11.2015)
43. Коммерсант. Бизнес разошелся во мнениях по поводу КГН. - URL:
http://www.kommersant.ru/doc/2740089 (дата обращения 26.04.16)
44. Компания EY. Деофшоризация - это не только правила о КИК. -URL:
http://www.ey.com/RU/ru/Services/Tax/EY-deoffshorization-videos# (дата обращения 27.11.2015)
45. КомпанияPWC: налоги в цифрах и фактах 2015 - Кипр. -URL:
https://www.pwc.com.cy/en/.../assets/tax-facts-figures-2015-russian.pdf (дата обращения 22.11.2015)
46. Критерии оценка рисков выездных налоговых проверок. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/f579efc1e846c86acedf1433b3fb8817a 96a6916/ (дата обращения 25.04.16)
47. Налоги 2015: Комментарии. Рекомендации. Примеры. Как начислить НДС по
посредническим договорам. -URL:
http://nalogobzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/nds/kak_nachislit_nds_po_posrednicheskim _dogovoram/1-1-0-41 (дата обращения 26.11.2015)
48. Налогообложение операций лизинга и аренды. -URL:
http://www.klerk.ru/buh/articles/342044/ (дата обращения 26.11.2015)
49. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. - URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=62450 (дата обращения 18.04.16)
50. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. Итоги функционирования КГН. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183748/985a4a9c787bfc435601256d038aff5 953c3f7ca/ (дата обращения 26.04.16)
51. Особенности налогообложения телекоммуникационных услуг. - URL: http://отрасли- права.рф/article/5304 (дата обращения 08.05.16)
52. Официальный портал правительства республики Крым. Информация о свободной экономической зоне. - URL: http://feo.rk.gov.ru/file/Prezentatsiya_SEZ_feo.pdf (дата обращения 05.05.16)
53. Официальный сайт журнала Forbes. Теневую экономику России оценили в 46% ВВП.
- URL: http://www.forbes.ru/news/234247-tenevuyu-ekonomiku-rossii-otsenili-v-46-vvp (дата обращения 20.04.16)
56. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Налог на прибыль. - URL: https://www.nalog.ru/rn78/taxation/taxes/profitul/ (дата обращения 25.04.16)
57. Петербургский правовой портал. Региональный МРОТ на 2014 год. - URL: http://ppt.ru/news/113898 (дата обращения 08.05.16)
58. Пояснения к бухгалтерской отчётности ОАО «РТКком.РУ» за 2014 год. - URL: http://www.rtcomm.ru/about/corpmng/cm-id/docs/ (дата обращения 08.05.16)
59. Преференции и льготы резидентам особых экономических зон. -URL:
http://www.xn—dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/oez_lgoty (дата обращения 27.11.2015)
60. Процентные ставки и структура кредитов и депозитов по срочности по данным ЦБ РФ. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=int_rat (дата обращения 18.04.16)
61. Рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности - данные федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/IssWWW.exe/Stg/d04/23-43.htm (дата обращения 18.04.16)
62. Сайт аудиторской фирмы «Авдеев и Ко». Лизинг или аренда: что выгоднее? -URL: http://www.audit-it.ru/artides/account/contracts/a69/640055.html (дата обращения 23.11.2015)
63. Сайт Федеральной налоговой службы. Деофшоризация и декларирование зарубежных активов. - URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/international_cooperation/deooffshore/ (дата обращения 23.11.2015)
64. Средневзвешенные процентные ставки по привлеченным кредитными организациями вкладам (депозитам) физических лиц и нефинансовых организаций в рублях по данным ЦБ РФ. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=b_sector/dii_rates_2- 1_13.htm&pid=int_rat&sid=ITM_9337 (дата обращения 18.04.16)
65. Ставки (тарифы) взносов в государственные внебюджетные фонды, установленные на 2016 год. - URL: http://www.ib.ru/law/vznos (дата обращения 05.05.16)
66. Структура доходов федерального бюджета РФ за 2012-2016 годы. - URL: http://ria.ru/infografika/20130912/958932396.html (дата обращения 18.04.16)
67. Федеральная налоговая служба. Контролируемые сделки. -URL:
http://nalog.garant.ru/fns/nk/22/ (дата обращения 25.11.2015)
68. Федеральный закон о лизинге. -URL: http://www.fadr.msu.ru/rin/lows/073002gd.htm (дата обращения 25.11.15)
69. Характеристика корпоративного законодательства Британских Виргинских островов. - URL: http://www.roche-duffay.ru/companies/bvi.htm (дата обращения 21.11.2015)
70. Цена услуг по управлению компанией. -URL: http://blog.borodinon.ru/korporativnoe- pravo/tsena-uslug-po-upravleniyu-kompaniej.html (дата обращения 23.11.2015)
71. Электронная версия газеты Коммерсантъ. "Ростелеком" намерен продать контрольные пакеты в своих крымских активах. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/2704688 (дата обращения 05.05.16)
72. Penttila S. Tax Aspects of Groups of Companies - Finnish Experiences. Stockholm Institute for Scandinavian Law. -URL: http://www.scandinavianlaw.se/pdf/44-18.pdf (дата обращения 12.11.2015)