Введение
У истоков философии
Философия и миф
Философия в диалогах Платона
Эллинизм и неоплатонизм
Неклассические трактовки философии
Немецкая философия
Французская философия
Заключение
Список литературы
Каково место философии в современном обществе? Какие требования предъявляются философии, и как они связаны с теми функциями, которые она на сегодняшний момент призвана выполнять? И действительно ли эти выполняемые ею функции связаны с той изначальной интенцией, с которой она возникла 2,5 тысячи лет тому назад? Ответить на эти вопросы достаточно непросто. В настоящее время философия, как и прежде, входит в систему университетского образования в качестве обязательного предмета не только для студентов гуманитарных наук, но и технических, и естественных. В соответствии с этим философии отводится роль особого вида духовной деятельности, призванного решать некоторые социальные задачи. Обыкновенно выделяются следующие функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, критическая, идеологическая, воспитательная, аксиологическая и другие.
Одной из важнейших признается функция мировоззренческая. Она связана с формированием представлений о мире и места человека в нём, выработкой универсальной картины мира. Гносеологическая связана с призывом к познанию окружающей человека действительности и поиску истины. Воспитательная функция заключается в формировании у человека нравственных и культурных ценностей. Данная функция тесно связана с функцией критической, так как философия способствует формированию критического мышления, способности к сомнению. В тесной связи с указанными функциями находится функция идеологическая: философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии. О данной функции говорит в своей работе «Как я понимаю философию?» советский философ Мераб Мамардашвили, указывая, что преподавание философии в университетах скорее направлено на создание единомыслия, чем на создание понимания предмета философии. И с ним трудно не согласиться.
Чаще всего философия проходит мимо студентов, которых хотят обучить ей так, как если бы философия представляла собой некоторую систему знаний. Но дело в том, что как раз таки системой знаний, которые можно было бы к тому же применить на практике, философия и не является. Непонимание философии существовало ещё с античности. Так, в своей комедии «Облака» комедиограф Аристофан высмеивает античного философа Сократа.
Однако в современном информационном обществе, несмотря на выделенные нами функции, которые выполняет философии, её роль в системе культуры все больше умаляется. Философия рассматривается как область, оторванная от реальности и призванная быть заменённой другими формами общественного сознания. Живой исток философии, из которого она возникла, забывается, поэтому целью нашей работы является рассмотреть, какая роль отводилась философии в период её возникновения, как эта роль не исчезает, а с необходимостью подчеркивается мыслителями XX века. В соответствии с этим необходимо решить следующие задачи:
1. во - первых, очертить проблемное поле философии как трансценденции, обратившись к истокам философии, к философии Платона, дающего в своих диалогах её понимание;
2. во-вторых, обратиться к современным авторам, в частности, Карлу Ясперсу, немецкому экзистенциалисту, рассматривающего процесс философствования как процесс достижения экзистеницией трансценденции;
3. в-третьих, обратиться к работам французских мыслителей Пьера Адо и Мишеля Фуко, выделяющим роль философии как практики заботы о себе.
Итак, для чего нужна философия? Что стало корнем её возникновения? В данной работе были выделены различные функции, которые была призвана выполнять философия, но они имеют мало общего с живым процессом философствования, с актом, рождающимся в результате первичной встречи человека с тем, чтобы может быть названо бытием, и с самим собой, с тем, что позволяет человеку выйти за пределы наличного мира, или, иначе говоря, трансцендировать и достичь бессмертия души. Целью нашей работы было представить философию как некоторую практику себя, которая в ходе трансцендирования позволяет человеку стать собой. В связи с этим в данной работе были решены следующие задачи:
1. было проведено различие между философией и мифом, философией и наукой, а также между философией как историческим явлением и как индивидуальным актом философствования. Рассмотрена роль философии в диалогах Платона, неоплатонизме и эллинистических школах;
2. философия была рассмотрена как акт трансцендирования через философию К. Ясперса и М. Хайдеггера;
3. была проанализирована роль философии как практики души через философские концепции французских философов П. Адо и М. Фуко.
Итак, в ходе написания дипломной работы было разделено понимание философии как исторического явления и как индивидуального акта. Было выделено, что обыкновенно философию как историческое явление рассматривают в контексте возникновения из мифологии, поэтому было проведено сравнение между мифологией и философии, были определены отличительные черты. Во-первых, было выделено, что у философии и мифологии различное отношение к действительности: у философии - теоретическое, у мифологии - эмоционально-образное. Во-вторых, миф исключает элемент сомнения, в то время как философия основывается на сомнении в достоверных вещах. Было подвержено сомнению представление о том, что существует прогресс в человеческой мысли. Миф был, согласно тезисам Мамардашвили, назван человекообразующей машиной и в соответствии с этим, была поставлена под вопрос сама природа философского знания, суть которой, если она рассматривается как следующая за мифом, в том, чтобы способствовать формированию субъекта.
Затем был осуществлен переход к философии Платона и рассмотрен образ философии через его диалоги «Пир», «Федон» и «Государство». Были рассмотрены известный миф о пещере из диалога «Государство», а также миф об андрогинах из диалога «Пир». Проведено сравнение между богом любви Эротом и Сократом. Философ был представлен как посредник между миром бессмертных, или миром идей, и миром смертных, миром чувственного. Трансцендирование рассматривалось как стремление субъекта к собственной целостности, завершению, мудрости через образ Эрота, а также как возвышение до идеи Блага, представленной как солнце, которое светит за пределами пещеры, в мифе о пещере.
Затем мы подошли к рассмотрению эллинистической философии через призму текстов Пьера Адо, показывающего, что в эллинистическую эпоху философия предстаёт как духовное усилие, которое свершает субъект над собой. Была отдельно рассмотрена философия киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков. Философии отводилась роль учения тому, как следует жить. Как пишет М. Фуко, эллинистическая философия является золотым веком культуры «Я», когда философия учит тому, как следует вести себя в повседневной жизни. Была выведено, что в эпикуреизме задача философии сводится к тому, чтобы научить человека наслаждаться чистым существованием. В стоицизме - в том, чтобы научиться принимать мир таким, каков он есть, а в скептицизме - в том, чтобы с безразличием относиться к вещам мира. Так или иначе, задача философии в эпоху эллинизма определяется изменением образа жизни человека.
Также была рассмотрена философия Плотина, который является продолжателем линии, проведённой Платоном. Трансцендирование здесь также рассматривается как движение души к прекрасному, или Единому. В своём движении душа проходит несколько стадий: от материи к самому Единому.
Во второй главе были рассмотрены неклассические интерпретации философии. Так, мы начали с немецкой философии, представителями которой явились Хайдеггер и Ясперс. Была подчеркнута неоднозначная позиция в этом вопросе Хайдеггера, который на определённом этапе философствования критикует метафизику. Тем не менее, в своей работе «О существе основания» он выделяет, что метафизика есть трансцендирование, которое принадлежит самой природе человека. И основным вопросом философии является вопрос о том, почему существует нечто, а не ничто, который зиждется на удивлении человека собственному существованию.
Ясперс также принимал удивление как основу философии. Но глубочайшим истоком философствования для него является коммуникация между экзистенциями. Понятие экзистенции он тесно связывает с понятием трансценденции, к которой обращается экзистенция в процессе философствования. Трансценденция не может быть познана, а может быть лишь услышана экзистенцией, которая ускользает от всяких попыток научного опредмечивания. К. Ясперс выделяет три уровня человеческого бытия: мир, экзистенцию и трансценденцию. Трансцендирование в его концепции значит обнаружение в себе той основы, которая придаёт смысл человеческому существованию.
Затем был осуществлен переход к французской философии XX века, а именно к работам Пьера Адо и Мишеля Фуко, которые делали объектом своих исследований античную философию и рассматривали её под углом концепта, выражаясь используемыми Фуко понятиями, заботы о себе. Античная философия в таком смысле, как в рамках философии П. Адо, так и в рамках философии М. Фуко, предстаёт как совокупность духовных практик, в результате которых происходит обращение индивида, или, выражаясь словами Адо, конверсия.
Таким образом, в данной работе философия была рассмотрена под различными углами зрения, однако, она была определена в своём истоке как некоторая практика, которая должна была преобразовывать индивида.
1. Адо. П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб. Изд-во «Степной ветер»; ИД «Коло», 2005. - 448 с.
2. Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном / Пер. с франц. В. А. Воробьева. — М.; СПб.: Изд-во «Степной Ветер»; ИД «Коло».. 2005
3. Адо П. Что такое античная философия / П. с франц. В.П. Гайдамака. - М: Издательство гуманитарной литературы, 1999.- 320 с.
4. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. Москва: Наука, 1984 - 400 с.
5. Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон, 1970
6. БахтинМ.М. К философии поступка, М.: Наука, 1986.
7. Бердяев Н. А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности [Электронный ресурсу/URL: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/ 1937_034_06.html
8. Бердяев Н. А. Смысл творчества [Электронный ресурсу/URL: http:// rovallib.com/read/berdvaev_nikolav/ smisl_tvorchestva_opit_opravdaniya_cheloveka.html#0
9. А. Р. Бурханов. Учение Карла Ясперса о трех уровнях бытия и познания человека // Дискуссия. - 2014. - Выпуск: №1 (42) январь
10. Гаджикурбанова П.А. «Духовные упражнения» или «забота о себе» (стоическая этика в интерпретации П. Адо и М. Фуко)// Этическая мысль. - 2009 - Вып. 9 - с. 27 - 43
11. Гуссерль Э. Философия как строгая наука [Электронный ресурсу/URL: http://modemlib.ru/books/gusserl_e/filosofiva_kak_strogava_nauka/read/
12. Иванов А. Г. Развитие представлений о мифе и мифологическом сознании в античной философии // Вестник Тамбовского университета. - 2008 - Вып. № 10.
13. Карабущенко П.Л. Элитология Платона [Электронный ресурсу/URL: http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/karab/
14. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу: становление греческой философии СПб., 2003
15. Латышева Ж. В. О некоторых особенностях понимания трансцендирования в экзистенциально-феноменологической традиции // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки - 2012. - Вып. № 4.
16. Латышева Ж. В. Феномен трансцендирования (историко-философский и социальный аспекты). Владимир, 2012. - с. 147
17. Лехциер В. Л. Забота о себе и проблема философского образования // Идея университета и топос мысли. Материалы конференции 3-5 октября, 2005 г. - Самара: Самарский государственный университет, 2005. - С.51- 65.
18. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. [Электронный ресурс] // URL: https:// www■mpda■ru/data/823/625/1234/Диалектика%20мифа■pdf
19. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. // Как я понимаю философию, Москва: Прогресс, 1990 - с.368.
20. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. - М.: «Аграф», 1997. - 320 С.
21. Мамардашвили М. К. Необходимость себя. Введение в философию. [Электронный ресурс] // URL: http://fip.kpmo.ru/res_ru/ 0 publication 126 1.pdf
22. Мерзлякова Н. Н. Проблема экзистенции в «философии существования» К. Ясперса. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2009. - Т. 1 - Вып. № 4.
23. Ницше Ф. Так говорил Заратустра, 1883
24. Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - 111 с.
25. Платон. Алкивиад I. // Диалоги. - СПб, 2013 - С. 21 - 76.
26. Платон. Апология Сократа. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.theosophy.ru/lib/apologia.htm
27. Платон. Государство. [Электронный ресурс] // URL: http://lib.ru/ POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt
28. Платон. Пир // Диалоги. - СПб, 2013 - С. 297 - 361
29. Платон. Федон // Диалоги. - СПб, 2013 - С. 369 - 435
30. Ушакова В. В. Концепция мифа в трактате Эрнста Кассирера «Философия символических форм» // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 113-117.
31. Федичева К. В. Забота о себе: философский, онтологический и этический аспекты // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2010. - Т. 2 - Вып. № 3
32. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности .: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. — 800 с
33. Фуко М. Герменевтика субъекта. [Электронный ресурс] // URL: http://e- libra.ru/read/353594-germenevtika-subekta.html
34. Фуко М. Дискурс и истина. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.intelros.ru/pdf/logos_02_2008/07.pdf
Фуко М. Технологии себя. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.intelros.ru/pdf/logos_02_2008/04.pdf
36. ХайдеггерМ. Что такое метафизика? / Пер. с нем. В.В. Бибихина. — 2е изд. — М.: Академический Проект, 2013. — 288 с.
37. Ясперс К. Введение в философию. Издательство: Мн. Пропилеи, 2000. - 199 с.
38. Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире/ К. Ясперс//пер. А. К. Судакова. — М.: «Канон+» РООИ - «Реабилитация», 2012. — 384 с.
39. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 425 с.