ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Понятие научно-исследовательского проекта 5
1.2 Особенности научно -исследовательского проекта по биологии 7
1.3 Функциональные особенности системы дыхания школьников 9
1.3.1 Понятие системы дыхания 9
1.3.2 Возрастные особенности системы дыхания школьников 16
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Отличительным признаком ФГОС нового поколения является ориентация общеобразовательных стандартов второго поколения школьного учебного процесса на то, чтобы реализовывать системно-деятельностный подход. Этот подход рассчитан на использование тех приёмов обучения, методов и форм учебного сотрудничества, в которых бы требовалась инициатива ученика [8].
В современном обществе существует противоречие между тем, что и школа и общество нуждаются в творчески развитой личности и тем, что в педагогической практике недостаточно используются такие формы и методы организации образовательного процесса, которые бы способствовали её подготовке.
Для решения задачи, направленной на индивидуальное развитие творческой личности, на формирование у обучающегося умения ставить перед собой задачи и решать их, традиционных технологий классно-урочной системы недостаточно. В настоящее время существуют интерактивные методы, такие как метод проектов, в котором педагог организует образовательный процесс и взаимодействие учеников друг с другом [46].
Главная цель в проектной деятельности - формирование способностей к самостоятельному и творческому усвоению и развитию новых умений в любой сфере деятельности. Однако существует много противоречий традиционного и проектного обучения. В настоящее время традиционное обучение уже базируется не на независимом или творческом изучении, а на репродуктивном усвоении уже готовых истин. Благодаря данному обучению, у школьника в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности и способности самостоятельно мыслить [8].
Организация проектной деятельности по биологии - один из главных аспектов в получении ребенком представлений об окружающем мире. Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования [5].
С помощью метода проектов возможно формирование у учащихся знаний, умений и навыков исследовательской деятельности.
Объект исследования - научно-исследовательская работа по биологии.
Предмет исследования - научно-исследовательская работа по биологии на примере темы «Функциональные особенности системы дыхания школьников».
Цель работы - подготовка научно -исследовательского проекта по биологии на тему: «Функциональные особенности системы дыхания школьников».
Задачи исследования:
1. Выявить роль подготовки научно-исследовательского проекта по биологии на примере темы: «Функциональные особенности системы дыхания школьников» в формировании у учащихся умений и навыков проектной и исследовательской деятельности.
2. Изучить особенности физического развития школьников.
3. Изучить показатели внешнего дыхания учащихся.
4. Выявить роль занятий спортом на показатели внешнего дыхания испытуемых.
1. Агаджанян, Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Бабаевский, А.П. Берсенева. - М., 2006. - 238 с.
2. Агаджанян, А.Н. Интегративная медицина и экология человека. // А.Н. Агаджанян, Ю.В. Брушков, О.А. Бутова и др. Монография. - Москва- Астрахань-Пафюс, 1998. - 365 с.
3. Антропова, М.В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / М.В. Антропова, М.М. Кольцова. - М. : Педагогика, 1983. - 45с. 7.
4. Анисимов, В.Н. Фундаментальные проблемы изучения
продолжительности жизни / В.Н. Анисимов, В.Н. Крутько // Вестник Российской академии наук. - 1996. Т. 66. № 6. - С. 507-511.
5. Андреев, Г.П. К столетию метода проектов: /Г.П. Андреев, Н. И. Бугаев, О.И. Михалёва, IT. II. Романов // Школьные технологии. 2014 г. - №4. 29-30 с.
6. Антропова, М.В. Морфофункциональное созревание основных
физиологических систем организма детей подросткового возраста / М.В. Антропова, М.М. Кольцова. - М.: Педагогика, 2013г. - 160 с.
7. Антропова, М.В. Морфофункциональное созревание основных
физиологических систем организма детей подросткового возраста / М.В. Антропова, М.М. Кольцова. - М.: Педагогика, 2013. - 45 с.
8. Анянова, О.Б. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании: / О.Б. Анянова // Материалы российско- американского семинара учителей, 10-13 мая. 2014г.— Томск: 8ТТ. — 56 с.
9. Асмолова, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
10. Баевский, Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. - 280 с.
11. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний//Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М., 1997.-235с.
12. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности/ А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина, А.Г.Ильин, В.Р. Кучма // Российский педиатрический журнал, 2005. - №2 2. - С.4-8.
13. Баранов, А.А. Материалы совместной научной сессии российских академий наук, имеющих государственный статус «Здоровье и образование детей: основа устойчивого развития общества». - Мед. вестн. - 2006. - 230 с.
14. Баранов, В.С. Внешняя Среда и развивающийся организм / В.С. Баранов. - М., 1977. - 384с.
15. Беганова Н.Н. Современный урок в условиях реализации ФГОС. - М., 2014. - 278 с.
16. Боброва Н.Г. Аспекты применения технологии обучения в сотрудничестве при организации практической деятельности учащихся на уроках биологии. - Концепт. - 2014. - 35с.
17. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия. Физиология. М.: Оникс, 2012. - 312 с.
18. Бунак, В.В. Методика антропологических исследований / В.В. Бунак. - М.-Л. : Медиздат, 2014г. - 201 с.
19. Василенко, С.Г. Функциональные возможности подростка в зависимости от индекса массы тела. // С.Г. Василенко, Г.Ф. Беренштейн // Гигиена и санитария. - 2003. - .№3. - С. 53-55
20. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, - 1983. - 384с.
21. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение. - 1976. - 383с.
22. Великанова Л.К. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене: Учебное пособие / Л.К. Великанова, А.А. Гуминский, В.Н.
Загорская, З.В. Любимова, Б.М. Нидерштрат, Н.П. Свинухов. - М., 1992. - 132 с.
23. Великанова, Л.К. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене: Учеб. пособие // Л.К. Великанова, А.А. Гуминский, В.Н. Загорская, З.В. Любимова, Б.М. Нидерштрат, Н.П. Свинухов. -Москва. - 1992.
- 132 с.
24. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с.
25. Детская спортивная медицина/ Под ред. С. Б. Тихвинского, С.В. Хрущева; Руководство для врачей. - М.: Медицина. - 1991. - 560 с.
26. Доскин, В.А. Морфофункциональные константы детского организма : справочник / В.А. Доскин, Х. Келлер, Н.М. Мураенко, Р.В. Тонкова - Ямпольская. - М., 1997. - 224с.
27. Загвязинский В.И. Теория обучения современная интерпретация. - М.,2011. - 186с.
28. Зарубин, В.Г. Современная школа. В.Г. Зарубин, Ю.В. Новиков. - М.: Астрель,2015. - 262с.
29. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42с.
30. Зверев И.Д. Общая методика преподавания биологии в школе. - М.: Просвещение, - 1985. - 191с.
31. Зупанец И.А., Мисюрева С.В., Прописнова В.В. и др. Золотые страницы. - изд. НфаУ. - 2005. - 200с.
32. Ильинская И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.
- М.: Знание,2015. - 80с.
33. Косованова, Л.В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях. // Л.В. Косованова, М.М. Мельников, Р.И. Айзман. - Новосибирск: Изд-во Сиб.унив., 2003. - 240 с.
34. Кузнецов М.В. Характеристика физического развития и состояния репродуктивного здоровья юношей - студентов ОГУ./ М.В. Кузнецов// Вестник ОГУ, 2002. - №2. - С. 174-175.
35. Кузнецова, Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков/ Т.Д. Кузнецова. - М.: Медецина, 1986. - 128 с.
36. Латышевская, Н.И. Репродуктивное здоровье у девушек-подростков в социально-гигиеническом мониторинге / Н.И. Латышевская, Г.П. Герусова, С.В. Вдовин, Л.А. Давыденко, И.В. Макаркин // Санитария и гигиена. - 2001. - №5. - С. 74-75.
37. Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников. - Современные наукоемкие технологии. - 2011 - 122с.
38. Манаков Н.А. Ваша первая научная работа. - Оренбург: ОЦДНТТ, 2006. - 33с.
39. Мельникова, М.М Формирование здорового образа жизни школьников и студентов./ М.М. Мельникова, М.Н. Мельников, Л.В. Косованова и др. - Новосибирск, 1996. - 40 с.
40. Менчинская Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы. - М.: Педагогика. - 1968. - 114с.
41. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: животные. - М.: Просвещение. - 1988. - 176с.
42. Мягкова А.Н. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. - М.: Просвещение. - 1988. - 191с.
43. Никитюк, Н.Ф. Проблема укрепления здоровья молодёжи в аспекте системы образования/ Н.Ф. Никитюк // Вестник ОГУ, 2002. - .№2. - С. 163-165.
44. Погребняк, Т. А. Практикум по возрастной анатомии и физиологии: Учебно-методическое пособие / Т.А. Погребняк, С.Д. Чернявских, М.Ю. Скоркина. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 114 с.
45. Соколов, Е.В. Внешнее дыхание: общие закономерности и
особенности возрастного развития (обзор)./ Е.В. Соколов // Новые исследования. Альманах. - 2001.-№1. - С. 32-43.
46. Степанова М.В.Учебно - исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - Санкт - Петербург. - изд. «Каро». - 2005. - 27с.
47. Сухарев, А.Г. Технология социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового возраста/ А.Г. Сухарев //Гигиена и санитария, 2002. - № 4. - С. 64.
48. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека. - Ростов н/Д. - « Феникс », 2003. - 416с.
49. Шевченко В.А., Топорина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека. - М.: «ВЛАДОС». - 2002. - 243с.