Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИГРАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Работа №60340

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
352
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МИГРАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СОВРЕМЕННОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ 7
1.1 Этнологические основы современной теории миграционной
педагогики 7
1.2 История развития миграционной педагогики в России 10
1.3 Основные направления развития миграционной педагогики в мировой
педагогической науке 24
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РОССИИ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ 34
2.1 Опыт работы школ и организаций с детьми - мигрантами в г. Москве. .„35
2.2 Опыт работы школ и организаций с детьми - мигрантами в г. Санкт-
Петербурге 44
2.3 Опыт работы МБОУ СОШ № 16 г. Хабаровск 53
2.4 Опыт работы областного лингвистического лагеря для детей и подростков различных этнических культур «Белый журавль» в г.Новокузнецке и
г.Кемерово 62
2.5 Опыт работы научно-образовательного центра «Миграционная
педагогика» КФУ 67
2.6 Опыт работы «Дома Дружбы народов» и Центра образования
«Многонациональная воскресная школа» г. Казани 72
Выводы по второй главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. Переселение в столь значительных масштабах порождает множество проблем, связанных не только с жильем, трудоустройством, акклиматизацией, но и с социально-психологической адаптацией иммигрантов в непривычной для них социокультурной среде.
Мигранты с собой приносят свою особую культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная и ассоциируется в первую очередь с языковыми и образовательными проблемами. Первые попытки решения образовательных и социальных проблем семей мигрантов подвели гражданское общество большинства европейских стран, а затем и государство к осознанию феномена мультикультурности существующего общества.
Педагогический опыт большинства принимающих мигрантов и изначально мультикультурных стран показывает, насколько важно принятие концепции межкультурного образования как ведущей парадигмы воспитания и обучения. И это не очередной предмет "регионального компонента" в содержании образования, не дополнительный урок или праздник. Осознанная необходимость воспитания детей в уважении к культурным различиям требует от общества и государства специальных усилий по проникновению такой педагогики в жизнь каждой группы детского сада, каждого класса школы, каждой группы вуза, каждой семьи. В первую очередь это несет пользу коренному населению (или национальному большинству) страны, озабоченной сохранением социальной стабильности в обществе.
С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки - миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е.В.Бондаревской (И.В.Бабенко, О.В.Гукаленко, Л.М.Сухорукова и др.). В разработке этой области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности. Особый интерес представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром изучаемых объектов. Так, социально-психологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения - Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В. С. Айрапетов. В целом внимание ученых сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом практически отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов. Поэтому актуальной проблемой является теория и практика педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев в современном образовательном пространстве. Педагогическая деятельность в отношении детей-мигрантов включает в себя: единство этнических и общечеловеческих ценностей; развитие планетарно-регионального мировоззрения на основе междисциплинарной интеграции; реализация принципов индивидуального и дифференцированного подходов; внедрение глобальной теории мультикультурного образования и воспитания в региональные учебные программы, что предполагает углубленное изучение теории многовариативности образования.
Актуальность миграционной педагогики и педагогической поддержки и защиты детей-мигрантов подтверждается современными реалиями социально-педагогической ситуации, связанной с вынужденной миграцией. Выходцы из бывших республик СССР встречаются практически в каждом классе. Проживание детьми-мигрантами стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а, следовательно, разрушением привычного образа жизни, вызывает у них чувство беспомощности, которое усугубляется отсутствием социального опыта поведения в новых условиях. Это вынуждает ребенка искать поддержку в социальном окружении. А готова ли современная российская школа к решению проблем детей-мигрантов?
Задачи обучения и социализации детей-мигрантов, как и прочие, не сулящие славы и прибыли, по умолчанию оставлены для решения учителем. Немногочисленные пособия по вопросам работы с детьми из иноязычных и инокультурных семей дают лишь самые общие рекомендации - воспитывать толерантность и учитывать многообразие культурных традиций. К сожалению, эти расплывчатые формулировки мало помогают в работе учителю. Для решения столь серьезных проблем в миграционной педагогике требуется системный подход и объединение усилий многих отраслей науки и общественной жизни, обобщение имеющегося опыта и разработка новых технологий педагогической поддержки детей-мигрантов.
Цель исследования: выявление сущности и основных направлений развития миграционной педагогики как феномена мировой педагогической науки; обобщение практического опыта работы с детьми мигрантов в России.
Объект исследования: теория и практика миграционной педагогики, педагогической поддержки детей-мигрантов.
Предмет исследования: миграционная педагогика как современное направление педагогической науки и практики.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития миграционной педагогики в России.
2. Выявить основные направления развития миграционной педагогики в мировой педагогической науке.
3. Обобщить практический опыт школ и общественных организаций России в работе с детьми- мигрантами.
Методологической основой исследования являются идеи социальной обусловленности развития человека как личности; идеи этнологии; идеи своеобразии и самобытности культур, культурных традиций разных народов; философские идеи мультикультурного образования; гуманизма.
Для решения поставленных задач использовались методы теоретического анализа и обобщения педагогического опыта.
Практическая значимость: данные материалы могут быть полезны специалистам, работающим в системе общего начального и среднего школьного образования; использоваться для курсов повышения
квалификации учителей и специалистов, работающих с детьми - мигрантами и молодежью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В условиях общемировой тенденции глобализации, нестабильной геополитической ситуации утверждение реалий многокультурного общества является одним из наиболее важных направлений государственной социальной политики, что в нашей стране, пока, к сожалению, осознанно далеко не на должном уровне. В то время как принятие мер, способствующих утверждению толерантного сосуществования государств, народностей и наций на планете представляется одной из важнейших мировых проблем, как и социально-педагогическая поддержка и защита всех людей и в особенности - маргинальных детей, детей мигрантов, беженцев.
В условиях мультикультурного образовательного пространства человек оказывается на рубеже культур и перед ним возникают две важнейшие личностно значимые проблемы: сохранение своей культурной идентичности и адаптация в поликультурной среде.
Высшей ценностью мультикультурного образовательного
пространства является человек, личность учащегося, а главный смысл и цель образования должны быть связаны с его развитием, социально-педагогической поддержкой, защитой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации.
Реализация идеалов миграционной педагогики предполагает: воспитание в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости; формирование у учащихся умений разбираться в своем внутреннем мире, выработку навыков самоанализа, самокорректировки, идентификации личности в поликультурной среде; формирование у детей позитивной Я-концепции, социальной активности, уверенности в своих силах, способностей к самовыражению, самоактуализации, самопрезентации; выработке умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины; интеграции культур в системе поликультурного образовательного пространства, воспитания коммуникативных
характеристик личности учащегося-мигранта; внушения детям-мигрантам идей о важности самопринятия, о том, что они «хороши уже тем, что живут на свете»; выработки у учащихся способностей к плюралистическому разрешению споров и конфликтов; культивирования у детей симпатии и уважения к себе и другим людям.
Данное направление педагогики активно развивается, но пока не получило необходимого широкого распространения, несмотря на то, что проблемы поддержки личности человека и, особенно, - учащегося-мигранта относятся к числу серьезных педагогических инноваций. Они требуют дальнейших исследований отдельных аспектов, что представляется наиболее целесообразным осуществлять с учетом специфики миграционной ситуации в конкретных регионах.
Практическая реализация миграционной педагогики может быть осуществлена через следующие шаги:
- введение в учебный план (программу) материалов, связанных с этническими национальными особенностями школьника;
- обогащение базовых образовательных дисциплин национальной проблематикой;
- приоритет мультикультурного образования как ценности, вхождение личности в мировую, региональную и национальную культуру посредством образования;
- мультикультурная подготовка педагогов;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки, помощи и защиты детей;
- выбор культурно-образовательных программ в соответствии с познавательными возможностями учеников;
- обеспечения каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей.
Положительный результат может быть достигнут лишь общей, интегрированной совместной деятельностью государства и образовательных организаций. Это является непременным условием для оказания эффективной помощи, поддержки жизненного самоопределения личности учащихся-мигрантов и их семей в конкретном социальном пространстве, их адаптационной ориентации в новую мультикультурную среду общества.



1. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - М.: « Просвещение», 2004. -145с.
2. Алексадров Д.А., Иванюшина В.А., Костенко В.В.,Савельева С.С. Положение детей-мигрантов в Санкт-Петербурге. СПб.: «Детский фонд ООН-ЮНИСЕФ», 2012- 126 с.
3. Алексадров Д.А., Баранова В.В., Иванюшина В.А. Дети из семей
мигрантов в школах Санкт- Петербурга. СПб.: Издательство
Политехнического университета, 2011 - 78 с.
4. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. - Ростов на Дону: «Феникс», 2006- 185 с.
5. Бабенко И.В. Педагогическое лингвострановедение как
культурологический компонент образования учащихся мигрантов. -Ростов- на- Дону : « Издатель», 2012- 111 с.
6. Баранов С.П. Принципы обучения. - М.: « Академия развития» ,2005.-99 с.
7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: «Айрис- пресс», 2007- 155 с.
8. Библер В.С. Культура: диалог культур // Вопросы философии. - М.: «Наука», 2006. - 174 с.
9. Волков Г.Н. Этнопедагогические заметки. Российская педагогика. - М.: « Академия развития» ,2003.-76 с.
10. Гукаленко О.В. Теоретико- методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся- мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. - М.: «Просвещение», 2009.- 188с.
11. Данилова М.В. Интеграция детей мигрантов в поликультурное образовательное пространство США и Австралии: история и современность. - М.: «Наука», 2008. - 122 с.
12. Данилюк А.Я. Понятие и понимание национальной школы.//Педагогика. -М. Издательский центр «Академия», 2004.- 71 с.
13. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: «Просвещение»,
2005. - 155с.
14. Дюжакова М. В. Педагогическое образование в условиях развития миграционных процессов. - Воронеж: Издательство НШ1 «АИСТ», 2010.- 97 с.
15. Зборовский Г.Е. Обучение детей мигрантов в Великобритании . - М. Издательский центр «Академия», 2008.- 98с.
16.Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе. - М.:
«Педагогика», 2002.-146 с.
17. Землянская Е. Н., Муртазалиева Д. Б. Особенности организации учебно¬воспитательного процесса в начальных классах со смешанным национальным составом учащихся // Начальная школа. 2007. № 10. С.16- 19
18. Ильченко Л. П. Формирование межэтнической толерантности у школьников: -М.: « Форт пресс», 2005.- 111с.
19. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах // Начальная школа. - 2007. №9. С. 8-10.
20. Кадочникова Г.С. Адаптация детей-мигрантов. - М.: «Наука и культура», 2013.-196 с.
21. Косик В.И. Тревоги и заботы национальной школы.// Педагогика. - М. Издательский центр «Академия»,2000.- 74 с.
22. Крупец Я.Н., Омельченко Е.Л., Лукьянова Е.Л. Адаптация детей мигрантов в школе . Рекомендации по проведению мероприятий в общеобразовательных учебных заведениях РФ. - М.: «Издательство
Московского педагогического университета», 2010. - 154 с.
23 .Лебедева М.Н. Социально- педагогическая работа с детьми мигрантов в общеобразовательных учреждениях. - М.: « Академия развития» ,2003.-108 с.
24. Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. - М.: «Просвещение», 2003.¬232 с.
25. Мальцева И.В. Педагогическая поддержка учащихся - мигрантов в учебно- вспомогательном процессе. - М.: Международная педагогическая академия., 2004.- 65с.
26. Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация
модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для
преподавателей. М., 2005.-153 с.
27. Наповалова Л.И. Обучение детей мигрантов в московских школах, организациях и внешкольных учреждениях. М.: «Альфа - книга », 2014. - 154 с.
28. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.:
«Просвещение», 2008.- 138 с.
29. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М. Издательский центр «Академия»,2001.- 480 с.
30. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей. - М.: «Просвещение», 2007.- 130 с.
31. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.:
«Красная звезда», 2014. - 115с.
32. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д.Тренинг «Учимся толерантности» / На пути к толерантному сознанию. - М. : Смысл, 2000.- 97 с.
33. Сухарев А.В., Степанов И.Л. Этнофункциональный подход к психологическим показателям адаптации человека// Психол. журн. 2002, №6 - 80-88 с.
34. Титаренко И.М. Обучение детей - мигрантов в школах России. - М.: «Наука», 2011. - 92 с.
35. Третьяков П.И., Сенновский ИВ. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /Под ред. П.И. Третьякова. - М. Новая школа, 2001.-145 с.
36. Тренинг повышения эффективности социально-психологической адаптации детей вынужденных мигрантов: Учебно-методическое пособие / В. В. Гриценко, Н. Е. Шустова. - М.,: «Академия», 2004.- 100с.
37. Тулина Е.Г. Проблемы организации педагогической поддержки детей - мигрантов в условиях поликультурного образовательного учреждения.// Журн. Известия Воронежского педагогического университета. 2013, № 26 - 135- 139 с.
38. Утрина Т.В. Воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской культуры. - М.: «Красная звезда», 2014. - 65 с.
39. Учимся играть и сотрудничать: Учебно-методическое пособие. / Под ред.
Е. Е. Алексеевой, И. А. Хоменко. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.- 166 с.
40. Хайрутдинова Р., Громова К. Мультикультурная подготовка учителя по работе с детьми мусульманских мигрантов / социальных и поведенческих наук. Том 237, 21 февраля 2017 г., стр. 288-291.
41. Хуторской А.В. Современная дидактика. -СПб : Питер, 2001. - 178 с.
42. Шапошникова, Т. Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в современном социокультурном пространстве / Т. Д. Шапошникова // Начальная школа. - 2012. - № 5. - С. 87


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ