МИГРАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МИГРАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СОВРЕМЕННОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ 7
1.1 Этнологические основы современной теории миграционной
педагогики 7
1.2 История развития миграционной педагогики в России 10
1.3 Основные направления развития миграционной педагогики в мировой
педагогической науке 24
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РОССИИ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ 34
2.1 Опыт работы школ и организаций с детьми - мигрантами в г. Москве. .„35
2.2 Опыт работы школ и организаций с детьми - мигрантами в г. Санкт-
Петербурге 44
2.3 Опыт работы МБОУ СОШ № 16 г. Хабаровск 53
2.4 Опыт работы областного лингвистического лагеря для детей и подростков различных этнических культур «Белый журавль» в г.Новокузнецке и
г.Кемерово 62
2.5 Опыт работы научно-образовательного центра «Миграционная
педагогика» КФУ 67
2.6 Опыт работы «Дома Дружбы народов» и Центра образования
«Многонациональная воскресная школа» г. Казани 72
Выводы по второй главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. МИГРАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СОВРЕМЕННОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ 7
1.1 Этнологические основы современной теории миграционной
педагогики 7
1.2 История развития миграционной педагогики в России 10
1.3 Основные направления развития миграционной педагогики в мировой
педагогической науке 24
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РОССИИ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ 34
2.1 Опыт работы школ и организаций с детьми - мигрантами в г. Москве. .„35
2.2 Опыт работы школ и организаций с детьми - мигрантами в г. Санкт-
Петербурге 44
2.3 Опыт работы МБОУ СОШ № 16 г. Хабаровск 53
2.4 Опыт работы областного лингвистического лагеря для детей и подростков различных этнических культур «Белый журавль» в г.Новокузнецке и
г.Кемерово 62
2.5 Опыт работы научно-образовательного центра «Миграционная
педагогика» КФУ 67
2.6 Опыт работы «Дома Дружбы народов» и Центра образования
«Многонациональная воскресная школа» г. Казани 72
Выводы по второй главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Переселение в столь значительных масштабах порождает множество проблем, связанных не только с жильем, трудоустройством, акклиматизацией, но и с социально-психологической адаптацией иммигрантов в непривычной для них социокультурной среде.
Мигранты с собой приносят свою особую культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная и ассоциируется в первую очередь с языковыми и образовательными проблемами. Первые попытки решения образовательных и социальных проблем семей мигрантов подвели гражданское общество большинства европейских стран, а затем и государство к осознанию феномена мультикультурности существующего общества.
Педагогический опыт большинства принимающих мигрантов и изначально мультикультурных стран показывает, насколько важно принятие концепции межкультурного образования как ведущей парадигмы воспитания и обучения. И это не очередной предмет "регионального компонента" в содержании образования, не дополнительный урок или праздник. Осознанная необходимость воспитания детей в уважении к культурным различиям требует от общества и государства специальных усилий по проникновению такой педагогики в жизнь каждой группы детского сада, каждого класса школы, каждой группы вуза, каждой семьи. В первую очередь это несет пользу коренному населению (или национальному большинству) страны, озабоченной сохранением социальной стабильности в обществе.
С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки - миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е.В.Бондаревской (И.В.Бабенко, О.В.Гукаленко, Л.М.Сухорукова и др.). В разработке этой области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности. Особый интерес представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром изучаемых объектов. Так, социально-психологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения - Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В. С. Айрапетов. В целом внимание ученых сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом практически отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов. Поэтому актуальной проблемой является теория и практика педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев в современном образовательном пространстве. Педагогическая деятельность в отношении детей-мигрантов включает в себя: единство этнических и общечеловеческих ценностей; развитие планетарно-регионального мировоззрения на основе междисциплинарной интеграции; реализация принципов индивидуального и дифференцированного подходов; внедрение глобальной теории мультикультурного образования и воспитания в региональные учебные программы, что предполагает углубленное изучение теории многовариативности образования.
Актуальность миграционной педагогики и педагогической поддержки и защиты детей-мигрантов подтверждается современными реалиями социально-педагогической ситуации, связанной с вынужденной миграцией. Выходцы из бывших республик СССР встречаются практически в каждом классе. Проживание детьми-мигрантами стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а, следовательно, разрушением привычного образа жизни, вызывает у них чувство беспомощности, которое усугубляется отсутствием социального опыта поведения в новых условиях. Это вынуждает ребенка искать поддержку в социальном окружении. А готова ли современная российская школа к решению проблем детей-мигрантов?
Задачи обучения и социализации детей-мигрантов, как и прочие, не сулящие славы и прибыли, по умолчанию оставлены для решения учителем. Немногочисленные пособия по вопросам работы с детьми из иноязычных и инокультурных семей дают лишь самые общие рекомендации - воспитывать толерантность и учитывать многообразие культурных традиций. К сожалению, эти расплывчатые формулировки мало помогают в работе учителю. Для решения столь серьезных проблем в миграционной педагогике требуется системный подход и объединение усилий многих отраслей науки и общественной жизни, обобщение имеющегося опыта и разработка новых технологий педагогической поддержки детей-мигрантов.
Цель исследования: выявление сущности и основных направлений развития миграционной педагогики как феномена мировой педагогической науки; обобщение практического опыта работы с детьми мигрантов в России.
Объект исследования: теория и практика миграционной педагогики, педагогической поддержки детей-мигрантов.
Предмет исследования: миграционная педагогика как современное направление педагогической науки и практики.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития миграционной педагогики в России.
2. Выявить основные направления развития миграционной педагогики в мировой педагогической науке.
3. Обобщить практический опыт школ и общественных организаций России в работе с детьми- мигрантами.
Методологической основой исследования являются идеи социальной обусловленности развития человека как личности; идеи этнологии; идеи своеобразии и самобытности культур, культурных традиций разных народов; философские идеи мультикультурного образования; гуманизма.
Для решения поставленных задач использовались методы теоретического анализа и обобщения педагогического опыта.
Практическая значимость: данные материалы могут быть полезны специалистам, работающим в системе общего начального и среднего школьного образования; использоваться для курсов повышения
квалификации учителей и специалистов, работающих с детьми - мигрантами и молодежью.
Мигранты с собой приносят свою особую культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная и ассоциируется в первую очередь с языковыми и образовательными проблемами. Первые попытки решения образовательных и социальных проблем семей мигрантов подвели гражданское общество большинства европейских стран, а затем и государство к осознанию феномена мультикультурности существующего общества.
Педагогический опыт большинства принимающих мигрантов и изначально мультикультурных стран показывает, насколько важно принятие концепции межкультурного образования как ведущей парадигмы воспитания и обучения. И это не очередной предмет "регионального компонента" в содержании образования, не дополнительный урок или праздник. Осознанная необходимость воспитания детей в уважении к культурным различиям требует от общества и государства специальных усилий по проникновению такой педагогики в жизнь каждой группы детского сада, каждого класса школы, каждой группы вуза, каждой семьи. В первую очередь это несет пользу коренному населению (или национальному большинству) страны, озабоченной сохранением социальной стабильности в обществе.
С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки - миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е.В.Бондаревской (И.В.Бабенко, О.В.Гукаленко, Л.М.Сухорукова и др.). В разработке этой области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности. Особый интерес представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром изучаемых объектов. Так, социально-психологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения - Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В. С. Айрапетов. В целом внимание ученых сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом практически отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов. Поэтому актуальной проблемой является теория и практика педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев в современном образовательном пространстве. Педагогическая деятельность в отношении детей-мигрантов включает в себя: единство этнических и общечеловеческих ценностей; развитие планетарно-регионального мировоззрения на основе междисциплинарной интеграции; реализация принципов индивидуального и дифференцированного подходов; внедрение глобальной теории мультикультурного образования и воспитания в региональные учебные программы, что предполагает углубленное изучение теории многовариативности образования.
Актуальность миграционной педагогики и педагогической поддержки и защиты детей-мигрантов подтверждается современными реалиями социально-педагогической ситуации, связанной с вынужденной миграцией. Выходцы из бывших республик СССР встречаются практически в каждом классе. Проживание детьми-мигрантами стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а, следовательно, разрушением привычного образа жизни, вызывает у них чувство беспомощности, которое усугубляется отсутствием социального опыта поведения в новых условиях. Это вынуждает ребенка искать поддержку в социальном окружении. А готова ли современная российская школа к решению проблем детей-мигрантов?
Задачи обучения и социализации детей-мигрантов, как и прочие, не сулящие славы и прибыли, по умолчанию оставлены для решения учителем. Немногочисленные пособия по вопросам работы с детьми из иноязычных и инокультурных семей дают лишь самые общие рекомендации - воспитывать толерантность и учитывать многообразие культурных традиций. К сожалению, эти расплывчатые формулировки мало помогают в работе учителю. Для решения столь серьезных проблем в миграционной педагогике требуется системный подход и объединение усилий многих отраслей науки и общественной жизни, обобщение имеющегося опыта и разработка новых технологий педагогической поддержки детей-мигрантов.
Цель исследования: выявление сущности и основных направлений развития миграционной педагогики как феномена мировой педагогической науки; обобщение практического опыта работы с детьми мигрантов в России.
Объект исследования: теория и практика миграционной педагогики, педагогической поддержки детей-мигрантов.
Предмет исследования: миграционная педагогика как современное направление педагогической науки и практики.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития миграционной педагогики в России.
2. Выявить основные направления развития миграционной педагогики в мировой педагогической науке.
3. Обобщить практический опыт школ и общественных организаций России в работе с детьми- мигрантами.
Методологической основой исследования являются идеи социальной обусловленности развития человека как личности; идеи этнологии; идеи своеобразии и самобытности культур, культурных традиций разных народов; философские идеи мультикультурного образования; гуманизма.
Для решения поставленных задач использовались методы теоретического анализа и обобщения педагогического опыта.
Практическая значимость: данные материалы могут быть полезны специалистам, работающим в системе общего начального и среднего школьного образования; использоваться для курсов повышения
квалификации учителей и специалистов, работающих с детьми - мигрантами и молодежью.
В условиях общемировой тенденции глобализации, нестабильной геополитической ситуации утверждение реалий многокультурного общества является одним из наиболее важных направлений государственной социальной политики, что в нашей стране, пока, к сожалению, осознанно далеко не на должном уровне. В то время как принятие мер, способствующих утверждению толерантного сосуществования государств, народностей и наций на планете представляется одной из важнейших мировых проблем, как и социально-педагогическая поддержка и защита всех людей и в особенности - маргинальных детей, детей мигрантов, беженцев.
В условиях мультикультурного образовательного пространства человек оказывается на рубеже культур и перед ним возникают две важнейшие личностно значимые проблемы: сохранение своей культурной идентичности и адаптация в поликультурной среде.
Высшей ценностью мультикультурного образовательного
пространства является человек, личность учащегося, а главный смысл и цель образования должны быть связаны с его развитием, социально-педагогической поддержкой, защитой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации.
Реализация идеалов миграционной педагогики предполагает: воспитание в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости; формирование у учащихся умений разбираться в своем внутреннем мире, выработку навыков самоанализа, самокорректировки, идентификации личности в поликультурной среде; формирование у детей позитивной Я-концепции, социальной активности, уверенности в своих силах, способностей к самовыражению, самоактуализации, самопрезентации; выработке умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины; интеграции культур в системе поликультурного образовательного пространства, воспитания коммуникативных
характеристик личности учащегося-мигранта; внушения детям-мигрантам идей о важности самопринятия, о том, что они «хороши уже тем, что живут на свете»; выработки у учащихся способностей к плюралистическому разрешению споров и конфликтов; культивирования у детей симпатии и уважения к себе и другим людям.
Данное направление педагогики активно развивается, но пока не получило необходимого широкого распространения, несмотря на то, что проблемы поддержки личности человека и, особенно, - учащегося-мигранта относятся к числу серьезных педагогических инноваций. Они требуют дальнейших исследований отдельных аспектов, что представляется наиболее целесообразным осуществлять с учетом специфики миграционной ситуации в конкретных регионах.
Практическая реализация миграционной педагогики может быть осуществлена через следующие шаги:
- введение в учебный план (программу) материалов, связанных с этническими национальными особенностями школьника;
- обогащение базовых образовательных дисциплин национальной проблематикой;
- приоритет мультикультурного образования как ценности, вхождение личности в мировую, региональную и национальную культуру посредством образования;
- мультикультурная подготовка педагогов;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки, помощи и защиты детей;
- выбор культурно-образовательных программ в соответствии с познавательными возможностями учеников;
- обеспечения каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей.
Положительный результат может быть достигнут лишь общей, интегрированной совместной деятельностью государства и образовательных организаций. Это является непременным условием для оказания эффективной помощи, поддержки жизненного самоопределения личности учащихся-мигрантов и их семей в конкретном социальном пространстве, их адаптационной ориентации в новую мультикультурную среду общества.
В условиях мультикультурного образовательного пространства человек оказывается на рубеже культур и перед ним возникают две важнейшие личностно значимые проблемы: сохранение своей культурной идентичности и адаптация в поликультурной среде.
Высшей ценностью мультикультурного образовательного
пространства является человек, личность учащегося, а главный смысл и цель образования должны быть связаны с его развитием, социально-педагогической поддержкой, защитой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации.
Реализация идеалов миграционной педагогики предполагает: воспитание в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости; формирование у учащихся умений разбираться в своем внутреннем мире, выработку навыков самоанализа, самокорректировки, идентификации личности в поликультурной среде; формирование у детей позитивной Я-концепции, социальной активности, уверенности в своих силах, способностей к самовыражению, самоактуализации, самопрезентации; выработке умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины; интеграции культур в системе поликультурного образовательного пространства, воспитания коммуникативных
характеристик личности учащегося-мигранта; внушения детям-мигрантам идей о важности самопринятия, о том, что они «хороши уже тем, что живут на свете»; выработки у учащихся способностей к плюралистическому разрешению споров и конфликтов; культивирования у детей симпатии и уважения к себе и другим людям.
Данное направление педагогики активно развивается, но пока не получило необходимого широкого распространения, несмотря на то, что проблемы поддержки личности человека и, особенно, - учащегося-мигранта относятся к числу серьезных педагогических инноваций. Они требуют дальнейших исследований отдельных аспектов, что представляется наиболее целесообразным осуществлять с учетом специфики миграционной ситуации в конкретных регионах.
Практическая реализация миграционной педагогики может быть осуществлена через следующие шаги:
- введение в учебный план (программу) материалов, связанных с этническими национальными особенностями школьника;
- обогащение базовых образовательных дисциплин национальной проблематикой;
- приоритет мультикультурного образования как ценности, вхождение личности в мировую, региональную и национальную культуру посредством образования;
- мультикультурная подготовка педагогов;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки, помощи и защиты детей;
- выбор культурно-образовательных программ в соответствии с познавательными возможностями учеников;
- обеспечения каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей.
Положительный результат может быть достигнут лишь общей, интегрированной совместной деятельностью государства и образовательных организаций. Это является непременным условием для оказания эффективной помощи, поддержки жизненного самоопределения личности учащихся-мигрантов и их семей в конкретном социальном пространстве, их адаптационной ориентации в новую мультикультурную среду общества.
Подобные работы
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (УЧИТЕЛЬ ХИМИИ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Национальные культурные традиции как ресурс семейного воспитания детей-мигрантов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - Традиции семейного воспитания в отечественной педагогике.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2015 - ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
К ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ
УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Формирование организационно-педагогический условий повышения профессиональной квалификации педагогических работников в образовательной организации для реализации требований Профессионального стандарта «Педагог»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Подготовка учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021



