ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ .. 7
1.1. Алгебраическая пропедевтика на уроках математики в начальной
школе 7
1.2. Особенности изучения алгебраического материала в начальной
школе в соответствии с требованиями ФГОС 10
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АЛГЕБРАИЧЕСКИМ ОСНОВАМ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ 17
2.1. Методика оценки результатов деятельности обучающихся по
алгебраическим основам начальной школы в соответствии с программами «Школа России» и «Перспектива» 17
2.2. Опытно-экспериментальная работа соответствия планируемых
результатов поставленным целям по алгебраическим основам в начальных классах 38
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Литература
Приложение
Актуальность темы исследования. В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что несомненно говорит об уникальности этой области знаний.
Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Эти и подобные им вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребенка и его образовательных потребностей.
Часто говорят, что математика - это язык современной науки. Однако, представляется, что это высказывание имеет существенный дефект. Язык математики распространен так широко и так часто оказывается эффективным именно потому что математика к нему не сводится.
Выдающийся отечественный математик А.Н. Колмогоров писал: «Математика не просто один из языков. Математика - это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика - орудие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей. При помощи математики можно связать одно рассуждение с другим. ... Очевидные сложности природы с ее странными законами и правилами, каждое из которых допускает отдельное очень подробное объяснение, на самом деле тесно связаны. Однако, если вы не желаете пользоваться математикой, то в этом огромном многообразии фактов вы не увидите, что логика позволяет переходить от одного к другому».
Таким образом, математика позволяет сформировать
определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира.
В настоящее время все более ощутимой становится диспропорция между степенью наших познаний природы и пониманием человека, его психики, процессов мышления. У. У. Сойер в книге «Прелюдия к математике» отмечает: «Можно научить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворение придет лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума», которая дала бы им возможность в дальнейшем не только самостоятельно решать, но и ставить перед собой новые задачи.
Конечно, здесь существуют определенные границы, о которых нельзя забывать: многое определяется врожденными способностями, талантом. Однако, можно отметить целый набор факторов, зависящих от образования и воспитания. Это делает чрезвычайно важной правильную оценку огромных неиспользованных еще возможностей образования в целом и математического образования в частности.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция
проникновения математических методов в такие науки как история, филология, не говоря уже о лингвистике и психологии. Поэтому круг лиц, которые в своей последующей профессиональной деятельности возможно будут применять математику, расширяется.
Наша система образования устроена так, что для многих школа дает единственную в жизни возможность приобщиться к математической культуре, овладеть ценностями, заключенными в математике.
Каково же влияние математики вообще и школьной математики в частности на воспитание творческой личности? Обучение на уроках математики искусству решать задачи доставляет нам исключительно благоприятную возможность для формирования у учащихся определенного склада ума. Необходимость исследовательской
деятельности развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Все это является на наш взгляд важнейшим элементом общей культуры. Важное влияние оказывает курс математики на формирование различных форм мышления: логического, пространственно-геометрического, алгоритмического. Любой творческий процесс начинается с формулировки гипотезы. Математика при соответствующей организации обучения, будучи хорошей школой построения и проверки гипотез, учит сравнивать различные гипотезы, находить оптимальный вариант, ставить новые задачи, искать пути их решения. Помимо всего прочего, она вырабатывает еще и привычку к методичной работе, без которой не мыслим ни один творческий процесс. Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика является его высшим достижением. Она помогает человеку в осознании самого себя и формировании своего характера.
Все вышеизложенное позволило нам определить тему ВКР: «Алгебраическая пропедевтика на уроках математики в начальной школе».
Цель исследования: Выявить особенности методики обучения школьников основам алгебры на уроках математики.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования;
2. Раскрыть основы алгебраической пропедевтики в начальной школе;
3. Выявить особенности изучения алгебраического материала в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС;
3. Провести сравнительный анализ по алгебраическим основам начальной школы в соответствии с программами «Школа России» и «Перспектива»;
4. Выявить методику оценки обучающихся по алгебраическим основам начальной школы в соответствии с программами «Школа России» и «Перспектива»;
5. Провести опытно-экспериментальную работу соответствия планируемых результатов поставленным целям по алгебраическим основам в начальных классах;
Объект исследования: методика изучения алгебраического
материала на уроках математики в 4-х классах.
Предмет исследования: алгебраическая пропедевтика на уроках в начальной школе.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической
литературы по теме, анализ программ и методического аппарата традиционных учебников математики 1-4 классов. Диагностические
методы: наблюдение, анкетирование. Экспериментальные методы:
контрольная работа.
Теоретическая значимость: данные исследования могут быть использованы учителями начальных классов при работе с учащимися по математике.
Практическая значимость: материалы опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в практике учителя начальных классов.
В данном исследовании были рассмотрены особенности изучения алгебраического материала на уроках математики в 4 А и в 4 Б классах. На основании вышеизложенного мы пришли к следующим выводам.
Наша система образования устроена так, что для многих школа дает единственную в жизни возможность приобщиться к математической культуре, овладеть ценностями, заключенными в математике.
Обучение на уроках математики искусству решать задачи доставляет нам исключительно благоприятную возможность для формирования у учащихся определенного склада ума. Необходимость исследовательской деятельности развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Все это является на наш взгляд важнейшим элементом общей культуры. Важное влияние оказывает курс математики на формирование различных форм мышления: логического, алгоритмического. Любой творческий процесс начинается с формулировки гипотезы. Математика при соответствующей организации обучения, будучи хорошей школой построения и проверки гипотез, учит сравнивать различные гипотезы, находить оптимальный вариант, ставить новые задачи, искать пути их решения. Помимо всего прочего, она вырабатывает еще и привычку к методичной работе, без которой не мыслим ни один творческий процесс. Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика является его высшим достижением. Она помогает человеку в осознании самого себя и формировании своего характера.
Это то немногое из большого списка причин, в силу которых математические знания должны стать неотъемлемой частью общей культуры и обязательным элементом в воспитании и обучении ребенка.
Материал начальной школы также допускает и пропедевтику алгебры - работу с буквами и буквенными выражениями. Большинство учебников избегает использование букв. В результате четыре года дети работают практически только с числами, после чего, конечно, очень трудно приучать их к работе с буквами. Однако обеспечить пропедевтику такой работы, научить детей подстановке числа вместо буквы в буквенное выражение можно уже в начальной школе. Это сделано, например, в учебнике Дорофеев Г.В.
В рамках данной работы были решены основные задачи:
1. Выявлены особенности изучения алгебраического материала в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС;
2. Проведен сравнительный анализ по алгебраическим основам начальной школы в соответствии с программами «Школа России» и «Перспектива»;
3. Выявлена методика оценки результатов деятельности обучающихся по алгебраическим основам начальной школы в соответствии с программами «Школа России» и «Перспектива»;
5. Проведена опытно-экспериментальная работа соответствия планируемых результатов поставленным целям по алгебраическим основам в начальных классах.
Результаты опытно-экспериментальной работы потверждают факт, что выбор учебно-методического комплекса по алгебраическим основам начальной школы не зависит от результатов обучения учащихся, т.к. не только содержание учебника влияет на реализацию ФГОС НОО, а систематическое внедрение учителем инновационных методик и технлогий в обучении помогает в формировании у обучащихся передметных, метапредметных и личеностных результатов обучения.
1. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы. // Психологическое обозрение. 1996. № 2 (3), с. 47-52.
2. Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика.
3 класс»: Пособие для учителя/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степенова. - М.: Просвещение, 2003.
3. Белошистая А.В. Решение задач в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 160 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. М., 1998.
5. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Контрольные работы в
начальной школе по математике. - М.: Дрофа, 2000.
6. Выготский Л.С.Вопросы детской психологии. - СПб.:
Союз,1997. - 224с.
7. Гончаров В.Л. Начальная алгебра. Изд. 2. — М.: АПН РСФСР, I990.
8. Давыдов В.В. Психологические особенности «дочислового» периода обучения математике. Основные понятия школьной математики и их генетическая связь (теоретический анализ). - М., 2007.
9. Давыдов В.В. Анализ строения счета как предпосылка построения программы по арифметике // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. — М.: АПН РСФСР, 1962.
10. Давыдов В.В. Опыт введения элементов алгебры в начальной школе // Советская педагогика. — 1962. — № 8.
11. Дорофеев Г. В. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. — М.: Просвещение, 2014. — 137 с.
12. Дорофеев Г. В. Математика 1 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т.Б. Бука. — М.: Просвещение, 2014. — 128 с.
13. Дорофеев Г. В. Математика 1 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т.Б. Бука. — М.: Просвещение, 2014. — 128 с.
14. Дорофеев Г. В. Математика 2 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т.Б. Бука. — М.: Просвещение, 2015. — 122 с.
15. Дорофеев Г. В. Математика 2 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т.Б. Бука. — М.: Просвещение, 2015. — 107 с.
16. Дорофеев Г. В. Математика 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т.Б. Бука. — М.: Просвещение, 2014. — 127 с.
17. Дорофеев Г. В. Математика 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т.Б. Бука. — М.: Просвещение, 2014. — 128 с.
18. Дорофеев Г. В. Математика 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Г.
В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т.Б. Бука. — М.: Просвещение, 2014. — 128 с.
19. Дорофеев Г. В. Математика 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т.Б. Бука. — М.: Просвещение, 2014. — 128 с.
20. Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. - М.: Педагогика, 1983.
21. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: "Академия развития", 1998.
22. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших
школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994.
23. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1999.
24. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2005.- 64 с.
25. Истомина Н.Б. Математика 1 класс. - Смоленск, 2005.
26. Истомина Н.Б. Математика 2 класс. - Смоленск, 2005.
27. Истомина Н.Б. Математика 3 класс. - Смоленск, 2005.
28. Истомина Н.Б. Математика 4 класс. - Смоленск, 2005.
29. Калинченко А.В. Методика преподавания начального курса математики: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования / А.В. Калинченко, Р.Н. Шикова, Е.Н. Леонович. - М.: Академия, 2014. - 208 с.
30. Карты. Программы эксперимента. Эрудит. - М., 2005.
31. Концепция математического образования (в 12-летней школе) // Математика в школе. - 2000- № 2. - С.13-18.
32. Крайг Г. психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
33. Кузнецов В.И. Задачник. - М.: Самоцвет, 2005.
34. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. - 1999. - № 8. С. 37-39.
35. Математика. Учебн. Для 3 класса нач. шк. В 2-х частях/ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004.
36. Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. 3 «А» класс. - М.: ВАКО, 2006. - 432 с.
37. Моро М.И., Пышкало А.И. Методика обучения математике в 1¬3 кл. - М.: Просвещение, 1988.
38. Муранов А.А., Муранова Н.Ф. Игры с кругами - Минск, 1995.
39. Мухина В. С. Детская психология. - СПб., 1992.
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. -1999. -442с.
41. Петерсон Л.Г. Математика, 3 класс. - М.: С-ИНФО: БАЛЛАС, 1996. (в 4-х частях ).
42. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - СПб: Изд-во «Питер», 1999.
43. Планируемые результаты начального общего образования [Л.
Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с. -
(Стандарты второго поколения). http:ZZtatkarpova.ucoz.ru/_ld/2Z273.pdf
44. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997.
45. Сойер У. У. Прелюдия к математике. М.: Просвещение, 1972. - 192 с.
46. Теоретические и практические основы обучения решению математических задач в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. - М., 2006.