Введение
Глава 1. Условия проявления стыдливости
1.1. Наследственность и видовая приспособляемость
1.2. Общество
1.3. Функции
Глава 2. Античность
2.1. Архаический тип моральных ценностей
2.2. Полисный тип моральных ценностей
2.3. Природный тип моральных ценностей
2.4. Аскетический тип моральных ценностей
Глава 3. Стыд в произведениях Гомера и Гесиода
3.1. Гомер «Илиада»
3.2. Гесиод «Труды и дни»
Глава 4. Средневековье.
4.1. Понятие «греха»
4.2. Первородный грех
Глава 5. Бесстыдство
5.1. Первичное бесстыдство
5.2. Вторичное бесстыдство
5.3. Бесстыдство как защита от стыда
Заключение.
Список используемой литературы
Человек- самое уникальное и своеобразное существо на планете. Его особые социальные, индивидуальные и культурные особенности не всегда находят отражение в мире животные, хотя сам по себе человек - это существо биологическое. Однако вряд ли что-то в мире представляется ему более неясным для человека, чем его собственная природа. Сам человека дан себе как проблема. Никакое живое существо не может ставить такой вопрос. Помимо этого, человек, как мы знаем, существо исторически изменчивое, и вслед за изменениями в окружающей среде, в социуме, духовном развитии, изменяется и само понимание каждой отдельной личности. Помимо всегда у человека всегда есть набор определенных свойств и черт, которые отличают его от других, подтверждают то, что он больше, чем просто животное. Такими особыми свойствами можно назвать специфические человеческие эмоции, которые находятся в противоречии и вносят дезорганизацию в человеческую природу потому, что мы находимся во власти наших чувств, тело посылает нам сигналы о переживаемой ситуации. Подобно данным чувствам есть еще одна эмоция, которую человек переживает особенно остро, при этом выражаю саму его сущность - стыд.
Нам довольно ясно известно, что никакое другое живое существо не может стыдиться. Так же, как и то, что не стыдиться мы не может быть названо человеком. Стыд - это специфическая черта человека, которой он обладает, и которая служит отличием его от всего живого. Стыд в целом - это базовая возможность человека, и несмотря на историческую изменяемую обусловленность проявления данного чувства, эта черта есть человеческая константа. В данной ситуации о стыде можно говорить, как о «сущностной черте человека».
Подобно плачу и смеху, стыд также является эмоцией, при переживании которой человек хотя и не находится на высоте своих способностей, но которая, тем не менее, выражает его сущность. Никакое иное существо, помимо человека, не стыдится. И наоборот, существо, которое не стыдится, не является человеком. Стыд - это основная черта, которой он наделён и которая отличает его от других живых существ.1Она не просто дополняет его; более того, человек характеризуется тем, что может стыдиться. Стыд - это безусловное отличие человека от низших форм жизни. Человек стыдится того, что животная сторона жизни берет верх над человеческой. Если человек стыдится своей материальности, соответственно он существует как человек, он существует не только физически, но и нравственно. Стыд - это этическое отношение людей к своей материальной природе. Как таковой, стыд вообще, - суть реальная базовая возможность человеческого и, несмотря на её, внешне различные проявления в ходе истории, является человеческой константой. В этом смысле о стыде можно говорить как о человеческой «сущностной черте».
Основной целью моей работы будет рассмотрения простых и исторических форм проявления стыда в истории культуры период Античности и Средневековья. Я не отвечу на вопрос что есть стыд, а постараюсь разобрать феномен стыда с антропологической точки зрения на основе культурных источников тех времен и современных авторах, которые занимаются исследованием феномена стыда.
Основной задачей будет исследовать то, как человек понимал стыд во времена Античности и Средневековья, что было причиной стыда, в каких условиях люди испытывали данное чувство.
Нашим главным объектом исследования будет сам человек, тот, кто обладает данным чувством. На основе культурных источников каждой эпохи, мы по стараемся ответить на вопрос что такое человек, который стыдится, как трансформировалось чувство стыда в конкретной исторической эпохе, а именно в культуре истории Античности и Средневековья.
Структура работы. Работа состоит из 5 глав, введения и заключения. Первая глава содержит основные условия проявления стыда, рассматриваются основные положения, связанные с феноменом стыда.
Во второй главе речь пойдет об исторической культуре Античности, где будут рассмотрена трансформация типов моральных ценностей, и роль стыда в каждой их них.
В третьей главе мною будет рассмотрен стыд в контексте произведений древнегреческих поэтов Античности- Гомера «Илиада» и Гесиода «Труды и дни».
В четвертой главе мы обратимся к культур е Средневековья и рассмотрим понимание стыда в данную историческую эпоху.
В пятой главе я расскажу о бесстыдстве - как состоянии без стыда. Будут даны основные положения на данную тему, так же рассмотрены основные представители «бесстыдного поведения» в эпохи Античности и Средневековья.
Таким образом, говоря о феномене стыда, мы можем утверждать, что, конечно, стыд проявляется в ситуативных реалиях, которые и способствуют проявлению этого чувства, но сам стыд укоренен в человеке, стыдится человек потому, что он духовно и эмоционально структурирован и стыд является одной из отличительных черт человеческого рода.
Сложность в осознании человеком своей природы заключена, на мой взгляд в том, что он дан себе одновременной и субъект и как объект исследования. Исследованием данного феномена занимался Г. Плеснер, он характеризовал данное состояние личность как «эксцентричность ». Человек таким образом предстает перед нами как духовное и природное существо, как нечто «эксцентрично позиционированное». Двойственность человеческой личности является условием того, что человек стыдиться. Задачей для человека таким образов является - создание гармонического единства личности, наряду с данной неопределенностью.
Во время переживания чувства стыда человек теряет определенность и четкость в отношении к самому себе, но при этом оно и подкрепляет уверенность в том, что он существует как личность. Стыд - это некий кризис и временная дезорганизация, которая проявляется в различных формах. 65Конечно нам известно, что для стыда существует безграничное количество поводов, которые носят как индивидуальный характер, так и социальные, культурные, психологические и исторические особенности. Мы знаем, что у разных культур в разные периоды истории феномен стыда выходил в свет при разных обстоятельствах, но сам феномен стыда, само его наличие представляется наиболее интересным объектом исследования. Общую обусловленность стыда таким образом следует отличать от поводов для его проявления, но стыд все же остается некой общечеловеческой константой.
Можно сказать, что в период Античости, стыд был вызван в контексте социальных взаимоотношений между индивидом и обществом. Мы рассмотрели несколько типов моральных отношений в данную эпоху, начиная с «гомеровского героя», для которого стыд - это потеря своего место и роли в обществе, потерять свое лицо- вот основное положение, которое вызывало у человека чувство стыда. Затем, после трансформации государственной системы, появился новый тип моральных ценностей - полисный. Ценности данного типа характеризуются тем, что право государственного и общественного характера есть желаемая норма жизни, а не отдельного частного лица, таким образом стыд здесь актуализировался в период, когда человек совершал нечто неподобающее в контексте общепринятых законов и неписанных правил, именно в этот момент человек переживал чувство стыда.
В период кризис полиса происходит отступление от понимания стыда в контексте его ощущения перед согражданами, а для нового типа моральных ценностей - природных, человек обращает внимание на себя, то есть, делающий постыдное должен стыдиться «прежде всего себя» Постыдное для него формируется на основе нечестности и непорядочности. Еще одним типом моральных ценностей являлся аскетический. Для данного типа характерна добродетель благочестия, и всего, что относится к почитанию божества.
Таким образом, в целом для античных греков стыд был стимулятором к деятельности совершенствоваться, стремление к первенству, желание быть как минимум не хуже других.
Для Средних веков характерных была «культура вины». Человек в данный период ориентируется, прежде всего, на себя, чем на свое окружение. Возникает понятие «греха». Вина характеризовалась как ответственность человека перед Богом за несоблюдение заповедей, она находило выражение в раскаянии, исповеди, искуплении греха. Стыд же есть некое внешнее уничижение за несоблюдение заповедей и жизни не во Христе, а совесть выступает в роли судьи, которая различает добро и зло и является руководителем намерений, поведения индивида. Несмотря на то, что существовали особые обряды, которые позволяли искупить грех, но внутреннее чувство вины, совесть, не давало человеку уверенности в своем совершенстве. Таким образом, в эпоху Средних веков, человек жил с ощущением стыда за себя самого, это чувство он испытывал за себя самого, его было стыдно перед Богом за свое несовершенство, как физическое, так и моральное.
Таким образом стыд - это особо сложный феномен, с развитием обществе, расширяются и сферы проявления стыда. В наши дни человек может стыдиться, как физического несовершенства, так и своего социального статуса. Особенно важно отметить, сам стыд труден для исследования с точки зрения методологического подхода, так как он практически недоступен для эмпирического исследования. Стыд характеризуется скрытостью, маскировкой, он нечто деликатное. Он может быть заметен лишь в физических реакциях, которые его сопровождают - покраснение, отвод взгляда, не связность речи. Но данные физиологические сопровождения переживания чувства стыда лишь малым образом указывают нам на возможное проявление стыда, но не как не доказывают того, что человек в этот момент стыдиться, возможно он переживает злость, а не стыд.
1. Гесиод. Труды и дни [Текст] / Гесиод // О происхождении богов. - М. , 1990.
2. Р.Гергилов. Стыд. СПб., 2016.
3. Гомер. Илиада [Текст] / Гомер ; пер. с древнегреч. Н. Гнедича. - М. , 1985.
4. Драч, Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики [Текст] / Г. В. Драч. - М. , 2003
5. Макинтайр, А. После добродетели: Исследования теории морали [Текст] / А. Макинтайр. - М. , 2000.
6. Найдыш, В. М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма [Текст] / В. М. Най- дыш. - М. , 2002.
7. Aristoteles: Rhetorik, Munchen 1987.
8. Agnes Heller: Theorie der Gefuhle, Hamburg 1980.
9. Andreas Kuntz-Stahl: Nacktheit - gibt’s die?, in: Kohler, Michael / Gisela Barche (Hg.): Das Aktfoto. Ansichten vom Korper im fotographischen Zeitalter. Asthetik. Geschichte. Ideologie, Munchen 1985.
10. Charles Darwin: Der Ausdruck der Gefuhle bei Mensch und Tier, Dusseldorf 1964.
11. Duerr H.-P. Die Tatsache des Lebens. Frankfurt/ Main. 2005.
12. Elias N. Uber den Prozess der Zivilisation. Soziogenetische und psychogenetische Untersuchungen. Zweiter Band. Frankfurt/Main, 1991.
13. Eibl-Eibesfeldt Stammgeschichtliche Anpassungen im sozialen Verhalten der Menschen // Nova Akta Leopoldina, Halle, 1983.
14. Erwin Straus: Die Scham als histeriologisches Problem, 1933.
15. Freud S. Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, in: Sigmund Freud: Gesammelte Werke. Funfter Band. Werke aus den Jahren 1904-1905.
16. George H. Mead: Geist, Identitat und Gesellschaft aus der Sicht des Sozialbehaviorismus Frankfurt/Main, 1995.
17. Georg Simmel: Zur Psychologie der Scham (1901), in: Georg Simmel: Schriften zur Soziologie. Eine Auswahl. Herausgegeben und eingeleitet von Heinz-Jurgen Dahme und Otthein Rammstedt, Frankfurt/Main 1992.
18. Hans Peter Duerr: Nacktheit und Scham. Der Mythos vom ZivilisationsprozeB. Band 1, Frankfurt/Main 1988.
19. Irenaus Eibl-Eibesfeldt: GrundriB der vergleichenden Verhaltensforschung. Ethologie, Munchen/Zurich 1999.
20. Joachim Ritter / Karlfried Grunder (Hg.): Historisches Worterbuch der Philosophie. Band 8. Stichwort „Scham, Scheu“, Basel 1992.
21. Jean-Claude Bologne: Nacktheit und Pruderie, 2014.
22. Leon Wurmser: Die Maske der Scham, 2008.
23. Micha Hilgers: Scham, 2012.
24. Gunter H. Seidler: Der Blick des Anderen, 2012.
25. Max Scheler: Uber Scham und Schamgefuhl, 1933.
26.. Otto Rank: Psychoanalytische Beitrage zur Mythenforschung, Leipzig / Wien 1919.
27. Rudolf Bernet: Das Schamgefuhl als Grenzgefuhl. Phanomenologische und psychoanalytische Betrachtungen zu Trieb und Wert, in: Kuhn, Rolf / Michael Raub / Michael Titze (Hg.): Scham - ein menschliches Gefuhl, 1997.
28.. Silvan S. Tomkins: Shame, in: Nathanson, Donald L. The Many Faces of Shame, New York, 1987.
29.Sighard Neckel: Status und Scham, 1991.
30. Электронная библиотека Института философии РАН » Новая философская энциклопедия » [Электронный ресурс]: ЭПИКТЕТ, URL:http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01a2df72bb712cfac9be65a2
31. Российское образованиеб система федеральных образовательных программ: [Электронный ресурс]: Средневековые процессы о ведьмах: Молот ведьм / Яков Шпренгер, Генрих Инститорис. - СПб. : Амфора, 2006. - С. 431 - 478 [по изд. 1899 г.]. URL:http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1264274&subID=100129627,100131445