ЯЗЫКОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДИСКУРСА ПОБЕДЫ НА МАТЕРИАЛЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИЦИСТИКИ
|
Введение 3
Глава I. Менталитет и ментальность в аспекте трихотомии «Язык-Сознание-Культура» 7
§ 1. Смежно-лингвистические понимания, трактовки, характеристики, нюансы менталитета и ментальности
§ 2. Виды менталитета 13
2.1. Особенности этнокультурного менталитета 16
§ 3. Языковые способы выражения этнокультурного менталитета 19
§ 4. Ментальная установка как составляющая дискурса Победы 31
Глава II. Дискурс как объект лингвистического и междисциплинарного описания 35
§ 1. К проблеме определения понятия дискурса 35
1.1. Интернет-дискурс как речепорождающая среда современной
коммуникации
421.2. Особенности публицистического дискурса в пространстве Глобальной Сети 47
§ 2. Лингвостилистические параметры дискурса интернет-СМИ 51
2.1. Функционально-стилистическая характеристика дискурса Победы 55
Глава III. Параметры дискурса Победы в языке 58
§ 1. Языковые средства выражения ментальной установки в дискурсе Победы 58
§ 2. Лингвостилистические параметры дискурса Победы 73
Заключение 83
Список использованной литературы 88
Приложение 101
Глава I. Менталитет и ментальность в аспекте трихотомии «Язык-Сознание-Культура» 7
§ 1. Смежно-лингвистические понимания, трактовки, характеристики, нюансы менталитета и ментальности
§ 2. Виды менталитета 13
2.1. Особенности этнокультурного менталитета 16
§ 3. Языковые способы выражения этнокультурного менталитета 19
§ 4. Ментальная установка как составляющая дискурса Победы 31
Глава II. Дискурс как объект лингвистического и междисциплинарного описания 35
§ 1. К проблеме определения понятия дискурса 35
1.1. Интернет-дискурс как речепорождающая среда современной
коммуникации
421.2. Особенности публицистического дискурса в пространстве Глобальной Сети 47
§ 2. Лингвостилистические параметры дискурса интернет-СМИ 51
2.1. Функционально-стилистическая характеристика дискурса Победы 55
Глава III. Параметры дискурса Победы в языке 58
§ 1. Языковые средства выражения ментальной установки в дискурсе Победы 58
§ 2. Лингвостилистические параметры дискурса Победы 73
Заключение 83
Список использованной литературы 88
Приложение 101
Проблема дискурса является господствующей на современном этапе развития гуманитарных наук, поэтому в связи с многообразием подходов к изучению в настоящее время нет однозначного определения данного понятия. На протяжении всего периода исследования рассматривались вопросы соотношения текста и дискурса (Т.Н. Хомутова, Т.А. ван Дейк, С.А. Хахалова), идеологии и дискурса (М. Пеше, Ж. Лакан, А.К. Хурматуллин), выводилась сущность дискурсивных практик (М. Фуко), определялись характеристики дискурса и связь данного понятия с категорией ментальности (У. Маас, Ю. Хабермас, П. Серио, Ю.С. Степанов, В.В.Красных, Е.С. Кубрякова, Б.М. Гаспаров, Н.А. Болтнева, В.Е. Чернявская, А.Н. Приходько, Н.Ф. Алефиренко), определялась типология дискурса (В.И. Карасик, Е.В. Михайлова, Т.Н. Хомутова).
Дискурс Победы, который мы исследуем на материале информационно-аналитической интернет-публицистики, представляет собой коммуникативно-речевое пространство, актуализируемое средствами массовой информации в момент празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Дискурс Победы в связи с большим ракурсом распространения и широтой тематического охвата располагается на стыке публицистического, политического, патриотического дискурсов.
Выборка публицистических статей осуществлялась путем поиска ассоциативных ключевых слов и словосочетаний на электронном информационно-аналитическом портале «Однако», на российском ежедневном общественно-политическом интернет-издании «На Линии», на международном проекте «Сноб», на российском круглосуточном информационном телеканале «Дождь», на различных сайтах региональной интернет-публицистики с аналитическими признаками.
Данные ресурсы являются полярными по своей идеологической направленности: если «Однако», «На Линии» и региональная интернет- публицистика отстаивают консервативные ценности русской нации, то «Сноб» и «Дождь» являются изданиями более либеральными, поскольку все внутригосударственные события авторы рассматривают сквозь мировой контекст, обращая внимания на ценности, которые являются общими для неоднородной аудитории. Поиск тематических информационно-аналитических статей осуществлялся в пределах с 2011-ого по 2016-ый годы, так как именно на эти годы приходится подготовка к празднованию и непосредственно празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Актуальность исследования обусловлена особым вниманием к коммуникативно-речевому пространству, актуализируемому средствами массовой информации в момент празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Также господствующая на современном этапе развития науки антропоцентрическая парадигма ставит главным объектом исследования в гуманитарных областях проблему дискурса, к чему и относится исследуемое нами коммуникативное пространство. Описание языковых параметров дискурса Победы позволяет определить степень проявления ментальной установки в сознании авторов статей и читателей, а также служит ярким примером для презентации стилистических характеристик публицистического стиля.
Объект исследования - дискурс Победы.
Предмет исследования - языковые параметры дискурса Победы.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать языковые параметры дискурса Победы на материале информационно-аналитической интернет-публицистики.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) описать смежно-лингвистические понимания, трактовки, характеристики, нюансы менталитета и ментальности;
2) рассмотреть виды менталитета;
3) описать особенности этнокультурного менталитета;
4) выявить языковые способы выражения этнокультурного менталитета;
5) рассмотреть ментальную установку как составляющую дискурса Победы;
6) дать определение понятию дискурса;
7) охарактеризовать интернет-дискурс как речепорождающую среду современной коммуникации;
8) определить особенности публицистического дискурса в пространстве Глобальной Сети;
9) выявить лингвостилистические параметры дискурса Победы и языковые средства выражения ментальной установки в дискурсе Победы;
10) разработать методические рекомендации по использованию языковых параметров дискурса Победы на уроках русского языка.
Материал исследования: в ходе работы нами было проанализировано 58 публицистических статей информационно-аналитической направленности. Выборка статей осуществлялась путем поиска ассоциативных ключевых слов и словосочетаний «Победа», «День Победы», «Великая Отечественная война», «ветераны», «память», «патриотизм», «великое событие», «Дети Войны», «праздник», «героизм», «воспоминания» на пяти ресурсах - на электронном информационно-аналитическом портале «Однако», который занимается также выпуском электронного альманаха с постоянно обновляемыми редакционными материалами; на российском ежедневном общественно-политическом интернет-издании «На Линии», который выполняет оперативный авторский анализ как мировых, так и государственных событий; на международном проекте «Сноб», позиционирующем себя как «дискуссионное, информационное и общественное пространство для людей, которые живут в разных странах, говорят на разных языках, но думают по-русски»; на российском круглосуточном информационном телеканале «Дождь», на сайте которого осуществляется периодический выпуск информационно-аналитических статей и авторских колонок; на различных сайтах региональной интернет- публицистики с аналитическими признаками.
Методы исследования:
1) теоретический анализ научной литературы;
2) метод контекстного анализа;
3) метод дискурсивного анализа;
4) общий функциональный анализ.
Практическая значимость данной ВКР заключается в том, что материалы проведенного исследования могут найти практическое применение в школьной практике преподавания русской литературы, русского языка, истории, а также при изучении факультативного курса «Стилистика русского языка».
Структура: ВКР состоит из Введения, трех Глав, Заключения, Списка использованной литературы, Приложения.
Дискурс Победы, который мы исследуем на материале информационно-аналитической интернет-публицистики, представляет собой коммуникативно-речевое пространство, актуализируемое средствами массовой информации в момент празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Дискурс Победы в связи с большим ракурсом распространения и широтой тематического охвата располагается на стыке публицистического, политического, патриотического дискурсов.
Выборка публицистических статей осуществлялась путем поиска ассоциативных ключевых слов и словосочетаний на электронном информационно-аналитическом портале «Однако», на российском ежедневном общественно-политическом интернет-издании «На Линии», на международном проекте «Сноб», на российском круглосуточном информационном телеканале «Дождь», на различных сайтах региональной интернет-публицистики с аналитическими признаками.
Данные ресурсы являются полярными по своей идеологической направленности: если «Однако», «На Линии» и региональная интернет- публицистика отстаивают консервативные ценности русской нации, то «Сноб» и «Дождь» являются изданиями более либеральными, поскольку все внутригосударственные события авторы рассматривают сквозь мировой контекст, обращая внимания на ценности, которые являются общими для неоднородной аудитории. Поиск тематических информационно-аналитических статей осуществлялся в пределах с 2011-ого по 2016-ый годы, так как именно на эти годы приходится подготовка к празднованию и непосредственно празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Актуальность исследования обусловлена особым вниманием к коммуникативно-речевому пространству, актуализируемому средствами массовой информации в момент празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Также господствующая на современном этапе развития науки антропоцентрическая парадигма ставит главным объектом исследования в гуманитарных областях проблему дискурса, к чему и относится исследуемое нами коммуникативное пространство. Описание языковых параметров дискурса Победы позволяет определить степень проявления ментальной установки в сознании авторов статей и читателей, а также служит ярким примером для презентации стилистических характеристик публицистического стиля.
Объект исследования - дискурс Победы.
Предмет исследования - языковые параметры дискурса Победы.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать языковые параметры дискурса Победы на материале информационно-аналитической интернет-публицистики.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) описать смежно-лингвистические понимания, трактовки, характеристики, нюансы менталитета и ментальности;
2) рассмотреть виды менталитета;
3) описать особенности этнокультурного менталитета;
4) выявить языковые способы выражения этнокультурного менталитета;
5) рассмотреть ментальную установку как составляющую дискурса Победы;
6) дать определение понятию дискурса;
7) охарактеризовать интернет-дискурс как речепорождающую среду современной коммуникации;
8) определить особенности публицистического дискурса в пространстве Глобальной Сети;
9) выявить лингвостилистические параметры дискурса Победы и языковые средства выражения ментальной установки в дискурсе Победы;
10) разработать методические рекомендации по использованию языковых параметров дискурса Победы на уроках русского языка.
Материал исследования: в ходе работы нами было проанализировано 58 публицистических статей информационно-аналитической направленности. Выборка статей осуществлялась путем поиска ассоциативных ключевых слов и словосочетаний «Победа», «День Победы», «Великая Отечественная война», «ветераны», «память», «патриотизм», «великое событие», «Дети Войны», «праздник», «героизм», «воспоминания» на пяти ресурсах - на электронном информационно-аналитическом портале «Однако», который занимается также выпуском электронного альманаха с постоянно обновляемыми редакционными материалами; на российском ежедневном общественно-политическом интернет-издании «На Линии», который выполняет оперативный авторский анализ как мировых, так и государственных событий; на международном проекте «Сноб», позиционирующем себя как «дискуссионное, информационное и общественное пространство для людей, которые живут в разных странах, говорят на разных языках, но думают по-русски»; на российском круглосуточном информационном телеканале «Дождь», на сайте которого осуществляется периодический выпуск информационно-аналитических статей и авторских колонок; на различных сайтах региональной интернет- публицистики с аналитическими признаками.
Методы исследования:
1) теоретический анализ научной литературы;
2) метод контекстного анализа;
3) метод дискурсивного анализа;
4) общий функциональный анализ.
Практическая значимость данной ВКР заключается в том, что материалы проведенного исследования могут найти практическое применение в школьной практике преподавания русской литературы, русского языка, истории, а также при изучении факультативного курса «Стилистика русского языка».
Структура: ВКР состоит из Введения, трех Глав, Заключения, Списка использованной литературы, Приложения.
Проведенное нами исследование показало, что проблема дискурса продолжает оставаться приоритетной на современном этапе развития гуманитарных наук. Дискурс Победы, который мы исследовали на материале информационно-аналитической интернет-публицистики, представляет собой коммуникативно-речевое пространство, актуализируемое средствами массовой информации в момент празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Дискурс Победы в связи с большим ракурсом распространения и широтой тематического охвата располагается на стыке публицистического, политического, патриотического дискурсов. Описание языковых параметров дискурса Победы позволяет определить степень проявления ментальной установки в сознании авторов статей и читателей, а также служит ярким примером для презентации стилистических характеристик публицистического стиля.
В процессе анализа языковых параметров дискурса Победы на материале информационно-аналитической интернет-публицистики были выполнены все поставленные задачи: описаны смежно-лингвистические понимания, трактовки, характеристики, нюансы менталитета и ментальности; рассмотрены виды менталитета; описаны особенности этнокультурного менталитета; выявлены языковые способы выражения этнокультурного менталитета; рассмотрена ментальная установка как составляющую дискурса Победы; дано определение понятию дискурса; охарактеризован интернет- дискурс как речепорождающая среда современной коммуникации; определены особенности публицистического дискурса в пространстве Глобальной Сети; выявлены лингвостилистические параметры дискурса Победы и языковые средства выражения ментальной установки в дискурсе Победы; разработаны методические рекомендации по использованию языковых параметров дискурса Победы на уроках русского языка.
В качестве языкового материала были использованы 58 публицистических статей информационно-аналитической направленности. Выборка статей осуществлялась путем поиска ассоциативных ключевых слов и словосочетаний «Победа», «День Победы», «Великая Отечественная война», «ветераны», «память», «патриотизм», «великое событие», «Дети Войны», «праздник», «героизм», «воспоминания» на пяти ресурсах - на электронном информационно-аналитическом портале «Однако»; на российском ежедневном общественно-политическом интернет-издании «На Линии»; на международном проекте «Сноб»; на российском круглосуточном информационном телеканале «Дождь»; на сайтах региональной интернет- публицистики с аналитическими признаками.
В процессе лингвистического анализа материала были выявлены такие языковые средства выражения ментальной установки в дискурсе Победы, как культурно-ценностные установки нации (духовность, гражданственность, мученичество, уважение к прошлому, широта русской души, самопожертвование, патриотизм, единство, фатализм, внимание к нюансам человеческих отношений, щедрость), прецедентные феномены, этнокультурные концепты, этнокультурные стереотипы, фреймы-сценарии «Праздник» и «Антипраздник».
Среди лингвостилистических параметров дискурса Победы в информационно-аналитической интернет-публицистике выявлено активное использование клише, штампов, элементов создания экспрессивности (обращения к читателю, комментирование факта, авторские уточнения, собственное авторское отношение, малые синтаксические конструкции, ответ на поставленный вопрос, авторские неологизмы), реалий и аллюзий, разговорной и сниженной лексики, приемов и фигур речи, идеологизированности.
Как показал анализ языковых единиц, выявление культурно-ценностных установок невозможно без обращения к работам русских философов.
Прецедентные феномены представляют собой хорошо известные всем представителям культурного сообщества вербальные и невербальные объекты, употребление которых периодически возобновляется в дискурсе. Прецедентные феномены кодируют, хранят и воспроизводят в нужное время важную для культуры этноса информацию.
Этнокультурные концепты можно рассматривать в качестве основной «ячейки» хранения наиболее важных знаний в каждой этнической языковой картине мира. Главным смысловым пластом концепта является коннотативная семантика, которая актуализирует не только когнитивные (образные, мифические, обыденные) структуры, но также и эмоциональные переживания. Лингвокультурная значимость концепта выражается в том, что на понятие через языковой знак наслаиваются ассоциации, образы, знания, вследствие чего язык становится не просто знаковой системой, а одним из способов репрезентации культуры.
Фреймы представляют собой когнитивное образование, способное отражать целую ситуацию либо сцену со всем многообразием узлов и отношений. В основе структуры фреймов находятся слоты, в качестве которых могут выступать концепты, находящиеся в иерархических отношениях друг к другу. Фреймы являются значимой ментальной репрезентацией, поскольку отражают особенности организации знаний о действительности и опыта взаимодействия с ней.
Под этнокультурными стереотипами понимают типичные представления большинства людей одной этнокультуры о людях своего или другого этноса, причем данные представления могут быть схематизированы и эмоционально окрашены. В языке это проявляется в различных стереотипных формулах и выражениях, в словосочетаниях и фразеологизмах, в пословицах и поговорках, а также в синтаксических конструкциях.
Основной средой развития дискурса Победы служит интернет-среда, поскольку основная часть современного общения осуществляется с помощью средств электронной коммуникации. Интернет-дискурс в настоящее время имеет многогранные и неоднозначные определения, что позволяет характеризовать его как явление уникальное.
Публицистический дискурс, трансвормируясь и видоизменяясь в пространстве Глобальной Сети, приобретает новые специфические признаки и черты, среди которых выделяют многоканальность, гипертекстуальность, интерактивность, креализованность, диалогичность (Е.А. Ковригина), возможность выбора гражданских инициатив (Е.А. Воробьева), использование текстовой модели «перевернутой пирамиды» (А.Р. Сафина), возникновение новых жанров журналистики (А.Р. Сафина).
К недавно образовавшимся жанрам сетевого публицистического дискурса следует отнести информационно-аналитическую статью. Главной особенностью нового жанра является наличие аналитической части, в которой могут быть показаны различные способы восприятия окружающей действительности.
Стилистические черты публицистического дискурса направлены на реализацию двух основных функций - информирования и воздействия. Функция воздействия реализуется через речевую выразительность, экспрессивность, доступность, использование разговорной и сленговой лексики, а также приемов и фигур речи; наблюдается отсылка к различного рода реалиям и аллюзиям; посредством определенного набора языковых средств осуществляется привязка к конкретной идее. Функция информирования предполагает объективность, сдержанность, официальность, чему способствует применение клише и штампов. Стилистические черты публицистический дискурса могут трансформироваться в процессе изменений в обществе. В свою очередь, язык средств массовой информации способен оказывать влияние на сознание читателей, поэтому требует постоянного изучения и анализа.
Выделенные в процессе анализа языковые параметры дискурса Победы могут активно применяться в школьной практике - как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочной деятельности. Положительную роль в данном языковом материале играет его патриотическая направленность, поскольку затронута наиболее актуальная составляющая нравственного воспитания школьника и гражданина страны.
На основании действующих в школе нормативных документов (профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования) применение тексов патриотической направленности с использованием языковых параметров дискурса Победы на уроках русского языка приводит к формированию орфографической зоркости и навыков грамотного письма; воспитанию интереса к изучению русского языка как средства коммуникации; развитию устной и письменной речи школьников; формированию умений задавать вопросы и слушать; развитию словарного запаса, связанного с темой Великой Победы; воспитанию на примере языкового материала чувства любви к Родине.
Оптимальным во внеурочной деятельности является проведение различных викторин, лингвистических и интеллектуальных игр, исследовательской и проектной деятельности с использованием языковых параметров дискурса Победы.
Тексты с языковыми параметрами дискурса Победы целесообразно использовать также при подготовке школьников к сдаче выпускных экзаменов - ОГЭ и ЕГЭ. Например, в процессе подготовки к написанию сочинений-рассуждений на патриотическую тематику.
Использование языковых параметров дискурса Победы возможно также при разработке самостоятельного элективного курса по русскому языку, направленному на углубленное изучение особенностей публицистического стиля.
В процессе анализа языковых параметров дискурса Победы на материале информационно-аналитической интернет-публицистики были выполнены все поставленные задачи: описаны смежно-лингвистические понимания, трактовки, характеристики, нюансы менталитета и ментальности; рассмотрены виды менталитета; описаны особенности этнокультурного менталитета; выявлены языковые способы выражения этнокультурного менталитета; рассмотрена ментальная установка как составляющую дискурса Победы; дано определение понятию дискурса; охарактеризован интернет- дискурс как речепорождающая среда современной коммуникации; определены особенности публицистического дискурса в пространстве Глобальной Сети; выявлены лингвостилистические параметры дискурса Победы и языковые средства выражения ментальной установки в дискурсе Победы; разработаны методические рекомендации по использованию языковых параметров дискурса Победы на уроках русского языка.
В качестве языкового материала были использованы 58 публицистических статей информационно-аналитической направленности. Выборка статей осуществлялась путем поиска ассоциативных ключевых слов и словосочетаний «Победа», «День Победы», «Великая Отечественная война», «ветераны», «память», «патриотизм», «великое событие», «Дети Войны», «праздник», «героизм», «воспоминания» на пяти ресурсах - на электронном информационно-аналитическом портале «Однако»; на российском ежедневном общественно-политическом интернет-издании «На Линии»; на международном проекте «Сноб»; на российском круглосуточном информационном телеканале «Дождь»; на сайтах региональной интернет- публицистики с аналитическими признаками.
В процессе лингвистического анализа материала были выявлены такие языковые средства выражения ментальной установки в дискурсе Победы, как культурно-ценностные установки нации (духовность, гражданственность, мученичество, уважение к прошлому, широта русской души, самопожертвование, патриотизм, единство, фатализм, внимание к нюансам человеческих отношений, щедрость), прецедентные феномены, этнокультурные концепты, этнокультурные стереотипы, фреймы-сценарии «Праздник» и «Антипраздник».
Среди лингвостилистических параметров дискурса Победы в информационно-аналитической интернет-публицистике выявлено активное использование клише, штампов, элементов создания экспрессивности (обращения к читателю, комментирование факта, авторские уточнения, собственное авторское отношение, малые синтаксические конструкции, ответ на поставленный вопрос, авторские неологизмы), реалий и аллюзий, разговорной и сниженной лексики, приемов и фигур речи, идеологизированности.
Как показал анализ языковых единиц, выявление культурно-ценностных установок невозможно без обращения к работам русских философов.
Прецедентные феномены представляют собой хорошо известные всем представителям культурного сообщества вербальные и невербальные объекты, употребление которых периодически возобновляется в дискурсе. Прецедентные феномены кодируют, хранят и воспроизводят в нужное время важную для культуры этноса информацию.
Этнокультурные концепты можно рассматривать в качестве основной «ячейки» хранения наиболее важных знаний в каждой этнической языковой картине мира. Главным смысловым пластом концепта является коннотативная семантика, которая актуализирует не только когнитивные (образные, мифические, обыденные) структуры, но также и эмоциональные переживания. Лингвокультурная значимость концепта выражается в том, что на понятие через языковой знак наслаиваются ассоциации, образы, знания, вследствие чего язык становится не просто знаковой системой, а одним из способов репрезентации культуры.
Фреймы представляют собой когнитивное образование, способное отражать целую ситуацию либо сцену со всем многообразием узлов и отношений. В основе структуры фреймов находятся слоты, в качестве которых могут выступать концепты, находящиеся в иерархических отношениях друг к другу. Фреймы являются значимой ментальной репрезентацией, поскольку отражают особенности организации знаний о действительности и опыта взаимодействия с ней.
Под этнокультурными стереотипами понимают типичные представления большинства людей одной этнокультуры о людях своего или другого этноса, причем данные представления могут быть схематизированы и эмоционально окрашены. В языке это проявляется в различных стереотипных формулах и выражениях, в словосочетаниях и фразеологизмах, в пословицах и поговорках, а также в синтаксических конструкциях.
Основной средой развития дискурса Победы служит интернет-среда, поскольку основная часть современного общения осуществляется с помощью средств электронной коммуникации. Интернет-дискурс в настоящее время имеет многогранные и неоднозначные определения, что позволяет характеризовать его как явление уникальное.
Публицистический дискурс, трансвормируясь и видоизменяясь в пространстве Глобальной Сети, приобретает новые специфические признаки и черты, среди которых выделяют многоканальность, гипертекстуальность, интерактивность, креализованность, диалогичность (Е.А. Ковригина), возможность выбора гражданских инициатив (Е.А. Воробьева), использование текстовой модели «перевернутой пирамиды» (А.Р. Сафина), возникновение новых жанров журналистики (А.Р. Сафина).
К недавно образовавшимся жанрам сетевого публицистического дискурса следует отнести информационно-аналитическую статью. Главной особенностью нового жанра является наличие аналитической части, в которой могут быть показаны различные способы восприятия окружающей действительности.
Стилистические черты публицистического дискурса направлены на реализацию двух основных функций - информирования и воздействия. Функция воздействия реализуется через речевую выразительность, экспрессивность, доступность, использование разговорной и сленговой лексики, а также приемов и фигур речи; наблюдается отсылка к различного рода реалиям и аллюзиям; посредством определенного набора языковых средств осуществляется привязка к конкретной идее. Функция информирования предполагает объективность, сдержанность, официальность, чему способствует применение клише и штампов. Стилистические черты публицистический дискурса могут трансформироваться в процессе изменений в обществе. В свою очередь, язык средств массовой информации способен оказывать влияние на сознание читателей, поэтому требует постоянного изучения и анализа.
Выделенные в процессе анализа языковые параметры дискурса Победы могут активно применяться в школьной практике - как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочной деятельности. Положительную роль в данном языковом материале играет его патриотическая направленность, поскольку затронута наиболее актуальная составляющая нравственного воспитания школьника и гражданина страны.
На основании действующих в школе нормативных документов (профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования) применение тексов патриотической направленности с использованием языковых параметров дискурса Победы на уроках русского языка приводит к формированию орфографической зоркости и навыков грамотного письма; воспитанию интереса к изучению русского языка как средства коммуникации; развитию устной и письменной речи школьников; формированию умений задавать вопросы и слушать; развитию словарного запаса, связанного с темой Великой Победы; воспитанию на примере языкового материала чувства любви к Родине.
Оптимальным во внеурочной деятельности является проведение различных викторин, лингвистических и интеллектуальных игр, исследовательской и проектной деятельности с использованием языковых параметров дискурса Победы.
Тексты с языковыми параметрами дискурса Победы целесообразно использовать также при подготовке школьников к сдаче выпускных экзаменов - ОГЭ и ЕГЭ. Например, в процессе подготовки к написанию сочинений-рассуждений на патриотическую тематику.
Использование языковых параметров дискурса Победы возможно также при разработке самостоятельного элективного курса по русскому языку, направленному на углубленное изучение особенностей публицистического стиля.
Подобные работы
- Нравственные качества человека в русской паремиологической картине мира (на фоне китайского языка)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2018 - РУССКОЯЗЫЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЬЕТНАМ» В АСПЕКТЕ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Дискурсивные характеристики медиатекста в социальной сети ВКонтакте
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОСВЕЩЕНИЯ
СПОРТИВНЫХ СОБЫТИЙ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018



