Введение…………………………………………………………………………...3
1.Особенности психологического развития дошкольника……………………..7
2.Особенности развития общения дошкольников……………………………..18
3.Понятие коммуникативной компетентности…………………………………28
Эмпирическая часть……………………………………………………………..39
Описание выборки. (Сравнительный анализ двух групп).................................39
Описание методик.................................................................................................41
Описание результатов...........................................................................................47
Анализ результатов................................................................................................53
Заключение.............................................................................................................55
Библиография.........................................................................................................57
Приложения............................................................................................................60
...
Объект исследования — развитие коммуникативной компетенции дошкольников.
Предмет исследования — педагогические условия эффективного развития коммуникативной компетенции дошкольников.
В основу проводимого исследования положена гипотеза. Эффективное развитие коммуникативной компетентности дошкольников обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий: включение в педагогическую работу с дошкольниками диалог, игровые рефлексивные методы и приемы, а так же способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации; наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные воспитательные мероприятия.
Цель исследования — выявить и подкрепить эмпирически особенности коммуникативной компетентности группы сверстников современных дошкольников.
Задачи исследования:
...
Дошкольное детство — первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Коммуникативная компетенция дошкольника определяется как ориентированность ребёнка в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте; освоение ребёнком человеческих отношений, социальных норм поведения, необходимых для продуктивного взаимодействия с другими людьми.
Повышая коммуникативную компетенцию дошкольника путём специально организованных психологопедагогических условий, мы влияем на улучшение реальных взаимоотношений, помогаем дошкольнику строить своё общение со сверстниками и взрослыми людьми.
Рассмотренные в исследовании педагогические условия являются эффективными при оптимизации коммуникативного общения детей дошкольного возраста. Вместе с тем обозначился круг проблем перспективных исследований: значение ...
1. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? // Хрестоматия по социальной психологии. М., 2004.
2. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арушанова А.Г., Богина Т.Л., Давидчук А.Н., Обухова Л.Ф. и др. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Карапуз-Дидактика, 2004.
3. Арушанова А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы Текст. / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. 1998. — № 6. — С. 86 -89; 1998. — № 8. — С.100 -111; 1998. -№ И.-С. 88- 100; 1998. -№ 12.-С. 84–103; № 1.- 1999.- С. 85–97.
4. Галигузова А. С., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: советы психолога. — М.: АРКТИ, 2004.
5. Давидович В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: Дис… канд. пед. наук / В. Н. Давидович М., 1994.- 166 с.
6. Журавле А.Л. Психология совместной деятельности / переизд. - М., институт психологии РАН. 2005.
...