КНЯЗЬ А.Н. ГОЛИЦЫН И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ первой четверти XIX века
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Начало государственной деятельности А.Н. Голицына 14
1.1. Детство и молодость
1.2. Начало карьеры
1.3. Усиление политического влияния
ГЛАВА 2. Формирование идеологии А.Н. Голицына 30
2.1. Эволюция религиозных взглядов
2.2. Создание мистико-космополитической идеологии
2.3. Управление духовными делами
2.4. Деятельность в общественных организациях
ГЛАВА 3. Период расцвета влияния А.Н. Голицына 42
3.1. Апогей мистико-космополитической идеологии
3.2. Политика в отношении православной церкви и старообрядчества
3.3. Деятельность по объединению церквей
3.4. Деятельность в сфере народного просвещения
3.5. Политика в сфере цензуры
ГЛАВА 4. Период кризиса идеологии А.Н. Голицына 68
4.1. Нарастание кризисных явлений
4.2. Попытки преодоления кризиса
4.3. Конец мистико-космополитической идеологии
4.4. Жизнь после отставки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ГЛАВА 1. Начало государственной деятельности А.Н. Голицына 14
1.1. Детство и молодость
1.2. Начало карьеры
1.3. Усиление политического влияния
ГЛАВА 2. Формирование идеологии А.Н. Голицына 30
2.1. Эволюция религиозных взглядов
2.2. Создание мистико-космополитической идеологии
2.3. Управление духовными делами
2.4. Деятельность в общественных организациях
ГЛАВА 3. Период расцвета влияния А.Н. Голицына 42
3.1. Апогей мистико-космополитической идеологии
3.2. Политика в отношении православной церкви и старообрядчества
3.3. Деятельность по объединению церквей
3.4. Деятельность в сфере народного просвещения
3.5. Политика в сфере цензуры
ГЛАВА 4. Период кризиса идеологии А.Н. Голицына 68
4.1. Нарастание кризисных явлений
4.2. Попытки преодоления кризиса
4.3. Конец мистико-космополитической идеологии
4.4. Жизнь после отставки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
Актуальность темы. Интересно, если изучать религиозную историю нашей страны, можно обратить внимание на один из самых оригинальных этапов в этой истории - период, когда в официальном дискурсе Российской империи безраздельно господствовал мистицизм, высшие российские сановники и сам император Александр I с воодушевлением слушали туманные пророчества.
Это было уникальное время в российской истории, когда не только общественные деятели и мыслители, но и российская власть были заинтересованы в поисках основ межконфессионального единства и предпринимали попытки сближения христианских церквей. Этот опыт продолжался недолго, чуть более десяти лет, и завершился неудачей. Мистико-космополитическая идеология вошла в историю России как одна из несостоявшихся альтернатив политического развития страны, не оставив сколько-нибудь глубокого следа в общественной памяти. Несмотря на это, данная идеологическая доктрина была значимой вехой во внутриполитическом развитии нашего государства. К подобным выводам приходишь в процессе изучения биографии князя Александра Николаевича Голицына - главного мистика эпохи Александра I, человека, являвшегося «правой рукой» императора в деле воплощения на практике мистико-космополитических принципов.
Князь А.Н. Голицын был одним из наиболее ярких и заметных деятелей первой четверти XIX в., хотя до недавнего времени малоизвестным среди любителей исторической науки, даже в сообществе профессионалов- историков.
Примечательно, деятельность князя А.Н. Голицына как государственного чиновника не получила должного освещения в русской исторической науке, в то время как она достойна самого пристального внимания. Обращение к данной теме исследования обуславливает её актуальность.
История России первой четверти XIX века явилась для нас объектом исследования. Жизнь и деятельность князя А.Н. Голицына - предметом исследования.
Цель исследования - дать характеристику, анализ и оценку общественно-политической и религиозной деятельности князя А.Н. Голицына в первой четверти XIX века.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Рассмотреть обстоятельства начала государственной деятельности А.Н. Голицына.
2. Определить условия и факторы формирования идеологии А.Н. Голицына.
3. Показать причины и направления усиления влияния А.Н. Голицына
4. Обозначить предпосылки и результаты кризиса идеологии А.Н. Голицына.
Хронологические рамки. Верхняя и нижняя граница определяются годами жизни Александра Николаевича Голицына, а именно 1773-1844 годами.
Обзор источников и литературы. Первый набор исторических источников, связанных с анализом документального характера материала. Сразу следует отметить, что материалы, связанные с деятельностью во главе с князем институтов - Министерство по делам религии и народного образования, и Российского Библейского Общества, деятельность университетов, школьных округов хранятся в личном фонде Голицына - публикуется и архивные документы трех федеральных архивов - РСХА, РГАДА, Отдел рукописей РНБ (всего 30 случаев). Тем не менее, большинство из них не являются информативными, так как она разбросана записи, но дает ключ к пониманию личности А. Н. Голицына, хотя и позволяет реконструировать особенности некоторых из его взглядов. К сожалению, многие документы еще не введены в научный оборот, и поэтому не доступен для анализа.
Ценность деловой переписки, а также материалы, связанные с членством А. Н. Голицына в различных научных обществах, которые позволяют уточнить обстоятельства службы роста князя. Среди опубликованных источников, связанных с его личностью, важное место занимают законы, которые создают правовые рамки, в которых князь действовал. Эти документы, носящие характер публичного права, отражают историю создания и функционирования институтов, появившихся в эти годы, место этих учреждений в системе силовых структур Российской империи, а также идеологические принципы, руководствовались во время его правления монарха и были поддержаны Голицына (это идеалы экуменизма, филантропии и мистицизма). В этом контексте наиболее значимых общественно-правовой акт, указать направление деятельности князя в течение следующего десятилетия, был подписан в сентябре 1815 "Акт Священного Союза", открывает новую эру в истории человечества .
В соответствии с принципами гуманности и христианской любви, которые были объявлены там началась перестройка внутренних отношений. Вот несколько выделяются документы, регламентирующие деятельность Библейского общества, но интерес, например, выдается "на реализацию проекта в Санкт-Петербурге Библейского общества", который на самом деле был разработан и утвержден императором Голицын декабря 6, 18122.
Специфичность исследование поставило необходимость доступа к источникам личного происхождения, в первую очередь, князь Александр Николаевич Голицын. Их использование позволяет видеть глазами эпохи главного свидетеля и ключевой фигурой нашей темы.
А. Н. Г олицына вела обширную переписку со многими получателями. За редким исключением, а не принц текстов, написанных с целью их публикации и широкого распространения, поэтому значительная часть его наследия - это разные заметки, дневники и письма к разным людям. Эпистолярные источники добавленной стоимости, так как они, как правило, написаны в расчете не широкой общественности, а также к определенному месту назначения, поэтому автор более откровенны в своих мнениях. Например, в письме к архимандриту Фотия (Спасского), который был отправлен в разгар конфликта князя с православной оппозиции, он сформулировал свое отношение к словам народного образования, он вряд ли будет повторяться в менее приватной обстановке: "только для меня труднее народного образования. гнездо этого демона, что возможно только с помощью Бога, чтобы отложить зло, но это очень трудно чистить. необходимо, чтобы этот отдел был святым с неба, чтобы разогнать наш печально птицы" .
Важным подспорьем для изучения взаимоотношений Голицына с представителями так называемой «православной оппозиции» являются составленные в 1836-1838-е годах воспоминания князя, записанные, обработанные и изданные Ю.Н. Бартеневым, с которым Голицын поддерживал отношения на закате своих лет . Размышления пенсионера грандов содержат большое количество автобиографического материала. Далее принц описывает свою идеологическую образование, политическую борьбу, отношения с Александром I, члены «тайного комитета» и М. Сперанского. В то же время следует отметить, что эти "Записки" отражают личность князя в его преклонные годы, в то время как период его власти, во время принятия решений, многие вещи могли видеть это по-разному, например, в области народного образования. Как бы то ни было, эти воспоминания являются наиболее важным источником, отражая внутренний мир и религиозные поиски А. Н. Г олицына.
Оправдано в нашем исследовании было использование представителей воспоминаний о четвертой ветви семейства Голицын, например, действительный статский советник, историк и библиограф Николай Голицын, чтобы собрать материалы для комплектации генеалогический список Голицыных князей . Содержит только информацию о ранних годах жизни и деятельности выдающегося государственного деятеля, основанный на семейной традиции, так такие субъективные данные следует относиться с осторожностью.
Интерес вызывают и отмечает российский военный историк, генерал от инфантерии рода Голицын Николай Сергеевич - автор крупных работ, посвященных развитию военного искусства, ряд работ по русской военной истории, истории персонала в Западной Европе и России , генералов, военные училища .
Историография можно суммировать следующим образом. Все исследования были разделены на дореволюционной, советской и современной литературы российских авторов. Что касается дореволюционной историографии, мы отмечаем, что значительное место в восстановлении духовного аспекта А. Н. Голицына берет анализ религиозных и философских трудах в основном имеющих непосредственное отношение к западно-европейской мистики, которая вдохновила принца и его спутников. В наибольшей степени формирование доктрины «общего христианского государства" способствовал к работам Александра Федоровича Лабзина - религиозного педагога и мистика, одной из главных фигур русского масонства, занятых в основном переводы западных религиозных писателей, а также публикации журнала "Сион вестник . Все эти персоны в той или иной степени детерминировали идеологию, которой следовал А.Н. Голицын.
Оценка личности Голицына современников часто смотрел на лице принца их глазах, оказали большое влияние на дореволюционную историографию. Мы выводим информацию о характере реформ, осуществляемых ими получить представление о культурной и политической картины той эпохи, которая является неотъемлемой частью принца и его компаньонов. В частности, Н.И. Автограф речь идет о борьбе с так называемой "православной оппозиции" против князя.
Следует признать, что отзывы об А.Н. Голицыне очень разноречивы. Противоречия встречаются, к примеру, у Александра Скарлатовича Стурдзы, представителя первого поколения русских консерваторов, дипломата, религиозного публициста. Он весьма критически отзывался о деятельности Голицына о проводимых им реформах . В то же время в некрологе, посвященном князю Стурдза он назвал Голицына истинным христианином и талантливого государственного деятеля. Это несоответствие позволяет предположить, что такая информация должна относиться с большой осторожностью, так как эта работа ясно показывают, как различные образ воспринимается современниками Голицына.
Следует также отметить, воспоминания П. Геце фон, пришли из балтийского дворянства и служил в духовном отделе Министерства по делам религии и народного образования во главе с князем . Повествуя об услуге в начале А. Н. Голицына, П. П. фон Геце описывает свой стиль руководства. Этот чиновник имел либеральные взгляды, и положительно оценил деятельность князя в религиозной сфере, отметив ее религиозную терпимость. В то же время в области политики в области образования имеет на них отрицательно. Он считал, что "обскурантистского" образовательные политические советники обвиняют принца, особенно директор департамента В.М. Попов и М. Л. Магницкого. В нем содержится информация о Аракчеева анти-АА за влияние на императора. Кроме того, следует признать, что такие оценки политики Голицына в сфере образования и его отношения с людьми там в силу и присоединились к другому должностному лицу, «чисто» министерства - С.В. Рождество . В частности, он описывает деятельность школ основной плате, а также Научного комитета. В соответствии с Рождеством, агентство отличает желание «найти консенсус между христианским благочестием, воспитания умов и существования гражданского".
Первый исследователь мистицизма эпохи Александра I, написал статью о деятельности Российского Библейского Общества был академик А.Н. Пыпин . Исследователь оценивает А.Н. Голицына скорее негативно, отмечая реакционные тенденции в его деятельности. Впоследствии другие дореволюционные исследователи продолжили развитие заложенной Пыпиным парадигмы в освещении деятельности князя Голицына. Отчасти эта тенденция затронула и церковную историографию. Она проявляется, в частности, в трудах профессора Казанской духовной академии И.А. Чистовича . Пётр Васильевич Знаменский, историк Русской церкви, член Совета и товарищ (заместитель) председателя Совета Казанского отдела «Русского Собрания» затрагивает проблемы духовно-училищной реформы в царствование Александра I . н считал, что основная цель реформы заключалась в унификации и централизации религиозного образования в стране, которая находится в согласии с процессами в других областях внутренней политики Российской империи. Реформа не удалось сохранить баланс между интересами центрального правительства, епископов и внутреннего самоуправления, которые, согласно знаку, дали необходимую гибкость системы.
В советское время, личность А. Голицын не был предметом специальных исследований в общих работах по истории царствования Александра I сохранившегося дореволюционного концепции, например, тайная история самодержавия занимается С.В. Мироненко . От
царствования императора был заинтересован в Санкт-Синодом эффективного управления подчиненным государства, что избранный 21 октября 1803 новый главный прокурор и князь Александр Голицын.
Анализ работ современного периода мы позволили выявить следующие тенденции. 70-летний период государственного атеизма, вызвало всплеск интереса к этой проблеме. История мистицизма эпохи Александра I, деятельность А. Н. Голицына стал объектом целого ряда фундаментальных исследований. Деятельность А. Голицын связана с формированием идеологической доктрины, Е. А. Вишленкова называемой идеологии «общего христианского государства", и что наиболее полно отражены в библейских обществ "Проект" . Была высказана мысль в историографии, что руководящим принципом деятельности А. Н. Голицына была не только его мистические капризы и хорошо развитой и хорошо продуманной идеологической доктрины, в силу социальных обстоятельств, а также характеристики внутренней и внешней политики Александр I в критический период. Нельзя сказать, что автор создал целостный исторический портрет Г олицына, он шел по пути своего развития как государственного деятеля. Он анализирует только взгляды князя на ранней стадии своей деятельности в период после его назначения на должность обер-прокурора Св. Синод, но перспективы принца на пике своей политической карьеры не говорит вообще. Тем не менее, данное исследование является значительным вкладом в историографию проблемы.
Большое значение представляет собой комплекс разработан проблемы Ю.Е. Кондаков . В отличие от многих современных историков, Кондаков не склонен говорить о либеральных элементов деятельности Голицына. Он, однако, подчеркнул, что последняя не всегда соответствует их заявленным принципам веротерпимости. В то же время, по его мнению, А. Н. Голицын был вынужден считаться с интересами своих противников среди православного духовенства и соседних светских лиц, пытаясь ослабить свою позицию, не вступая в открытую конфронтацию. Помимо несомненных достоинств автора следует отнести участок анализа, который привел к отставке Голицына и остановился в русском мистическом эксперименте. Книга "Либеральные и консервативные тенденции в области религиозных движений в России ..." Голицын он описывает, как один из крупнейших российских религиозных либералов .
Автором новаторского исследования под названием «Кормя двуглавого орла...», посвященного анализу идеологических практик в Российской империи на рубеже веков, стал А.Л. Зорин. Большое внимание в этой работе уделяется мистицизму как идеологическому феномену начала XIX века .
Но из отечественных исследователей наиболее обстоятельно анализ наиболее значимым аспектам деятельности князя, эволюции его политических и религиозных взглядов дан, на наш взгляд, в монографии Е.Ю. Назаренко .
Интерес представляет и мнение итальянской исследовательницы Р. Фаджионатто, которая рассуждает о несомненном мистицизме А.Н. Голицына как катализаторе проводимых им преобразований .
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Материалы и результаты нашего исследования можно использовать при разработке школьных элективных курсов по истории России первой четверти XIX века.
Это было уникальное время в российской истории, когда не только общественные деятели и мыслители, но и российская власть были заинтересованы в поисках основ межконфессионального единства и предпринимали попытки сближения христианских церквей. Этот опыт продолжался недолго, чуть более десяти лет, и завершился неудачей. Мистико-космополитическая идеология вошла в историю России как одна из несостоявшихся альтернатив политического развития страны, не оставив сколько-нибудь глубокого следа в общественной памяти. Несмотря на это, данная идеологическая доктрина была значимой вехой во внутриполитическом развитии нашего государства. К подобным выводам приходишь в процессе изучения биографии князя Александра Николаевича Голицына - главного мистика эпохи Александра I, человека, являвшегося «правой рукой» императора в деле воплощения на практике мистико-космополитических принципов.
Князь А.Н. Голицын был одним из наиболее ярких и заметных деятелей первой четверти XIX в., хотя до недавнего времени малоизвестным среди любителей исторической науки, даже в сообществе профессионалов- историков.
Примечательно, деятельность князя А.Н. Голицына как государственного чиновника не получила должного освещения в русской исторической науке, в то время как она достойна самого пристального внимания. Обращение к данной теме исследования обуславливает её актуальность.
История России первой четверти XIX века явилась для нас объектом исследования. Жизнь и деятельность князя А.Н. Голицына - предметом исследования.
Цель исследования - дать характеристику, анализ и оценку общественно-политической и религиозной деятельности князя А.Н. Голицына в первой четверти XIX века.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Рассмотреть обстоятельства начала государственной деятельности А.Н. Голицына.
2. Определить условия и факторы формирования идеологии А.Н. Голицына.
3. Показать причины и направления усиления влияния А.Н. Голицына
4. Обозначить предпосылки и результаты кризиса идеологии А.Н. Голицына.
Хронологические рамки. Верхняя и нижняя граница определяются годами жизни Александра Николаевича Голицына, а именно 1773-1844 годами.
Обзор источников и литературы. Первый набор исторических источников, связанных с анализом документального характера материала. Сразу следует отметить, что материалы, связанные с деятельностью во главе с князем институтов - Министерство по делам религии и народного образования, и Российского Библейского Общества, деятельность университетов, школьных округов хранятся в личном фонде Голицына - публикуется и архивные документы трех федеральных архивов - РСХА, РГАДА, Отдел рукописей РНБ (всего 30 случаев). Тем не менее, большинство из них не являются информативными, так как она разбросана записи, но дает ключ к пониманию личности А. Н. Голицына, хотя и позволяет реконструировать особенности некоторых из его взглядов. К сожалению, многие документы еще не введены в научный оборот, и поэтому не доступен для анализа.
Ценность деловой переписки, а также материалы, связанные с членством А. Н. Голицына в различных научных обществах, которые позволяют уточнить обстоятельства службы роста князя. Среди опубликованных источников, связанных с его личностью, важное место занимают законы, которые создают правовые рамки, в которых князь действовал. Эти документы, носящие характер публичного права, отражают историю создания и функционирования институтов, появившихся в эти годы, место этих учреждений в системе силовых структур Российской империи, а также идеологические принципы, руководствовались во время его правления монарха и были поддержаны Голицына (это идеалы экуменизма, филантропии и мистицизма). В этом контексте наиболее значимых общественно-правовой акт, указать направление деятельности князя в течение следующего десятилетия, был подписан в сентябре 1815 "Акт Священного Союза", открывает новую эру в истории человечества .
В соответствии с принципами гуманности и христианской любви, которые были объявлены там началась перестройка внутренних отношений. Вот несколько выделяются документы, регламентирующие деятельность Библейского общества, но интерес, например, выдается "на реализацию проекта в Санкт-Петербурге Библейского общества", который на самом деле был разработан и утвержден императором Голицын декабря 6, 18122.
Специфичность исследование поставило необходимость доступа к источникам личного происхождения, в первую очередь, князь Александр Николаевич Голицын. Их использование позволяет видеть глазами эпохи главного свидетеля и ключевой фигурой нашей темы.
А. Н. Г олицына вела обширную переписку со многими получателями. За редким исключением, а не принц текстов, написанных с целью их публикации и широкого распространения, поэтому значительная часть его наследия - это разные заметки, дневники и письма к разным людям. Эпистолярные источники добавленной стоимости, так как они, как правило, написаны в расчете не широкой общественности, а также к определенному месту назначения, поэтому автор более откровенны в своих мнениях. Например, в письме к архимандриту Фотия (Спасского), который был отправлен в разгар конфликта князя с православной оппозиции, он сформулировал свое отношение к словам народного образования, он вряд ли будет повторяться в менее приватной обстановке: "только для меня труднее народного образования. гнездо этого демона, что возможно только с помощью Бога, чтобы отложить зло, но это очень трудно чистить. необходимо, чтобы этот отдел был святым с неба, чтобы разогнать наш печально птицы" .
Важным подспорьем для изучения взаимоотношений Голицына с представителями так называемой «православной оппозиции» являются составленные в 1836-1838-е годах воспоминания князя, записанные, обработанные и изданные Ю.Н. Бартеневым, с которым Голицын поддерживал отношения на закате своих лет . Размышления пенсионера грандов содержат большое количество автобиографического материала. Далее принц описывает свою идеологическую образование, политическую борьбу, отношения с Александром I, члены «тайного комитета» и М. Сперанского. В то же время следует отметить, что эти "Записки" отражают личность князя в его преклонные годы, в то время как период его власти, во время принятия решений, многие вещи могли видеть это по-разному, например, в области народного образования. Как бы то ни было, эти воспоминания являются наиболее важным источником, отражая внутренний мир и религиозные поиски А. Н. Г олицына.
Оправдано в нашем исследовании было использование представителей воспоминаний о четвертой ветви семейства Голицын, например, действительный статский советник, историк и библиограф Николай Голицын, чтобы собрать материалы для комплектации генеалогический список Голицыных князей . Содержит только информацию о ранних годах жизни и деятельности выдающегося государственного деятеля, основанный на семейной традиции, так такие субъективные данные следует относиться с осторожностью.
Интерес вызывают и отмечает российский военный историк, генерал от инфантерии рода Голицын Николай Сергеевич - автор крупных работ, посвященных развитию военного искусства, ряд работ по русской военной истории, истории персонала в Западной Европе и России , генералов, военные училища .
Историография можно суммировать следующим образом. Все исследования были разделены на дореволюционной, советской и современной литературы российских авторов. Что касается дореволюционной историографии, мы отмечаем, что значительное место в восстановлении духовного аспекта А. Н. Голицына берет анализ религиозных и философских трудах в основном имеющих непосредственное отношение к западно-европейской мистики, которая вдохновила принца и его спутников. В наибольшей степени формирование доктрины «общего христианского государства" способствовал к работам Александра Федоровича Лабзина - религиозного педагога и мистика, одной из главных фигур русского масонства, занятых в основном переводы западных религиозных писателей, а также публикации журнала "Сион вестник . Все эти персоны в той или иной степени детерминировали идеологию, которой следовал А.Н. Голицын.
Оценка личности Голицына современников часто смотрел на лице принца их глазах, оказали большое влияние на дореволюционную историографию. Мы выводим информацию о характере реформ, осуществляемых ими получить представление о культурной и политической картины той эпохи, которая является неотъемлемой частью принца и его компаньонов. В частности, Н.И. Автограф речь идет о борьбе с так называемой "православной оппозиции" против князя.
Следует признать, что отзывы об А.Н. Голицыне очень разноречивы. Противоречия встречаются, к примеру, у Александра Скарлатовича Стурдзы, представителя первого поколения русских консерваторов, дипломата, религиозного публициста. Он весьма критически отзывался о деятельности Голицына о проводимых им реформах . В то же время в некрологе, посвященном князю Стурдза он назвал Голицына истинным христианином и талантливого государственного деятеля. Это несоответствие позволяет предположить, что такая информация должна относиться с большой осторожностью, так как эта работа ясно показывают, как различные образ воспринимается современниками Голицына.
Следует также отметить, воспоминания П. Геце фон, пришли из балтийского дворянства и служил в духовном отделе Министерства по делам религии и народного образования во главе с князем . Повествуя об услуге в начале А. Н. Голицына, П. П. фон Геце описывает свой стиль руководства. Этот чиновник имел либеральные взгляды, и положительно оценил деятельность князя в религиозной сфере, отметив ее религиозную терпимость. В то же время в области политики в области образования имеет на них отрицательно. Он считал, что "обскурантистского" образовательные политические советники обвиняют принца, особенно директор департамента В.М. Попов и М. Л. Магницкого. В нем содержится информация о Аракчеева анти-АА за влияние на императора. Кроме того, следует признать, что такие оценки политики Голицына в сфере образования и его отношения с людьми там в силу и присоединились к другому должностному лицу, «чисто» министерства - С.В. Рождество . В частности, он описывает деятельность школ основной плате, а также Научного комитета. В соответствии с Рождеством, агентство отличает желание «найти консенсус между христианским благочестием, воспитания умов и существования гражданского".
Первый исследователь мистицизма эпохи Александра I, написал статью о деятельности Российского Библейского Общества был академик А.Н. Пыпин . Исследователь оценивает А.Н. Голицына скорее негативно, отмечая реакционные тенденции в его деятельности. Впоследствии другие дореволюционные исследователи продолжили развитие заложенной Пыпиным парадигмы в освещении деятельности князя Голицына. Отчасти эта тенденция затронула и церковную историографию. Она проявляется, в частности, в трудах профессора Казанской духовной академии И.А. Чистовича . Пётр Васильевич Знаменский, историк Русской церкви, член Совета и товарищ (заместитель) председателя Совета Казанского отдела «Русского Собрания» затрагивает проблемы духовно-училищной реформы в царствование Александра I . н считал, что основная цель реформы заключалась в унификации и централизации религиозного образования в стране, которая находится в согласии с процессами в других областях внутренней политики Российской империи. Реформа не удалось сохранить баланс между интересами центрального правительства, епископов и внутреннего самоуправления, которые, согласно знаку, дали необходимую гибкость системы.
В советское время, личность А. Голицын не был предметом специальных исследований в общих работах по истории царствования Александра I сохранившегося дореволюционного концепции, например, тайная история самодержавия занимается С.В. Мироненко . От
царствования императора был заинтересован в Санкт-Синодом эффективного управления подчиненным государства, что избранный 21 октября 1803 новый главный прокурор и князь Александр Голицын.
Анализ работ современного периода мы позволили выявить следующие тенденции. 70-летний период государственного атеизма, вызвало всплеск интереса к этой проблеме. История мистицизма эпохи Александра I, деятельность А. Н. Голицына стал объектом целого ряда фундаментальных исследований. Деятельность А. Голицын связана с формированием идеологической доктрины, Е. А. Вишленкова называемой идеологии «общего христианского государства", и что наиболее полно отражены в библейских обществ "Проект" . Была высказана мысль в историографии, что руководящим принципом деятельности А. Н. Голицына была не только его мистические капризы и хорошо развитой и хорошо продуманной идеологической доктрины, в силу социальных обстоятельств, а также характеристики внутренней и внешней политики Александр I в критический период. Нельзя сказать, что автор создал целостный исторический портрет Г олицына, он шел по пути своего развития как государственного деятеля. Он анализирует только взгляды князя на ранней стадии своей деятельности в период после его назначения на должность обер-прокурора Св. Синод, но перспективы принца на пике своей политической карьеры не говорит вообще. Тем не менее, данное исследование является значительным вкладом в историографию проблемы.
Большое значение представляет собой комплекс разработан проблемы Ю.Е. Кондаков . В отличие от многих современных историков, Кондаков не склонен говорить о либеральных элементов деятельности Голицына. Он, однако, подчеркнул, что последняя не всегда соответствует их заявленным принципам веротерпимости. В то же время, по его мнению, А. Н. Голицын был вынужден считаться с интересами своих противников среди православного духовенства и соседних светских лиц, пытаясь ослабить свою позицию, не вступая в открытую конфронтацию. Помимо несомненных достоинств автора следует отнести участок анализа, который привел к отставке Голицына и остановился в русском мистическом эксперименте. Книга "Либеральные и консервативные тенденции в области религиозных движений в России ..." Голицын он описывает, как один из крупнейших российских религиозных либералов .
Автором новаторского исследования под названием «Кормя двуглавого орла...», посвященного анализу идеологических практик в Российской империи на рубеже веков, стал А.Л. Зорин. Большое внимание в этой работе уделяется мистицизму как идеологическому феномену начала XIX века .
Но из отечественных исследователей наиболее обстоятельно анализ наиболее значимым аспектам деятельности князя, эволюции его политических и религиозных взглядов дан, на наш взгляд, в монографии Е.Ю. Назаренко .
Интерес представляет и мнение итальянской исследовательницы Р. Фаджионатто, которая рассуждает о несомненном мистицизме А.Н. Голицына как катализаторе проводимых им преобразований .
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Материалы и результаты нашего исследования можно использовать при разработке школьных элективных курсов по истории России первой четверти XIX века.
В результате нашего исследования на основе существующих и новых исторических и историографических источников, мы получили следующие результаты анализа показали тему.
Государственная деятельность А. Н. Голицына была глубокой и амбициозная, она оставила заметный след во внутренней политике Российской империи в первой четверти XIX века. Это означает, что впервые за более чем государственной политики и идеологии России сто лет были основаны на принципах подлинно религиозного мистического и космополитической идеологии. Характер принц деятельность во многом зависит от его собственного характера, тенденций и мировоззрения. И переписка и воспоминания А. Н. Голицына показать ему, как человек, знакомый и комфортно себя чувствовать в высших аристократических кругах.
В то же время, есть несколько причин, не слишком успешной деятельности А. Н. Голицына. Причина заключается в том, что на поверхности, состоит в следующем. Принц, который имел много обязанностей, просто не хватает времени, чтобы эффективно контролировать все, что, в некоторой степени из-за того, что в начале XIX века. бюрократия еще не была достаточно обширная система. Действительно, "чисто" Министерство, объединяет в себе несколько направлений внутренней политики, она была очень громоздкой форме. Кроме того, более Голицын занимал ряд других позиций - он побежал к почтовой отдела и некоторое время занимал пост министра внутренних дел. Это объясняет непоследовательность, часто в сопровождении своей деятельности. Тем не менее, основная причина, следует искать в том, что мистическое и космополитичный доктрина была слишком свободно и эклектичный для того, чтобы пустить корни в России. Длилось чуть более десяти лет, она перестала существовать, не вызывая значительного отклика у современников и потомков. Александр I собственный метан между свободой и ограничением, мистицизма и рационализма идеально воплощает в себе характеристики возраста. К началу девятнадцатого века, понятие идеологии только принято. Существовал тогда четкое различие между различными идеологиями, сложных понятий и четкого понимания различий между консервативного либерализма. Проповедуя терпимость действительно означает значительное вмешательство государства в дела религиозных общин, которые нужно было сделать это следовать за мейнстрим. Более сложной была ситуация в сфере образования, где доминирование креационистской концепции ( "разумного замысла") сопровождается ограничением на свободное распространение научных знаний. Г олицын и его последователи называли «религиозными либералами», но представители либеральной религиозной мысли вполне может быть консервативным в политике. Деятельность князя или каким-либо образом нарушать неприкосновенность самодержавного режима. Кроме того, принц на протяжении всей своей жизни отрицательное отношение к республиканизма и идея ограничения власти монарха. Обратившись к вере, а не знания, недоверие к возможностям человеческого разума - мировоззренческих привело к стремлению ограничить свободное распространение научных знаний, которая в полной мере проявляется в политике университета Голицына. в цензурной политике привела к разрыву между Голицыным и литературной элиты, некоторые из которых вполне лояльны к мистическим и космополитических проектов монарха. Кроме того, не слишком уважительное отношение к православию предотвращено Голицын и его товарищи союз с российскими консерваторами воспринимаемых проект, связанный с именем Голицына в качестве антинациональной. Большая часть духовенства и черствым принадлежал герцогу деятельности.
Деятельность А. Голицын в конце концов стал одним из первых событий в российской общественной жизни, связанных в общественном сознании с теорией антироссийского заговора, организованного членами тайных масонских обществ. Популярный русский мистицизм был самодостаточным явлением, как развивается до мистического и космополитической идеологии, и после окончания своей активной жизни, поэтому мы не можем говорить о значительном влиянии.
Таким образом, ни элита, ни массы не принимали мистическую и космополитической идеологии на глубоком уровне, он оставался странный эксперимент, не вызывает сочувственный отклик. В то же время деятельность и Голицын привели к определенным результатам. В частности, изменил положение православного духовенства. Деятельность князя способствовала тому, что правительство укрепило контроль над различными областями церковной жизни, под влиянием деятельности князя в первый раз была консолидация видных представителей православной общины. Несмотря на общий недостаток жизненных сил мистического и космополитической идеологии, некоторые проекты, связанные с именем А. Н. Голицына, были весьма многообещающими. В этом контексте можно упомянуть особенно перевод Библии на русский язык
Государственная деятельность А. Н. Голицына была глубокой и амбициозная, она оставила заметный след во внутренней политике Российской империи в первой четверти XIX века. Это означает, что впервые за более чем государственной политики и идеологии России сто лет были основаны на принципах подлинно религиозного мистического и космополитической идеологии. Характер принц деятельность во многом зависит от его собственного характера, тенденций и мировоззрения. И переписка и воспоминания А. Н. Голицына показать ему, как человек, знакомый и комфортно себя чувствовать в высших аристократических кругах.
В то же время, есть несколько причин, не слишком успешной деятельности А. Н. Голицына. Причина заключается в том, что на поверхности, состоит в следующем. Принц, который имел много обязанностей, просто не хватает времени, чтобы эффективно контролировать все, что, в некоторой степени из-за того, что в начале XIX века. бюрократия еще не была достаточно обширная система. Действительно, "чисто" Министерство, объединяет в себе несколько направлений внутренней политики, она была очень громоздкой форме. Кроме того, более Голицын занимал ряд других позиций - он побежал к почтовой отдела и некоторое время занимал пост министра внутренних дел. Это объясняет непоследовательность, часто в сопровождении своей деятельности. Тем не менее, основная причина, следует искать в том, что мистическое и космополитичный доктрина была слишком свободно и эклектичный для того, чтобы пустить корни в России. Длилось чуть более десяти лет, она перестала существовать, не вызывая значительного отклика у современников и потомков. Александр I собственный метан между свободой и ограничением, мистицизма и рационализма идеально воплощает в себе характеристики возраста. К началу девятнадцатого века, понятие идеологии только принято. Существовал тогда четкое различие между различными идеологиями, сложных понятий и четкого понимания различий между консервативного либерализма. Проповедуя терпимость действительно означает значительное вмешательство государства в дела религиозных общин, которые нужно было сделать это следовать за мейнстрим. Более сложной была ситуация в сфере образования, где доминирование креационистской концепции ( "разумного замысла") сопровождается ограничением на свободное распространение научных знаний. Г олицын и его последователи называли «религиозными либералами», но представители либеральной религиозной мысли вполне может быть консервативным в политике. Деятельность князя или каким-либо образом нарушать неприкосновенность самодержавного режима. Кроме того, принц на протяжении всей своей жизни отрицательное отношение к республиканизма и идея ограничения власти монарха. Обратившись к вере, а не знания, недоверие к возможностям человеческого разума - мировоззренческих привело к стремлению ограничить свободное распространение научных знаний, которая в полной мере проявляется в политике университета Голицына. в цензурной политике привела к разрыву между Голицыным и литературной элиты, некоторые из которых вполне лояльны к мистическим и космополитических проектов монарха. Кроме того, не слишком уважительное отношение к православию предотвращено Голицын и его товарищи союз с российскими консерваторами воспринимаемых проект, связанный с именем Голицына в качестве антинациональной. Большая часть духовенства и черствым принадлежал герцогу деятельности.
Деятельность А. Голицын в конце концов стал одним из первых событий в российской общественной жизни, связанных в общественном сознании с теорией антироссийского заговора, организованного членами тайных масонских обществ. Популярный русский мистицизм был самодостаточным явлением, как развивается до мистического и космополитической идеологии, и после окончания своей активной жизни, поэтому мы не можем говорить о значительном влиянии.
Таким образом, ни элита, ни массы не принимали мистическую и космополитической идеологии на глубоком уровне, он оставался странный эксперимент, не вызывает сочувственный отклик. В то же время деятельность и Голицын привели к определенным результатам. В частности, изменил положение православного духовенства. Деятельность князя способствовала тому, что правительство укрепило контроль над различными областями церковной жизни, под влиянием деятельности князя в первый раз была консолидация видных представителей православной общины. Несмотря на общий недостаток жизненных сил мистического и космополитической идеологии, некоторые проекты, связанные с именем А. Н. Голицына, были весьма многообещающими. В этом контексте можно упомянуть особенно перевод Библии на русский язык
Подобные работы
- РЕЛИГИОЗНАЯ ЦЕНЗУРА КАК ЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В
Диссертации (РГБ), культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - М.М. СПЕРАНСКИЙ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «РУССКАЯ СТАРИНА»
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете: организационная структура и повседневная жизнь. 1817-1830 гг
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете: организационная структура и повседневная жизнь. 1817-1830 гг.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х - конец 1870-х гг.)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1996 - НАУЧНАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ СОВЕТСКИХ ИСТОРИКОВ В 1920-1930-Е ГОДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



