Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интерпретация исторической личности Иоанна Грозного в русской литературе (А.С. Пушкин «Борис Годунов», М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова», А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

Работа №30548

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
835
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Образ Иоанна Грозного в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»6
§1. Обзор литературы по трагедии «Борис Годунов» 6
§2. «... здесь видел я царя,
Усталого от гневных дум и казней» 10
Глава 2. Образ Иоанна Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про Царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца» 22
§1. Обзор литературы по поэме Лермонтова 22
§2. «Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью» 26
Глава 3. Методические аспекты изучения романа А.К. Толстого «Князь
Серебряный» в курсе средней школы 37
§1. Методические рекомендации по использованию материала романа
А.К. Толстого в средней школе 37
§2. План-конспект внеклассного урока литературы в 9 классе 47
Заключение 56
Список использованных источников и литературы

Всегда человечество обращалось, и будет обращаться к своим истокам, к истории. А.С. Пушкин писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее»1. Это и не удивительно, ведь каждый из нас стремиться узнать или открыть для себя что-то новое и не повторить ошибок прошлого. Одной из ключевых фигур русской истории является царь Иоанн IV, в более известный как Иоанн Грозный. Его образ будет в центре нашего исследования. Интерес к личности царя всея Руси не иссекаем не только для исторической науки, но и для художественного творчества, в том числе для литературного. Многие художники изображали его на своих картинах, существует немало режиссёров, попытавшихся воссоздать его личность, как на сцене, так и на экране, и, конечно, большое количество писателей и поэтов посветили свои произведения этому знаменитому царю.
Одним из первых русских авторов, обратившихся к образу Иоанна Грозного, стал Н.М. Карамзин. Он написал достаточно большую часть своего многотомного сочинения «История государства Российского» о царе и эпохе его правления. Карамзин представил не какой-то определенный этап жизни Иоанна IV, а всю биографию, начиная от рождения и заканчивая его скоропостижной смертью, точной причины которой не ясны до сих пор. Больше всего автор пытается найти объяснение тому факту, что некогда молодой, весьма умный, подающий большие надежды цесаревич превратился в жестокого безжалостного самодержавца. По мнению Карамзина, причина таких резких изменений заложены в характере царя и были связаны с его тяжёлым детством.
Многие авторы при написание своих произведений в которых одним из действующих лиц является Иоанн IV опирались впоследствии на труд Карамзина.
В данной работе нами будет рассмотрен и изучен образ Иоанна Грозного в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца» и романе А.К. Толстого «Князь Серебряный».
Выбор, сделанный в пользу этих произведений, не случаен. В них очень ярко представлен образ Иоанна Грозного и по-разному раскрывается каждым писателем, кроме того, все они творили в XIX в.
На данный период времени число ученных, посвятивших свои работы изучению уже вышеупомянутых нами произведений очень велико. Ими были рассмотрены и изучены многие проблемы и темы, поднятые в трагедии «Борис Годунов», поэме «Песнь про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца», романе «Князь Серебряный. Однако образ Иоанна Грозного остался практически без внимания у исследователей. Обзор литературы по каждому произведению дан в первых параграфах каждой главы.
Актуальность работы обусловлена повышенным интересом современного общества к своему прошлому, о чём свидетельствует и открывший в Казани Исторический парк, под названием «Россия - моя история», в которой достойное место занимает эпоха Иоанна Грозного. В связи с этим рассмотрение фигуры Иоанна IV становится своевременным на сегодняшний день.
Новизна дипломной работы состоит в том, что ранее не предпринималась попытка рассмотреть образ Иоанна Грозного в нескольких произведениях XIX в.
Объектом исследования является трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов», поэма М.Ю. Лермонтова «Песнь про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца», роман А.К. Толстого «Князь Серебряный».
Предмет исследования - образ Иоанна Грозного в этих произведениях.
Практическая значимость нашей работы обусловлена тем, что его материалы могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательной школы, в лекционных курсах по истории русской классической литературы, при подготовке специальных семинаров и спецкурсов по проблемам, созвучным теме дипломной работы.
Целью данной работы является рассмотрение образа Иоанна Грозного в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца», романе А.К. Толстого «Князь Серебряный».
Избранная цель определяет следующие задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме;
2) рассмотреть, как реализуется образ Иоанна Грозного в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого;
3) проанализировать, какую роль играет и какое значение имеет образ Иоанна Грозного в произведениях;
4) предоставить методические рекомендации по использованию материала романа Алексея Толстого в средней школе;
5) представить конспект внеклассного урока по литературе для 9 класса.
В основу исследования положены принципы сравнительного, историко-функционального и герменевтического методов. Историко-функциональный метод позволяет рассмотреть образ Иоанна Грозного в движении времени. Основной теоретической работой по историко-функциональному методу, которую мы использовали в нашем исследовании, стала книга «Русская литература в историко-функциональном освящении». Герменевтический подход использован нами в интерпретации образа Иоанна Грозного и выявлении функциональных особенностей этого образа в произведении. Используя герменевтический метод в нашем исследовании, мы опирались на труды М.М. Бахтина «Эстетика словесного творчества» и Г.И. Богина «Филология и герменевтика».
Наша работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате анализа трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», поэмы М.Ю. Лермонтова «Песнь о купце...» и романа А.К. Толстого «Князь Серебряный», на основе которого в работе был разработан конспект внеклассного урока и методические рекомендации по его проведению, мы пришли к следующему:
В первой главе, посвящённой рассмотрению образа Иоанна Грозного в произведении Пушкина:
1. автор сопоставляет и противопоставляет двух царей (Грозного и Годунова), не в пользу последнего. Это отчетливо прослеживается в нескольких фрагментах. Во-первых, Пушкин сравнивает правление Бориса и Иоанна. Во-вторых, сопоставляет поведение царей в минуты агонии, когда каждый из них находился на смертном одре. Иоанн, как вспоминает летописец Пимен, в эти минуты каялся во всех своих грехах, он желал очиститься перед Всевышнем, осознав греховность своих поступков. В отличие от Иоанна, Борис, умирая, не желал делать этого.
2. Прослеживается деление персонажей, обращающихся к образу Иоанна Грозного, на две группы: отрицательные и положительные. Положительные: летописец Пимен и сын князя Андрея Курбского, они явно сочувственно относятся к Иоанну Грозному, один жалеет его и вспоминает его раскаяние в злодеяниях, другой - почитает его русским царём, за сына которого от готов отдать свою жизнь. Отрицательные герои представлены в образах Бориса Годунова, Григория Отрепьева, которые, напротив, на протяжении всего произведения делают акцент на том, каким жестоким и греховным царём был Иоанн.
3. Несмотря на то, что Иоанн Грозный не является действующим лицом трагедии Пушкина и его образ внесценический, тем не менее, он является очень значимым и для раскрытия характеров главных героев трагедии (Бориса и Самозванца), и для понимания смысла произведения в целом.
Во второй главе нами был изучен образ Иоанна Грозного в поэме Лермонтова «Песнь о купце..». На основе этого мы пришли к следующим выводам:
1. Автор не дает портретной характеристики образа Иоанна, тем не менее психологическая представлена очень подробно.
2. Лермонтов изображает равнодушного, жестокого правителя, слова и обещания которого расходятся с поступками.
3. Образ Иоанна Грозного не является главным в данном произведении, тем не менее, его значимость очевидна: Иоанн оказывает влияние на чувства героев, их поступки, решения. Но главным образом он вершит их судьбы.
4. Наблюдается сходство в характерах достаточно разных персонажей. Например, Иоанна Грозного и купца Калашникова.
6. Сопоставляя поэму с ранее изученном нами трагедией «Борис Годунов» Пушкина, в которой Иоанн предстает в образе раскаявшегося человека, осознавшего свою греховность, лермонтовский Иоанн достаточно противоречив и неоднозначен.
В третьей главе нами был рассмотрен образ Иоанна IV в романе Толстого «Князь Серебряный», в результате этого мы пришли к следующему:
1. Образ Иоанна Грозного является одним из главных в произведении. Так как он появляется практически в каждом эпизоде.
2. В романе явно прослеживается деление героев на две группы: персонажи, которые не боятся высказывать своё мнение царю. Эти герои готовы умереть за правду (Морозов, Князь Серебряный, Максим Скуратов); и те, кто, боясь попасть в немилость Иоанна, готов поддерживать во всех его деяниях. Это и опричники, и другие герои (Вяземский, Матвей Хомяк, Басманов).
3. Иоанн IV изображён автором в эволюции. Он стал жестоким, хладнокровным человеком, подозревающем всех и каждого в измене и предательстве из-за тяжёлого детства. Но с другой стороны, когда Иван Васильевич остается наедине с самим собой, автор показывает его переживание, беспокойство и страх за свой народ, за свою страну.
4. Сопоставляя роман с ранее изученном нами трагедией «Борис Годунов» Пушкина и поэмой Лермонтова «Песнь о купце. », прослеживается некое сходство в изображении образа Иоанна Грозного в произведениях Толстого и Лермонтова, у обоих писателей он, весьма противоречив и неоднозначен. Однако стоит отметить, что образ царя в произведение Толстого представлен иначе: Иоанн Грозный является одним из главных персонажей, Толстой делает акцент на его отрицательных качествах, жестокости, переменчивости нрава и т.д., а у Лермонтова образ царя важен для раскрытия образов других героев (Кирибеевича, Калашникова), противоречив, как все другие герои поэмы. Для Лермонтова важно противопоставить власть в лице царя другим героям и образ Иоанна Грозного лучше всего подошёл для этой задачи.
Работа прошла апробацию на двух итоговых конференциях, результатом одной из них стала публикация тезисов доклада (III место).



1. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12т., Т.8 / Н.М. Карамзин. - М: Наука, 1993. - 94 с.
2. Карамзин Н.М. Наталья боярская дочь / Н.М.Карамзин. - М: Издательство «Просвящение», 1964. - 10 с.
3. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени / М.Ю.Лермонтов. - М: Издательство «Детская литература», 2002. - 196 с.
4. Лермонтов М.Ю. Песнь о купце Калашникове / М.Ю.Лермонтов.- М: Издательство «Детская литература», 2002. - 129 с.
5. Пушкин А.С. Борис Годунов / А.С.Пушкин. - М: Издательство «Детская литература», 1988. - 128 с.
6. Пушкин А.С. Капитанская дочка / А.С.Пушкин. - М: Издательство «Детская литература», 2008. - 320 с.
7. Толстой А.К. Князь Серебряный / А.К.Толстой. - М.: Худож. лит.,1986. - 384 с.
II. Научно-теоритическая литература:
8. Бахтин М М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: «Искусство», 1979. - 424 с.
9. Богин Г.И. Филологическая герменевтика / Г.И. Богин. - Калинин: КГУ, 1982. - 86 с.
III. Научно-критическая литература:
10. Агранович С.З. Миф, фольклор, история в трагедии «Борис Годунов» в прозе А.С. Пушкина / С.З.Агранович, Л.П.Рассовская. - Самара: Самарский Университет, 1992. - С. 100 - 186 c.
11. Александрова Л. П. Особенности жанра русского исторического романа / Л.П.Александрова. - Львов: Издательство Львовского университета, 1960. - 27 с.
12. Белоусова Е.О. Религиозно-нравственный смысл романтической лирики М.Ю. Лермонтова и А.И.Одоевского / Е.О.Белоусова. Авто реф.дис.канд.фил.наук: 10.01.01. - М, 2008.- 20 с.
13. Беляев Н.П. Материалы к указателю переводных трудов А.М.Курбского / Н.П.Беляев. - Л: Древнерусская литература Источниковедение, 1984. - С. 115 - 136.
14. Бройтман С. Н. Историческая поэтика Теория литературы: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. вузов, Т. 2: 2-е изд., испр., 2007. - 368 с.
15. Вацуро В.Э. О Лермонтове. Работы разных лет / В.Э.Вацуро. - М: Москва. Новое издательство, 2008. - 178 с.
16. Винокур Т.Г. Собрание трудов. Комментарий к «Борису Годунову» А.С.Пушкина / Т.Г.Винокур. - М: Лабиринт, 1999. - 416 с.
17. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов: жизнь и творчество / П.А. Висковатов, Л.П.Гроссман. - М: Современник, 1891. - 85 с.
18. Волков Т.Ф. Особенности сюжета «Повести о казанском походе в «Истории А.М.Курбского / Т.Ф.Волков. - Л: ТОДРЛ, - 1985.-С. 248 - 259.
19. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь / К.Горанов. - М: Искусство, 1970. - 519 с.
20. Городецкий Б.П. Трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов» / Б.П.Городецкий. - Л: Просвещение, 1969. - 186 с.
21. Григорьева Н.Г. Принципы характерологии в творчестве А. К. Толстого "Князь Серебряный", драматическая трилогия): автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 - Н. Новгород, 2005. - 23 с.
22. Гроссман Л.П. Литературные портреты: [А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Достоевский, А.Григорьев, М.Салтыков-Щедрин, В.Брюсов, А.Ахматова, А.Блок] / Л.П.Гроссман. - М: Москва РИПОЛ классик, 2010. - С. 52 - 83.
23. Давыдов А.П. Неполитический либерализм в России / А.П.Давыдов. - М: Фонд Либеральная миссия, 2012. -С. 88 - 125.
24. Данилевский Г.П. Исторические романы / Г.П.Данилевский Москва: Русская книга, 1993. - 703 с.
25. Дунаев М.М. Вера в Горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. / М.М.Дунаев. - М: Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2003. - 511 с.
26. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики / А.И. Журавлева. - М: Москва Прогресс-Традиция, 2002. - 67 с.
27. Зимин А.А. Когда Курбский написал «Историю о великом князе Московском» / А.А.Зимин ТОДРЛ. - М.- Л., 1962. - Т. 18. - С. 305 - 312.
28. Кисилёва И.А. Творчество М.Ю.Лермонтова, как религиозно - филосовская система / И.А.Кисилёва.: Автореф. дис. канд. фил. наук: 10.01.01.- М, 2011. - 39 с.
29. Козлов В.П. История государства Российского Н.М.Карамзина в оценках современников/ В.П Козлов. - М: Издательство Наука, 1989. - С. 169-202.
30. Комар Н.Г.Личность и творчество Андрея Курбского в оценке М.П.Петровского/Н.Г.Комар // Вестник.- М., 2004. - С. 204-206.
31. Комар Н.Г. Проблема семьи в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Н.Г.Комар // Ученые записки Казанского университета.- К., 2015. - С. 115 - 123.
32. Корбин В.Б. «История о великом князе Московском» Курбского в двух зарубежных изданиях // ВИ.- М., 1965. - №10. - С. 174-177.
33. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих.: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам.: 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 112 с.
34. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова / В.И.Коровин. - М: Издательство Просвещение, 1973. - С. 152 - 159.
35. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь. - М., 1988.
36. Лурье Я.С. Переписка Иоанна Грозного с Курбским в общественной мысли древней Руси // Переписка Иоанна Грозного с Андреем Курбским.- М.,1993. - 343 с.
37. Мануйлов В.А. Михаил Юрьевич Лермонтов: семинарий / В.А.Майнулов, М.И.Гимильсон, В.Э.Вацура. - Л: Государственное учебно- пед.издательство Министерства просвещения РСФСР, 1960. - 56 с.
38. Малинина Н.Л. Диалектика художественного образа / Н.Л.Малинина. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1989. - 141с.
39. Михаил Юрьевич Лермонтов в воспоминаниях современников. - М: Художественная литература, 1989. - 56 с.
40. Моисеева М.В. Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М.Ю.Лермонтова: Автореф.дис.канд.фил.наук: 10.01.01. - Ульяновск, 1999. - 20 с.
41. Мочульский К.В. Великие русские писатели Х1Х века / К.В.Мочульский- С: Санкт-Петербург. Новое издательство Алетейя, 2000.- С. 68 - 93.
42. Никульшина Е.В. Роман А.К.Толстого "Князь Серебряный" в историко- литературном контексте первой половины XIX века: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 - Волгоград, 2002. - 26 с.
43. Одинокова Д.В. Образ эпохи в художественной системе трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» и формирование историко-философских взглядов автора: Автореф.дис.канд.филол.наук: 10.01.01- Барнаул, 2002.¬213 с.
44. Оскоцкий В.Д. Роман и история: традиции и новаторство советского исторического романа / В.Д.Оскоцкий. - М: Художественная литература, 1980. - 384 с
45. Осьмаков Н.В. Историко-функциональное исследование произведений художественной литературы / Н.В. Осьмаков // Русская литература в историко-функциональном освещении. - М. : Наука, 1979. - С. 5 - 40.
46. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина / Н.Н.Петрунина. - М: Наука,1987. - 332 с.
47. Розанов В.В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях / В.В.Розанов. - М: Москва РИПОЛ классик, 1995. - С. 112 - 167.
48. Смирнов А.Ф.Николай Михайлович Карамзин:[штрихи к портрету. Как создавалась «История государства Российского».Память сердца]/ А.Ф. Смирнов. - М: Российская газета, 2005.-С. 230 - 441.
49. Удодов В.Т. Художественная индивидуальность и творческие процессы / В.Т.Удодов. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1973. -С. 50 - 83.
50. Филлипова Н.Ф. Борис Годунов / Н.Ф.Филлипова. - М: Просвещение, 1984. - 96 с.
51. Филлипова Н.Ф. Народная драма А.С.Пушкина «Борис Годунов» / Н.Ф Филлипова. - М: Просвещение, 1972. - 154 с.
52. Ходанен Л.А. Поэмы М.Ю.Лермонтова. Поэтика и фольклорно-мифологические традиции / Л.А.Ходанен. - Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 1990. -С. 67-76.
53. Шмелева А.В. Православный мир в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»: Автореф. дис. канд. филол. наук.10.01.01. - Москва, 2000. - 20 с.
54. Щеблыкин И.П. Лермонтов. Жизнь и творчество / И.П.Щеблыкин. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990. - 223 с.
55. Щеблыкин И.П. У истоков русского исторического романа / И.П.Щеблыкин. - Пенза: ПГПИ, 1992. - 179 с.
56. Щеголев П.Е. Лермонтов: Воспоминания. Письма. Дневники / П.Е.Щеголев. - М: Москва. Аграф, 1999. - 183 с.
IV. Справочная литература:
57. Белинский В.Г. Руководство к всеобщей истории; Собрание сочинений в 9 т. / В.Г.Белинский. - М: "Художественная литература", 1979.
58. Виноградов В.В. Словарь языка Пушкина: в 4 т. / В.В Виноградов.- М: Российская академия наук, 2000. - 144 с.
59. Гончаров Б.П. Анализ поэтического произведения / Б.П.Гончаров.- М: Москва Знание, 1987.- 67 с.
60. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов в 2 т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. - 216 с.
61. Литературный энциклопедический словарь М., 1987. - 255 с.
62. Лихачёв Д.В. Русские писатели. Библиографический словарь / Д.В.Лихачева. - М: Издательство Просвещение, 1971. - 267 с.
63. Маркович В.М. Анализ драматического произведения/ В.М Маркович. - Л: Изд-во Ленинградского университета, 1988. - 367 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ