ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО АГЕНТСТВА ПО СЕТЕВОЙ ИИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КИБЕРПРОСТРАНСТВО» И «КИБЕРУГРОЗЫ» 8
1.2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АГЕНСТВА ПО СЕТЕВОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ (ENISA) И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АГЕНСТВА ПО СЕТЕВОЙ ИИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ENISA).
2.1. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА АГЕНТСТВА ПО СЕТЕВОЙ И
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
2.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ АГЕНТСТВА ПО СЕТЕВОЙ И
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 27
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ENISA И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГЕНТСТВА.
3.1 СОТРУДНИЧЕСТВО С ENISA В РАЗРАБОТКЕ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ И
НАЦИОНАЛЬНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАТЕГИЙ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ 36
3.2 УСПЕШНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРОЕКТЫ АГЕНТСТВА ПО
СЕТЕВОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 42
3.3 СОТРУДНИЧЕСТВО ENISA С НЕЕВРОПЕЙСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
В современном обществе большинство людей знакомы с информационно-коммуникационными технологиями: икт используются дома и на работе, по личным нуждам и для учебы; с их помощью оплачиваются счета, покупаются и продаются вещи, осуществляется взаимодействие с государственными структурами - все это и многое другое проделывается в киберсфере. Но многие ли действительно осознают степень важности и опасности киберугроз? Европейский союз, например, осознает и делает все возможное для того, чтобы обеспечить кибербезопасность хотя бы внутри государств- членов ЕС. Коммерческие предприятия, общество, государственные структуры и национальная безопасность зависят от функционирования информационных технологий и грамотной эксплуатации критически важной информационной инфраструктуры; транспорт, связь, финансовые сервисы, аварийные и коммунальные службы опираются на достоверную, целостную и защищенную информацию, передающуюся через эту инфраструктуру. Именно поэтому для Европейского союза критически значимой является проблема защиты киберпространства. Инцидент, вызывающий нарушение такой инфраструктуры или IT - систем, может привести к серьезным негативным последствиям для функционирования общества и экономики. Для помощи в организации защиты каждого отдельного государства ЕС и Европейского союза в целом было создано агентство по сетевой и информационной безопасности (European Network and Information Security Agency, ENISA), которое должно заниматься быстрым обнаружением, анализом и предотвращением кибер инцидентов, а также мониторингом существующего положения дел с киберугрозами.
ENISA занимается очень широким кругом вопросов: оно создает отчеты о киберугрозах и кибер инцидентах, выпускает полезные материалы для экспертов в области информационных технологий, проводит кибер учения со странами Европейского союза, организациями и гражданами ЕС, взаимодействует с органами и агентствами самого Европейского союза, проводит встречи и конференции и многое другое, однако потенциал свой ENISA еще полностью не раскрыло. Исходя из этого утверждения, данное исследование задалось целью дать оценку эффективности и построить сценарий будущего развития агентства. Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
1. Определить ключевые термины по вопросу киберпространства;
2. Обозначить причины создания, основные цели и задачи агентства по сетевой и информационной безопасности;
3. Рассмотреть и дать оценку эффективности внутренней организации работы ENISA;
4. Обозначить критерии оценки эффективности практической и научной деятельности агентства по сетевой и информационной безопасности;
5. Выявить ключевые факторы для построения прогноза.
Для данного исследования можно выделить две хронологические рамки - первые включает в себя время с 2004 года по 2016 в той части работы, которая посвящена истории создания агентства и эволюции его целей, задач и внутренней структуры; вторые включают в себя период с 2014 по 2016 в той части работы, которая посвящена непосредственной деятельности ENISA, поскольку полный пакет документов по итогам года из приближенного к нам времени есть только за 2014 год, за 2015 год есть лишь частичные данные в свободном доступе и за 2016 год в наличии имеется только рабочая программа - полный пакет документов позволит нам просмотреть эффективность работы агентства за 2014 год путем сопоставления планируемых задач и их непосредственного исполнения, а анализ документов за 2015 и 2016 год позволяет просмотреть степень доверия к агентству, его развитие и спрогнозировать возможные перспективы его развития.
Объектом данного исследования является кибербезопасность европейского союза, а предметом - европейское агентство по сетевой и информационной безопасности.
Научная новизна заключается в том, что в данном исследовании в научный оборот РФ вводятся новейшие документы агентства до 2016 года включительно. Кроме того, для данного исследования было выведено свое определение «киберпространства», которое, по мнению автора, является наиболее полным отражением всех существующих в нем уровней. Более того, в данном исследовании строится самостоятельный сценарий будущего развития ENISA.
Данная работа основывается преимущественно на источниках по внутренней организации работы агентства и его деятельности. Важнейшим источником является устав агентства по сетевой и информационной безопасности . Вторым по значимости дляданного исследования оказалась общеевропейская стратегия кибербезопасности «Открытое, безопасносное и надежное киберпространство» , поскольку именно она дает вектор для движения в области обеспечения безопасного киберпространства. Кроме того, важным европейским документом являет конвенция о кибербезопасности, подписанная в 2001 году.
Для данного исследование большое значение оказали внутренние документы ENISA по построению работы, такие как рабочие программы за 20144, 20155, 2016 год , ежегодные отчеты (например, ежегодный общий отчет о работе агентства) и документы финансовой отчетности (например, бюджет агентства на 2014 год).
Важными документами для понимания отношения Европейского союза к кибербезопасности, кроме общеевропейской стратегии и конвенции, оказались национальные стратегии по кибербезопасности государств - членов ЕС. Конкретно в данном исследовании использовались финская и испанская стратегии.
Для просмотра эволюции внутреннего устройства агентства по сетевой и информационной безопасности использовались, кроме действующего устава, все прошлые уставы и дополнения к ним за 200411и 2008 года.
Помимо этого, для лучшего понимания деятельности агентства использовались новостные источники, преимущественно пресс-релизы ENISA
Кроме того, для данного исследования использовалось справочно- энциклопедическое издание под авторством Воронкова И. М. по терминам в области кибербезопасности.
Методология данного исследования, помимо общенаучных методов таких, как анализ, обобщение, индукция и дедукция, включает в себя структурно-институциональный метод в вопросах изучения внутреннего устройства агентства, структурно-функциональный метод при определении роли данного агентства для Европейского союза и мирового сообщества, дескриптивный метод при описании агентства и его деятельности, контент-анализ при составлении собственного определения киберпространства и при определении теоретической базы данного исследования и прогностический метод в вопросах перспектив развития агентства в будущем.
Структура исследования включает в себя введение, 3 главы (первые две из которых делятся на 2 параграфа, последняя глава делится на 3 параграфа), заключение, список использованных источников и литературы и приложение. В первом параграфе главы 1 рассматривается теоретическая база данного исследования, во втором параграфе история возникновения агентства и изменение его целей и задач с течением времени. В первом параграфе главы 2 анализируется внутренняя структура агентства, а во втором параграфе экономическая база ENISA. 3 глава посвящена деятельности агентства: в первом параграфе анализируется деятельность агентства в области создания стратегий кибербезопасности, во втором - деятельность внутри Европейского союза, в третьем - международная деятельность. Данная структура позволила широко рассмотреть само агентство и его деятельности и прийти к выводу о его эффективности.
Киберпространство - неоднородная среда, которая не обладает физической оболочкой, но нуждается в пристальном внимании и постоянной защите. Европейский союз для данной цели создал агентство по сетевой и информационной безопасности, которое собирает информацию о кибер инцидентах, анализирует ее, выпускает рекомендации по преодолению различного вида киберугроз и помогает государствам, организациям и гражданам Европейского союза в их предотвращении. ENISA в 2020 году должно получить следующий мандат, который будет продлен только в случае успешного функционирования агентства. Данное исследование ставило перед собой цель установить эффективность работы агентства и спрогнозировать возможный сценарий его развития в будущем.
Первая задача заключалась в определении ключевых терминов по вопросу киберпространства и кибербезопасности. Разработка четкого понятийного аппарата важна для грамотного понимания данной области. Проанализировав ряд статей по кибербезопасности и тематические новостные издания, данное исследование смогло выработать свое определение киберпространства как трудной для понимания среды, не обладающей физической формой, созданной путем взаимодействия людей, программного обеспечения и Интернета с помощью электричества, специального оборудования и сетей, связанных с ними.
Для понимания того, в каком направлении агентство планирует двигаться, необходимо было выполнить вторую задачу исследования - обозначить исторические причины создания ENISA, ее цели и задачи, то есть разобрать основу агентства. Исходя из анализа нескольких уставов (первоначального, дополнений к нему и нового), а также проанализировав рабочие программы за 2014-2016 года, был сделан вывод о том, что на агентство с каждым годом возлагаются все более ответственные и сложные задачи. Это позволило предположить возможность для агентства серьезно расширить свои полномочия в будущем.
Кроме того, на эффективность работы организации напрямую влияет ее внутреннее устройство, именно поэтому требовалось выполнение третьей задачи исследования: дать оценку эффективности внутренней организации работы. За годы работы агентства его структура менялась несколько раз. Изначально у исполнительного директора было множество помощников и департаментов по работе в прямом подчинении, что существенно осложняло контроль. На сегодняшний момент исполнительный директор имеет личного помощника и взаимодействует с главами двух департаментов, которые в свою очередь выстраивают работу в своих отделах. Данная реорганизация позволяет намного быстрее и эффективнее принимать решения.
Четвертой задачей являлось обозначение критериев оценки эффективности работы агентства. Для данного исследования первостепенную роль сыграли такие показатели, как увеличение финансирования агентства (в 2016 году объем финансирования вырос практически на 1 000 000 евро по сравнению с 2014 годом), появление все более сложных задач, увеличение востребованности научными статьями ENISA со стороны иностранных организаций и государств на 2016 год, увеличение общего объема научных публикаций, успешные ежегодные проекты (например, европейский месяц кибербезопасности), в которых принимают участие множество специалистов. Однако минусом стало практические полное отсутствие взаимодействия с неевропейскими государствами.
Последней задачей являлось выявление факторов для построения сценария будущего развития ENISA. Данное исследование определило для себя, что ENISA необходимо больше вовлекаться в международную деятельность за пределами Европейского союза. Единственным зарубежным участником встреч, конференций, проводимых агентством, являются представители США. Совместные проекты тоже проводились только с ними. Поэтому сделан вывод о том, что ENISA необходимо больше внимания уделять мировому развитию кибербезопасности, в частности, например, с помощью законодательных инициатив для международного права в киберпространстве, которые можно было бы воплощать в жизнь через специальное подразделение ООН или с помощью организации международных киберучений.
Кроме того, есть необходимость в вовлечении частного сектора в развитие кибербезопасности. Данное исследование показало, что в практическую деятельность агентства еще слишком мало вовлечен частный сектор: например, практически все киберучения проводятся государствами, но не частными организациями. И этому стоит уделить внимание, поскольку вовлеченность частного сектора существенно повысит осведомленность граждан ЕС о киберугрозах и способах борьбы с ними, а, следовательно, повысит общий уровень безопасности. Кроме того, осведомленность граждан по данному вопросу повысил бы выпуск собственного журнала агентства, в котором были бы и статьи для технических специалистов, и адаптированные статьи под рядовых пользователей без особых знаний.
Более того, выше было обозначено, что на агентство с каждым годом возлагают все более ответственные задачи, что позволяет предположить возможное расширение его полномочий. В частности, учитывая, что агентство оказывает поддержку государствам Евросоюза в улучшении национальных стратегий кибербезопасности (НСК), оно могло бы анализировать существующие стратегии и оставлять их в публичном доступе для того, чтобы другие государства Европейского союза могли на них ориентироваться. Это привело бы к усилению кибербезопасности всего Европейского союза в целом. В дополнение, ENISA, учитывая свой уже 12-летний опыт и наличие профессиональной команды экспертов в сфере информационной безопасности со всех стран Европейского союза, могло бы разработать общий механизм защиты важнейших государственных инфраструктур в странах - членах ЕС, что позволило бы агентству быстрее и успешнее анализировать происходящие кибер инциденты и реагировать на них, поскольку общий механизм будет им хорошо знаком.
Цель данного исследования была полностью достигнута: согласно результатам, агентство по сетевой и информационной безопасности приносит огромную пользу для развития и поддержания кибербезопасности в Европейском союзе и является высокоэффективным быстроразвивающимся европейским институтом с большими возможностями. Прежде всего, ENISA помогает развивать национальные стратегии по кибербезопасности государств ЕС; кроме того, ежегодно проводит мероприятия по кибербеопасности и помогает в организации внутрегосударственных кибер учений; в дополнение, объем научных публикаций ENISA постоянно растет, и к ним все чаще обращаются иностранные организации при развитии собственных механизмов по кибербезопасности; кроме того, ENISA тесно сотрудничает с представителями США в данной сфере, однако другие неевропейские государства в кибер учениях пока что не участвуют. Скорее всего, в будущем вектор работы ENISA будет направлен на дальнейшее развитие внутренней кибербезопасности Европейского союза и развитие международных отношений в этой сфере через взаимодействие, прежде всего, с иностранными крупными организациями.
1. 1st International Conference on Cyber Crisis Exercices & Cooperation. Information Package [Electronic resource] / ENISA. 2012 .URL: https://www.enisa.europa.eu/activities/Resilience-and-CIIP/cyber-crisis-
cooperation/conference/cyber-exercise-conference/info-pkg(Дата обращения 10.04.2016)
2. 2nd International Conference on Cyber-crisis Cooperation and Exercises. Participant information package [Elecronic resource] / ENISA. 2013. URL: https://www.enisa.europa.eu/activities/Resilience-and-CIIP/cyber-crisis-cooperation/conference/2nd-enisa-conference/infopkg(Дата обращения 10.04.2016)
3. Acts adopted unser title VI of the EU treaty council decision establishing the European Police Office (Europol) [Electronic resource] / Official Journal of the European Union. 2009. URL:http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?
uri=OJ:L:2009:121:0037:0066:en:PDF(Дата обращения 10.04.2016)
4. Amending Statement of Estimates no 01/2015 (Amending Budget 2015) [Electronic resource] / European Union Agency for network and information security. 2015. URL: https://www.enisa.europa.eu/about- enisa/accounting-finance/files/annual-budgets/amending-budget-1-2015-final(Дата обращения 10.04.2016)
5. Amending Statement of Estimates no 02/2014 (Amending Budget no 02/2014) [Electronic resource] / European Union Agency for network and information security. 2014. URL: https://www.enisa.europa.eu/about- enisa/accounting-finance/files/annual-budgets/enisa-amending-budget-2-2014(Дата обращения 10.04.2016)
6. An evaluation Framework for National Cyber Security Strategies [Electronic resource] / European Union Agency for Network and Information Security. 2014. URL: https://www.enisa.europa.eu/activities/Resilience- and- CIIP/national- cyber- security-strategies-ncsss/an- evaluation-framework-for- cyber- security- strategies-1(Дата обращения 10.04.2016)
7. Annual Activity Report 2014. [Electronic resource] / ENISA. Publications Office of the European Union. 2014. URL:https://www.enisa.europa.eu/publications/programmes-reports/enisa- annual- activity- report-2014(Дата обращения 10.04.2016)
8. Annual Incident Reports 2014: Analysis of Article 13a annual incident reports [Electronic resource] / European Union Agency for Network and Information Security (ENISA). 2015. URL:https://www.enisa.europa.eu/activities/Resilience-and- CllP/Incidents-reporting/annual-reports/annual-incident-reports-2014(Дата обращения 10.04.2016)
9. Convention on cybercrime [Electronic resource] / Council of Europe Budapest. 2001. URL: http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2014 2019/documents/libe/dv/7 conv budapest/?
conv budapest en.pdf(Дата обращения 10.04.2016)
10. Cyber Europe 2012: Key Findings Report [Electronic resource] / ENISA. 2012. URL: https://www.enisa.europa.eu/activities/Resilience- and- CIIP/cyber- crisis-cooperation/cce/cyber-europe/cyber- europe-2012/cyber-europe-2012-key-findings-report(Дата обращения 10.04.2016)
11. Cyber Security Report [Electronic resource] / European Commission. 2013. URL: http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/ebs/ebs_404_en.pdf[(Дата обращения 10.04.2016)
12. Cyber Security Report [Electronic resource] / European Comission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/COMMFrontOffice/PublicOpinion/index.cfm/Survey/getSurveyDetail/yearFrom/ 1973/yearTo/2016/search/cyber/surveyKy/2019(Дата обращения 10.04.2016)
13. Cybersecurity Strategy of the European Union: An Open, Safe and Secure Cyberspace. [Electronic resource] / High Representative of the European Union for Foreign Affairs and Security Policy. Brussel, 2013. URL:http://eeas.europa.eu/policies/eu-cyber-
security/cybsec comm en.pdf(Дата обращения 10.04.2016)
14. Decision No MB/2014/1 WP Of the Management Board of the European Union Agency for Network and Information Security (ENISA) The financial regulation applicable to the European Union Agency for Network and Information Security in conformity with the Commission Delegated Regulation (EU) No 1271/2013 of 30 September 2013 on the framework financial regulation for the bodies referred to in Article 208 of Regulation (EU, Euratom) No 966/2012 of the European Parliament and of the Council [Electronic resource] / ENISA. 2014. URL:https://www.enisa.europa.eu/about-enisa/accounting-finance/files/enisa-financial- regulation-1(Дата обращения 10.04.2016)
15. Decision No MB/2014/7 of the Management Board of the European Union Agency for Network and Information Security on the establishment and operation of the Permanent Stakeholders’ Group [Electronic resource] / ENISA. 2014. URL:
https://www. enisa. europa.eu/about- enisa/ structure- organization/management-board/management-board- decisions/mb- decision-no-mb-2014-7-on-internal-rules- of-operation-of-psg(Дата обращения 10.04.2016)
16. Draft Council Conclusions on the Renewed European Union Internal Security Strategy 2015¬2020 [Electronic resource] / Council of the European Union. 2015. URL: http://statewatch.org/news/2015/jun/eu- council-iss- draft- conclusions-9416-15.pdf(Дата обращения 10.04.2016)
17. EU-US WORKING GROUP ON CYBER-SECURITY AND CYBER-CRIME. Concept Plan [Electronic resource] / ENISA. 2011. URL:http ://www. statewatch.org/news/2011/apr/eu-us-2011-04-13-concept- paper- cybersecurity .pdf(Дата обращения 10.04.2016)
18. Evaluation of the European Network and Information Security Agency [Electronic resource] / Experts Panel IDC EMEA. 2007. URL:http://ec.europa.eu/smart-regulation/evaluation/search/download.do;jsessionid=rpwq5oEp3UR9t KpFpSEG2Sq2uVnPh0EwEj3aYj2vxrIRun8DRRA!1168777535?documentId=814(Дата обращения 10.04.2016)
19. Finland's Cyber security Strategy [Electronic resource] / Finland. : Forssa print, 2013. URL: https://www.enisa.europa.eu/activities/Resilience- and- CIIP/national- cyber- security-strategies-ncsss/FinlandsCyberSecurityStrategy.pdf(Дата обращения 10.04.2016)
20. General report 2005 [Electronic resource] / European Network and Information Security Agency. Brussels. 2005. URL:https://www.enisa.europa.eu/publications/programmes-reports/enisa work programme 2005.pdf(Дата обращения 10.04.2016)
21. General report 2008 [Electronic resource] / European Network and Information Security Agency. 2009. URL:https://www.enisa.europa.eu/publications/programmes-reports/enisa gr 2008.pdf(Дата обращения 10.04.2016)
22. Kroes N. Speech : EU Cyber Security Strategy. [Electronic resource] / Davos. 2013. URL: http://europa.eu/rapid/press-release SPEECH-13-51 en.html(Дата обращения 10.04.2016)
23. National Cybersecurity Strategy [Electronic resource] / Spain. 2013 URL: https://www.enisa.europa.eu/activities/Resilience- and- CIIP/national- cyber- security-strategies-ncsss/NCSS ESen.pdf(Дата обращения 10.04.2016)
24. National Strategy to Secure Cyberspace [Electronic resource] / USA. 2003. URL: http://www.dhs.gov/national- strategy- secure- cyberspace(Дата обращения 10.04.2016)
25. On National and International Cyber Security Exercises: Survey, Analysis and Recommendations [Electronic resource] / European Network and Information Security Agency (ENISA). 2012. URL:https://www.enisa.europa.eu/activities/Resilience- and-
CllP/cyber- crisis-cooperation/cce/cyber- exercises/exercise- survey2012(Дата обращения 10.04.2016)
26. Regulation (EC) No 460/2004 the European Parliament and of the Council. Establishing the European Network and Information Security Agency [Electronic resource] / Official Journal of the European Union. 2004. URL:http://eur- lex.europa. eu/legal- content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32004R0460(Дата обращения 10.04.2016)
27. Regulation (EU) No 526/2013 of the European Parlament nd of the council of 21 May 2013 concerning the European Union Agency for Network and Information Security (ENISA) and repealing Regulation (EC) No 460/2004 [Electronic resource] / Official Journal of the European Union. 2013. URL:http: // eur- l ex. europa. eu/l egal- content/EN/TXT /HTML/?uri=OJ:JOL 2013 165 R 0041 01&qid= 1397226946093&from=EN(Дата обращения 10.04.2016)
28. Regulation (EU) No 910/2014 of the European parlament and of the Council on electronic identification and trust services for electronic transactions in the internal market and repealing Directive 1999/93/EC [Electronic resource] / Official Journal of the European Union. 2014. URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?
uri=uriserv:OJ.L.2014.257.01.0073.01.ENG(Дата обращения 10.04.2016)
29. Regulation (EC) No 1007/2008 the European Parlament nd of the council of Establishing the European Network and Information Security Agency as regards its duration: amending Regulation (EC) No 460/2004 [Electronic resource] / Official Journal of the European Union. 2008. URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L.2008.293.01.0001.01.ENG(Дата обращения 10.04.2016)
30. Report on Second International Conference on Cyber-crisis Cooperation and Exercises [Electronic resource] / ENISA. 2013. URL: https://www.enisa.europa.eu/activities/Resilience- and- CIIP/cyber- crisis-cooperation/conference/2nd- enisa- conference/report(Дата обращения 10.04.2016)
31. The European Cyber Security Month 2015: Deployment report [Electronic resource] / European Union Agency for Network and Information Security (ENISA). 2015. URL: https://www.enisa.europa.eu/activities/stakeholder-relations/nis-brokerage-1/european- cyber¬security- month- advocacy- campaign/2015(Дата обращения 10.04.2016)
32. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland v European Parliament and Council of the European Union / the Court of Justice of the European Union. 2004. URL: http://curia.europa.eu/juris/showPdf.jsf;jsessionid=9ea7d2dc30db8ba88b5908ff47d6961c9f4 41 c2ac 18d.e34KaxiLc3qMb40Rch0SaxuKaNr0?
docid=57031&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst&dir=&occ=first&part=1&cid=5545180 (Дата обращения 10.04.2016)
33. Work programme 2014 [Electronic resource] / ENISA. 2013. URL: https://www.enisa.europa.eu/publications/programmes-reports/work-programme-2014(Дата обращения 10.04.2016)
34. Work Programme 2015 Including Multi-Annual Planning [Electronic resource] / the European Union Agency for Network and Information Security. 2014. URL: https://www.enisa.europa.eu/publications/programmes-reports/enisa-work-programme-2015(Дата обращения 10.04.2016)
35. Work programme 2016 Including multiannual planning [Electronic resource] / European Union Agency for Network and Information Security. 2015. URL: https://www.enisa.europa.eu/publications/programmes-reports/enisa-work-programme-2016(Дата обращения 10.04.2016)
ЛИТЕРАТУРА
1. Владимирова Т. В. Об обеспечении информационной безопасности в условиях кибепространства // Вопросы безопасности. - 2014. №3. - С. 132-157
2. Владимирский А. Европейский парламент дает «зеленый свет» Агентству ENISA на реализацию Стратегии кибербезопасности ЕС [Электронный ресурс] / Экспертный центр электронного государства. 2013. URL:http ://d- russia.ru/evropej skij -parlament- daet-zelenyj- svet-agentstvu- enisa-na-realizaciyu- strategii-kiberbezopasnosti-es.html(Дата обращения 10.04.2016)
3. Добродеев А.Ю., Бородакий Ю. В., Бутусов И.В. Кибербезопасность как основной фактор национальной и международной безопасности XXI века (Часть 1) // Вопросы кибербезопасности. - 2013. №1.- С. 2-9
4. Информационное общество и международные отношения / К. А. Панцерев [и др.], под ред. К.А. Панцирева. - СПб.: изд-во СПбГУ, 2014. - 384 с.
5. Панцерев К. А. Современные модели информационного общества: типологическая характеристика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2011. №1. С. 39-45
6. Петренко А.А, Петренко С. А. Киберучения: методические рекомендации ENISA // Вопросы кибербезопасности - 2015. №3(11) - C. 2-14
7. Словарь-справочник терминов в области кибербезопасности / авт.-сост. Воронков И.М. и др - М.: Сам полиграфист, 2014. - С. 229
8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / - М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.
9. ClarkD. Characterizing cyberspace: past, present and future. [Electronic resource] / MIT CSAIL. 2010. URL:http://web.mit.edu/ecir/pdf/clark-cyberspace.pdf(Дата обращения 10.04.2016)
10. Jozef Vyskoc, Zsolt Illesi, Joanna Swiqtkowska, Tomas Rezek Protecting cyberspace in the V4: Towards implementation of the EU's cyber-security strategy [Electronic resource] / Central European Policy Institute. 2013. URL: http://www.cepolicy.org/publications/protecting- cyberspace-v4-towards-implementation-eus-cyber- security- strategy(Дата обращения 10.04.2016)
11. New EU Cybersecurity strategy & Directive announced [Electronic resource] / ENISA. 2013. URL:https://www.enisa.europa.eu/media/news-items/new- eu- cybersecurity- strategy-directive- announced(Дата обращения 10.04.2016)
12. New Regulation for EU cybersecurity agency ENISA, with new duties [Electronic resource] / ENISA. 2013. URL:https://www.enisa.europa.eu/media/press-releases/new-regulation-for-eu- cybersecurity- agency-enisa-with-new-duties(Дата обращения 10.04.2016)
13. The Foreign Policy of the European Union Assesing Europe’s Role in the World. Second Edition / Bindi F., Angelecu I. - Washington: Brookings Institution Press, 2012. - P 369