ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Возраст человека, его особенности 6
1.2 Биологический возраст и причины его обуславливающие 9
1.2.1 Признаки биологического возраста 12
1.2.2 Критерии биологического возраста 13
1.3 Методы определения биологического возраста 15
1.4. Основные закономерности роста и развития 19
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32
ВЫВОДЫ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А название
Актуальность исследования. Для оценки индивидуального развития необходимо учитывать возраст человека. Это связано с тем, что для каждого организма характерны только ему присущие темпы развития. Именно поэтому сроки отдельных возрастных этапов биологического развития не всегда совпадают с возрастом.
Биологический возраст называют возрастом развития, отражающим темпы индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. Эти показатели в разные этапы онтогенеза существенно варьируют у разных людей.
Изучение биологического возраста обучающихся имеет важное значение, так как для календарного (хронологического, паспортного) возраста не является обязательным критерием характеристика уровня здоровья, трудоспособности, адаптационных возможностей организма [10].
Наступающие с возрастом функциональные и структурные изменения органов, систем и целого организма, как известно, характеризуются большими индивидуальными различиями. Эти различия в темпе возрастных изменений приводят к тому, что одни индивидуумы «старше своего возраста», другие «моложе». Это относится к показателям, отражающим физическое и психическое состояние здоровья, общую и профессиональную работоспособность, возможность приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды [36].
Для биологического возраста характерным является то, что он является фундаментальной характеристикой темпов индивидуального развития в плане жизнеспособности организма, а также мерой предстоящей жизни. Биологический возраст определяет состояние обмена веществ и энергии, а также функции организма в сравнении со средним уровнем развития, который характерен для всей популяции данного хронологического возраста [6].
Исходя из выше сказанного, данная работа является актуальной и имеет важное практическое значение.
Цель работы - оценка биологического возраста подростков МБОУ СОШ №12 г. Старый Оскол.
Задачи исследования:
1. Изучить динамику физического развития подростков.
2. Оценить показатели, характеризующие физиологическое развитие испытуемых.
3. Определить динамику должного биологического возрастов подростков.
4. Рассчитать разницу между фактическим биологическим возрастом и должным у мальчиков и девочек в 2016-2017 и 2017-2018 учебных годах.
5. Определить соотношение фактического и должного биологического возраста у испытуемых подростков.
Объект исследования - обучающиеся 6-7 классов.
Предмет исследования - особенности биологического возраста обучающихся 6-7 классов.
Методы исследования:
Для оценки биологического возраста обучающихся были получены данные антропометрии. Из антропометрических показателей были выбраны основные: соматометрические показатели - длина и масса тела, окружность грудной клетки в паузе; физиометрические показатели - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), сила правой и левой кисти, показатели артериального давления, параметры времени статической балансировки на левой ноге, данные времени максимальной задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи) [34].
В работе использовали также методику определения биологического возраста по Войтенко [7].
Полученные результаты были обработаны с помощью методов вариационной статистики [7].
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Во введении показана актуальность темы исследования, цель работы, задачи исследования, предмет исследования, объект исследования, перечислены методы исследования.
В первой главе проведен анализ литературы по теме исследования, описаны основные теоретические положения по особенностям биологического возраста.
Во второй главе дано описание методик оценки основных антропометрических показателей, методов физиометрии и методов оценки биологического возраста подростков.
В третьей главе показаны полученные результаты исследования, которые представлены в виде таблиц, а также дано обсуждение полученных результатов.
В работе представлены выводы, вытекающие из полученных данных, а также даны рекомендации по применению результатов настоящего исследования.
1. В пределах границ нормальных величин в 2017-2018 учебном году по сравнению с 2016-2017 учебным годом показатели длины тела у мальчиков увеличились на 9,38%, у девочек - на 5,59% соответственно. За выше указанный период увеличение массы тела у девочек составило 4,15%.
2. В 2017-2018 учебном году по сравнению с 2016-2017 учебным годом у испытуемых мальчиков снизились показатели жизненной емкости легких, пробы Штанге и Генчи на 38,14%, 43,81% и 35,97% соответственно.
3. У мальчиков и девочек увеличение должного биологического возраста в 2017-2018 учебном году по сравнению с 2016-2017 учебным годом составило 4,47%, у девочек - на 4,71% соответственно.
4. Разница между фактическим биологическим возрастом и должным составила в среднем 17,03 и 15,98 условных лет у мальчиков и 12,18 и 8,02 условных лет у девочек в 2016-2017 и 2017-2018 учебных годах соответственно.
5. Фактический биологический возраст у испытуемых мальчиков на 60¬67% выше должного, у девочек - на 34-52%.
1. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.П. Авдулова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 240 с.
2. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология: Учебник / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. - М.: МИА, 2012. - 576 с.
3. Антонова В.А. Возрастная анатомия и физиология. - М.: Высшее образование. - 192 с. 2006. - 192 с.
4. Апчел, В.Я. Физиология человека и животных: Учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / В.Я. Апчел, Ю.А. Даринский, В.Н. Голубев.. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 448 с.
5. Белик А.А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учебное пособие. - М., 2001. - 378с.
6. Войтенко В.П. Биологический возраст // Биология старения. - Л.: Наука, 1982. - С. 102-115.
7. Войтенко В.П. Современные проблемы геронтологии и гериатрии / В.П. Войтенко, С.Г. Козловская - М.: 1988. - 247 с.
8. Войтенко В.П. Половые различия в старении и смертности человека // Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Общие проблемы биологии. - М.: 1987. - 6. - С. 64-105.
9. Войтенко В.П. Системные механизмы развития и старения / В.П. Войтенко, А.М. Полюхов - Л.: Наука, 1986. - 183 с.
10. Войтенко В.П. Биологический возраст и прогнозирование продолжительности жизни / В.П. Войтенко, А.В. Токарь // Геронтология и гериатрия. Ежегодник, 1979. - Киев, 1979. - С.34-43.
11. Волков, Б.С. Психология развития человека / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2004. - 224 с.
12. Воробьева Е.А. Анатомия и физиология. - М.: Медицина, 2007. - 410 с.
13. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник
для студентов учреждений среднего профессионального образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. - М.: ИЦ Академия,
2013. - 496 с.
14. Глухов, М., М Физиология человека в схемах и таблицах: Учебное пособие / М. М Глухов, О. А. Козлитин, В. А. Шапошников и др. - СПб.: Лань, 2016. - 608 с.
15. Гудкова, Л.К. Популяционная физиология человека: Антропологические аспекты / Л.К. Гудкова. - М.: ЛКИ, 2008. - 316 с.
16. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов / Г.В. Гуровец; Под ред. В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 2013. - 431 с.
17. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для бакалавров / А.О. Дробинская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 527 с.
18. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для академического бакалавриата / А.О. Дробинская. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 546 с.
19. Зайчик, А.Ш. Патофизиология. В 3 т. Т. 1. Общая патофизиология (с основами иммунопатологии) / А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. - СПб.: Элби, 2008. - 656 с.
20. Каменская, В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. -СПб.: Питер, 2013. -272 с.
21. Каменская, В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. - СПб.: Питер, 2013. - 272 с.
22. Косицкий, Г.И. Физиология человека: Учебник для вузов / Г.И. Косицкий и др. - М.: Альянс, 2015. - 544 с.
23. Красноперова, Н.А. Возрастная анатомия и физиология / Н.А. Красноперова. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 214 с.
24. Красоткина, И.Н. Биоритмы и здоровье. Серия: Здоровый образ жизни/ И.Н. Красоткина. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 224 с.
25. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.
26. Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека. - М.:
Медицина. 2009. - 320 с
27. Любимова, З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. т.1 организм человека, его регуляторные и интегративные системы: Учебник для СПО / З.В. Любимова, А.А. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 с.
28. Любимова, З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т.1 Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: Учебник. /
З.В. Любимова, А.А. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 с.
29. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. - М.: СУИ, 2010. - 398 с.
30. Максимова С.Г. Социально-психологические проблемы в геронтологии. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2001. - 223 с.
31. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2012. - 816 с.
32. Осипова, В.Н. Возрастная физиология и психофизиология / В.Н. Осипова. - М.: МГИУ, 2010. - 190 с.
33. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): Учебное пособие / Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С.Н. Шилов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 143 с.
34. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Советский спорт, 2012. - 620 с.
35. Судаков, К.В. Физиология человека: Атлас динамических схем / К.В. Судаков, Ю.Е. Вагин, В.В. Андрианов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 416 с.
36. Обреумова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. Учебное пособие для студентов дефектологический факультете высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 376 с.
37. Погребняк, Т. А. Практикум по возрастной анатомии и
физиологии: Учебно-методическое пособие / Т.А. Погребняк, С.Д.
Чернявских, М.Ю. Скоркина. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 114 с.
38. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): Учебное пособие / Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С.Н. Шилов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 143 с.
39. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник / Н.И. Федюкович. - М.: Феникс, 2012. - 510 с.
40. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 с.