ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ЮГА РОССИИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА
1.1. Исследование понятия патриотизма: теории изучения его проблематики
1.2. Патриотизм в массовом сознании молодежи: механизмы формирования
ГЛАВА II. ПАТРИОТИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ОТВЕТ НА
ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ 40
2.1. Культурная политика в молодежной среде 40
2.2. Практики формирования патриотизма у молодежи Юга России 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....77
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА
1.1. Исследование понятия патриотизма: теории изучения его проблематики
1.2. Патриотизм в массовом сознании молодежи: механизмы формирования
ГЛАВА II. ПАТРИОТИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ОТВЕТ НА
ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ 40
2.1. Культурная политика в молодежной среде 40
2.2. Практики формирования патриотизма у молодежи Юга России 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....77
Актуальность темы исследования. Современный этап развития российского общества связан с глубокими и достаточно интенсивными структурными изменениями. Он представляет собой стадию адаптации и реорганизации общественной структуры, что связано с необходимостью выхода российского общества из состояния кризиса и важностью повышения его конкурентных качеств на мировом политическом и экономическом уровне. Трансформация общественной структуры предполагает временный выход основных социальных институтов из состояния согласованности и максимальной эффективности, что делает российское общество в существенной мере подверженным негативным внешним воздействиям, на ряде уровней возникает угроза утраты идентичности (культурной, социоструктурной). «Актуализируется проблема защитных функций социального сознания, определяющих обеспечение стабильности функционирования общества в неблагоприятных условиях структурной трансформации, а также сохранение его самостоятельного, самобытного характера. В этой связи вопрос о специфике и методологии развития патриотизма в современной России представляет собой одну из наиболее актуальных и практически значимых теоретических проблем. В настоящем исследовании производится изучение специфики и оснований развития патриотизма в среде молодежи. Выбор этой социальной группы в качестве объекта изучения определяется чрезвычайно высоким уровнем социальной активности представителей молодежи и одновременно - повышенным уровнем подверженности молодых людей внешним воздействиям. Молодежь выступает в качестве серьезной социальной и политической силы, вместе с тем на уровне социального сознания она представляет именно ту позицию, которая в наибольшей степени требует укрепления со стороны государства».
Актуальность темы исследования определяется научно-теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием патриотизма в молодежной среде как ответ на вызовы современности. Сегодня патриотизм «актуализируется как проблема в связи с развитием глобальных процессов. Стирание граней между национальными государствами (ликвидация многих их функций), между территориями (снятие барьеров мобильности), нивелирование родственных связей и привязанности к родной земле и т.п. подводит к восприятию патриотизма как иррационального чувства. В этой же связи можно рассматривать и актуализацию патриотизма в современной России». Но было бы поверхностным утверждать, что это единственная причина подъема патриотических настроений. Поэтому обращение к социологическому анализу причин и форм проявлений любви к Родине сегодня представляется весьма своевременным и актуальным. Их исследование - сложный процесс, поскольку прямые вопросы о том, является ли человек патриотом, чаще всего ведут к позитивному ответу - понимание, что так и должно быть, есть практически у каждого россиянина, даже если он никогда не читал: «Люблю Россию я, но странною любовью.».
В современной исследовательской литературе проблематика патриотизма находит достаточно широкий отклик. Вместе с тем исследование специфики формирования патриотизма в среде молодежи требует не только определения сущности патриотизма как социального явления, но и выделения основных характерных особенностей рассматриваемой социальной группы2, выявления условий ее существования и основных факторов, определяющих ее развитие. В этой связи в качестве одной из центральных проблем ставится специфика социализации молодежи и основных факторов, влияющих на самоопределение молодых людей.
Патриотизм - это нравственное чувство человека, которое выражается социально-политическим отношением и защитой национальных интересов своей страны. «Выражение российского патриотизма имеет гуманистическую направленность патриотической идеи, веротерпимость, любовь к родине, к согражданам. Формирование патриотического воспитания является главным приоритетным направлением в системе образования, у молодежи формируется высокое патриотическое сознание, готовность к выполнению гражданского долга».
Молодежная среда - это характеристика возрастной группы, в которую входят и школьники, и учащиеся начального профессионального образования, и студенты вуза. Высокая степень подверженности молодых людей внешним культурным воздействиям, пластичность сознания молодежи определяют ее восприимчивость к сторонним воздействиям, что негативно отражается на протекании основных социальных процессов. По этой причине состояние молодежи представляет собой одно из приоритетных направлений государственного регулирования.
Степень научной разработанности темы. Со времен Э. Дюркгейма патриотизм связывался с эпохой национального суверенитета и территориальной целостности. Оба понятия для России приобретают особое значение, их признание мобилизует население на сплоченность, на основе чего сегодня происходит консолидация общества.
М. Вебер видел историческое место патриотизма в формировании ценностно-рационального типа отношений. Но под влиянием рационализации общественной жизни основной целью становится социальная (а не национальная) рациональность, на которую ориентирован основной действующий агент - бюрократия. Поскольку российская бюрократия (в любые времена) так и не приняла на себя миссию стать и быть социально-рациональной, у нас сохраняется установка на ценностно-рациональный тип отношений.
«Подход Т. Парсонса к проблеме патриотизма также демонстрирует приоритет социальной рациональности. Он, исследуя капиталистическое общество, подчеркивает высокую значимость ценности успеха, предприимчивости, рациональности. Культура для него имеет инструментальное значение. Однако в российском культурном коде - веками сложившееся мировоззрение и мироощущение - эти ценности до сих пор (несмотря на попытку строительства рыночных отношений) не обрели первостепенного значения».
Исследование специфики молодежи как социальной группы производятся в опоре на исследования Ю.Г. Волкова, Ю.А. Зубок, Е.С. Поповой, Т.А. Становой, В.И. Степанова, Л.В. Фалеевой, В.И. Чупрова, Е.Н. Шутенко. Это включает в себя, с одной стороны, общую характеристику молодежи как социальной группы, а с другой - специфику образовательной структуры и ее влияние на социальный облик молодежи, что является важным направлением детализации знания в исследуемом вопросе. Также рассматриваются проблемы социальной и политической самоорганизации современной молодежи в условиях российского общества.
«Проблематика оснований формирования патриотизма в социальном сознании молодежи предполагает раскрытие ряда проблем, к числу которых относятся патриотическое воспитание, специфика патриотизма как установки социального сознания, современные тенденции развития патриотизма в среде молодежи, а также проблема деструктивных факторов и форм развития национального и гражданского самосознания». Комплексное исследование данных процессов производится с опорой на теоретические исследования М.К. Горшкова, И.А. Халий, А.В. Лубского, А.В. Серикова, А.М. Шаповаловой, А.В. Верещагиной, В.В. Ковалева, О.М. Шевченко, Е.Л. Щукиной, В.П. Войтенко, Я.А. Ванюковой, В.В. Дзюбан, В.И. Лутовинова, М.А. Мазур, В. Мироваева, Т.А. Становой, В.И. Чупрова, В.А. Шишкина, Е.Н. Шутенко.
Отдельного внимания заслуживает проблематика специфики современных глобализационных процессов, что определяет внешнюю социальную обусловленность развития патриотического сознания. Раскрытию данной проблематики способствует использование общетеоретических концепций А. Богданова, Д.С. Чернавского, Л.И. Бородкина, С.П. Капицы, А.В. Коротаева, С.Ю. Малкова, Н. Лумана.
Кроме того, в Южном федеральном университете учеными традиционно уделяется внимание молодежной тематике исследований, в том числе исследованиям, связанным с воспитанием патриотизма, среди них исследования таких ученых, как Ю.Г. Волкова, А.В. Серикова, В.В. Черноуса, Ф.А. Баркова, И.Н. Богданова, Н.Х. Гафиатулина, В.Л. Дубровина, Ю.С. Колесникова.
Цель работы - выявить основные факторы и тенденции формирования патриотизма в молодежной среде.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи исследования:
• описать теории изучения понятия патриотизм;
• определить механизмы формирования патриотического воспитания в массовом сознании молодежи;
• рассмотреть культурную политику в молодёжной среде;
• проанализировать практики формирования патриотизма у молодежи
Юга России.
Объект исследования - патриотическое сознание российской молодежи.
Предмет исследования - факторы и механизмы в формировании патриотизма российской молодежи (на примере Юга России).
Методологическую базу исследования составили такие общенаучные методы как анализ, метод формализации, а также методы системного и институционального анализа.
Эмпирическую базу работы составили результаты исследований, проведенные Институтом социологии РАН (под руководством академика М.К. Горшкова) - «Российская повседневность в условиях кризиса», «О чем мечтают жители России» и «20 лет реформ глазами жителей России»; Институтом социально-политических исследований РАН (под руководством профессора Ю.А. Зубок) - «Молодежь в изменяющейся социальной реальности»; Южно-российским филиалом Института социологии РАН (под руководством профессора Ю.Г. Волкова) - «Социологический портрет молодежи Ростовской области», «Патриотическое воспитание молодежи Ростовской области» и «Основы формирования региональной идентичности молодежного донского сообщества» . Перечисленные исследования были проведены с помощью количественных методов исследования (анкетного опроса).
Практическая значимость обоснована полноценной реализацией авторского замысла. В ходе исследования сформирован интегративный подход к исследованию проблемы формирования патриотизма в среде молодежи, применение которого способствует более эффективному мониторингу ситуации в обществе и принятию адекватных мер по ее оптимизации. Формирование данного подхода к проблеме способствовало раскрытию дальнейших перспектив ее изучения.
Актуальность темы исследования определяется научно-теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием патриотизма в молодежной среде как ответ на вызовы современности. Сегодня патриотизм «актуализируется как проблема в связи с развитием глобальных процессов. Стирание граней между национальными государствами (ликвидация многих их функций), между территориями (снятие барьеров мобильности), нивелирование родственных связей и привязанности к родной земле и т.п. подводит к восприятию патриотизма как иррационального чувства. В этой же связи можно рассматривать и актуализацию патриотизма в современной России». Но было бы поверхностным утверждать, что это единственная причина подъема патриотических настроений. Поэтому обращение к социологическому анализу причин и форм проявлений любви к Родине сегодня представляется весьма своевременным и актуальным. Их исследование - сложный процесс, поскольку прямые вопросы о том, является ли человек патриотом, чаще всего ведут к позитивному ответу - понимание, что так и должно быть, есть практически у каждого россиянина, даже если он никогда не читал: «Люблю Россию я, но странною любовью.».
В современной исследовательской литературе проблематика патриотизма находит достаточно широкий отклик. Вместе с тем исследование специфики формирования патриотизма в среде молодежи требует не только определения сущности патриотизма как социального явления, но и выделения основных характерных особенностей рассматриваемой социальной группы2, выявления условий ее существования и основных факторов, определяющих ее развитие. В этой связи в качестве одной из центральных проблем ставится специфика социализации молодежи и основных факторов, влияющих на самоопределение молодых людей.
Патриотизм - это нравственное чувство человека, которое выражается социально-политическим отношением и защитой национальных интересов своей страны. «Выражение российского патриотизма имеет гуманистическую направленность патриотической идеи, веротерпимость, любовь к родине, к согражданам. Формирование патриотического воспитания является главным приоритетным направлением в системе образования, у молодежи формируется высокое патриотическое сознание, готовность к выполнению гражданского долга».
Молодежная среда - это характеристика возрастной группы, в которую входят и школьники, и учащиеся начального профессионального образования, и студенты вуза. Высокая степень подверженности молодых людей внешним культурным воздействиям, пластичность сознания молодежи определяют ее восприимчивость к сторонним воздействиям, что негативно отражается на протекании основных социальных процессов. По этой причине состояние молодежи представляет собой одно из приоритетных направлений государственного регулирования.
Степень научной разработанности темы. Со времен Э. Дюркгейма патриотизм связывался с эпохой национального суверенитета и территориальной целостности. Оба понятия для России приобретают особое значение, их признание мобилизует население на сплоченность, на основе чего сегодня происходит консолидация общества.
М. Вебер видел историческое место патриотизма в формировании ценностно-рационального типа отношений. Но под влиянием рационализации общественной жизни основной целью становится социальная (а не национальная) рациональность, на которую ориентирован основной действующий агент - бюрократия. Поскольку российская бюрократия (в любые времена) так и не приняла на себя миссию стать и быть социально-рациональной, у нас сохраняется установка на ценностно-рациональный тип отношений.
«Подход Т. Парсонса к проблеме патриотизма также демонстрирует приоритет социальной рациональности. Он, исследуя капиталистическое общество, подчеркивает высокую значимость ценности успеха, предприимчивости, рациональности. Культура для него имеет инструментальное значение. Однако в российском культурном коде - веками сложившееся мировоззрение и мироощущение - эти ценности до сих пор (несмотря на попытку строительства рыночных отношений) не обрели первостепенного значения».
Исследование специфики молодежи как социальной группы производятся в опоре на исследования Ю.Г. Волкова, Ю.А. Зубок, Е.С. Поповой, Т.А. Становой, В.И. Степанова, Л.В. Фалеевой, В.И. Чупрова, Е.Н. Шутенко. Это включает в себя, с одной стороны, общую характеристику молодежи как социальной группы, а с другой - специфику образовательной структуры и ее влияние на социальный облик молодежи, что является важным направлением детализации знания в исследуемом вопросе. Также рассматриваются проблемы социальной и политической самоорганизации современной молодежи в условиях российского общества.
«Проблематика оснований формирования патриотизма в социальном сознании молодежи предполагает раскрытие ряда проблем, к числу которых относятся патриотическое воспитание, специфика патриотизма как установки социального сознания, современные тенденции развития патриотизма в среде молодежи, а также проблема деструктивных факторов и форм развития национального и гражданского самосознания». Комплексное исследование данных процессов производится с опорой на теоретические исследования М.К. Горшкова, И.А. Халий, А.В. Лубского, А.В. Серикова, А.М. Шаповаловой, А.В. Верещагиной, В.В. Ковалева, О.М. Шевченко, Е.Л. Щукиной, В.П. Войтенко, Я.А. Ванюковой, В.В. Дзюбан, В.И. Лутовинова, М.А. Мазур, В. Мироваева, Т.А. Становой, В.И. Чупрова, В.А. Шишкина, Е.Н. Шутенко.
Отдельного внимания заслуживает проблематика специфики современных глобализационных процессов, что определяет внешнюю социальную обусловленность развития патриотического сознания. Раскрытию данной проблематики способствует использование общетеоретических концепций А. Богданова, Д.С. Чернавского, Л.И. Бородкина, С.П. Капицы, А.В. Коротаева, С.Ю. Малкова, Н. Лумана.
Кроме того, в Южном федеральном университете учеными традиционно уделяется внимание молодежной тематике исследований, в том числе исследованиям, связанным с воспитанием патриотизма, среди них исследования таких ученых, как Ю.Г. Волкова, А.В. Серикова, В.В. Черноуса, Ф.А. Баркова, И.Н. Богданова, Н.Х. Гафиатулина, В.Л. Дубровина, Ю.С. Колесникова.
Цель работы - выявить основные факторы и тенденции формирования патриотизма в молодежной среде.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи исследования:
• описать теории изучения понятия патриотизм;
• определить механизмы формирования патриотического воспитания в массовом сознании молодежи;
• рассмотреть культурную политику в молодёжной среде;
• проанализировать практики формирования патриотизма у молодежи
Юга России.
Объект исследования - патриотическое сознание российской молодежи.
Предмет исследования - факторы и механизмы в формировании патриотизма российской молодежи (на примере Юга России).
Методологическую базу исследования составили такие общенаучные методы как анализ, метод формализации, а также методы системного и институционального анализа.
Эмпирическую базу работы составили результаты исследований, проведенные Институтом социологии РАН (под руководством академика М.К. Горшкова) - «Российская повседневность в условиях кризиса», «О чем мечтают жители России» и «20 лет реформ глазами жителей России»; Институтом социально-политических исследований РАН (под руководством профессора Ю.А. Зубок) - «Молодежь в изменяющейся социальной реальности»; Южно-российским филиалом Института социологии РАН (под руководством профессора Ю.Г. Волкова) - «Социологический портрет молодежи Ростовской области», «Патриотическое воспитание молодежи Ростовской области» и «Основы формирования региональной идентичности молодежного донского сообщества» . Перечисленные исследования были проведены с помощью количественных методов исследования (анкетного опроса).
Практическая значимость обоснована полноценной реализацией авторского замысла. В ходе исследования сформирован интегративный подход к исследованию проблемы формирования патриотизма в среде молодежи, применение которого способствует более эффективному мониторингу ситуации в обществе и принятию адекватных мер по ее оптимизации. Формирование данного подхода к проблеме способствовало раскрытию дальнейших перспектив ее изучения.
Начиная с 2012 года тема патриотизма в России становится ведущей в политическом дискурсе. В своих ежегодных посланиях Федеральному собранию РФ президент не раз подчеркивал, что консолидирующую базу (российской) политики, он видит в патриотизме. Результаты развернувшейся в обществе работы по формированию «нового патриотизма» - это современная Россия. Несмотря на мощную западную антироссийскую пропаганду, которая проникла практически во все центральные СМИ России, в последние годы мы наблюдаем всплеск патриотических настроений.
«Современная социология направляет фокус внимания на процессы глобализации и констатирует разнонаправленные сюжеты, связанные с патриотизмом, впрочем, нечасто употребляя само это понятие, хотя и отмечая, что глобализация стимулирует самосознание граждан и сообществ». При этом одни настаивают на унификации экономики, культуры, политики, что приводит к стиранию граней между государствами, нациями, народами и их культурой, а значит, и базиса для патриотизма. Другие отмечают рост национальной идентичности, консолидации на этой почве, но все это является следствием слабого включения в процессы глобализации. Для России это означает: в стране, сильно отстающей в сфере инкорпорирования в глобальный мир - это еще более стало очевидным ввиду санкций Запада - граждане обречены на углубленное осознание собственной идентичности, что должно повлечь за собой рост патриотизма.
Таким образом, анализ условий существования российского патриотизма на базе основных социологических подходов демонстрирует: для российского общества патриотизм - не «последнее прибежище», но веками сложившаяся и единственно возможная (по отношению к Родине) по сей день традиционная ценностная установка. Условия для ее отмирания очевидно отсутствуют, но попытки их формирования уже заметны, о чем шла речь в работе.
«Можно утверждать, что патриотизм как ценность выдержал в России множество противодействий, в том числе и осмысленно организованных. И это только из Москвы кажется, что он сегодня возрождается. Нет, он и не умирал в регионах страны. Исследования показывают: народ сохранил основные ценности, связанные с любовью к Родине и ее людям, и в постреволюционные, и в постперестроечные времена. Он не позволил «нарушить связь времен», стоит только посмотреть на окружающую рукотворную среду наших районных центров и их краеведческие музеи, многие из которых создавались руками самих горожан. Там продолжали свято поддерживать основные праздники, связанные с достижениями отечества («Бессмертный полк» как идея и движение возник в Сибири).
В условиях поиска национальных ответов на вызовы глобализации и усилившегося внешнего давления на Россию важной частью государственной политики, направленной на консолидацию российского общества, стало формирование патриотического сознания граждан Российской Федерации».
Сегодня высшее руководство страны делает особую ставку на патриотизм, поскольку, как заявил В.В. Путин, «у нас нет никакого другого и не может быть никакого другого объединяющего начала». При этом он подчеркнул, что чувство долга, готовность помочь ближнему и патриотизм являются качествами, лежащими в основе национального характера россиян. Но нам надо «культивировать здоровое чувство патриотизма. Без этого страна не будет существовать, она просто изнутри развалится, как кусок сахара, намоченный водой».
Гражданский патриотизм также является одним из идеологически нагруженных концептов, под которым в интеллектуальном дискурсе подразумеваются самые различные чувства и представления. В одних случаях внимание акцентируется на том, что гражданский патриотизм, характеризуемый любовью к Родине и ее истории, верностью отечественным ценностям и традициям, взаимосвязан с гражданской ответственностью, толерантностью, активной жизненной позицией, формированием гражданской политической культуры . В других случаях подчеркивается, что гражданский патриотизм - это система ценностей, которыми человек располагает для общества, а государство - для гражданина. При этом отмечается, что гражданский патриотизм основывается, с одной стороны, на глубоком чувстве любви к Родине, ее народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням; готовности служить своей стране, укреплять, развивать и защищать ее, с другой - на любви отечества к своим согражданам, на уважении патриотическим государством прав и свобод человека, всего гражданского общества, обеспечивающего его благополучие, силу и величие. На протяжении российской истории слово «патриотизм» имело, как правило, положительную смысловую нагрузку, основанную на «любви к Родине».
В 2015-2016 гг. российскому обществу патриотизм был предложен в качестве национальной идеи. Выступая в апреле 2016 г. в Санкт-Петербурге, В.В. Путин, согласившись с немецким политиком В. Виммером, который считал, что в национальную идею России надо включить соблюдение прав человека, заботу о мире, интересах нации, семьи и веры, сказал, что «наш гость правильно выразил то, что представляет общечеловеческие ценности, что актуально и для России. А я добавлю только одно к этому: что касается России, очень важно чувство патриотизма, национальной идентичности, что в некоторых странах утрачивается. К сожалению, для них. У нас это внутри есть, у нас это в сердце - любовь к Отечеству».
Российское общество в существенной мере подвержено негативным внешним воздействиям, на ряде уровней возникает угроза утраты идентичности. Современное российское общество не только претерпевает воздействие общемировых глобализационных процессов, но и само по себе пребывает в стадии становления и развития, что связано со сравнительно недолгой историей существования Российской Федерации. В представленной работе содержится анализ и оценка теоретических проблем, связанных с патриотическим воспитанием молодежи. Патриотизм выступает в качестве одной из защитных функций общества, проявляющейся в стремлении к сохранению структуры общества, самостоятельности культуры и целостности политической структуры.
Сегодня Россия стоит перед рядом серьезных внутренних и внешних угроз и вызовов. Эти угрозы и вызовы образуют сложноструктурированный комплекс, поэтому и ответ на них должен быть комплексным, включающим экономические, политические, социальные и даже военные меры.
«Современная социология направляет фокус внимания на процессы глобализации и констатирует разнонаправленные сюжеты, связанные с патриотизмом, впрочем, нечасто употребляя само это понятие, хотя и отмечая, что глобализация стимулирует самосознание граждан и сообществ». При этом одни настаивают на унификации экономики, культуры, политики, что приводит к стиранию граней между государствами, нациями, народами и их культурой, а значит, и базиса для патриотизма. Другие отмечают рост национальной идентичности, консолидации на этой почве, но все это является следствием слабого включения в процессы глобализации. Для России это означает: в стране, сильно отстающей в сфере инкорпорирования в глобальный мир - это еще более стало очевидным ввиду санкций Запада - граждане обречены на углубленное осознание собственной идентичности, что должно повлечь за собой рост патриотизма.
Таким образом, анализ условий существования российского патриотизма на базе основных социологических подходов демонстрирует: для российского общества патриотизм - не «последнее прибежище», но веками сложившаяся и единственно возможная (по отношению к Родине) по сей день традиционная ценностная установка. Условия для ее отмирания очевидно отсутствуют, но попытки их формирования уже заметны, о чем шла речь в работе.
«Можно утверждать, что патриотизм как ценность выдержал в России множество противодействий, в том числе и осмысленно организованных. И это только из Москвы кажется, что он сегодня возрождается. Нет, он и не умирал в регионах страны. Исследования показывают: народ сохранил основные ценности, связанные с любовью к Родине и ее людям, и в постреволюционные, и в постперестроечные времена. Он не позволил «нарушить связь времен», стоит только посмотреть на окружающую рукотворную среду наших районных центров и их краеведческие музеи, многие из которых создавались руками самих горожан. Там продолжали свято поддерживать основные праздники, связанные с достижениями отечества («Бессмертный полк» как идея и движение возник в Сибири).
В условиях поиска национальных ответов на вызовы глобализации и усилившегося внешнего давления на Россию важной частью государственной политики, направленной на консолидацию российского общества, стало формирование патриотического сознания граждан Российской Федерации».
Сегодня высшее руководство страны делает особую ставку на патриотизм, поскольку, как заявил В.В. Путин, «у нас нет никакого другого и не может быть никакого другого объединяющего начала». При этом он подчеркнул, что чувство долга, готовность помочь ближнему и патриотизм являются качествами, лежащими в основе национального характера россиян. Но нам надо «культивировать здоровое чувство патриотизма. Без этого страна не будет существовать, она просто изнутри развалится, как кусок сахара, намоченный водой».
Гражданский патриотизм также является одним из идеологически нагруженных концептов, под которым в интеллектуальном дискурсе подразумеваются самые различные чувства и представления. В одних случаях внимание акцентируется на том, что гражданский патриотизм, характеризуемый любовью к Родине и ее истории, верностью отечественным ценностям и традициям, взаимосвязан с гражданской ответственностью, толерантностью, активной жизненной позицией, формированием гражданской политической культуры . В других случаях подчеркивается, что гражданский патриотизм - это система ценностей, которыми человек располагает для общества, а государство - для гражданина. При этом отмечается, что гражданский патриотизм основывается, с одной стороны, на глубоком чувстве любви к Родине, ее народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням; готовности служить своей стране, укреплять, развивать и защищать ее, с другой - на любви отечества к своим согражданам, на уважении патриотическим государством прав и свобод человека, всего гражданского общества, обеспечивающего его благополучие, силу и величие. На протяжении российской истории слово «патриотизм» имело, как правило, положительную смысловую нагрузку, основанную на «любви к Родине».
В 2015-2016 гг. российскому обществу патриотизм был предложен в качестве национальной идеи. Выступая в апреле 2016 г. в Санкт-Петербурге, В.В. Путин, согласившись с немецким политиком В. Виммером, который считал, что в национальную идею России надо включить соблюдение прав человека, заботу о мире, интересах нации, семьи и веры, сказал, что «наш гость правильно выразил то, что представляет общечеловеческие ценности, что актуально и для России. А я добавлю только одно к этому: что касается России, очень важно чувство патриотизма, национальной идентичности, что в некоторых странах утрачивается. К сожалению, для них. У нас это внутри есть, у нас это в сердце - любовь к Отечеству».
Российское общество в существенной мере подвержено негативным внешним воздействиям, на ряде уровней возникает угроза утраты идентичности. Современное российское общество не только претерпевает воздействие общемировых глобализационных процессов, но и само по себе пребывает в стадии становления и развития, что связано со сравнительно недолгой историей существования Российской Федерации. В представленной работе содержится анализ и оценка теоретических проблем, связанных с патриотическим воспитанием молодежи. Патриотизм выступает в качестве одной из защитных функций общества, проявляющейся в стремлении к сохранению структуры общества, самостоятельности культуры и целостности политической структуры.
Сегодня Россия стоит перед рядом серьезных внутренних и внешних угроз и вызовов. Эти угрозы и вызовы образуют сложноструктурированный комплекс, поэтому и ответ на них должен быть комплексным, включающим экономические, политические, социальные и даже военные меры.
Подобные работы
- Формирование гражданской идентичности как фактор противодействия экстремизму (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Оптимизация направлений реализации государственной национальной политики на региональном уровне (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МАССМЕДИА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2017 - Сохранение культурных традиций армянского народа в системе
профилактики межэтнических конфликтов
(на примере АКОО «Союз Армян Алтайского края»)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2020 - Толерантность как фактор формирования межэтнических отношений в условиях глобализации
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Методические условия воспитания по средством юнармейского движения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023



