Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ЮГА РОССИИ)

Работа №60135

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
624
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА
1.1. Исследование понятия патриотизма: теории изучения его проблематики
1.2. Патриотизм в массовом сознании молодежи: механизмы формирования
ГЛАВА II. ПАТРИОТИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ОТВЕТ НА
ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ 40
2.1. Культурная политика в молодежной среде 40
2.2. Практики формирования патриотизма у молодежи Юга России 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....77


Актуальность темы исследования. Современный этап развития российского общества связан с глубокими и достаточно интенсивными структурными изменениями. Он представляет собой стадию адаптации и реорганизации общественной структуры, что связано с необходимостью выхода российского общества из состояния кризиса и важностью повышения его конкурентных качеств на мировом политическом и экономическом уровне. Трансформация общественной структуры предполагает временный выход основных социальных институтов из состояния согласованности и максимальной эффективности, что делает российское общество в существенной мере подверженным негативным внешним воздействиям, на ряде уровней возникает угроза утраты идентичности (культурной, социоструктурной). «Актуализируется проблема защитных функций социального сознания, определяющих обеспечение стабильности функционирования общества в неблагоприятных условиях структурной трансформации, а также сохранение его самостоятельного, самобытного характера. В этой связи вопрос о специфике и методологии развития патриотизма в современной России представляет собой одну из наиболее актуальных и практически значимых теоретических проблем. В настоящем исследовании производится изучение специфики и оснований развития патриотизма в среде молодежи. Выбор этой социальной группы в качестве объекта изучения определяется чрезвычайно высоким уровнем социальной активности представителей молодежи и одновременно - повышенным уровнем подверженности молодых людей внешним воздействиям. Молодежь выступает в качестве серьезной социальной и политической силы, вместе с тем на уровне социального сознания она представляет именно ту позицию, которая в наибольшей степени требует укрепления со стороны государства».
Актуальность темы исследования определяется научно-теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием патриотизма в молодежной среде как ответ на вызовы современности. Сегодня патриотизм «актуализируется как проблема в связи с развитием глобальных процессов. Стирание граней между национальными государствами (ликвидация многих их функций), между территориями (снятие барьеров мобильности), нивелирование родственных связей и привязанности к родной земле и т.п. подводит к восприятию патриотизма как иррационального чувства. В этой же связи можно рассматривать и актуализацию патриотизма в современной России». Но было бы поверхностным утверждать, что это единственная причина подъема патриотических настроений. Поэтому обращение к социологическому анализу причин и форм проявлений любви к Родине сегодня представляется весьма своевременным и актуальным. Их исследование - сложный процесс, поскольку прямые вопросы о том, является ли человек патриотом, чаще всего ведут к позитивному ответу - понимание, что так и должно быть, есть практически у каждого россиянина, даже если он никогда не читал: «Люблю Россию я, но странною любовью.».
В современной исследовательской литературе проблематика патриотизма находит достаточно широкий отклик. Вместе с тем исследование специфики формирования патриотизма в среде молодежи требует не только определения сущности патриотизма как социального явления, но и выделения основных характерных особенностей рассматриваемой социальной группы2, выявления условий ее существования и основных факторов, определяющих ее развитие. В этой связи в качестве одной из центральных проблем ставится специфика социализации молодежи и основных факторов, влияющих на самоопределение молодых людей.
Патриотизм - это нравственное чувство человека, которое выражается социально-политическим отношением и защитой национальных интересов своей страны. «Выражение российского патриотизма имеет гуманистическую направленность патриотической идеи, веротерпимость, любовь к родине, к согражданам. Формирование патриотического воспитания является главным приоритетным направлением в системе образования, у молодежи формируется высокое патриотическое сознание, готовность к выполнению гражданского долга».
Молодежная среда - это характеристика возрастной группы, в которую входят и школьники, и учащиеся начального профессионального образования, и студенты вуза. Высокая степень подверженности молодых людей внешним культурным воздействиям, пластичность сознания молодежи определяют ее восприимчивость к сторонним воздействиям, что негативно отражается на протекании основных социальных процессов. По этой причине состояние молодежи представляет собой одно из приоритетных направлений государственного регулирования.
Степень научной разработанности темы. Со времен Э. Дюркгейма патриотизм связывался с эпохой национального суверенитета и территориальной целостности. Оба понятия для России приобретают особое значение, их признание мобилизует население на сплоченность, на основе чего сегодня происходит консолидация общества.
М. Вебер видел историческое место патриотизма в формировании ценностно-рационального типа отношений. Но под влиянием рационализации общественной жизни основной целью становится социальная (а не национальная) рациональность, на которую ориентирован основной действующий агент - бюрократия. Поскольку российская бюрократия (в любые времена) так и не приняла на себя миссию стать и быть социально-рациональной, у нас сохраняется установка на ценностно-рациональный тип отношений.
«Подход Т. Парсонса к проблеме патриотизма также демонстрирует приоритет социальной рациональности. Он, исследуя капиталистическое общество, подчеркивает высокую значимость ценности успеха, предприимчивости, рациональности. Культура для него имеет инструментальное значение. Однако в российском культурном коде - веками сложившееся мировоззрение и мироощущение - эти ценности до сих пор (несмотря на попытку строительства рыночных отношений) не обрели первостепенного значения».
Исследование специфики молодежи как социальной группы производятся в опоре на исследования Ю.Г. Волкова, Ю.А. Зубок, Е.С. Поповой, Т.А. Становой, В.И. Степанова, Л.В. Фалеевой, В.И. Чупрова, Е.Н. Шутенко. Это включает в себя, с одной стороны, общую характеристику молодежи как социальной группы, а с другой - специфику образовательной структуры и ее влияние на социальный облик молодежи, что является важным направлением детализации знания в исследуемом вопросе. Также рассматриваются проблемы социальной и политической самоорганизации современной молодежи в условиях российского общества.
«Проблематика оснований формирования патриотизма в социальном сознании молодежи предполагает раскрытие ряда проблем, к числу которых относятся патриотическое воспитание, специфика патриотизма как установки социального сознания, современные тенденции развития патриотизма в среде молодежи, а также проблема деструктивных факторов и форм развития национального и гражданского самосознания». Комплексное исследование данных процессов производится с опорой на теоретические исследования М.К. Горшкова, И.А. Халий, А.В. Лубского, А.В. Серикова, А.М. Шаповаловой, А.В. Верещагиной, В.В. Ковалева, О.М. Шевченко, Е.Л. Щукиной, В.П. Войтенко, Я.А. Ванюковой, В.В. Дзюбан, В.И. Лутовинова, М.А. Мазур, В. Мироваева, Т.А. Становой, В.И. Чупрова, В.А. Шишкина, Е.Н. Шутенко.
Отдельного внимания заслуживает проблематика специфики современных глобализационных процессов, что определяет внешнюю социальную обусловленность развития патриотического сознания. Раскрытию данной проблематики способствует использование общетеоретических концепций А. Богданова, Д.С. Чернавского, Л.И. Бородкина, С.П. Капицы, А.В. Коротаева, С.Ю. Малкова, Н. Лумана.
Кроме того, в Южном федеральном университете учеными традиционно уделяется внимание молодежной тематике исследований, в том числе исследованиям, связанным с воспитанием патриотизма, среди них исследования таких ученых, как Ю.Г. Волкова, А.В. Серикова, В.В. Черноуса, Ф.А. Баркова, И.Н. Богданова, Н.Х. Гафиатулина, В.Л. Дубровина, Ю.С. Колесникова.
Цель работы - выявить основные факторы и тенденции формирования патриотизма в молодежной среде.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи исследования:
• описать теории изучения понятия патриотизм;
• определить механизмы формирования патриотического воспитания в массовом сознании молодежи;
• рассмотреть культурную политику в молодёжной среде;
• проанализировать практики формирования патриотизма у молодежи
Юга России.
Объект исследования - патриотическое сознание российской молодежи.
Предмет исследования - факторы и механизмы в формировании патриотизма российской молодежи (на примере Юга России).
Методологическую базу исследования составили такие общенаучные методы как анализ, метод формализации, а также методы системного и институционального анализа.
Эмпирическую базу работы составили результаты исследований, проведенные Институтом социологии РАН (под руководством академика М.К. Горшкова) - «Российская повседневность в условиях кризиса», «О чем мечтают жители России» и «20 лет реформ глазами жителей России»; Институтом социально-политических исследований РАН (под руководством профессора Ю.А. Зубок) - «Молодежь в изменяющейся социальной реальности»; Южно-российским филиалом Института социологии РАН (под руководством профессора Ю.Г. Волкова) - «Социологический портрет молодежи Ростовской области», «Патриотическое воспитание молодежи Ростовской области» и «Основы формирования региональной идентичности молодежного донского сообщества» . Перечисленные исследования были проведены с помощью количественных методов исследования (анкетного опроса).
Практическая значимость обоснована полноценной реализацией авторского замысла. В ходе исследования сформирован интегративный подход к исследованию проблемы формирования патриотизма в среде молодежи, применение которого способствует более эффективному мониторингу ситуации в обществе и принятию адекватных мер по ее оптимизации. Формирование данного подхода к проблеме способствовало раскрытию дальнейших перспектив ее изучения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Начиная с 2012 года тема патриотизма в России становится ведущей в политическом дискурсе. В своих ежегодных посланиях Федеральному собранию РФ президент не раз подчеркивал, что консолидирующую базу (российской) политики, он видит в патриотизме. Результаты развернувшейся в обществе работы по формированию «нового патриотизма» - это современная Россия. Несмотря на мощную западную антироссийскую пропаганду, которая проникла практически во все центральные СМИ России, в последние годы мы наблюдаем всплеск патриотических настроений.
«Современная социология направляет фокус внимания на процессы глобализации и констатирует разнонаправленные сюжеты, связанные с патриотизмом, впрочем, нечасто употребляя само это понятие, хотя и отмечая, что глобализация стимулирует самосознание граждан и сообществ». При этом одни настаивают на унификации экономики, культуры, политики, что приводит к стиранию граней между государствами, нациями, народами и их культурой, а значит, и базиса для патриотизма. Другие отмечают рост национальной идентичности, консолидации на этой почве, но все это является следствием слабого включения в процессы глобализации. Для России это означает: в стране, сильно отстающей в сфере инкорпорирования в глобальный мир - это еще более стало очевидным ввиду санкций Запада - граждане обречены на углубленное осознание собственной идентичности, что должно повлечь за собой рост патриотизма.
Таким образом, анализ условий существования российского патриотизма на базе основных социологических подходов демонстрирует: для российского общества патриотизм - не «последнее прибежище», но веками сложившаяся и единственно возможная (по отношению к Родине) по сей день традиционная ценностная установка. Условия для ее отмирания очевидно отсутствуют, но попытки их формирования уже заметны, о чем шла речь в работе.
«Можно утверждать, что патриотизм как ценность выдержал в России множество противодействий, в том числе и осмысленно организованных. И это только из Москвы кажется, что он сегодня возрождается. Нет, он и не умирал в регионах страны. Исследования показывают: народ сохранил основные ценности, связанные с любовью к Родине и ее людям, и в постреволюционные, и в постперестроечные времена. Он не позволил «нарушить связь времен», стоит только посмотреть на окружающую рукотворную среду наших районных центров и их краеведческие музеи, многие из которых создавались руками самих горожан. Там продолжали свято поддерживать основные праздники, связанные с достижениями отечества («Бессмертный полк» как идея и движение возник в Сибири).
В условиях поиска национальных ответов на вызовы глобализации и усилившегося внешнего давления на Россию важной частью государственной политики, направленной на консолидацию российского общества, стало формирование патриотического сознания граждан Российской Федерации».
Сегодня высшее руководство страны делает особую ставку на патриотизм, поскольку, как заявил В.В. Путин, «у нас нет никакого другого и не может быть никакого другого объединяющего начала». При этом он подчеркнул, что чувство долга, готовность помочь ближнему и патриотизм являются качествами, лежащими в основе национального характера россиян. Но нам надо «культивировать здоровое чувство патриотизма. Без этого страна не будет существовать, она просто изнутри развалится, как кусок сахара, намоченный водой».
Гражданский патриотизм также является одним из идеологически нагруженных концептов, под которым в интеллектуальном дискурсе подразумеваются самые различные чувства и представления. В одних случаях внимание акцентируется на том, что гражданский патриотизм, характеризуемый любовью к Родине и ее истории, верностью отечественным ценностям и традициям, взаимосвязан с гражданской ответственностью, толерантностью, активной жизненной позицией, формированием гражданской политической культуры . В других случаях подчеркивается, что гражданский патриотизм - это система ценностей, которыми человек располагает для общества, а государство - для гражданина. При этом отмечается, что гражданский патриотизм основывается, с одной стороны, на глубоком чувстве любви к Родине, ее народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням; готовности служить своей стране, укреплять, развивать и защищать ее, с другой - на любви отечества к своим согражданам, на уважении патриотическим государством прав и свобод человека, всего гражданского общества, обеспечивающего его благополучие, силу и величие. На протяжении российской истории слово «патриотизм» имело, как правило, положительную смысловую нагрузку, основанную на «любви к Родине».
В 2015-2016 гг. российскому обществу патриотизм был предложен в качестве национальной идеи. Выступая в апреле 2016 г. в Санкт-Петербурге, В.В. Путин, согласившись с немецким политиком В. Виммером, который считал, что в национальную идею России надо включить соблюдение прав человека, заботу о мире, интересах нации, семьи и веры, сказал, что «наш гость правильно выразил то, что представляет общечеловеческие ценности, что актуально и для России. А я добавлю только одно к этому: что касается России, очень важно чувство патриотизма, национальной идентичности, что в некоторых странах утрачивается. К сожалению, для них. У нас это внутри есть, у нас это в сердце - любовь к Отечеству».
Российское общество в существенной мере подвержено негативным внешним воздействиям, на ряде уровней возникает угроза утраты идентичности. Современное российское общество не только претерпевает воздействие общемировых глобализационных процессов, но и само по себе пребывает в стадии становления и развития, что связано со сравнительно недолгой историей существования Российской Федерации. В представленной работе содержится анализ и оценка теоретических проблем, связанных с патриотическим воспитанием молодежи. Патриотизм выступает в качестве одной из защитных функций общества, проявляющейся в стремлении к сохранению структуры общества, самостоятельности культуры и целостности политической структуры.
Сегодня Россия стоит перед рядом серьезных внутренних и внешних угроз и вызовов. Эти угрозы и вызовы образуют сложноструктурированный комплекс, поэтому и ответ на них должен быть комплексным, включающим экономические, политические, социальные и даже военные меры.



1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Статья 83.
3. Нормативно-правовые акты.
4. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. От 05.10.2015) «О безопасности».
Литература
1. Адерихин В.С. Молодежная субкультура и межпоколенческие отношения в современной России: алгоритм формирования диалога поколений: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2013.
2. Асланов Я.А. Патриотическое воспитание молодежи: современные тенденции и технологии формирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4. С. 18-21.
3. Асланов Я.А., Барбашин М.Ю., Барков Ф.А., Крамарова Е.Н., Янакова Е.В. Комплексный портрет студентов Южного федерального университета: коллективная монография. Ростов н/Д: МарТ, 2012.
4. Асланов Я.А., Барков Ф.А., Крамарова Е.Н., Сериков А.В. Портрет студентов Южного федерального университета: коллективная монография. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2013.
5. Ахтариева Р., Мироваев В. К вопросу о патриотическом воспитании // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 2 (15); Иванова С.И., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008.
6. Барков Ф.А., Сериков А.В., Черноус В.В. Патриотическое сознание молодежи Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2013. № 2. С. 58-76.
7. Beck U., Beck-Gernsheim E. Global Generations and the Trap of Methodological Nationalism for a Cosmopolitan Turn in the Sociology of Youth and Generation // European Sociological Review. 2009. No. 25(1). P. 25-36.
8. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений / В.Г. Белинский. М.: АН СССР, 1954. Т.4: Статьи и рецензии 1840-1841 гг. С. 488-489.
9. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука: В 2 кн. Кн. 1. М.: Экономика, 1989. 304 с.
10. Богданова И.Н. Студенчество современной России: на пути к постматериалистическим ценностям? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 3-2 (29).
11. Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М.: Изд-во МГУ, 1986.
12. Вагина В.О. Молодежная субкультура в российском обществе // сборник статей Международной научно-практической конференции «Информация как двигатель научного прогресса» (3 сентября 2016 г., г. Челябинск). - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 360-362.
13. Вагина В.О. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации // сборник статей Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире» (8 сентября 2016 г., г. Новосибирск). - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - 388 с.
14. Вагина В.О. Особенности общероссийской идентичности // сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Томск, 9 марта 2017г.) - Иркутск: Научное партнерство «Апекс», 2017. - С. 37-39.
15. Вагина В.О. Патриотизм как идеология возрождения России // сборник статей Международной научно-практической конференции (3 марта 2017 г., г. Казань). В 2 ч. 2. / - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. С. 134-138.
16. Вагина В.О. Проблема патриотизма современных граждан России // Научный альманах. 2016. №8-1 (22). С. 383-386.
17. Вагина В.О. Роль патриотизма в современном обществе // Вестник научных конференций. 2016. №8-1 (12). С. 11-14.
18. Вагина В.О., Шаповалова А.М. Культурная политика и патриотизм в современной России // сборник статей международной исследовательской организации «Cognitio» по материалам 13 международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы науки 21 века» 1 часть, г. Москва: сборник по статьям (уровень стандарта, академический уровень). - М.: Международная исследовательская организация «Cognitio», 2016. - С. 125-157.
19. Вагина В.О., Шаповалова А.М. Патриотическое воспитание молодежи Юга России // сборник статей по материалам Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ПУТЬ В НАУКУ» // из-во Фонд науки и образования - РнД, 2017г.).
20. Вагина В.О., Щукина Е.Л. Вызовы современности и культурная политика России // сборник публикаций научного журнала «Globus» по материалам 12 международной научно-практической конференции: «Достижения и проблемы современной науки» г. Санкт-Петербурга: сборник по статьям (уровень стандарта, академический уровень). - С¬П.: Научный журнал «Globus», 2016. - С. 128-130.
21. Вдовина М.В. Функциональные изменения межпоколенческого конфликта в российской семье: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2008.
22. Верещагина А.В. Ресурсный потенциал патриотизма и особенности его реализации в современной России // Поиск. 2017. № 1. С. 22-33.
23. Волков Ю. Г. Креативность: творчество против имитации. М.: Альфа¬М, Инфра-М, 2013.
24. Волков Ю.Г., Куликов С.П., Глушкова С.А. Основные стратегии регенерации патриотизма в российском обществе и риски имитации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2016. № 3. С. 56-63.
25. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: моногр. / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. Волгоград: Авторское перо, 2006. 174 с.
26. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье и социализация российской студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 11 и др.
27. Гегер А.Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. 2010. № 1.
28. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10; Иванова Е.И. Проблема поколений и воспроизводство населения: теоретические подходы и реальность // Социологические исследования. 2012. № 4.
29. Горшков М.К. Российское общество и вызовы времени. Книга первая / М.К. Горшков [и др.]; под ред. М.К.Горшкова, В.В.Петухова; Институт социологии РАН. М., 2015. С. 159.
30. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). В 2 т. Т. 1. М.: Новый хронограф, 2016. С. 299.
31. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд. доп. и исправл. М., 2010. С. 125.
32. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. О жизненных планах российской молодежи: настоящее и будущее // Россия и Китай: молодежь XXI века. М.: Новый хронограф, 2014.
33. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». // Красная звезда. - 2005, 31 августа.
34. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1995. Т. 3. С. 24.
35. Данилова Н. Е. Социальная идентификация в трансформирующемся обществе // Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М., 2005. С. 324-364.
36. Даурова М.А. Межпоколенческие отношения в трансформирующемся российском обществе: динамика и интегративный потенциал: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2011.
37. Денисова Г.С., Глушкова С.А. Особенности национально-государственной идентичности молодежи южных регионов России: сравнительный анализ // ПОИСК: политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: научный и социокультурный журнал. 2016. № 5. С. 81-92.
38. Johnston S. The truth about patriotism. Duke University Press, 2007; Taras R. Nationalism and conflict // Nations and nationalism: A global historical overview (1: 14-28) / H. Herb and D. H. Kaplan (Eds.). SantaBarbara, CA, 2008.
39. Дзюбан В.В. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. № 2.
40. Дубровин В.Л. Патриотизм: перспективы влияния в российском обществе // Власть. 2015. № 10.
41. Дюркгейм Э. О разделении труда. М., 1998. С. 62-64; Вебер М. Избранные работы. М., 1990. С. 624 - 629; Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1996. С. 32-35.
42. Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х - середина 2010¬х гг.) / Под ред. Ж. Т. Тощенко. М.: ЦСП, 2016.
43. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Патриотизм как объект изучения психологической науки // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 3. С. 88-98.
44. Зарубина Н.Н. Между этикой убеждения и этикой ответственности: трансформация нравственной позиции российской молодежи // Социологическая наука и социологическая практика. 2013. № 3. С. 93.
45. Исаева М.А. Поколение // Энциклопедия гуманитарных наук. 2011. № 1.
46. Иванова Е.И. Проблема поколений и воспроизводство населения: теоретические подходы и реальность // Социологические исследования. 2012. № 4.
47. Кароян И.В. Перспективы развития гражданского воспитания молодежи в условиях социокультурной модернизации российского общества // ИСОМ. 2011. № 5.
48. Колесников В.А. Гражданский патриотизм и гражданская политическая культура в современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Ч. I. 2013. № 3 (29).
49. Конструирование общероссийской идентичности в контексте межэтнического и межрелигиозного взаимодействия: Монография / Отв. ред. Ю.Г. Волков. - Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2016. - 244 с.
50. Коротаев А.В., Малков А.С., Халтурина Д.А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд., испр. и доп. М.: КомКнига, 2007.
51. Кочиева Л.Г. Патриотизм, национализм, экстремизм: сравнительный анализ // Молодой ученый. 2014. № 20. С. 483-485.
52. Кузнецов И.М. Вариативность дискурсов патриотизма в повседневном сознании россиян // Власть. 2016. № 7.
53. Лимонцева Г.В. Идея патриотизма в трудах отечественных ученых конца XIX - начала ХХ века // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 44.
54. Лубский А.В. Гражданственность как базовая структура ментальной матрицы социального поведения в России // Философия права. 2016. №
5.
55. Лубский Р.А. Государственность и модели социального поведения в современной России // Научная мысль Кавказа. 2014. № 1.
56. Лубский Р.А. Государственность в России: проблемы изучения в контексте методологии системного исследования // Философия права. 2011. № 4 (47).
57. Лубский А.В. Можно ли совместить гражданские ценности с патриотизмом в России? // Партнерство университета и школы в сфере формирования гражданских ценностей и патриотизма: Сборник материалов Региональной научно-практической конференции / Под ред. профессора Петрулевич И.А. Ростов-на-Дону: Издательство Фонд науки и образования, 2015. С. 10-19.
58. Лубский А.В., Сериков А.В. Патриотизм как базовая структура ментальной матрицы социального поведения в России // Научная мысль Кавказа. 2016. № 4.
59. Луман Н. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит.; сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002 и др.
60. Мазур М.А., Ванюкова Я.А. Эволюция понятий патриотизма и патриотического воспитания // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 4(43).
61. Малинкин А.Н. «Новая российская идентичность»: исследования по социологии знания // Социологический журнал. 2001. № 4.
62. Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: Эссе по социологии знания / А.Н. Малинкин // Социологический журнал. 1999. № 1-2. С.107-120.
63. Малинова О.Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России // Политические исследования. 2010. № 2. С. 93-94.
64. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи // Социологические исследования. 1998. № 12. С. 94-97 и др.
65. Михайлов А.Е. Правовая жизнь современной России: Теневые стороны // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 36. Тольятти, 2015. С. 75-88.
66. Молодёжь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / рук. автор. коллектива и науч. ред. И.М. Ильинский. М.: Изд-во Ин-та молодёжи: Голос, 1999. 323 с.
67. О чем мечтают россияне: идеал и реальность / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2013.
68. Ореховская Н.А., Ореховский А.В. Патриотизм как созидающая идеология российского общества // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116).
69. Патриотическое воспитание молодежи. Ростов н/Д, 2010. С. 49.
70. Патриотизм как идеология возрождения России: сб. и ст. и докл. / отв. ред. д-р ист. наук Т.С. Гузенкова; Рос. ин-т стратег. исслед. - М.: РИСИ,
2014. - 260 с.
71. Положенцева И.В., Кащенко Т.Л. Феномен исторической памяти и актуализация личной исторической памяти студентов // Власть. 2014. № 12. С. 44.
72. Пути России: существующие ограничения и возможные варианты. М., 2004. С. 197.
73. Попов А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания/ А.В. Попов, Н.И. Попова // Народное образование. - 2013. №7. С. 3.
74. Пушина Л.Ю. Поколение как социокультурная общность // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2011. № 3 (23). С. 28.
75. Растимешина Т.В. Культурное наследие и подданническая политическая культура российского общества // Власть. 2012. № 2. С. 18-21.
76. Розов Н.С. Специфика «русской власти», ее ментальные структуры, ритуальные практики и институты // Полис. 2011. № 1. С. 29.
77. Россия перед инновационным вызовом: опыт нулевых годов / Россия реформирующаяся. Вып. 11. М., 2012. С. 82.
78. Россия реформирующаяся. Вып. 11. М., 2012. С. 126.
79. Россия реформирующаяся: Ежегодник-2011 / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 10. М.: Институт социологии РАН: Нестор-История, 2011.
80. Самыгин С.И., Верещагина А.В., Рачипа А.В. Вызовы и угрозы религиозного радикализма национальной безопасности постсекулярных обществ // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 2. С. 103-107.
81. Стерледева Т.Д., Стерледев Р.К. Духовность и бездуховность как вызов и риски для России // Власть. 2013. № 8. С. 79.
82. Старчикова М.В. Межпоколенное взаимодействие в современной России // Социологические исследования. 2012. № 5.
83. Социологический портрет молодежи Ростовской области / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д, 2012.
84. Состояние, символический капитал и потенциал развития регионального патриотизма в Ростовской области / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д, 2013.
85. Таланова К.С. Статика и динамика духовно-нравственного кризиса: логико-социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д,
2015. С. 49-50.
86. Тихомиров Г.А. Патриотизм: основные концепции и исследовательские подходы // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 5-1. С. 207.
87. Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния / Ж.Т. Тощенко // Новая и новейшая история. 2000. № 4.
88. Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015.
89. Фомин А.А. Юридическая безопасность государства как особого субъекта российского права // Право и политика. 2013. №6. С. 93.
90. Фомченкова Г.А. Трансформация ценностных ориентаций молодежи: межпоколенческое сопоставление // Власть. 2012. № 12; Яницкий О.Н. «Мусорная культура» // Новое в социологии / отв. ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2013.
91. Халий И.А. Современные общественные движения. М., 2007. С. 67-86.
92. Цветкова И.В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей (на примере г. Тольятти) // Социологические исследования. 2014. № 3.
93. Чернавский Д.С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. 2-е изд. М.: УРСС, 2004.
94. Черникова Т.В. Размышления о вооспитание патриотизма в подросковом и юнешком возрасте/ Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. - 2011. №5.
95. Шишкин В.А. Формы и виды объективации категорий национального самосознания // Омский научный вестник. 2009. № 4. С. 89-93.
96. Шутенко Е.Н. Социальная феноменология и субъективные индикаторы самореализации студенческой молодежи // ПНиО. 2014. № 4 (10).
Электронные источники
1. Афоризмы, цитаты, высказывания великих людей на тему «патриотизм». [Электронный ресурс]. URL: http://www.mobiw.ru/ patriotizm.html (дата обращения: 23.09.2016).
2. Большая пресс-конференция Владимира Путина. 23 декабря 2016 г. [Электронный ресурс].URL:http://kremlin.ru/events/president/news/53573 (дата обращения: 25.12.2016).
3. В Ростовской области приняли закон о патриотическом воспитании.
[Электронный ресурс]. 2016. URL:http://www.donnews.ru/V-Rostovskoy- oblasti-prinyali-zakon-o-patrioticheskom-vospitanii_24543 (дата
обращения: 16.05.2016).
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс]. URL:http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE 4q0ws.pdf (дата обращения: 23.09.2016).
5. Дубин Б. Поколение: социологические границы понятия. [Электронный ресурс]. URL:http://polit.ru/article/2002/04/17/474861/(дата обращения: 23.09.2016).
6. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай». 19 сентября 2013 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19243(дата обращения: 19.04.2017).
7. Иванова С.Ю. Основные концептуальные подходы к исследованию патриотизма.
[Электронныйресурс] .URL:http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3704(дата обращения: 23.09.2016).
8. Кудря А.Д. Понятие «патриотизм», его сущность и виды. [Электронный
ресурс].URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3284(дата
обращения: 23.09.2016).
9. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления. [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2013. № 2. URL: http://st-hum.ru/content/lutovinov-vi- sovremennyy-rossiyskiy-patriotizm-sushchnost-osobennosti-osnovnye- napravleniya(дата обращения: 19.04.2017).
10. Насибова И.Н. Формирование патриотизма в молодежной среде российского общества: теоретические проблемы исследования. [Электронныйресурс].URL:http://onlinescience.ru/userfiles/file/xm1w06isd3j0f8khevdxi25mmkncbff7.pdf (дата обращения: 19.04.2017).
11. Омельченко Е.Л. АНТИФА против ФА. [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/article/2010/05/24/antifa/(дата обращения: 19.04.2017).
12. «Об утверждении Концепции патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года». [Электронный ресурс].
2016. URL: http://www.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-Koncepcii- patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi-v-Rostovskojj(дата обращения: 16.05.2016).
13. Пантин В.И. Массовое сознание в современной России: размежевания,
противоречия, сопряжения. [Электронный ресурс] // Вестник Института социологии. 2015. № 1 (12). С. 107. URL:
http://www.vestnik.isras.ru/(дата обращения: 23.09.2016).
14. Патриотизм в представлениях россиян. [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/19- 11-2013/patriotizm-vpredstavleniyakh-rossiyan (дата обращения: 23.07.2015).
15. Патриотизм как социально-историческое явление. [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://www.oboznik.ru/?p=20060(дата обращения: 15.05.2016).
16. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи. Понятие патриотизма. [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://www.nirsi.ru/100(дата обращения: 15.05.2016).
17. Чернов И. Ура-патриотизма быть не должно. [Электронный ресурс] //
Взгляд. URL: http://vz.ru/society/2015/7/10/ 755454.html (дата
обращения: 23.09.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ