Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институт независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов: проблемы и перспективы развития

Работа №60132

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
432
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Коррупция и антикоррупционная экспертиза 8
1.1. Понятие коррупции и коррупциогенных факторов в законодательстве .... 8
1.2. Антикоррупционная экспертиза: понятие, виды, особенности, место в
правовой системе Российской Федерации 14
Глава 2. Независимая антикоррупционная экспертиза 25
2.1. Понятие и субъекты независимой антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и их проектов 25
2.2. Особенности независимой антикоррупционной экспертизы 31
2.3. Взаимодействие независимых экспертов с государственными органами 36
Заключение 45
Список использованных источников

Актуальность темы исследования. В настоящее время в России осуществляется модернизация государственного управления по нескольким направлениям. Одним из таких направлений выступает противодействие коррупции. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (далее - антикоррупционная экспертиза) - это мера противодействия коррупции, направленная на выявление и устранение коррупциогенных факторов, имеющихся в нормативных правовых актах и их проектах. Организационно-правовые основы института антикоррупционной экспертизы, в т.ч. независимой антикоррупционной экспертизы, были заложены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 года №1789-р .
Субъектами антикоррупционной экспертизы являются как государственные органы, так и представители института гражданского общества - независимые эксперты. Включение институтов гражданского общества в число субъектов антикоррупционной экспертизы - это цель административной реформы, установленная в вышеуказанной Концепции. Такой целью выступает повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и их должностных лиц с институтами гражданского общества. Такое взаимодействие направлено на участие институтов гражданского общества при принятии решений государственными органами, осуществление контроля над их деятельностью, а также оценке реализации государственных функций и оказании государственных услуг. В настоящее время уделяется повышенное внимание разработке и поиску способов организации такого взаимодействия. В этой связи принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р . Однако ни указанная концепция, ни Федеральный закон от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Закон об АКЭ), ни Постановление Правительства от 26.02.2010 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в котором установлены правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы, не имеют положений о механизме взаимодействия субъектов антикоррупционной экспертизы. Отсутствие или недостаток правового регулирования в данном направлении приводят к проблемам при осуществлении деятельности независимых экспертов на практике.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения проблем развития института независимой антикоррупционной экспертизы, взаимодействия субъектов антикоррупционной экспертизы и анализа действующего законодательства о противодействии коррупции и антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов. Такая необходимость обусловлена тем, что коррупция является угрозой национальной безопасности России и одним из направлений противодействия коррупции является совершенствование антикоррупционного законодательства, включающее разработку и принятие правовых норм, которые будут препятствовать созданию условий для совершения действий коррупционной направленности.
Целью исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых основ организации и проведения независимой антикоррупционной экспертизы, а также выявление проблем и перспектив развития независимой антикоррупционной экспертизы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) определить понятия «коррупция», «коррупциогенный фактор законодательства»;
2) определить понятие и виды антикоррупционной экспертизы, а также её место в правовой системе Российской Федерации;
3) изучить перечень субъектов независимой антикоррупционной
экспертизы;
4) выявить проблемы института независимой антикоррупционной
экспертизы;
5) проанализировать взаимодействие независимых экспертов с государственными органами;
6) в результате проведённого исследования разработать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование законодательства в области независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении антикоррупционной экспертизы, в том числе независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые основы и практика осуществления независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, научные положения и взгляды учёных.
Методологическую основу исследования составляют диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой аналитический, статистический методы.
Нормативную базу исследования составляют: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172 - ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов проектов нормативных правовых актов», Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», Приказ Министерства юстиции РФ от 27.07.2012 № 146 «Об утверждении административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Теоретическую основу исследования составляют научные труды М.О.Акопджановой, М.С. Бахтиной,Т.П. Виноградова, Н.А. Власенко, С.А. Грачёвой, П.А. Кабанова, М.М. Какителашвили, Е.В. Лоя, Н.Т. Леоненко, А.Н. Миронова, В.А. Непомнящего, Е.Е.Рафалюка, Е.В. Ромашиной, С.В. Филатова, Е.И. Юлегиной.
В качестве эмпирической базы исследования используются:
1) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 2О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»;
2) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»;
3) статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Минюста России.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что её результаты могут быть применены на практике в сфере осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и использованы в последующих научных исследованиях.
Данная выпускная квалификационная работа обусловлена её актуальностью, целью, объектом, предметом, задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведённого анализа сделаны следующие выводы.
1. Коррупция - это незаконное использование служебного положения должностным лицом, вопреки публичным интересам, в целях получения какой-либо имущественной выгоды в личных целях или для третьих лиц. Коррупциогенные факторы - это положения нормативно-правовых актов и их проектов, установленные законом, то есть нормы-дефекты, создающие условия для проявления коррупции.
2. Антикоррупционная экспертиза - это исследование нормативных правовых актов или проектов нормативных правовых актов, осуществляемое специальными субъектами, в целях выявления в них коррупциогенных факторов, а также дача заключения по вопросам их наличия или отсутствия в нормативных правовых актах или их проектах. Существует 4 вида антикоррупционных экспертиз, проводимых: Прокуратурой Российской Федерации, Минюстом России, иными органами публичной власти, независимыми экспертами.
3. Независимая антикоррупционная экспертиза - это исследование, проводимое независимыми экспертами в целях выявления коррупциогенных факторов, имеющихся в нормативных правовых актах либо их проектах.
4. Институт независимой антикоррупционной экспертизы нормативно - правовых актов и их проектов в России находится на раннем этапе своего развития, имеет ряд особенностей и проблем.
Выявлены проблемы развития института независимой антикоррупционной экспертизы и предложены пути их решения.
1. Проблема «минимальное участие независимых экспертов в антикоррупционной экспертизе», которая препятствует реализации принципов сотрудничества органов публичной власти с представителями гражданского общества, установленных антикоррупционным законодательством, а также развитию России как правового государства».
Для решения указанной проблемы следует:
1) в законодательстве субъектов Российской Федерации установить проведение конкурса среди независимых экспертов в целях повышения их активности;
2) установить возможность лишения статуса независимого эксперта, если он в течение года не осуществляет независимые антикоррупционные экспертизы, дополнив в пункт 61 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утверждённого Приказом Минюста России от 27.02.2012 № 146, дополнить основанием для принятия решения об аннулировании аккредитации независимого эксперта: «в случае не осуществления независимой антикоррупционной экспертизы в течение 1 года со дня получения, продления срока аккредитации, а также со дня осуществления последней экспертизы».
2. Проблема «рекомендательный характер заключения независимых экспертов», что препятствует эффективному противодействию коррупции в целом».
Решение: внести изменение в ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172 - ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», заменив слово «рекомендательный» словом «обязательный» и изложить в следующей редакции: «Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит обязательный характер и подлежит рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ».
3. Несовершенство действующей Методики проведения антикоррупционной экспертизы.
Решение: необходимо развивать Методику проведения антикоррупционной экспертизы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, устанавливая условия её проведения, дополнив пунктом: «5. Антикоррупционная экспертиза проводится при наличии соответствующей квалификации эксперта и надлежащих условиях материально-технического и методического обеспечения».
Полагаем, что указанные меры способствуют развитию института независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, а также эффективному противодействию коррупции.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7- ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 №273 - ФЗ «О противодействии
коррупции» (ред. от 28.12.2017) // СЗ РФ. 2008. №28. Ст. 6228.
3. Федеральный закон от 17.07.2009 №172 - ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ред. от 21.10.2013) // СЗ РФ. 2009. №29. Ст. 3609.
4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.11.2017) //
Российская газета. 2006. №95.
5. Федеральный закон от 31.05.2002. №63 - ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. 2002. №100.
6. Федеральный закон от 21.07.2014 №212 - ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2017) // Российская газета. 2014. №163.
7. Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции» // Российская газета. 2010. №162.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (в ред. от 10.07.2017) // Российская газета. 2010. №46.
8. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.» // Собрание законодательства РФ. 2005. №46.
9. Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» (ред. от 13.03.2018) // Законность. 2009. №4.
10. «Типовой план противодействия коррупции федерального органа исполнительной власти" (одобрен Правительственной комиссией по проведению административной реформы (протокол заседания от 15.06.2012 № 134)).
11. Приказ Министерства юстиции РФ от 27.07.2012 № 146 «Об утверждении административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (ред. от 29.09.2017) // Российская газета. 2012. № 197.
12. Приказ Минюста России от 03.03.2014 3 26 (ред. от 14.02.2018) «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» // Российская газета. 2014. № 68.
12. Приказ МВД России от 24.02.2012 № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России» (ред. от 03.10.2017) // Российская газета. № 112. 2012.
13. Приказ Минздрава России от 24.09.2012 № 218н «Об утверждении
Порядка организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов в Министерстве здравоохранения Российской Федерации» // Российская газета. №77. 2013.
14. Приказ Министра обороны РФ от 19.12.2011 № 2610 «О Порядке
проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации» (ред. от 14.09.2015) // Российская газета. №32. 2012.
15. Приказ Минкультуры России от 15.12.2010 № 774 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства культуры Российской Федерации» (ред. от 01.06.2016) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №10. 2011.
16. Постановление Госсовета РК от 15.12.2016 № VI-3/118 «О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов Республики Коми, проектов постановлений Государственного Совета Республики Коми нормативного характера, а также законов Республики Коми, постановлений Государственного Совета Республики Коми нормативного характера» // Сетевое издание "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации"http: //www.law.rkomi.ru. 21.12.2016.
17. Указ Главы Республики Коми от 01.02.2016 № 9 «О проведении
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы
Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Главы
Республики Коми» // Сетевое издание "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации"http://www.law.rkomi.ru. 01.02.2016.
18. Постановление Правительства Республики Коми от 02.02.2016 № 39 «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Правительства Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Правительства Республики Коми» // Сетевое издание "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации"http://www.law.rkomi.ru. 03.02.2016.
Международные правовые акты
19. Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной
политике» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15 ноября 2003 г. № 22-15) //
Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств- участников Содружества Независимых Государств. 2004. № 33. С. 225 - 260.
Судебная практика
20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета. 2009. №207.
21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (в ред. от 03.12.2013) // Российская газета. 2013. №154.
Монографическая и учебная литература
22. Авакьян С.А., Баженова О.И., Ежукова О.А. Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно-методический комплекс (учебное пособие) / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ. 2016. 568 с.
23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
Научные статьи
24. Акопджанова М.О. Особенности применения законодательства об антикоррупционной экспертизе // Административное и муниципальное право. 2014. №8.
25. Бахтина М.С. Актуальные проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами прокуратуры РФ // Административное и муниципальное право. 2015. № 2. С. 209 - 214.
26. Виноградов Т.П. Экспертиза законопроектов в России: современное состояние и пути развития // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 12. С. 24 - 28.
27. Власенко Н.А., Грачёва С.А., Рафалюк Е.Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. № 11. С. 68 - 80.
28. Кабанов П.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов: опыт правового
регулирования субъектов Российской Федерации // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 173.
29. Кабанов П.А. Независимая антикоррупционная экспертиза: понятие, содержание, правовое регулирование и перспективы повышения качества экспертной деятельности // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 57 - 64.
30. Казанцева О.Л. Независимая антикоррупционная экспертиза: оправдались ли ожидания? // Евразийская адвокатура. 2015. № 1 (14). С. 51 - 53.
31. Клеймёнов М.П. Административно-правовое регулирование производства антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов // Юридический мир. 2014. №4.
32. Какителашвили М.М., Непомнящий В.А. Взаимодействие органов прокуратуры с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы // Вестник Академии Генеральной прокуратуры. 2011. № 1. С. 15 - 19.
33. Качалов В.В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как одна из мер профилактики коррупции на муниципальном уровне // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 1. С. 26 - 29.
34. Леоненко Н.Т. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: осмысление теории и практики // Развитие территорий. 2016. № 3-4 (6). С. 28 - 34.
35. Лой Е.В. Перспективы совершенствования института антикоррупционной экспертизы в рамках проведения административной реформы // Административное право и процесс. 2017. N 12. С. 64 - 67
36. Миронов А.Н. Экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 32 - 38.
37. Полукарпов А.В. Коррупциогенные риски в социальном законодательстве и административно-правовые средства противодействия им // Административное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 79 - 94.
38. Ромашина Е.В. Классификация научных подходов к определению коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 7. С. 32 - 34.
39. Семёнова Е.Н. Сравнительно-правовой анализ законодательства стран СНГ по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // Правовая информатика. 2013. № 4. С. 61 - 67.
40. Соколова Н.Г. Трансформация правил законодательной техники в антикоррупционную экспертизу // Право и современные государства. 2015. № 2. С. 78 - 87.
41. Титов Н.С. Экспертиза проектов нормативных правовых актов: опыт, виды и стратегические перспективы // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 747 - 753.
42. Филатов С.В. Антикоррупционная экспертиза: практика и проблемы реализации // Законность. 2014. № 9. С. 40 - 42.
43.Чернышева Л.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: проблемы теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 6. С. 50 - 53.
44. Шаломенцева Е.Г. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, применяемых в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, проблемы правового регулирования // Юридический мир. 2013. № 12. С. 36 - 39.
45. Шевердяев С.Н. Формирование основ правового регулирования антикоррупционной экспертизы нормативных актов и вопросы совершенствования официальной методики ее проведения // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 20. С. 5 - 11.
46. Шокот И.Ю. К вопросу о понятии коррупции, ее сущности и признаках // Военно-юридический журнал. 2015. № 7. С. 8 - 12.
47. Шугрина Е.С. Понятие и признаки коррупции: особенности правового просвещения учащихся // Административное право и процесс. 2015. № 6. С. 54 - 57.
Диссертации и авторефераты диссертаций
48. Юлегина Е.И. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в системе взаимодействия ее субъектов (административно - правовой аспект): Дисс... к.ю.н. Москва, 2014. 203 с.
Интернет-ресурсы
49. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа: https://genproc.gov.ru(дата обращения 27.05.2018).
50. Минюст Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minjust.ru/ru/gosudarstvennyy-reestr-nezavisimyh-ekspertov-poluchivshih- akkreditaciyu-na-provedenie/fizicheskie(Дата обращения 30.03.2018).
51. Минюст Республики Татарстан [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://minjust.tatarstan.ru/ezhegodniy-respublikanskiy-konkurs-ekspertov-po.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ