Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа №60108

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2020
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
417
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГОРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
1.1. ПОНЯТИЕ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 9
1.2. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
1.3. УСЛОВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПОЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
2.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ХРЕСТОМАТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХПРОИЗВЕДЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕРАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. .78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ» (М.ЛЮШЕР) 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МЕТОДИКА «СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (И.Б.ДЕРМАНОВА) 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭМПАТИИ»(ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ)
(Ю.А.АФОНЬКИНА, Л.Ю.СУББОТИНА, Г.А.УРУНТАЕВА) 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. «МИМИЧЕСКИЙ ТЕСТ» (К.Э.ИЗАРД) 88


Актуальность исследования. Одним из основных принципов, сформулированных в Законе «Об образовании в Российской Федерации», является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Реализация этого принципа приобрела особое значение для становления личности ребенка, его психического развития, включающего как развитие его деятельности, мотивационной и интеллектуальной сфер, так и эмоционально-волевой сферы.
Эмоции играют немаловажную роль в жизни каждого человека. Это обусловлено тем, что современное общество нуждается в стрессоустойчивых, уравновешенных и бесконфликтных людях. Такими качествами могут обладать только люди, с хорошо развитым эмоциональным самоконтролем. В связи с этим, необходимо с раннего детства способствовать эмоциональному развитию личности.
Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, приобретаемый в старшем дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки, поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать работу в данном направлении.
Эмоциональное развитие дошкольников - умение идентифицировать и понимать собственные эмоции, точно «читать» и понимать эмоциональные состояния окружающих, управлять эмоциями и их выражением, регулировать собственное поведение, проявлять эмпатию по отношению к окружающим, устанавливать и поддерживать отношения.
Правильно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Эмоциональное развитие детей невозможно без произведений художественной литературы. Художественная литература - это искусство. И, как любое другое искусство, она играет большую роль в становлении эмоциональной сферы человека. Возможности влияния художественной литературы на эмоциональное развитие ребенка-дошкольника очень велики.
Среди исследований, посвященных изучению влияния художественной литературы на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста и указывающих на важность приобщения детей к художественной литературе, необходимо особое внимание уделить трудам таких выдающих педагогов, психологов и лингвистов, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н. Миронова, О.И. Никифорова, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский и другие. Однако, эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы не находит в исследованиях всестороннего изучения.
Исходя из этого, эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы становится весьма актуальной и перспективной проблемой.
В результате анализа психолого-педагогической литературы и изучения состояния проблемы эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы было выявлено противоречие между: необходимостью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточной изученностью условий эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.
Существующие противоречия и актуальность проблемы позволили определить тему исследования: «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы».
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения определили проблему исследования: поиск условий эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.
Цель исследования - выявить, обосновать и экспериментально проверить условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.
Объект исследования - процесс эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.
Предмет исследования - условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы может быть более эффективным, если будут созданы следующие условия:
- разработка хрестоматии художественных произведений, направленных на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста;
- обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды.
Для достижения цели и проверки правильности гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; конкретизировать понятие «эмоциональное развитие».
2. Раскрыть особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.
3. Теоретически выявить и экспериментально реализовать условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды ученых об эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста (Л.А. Баландина, Л.С. Выготский, И.А. Горбачева, Н.С. Ежкова, К.Э. Изард, И.О. Карелина, Н.В. Костерина, Г.Н. Марченко, В.К. Солондаев и др.), работы исследователей об эмоциональном развитии детей в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы (Е.И. Изотова, Н.К. Крупская, Е.В. Никифорова и др.), а так же исследования ученых об особенностях эмоционального развития детей в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы (М.А. Мазниченко, С.Л. Рубинштейн, Ю.С. Тюников и др.).
Исходя из цели и задач исследования, сущности изучаемого феномена и логики научного исследования, применялись следующие методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ научной литературы, обобщение, систематизация, сравнение);
- эмпирические (наблюдение, изучение результатов деятельности, педагогический эксперимент).
Экспериментальной базой исследования был детский сад «Солнышко» структурное подразделение МАОУ Южно- Дубровинской СОШ в с. Армизонское. В эксперименте принимали участие 14 детей старшего дошкольного возраста. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 7 человек в каждой). Группа «Рябинка» - экспериментальная, группа «Пчёлки» - контрольная.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (октябрь 2019 - декабрь 2019) - поисково-теоретический: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, определение понятийного аппарата, постановка цели, задач, обозначение объекта, предмета, выдвижение гипотезы.
Второй этап (январь 2020 - март 2020) - опытно-экспериментальный: подбор диагностических методик,
проведение констатирующего и формирующего этапа эксперимента, систематизация и обработка полученных результатов.
Третий этап (апрель 2020 - июнь 2020) - заключительно- обобщающий: проведение контрольного этапа эксперимента, проверка гипотезы, оформление выпускной квалификационной работы.
Новизна исследования состоит в следующем: выявлены и реализованы условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы; разработана хрестоматия художественных произведений, направленных на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Апробация выпускной квалификационной работы нашла отражение:
- в участии в XI Международной научно-практической конференции «Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации», состоявшейся 5 июня 2020 г. в г. Пенза;
- публикация статьи «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы» в сборнике статей XI Международной научно-практической конференции, состоявшейся 5 июня 2020 г. в г. Пенза.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные автором условия и диагностический инструментарий могут быть использованы в практической деятельности педагогов ДОУ.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста - актуальная задача нашего времени. Эмоциональное развитие мы рассматриваем как одну из главных составляющих гармоничного развития и становления личности человека. В процессе воспитания в ДОУ ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы идентификации и проявления собственных эмоций, а так же способы понимания эмоционального состояния окружающих людей.
Дошкольный возраст - благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки, поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать работу, направленную на эмоциональное развитие.
В нашем исследовании мы понимали эмоциональное развитие как умение идентифицировать собственные эмоции, распознавать и понимать эмоциональное состояние окружающих людей и проявлять к ним эмпатию, управлять собственными эмоциями и способами их выражения, регулировать поведение, а так же устанавливать и поддерживать отношения.
Анализ научной литературы по вопросам эмоционального развития, позволяет нам определить, что особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы, заключаются в предвосхищении, которое связано с формированием устойчивых и глубоких переживаний своей и чужой деятельности; характеризуются наивностью восприятия прочитанного; нерациональностью восприятия художественных произведений, характеризующейся бурным выражением эмоций.
В ходе изучения и анализа литературы, касающейся условий эмоционального развития детей мы определили, что в настоящее время достаточно много авторских точек зрения на условия, при создании которых эмоциональное развития детей будет протекать благоприятно и эффективно. Однако, условиям эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы уделено не много внимания. Исходя из этого, нами были выявлены следующие условия эмоционального развития детей в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы:
- разработка хрестоматии художественных произведений, направленных на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста;
- обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды.
Реализуя работу над выявленными условиями, мы провели комплексный эксперимент, в котором приняли участие 14 детей старшего дошкольного возраста (7 человек в контрольной группе, 7 человек в экспериментальной группе). Базой исследования был детский сад «Солнышко» структурное подразделение МАОУ Южно-Дубровинской СОШ в с. Армизонское.
В ходе исследования мы определяли уровень эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. С этой целью были выделены критерии и показатели эмоционального развития старших дошкольников (эмоционального реагирование (эмоциональное состояние ребенка, наличие и глубина социальных эмоций); эмпатия (умение выражать эмоции, умение взаимодействовать с другим человеком с учетом его эмоционального состояния); словарь эмоциональной лексики (знания детей об эмоциях и способах их выражения, понимание эмоций другого человек)), подобран диагностический инструментарий, а так же определены уровни (высокий, средний, низкий) эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
При анализе полученных результатов методик, тестов и наблюдений на констатирующем этапе исследования мы пришли к выводу о том, что у большинства детей низкий и средний уровню эмоционального развития. Это свидетельствовало о необходимости вести работу, направленную на повышение эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
С целью повышения эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста был проведен формирующий этап эксперимента. Его целью явилась необходимость проверки эффективности условий, направленных на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.
Контрольный этап эксперимента позволил говорить о повышении уровня эмоционального развития у испытуемых детей. Анализ полученных результатов показал, что у воспитанников произошли заметные изменения в умении проявлять собственные эмоции, распознавать эмоции окружающих людей, называть и проявлять различные эмоции. Наиболее значимым можно считать увеличение числа детей с высоким и средним уровнем, и уменьшение числа воспитанников с низким уровнем эмоционального развития.
Таким образом, на основе опытно-экспериментальной работы по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы, можно сделать вывод: цель исследования достигнута, так как выявленные и реализованные нами условия являются эффективными, полученные результаты подтвердили гипотезу.



1. Адаменко Л. Детям про эмоции //Дошкольное воспитание.
2004. №6. С. 18-19.
2. Акулова Е.Ф. Детская психология: сборник тестовых заданий. Тольятти, 2006. 81 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. Москва: Академия, 2012. 300 с.
4. Алексеевская А.Т. Формирование читательского интереса у дошкольников. Москва: Академия, 2008. 18 с.
5. Антинази А. Энциклопедия социологии. 2009. 693 с.
6. Афанасьева Л.И. Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание. 2007. №2. С. 72-78.
7. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. Москва: Просвещение: Владос, 1995. 291 с.
8. Байбаева М.Х., Исмаилова З.К., Сапаров А.Б. Основные категории педагогики - развитие, воспитание, обучение, образование//Молодой ученый. 2015. №88. С. 937-940.
9. Баландина Л.А., Горбачева И.А., Марченко Г.Н. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 288 с.
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. Москва: Просвещение, 1967. 196 с.
11. Вилюнас В.К. Психологий эмоций. Санкт-Петербург: Питер,
2011. 496 с.
12. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. Москва: Класс, 2008. 256 с.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. 1996. №6. С. 62-76.
14. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. Москва: Смысл, 2004. 512 с.
15. Гогоберидзе А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Санкт- Петербург: Детство Пресс, 2010. 650 с.
16. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Москва: Педагогическое общество России, 2004. 276 с.
17. Долженкова М.И., Кириллов Д.А. Категории развития в педагогике//Державинские чтения. 2016. С. 14-18.
18. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Москва: Владос, 2010. 128 с.
19. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Москва: Педагогика, 1995. 218 с.
20. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. Москва, 2002. 650 с.
21. Зобнина А.Б. Как пробудить у дошкольника интерес к чтению//Дошкольное воспитание. 2007. №8. С. 35-43.
22. Изард К.Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 280 с.
23. Изотова Е.И, Марцинковская Т.Д., Сергеев Е.А. Социально-эмоциональное развитие детей: теоретические основы. Москва: Дрофа, 2019. 245 с.
24. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2004. 288 с.
25. Карелина И.О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации. Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. 122 с.
26. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.
27. Королева Е.И. Анализ содержания понятия «эмоциональное развитие в психологии. Подольск, 2017. 14 с.
28. Костерина Н.В. Психологии индивидуальности (эмоции). Ярославль: Ярославский государственный университет, 1999. 24 с.
29. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания//История советской педагогики. Москва: Просвещение, 1980. С. 96-99.
30. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия». Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2001. №2. С. 101-104.
31. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак. Перевод с англ. Васильева М. и др. Москва: Олма-Пресс, 2004. 250 с.
32. Мазниченко М.А., Тюников Ю.С. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя//Дошкольное воспитание. 2005. №9. С. 31-34.
33. Маханева М.Д. Театрализованная деятельность
дошкольников//Дошкольное воспитание. 1999. №11. С. 23-26.
34. Миронова Н. Как научить ребенка любить
литературу?//Дошкольное воспитание. 2005. №5. С. 117-121.
35. Мухина В.С. Психология дошкольника. Москва: Детство- Пресс, 2010. 350 с.
36. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. Москва: Академия, 2002. 152 с.
37. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), испр. и доп. Москва: Мозаика-Синтез, 2019, 336 с.
38. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., Москва, 2006. 938 с.
39. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. Санкт- Петербург: Речь, 2002. 112 с.
40. Павленко Т. Коммуникативные аспекты эмоционального развития детей//Палитра педагога. 2003. №2. С. 19.
41. Радионова О.Р. Развивающая предметная среда в дошкольном воспитании. Москва: Экопсицентр РОСС, 2000. 209 с.
42. Современный энциклопедический словарь, 2015. 2663 с.
43. Солондаев В.К. Специальная психология: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2008. 112 с.
44. ФГОС ДО № 30384. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155: дата введения 2013-11-17. Москва: Министерство науки и образования Российской Федерации, 30 с.
45. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации". 194 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ