Политика Екатерины II по отношению к мусульманскому населению Среднего Поволжья
|
Введение 3
Глава 1. Политика Екатерины II по отношению к мусульманам Поволжья (1762-1773 гг.) 9
1.1. Правительственные меры в отношении мусульман в начале
царствования Екатерины II 9
1.2. Взаимодействие Екатерины II с мусульманами Поволжья в 1767
году 20
1.3. Создание Указа 1773 г 37
Глава 2. Институциализация ислама в России в царствование Екатерины II 43
2.1. Учреждение «Духовного собрания мусульманского закона» 43
2.2. Мусульмане в правительственной политике Екатерины II (1773-1796
гг.) 48
Глава 3. Этносоциальная политика Екатерины II по отношению к
татарскому населению 59
3.1. Изменения в этносоциальной структуре татарского общества 59
3.2. Сословные права знати мусульман 62
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 74
Глава 1. Политика Екатерины II по отношению к мусульманам Поволжья (1762-1773 гг.) 9
1.1. Правительственные меры в отношении мусульман в начале
царствования Екатерины II 9
1.2. Взаимодействие Екатерины II с мусульманами Поволжья в 1767
году 20
1.3. Создание Указа 1773 г 37
Глава 2. Институциализация ислама в России в царствование Екатерины II 43
2.1. Учреждение «Духовного собрания мусульманского закона» 43
2.2. Мусульмане в правительственной политике Екатерины II (1773-1796
гг.) 48
Глава 3. Этносоциальная политика Екатерины II по отношению к
татарскому населению 59
3.1. Изменения в этносоциальной структуре татарского общества 59
3.2. Сословные права знати мусульман 62
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 74
Актуальность темы. Россия - многонациональная и
многоконфессиональная страна. В современной России идет процесс возрождения религиозных ценностей и церковных институтов, о чем можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые храмы и мечети; выпускаются газеты и журналы религиозного содержания, в прессе все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с тематикой религии. Сегодня в Российской Федерации существует законодательная база, регулирующая взаимоотношения между государством и религиозными объединениями. Общественная дискуссия о месте и роли религии в жизни страны, о перспективах партнёрства религиозных организаций и государства продолжается. Нередко приходится слышать о несовместимости двух религий и невозможности их мирного сосуществования, исконной враждебности и агрессивности ислама с одной стороны, а с другой - призывы к тотальной исламизации. Все это делает изучение историко¬правового опыта взаимоотношений двух религий и их представителей в России крайне востребованными сегодня, когда мирное сосуществование различных религий является одной из насущных задач современной цивилизации.
Ислам в истории России оказывал (и продолжает в определенной мере делать это сейчас) влияние на религиозную ситуацию в стране, этнокультурные и этносоциальные процессы, межэтнические и идеологические конфликты, экономическое и политическое развитие, международные позиции и внешнюю политику России.
Вопрос и мирном взаимодействии двух религий представляет серьезную проблему. Опыт решения этой проблемы в прошлом имеет большое значение для настоящего времени. Большую роль в укреплении взаимоотношений двух религий в России внесла Екатерина II. Екатерина II была великой русской императрицей, сыгравшей важную роль в истории России. В дореволюционной, советской и современной русской и зарубежной
исторической науке многие авторы посвятили свои обширные труды этой неординарной личности, жизнь и деятельность которой заслуживают самого серьезного изучения.
Поэтому изучение политики Екатерины II в области взаимоотношения двух религий имеет большое научное и политическое значение. Это обусловило актуальность темы данной дипломной работы.
Источниковую базу исследования составили документы, относящиеся к периоду правления Екатерины II . Это законодательные акты Екатерины II Указы, письма, воспоминания.
Нормативная основа исследования представлена актами, регулирующими отношения в религиозной сфере с участием государственных учреждений. Среди опубликованных источников ключевое значение в определении
положения исламских институтов в общеимперском правовом пространстве имеют законодательные акты, в частности указы Екатерины II,
опубликованные в «Полном собрании законов Российской империи» .
Они позволяют рассмотреть изменения в отношении к исламу, дают возможность выявить внутриполитический курс правительства, прежде всего, по отношению к сословным группам мусульман, религиозным институтам; определить области «разграничения полномочий» между гражданским законодательством и нормами шариата в повседневной жизни мусульман и т.п.
Наиболее полным сборником законов (124 законодательного акта), позволяющим проследить историю становления исламских институтов в России и формирования юридического положения религиозных управлений, военного и гражданского духовенства, мечетей, приходов, и отдельных аспектов семейного права мусульман и т.п., является издание, составленное профессором Д.Ю. Араповым1.
К источникам исследования также относятся письма, документы личного происхождения. В качестве методов работы с источниками применялась историческая реконструкция событий.
Хронологические рамки исследования ограничены промежутком времени, начиная с середины XVI в. до конца XVIII в. Левая граница связана с началом реализации политики веротерпимости по отношению к исламу и мусульманам, теоретически обоснованной в 1767 г. в «Наказе» Екатерины II. Географические рамки исследования ограничены территорией Среднего Поволжья.
Степень разработанности темы. Среди отечественных ученых, которые непосредственно исследовали правовую регламентацию религиозной жизни в России, в том числе по отношению к мусульманам - Н. Тальберг , А.Н. Филиппов, С.О. Шмидт, Я.Н. Щапов.
В последнее время наметились важные изменения в изучении взаимоотношений светской власти Российского государства и его подданных- мусульман. Вышли в свет несколько сборников документов, посвященных российскому законодательству в отношении мусульман .
Отдельные аспекты взаимоотношений государства и ислама нашли отражение в статьях и фундаментальных монографических исследованиях, основанных на архивных (Г.В. Ибнеева , А.И. Ногманов1, Д.Ю. Арапов и др.) и иных материалах И.А. Гилязов2, Д.М. Усманова3, С.Ф. Фаизов4 и др.
Однако работы вышеперечисленных авторов посвящены, прежде всего, исследованию проблем гражданско-правового регулирования в законодательной практике XIX-XX вв. Специальных исследований, посвященных законодательному регулированию ислама в Российском государстве и правовому положению мусульман в России во время правления Екатерины II., а также осмыслению этого опыта в историографии до сих пор не достаточно.
Наиболее полно вопросы имперской политики Екатерины II в срезе ее политической практики, а именно путешествий по стране, рассматривает Г.В. Ибнеева . Г.В. Ибнеева анализирует различные аспекты влияния поездок Екатерины II на ее имперскую политику: формирование идеологии этнокультурной терпимости, взаимоотношения центральной власти и локальных элит. Монография написана на основе широкого круга неопубликованных источников из архивохранилищ Москвы, Петербурга, Казани, Риги, Тарту, Киева, Марбурга.
В настоящее время тема взаимоотношения государственной власти и религиозных институтов, а особенно религиозных меньшинств, приобретает особое звучание.
Политика Екатерины II по отношению к исламу оказалась дальновиднее, а результаты действеннее, чем у ее предшественников. Пойдя на сознательное ослабление религиозного гнета, поступившись на какое-то время унификационными устремлениями в духовной сфере, власть компенсировала это тем, что добилась превращения мусульманского духовенства из оплота оппозиционных самодержавию сил, в своего приверженца и пособника. В настоящее время этой теме посвящены научные статьи в журналах .
Объект исследования: государственная политика по отношению к
мусульманам.
Предмет исследования: политика Екатерины II по отношению к
мусульманскому населению Среднего Поволжья.
Цель исследования заключается в исследовании политики Екатерины II по отношению к мусульманскому населению Среднего Поволжья, в том числе в период пребывания в Казани, исследование законодательных актов указов позволяющих проанализировать институционализацию ислама, развитие политики Екатерины II в отношении мусульман.
Исходя из цели, были поставлены три задачи:
- изучить политику Екатерины II по отношению к мусульманам Поволжья;
- охарактеризовать вопросы институциализации ислама в политике Екатерины II;
- проанализировать этносоциальную политику Екатерины II по отношению к татарскому населению.
Методологической основой проводимого нами исследования является подход к анализу материала на основе строгого соблюдения принципов объективности и историзма. В работе используются системный, статистический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой и конкретно-социологический методы.
Научная новизна дипломного исследования определяется тем, что в работе охарактеризована политика по отношению к мусульманам Среднего Поволжья.
В XVIII в. формируется система государственного регулирования духовной жизни российских мусульман, что приводит к созданию в России Уфимского и Таврического муфтиятов.
Научно-практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов совершенствования взаимоотношений государства и религиозных институтов. Материалы исследования могут быть использованы в вузах при преподавании дисциплин историко-правового цикла.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрена политика Екатерины II по отношению к мусульманам Поволжья, проанализирована встреча Екатерины II с мусульманами в 1867 году, пребывание в Казани, строительство мечетей и проанализирован Указ о веротерпимости. Во второй главе проанализированы вопросы институциализации ислама в политике Екатерины II в Поволжье и Казахстане. В третьей главе обобщен опыт этносоциальной политики Екатерины II по отношению к татарскому населению, становления и регламентации сословных прав знати мусульманских народов.
многоконфессиональная страна. В современной России идет процесс возрождения религиозных ценностей и церковных институтов, о чем можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые храмы и мечети; выпускаются газеты и журналы религиозного содержания, в прессе все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с тематикой религии. Сегодня в Российской Федерации существует законодательная база, регулирующая взаимоотношения между государством и религиозными объединениями. Общественная дискуссия о месте и роли религии в жизни страны, о перспективах партнёрства религиозных организаций и государства продолжается. Нередко приходится слышать о несовместимости двух религий и невозможности их мирного сосуществования, исконной враждебности и агрессивности ислама с одной стороны, а с другой - призывы к тотальной исламизации. Все это делает изучение историко¬правового опыта взаимоотношений двух религий и их представителей в России крайне востребованными сегодня, когда мирное сосуществование различных религий является одной из насущных задач современной цивилизации.
Ислам в истории России оказывал (и продолжает в определенной мере делать это сейчас) влияние на религиозную ситуацию в стране, этнокультурные и этносоциальные процессы, межэтнические и идеологические конфликты, экономическое и политическое развитие, международные позиции и внешнюю политику России.
Вопрос и мирном взаимодействии двух религий представляет серьезную проблему. Опыт решения этой проблемы в прошлом имеет большое значение для настоящего времени. Большую роль в укреплении взаимоотношений двух религий в России внесла Екатерина II. Екатерина II была великой русской императрицей, сыгравшей важную роль в истории России. В дореволюционной, советской и современной русской и зарубежной
исторической науке многие авторы посвятили свои обширные труды этой неординарной личности, жизнь и деятельность которой заслуживают самого серьезного изучения.
Поэтому изучение политики Екатерины II в области взаимоотношения двух религий имеет большое научное и политическое значение. Это обусловило актуальность темы данной дипломной работы.
Источниковую базу исследования составили документы, относящиеся к периоду правления Екатерины II . Это законодательные акты Екатерины II Указы, письма, воспоминания.
Нормативная основа исследования представлена актами, регулирующими отношения в религиозной сфере с участием государственных учреждений. Среди опубликованных источников ключевое значение в определении
положения исламских институтов в общеимперском правовом пространстве имеют законодательные акты, в частности указы Екатерины II,
опубликованные в «Полном собрании законов Российской империи» .
Они позволяют рассмотреть изменения в отношении к исламу, дают возможность выявить внутриполитический курс правительства, прежде всего, по отношению к сословным группам мусульман, религиозным институтам; определить области «разграничения полномочий» между гражданским законодательством и нормами шариата в повседневной жизни мусульман и т.п.
Наиболее полным сборником законов (124 законодательного акта), позволяющим проследить историю становления исламских институтов в России и формирования юридического положения религиозных управлений, военного и гражданского духовенства, мечетей, приходов, и отдельных аспектов семейного права мусульман и т.п., является издание, составленное профессором Д.Ю. Араповым1.
К источникам исследования также относятся письма, документы личного происхождения. В качестве методов работы с источниками применялась историческая реконструкция событий.
Хронологические рамки исследования ограничены промежутком времени, начиная с середины XVI в. до конца XVIII в. Левая граница связана с началом реализации политики веротерпимости по отношению к исламу и мусульманам, теоретически обоснованной в 1767 г. в «Наказе» Екатерины II. Географические рамки исследования ограничены территорией Среднего Поволжья.
Степень разработанности темы. Среди отечественных ученых, которые непосредственно исследовали правовую регламентацию религиозной жизни в России, в том числе по отношению к мусульманам - Н. Тальберг , А.Н. Филиппов, С.О. Шмидт, Я.Н. Щапов.
В последнее время наметились важные изменения в изучении взаимоотношений светской власти Российского государства и его подданных- мусульман. Вышли в свет несколько сборников документов, посвященных российскому законодательству в отношении мусульман .
Отдельные аспекты взаимоотношений государства и ислама нашли отражение в статьях и фундаментальных монографических исследованиях, основанных на архивных (Г.В. Ибнеева , А.И. Ногманов1, Д.Ю. Арапов и др.) и иных материалах И.А. Гилязов2, Д.М. Усманова3, С.Ф. Фаизов4 и др.
Однако работы вышеперечисленных авторов посвящены, прежде всего, исследованию проблем гражданско-правового регулирования в законодательной практике XIX-XX вв. Специальных исследований, посвященных законодательному регулированию ислама в Российском государстве и правовому положению мусульман в России во время правления Екатерины II., а также осмыслению этого опыта в историографии до сих пор не достаточно.
Наиболее полно вопросы имперской политики Екатерины II в срезе ее политической практики, а именно путешествий по стране, рассматривает Г.В. Ибнеева . Г.В. Ибнеева анализирует различные аспекты влияния поездок Екатерины II на ее имперскую политику: формирование идеологии этнокультурной терпимости, взаимоотношения центральной власти и локальных элит. Монография написана на основе широкого круга неопубликованных источников из архивохранилищ Москвы, Петербурга, Казани, Риги, Тарту, Киева, Марбурга.
В настоящее время тема взаимоотношения государственной власти и религиозных институтов, а особенно религиозных меньшинств, приобретает особое звучание.
Политика Екатерины II по отношению к исламу оказалась дальновиднее, а результаты действеннее, чем у ее предшественников. Пойдя на сознательное ослабление религиозного гнета, поступившись на какое-то время унификационными устремлениями в духовной сфере, власть компенсировала это тем, что добилась превращения мусульманского духовенства из оплота оппозиционных самодержавию сил, в своего приверженца и пособника. В настоящее время этой теме посвящены научные статьи в журналах .
Объект исследования: государственная политика по отношению к
мусульманам.
Предмет исследования: политика Екатерины II по отношению к
мусульманскому населению Среднего Поволжья.
Цель исследования заключается в исследовании политики Екатерины II по отношению к мусульманскому населению Среднего Поволжья, в том числе в период пребывания в Казани, исследование законодательных актов указов позволяющих проанализировать институционализацию ислама, развитие политики Екатерины II в отношении мусульман.
Исходя из цели, были поставлены три задачи:
- изучить политику Екатерины II по отношению к мусульманам Поволжья;
- охарактеризовать вопросы институциализации ислама в политике Екатерины II;
- проанализировать этносоциальную политику Екатерины II по отношению к татарскому населению.
Методологической основой проводимого нами исследования является подход к анализу материала на основе строгого соблюдения принципов объективности и историзма. В работе используются системный, статистический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой и конкретно-социологический методы.
Научная новизна дипломного исследования определяется тем, что в работе охарактеризована политика по отношению к мусульманам Среднего Поволжья.
В XVIII в. формируется система государственного регулирования духовной жизни российских мусульман, что приводит к созданию в России Уфимского и Таврического муфтиятов.
Научно-практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов совершенствования взаимоотношений государства и религиозных институтов. Материалы исследования могут быть использованы в вузах при преподавании дисциплин историко-правового цикла.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрена политика Екатерины II по отношению к мусульманам Поволжья, проанализирована встреча Екатерины II с мусульманами в 1867 году, пребывание в Казани, строительство мечетей и проанализирован Указ о веротерпимости. Во второй главе проанализированы вопросы институциализации ислама в политике Екатерины II в Поволжье и Казахстане. В третьей главе обобщен опыт этносоциальной политики Екатерины II по отношению к татарскому населению, становления и регламентации сословных прав знати мусульманских народов.
Российское государство в процессе образования многонациональной империи прошло длительный и сложный путь исторического развития, что предопределило особенности его государственного строя и правовой системы. С середины XVI века в составе России оказались обширные земли, населенные мусульманами. Положение ислама в российской истории со времени появления первых мусульманских подданных и до ликвидации империи. не было единым и неизменным. Изменения статуса ислама отражались в законодательстве и в государственной политике по отношению к мусульманам.
В процессе исследования выявлены и изучены законодательные акты ХVШ вв., определявшие положение мусульман в Российском государстве. Проанализирован процесс становления законодательства Екатерины II, регулирующего правоотношения с участием российских подданных- мусульман.
Начало царствования Екатерины II характеризовалось некоторой либерализацией по отношению к неправославному населению. Важную роль в осмыслении» проблемы «мусульманства» сыграло личное посещение царицей Поволжья весной-летом 1867 г., незадолго до начала работы Уложенной комиссии.
В середине XVIII века во внутренней политике России намечается постепенное утверждение принципа веротерпимости в отношении представителей неправославных конфессий. Последовательная реализация этого принципа была связана с государственной деятельностью императрицы Екатерины II, что, с одной стороны, объясняется распространением идеологии Просвещения, а с другой, внешнеполитическими событиями того времени — русско-турецкими войнами и включением в состав России обширных территорий, населенными мусульманами.
Полученные императрицей в ходе путешествия по Волге впечатления расширили изначально существовавшие у нее представления об империи. В
этот период «многонародность» российской империи находила выражение в множетсвенности этноконфессиональных групп, поэтому последующее законотворчество Екатерины II, направленное на упрочение принципа (пусть и ограниченного) веротерпимости, выходило за рамки сферы религиозной жизни. «Поход в Казань» Екатерины II 1767 года зафиксировал это политический поворот.
Таким образом, ислам рассматривался как средство интеграции казахов в имперское пространство России. В целом XVIII век характеризуется все большим проникновением государственного регулирования в жизнь татарского общества. Политика Екатерины II по отношению к исламу оказалась дальновиднее, а результаты действеннее, чем у ее предшественников. Пойдя на сознательное ослабление религиозного гнета, власть компенсировала это тем, что добилась превращения мусульманского духовенства из оплота оппозиционных самодержавию сил, в своего приверженца и пособника. Интересы государства сыграли важную роль в изменении политики правительства при Екатерине II. Таким образом, в конце XVIII в. происходит перелом в государственно-религиозной политике по отношению к иноверным конфессиям. Принцип веротерпимости, провозглашенный Екатериной II, положительно повлиял и на правовое положение мусульман Российской империи.
Царствование Екатерины II (1762-1796 гг.) отмечено рядом значимых событий в истории татар Среднего Поволжья и Приуралья. Большинство из них тесно связано с кардинальным изменением отношения государства к исламу. После многолетнего пребывания в положении гонимой религии он получил официальное признание и статус терпимой конфессии.
Таким образом, обобщив историко-правовой опыт законодательного регулирования ислама в России в период правления Екатерины II, можно .....
сделать вывод, что в отличие от других стран, Россия пошла по пути социальной интеграции мусульманского населения в структуру российского общества.
В процессе исследования выявлены и изучены законодательные акты ХVШ вв., определявшие положение мусульман в Российском государстве. Проанализирован процесс становления законодательства Екатерины II, регулирующего правоотношения с участием российских подданных- мусульман.
Начало царствования Екатерины II характеризовалось некоторой либерализацией по отношению к неправославному населению. Важную роль в осмыслении» проблемы «мусульманства» сыграло личное посещение царицей Поволжья весной-летом 1867 г., незадолго до начала работы Уложенной комиссии.
В середине XVIII века во внутренней политике России намечается постепенное утверждение принципа веротерпимости в отношении представителей неправославных конфессий. Последовательная реализация этого принципа была связана с государственной деятельностью императрицы Екатерины II, что, с одной стороны, объясняется распространением идеологии Просвещения, а с другой, внешнеполитическими событиями того времени — русско-турецкими войнами и включением в состав России обширных территорий, населенными мусульманами.
Полученные императрицей в ходе путешествия по Волге впечатления расширили изначально существовавшие у нее представления об империи. В
этот период «многонародность» российской империи находила выражение в множетсвенности этноконфессиональных групп, поэтому последующее законотворчество Екатерины II, направленное на упрочение принципа (пусть и ограниченного) веротерпимости, выходило за рамки сферы религиозной жизни. «Поход в Казань» Екатерины II 1767 года зафиксировал это политический поворот.
Таким образом, ислам рассматривался как средство интеграции казахов в имперское пространство России. В целом XVIII век характеризуется все большим проникновением государственного регулирования в жизнь татарского общества. Политика Екатерины II по отношению к исламу оказалась дальновиднее, а результаты действеннее, чем у ее предшественников. Пойдя на сознательное ослабление религиозного гнета, власть компенсировала это тем, что добилась превращения мусульманского духовенства из оплота оппозиционных самодержавию сил, в своего приверженца и пособника. Интересы государства сыграли важную роль в изменении политики правительства при Екатерине II. Таким образом, в конце XVIII в. происходит перелом в государственно-религиозной политике по отношению к иноверным конфессиям. Принцип веротерпимости, провозглашенный Екатериной II, положительно повлиял и на правовое положение мусульман Российской империи.
Царствование Екатерины II (1762-1796 гг.) отмечено рядом значимых событий в истории татар Среднего Поволжья и Приуралья. Большинство из них тесно связано с кардинальным изменением отношения государства к исламу. После многолетнего пребывания в положении гонимой религии он получил официальное признание и статус терпимой конфессии.
Таким образом, обобщив историко-правовой опыт законодательного регулирования ислама в России в период правления Екатерины II, можно .....
сделать вывод, что в отличие от других стран, Россия пошла по пути социальной интеграции мусульманского населения в структуру российского общества.
Подобные работы
- ПУТЕШЕСТВИЕ ЕКАТЕРИНЫ II ПО ВОЛГЕ В 1767 Г.: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Значение благотворительности в татарской культуре
второй половины XVIII - начале XIX вв.
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1760-1780-Е ГГ.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ШАРИАТ В КУЛЬТУРЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Образование и становление Казанской гимназии
в XVIII веке
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - История (Вариант 8, Санкт-Петербургский государственный технологический институт)
Контрольные работы, история . Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2018



