Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОИ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Работа №60007

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ ПРИ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Исторический аспект выделения органической формы заикания 8
1.2 Современный взгляд на механизмы заикания, обусловленного поражением центральной нервной системы 12
1.3. Этиология и симптоматика органической формы заикания 16
1.4. Сравнительная характеристика подкорковой дизартрии
и органического заикания 20
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА 25
2.1. Организация и методика исследования 25
2.2. Результаты экспериментального изучения плавности речи
у детей с органическим заиканием 37
Выводы по главе II 44
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ НАРУШЕНИЯ ЕЕ ПЛАВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОРГАНИЧЕСКИМ ЗАИКАНИЕМ 46
3.1. Организация и методика коррекционной работы 46
3.2. Результаты формирующего эксперимента детей с заиканием 49
Выводы по главе III 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Приложение 1 Коррекционные приемы устранения подкорковой итеративной дизритмии 61
Приложение 2 Коррекционные приемы устранения нарушений плавности речи при правополушарной просодической дизритмии
(речевой амузии) 69
Приложение 3 Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием по лексической теме «Одежда» 75
Приложение 4 Сравнительная таблица результатов, полученных в ходе контрольного исследования 79


Актуальность проблемы. Человечество невозможно представить без общения. Оно выступает важнейшим средством взаимодействия и коммуникации в обществе. Без речевого общения индивид не формируется как личность.
Заикание представляет собой одно из наиболее сложных речевых нарушений, трудно поддающихся коррекционному воздействию. Такое тяжелое нарушение речи препятствует развитию коммуникативной функции. У детей с данным речевым недоразвитием наблюдаются особенности высших психических функций, личности, затруднена социальная адаптация.
По данным Федеральной службы государственной статистики на 2014 год в России насчитывалось 3506400 человек, имеющих заикание, что составляет 2,4% от общего населения страны. На 2016 год эта цифра возросла: количество граждан с заиканием увеличилось до 3621379 человек, что составляет 2,74% от населения страны. Из них дети составляют 2103640 (59,99%) заикающихся, где 147255 (7%) человек - дети и школьники с тяжелой формой заикания. Педагоги отмечают, что количество детей, страдающих данной речевой патологией, с каждым годом становится все больше [41].
Данная проблема обусловлена рядом факторов. Сегодня многообразна неврологическая основа возникновения заикания, исследователи отмечают, что при заикании могут быть затронуты разные структуры головного мозга. Влияние наследственной предрасположенности может привести к данному речевому нарушению. В 2010 году американские исследователи выявили у 10% заикающихся мутацию определенного гена (GNPTAB) [39, с. 677]. Увеличение темпа и ритма жизни детей также является одним из факторов возникновения данного речевого нарушения. На сегодняшний день все чаще в научной литературе можно встретить описание случаев сочетания заикания с другими речевыми и неврологическими нарушениями, например, с подкорковой дизартрией, при этом возникает трудность в дифференциальной диагностике нарушений речи.
Описанные выше факторы затрудняют проведение грамотной логопедической диагностики и установление верного логопедического заключения. Вследствие этого встает вопрос о правильном выборе приемов, методов и средств при осуществлении коррекционно-педагогического воздействия.
Коррекция заикания представляет собой сложный и многоплановый процесс. Трудности устранения речевых нарушений объясняется многими причинами, в том числе неясность механизмов заикания [20, с. 4], а также недостаточная изученность темпоритмических нарушений при данном речевом нарушении [30, с. 6]. Как следствие, это приводит к недостаточной разработанности и эффективности коррекционных методик в логопедической практике.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность обусловили выбор объекта, предмета и гипотезы исследования.
Объект исследования - особенности нарушения плавности речи у детей с заиканием органического генеза старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекционно-логопедический процесс, направленный на формирование ритмической стороны речи у детей с заиканием органического генеза старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - нормализация плавности речи у детей с заиканием органического генеза дошкольного возраста.
Анализ состояния вопроса в теории и практике коррекционного обучения позволил сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза исследования основана на положении о том, что эффективность коррекционно-логопедической работы с заикающимися детьми зависит от:
• индивидуально-дифференцированного подхода, предусматривающего локализацию очага поражения,
• учета механизмов речевого нарушения при организации коррекционно-логопедического воздействия.
В соответствии с гипотезой и целью исследования определены основные задачи исследования:
1) изучить научно-теоретические основы проблемы заикания при органических поражениях центральной нервной системы у детей дошкольного возраста;
2) исследовать особенности и механизмы ритмической организации речи у детей с заиканием дошкольного возраста;
3) определить основные направления и содержание работы по нормализации плавности речи у детей с заиканием в зависимости от локализации очага поражения головного мозга.
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:
1) диахронический метод, т.е. изучение каких-либо идей научных школ в их историческом появлении, становлении, развитии;
2) метод комплексного анализа, т. е. рассмотрение одной и той же проблемы исследования с точки зрения разных наук;
3) эмпирические методы:
a) экспериментальный, т. е. метод, в ходе которого
в исследуемый процесс умышленно вносятся изменения, последствия которых отслеживаются и измеряются;
b) психодиагностический, т. е. изучение анамнестических данных, проведения беседы;
4) метод количественного и качественного анализа полученных данных;
5) интерпретационный метод, т. е. способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.
Важнейшие источники исследования: научно-методическая литература по вопросам общей педагогики, коррекционной педагогики, психологии, медицины, физиологии, нейропсихологии.
Практическая значимость исследования:
1) материалы исследования могут быть использованы для более глубокого изучения раздела «Заикание» на практических занятиях по логопедии студентами педагогических вузов специальности «Специальное (дефектологическое) образование»;
2) результаты исследования могут быть использованы в логопедической работе логопедами-практиками для проведения более эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми с заиканием.
Апробация результатов исследования. Результаты экспериментального исследования были представлены на 65-ой научной студенческой конференции «Студенческая наука - 2017» (пленарное заседание), 66-ой научной студенческой конференции «Студенческая наука - 2018» (пленарное заседание), III Всероссийском молодежном форуме «Наука будущего - наука молодых», I Международной студенческой олимпиаде по инклюзивному и специальному образованию. Результаты исследования были неоднократно опубликованы в научных журналах.
Введение в практику. Результаты экспериментального исследования используются в практике работы учителей-логопедов и воспитателей, работающих в логопедических группах для заикающихся детей, в МБДОУ «Детский сад №2 "Россияночка"» г. Смоленска.
Положения, выносимые на защиту:
1) заикание является сложным психофизиологическим
расстройством, которое обусловлено разнообразной этиологией, а также имеет в своей основе различные механизмы протекания речевого нарушения;
2) в основе заикания лежат различные механизмы нарушения плавности речи в зависимости от очага поражения головного мозга, поэтому группа детей с заиканием неоднородна, ее составляют заикающиеся с подкорковой дизритмией и периодической амузической дизритмией;
3) коррекционная работа по устранению форм неплавности устной речи у детей с заиканием органического генеза будет эффективна, если в процессе коррекционно-логопедического воздействия будут учтены механизмы речевого нарушения, а также реализован индивидуально-дифференцированный подход, предусматривающий очаг поражения.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем - 60 страниц. Она содержит 1 таблицу, 10 рисунков, 4 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день заикание является одним из самых сложных речевых нарушений. Статистические данные свидетельствуют о том, что количество детей с заиканием неуклонно растет.
На современном этапе развития науки в основе классификаций заикания лежат различные основания, такие как анатомофизиологический признак, этиологический фактор, форма судорог, взгляд на проблему заикания с нейропсихологической и клинической точки зрения.
При рассмотрении механизмов заикания, можно сделать вывод, что мнения ученых по данному вопросу неоднозначны. Исследователи считают, что к возникновению органического заикания ведет поражения головного мозга: нарушение функции базальных ядер, асимметрия полушарий головного мозга, нарушение межполушарного взаимодействия, недостаточность функции обратной связи. При глубоком рассмотрении проблемы, нами был выявлен ряд характерных особенностей, которые отмечаются у детей с подкорковой дизартрией и органическим заиканием.
Этиология данного речевого нарушения на сегодняшний день изучена не до конца. Существуют разные мнения по данному вопросу, среди которых отмечают: органическое поражение коры головного мозга, наследственный фактор, гендерные различия, местность, в которой проживает ребенок, а также особенности семейного воспитания.
С целью выявления формы заикания, а также более глубокого изучения структуры дефекта, нами было проведено констатирующее исследование, которое включало в себя следующие блоки исследования: изучение анамнестических данных, состояния общей моторики, логопедического обследование, изучение просодической стороны речи, логоритмическое и кинезитерапевтическое обследование.
В результате констатирующего исследования нами были выявлены заикающиеся с разными формами неплавности устной речи (подкорковая итеративныя дизритмия и периодическая амузическая дизритмия). Для коррекции разных форм неплавности устной речи, нами была дополнена и использована система упражнений по развитию восприятия и воспроизведения ритма Т.Г. Визель.
При проведении формирующего эксперимента дети, с экспериментальной группой занятия проводились с учетом очага поражения головного мозга и механизма речевого нарушения, с контрольной группой занятия проводил учитель-логопед учреждения, который занимался по традиционной методике. Детям с подкорковой дизритмией предлагались упражнения, направленные на развитие элементарного ритма, заикающимся с правополушарной дизритмией - на развитие периодического ритма.
Исходя из результатов контрольного исследования, можно сделать вывод о том, что у детей, входивших в состав экспериментальной группы, наблюдались значительные качественные улучшения в восприятии и воспроизведении ритмических рисунков. Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что методика коррекции разных форм неплавности устной речи у детей с заиканием органического генеза будет эффективна, если в процессе коррекционного воздействия учитывать механизмы заикания, а также реализовывать индивидуально дифференцированный подход, предусматривающий очаг поражения.
Результаты исследования могут быть полезны в практической деятельности учителя-логопеда для правильного планирования и организации коррекционного процесса, направленного на устранение разных форм неплавности устной речи у детей с заиканием органического генеза, что позволит получить более продуктивные результаты работы.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза экспериментального исследования подтверждена.



1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи. М.: Эребус, 2012. 160 с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2010.254 с.
3. Беглова О.А. Устранение речевой и неречевой симптоматики у подростков и взрослых посредством танцевально-двигательных техник // Известия ВГПУ. 2008. № 9. С. 271 - 275.
4. Беккер К. П. Совак М. Логопедия. М.: Медицина, 1981. 288 с.
5. Белякова Л.И. Логопедия: Заикание. М.: Академия, 2012. 304 с.
6. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М.: ВЛАДОС, 2009. 287 с.
7. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: Астрель, 2013. 384 с.
8. Большой энциклопедический словарь медицинских терминов.
/ Гл. ред. Б. В. Петровский. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 2263 с.
9. Большой энциклопедический словарь: А-Я. / Гл. ред. Прохоров
А.М. М., СПб.: БСЭ, 2000. 1456 с.
10. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. М.: Астрель, 2009.
222 с.
11. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: Астрель:
Транзиткнига, 2005. 382 с.
12. Винарская Е.Н. Дизартрия. М.: Астрель, 2006. 141 с.
13. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: ВЛАДОС, 2002. 272 с.
14. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с речевыми нарушениями. Вопросы дифференциальной диагностики. СЕЮ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 144 с.
15. Волкова Г.А. Психологические механизмы заикания
// Ежегодник Российского Психологического общества. СПб., 2003. С. 152157 .
16. Волкова Л.С. Логопедия. Заикание. М.: ВЛАДОС, 2004. 680 с.
17. Захарченко М.А. Курс нервных болезней. М.: ГИЗ РСФСР, 1930.932 с.
18. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2008.279 с.
19. Карпов Н.Л. Речь в общении: норма, отклонения, коррекция. М.: ПИ РАО, 2014. 148 с.
20. Кисельников А.А. Психофизиологические и
нейрофизиологические механизмы заикания. Автореф. дис. канд. психологич. наук. М., 2006, 29 с.
21. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. 608 с.
22. Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. №4. С. 169-172.
23. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2004. 128 с.
24. Лохов М.И., Фесенко Ю.А. Заикание: неврология или
логопедия. СПб.: Питер, 2005. 600 с.
25. Лурия А.Р., Юдович Д.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Просвещение, 2006. 315 с.
26. Миссуловин Л.Я, Миссуловина Н.С. Зиновьева Е.А. Спорные
вопросы понимания сущности заикания, его клинических особенностей и устранения // Специальное образование . 2015. № 11. С. 8 - 16. URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/spomye-voprosy-pommamya-suschnosti- zaikarnya-ego-kHmcheskih-osobennostey-i-ustranernya (дата обращения:
18.10..2017).
27. Миссуловин Л.Я., Зиновьева Е.А. Исследование этиологии заикания за рубежом в ХХ и в начале XXI века // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. №3. С. 80 - 83.
28. Морозов В.П., Вартанян И.А. Восприятие речи. Вопросы функциональной асимметрии мозга. М.: Книга по Требованию, 1998. 135с.
29. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Ленинград: Изд-во.
Ленингр. ун-та, 1960. 426 с.
30. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция
темпоритмических нарушений устной речи. СПб.: Речь, 2005. 275 с.
31. Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1973. 272 с.
32. Пятница Т.В. Логопедия в схемах и таблицах. Минск: Аверсэв, 2006, 103 с.
33. Селиверстов В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. М.: ВЛАДОС, 2001. 185 с.
34. Сикорский И.А. Библиотека логопеда. Заикание М.: Астрель, 2005. 192 с.
35. Фесенко Ю.А. Роль восстановления межструктурных
взаимоотношений головного мозга в профилактике нарушений интеллектуального развития ребенка // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2008. № 3. С. 80-90.
36. Шкловский В.М., Лукашевич И.П. Патогенетические механизмы заикания // Журнал неврологии и психиатрии. 2000. №4. С. 5053. URL: http : //mniip- repo.ru/view_statiy . php ? id=6353 (дата обращения: 23.10. 2017)
37. Юсупова Л.В. Ретюнский К. Ю. Непсихотические психические расстройства резидуально-органического генеза у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы
// Практическая медицина. 2013. № 1 (66). С. 176-182.
38. Beal Deryk S., Gracco Vincent L., A voxel-based morphometry (VBM) analysis of regional grey and white matter volume abnormalities within the speech production network of children who stutter. Cortex. 2013. С. 21512161.
39. Kang C., Riazuddin S., Mundorff J., Krasnewich D., Friedman P., Mullikin J. C., DraynaD.Mutations in the Lysosomal Enzyme-Targeting Pathway and Persistent Stuttering. 2010. 677-685 p.
40. McAuley Devin, Henion Andy Stuttering linked to rhythm perception deficiency // Science & Technology. Michigan State University. 10 с.
41. Федеральная служба государственной статистики:
электронный ресурс. [М.]. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/rates/bfd 61f804a 41fabfbdc9 bf78e6889fb 6 (дата обращения 20.10.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ