ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ И АНАЛИЗ
ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ПЕДАГОГА 5
1.1 Проблема агрессии педагога в педагогической деятельности 5
1.2 Речевая агрессия учителя как частное проявления агрессии 8
1.3 Причины и последствия педагогической агрессии 14
1.4 Проблема агрессии как профессиональной деформации
личности учителя 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
АГРЕССИИ ПЕДАГОГОВ 32
2.1 Выбор методик и организация исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 37
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
В связи со складывающимися условиями современной жизни, с одной стороны, и спецификой педагогической деятельности, с другой стороны, проблема агрессии педагогов является актуальной, малоизученной, неразрешенной, нуждающейся в последующих теоретических обобщениях и эмпирических исследованиях [34].
Несмотря на то, что проблемам агрессии и агрессивности посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых: Г.М. Бреслава, И.Р. Дементьевой, С.Л. Колосовой, Н.Д. Левитова, А.М. Прихожан, Л.М. Семенюк, Ф. Аллана, А. Басса, Л. Бендера, Х. Дельгадо и др., в педагогической деятельности изучение данного феномена долгое время не считалось насущной проблемой, так как профессионально¬нравственная направленность педагогической профессии априори считалась преимущественно развивающей личность [18].
Деструктивная форма агрессии в педагогической деятельности рассматривается учеными как профессиональная деформация (В.В. Дикова, Т.А. Жалагина, Э.Ф. Зеер, Т.Е. Майорова, Е.И.Рогов, Э.Э. Сыманюк и др.), представляющая собой враждебное отношение к обучающимся и коллегам, приверженность к «карательным» педагогическим воздействиям, требование безоговорочного подчинения педагогу [36, с. 112].
Актуальность представленного исследования заключается в том, что агрессивное поведение педагога приводит к возникновению конфликтов, снижает эффективность взаимодействия с воспитанниками и коллегами в профессиональной среде, нарушает педагогический процесс. Важно отметить, что опасность педагогической агрессии заключается еще и в том, что она может индуцировать ответную агрессивную реакцию обучающихся, способствовать закреплению форм агрессивного поведения, а также нести скрытую психологическую угрозу для развития личности воспитанников. В связи с этим возникает необходимость изучения феномена агрессии в педагогической деятельности, ее причин и факторов, детерминирующих агрессивное поведение педагога, с целью оптимизации профессионального взаимодействия в педагогическом пространстве [18].
Таким образом, изучение причин, способствующих проявлению педагогической агрессии, а также её последствий, исключительно важно с точки зрения повышения эффективности педагогического процесса.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность данной темы.
Объект исследования - агрессия педагога.
Предмет исследования - профессиональная обусловленность агрессии педагога.
Цель исследования - выявить основные особенности и определить причины агрессии педагога в профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить состояние проблемы.
3. Выявить проявления агрессии педагогов в профессиональной деятельности.
4. Выявить профессиональную обусловленность агрессии педагогов.
Структура и объём работы ВКР состоит из введения двух глав, заключения, приложения, списка литературы, включая 50 источников. Общий объем работы 66 страниц компьютерного набора, включая 5 таблиц.
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что агрессивность является одним из распространенных и достаточно опасных видов профессиональной деформации личности педагога. Степень выраженности деформации определяется стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуально - психологическими особенностями личности педагога.
Агрессия педагога выражается в реализации властных тенденций, склонности к карательным дисциплинарным мерам воздействия, грубости и желании подчинить своим требованиям поведение учащихся.
К объяснению агрессии существует двойственный взгляд: 1)
понимание агрессии как поведенческого акта - реагирования на неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации; 2) понимание агрессии как особенности личностной организации человека - относительно устойчивое личностное качество, приобретаемое в процессе социализации.
Рассмотрены типы агрессии учителя, проанализированы причины и последствия агрессии педагога, в ходе чего установлено, что агрессивный педагог не только разрушительно воздействует на психику учащихся, но и являет собой пример для подражания и закрепления ответных агрессивных реакций. К напряженным относят чуть ли не все типовые ежедневные ситуации, с которыми сталкивается учитель, начиная от высоких требований, предъявляемых содержанием самой профессии, и заканчивая социально-экономическими условиями ее реализации, что в свою очередь приводит к повышению раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Нередко агрессивность учителя связана с неверно выбранными жизненными и профессиональными установками, а также отсутствием поддержки со стороны администрации и коллег.
В общем виде можно сказать, что предметом и объектом труда педагога является ребенок, который обладает несформированным сознанием и психикой, необучен и невоспитан, и для того, чтобы понять психологические трудности своего ученика, педагог вынужден периодически из «нормального» взрослого превращаться в необученного и невоспитанного. Взаимодействие с учащимися не всегда успешный процесс, и агрессия чаще направлена на тех учащихся, работа с которыми вызывает психологические и организационные сложности, затруднения, инициируя негативные эмоциональные реакции.
Оказалось, что учителя более склонны к проявлению вербальной агрессии, чем к физической. Агрессия в речи проявляется через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования.
Таким образом, профессиональные деформации, и связанные с ними проявления агрессии, неизбежны, но при использовании разнообразных личностно-ориентированных технологий коррекции и средств профилактики возможно их преодоление.
В результате выполненной работы мы можем констатировать, что цель достигнута, задачи выполнены.
1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 112-123.
2. Аминов Н.А. Модели управления образования и педагогические стили // Вопросы психологии. - 1994. - № 2. - С. 88-98.
3. Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 23¬29.
4. Ахмерова С.Г. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. - М.: Арсенал образования, 2010. - 160 с.
5. Банщикова Т.Н. Диагностика агрессивности педагога (методическое обеспечение практических психологов, социальных педагогов, руководителей разовательных учреждений). - М.: Национальный книжный центр, 2011. - 136 с.
6. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
7. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 122-127.
8. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. - 1992. - № 5-6. - С. 65-70.
9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. - 352 с.
10. Гафнер В. В. Профессиональная деформация и профессиональная компетентность педагога// ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2004. - № 10. - С. 22-24.
11. Горелова Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 320 с.
12. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. - 1997. - № 6. - С. 30-37.
13. Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния / под ред. А.А. Крылова и др. - 1981. - С. 90-96.
14. Даржа У.А. Речевая агрессия учителя как частное проявление агрессии // Вестник Педагогические науки. - 2014. - №4.
15. Дикова В. В. Педагогическая агрессия как профессионально обусловленная деформация // Образование и наука. / под ред. В.В. Дикова, В.Ф. Зеер- 2005. - № 4 (34). - С. 78-89.
16. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987. —208 с.
17. Егорова Н.Н. Психологические аспекты проблемы учета в работе социального педагога проявления педагогической агрессии как профессиональной деструкции педагогов // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике: сб. мат. конф. - М., 2003. - № 2. - С. 25 - 29.
18. Желдоченко Л.Д. Феномен агрессии в педагогической деятельности: деструктивный аспект // Таврический научный обозреватель. - 2015 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://tavr.science/stat/2015/09/ZHeldochenko.pdf (дата обращения: 09.02.2016).
19. Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия. - Ярославль: Яросл. гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского, 1990. — 81 с.
20. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э.Психология профессиональных деструкций. - М.: Академический проект, 2005. - 240 с.
21. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. - СПб.: Питер,
2014. - 368 с.
22. Комиссарова Н.И. Психолого-педагогический семинар "Проблемы профессиональной деформации педагогов" // Фестиваль педагогических идей газеты «Первое сентября». - 2006/2007.
23. Краснопёрова Е.В. Технология преодоления проявлений агрессии учителей в педагогическом дискурсе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2006. - 19 с.
24. Левкова Т.В. Конструктивная агрессия в педагогических взаимоотношениях: дисс. ...канд. пед. наук. - Биробиджан, 2003. - 164 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность //Леонтьев А.Н. Избр. психологические сочинения. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - С. 149.
26. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
27. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993. - 192 с.
28. Митина Л.М. Психология деятельности и профессиональной компетентности учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
29. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Дело, 1994. - 216 с.
30. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
31. Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дисс. .д-ра психол. наук. - Ярославль, 2005. - 449 с.
32. Панова Е.М. Особенности агрессивности в процессе профессионализации педагогов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2009. - 26 с.
33. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. - M.: Владос, 2002.
34. Ракицкая А.В. Влияние социодемографических характеристик на проявление личностной и ситуативной агрессии у педагогов// Философия и социальные науки. - 2013. - № 3/4. - С.78-83 [Электронный ресурс]. URL: http://www.elib.grsu.by/doc/10816 (дата обращения: 15.03.2016).
35. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. -1996. - Т. 17. - №5. - С. 3-17.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Изд- во Юрайт, 2014. - 529 с.
37. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - М., 1991. - С. 89-133.
38. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современно зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 81-87.
39. Рыженко С.К. Профессиональные деформации и пути их преодоления. -2010. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. inksystem- az.com/professionalnye-deformacii-uchitelya-i-puti-ix-preodoleniya/ (дата обращения: 07.03.2016).
40. Столяренко Л.Д. Основы психологии управления. - Ростов-на- Дону: Изд-во Феникс, 1996. - 736 с.
41. Тарасова Л.Е. Агрессия педагога как профессиональная деструкция // Известия Саратовского университета. - Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета, 2011. - Вып. 2. - С. 41-47.
42. Усачева И.А. Психологическое сопровождение личности педагогов при проявлении профессиональной агрессии как профессиональной деструкции: дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь,
2015. - 160 с.
43. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
44. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения. - М.: Владос, 2007. - 242 с.
45. Шалагинова К.С. Профилактика негативных эмоциональных состояний педагога как одно из условий предотвращения школьного насилия // Академия педагогических идей «Новация». - 2015. - № 05. [Электронный ресурс]. URL: http://akademnova.ru/page/875548 (дата обращения: 16.03.2016).
46. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. - 1991. - №1.
47. Щербинина Ю.В. Методы диагностики речевой агрессии // Прикладная психология и психоанализ. - 2001. - №3.
48. Щербинина Ю.В. Речевая агрессия в школе и способы ее преодоления. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fschool2100.com%2Fupload %2Fiblock%2F73c%2F73c2ad34ae3cf5ed387f53392a0aa824.pdf&name=73c2a d34ae3cf5 ed3 87f53392a0aa824.pdf&lang=ru&c=5739d6d1be77 (дата обращения: 09.02.2016).
49. Юдчиц Ю. А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал практического психолога. - 1998. - № 7. - С. 35-43.
50. Юрченко Е.В. Содержание и методы преодоления профессиональной деформации учителя в работе педагога-психолога: дис. канд. пед. наук. - Уссурийск, 2000.