ВОПРОСЫ:
Вопрос 1. Значение мимики и жестикуляции при общении. Указательные жесты. Изобразительные жесты. Символические жесты.
Вопрос 2. Правила построения ораторской речи. Логические законы. Этика ораторского выступления. Эстетические качества речи.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
Задание 1. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат.
А. Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.
Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу. Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья. Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.
Б. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.
Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:
– Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком. Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…
В. Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня». Золото было получено, однако это живодера не остановило, и он, как абсолютно аморальный тип, ушел в глубочайший запой, даже не пытаясь помочь бедным созданиям, ставшим жертвой его вопиющих экспериментов. Сложно сказать, чем чревато такое открытие, однако, учитывая тенденции в поведении «ученого», можно сделать вывод, что он явно замышляет захват власти над миром.
Задание 2.
Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.
1. В составах команд немало именитых спортсменов много раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях.
2. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок.
3. Выгода массового производства блюд промышленными методами способствует их удешевлению.
4. Его деятельность по распространению билетов была отмечена.
Задание 3. Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения.
1. Нас прежде всего заботит, как комплектуются наши участники кубковых турниров Европы.
2. Без «паблисити нет просперити», но некоторые бизнесмены игнорируют эту истину и не заботятся о рекламе.
3. Мы выполнили работу по эксгумации народного фольклора.
4. Свой колорит имеет и четвертый, банкетный, зал, подготовленный для семейных праздников и торжеств, банкетов и товарищеских встреч.
Задание 4. Исправьте стилистические недочеты в предложениях.
1. Истец полагает, что суд, исследовав материалы дела, правомерно установил, что размер задолженности составляет 200 000 рублей.
2. Производилось увольнение работников по сокращению штата, уволился свидетель в числе последних.
3. Во время урока возникло что-то типа дискуссии.
4. Эрудиция учительницы пленила учеников.
Задание 5. Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударения в следующих словах.
А'вгустовский, алкого́ль, алфави́т, апостро́ф, асимметри́я, афе́ра, (из)бало́ванный, балова́ть, ба́рмен, бензопрово́д, биржево́й, блоки́ровать, валово́й, вероиспове́дание, ветерина́рия.
Список использованных источников
1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / А. Введенская, М. Н. Черкасова. — Изд. 11-е. — Ростов н/Дону: Феникс, 2011. – 380 с.
2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов и бакалавров и магистрантов/ Л.А. Введенская, Л.Г., Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 539с.
3. Горовая, И.Г. Стилистика русского языка и культура речи: учебное пособие / И.Г. Горовая; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ФГБОУ ОГУ, 2014.- 198 с.
4. Лабунская, В.А. Невербальное поведение: структура и функции / В.А. Лабунская. – Москва // Социальная психология : хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – Москва : Аспект Пресс, 2000. – С. 84-111.
5. Максимов В. И. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: Гардарики,2001. - 413 с.
6. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002. – 528 с.