Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ОРФОЭПИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Работа №21598

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
916
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы изучения орфоэпии в средней школе 9
1.1 Понятие «орфоэпическая норма». Виды орфоэпических норм 9
1.2 Отражение необходимости овладения орфоэпическими нормами русского
языка в ФГОС ООО 18
1.3 Характеристика мнемотехнических приемов и возможность их
использования в практике на уроках русского языка в основной школе 23
2 Методические основы обучения орфоэпии русского языка 31
2.1 Анализ программы и учебного комплекса и учебного комплекса
образовательной системы «Школы 2100» 31
2.2 Приемы обучения акцентологическим нормам при изучении
орфоэпии 33
2.3 Описание опытно-экспериментальной работы по орфоэпии 40
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение А 55


Правильное произношение и верная постановка ударения являются необходимым качеством грамотной речи. Изучение орфоэпических норм помогает воспитать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Общеизвестно, что соблюдение норм литературного языка - одно из главных качеств, так как именно правильность речи обуславливает ее понятность адресату, делает носителя языка коммуникативно успешным.
Совершенствование речевой культуры современного обучающегося - неотъемлемый компонент в подготовке высококвалифицированного специалиста, следовательно, важной задачей образовательных организаций становится воспитание эстетических критериев правильной речи обучаемых и формирование у них высокой произносительной культуры.
В настоящее время мы являемся свидетелями развития двух противоположных процессов: с одной стороны, повышенное внимание (в том числе и на уровне государственной власти) к сохранению и развитию русской языковой культуры, с другой, общественное стремление к лояльному восприятию понятия «норма», нечеткость, «стирание» границ между литературным языком и городским просторечием. В контексте сказанного выше считаем необходимым уделять более пристальное внимание процессу формирования орфоэпической грамотности подрастающего поколения.
Актуальность орфоэпической работы со школьниками возрастает еще и потому, что на сегодняшний момент отмечается некоторая несогласованность в дидактическом материале по произносительным нормам, представленном в школьных учебниках, и отборе материала, составляющего основу тестов ЕГЭ.
На наш взгляд, необходимо переосмыслить стратегию изучения орфоэпического материала в курсе школьного обучения русскому языку, то есть не просто формировать систему определенных знаний, но и познакомить
учащихся с эффективными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание и способствующими развитию языковой интуиции, бережному и вдумчивому отношению к слову.
Объект исследования - изучение орфоэпии в школьном курсе русского языка.
Предмет исследования - приемы организации работы по орфоэпии в школьном курсе русского языка.
Цель данной работы - описать систему работы и выявить эффективные приемы организации орфоэпической работы.
Достижение цели решается путем последовательного решения следующих задач:
- раскрыть понятие «орфоэпическая норма», охарактеризовать разновидности орфоэпических норм;
- проанализировать учебники по русскому языку на предмет отражения в них материала по русской орфоэпии;
- охарактеризовать мнемотехнические приемы и возможность их использования в практике на уроках русского языка в основной школе при изучении русской орфоэпии;
- разработать методы и приемы системы изучения орфоэпии;
- провести опытно-экспериментальную работу на базе МБОУ «СОШ № 1 г. Лесосибирска»;
Методологической основой исследования являются работы:Н.С. Валгиной, Ж.В. Ганиевой, Т.М. Григорьевой, К.С. Горбачевича, Г.Н. Иванова- Лукьяновой, В.А. Ицковича, Г.А. Качевской, Г.А. Коптиной, З.Н. Люстровой, Л.И. Скворцовой и др.
Гипотеза - если работу по орфоэпии в старших классах организовать на основе использования мнемотехнических приемов и с вовлечением учащихся в проектную деятельность, то овладение орфоэпическими нормами русского языка будет более эффективным.
В работе использованы следующие методы:
- анализ учебной, научной и методической литературы по проблеме исследования;
- описательный метод;
- экспериментальные методы: наблюдение, опрос, анкетирование.
Этапы исследования
1 этап (сентябрь 2016 - январь 2017) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, выдвижение гипотезы, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования, проведение констатирующего эксперимента.
2 этап (февраль 2017 - март 2017) - разработка и апробация комплекса упражнений, направленного на формирование орфоэпической грамотности у учащихся 11 классов.
3 этап (апрель 2017 - июнь 2017) - анализ результатов исследования, подведение итогов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ №1» г.Лесосибирска», количество участников эксперимента - 23 человека.
Практическая значимость заключается в возможности использования ее результатов в социально - педагогической практике.В работе проанализирован, обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован учителями, в своей педагогической деятельности, а также студентами в рамках изучения дисциплин «Русский язык и культура речи», «Современный русский язык». Разработанные упражнения и задания, направленные на формирование орфоэпической грамотности, можно использовать в школьной практике и практике вузовского преподавания дисциплины «Методика обучения русскому языку».
Апробация работы. Материалы дипломной работы были опубликованы в сборнике Международной научно - практической конференции «В мире науки и инноваций» в городе Казань, 2017 г. (заочная форма участия) и представлены в виде доклада на внутривузовской научно - практической конференции в секции «Теоретические и прикладные аспекты современной лингвистики» в 2017 г. (очная форма участия).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 46 наименований.
Результаты работы представлены в 2 таблицах. В 1 приложении представлены материалы экспериментальной работы. Общий объем работы - 55 печатных листов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена важная проблема - организация орфоэпической работы в старших классах на уроках русского языка.
Проанализировав теоретические подходы методистов к данной проблеме - Н.С. Валгиной, Ж.В. Ганиевой, Т.М. Григорьевой и других, мы выяснили, что введение в теорию и практику обучения русскому языку раздел «Орфоэпии» - помогает учащимся развить в себе осознанный подход к языку как явлению культуры, главному средству общения и извлечения познаний в разных сферах человеческой деятельности.
Работа по орфоэпии на уроках русского языка нацелена на достижение предметных результатов, заявленных в ФГОС ООО: «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбор адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач».
Проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что орфоэпия буквально обозначает «правильное произношение». Раздел языкознания, который занимается изучением ударения, называется акцентологией. Главные особенности ударения в русском языке: разноместность и подвижность. Из-за этого у людей возникают проблемы с правильной постановкой акцента в слове. Хочется отметить, что при постановке ударения в русском языке нет четких правил.
В настоящее время можно говорить об утверждении в методике преподавания русского языка в школе четырех видов компетенции: лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой. Каждая из названных компетенций включает в себя определенные знания, умения, навыки, которые должны быть сформированы для ее достижения.
Таким образом, организация работы по орфоэпии в старших классах в преподавании русского языка обязывает педагога владеть научными понятиями, а также знанием психологических особенностей обучающихся с той целью, чтобы организовать учебную деятельность в такой форме, которая будет способствовать приобщению их к обсуждению достаточно сложных теоретических вопросов лингвистической науки и одновременно овладению нормами современного русского литературного языка.
Анализ проведенного констатирующего этапа опытноэкспериментальной работы показал, что акцентологические нормы усвоены старшеклассниками не в полном объеме и недостаточно прочно. Около 30% учащихся не справились с заданием по расстановке правильного ударения в словах, представленных в тестах ЕГЭ прошлых лет.
Нами была предложена система работы по орфоэпии, включающая участие в реализации проекта и выполнение упражнений с использованием приемов мнемотехник, которые ориентированы на формирование основ языковой и коммуникативной компетенций. Участие в подобной работе, несомненно, будет также способствовать достижению учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов усвоения основной образовательной программы, заявленных во ФГОС ООО.



1. Аванесов, Р. И. Орфоэпический словарь русского языка : произношение, ударение, грамматические формы : учебное пособие / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова. - Москва : Русский язык, 1988. - 704 с.
2. Бархударова, Е. Л. Русский язык : учебник / Е. Л. Бархударова, Е. И. Диброва ; под общ. ред. Л. Л. Касаткина. - Москва : Академия, 2005. - 768 с.
3. Бебчук, Е. М. Орфоэпия : учебное пособие / М. Я. Запрягаева, Л. Л. Сандлер. - Воронеж : Воронежский гос. ун-т журналистики, 2004. - 89 с.
4. Бондаревская, Р. С. Становление проектной деятельности педагога на основе акмеологического подхода :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. / Роксана Сергеевна Бондаревская. - Санкт - Петербург, 2011. - 23 с.
5. Бунеев, Р. Н. Русский язык для 7-го класса : учебник для общеобразовательных учреждений / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева ; под науч. ред. А. А. Леонтьева. Москва :Баласс, 2004. - 288 с.
6. Бунеев, Р. Н. Русский язык для 8 - гокласса :учебебник для общеобразовательных учреждений / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева ; под науч. ред. А. А. Леонтьева. Москва :Баласс, 2013. - 304 с.
7. Бунеев, Р. Н. Русский язык для 9 - го класса : учебник для общеобразовательных учреждений / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева ; под науч. ред. А. А. Леонтьева. Москва :Баласс, 2012. - 176 с.
8. Быстрова, Е. А. Русский язык : учебник для 5 класса общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В.Кибирева, Ю. Н. Гостева; под ред. Е. А. Быстровой. - Изд. 5-е. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 280 с.
9. Быстрова, Е. А. Русский язык : учебник для 5 класса
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 / Е. А. Быстрова, Л. В.
Кибирева, Ю. Н. Гостева; под ред. Е. А. Быстровой. - Изд. 5-е. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 280 с.
10. Быстрова, Е. А. Русский язык : учебник для 6 класса
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В.Кибирева, Ю. Н. Г остева, Е. С. Антонова; под ред. Е. А. Быстровой. - Изд. 5-е. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 208 с.
11. Быстрова, Е. А. Русский язык : учебник для 6 класса
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 / Е. А. Быстрова, Л. В.Кибирева, Ю. Н. Гостева, Е. С. Антонова ; под ред. Е. А. Быстровой. - Изд. 5е. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 208 с.
12. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке : учебное пособие / Н. С. Валгина. - Москва : Логос, 2001. - 304 с.
13. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник / Д. Э. Розенталь, М. И.Фомина. - Москва : Логос, 2002. - 528 с.
14. Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно. Трудности современного русского произношения и ударения : словарь - справочник / Л. А. Вербицкая. - Москва : Академия, 2008. - 160 с.
15. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие для вузов / Л. П. Павлова, Е. Ю. Кашаева . - Ростов - на - Дону : Феникс, 2009. - 539 с.
16. Гойхман, О. Я. Русский язык и культура речи : учебник /
О.Я.Г ойхман. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 240 с.
17. Голуб, И. Б. Словарь ударений и литературного произношения : учебное пособие / И. Б. Голуб. - Москва : КНОРУС, 2010. - 264 с.
18. Гольцова, Н. Г. Русский язык : учебник для 10 - 11 классов
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 / Н. Г. Гольцова, И. В.
Шамшин, М. А. Мищерина. - Изд. 3-е. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 448 с.
19. Гольцова, Н. Г. Русский язык : учебник для 10 - 11 классов
общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 / Н. Г. Гольцова, И. В.
Шамшин, М. А. Мищерина. - Изд. 3-е. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 360 с.
20. Горбачевич, К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке : учебное пособие / К. С. Горбачевич. - Санкт - Петербург : АСТ, 2002. - 304 с.
21. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка : пособие для учителей / К. С. Горбачевич. - Москва : Просвещение, 1981. - 208 с.
22. Гущин, Д. Д. Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «Решу ЕГЭ» [Электронный ресурс] / Д. Д. Гущин // Центр интеллектуальных инициатив. - Режим доступа:https://rusege.sdamgia.ru/about.
23. Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах : учебное пособие / В. Ф. Греков. - Москва : Просвещение, 2006. - 368 с.
24. Григорьева, Т. М. Русский язык : Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность : учебное пособие / Т. М. Григорьева. - Москва : Академия, 2004. - 256 с.
25. Зиганов, М. А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления : учебник / М. А. Зиганов, В. А. Козаренко. - Москва : Школа рационального чтения, 2000. - 173 с.
26. Иванова - Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи : интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм : учебное пособие / Г. Н. Иванова - Лукьянова. - Москва : Наука, 2000. - 200 с.
27. Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка : произношение, ударение, грамматические формы : учебное пособие / Т. Ф. Иванова. - Москва : Русский язык - Медиа, 2005. - 893 с.
28. Копнина, Г. А. риторические приемы современного русского литературного языка : опыт системного описания : монография / Г. А. Копнина. - Москва : Наука, 2009. - 576 с.
29. Козаренко, В. А. Мнемотехника. Система запоминания «Джордано» : учебник / В. А. Козаренко. - Москва : Наука, 2002. - 85 с.
30. Князев, С. В. Современный русский литературный язык : фонетика, графика, орфография, орфоэпия : учебное пособие / С. В. Князев. - Москва : Академия, 2005. - 320 с.
31. Максимов, В. И. Русский язык и культура речи : учебник / В.И.Максимов. - Москва :Гардарики, 2007. - 413 с.
32. Максимов, В. И. Современный русский литературный язык : учебник / В. Г. Костомарова, В. И. Максимова. - Москва :Гардарики, 2003. - 779 с.
33. Москвин, В. П. Правильность современной русской речи. Нормы и варианты : учебное пособие / В. П. Москвин. - Ростов - на - Дону : Феникс, 2006. - 253 с.
34. Новые требования к образовательным результатам [Электронный
ресурс]. - Режим доступа : http:// /novye-trebovaniya-k-obrazovatelnym-
rezultatam-dostizhenie.
35. Орфоэпический словарь русского языка : произношение, ударение / под ред. И. Л. Резниченко. - Москва :Астрель, 2003. - 1182 с.
36. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений : словарь - справочник / C. И. Ожегов, Л. И. Скворцов. - Москва : ОНИКС - ЛИТ, 2012. - 1376.
37. Панов, М. В. История русского литературного произношения : учебное пособие / М. В. Панов. - Москва : УРСС, 1990. - 456 с.
38. Потемкина, Т. В. Русский язык и культура речи : учебник / Т. В. Потемкина. - Москва :Гардарики, 2004. - 256 с.
39. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования: [одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию 8 апреля 2015 г.]. - Москва : Просвещение, 2015. - 558 с.
40. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию : учебное пособие / Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. - Москва :ЧеРо, 1999. - 400 с.
41. Русский язык и культура речи : учебник для вузов / под ред. В.Д.Черняк. - Москва : Высшая школа, 2007. - 504 с.
42. Современный русский язык : практическое пособие для студентов / Е. В. Бегаева, Т. И. Гусева, Л. Я. Лачимова, А. А. Янсюкевич. - Москва : Экзамен, 2005. - 205 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : от 17 декабря 2010. - Режим доступа : http://минобрнауки.рф/documents/938/.
44. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс] / Москва : ФГБНУ, 2016. - Режим доступа: http://www.fipi.ru/about.
45. Черкасова, М. Н. Русский язык и культура речи : учебное пособие / М. Н. Черкасова. - Москва : Наука, 2007. - 352 с.
46. Эренберг, О. Приёмы запоминания информации [Электронный
ресурс] / О. Эренберг // Психология. - Режим доступа: http:// sovremennie-
priemi-i-metodi-zapominaniya.html.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ