Введение 3
Глава 1. Контроль качества знаний как основной элемент обучения 5
1.1 Значение, сущность и функции контроля в учебном процессе 5
1.2 Виды контроля знаний учащихся 14
1.3 Тематический контроль: понятие, цели, особенности 16
Глава 2. Формы организации тематического контроля на
уроках математики 18
2.1 Традиционные методы и формы тематического контроля на
уроках математики 18
2.2 Нетрадиционные методы и формы тематического контроля на
уроках математики 29
Глава 3. Разработка собственного нетрадиционного метода контроля 38
3.1 Теоретическое обоснование собственного нетрадиционного метода 38
3.2 План-конспект урока с применением собственной
методики тематического контроля 40
3.3 Анализ проведенного урока с применение нетрадиционного
метода тематического контроля 51
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
В последнее время интерес к учебе резко упал, ей в определенной степени способствовали устаревшие формы урока и, если говорить конкретно о математике, сложность изучаемого материала. Поиск инноваций в формах обучения привел к появлению так называемых нетрадиционных уроков.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Очевидно, что если говорить о нетрадиционном обучении, то невозможно игнорировать самую важную часть данного процесса - контроль. Он в полной мере должен соответствовать уроку, т.е. тоже быть нетрадиционным. Именно о такой форме контроля и пойдет речь дальше.
Исходя из этого я выделила основную цель своей магистерской работы- доказать, что нетрадиционное методы контроля эффективнее, чем традиционные.
Из поставленной цели я составила основные задачи:
1) Изучить теоретические основы тематического контроля;
2) Рассмотреть и проанализировать практические рекомендации к применению нетрадиционных форм и методов тематического контроля;
3) Разработать собственный нетрадиционный метод контроля знаний.
Объектом исследования являются нестандартные формы и методы тематического контроля.
Предметом являются непосредственно виды нестандартного контроля.
В достижения поставленной цели и задач, мне помогут труды российских ученых: Сластенина В.А. , Мижериков В.А.., Слабова Т.Л., Орлов А.А.., Гонеев А.Д.,., Широбокова Т. С., Питюков В.Ю Питюков В.Ю., Соколова Л. Н., Стефановская Т. А., Исаков. В. Б. и др.
Магистерская работа состоит из введения, основной части, представленной тремя главами, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе - раскрыто понятие контроля, его значение и сущность, выделены его основные виды и методы, а так же детально изучено понятие тематического контроля и его основные формы, методы и приемы проведения.
Во второй главе - сделан акцент на сравнении традиционных и нетрадиционных форм тематического контроля, и более детально раскрыты основные нетрадиционные методы.
В третей главе - представлен проект нового нетрадиционного метода контроля, основанного на базе уже существующих, а так же представлена оценка его эффективности на практическом примере.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по теме магистерской работы.
Выпускная магистерская работа изложена на 45 страницах и включает 24 литературных источника.
В современной школе постоянно растет интерес к нетрадиционным формам и методам контроля знаний. Это напрямую связано с активным внедрением новых педагогических методов и средств, обновлением материально-технической базы школ. Учителями наряду с традиционными методами контроля проводятся абсолютно новые, а иногда даже и инновационные. Выбор формы зависит от сущности изучаемого материала, характеристик класса, материально-технических средств школы, уровня подготовленности учителя.
Уроки математики также не являются исключением. Огромное количество различных разработок позволяет делать многие уроки более яркими и понятными для учащихся. Материал, поданный и проверенный в нестандартной форме вызывает интерес у школьников, повышает их мотивацию к учебе, развивает их творческую самостоятельность, обучает работе с различными источниками знаний.
При выполнении работы получены следующие выводы:
1) Изучена и проанализирована литература по теме. Исходя из нее можно сделать вывод, что в современной методической литературе огромное значение отводится изучению методике преподавания математики, в частности методике организации проверки и оценки знаний.
2) В ходе выполнения магистерской работы была четко проанализирована и изучена сущность проверки и оценки знаний результатов в средней и старшей школе. Были описаны основные традиционные методы тематического контроля.
3) Нетрадиционные формы проведения уроков позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.
Я считаю, что поставленные задачи были выполнены, а цель достигнута. Предложенный метод доказал свою эффективность и может в дальнейшем быть использован как метод тематического контроля на уроках математики. Однако надо понимать, что несмотря на положительную эффективность в 87,5 %, данному методу необходима доработка, так как для того что бы он смог заменить стандартные формы контроля ему необходимо не меньше 100% эффективности результатов.
Таким образом, подводя итог магистерской работы, хотелось бы отметить, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
1. Аброшин, М.С. Математический анализ [Текст]/ М.С. Аброшин,
А.В. Грачев. - М.: «Конкорд», 2010. - 288 с.
2. Алгебра и геометрия [Текст]/ Учебник под ред. проф. В.Я. Филина. -М.: Инфра-М, 2014. - 617 с.
3. Бобырев, А.В. Математический анализ [Текст]/ А.В. Бобырев, А.В. Филатов. - М.: «Конкорд», 2012. - 214 с.
4. Васильева, Л.С. Педагогика [Текст]: Учебник - 3-е изд., стер. / Л.С.Васильева, М.В. Петровская.- М.: Кнорус, 2014. - 816 с.
5. Зволейко, И.П. [Текст]: учебное пособие / И.П. Зволейко. - Ростов н/Д: Факел, 2012. - 318 с.
6. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2014.-131 с.
7. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2014.-454 с.
8. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2012.- 321с.
9. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2011.-196 с.
10. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.- М.: Роспедагентство, 2015.- 293 с.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2016.-164 с.
12. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2012.-155 с.
13. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2015.- 162 с.
14. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - М., 2013.-с 239.
15. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2016.-167с.
16. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебнометодическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2011.-364 с.
17. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова
А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. - М.: Академия, 2012. - 208 с.
18. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2010.-423 с.
19. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2010.- 111 с.
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: «Конкорд», 2015. -186 с.
21. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия,
2013. - 166 с.
22. Слабова Т.Л. Педагогика: Математика/ Т.Л. Слабова, А.В. Митусов, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2014.- 36 с.
23. Исаков, В.Б. [Текст]: учебное пособие / В.Б. Исаков. - Ростов н/Д:
Факел, 2013. - 139 с.
24. Стефановская Т.А. Основы педагогики / Под ред. Т.А. Стефаонвская. - М.: Академия, 2013.-124 с.
25. Широбоков Т.С. Анализ математических процессов [Текст]/ Т.С. Широбоков, А.В. Пиреев. - М.: «Конкорд», 2012. - 67 с.
26. Питюков В.Ю. Алгебр [Текст]/ Учебник под ред. проф. В.Ю. Питюкова. -М.: Инфра-М, 2011. - 207 с.
27. Байбиков, С.В. Математический анализ [Текст]/ С.В. Байбиков,
А.В. Филатов. - М.: «Пристиж», 2010. - 100 с.
28. Костыркин, Л.С. Педагогика [Текст]: Учебник - 3-е изд., стер. / Л.С.Костыркина, М.В. Петровская.- М.: Крокус, 2014. - 59 с.
29. Орлова И.О. Основы педагогики: Практикум: Учеб.-метод. пос./ И.О. Орлова, А.С. Панфилов. Под ред. И.О. Орлова. - М.: Академия, 2016.166 с.
30. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2011.-364 с.
31. Рожкова А.В. Учитель и ученик/ Рожкова А.В., Талина С.У., Витюкова С.О. и др. - М.: Академия, 2014. - 311 с.