Формирование социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ 12
1.1.Основные понятия исследования: «адаптация», «социально-психологическая адаптация 12
1.2. Специфика социально-психологической адаптации иностранных
студентов к обучению в российском вузе 28
1.3. Психолого - педагогические условия социально-психологической
адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе 36
Выводы по I главе 43
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ 45
2.1. Организация и методики исследования 45
2.2. Изучение сформированности социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе 52
2.3. Педагогическое обеспечение формирования социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе 59
2.4. Анализ проведенной психолого-педагогической работы 62
Выводы по II главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Библиографический список литературы 75
Приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ 12
1.1.Основные понятия исследования: «адаптация», «социально-психологическая адаптация 12
1.2. Специфика социально-психологической адаптации иностранных
студентов к обучению в российском вузе 28
1.3. Психолого - педагогические условия социально-психологической
адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе 36
Выводы по I главе 43
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ 45
2.1. Организация и методики исследования 45
2.2. Изучение сформированности социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе 52
2.3. Педагогическое обеспечение формирования социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе 59
2.4. Анализ проведенной психолого-педагогической работы 62
Выводы по II главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Библиографический список литературы 75
Приложения
Актуальность темы исследования. Исследование социально-психологических и личностных проблем адаптации иностранных студентов к высшей школе России представляет большой научный интерес в теоретическом и прикладном аспектах. До сих пор проблема адаптации иностранных студентов оказалась недостаточно освещенной в психологической науке. Адаптация - это сложный и многогранный процесс и результат установления определенных отношений между личностью и социальной средой. В процессе адаптации существуют два взаимосвязанных компонента: человек и среда его обитания [16].
Интернационализация современного высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к условиям высшего учебного заведения в незнакомой стране для успешной коммуникации в социально-бытовой и академической сфере. Примерно двое из ста обучающихся высшей школе в мире на настоящий момент - иностранные студенты, среди которых в количественном отношении традиционно преобладают граждане развивающихся стран.
Иностранные студенты при поступлении в высшие учебные заведения проходят период адаптации к новым условиям обучения и быта, который, в отличие от российских учащихся, затягивается на несколько лет и определяется большим количеством социально-психологических, религиозных, медико-биологических проблем, недостаточным знанием русского языка, различиями в системах среднего образования. Развитие состояния дезадаптации проявляется в снижении успеваемости и сопротивляемости простудным заболеваниям, в обострении синдрома хронической усталости и т. д
Специалисты выделяют целый ряд факторов, влияющих на характер адаптационных процессов иностранных студентов. Среди таких факторов: интенсивность взаимодействия, свойства самих культур, численность представителей группы иностранных студентов, официальная политика ВУЗа и многие другие [47]. На практике мы в действительности наблюдаем разнообразные виды взаимоотношений групп студентов и взаимовлияния культур, носителями которых они являются. Одни группы иностранных студентов полностью теряют свою культурную уникальность и самобытность, другие, напротив, сохраняют свои культурные особенности и даже распространяют свойственные им культурные образцы среди представителей доминирующей культуры ВУЗа, в котором они обучаются. Вместе с тем, о каком преимущественном характере взаимовлияния культур учебной деятельности ни шла бы речь, взаимодействие представителей различных культур всегда приводит к изменениям культурных систем в ее отдельных элементах и составляющих.
Состояние разработанности проблемы исследования.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что проблеме культурного взаимовлияния посвящены многочисленные работы в отечественной и зарубежной педагогической и социально¬психологической литературе. Существует целый ряд взглядов и подходов к пониманию проблемы взаимодействия и взаимоотношений носителей различных культур, культурного взаимовлияния.
В работах Г. Гартмана, Б.А. Федев представлены некоторые вопросы адаптации иностранных граждан к новым социальным условиям на начальном этапе обучения [26], [87].
Э. Гидденс [27], Р. Мертон [61], Л. Филипс [89] создали систему основных научных понятий, проанализировали основные аспекты процесса адаптации и сформулировали многие ключевые проблемы данной теории, На основе теоретико-методологических подходов, предложенных Д. Мидом [62], Д. Морено [64], Т. Парсонсом [68], Я.
Щепаньским [94] и др. было проведено большое число конкретных социологических исследований адаптации личности и социальных групп к различным социальным обстоятельствам.
В российской социологической науке проблемами социальной адаптации личности продуктивно занимались А.И. Зотова [41], И.К. Кряжева [41], И.С. Кон [46], Л.В. Корель [47], Л.Л. Шпак [93].
Адаптивным проблемам иностранных учащихся уделялось большое внимание в исследованиях зарубежных социологов, социальных психологов и педагогов. Так, например, одна из обзорных статей по адаптации временного жителя вх иной культуры, написанная А. Черчем, содержит ссылки на 288 источников, абсолютное большинство которых посвящено адаптации иностранных учащихся. В рамках исследования проблем оптимизации процесса межкультурного взаимодействия и социокультурной адаптации в 1977 году был учрежден специальный журнал - «International Journal of Intercultural Relations», была основана профессиональная ассоциация «Society for Intercultural Relations», американскими социальными психологами и социологами разработано более 20 тыс. обучающих программ не только для студентов, но и для военнослужащих, туристов, государственных чиновников и т.п.
Большим вкладом в исследование проблем социальной и социально-психологической адаптации иностранных учащихся стала теория «культурного шока», разработанная С. Бокнером [15]. Следует отметить, что большинство исследований, посвященных проблемам «культурного шока», носит описательный характер. Их авторы преимущественно перечисляют различные затруднения, с которыми сталкиваются иностранные учащиеся, и типичные реакции учащихся на эти затруднения. Наибольшее внимание в работах данного направления, как правило, уделяется объяснению того, почему одни адаптанты испытывают более сильный «культурный шок», а другие - менее сильный [16].
В советской высшей школе также накоплен большой опыт обучения иностранных студентов. Исследования по данной проблематике имеют несомненную научную значимость и представлены в самом широком спектре -рассматриваются проблемы международного образовательного сотрудничества с различными странами и регионами, вопросы идейно-политического воздействия на иностранных учащихся в учебно-воспитательном процессе и т.д. Проблемы организации профессиональной подготовки иностранных студентов анализируются сквозь призму особенностей обучаемого контингента в процессе педагогического общения, отбора факторов успешной учебной деятельности, интернационального воспитания иностранных учащихся. Комплексный подход к организации подготовки зарубежных студентов представлен в работе Л.А. Трегубовой [85]. И.В. Ширяева изучала различные показатели адаптированности иностранных учащихся. Данные исследования убедительно доказали, что одной из основных задач развития современного образования является оптимизация адаптивности учебно-воспитательного процесса к индивидуальным особенностям и потребностям иностранных студентов [93].
В связи с этим существует следующее противоречие между:
- возросшей потребностью привлечения студентов из других стран в вузы Российской Федерации и недостаточностью разработанности психолого-педагогических условий по формированию социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе.
Данное противоречие указывают на актуальность и приоритетность одного из направлений фундаментальных и прикладных исследований, направленных на формирование социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе, и позволяют определить проблему исследования: в чем заключается сущность и
каковы психолого-педагогические условия формирования социально-психологической адаптации студентов-иностранцев к обучению в российском ВУЗе?
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий формирования социально-психологической адаптации студентов- иностранцев к обучению в российском ВУЗе.
Объект исследования - процесс адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению иностранных студентов в российском вузе.
Гипотеза исследования: процесс формирования социально¬
психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе будет успешным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «социально-психологическая адаптация»;
- выявить особенности процесса формирования социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе;
- реализовать соответствующие психолого-педагогические условия формирования адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе:
• ориентация на социально-психологические особенности адаптации иностранных студентов;
• применение различных форм и методов работы, включенных в программу «Адаптация иностранных студентов» («АИС»).
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью данного исследования ставились для решения следующие задачи:
1.Определить содержание и сущность понятий «адаптация», «социально-психологическая адаптация.
2. Определить особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе.
3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия социально-психологической адаптации иностранных студентов в российском ВУЗе.
4. Опытно-экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения концепций адаптации и социализации личности (Т. Парсонса [68], Э.Шилза [91], Р. Мертона [61]), социального взаимодействия (Дж. Хоманса [90], Г. Блумера [14]), культурологический подход, раскрывающий категорию культуры, (Н.М. Лебедева [54], Г.П. Павлихин [67], A.B. Прохоров [7], А.Н. Ременцов [77], Т.Г.
Стефаненко[84], концепцию взаимодействия культур и принцип
межкультурного взаимодействия (И.С. Болотина [16], Г.М.
Джамалудинова [33], В.И. Добрыниной [34], В.И. Жуков [40], Т.Н.
Кухтевич [50]), ведущие идеи деятельностного подхода в определении взаимодействия студентов-иностранцев с представителями нового социума (Е.С. Балабановой [12], A. Гордона [29], H.A. Свиридова[78]).
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, классификация, моделирование),
- эмпирический (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная базу исследования составили иностранные студенты подготовительного факультета Казанского федерального университета. Всего в исследовании приняло 60 студентов.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2015 по 2017 г.
Первый этап - поисково-теоретический (2015 по 2016 г.г.),
связанный с изучением и анализом литературы по проблеме исследования. Выявлялось состояние данной проблемы в теории и на практике, исследовались особенности вхождения иностранных студентов в новую среду и пути преодоления трудностей в процессе вхождения в новый социум.
На втором этапе - опытно экспериментальном (2016 г.)
проводилась диагностика состояния адаптации иностранных студентов, разрабатывалась технология сопровождения адаптации, и проводился формирующий эксперимент. Проводился углубленный анализ данных и систематизация материала, полученного в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы, выделялись критерии адаптации иностранных студентов в вузе.
На третьем этапе - обобщающем (2016-2017г.г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические выводы, логически выстраивался текст диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующим:
- выявлены и раскрыты психолого-педагогические условия, раскрывающее эффективность формирования социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе:
1) ориентация на социально-психологические особенности адаптации иностранных студентов;
2) применение различных форм и методов работы, включенных в программу «Адаптация иностранных студентов»(«АИС»).
Теоретическая значимость: анализ социально-психологической адаптации, представленный в работе, позволяет глубже понять содержание и механизм адаптационных процессов на микроуровне, вносит вклад в осмысление особенностей социально-психологической адаптации иностранных студентов. Материалы диссертационной работы могут использоваться при чтении ряда курсов: педагогики, социальной педагогики и психологии, социологии социальных изменений и пр.
Практическая значимость: описаны психолого-педагогические условия успешной адаптации и разработана программа сопровождения иностранных студентов. Полученные результаты и выводы могут быть использованы в широкой практике высшего профессионального образования для осуществления эффективной педагогической помощи иностранным студентам, имеющим проблемы адаптационного характера, в частности, в системе повышения квалификации вузовских преподавателей в ходе ознакомления с особенностями работы с иностранными студентами.
Обоснованность и достоверность полученных результатов в ходе диссертационного исследования обеспечиваются теоретико¬
методологической аргументированностью, логикой построения исследования, опорой на систему теоретических и практических методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам исследования, данным математической статистики.
Апробация и внедрение результатов в период 2016-2017 г.г. состоялась на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытно- экспериментальной работы, посредством публикации научной статьи (принята к публикации статья «Формирование социально-психологчиеской адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе» в сборник научных трудов «Актуальные проблемы педагогики и психологии», 20 выпуск, 2017).
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференции: Итоговая научная конференция студентов КФУ 2017 года.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Интернационализация современного высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к условиям высшего учебного заведения в незнакомой стране для успешной коммуникации в социально-бытовой и академической сфере. Примерно двое из ста обучающихся высшей школе в мире на настоящий момент - иностранные студенты, среди которых в количественном отношении традиционно преобладают граждане развивающихся стран.
Иностранные студенты при поступлении в высшие учебные заведения проходят период адаптации к новым условиям обучения и быта, который, в отличие от российских учащихся, затягивается на несколько лет и определяется большим количеством социально-психологических, религиозных, медико-биологических проблем, недостаточным знанием русского языка, различиями в системах среднего образования. Развитие состояния дезадаптации проявляется в снижении успеваемости и сопротивляемости простудным заболеваниям, в обострении синдрома хронической усталости и т. д
Специалисты выделяют целый ряд факторов, влияющих на характер адаптационных процессов иностранных студентов. Среди таких факторов: интенсивность взаимодействия, свойства самих культур, численность представителей группы иностранных студентов, официальная политика ВУЗа и многие другие [47]. На практике мы в действительности наблюдаем разнообразные виды взаимоотношений групп студентов и взаимовлияния культур, носителями которых они являются. Одни группы иностранных студентов полностью теряют свою культурную уникальность и самобытность, другие, напротив, сохраняют свои культурные особенности и даже распространяют свойственные им культурные образцы среди представителей доминирующей культуры ВУЗа, в котором они обучаются. Вместе с тем, о каком преимущественном характере взаимовлияния культур учебной деятельности ни шла бы речь, взаимодействие представителей различных культур всегда приводит к изменениям культурных систем в ее отдельных элементах и составляющих.
Состояние разработанности проблемы исследования.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что проблеме культурного взаимовлияния посвящены многочисленные работы в отечественной и зарубежной педагогической и социально¬психологической литературе. Существует целый ряд взглядов и подходов к пониманию проблемы взаимодействия и взаимоотношений носителей различных культур, культурного взаимовлияния.
В работах Г. Гартмана, Б.А. Федев представлены некоторые вопросы адаптации иностранных граждан к новым социальным условиям на начальном этапе обучения [26], [87].
Э. Гидденс [27], Р. Мертон [61], Л. Филипс [89] создали систему основных научных понятий, проанализировали основные аспекты процесса адаптации и сформулировали многие ключевые проблемы данной теории, На основе теоретико-методологических подходов, предложенных Д. Мидом [62], Д. Морено [64], Т. Парсонсом [68], Я.
Щепаньским [94] и др. было проведено большое число конкретных социологических исследований адаптации личности и социальных групп к различным социальным обстоятельствам.
В российской социологической науке проблемами социальной адаптации личности продуктивно занимались А.И. Зотова [41], И.К. Кряжева [41], И.С. Кон [46], Л.В. Корель [47], Л.Л. Шпак [93].
Адаптивным проблемам иностранных учащихся уделялось большое внимание в исследованиях зарубежных социологов, социальных психологов и педагогов. Так, например, одна из обзорных статей по адаптации временного жителя вх иной культуры, написанная А. Черчем, содержит ссылки на 288 источников, абсолютное большинство которых посвящено адаптации иностранных учащихся. В рамках исследования проблем оптимизации процесса межкультурного взаимодействия и социокультурной адаптации в 1977 году был учрежден специальный журнал - «International Journal of Intercultural Relations», была основана профессиональная ассоциация «Society for Intercultural Relations», американскими социальными психологами и социологами разработано более 20 тыс. обучающих программ не только для студентов, но и для военнослужащих, туристов, государственных чиновников и т.п.
Большим вкладом в исследование проблем социальной и социально-психологической адаптации иностранных учащихся стала теория «культурного шока», разработанная С. Бокнером [15]. Следует отметить, что большинство исследований, посвященных проблемам «культурного шока», носит описательный характер. Их авторы преимущественно перечисляют различные затруднения, с которыми сталкиваются иностранные учащиеся, и типичные реакции учащихся на эти затруднения. Наибольшее внимание в работах данного направления, как правило, уделяется объяснению того, почему одни адаптанты испытывают более сильный «культурный шок», а другие - менее сильный [16].
В советской высшей школе также накоплен большой опыт обучения иностранных студентов. Исследования по данной проблематике имеют несомненную научную значимость и представлены в самом широком спектре -рассматриваются проблемы международного образовательного сотрудничества с различными странами и регионами, вопросы идейно-политического воздействия на иностранных учащихся в учебно-воспитательном процессе и т.д. Проблемы организации профессиональной подготовки иностранных студентов анализируются сквозь призму особенностей обучаемого контингента в процессе педагогического общения, отбора факторов успешной учебной деятельности, интернационального воспитания иностранных учащихся. Комплексный подход к организации подготовки зарубежных студентов представлен в работе Л.А. Трегубовой [85]. И.В. Ширяева изучала различные показатели адаптированности иностранных учащихся. Данные исследования убедительно доказали, что одной из основных задач развития современного образования является оптимизация адаптивности учебно-воспитательного процесса к индивидуальным особенностям и потребностям иностранных студентов [93].
В связи с этим существует следующее противоречие между:
- возросшей потребностью привлечения студентов из других стран в вузы Российской Федерации и недостаточностью разработанности психолого-педагогических условий по формированию социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе.
Данное противоречие указывают на актуальность и приоритетность одного из направлений фундаментальных и прикладных исследований, направленных на формирование социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе, и позволяют определить проблему исследования: в чем заключается сущность и
каковы психолого-педагогические условия формирования социально-психологической адаптации студентов-иностранцев к обучению в российском ВУЗе?
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий формирования социально-психологической адаптации студентов- иностранцев к обучению в российском ВУЗе.
Объект исследования - процесс адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению иностранных студентов в российском вузе.
Гипотеза исследования: процесс формирования социально¬
психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе будет успешным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «социально-психологическая адаптация»;
- выявить особенности процесса формирования социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе;
- реализовать соответствующие психолого-педагогические условия формирования адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе:
• ориентация на социально-психологические особенности адаптации иностранных студентов;
• применение различных форм и методов работы, включенных в программу «Адаптация иностранных студентов» («АИС»).
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью данного исследования ставились для решения следующие задачи:
1.Определить содержание и сущность понятий «адаптация», «социально-психологическая адаптация.
2. Определить особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе.
3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия социально-психологической адаптации иностранных студентов в российском ВУЗе.
4. Опытно-экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения концепций адаптации и социализации личности (Т. Парсонса [68], Э.Шилза [91], Р. Мертона [61]), социального взаимодействия (Дж. Хоманса [90], Г. Блумера [14]), культурологический подход, раскрывающий категорию культуры, (Н.М. Лебедева [54], Г.П. Павлихин [67], A.B. Прохоров [7], А.Н. Ременцов [77], Т.Г.
Стефаненко[84], концепцию взаимодействия культур и принцип
межкультурного взаимодействия (И.С. Болотина [16], Г.М.
Джамалудинова [33], В.И. Добрыниной [34], В.И. Жуков [40], Т.Н.
Кухтевич [50]), ведущие идеи деятельностного подхода в определении взаимодействия студентов-иностранцев с представителями нового социума (Е.С. Балабановой [12], A. Гордона [29], H.A. Свиридова[78]).
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, классификация, моделирование),
- эмпирический (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная базу исследования составили иностранные студенты подготовительного факультета Казанского федерального университета. Всего в исследовании приняло 60 студентов.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2015 по 2017 г.
Первый этап - поисково-теоретический (2015 по 2016 г.г.),
связанный с изучением и анализом литературы по проблеме исследования. Выявлялось состояние данной проблемы в теории и на практике, исследовались особенности вхождения иностранных студентов в новую среду и пути преодоления трудностей в процессе вхождения в новый социум.
На втором этапе - опытно экспериментальном (2016 г.)
проводилась диагностика состояния адаптации иностранных студентов, разрабатывалась технология сопровождения адаптации, и проводился формирующий эксперимент. Проводился углубленный анализ данных и систематизация материала, полученного в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы, выделялись критерии адаптации иностранных студентов в вузе.
На третьем этапе - обобщающем (2016-2017г.г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические выводы, логически выстраивался текст диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующим:
- выявлены и раскрыты психолого-педагогические условия, раскрывающее эффективность формирования социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе:
1) ориентация на социально-психологические особенности адаптации иностранных студентов;
2) применение различных форм и методов работы, включенных в программу «Адаптация иностранных студентов»(«АИС»).
Теоретическая значимость: анализ социально-психологической адаптации, представленный в работе, позволяет глубже понять содержание и механизм адаптационных процессов на микроуровне, вносит вклад в осмысление особенностей социально-психологической адаптации иностранных студентов. Материалы диссертационной работы могут использоваться при чтении ряда курсов: педагогики, социальной педагогики и психологии, социологии социальных изменений и пр.
Практическая значимость: описаны психолого-педагогические условия успешной адаптации и разработана программа сопровождения иностранных студентов. Полученные результаты и выводы могут быть использованы в широкой практике высшего профессионального образования для осуществления эффективной педагогической помощи иностранным студентам, имеющим проблемы адаптационного характера, в частности, в системе повышения квалификации вузовских преподавателей в ходе ознакомления с особенностями работы с иностранными студентами.
Обоснованность и достоверность полученных результатов в ходе диссертационного исследования обеспечиваются теоретико¬
методологической аргументированностью, логикой построения исследования, опорой на систему теоретических и практических методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам исследования, данным математической статистики.
Апробация и внедрение результатов в период 2016-2017 г.г. состоялась на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытно- экспериментальной работы, посредством публикации научной статьи (принята к публикации статья «Формирование социально-психологчиеской адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе» в сборник научных трудов «Актуальные проблемы педагогики и психологии», 20 выпуск, 2017).
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференции: Итоговая научная конференция студентов КФУ 2017 года.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Современные психолого-педагогические исследования процессов перехода от среднего образования к высшему (А. В. Петровский, А. А. Вербицкий, В. В. Шпалинский, В. Т. Лисовский) позволяют говорить о необходимости адаптации только поступивших в вуз учеников к новым для них формам обучения и условиям студенческой среды.
В нашем исследовании мы придерживаемся следующих понятий.
Адаптация (Adaptation; Anpassung) - это процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы внешнего мира, а так же умение эффективно воздействовать на среду.
Адаптация иностранного студента - это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно- мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми для него условиями. Для этого требуется огромные затраты физических и психологических ресурсов человека.
Анализ полученных результатов позволил определить по показателю адаптивность-дезадаптивнось следующее: до эксперимента имеют низкий уровень адаптации, снижены к дезадаптивности, и испытывают психологический дискомфорт, нет сбалансированной внутренней позиции.
Результаты исследования по показателю степени выраженности неконструктивных способов преодоления: на начальном периоде
адаптации у студентов до эксперимента высокие показатели эскапизма и всех форм агрессии (результаты по методикам СПА). В данный период студенты до эксперимента склонны к грубости, а также часты угрозы, ругань, крики против своих сокурсников и уход от проблем.
По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что использованные нами психолого-педагогические условия и выявленные формы и методы адаптивности, которые легли в основу программы действительно являются эффективным средством социально-
психологической адаптации иностранных студентов , так как результаты показали положительную динамику, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
В нашем исследовании мы придерживаемся следующих понятий.
Адаптация (Adaptation; Anpassung) - это процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы внешнего мира, а так же умение эффективно воздействовать на среду.
Адаптация иностранного студента - это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно- мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми для него условиями. Для этого требуется огромные затраты физических и психологических ресурсов человека.
Анализ полученных результатов позволил определить по показателю адаптивность-дезадаптивнось следующее: до эксперимента имеют низкий уровень адаптации, снижены к дезадаптивности, и испытывают психологический дискомфорт, нет сбалансированной внутренней позиции.
Результаты исследования по показателю степени выраженности неконструктивных способов преодоления: на начальном периоде
адаптации у студентов до эксперимента высокие показатели эскапизма и всех форм агрессии (результаты по методикам СПА). В данный период студенты до эксперимента склонны к грубости, а также часты угрозы, ругань, крики против своих сокурсников и уход от проблем.
По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что использованные нами психолого-педагогические условия и выявленные формы и методы адаптивности, которые легли в основу программы действительно являются эффективным средством социально-
психологической адаптации иностранных студентов , так как результаты показали положительную динамику, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ТГУ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения (на примере студентов ТГУ)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Социально-культурная адаптация иностранных студентов в условиях вуза
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - Процесс адаптации иностранных студентов в российских ВУЗах
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - МЕРОПРИЯТИЯ ПО АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2025 - ЭТАПЫ И ФОРМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАНЦЕВ К МОНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ КАМПУСА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



