ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ 12
1.1.Основные понятия исследования: «адаптация», «социально-психологическая адаптация 12
1.2. Специфика социально-психологической адаптации иностранных
студентов к обучению в российском вузе 28
1.3. Психолого - педагогические условия социально-психологической
адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе 36
Выводы по I главе 43
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ 45
2.1. Организация и методики исследования 45
2.2. Изучение сформированности социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе 52
2.3. Педагогическое обеспечение формирования социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе 59
2.4. Анализ проведенной психолого-педагогической работы 62
Выводы по II главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Библиографический список литературы 75
Приложения
Актуальность темы исследования. Исследование социально-психологических и личностных проблем адаптации иностранных студентов к высшей школе России представляет большой научный интерес в теоретическом и прикладном аспектах. До сих пор проблема адаптации иностранных студентов оказалась недостаточно освещенной в психологической науке. Адаптация - это сложный и многогранный процесс и результат установления определенных отношений между личностью и социальной средой. В процессе адаптации существуют два взаимосвязанных компонента: человек и среда его обитания [16].
Интернационализация современного высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к условиям высшего учебного заведения в незнакомой стране для успешной коммуникации в социально-бытовой и академической сфере. Примерно двое из ста обучающихся высшей школе в мире на настоящий момент - иностранные студенты, среди которых в количественном отношении традиционно преобладают граждане развивающихся стран.
Иностранные студенты при поступлении в высшие учебные заведения проходят период адаптации к новым условиям обучения и быта, который, в отличие от российских учащихся, затягивается на несколько лет и определяется большим количеством социально-психологических, религиозных, медико-биологических проблем, недостаточным знанием русского языка, различиями в системах среднего образования. Развитие состояния дезадаптации проявляется в снижении успеваемости и сопротивляемости простудным заболеваниям, в обострении синдрома хронической усталости и т. д
Специалисты выделяют целый ряд факторов, влияющих на характер адаптационных процессов иностранных студентов. Среди таких факторов: интенсивность взаимодействия, свойства самих культур, численность представителей группы иностранных студентов, официальная политика ВУЗа и многие другие [47]. На практике мы в действительности наблюдаем разнообразные виды взаимоотношений групп студентов и взаимовлияния культур, носителями которых они являются. Одни группы иностранных студентов полностью теряют свою культурную уникальность и самобытность, другие, напротив, сохраняют свои культурные особенности и даже распространяют свойственные им культурные образцы среди представителей доминирующей культуры ВУЗа, в котором они обучаются. Вместе с тем, о каком преимущественном характере взаимовлияния культур учебной деятельности ни шла бы речь, взаимодействие представителей различных культур всегда приводит к изменениям культурных систем в ее отдельных элементах и составляющих.
Состояние разработанности проблемы исследования.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что проблеме культурного взаимовлияния посвящены многочисленные работы в отечественной и зарубежной педагогической и социально¬психологической литературе. Существует целый ряд взглядов и подходов к пониманию проблемы взаимодействия и взаимоотношений носителей различных культур, культурного взаимовлияния.
В работах Г. Гартмана, Б.А. Федев представлены некоторые вопросы адаптации иностранных граждан к новым социальным условиям на начальном этапе обучения [26], [87].
Э. Гидденс [27], Р. Мертон [61], Л. Филипс [89] создали систему основных научных понятий, проанализировали основные аспекты процесса адаптации и сформулировали многие ключевые проблемы данной теории, На основе теоретико-методологических подходов, предложенных Д. Мидом [62], Д. Морено [64], Т. Парсонсом [68], Я.
Щепаньским [94] и др. было проведено большое число конкретных социологических исследований адаптации личности и социальных групп к различным социальным обстоятельствам.
В российской социологической науке проблемами социальной адаптации личности продуктивно занимались А.И. Зотова [41], И.К. Кряжева [41], И.С. Кон [46], Л.В. Корель [47], Л.Л. Шпак [93].
Адаптивным проблемам иностранных учащихся уделялось большое внимание в исследованиях зарубежных социологов, социальных психологов и педагогов. Так, например, одна из обзорных статей по адаптации временного жителя вх иной культуры, написанная А. Черчем, содержит ссылки на 288 источников, абсолютное большинство которых посвящено адаптации иностранных учащихся. В рамках исследования проблем оптимизации процесса межкультурного взаимодействия и социокультурной адаптации в 1977 году был учрежден специальный журнал - «International Journal of Intercultural Relations», была основана профессиональная ассоциация «Society for Intercultural Relations», американскими социальными психологами и социологами разработано более 20 тыс. обучающих программ не только для студентов, но и для военнослужащих, туристов, государственных чиновников и т.п.
Большим вкладом в исследование проблем социальной и социально-психологической адаптации иностранных учащихся стала теория «культурного шока», разработанная С. Бокнером [15]. Следует отметить, что большинство исследований, посвященных проблемам «культурного шока», носит описательный характер. Их авторы преимущественно перечисляют различные затруднения, с которыми сталкиваются иностранные учащиеся, и типичные реакции учащихся на эти затруднения. Наибольшее внимание в работах данного направления, как правило, уделяется объяснению того, почему одни адаптанты испытывают более сильный «культурный шок», а другие - менее сильный [16].
В советской высшей школе также накоплен большой опыт обучения иностранных студентов. Исследования по данной проблематике имеют несомненную научную значимость и представлены в самом широком спектре -рассматриваются проблемы международного образовательного сотрудничества с различными странами и регионами, вопросы идейно-политического воздействия на иностранных учащихся в учебно-воспитательном процессе и т.д. Проблемы организации профессиональной подготовки иностранных студентов анализируются сквозь призму особенностей обучаемого контингента в процессе педагогического общения, отбора факторов успешной учебной деятельности, интернационального воспитания иностранных учащихся. Комплексный подход к организации подготовки зарубежных студентов представлен в работе Л.А. Трегубовой [85]. И.В. Ширяева изучала различные показатели адаптированности иностранных учащихся. Данные исследования убедительно доказали, что одной из основных задач развития современного образования является оптимизация адаптивности учебно-воспитательного процесса к индивидуальным особенностям и потребностям иностранных студентов [93].
В связи с этим существует следующее противоречие между:
- возросшей потребностью привлечения студентов из других стран в вузы Российской Федерации и недостаточностью разработанности психолого-педагогических условий по формированию социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе.
Данное противоречие указывают на актуальность и приоритетность одного из направлений фундаментальных и прикладных исследований, направленных на формирование социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе, и позволяют определить проблему исследования: в чем заключается сущность и
каковы психолого-педагогические условия формирования социально-психологической адаптации студентов-иностранцев к обучению в российском ВУЗе?
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий формирования социально-психологической адаптации студентов- иностранцев к обучению в российском ВУЗе.
Объект исследования - процесс адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению иностранных студентов в российском вузе.
Гипотеза исследования: процесс формирования социально¬
психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе будет успешным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «социально-психологическая адаптация»;
- выявить особенности процесса формирования социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе;
- реализовать соответствующие психолого-педагогические условия формирования адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе:
• ориентация на социально-психологические особенности адаптации иностранных студентов;
• применение различных форм и методов работы, включенных в программу «Адаптация иностранных студентов» («АИС»).
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью данного исследования ставились для решения следующие задачи:
1.Определить содержание и сущность понятий «адаптация», «социально-психологическая адаптация.
2. Определить особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе.
3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия социально-психологической адаптации иностранных студентов в российском ВУЗе.
4. Опытно-экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения концепций адаптации и социализации личности (Т. Парсонса [68], Э.Шилза [91], Р. Мертона [61]), социального взаимодействия (Дж. Хоманса [90], Г. Блумера [14]), культурологический подход, раскрывающий категорию культуры, (Н.М. Лебедева [54], Г.П. Павлихин [67], A.B. Прохоров [7], А.Н. Ременцов [77], Т.Г.
Стефаненко[84], концепцию взаимодействия культур и принцип
межкультурного взаимодействия (И.С. Болотина [16], Г.М.
Джамалудинова [33], В.И. Добрыниной [34], В.И. Жуков [40], Т.Н.
Кухтевич [50]), ведущие идеи деятельностного подхода в определении взаимодействия студентов-иностранцев с представителями нового социума (Е.С. Балабановой [12], A. Гордона [29], H.A. Свиридова[78]).
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, классификация, моделирование),
- эмпирический (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная базу исследования составили иностранные студенты подготовительного факультета Казанского федерального университета. Всего в исследовании приняло 60 студентов.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2015 по 2017 г.
Первый этап - поисково-теоретический (2015 по 2016 г.г.),
связанный с изучением и анализом литературы по проблеме исследования. Выявлялось состояние данной проблемы в теории и на практике, исследовались особенности вхождения иностранных студентов в новую среду и пути преодоления трудностей в процессе вхождения в новый социум.
На втором этапе - опытно экспериментальном (2016 г.)
проводилась диагностика состояния адаптации иностранных студентов, разрабатывалась технология сопровождения адаптации, и проводился формирующий эксперимент. Проводился углубленный анализ данных и систематизация материала, полученного в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы, выделялись критерии адаптации иностранных студентов в вузе.
На третьем этапе - обобщающем (2016-2017г.г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические выводы, логически выстраивался текст диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующим:
- выявлены и раскрыты психолого-педагогические условия, раскрывающее эффективность формирования социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском ВУЗе:
1) ориентация на социально-психологические особенности адаптации иностранных студентов;
2) применение различных форм и методов работы, включенных в программу «Адаптация иностранных студентов»(«АИС»).
Теоретическая значимость: анализ социально-психологической адаптации, представленный в работе, позволяет глубже понять содержание и механизм адаптационных процессов на микроуровне, вносит вклад в осмысление особенностей социально-психологической адаптации иностранных студентов. Материалы диссертационной работы могут использоваться при чтении ряда курсов: педагогики, социальной педагогики и психологии, социологии социальных изменений и пр.
Практическая значимость: описаны психолого-педагогические условия успешной адаптации и разработана программа сопровождения иностранных студентов. Полученные результаты и выводы могут быть использованы в широкой практике высшего профессионального образования для осуществления эффективной педагогической помощи иностранным студентам, имеющим проблемы адаптационного характера, в частности, в системе повышения квалификации вузовских преподавателей в ходе ознакомления с особенностями работы с иностранными студентами.
Обоснованность и достоверность полученных результатов в ходе диссертационного исследования обеспечиваются теоретико¬
методологической аргументированностью, логикой построения исследования, опорой на систему теоретических и практических методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам исследования, данным математической статистики.
Апробация и внедрение результатов в период 2016-2017 г.г. состоялась на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытно- экспериментальной работы, посредством публикации научной статьи (принята к публикации статья «Формирование социально-психологчиеской адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе» в сборник научных трудов «Актуальные проблемы педагогики и психологии», 20 выпуск, 2017).
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференции: Итоговая научная конференция студентов КФУ 2017 года.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Современные психолого-педагогические исследования процессов перехода от среднего образования к высшему (А. В. Петровский, А. А. Вербицкий, В. В. Шпалинский, В. Т. Лисовский) позволяют говорить о необходимости адаптации только поступивших в вуз учеников к новым для них формам обучения и условиям студенческой среды.
В нашем исследовании мы придерживаемся следующих понятий.
Адаптация (Adaptation; Anpassung) - это процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы внешнего мира, а так же умение эффективно воздействовать на среду.
Адаптация иностранного студента - это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно- мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми для него условиями. Для этого требуется огромные затраты физических и психологических ресурсов человека.
Анализ полученных результатов позволил определить по показателю адаптивность-дезадаптивнось следующее: до эксперимента имеют низкий уровень адаптации, снижены к дезадаптивности, и испытывают психологический дискомфорт, нет сбалансированной внутренней позиции.
Результаты исследования по показателю степени выраженности неконструктивных способов преодоления: на начальном периоде
адаптации у студентов до эксперимента высокие показатели эскапизма и всех форм агрессии (результаты по методикам СПА). В данный период студенты до эксперимента склонны к грубости, а также часты угрозы, ругань, крики против своих сокурсников и уход от проблем.
По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что использованные нами психолого-педагогические условия и выявленные формы и методы адаптивности, которые легли в основу программы действительно являются эффективным средством социально-
психологической адаптации иностранных студентов , так как результаты показали положительную динамику, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни / К.А.
Абульханова - Славская. - М.: Мысль, 2011. -299 с.
2. Адашев А.А. Особенности личностной адаптации в малых
изолированных группах / А.А. Адашев. - Л.:Эксмо, 1984. - 220 с.
3. Акимушкова Г.И. Соматическая и психофизиологическая
организация человека / Г.И. Акимушкова.- Л.: АСТ, 2011. - 160 с.
4. Ананьев. Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: Питер, 2001.- 380 с.
5. Андреев А.К. Методологические принципы анализа социального приспособления и проблема приспособления личности / А.К. Андреев.- Л.: Питер, 2015.- 275 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Наука, 2014. - 324 с.
7. Андреева Д.А. Проблема адаптации студента / Д.А. Андреева. - М.: Молодая Гвардия, 1994. - С. - 119-121.
8. Антипов Е.Е. Введение в теорию адаптации / Е.Е. Антипов.- М.: Знание, 2007. - С. - 75 - 87 .
9. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. Сборник: Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности / под ред. В.Г. Асеев. - М.: ЛомоносовЪ, 1986.- 141 с.
10. Ауберт Г. Адаптация и ее исследование / Г Ауберт. - Л.:Эксмо, 2002. - 97 с.
11. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл.- Л.: Питер, 2009. - С.57-100 .
12. Балабанова Е.С. Социальная активность
современной российской молодежи / Е.С. Балабанова. - М.: Наука, 2014.- С. 27-29.
13. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся в системе профессионального образования / Г.В. Безюлева. - М.: Наука, 2006. - 212 с.
14. Блумер. Г. Коллективное поведение / Г. Блумер. - М.: МГУ, 1994. - с. 90-115.
15. Бокнер С. Современные проблемы личности психология длительного пребывания за рубежом: студенты / С. Бокнер.- Л.: Санкт- Петербург, 2011. - 415 с.
16. Болотина И.С. Интеграция в Российское общество / И.С Болотина.- М.: Наука, 2014. - 74 с.
17. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. - Л.: Ростов на Дону: Феникс, 2002 -544 с.
18. Бэрон Р., Бирн Д, Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. Учебное пособие / Р. Бэрон, Д.Бирн, Б. Джонсон. - Спб.: Питер,2006. - 512 с.
19. Валиева А.Б. Психологическая адаптация разведенных женщин в постразводный период / А.Б. Валиева . Л.: Алматы, 2005.- 28 с.
20. Васильева С.А., Копеина Н.С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу / С.А. Васильева, Н.С. Копеина. - Л.: Ленинград, 2014. - с. С. 21-22.
21. Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов / А.А. Вербицкий. - Л.: Логос, 2010. -184 с.
22. Волгина Т. Ю. Социально-психологические факторы
адаптации / Т. Ю. Волгина. - М.: Педагогика, 2015. - 94 с.
23. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический проект: Трикста, 2006. - 590 с.
24. Ганнушкин П.Б. Психопатии, их статистика и динамика / П.Б. Ганнушкин. - М.: Знание, 2007. - 354 с.
25. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучении, 2014. - С. 131-135.
26. Гартман Г. Психология и проблемы адаптации / Г. Гартман.- Изд.: Нью-Йорк, 2014.- 354 с.
27. Гиденс Э. Социология молодежи / Э. Гиденс.- Изд.: Farrar, Straus&Giroux, 2010.- 517 с.
28. Гилинский М.А. Механизмы эмоциогенной регуляции адаптационных / М.А. Гилинский.- Л.:Логос, 1997. - 168 с.
29. Гордон В. Личность в психологии / В. Гордон. -М.: Питер, 2006- 95 с.
30. Горфункель P.M. Психологическое изучение студентов как средство улучшения подготовки специалистов / P.M. Горфункель . - Л.: Эксмо, 2014. - 224 с.
31. Данияров С.Б. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов / С.Б Данияров. - Л.: Алматы, 2006. -293 с.
32. Дворцова Е.В. Эффективность деятельности как индикатор вторичной адаптации / Е.В. Дворцова.- Л.: Логос, 2001. -435 с.
33. Джамалудинова Г.М. Психология социального познания / Г.М. Джамалудинова .- Л.:Феникс, 2014.- с.54-57.
34. Добрынина В.И. Социология молодежи / В.И. Добрынина.- Л.:Эксмо, 2002. - 74 с.
35. Добряк Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе / Ю. Добряк. - Л.: СПб, 2004. - 221 с.
36. Дубровин Д.П. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения / Д.П. Дубровин. - М. Наука, 2005. - 211 с.
37. Дьяченко М.И. Адаптация к экстремальной ситуации / - М.И. Дьяченко. - Л.: Москва, 1976- 68 с.- 201 с.
38. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы / М.И Дьяченко, Л.А. Кандыбович.- Л.: Эксмо, 2013.- С. 368.
39. Егоров Л.Г. Социальные аспекты адаптации молодежи в воинских коллективах. - М: Знание, 2002 - С.147.
40. Жукова В.И. Процессы перемен в сознании российской учащейся молодежи / В.И. Жукова.- Л.: ЛГУ,2012. - 70 с.
41. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И. Зотова, И.К. Кряжева.- Л.:Москва, 2008. - 232 с.
42. Ильин Е.П. Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Е.П. Ильин. - М.: Наука,1978. -314 с.
43. Ильюченок А.А. Системные механизмы адаптации и компенсации / А.А. Ильюченок . - Л.: Аруна, 2014.- 340 с.
44. Ильясова И.И., Ляудис В.Я. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1980 - 1981. -301 с.
45. Клукхон А. Различия в ценностных ориентациях / А. Клукхон. - Л.: Нью-Йорк, 2014. -148 с.
46. Кон И. С. Драма социологии / И. С. Кон. - Л.:Просвещение, 2001.- 142 с.
47. Корель П. Б. Социология адаптации: этюды апологии / П. Б. Корель.- Новосибирск: ИЭО1111 СО РАН, 2014. - 160 с.
48. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. 7 -е межд. изд. -
Санкт - Петербург: Питер 2000. - 988 с.
49. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности / И.К. Кряжева.- Л.: Москва,2005. - 159 с.
50. Кухтевич Т.Н. Социальный потенциал российского студенчества / Т.Н. Кухтевич. - Л.:Феникс, 2006.-216 с.
51. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками / В.В. Лагерев. - М.:Наука, 2011. - 231 с.
52. Ландсман Т. Здоровая личность: подход с точки зрения гуманистической психологии / Т. Ландсман. - Л.:Нью-Йорк, 2014.- 248 с.
53. Ласкенс С.К. Диагностика социально-психологической
адаптации студентов / С.К. Ласкенс. - Л.: ЛГУ,1984. -340 с.
54. Лебедева Н.М. Социальная психология / Н.М. Лебедева.- М.: Мысль, 2012. - 74 с.
55. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964 - 167 с.
56. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев.- М.: Педагогика,2013 - 315 с.
57. Лисовский В. Т. Социология студентов / В. Т. Лисовский . - Л.: ЛГУ, 1989. - С.63.
58. Лобеико Ю.А. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов / Ю.А. Лобеико.- Л.: Просвещение, 2011.- 95 с.
59. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / Психологический журнал. - 2001. - Т. 21, № 1. - С. 16- 24.
60. Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. Л.:Эксмо, 1987.- С. 410-414
61. Мертон Р. Организация самостоятельной работы. Л. Farrar, Straus&Giroux,2001- С. 39.
62. Мид Д. Разум, я и общество.Л.: JohnWileyandSons, 2009- С. 174.
63. Милославова И.А. Динамика социальной адаптации / И.А. Милославова. - Л.: ЛГПИ,1997 -44 с.
64. Морено Д. Социометрия и групповая психотерапия / Д. Морено.- Л.:Баггаг, Straus&Giroux,2001.- 39 с.
65. Налчаджан А.А. Механизмы и стратегии социально-психологической адаптации личности / А.А. Налчаджан. - Кострома,1986 -63 с.
66. Немов Р.С. Психология.2 том: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2006 - 685 с.
67. Павлихин Г.П.Социальное приспособление студента / Г.П. Павлихин. - Л.: Мектеп,2015. - 204 с.
68. Парсонс Т. Современная социология / Т. Парсонс.- Л.: JohnWileyandSons, 2005- 84 с.
69. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. - Л.: Проспект, 2012. - 84 с.
70. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа,1991. - 175 с.
71. Просецкий П.А. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе / Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации. - Минск, 1976. - 128 с.
72. Прохоров A.B. Психология и социология / A.B. Прохоров.- Л.: Мектеп, 2010.- 64 с.
73. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - 8 -е межд. изд. Санкт - Петербург: Питер, 2000. -616 с.
74. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности / Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. - 2015. - №20. - С.74-79.
75. Реан А.А. Психология изучения личности. Учебное пособие / А.А. Реан. - Л.: Спб: Питер, 2006. -365 с.
76. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся / А.А. Реан. - Л.: СПб: Питер, 2000. -79 с.
77. Ременцов А.Н. Дополнительная подготовка иностранных граждан для обучения в вузах России / А.Н. Ременцов. М.: Наука,2014.- С.58-61.
78. Свиридова H.A. Адаптация иностранного студента / Н.А. Свиридова. - М.: Наука, 2015.- 245 с.
79. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. Рига: Виеда, 2012. - С. 237.
80. Сластенин В.А., Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия,2005. -567 с.
81. Смирнов А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузе / А.Г. Смирнов. - М.: Наука, 1988.- 101 с.
82. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. - Л.: СПб: Изд- во Питер, 2006. -589 с.
83. Справочник по психологии. /Под ред. А.В. Снежневского. - М: Смысл,2002. - С. 429.
84. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. М.: Институт психологии РАН, 1999. - С.320.
85. Трегубова Л.С. Теория и методика обучения / Л.С. Трегубова. - Л.:АСТ2005.- С.45.
86. Ушаков К.Г. Пограничные нервно-психические расстройства / К.Г. Ушаков. - М.: Знание,1978 -352 с.
87. Федев Б.А. Адаптация иностранных граждан / Б.А. Федев. - Л.:Логос,2010.-541 с.
88. Фёдорова Е.Е. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности / Е.Е. Фёдорова. Л.: Магнитогорск, 2007. - 56 с.
89. Филипс Л. Инноваяционная наука / Л. Филипс. - Л.:Нью- Йорк,2005- 79 с.
90. Хоманса Дж. Основные постулаты теории социального обмена / Дж. Хоманса.- Л.: ЛГУ.1999. - 454 с.
91. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход / Э. Шилз.- Л.: Эксмо. 2012. - 348 с.
92. Ширяева И.В. Психология социальных ситуаций: хрестоматия / И.В. Ширяева. - .Л.: Питер, 2001. - 416 с.
93. Шпак Л. Л. журнал «Социологические исследования» / Л. Л. Шпак.- Л.: АСТ, 2011.- 55 с.
94. Щепаньский Я. Элементарный понятия социологии. / Я. Щепаньский .- Л.: АСТ, 2014.- 562 с.