ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ
ОБУЧЕНЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 9
1.1 Сущность интерактивных методов обучения 9
1.2 Зарубежный и отечественный опыт интерактивных методов обучения. 16
1.3 Эффективность интерактивных методов обучения 22
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 28
2.1 Краткая характеристика ГАПОУ «Лениногорский политехнический
колледж» 28
2.2 Анализ использования интерактивного обучения на примере ГАПОУ
«Лениногорский политехнический колледж» 34
2.3 Оценка проблем использования интерактивных форм обучения в
ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» 46
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ В ГАПОУ ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 50
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы использования
интерактивных форм обучения в подготовке будущих экономистов и менеджеров в ГАПОУ Лениногорский политехнический колледж 50
3.2 Эффективность мероприятия по совершенствованию системы
использования интерактивных форм обучения в подготовке будущих экономистов и менеджеров в ГАПОУ Лениногорский политехнический колледж 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
В современном мире не каждая образовательная организация способна обеспечить рынок труда высококвалифицированными специалистами, которые соответствуют требованиям настоящего времени. Использование традиционных методов обучения недостаточно эффективны для достижения поставленной задачи и организации результативной учебной деятельности. С позиции современных ценностей рынка труда центр тяжести на сегодняшний день переносится на способность быстро обучаться, развиваться, умение независимо добывать знания и повышать квалификацию. К процессу подготовки кадров экономического профиля данный факт также повышает квалификационные требования.
Применение интерактивных и активных методов обучения в отечественной педагогике реализовывалось с 1920-х гг. XX в. Наиболее часто использовали экскурсии на предприятия, бригадный метод, различные виды практики (трудовые, производственные). [49, с,. 156]
Позднее данные методы активно изучали и продвигали такиие педагоги как В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили в рамках «Педагогики сотрудничества» (1970-1980 гг.), В.А. Сухомлинский (1960 гг.).
Зарубежный опыт использования активных и интерактивных методов интересен примерами из образовательной системы США. В последние десятилетия XX в. там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для преподавателей. Все это способствовало широкому внедрению интерактивных методов в образовательный процесс. [50].
Сегодня для усовершенствования учебно-воспитательного процесса не достаточно изменить содержание изучаемых дисциплин, также необходимо изменить подходы к методике обучения, разнообразить методические приемы, активизировать деятельность обучающихся, приблизить изучаемые темы к реальным проблемам через анализ ситуаций и поисков способов решения. Немаловажно, чтобы студент не являлся пассивным объектом педагогического процесса, а умел самостоятельно находить необходимую информацию, высказать свое мнение по определенной теме, обсудить это со сверстниками, принимать участие в дискуссиях, приводить аргументы, исполнять разные социальные роли. Для этого нужно подобрать наиболее оптимальные методы и приемы преподавания, которые будут использоваться на занятиях для подготовки высококвалифицированных кадров в сфере экономики и менеджмента.
На сегодняшний день большинство методические нововведения связаны с применением интерактивных методов обучения, которые стимулируют и развивают познавательную деятельность студентов, их умению самостоятельно мыслить и добывать знания. Поэтому актуальность темы заключается в изучении возможности применения интерактивных методов обучения в учебно-воспитательном процессе колледжа для улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов.
Каково влияние использования интерактивных форм обучения на повышение качества получаемого образования будущих экономистов и менеджеров в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж»?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос были изучены труды Ж.К. Балтабаева, С.С. Кашлева, П.С. Киршиной, Г.Н. Мошниновой, А.С. Панфилова, К.А. Смирновой, О.А. Сминяевой, В.М. Соляновой в исследованиях которых, отражается проблема освоения и использования интерактивных методов обучения применительно к различным дисциплинам.
Г.З. Валеева, Т.Г. Илькевич, В.И. Косточко, Т.Н Скрипченко, Ю.А. Чичерин, С.А. Хисматуллин, Е.А. Нестерова в своих работах рассматривали проблемы, связанные с применением интерактивных методов обучения в системе СПО.
Н.В. Абрамкова, Ю.С. Сергеева, О.А. Бекетова, Дж. Булбулов, Э. Джонмирзаев, Э.Р.Григорян, О.А. Дмитриева, Е.Н. Хрипунова, К.А. Чебанов, Н.В. Богданова в своих работах исследовали влияние интерактивных методов обучения в получении профессиональных компетенций.
Объект исследования: интерактивные методы обучения студентов экономических направлений в колледже на примере ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж».
Предмет исследования: процесс повышения профессиональной
подготовки студентов колледжа с помощью использования интерактивных методов обучения на примере ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж».
Цель работы: выявление и обоснование применения интерактивных методов обучения как условия повышения профессиональной подготовки учащихся колледжа на примере ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж»
Предполагается, что использование интерактивных методов обучения способствуют повышению качества получаемого образования будущих специалистов в экономической сфере в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж».
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Определение сущности и классификации интерактивных методов обучения;
2. Выявление состояния использования интерактивных методов обучения в учебном процессе ГАПОУ Лениногрский политехнический колледж;
3. Разработка рекомендаций и мероприятий для усовершенствования системы применения интерактивных форм обучения в ГАПОУ Лениногрский политехнический колледж.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания различного дидактического материала;
- наблюдение за учебной деятельностью студентов на занятиях;
- педагогический эксперимент, предназначенный для выявления эффективности предлагаемых интерактивных материалов на занятиях.
Практическая значимость этой работы заключается в том, что она позволяет сделать заключение о наиболее приемлемом подходе при обучении студентов экономического направления и показать зависимость результата обучения от метода преподавания. Полученные результаты в ходе исследования можно будет применить в усовершенствовании системы использования интерактивных форм обучения в СПО, тем самым повысить качество образования.
Апробация и внедрение результатов исследования: Материалы данной выпускной квалификационной работы апробированы в научном журнале «Новаум».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений.
Во введении описана актуальность выбранной темы, практическая значимость, гипотеза, проблема, цель, задачи, объект исследования, предмет исследования, методы исследования.
В первой главе «Теория интерактивных форм обучения» рассмотрено сущность интерактивной формы обучения, а также приведено сравнение отечественного и зарубежного опыта использования интерактивных форм обучения.
Во второй главе «Анализ и оценка использования интерактивных форм обучения на примере ГАПОУ Лениногорский политехнический колледж» рассмотрено состояние учебного процесса, использование интерактивных методов в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж». Проведено исследование о влиянии интерактивных форм обучения на повышение уровня профессиональной подготовки студентов колледжа.
В третьей главе «Основные направления совершенствования интерактивных форм обучения в ГАПОУ Лениногорский политехнический колледж» описаны основные мероприятия и рекомендации для улучшения системы использования интерактивных форм обучения в ГАПОУ Лениногорский политехнический колледж с целью повышения профессиональной подготовки учащихся.
В заключении подведены общие итоги работы, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения в выпускной квалификационной работе.
В приложениях представлены авторские разработки опытно-экспериментальных материалов исследования.
Таким образом, интерактивные методы обучения - способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия
(непосредственной межличностной коммуникации) педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, предполагает включенность в процесс познания всех учащихся группы: организуются индивидуальная, парная и групповая работа, в ходе которой идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля. Принципы интерактивных методов обучения: взаимодействие, активность обучаемых, опора на групповой опыт, обязательная обратная связь.
В процессе диалогового обучения студенты учатся мыслить критически, анализируют обстоятельства и полученную информацию; решают сложные проблемы, принимают продуманные решения, участвуют в дискуссиях, учатся общаться с другими людьми. На занятиях организуются как парная, так и групповая форма работы, ролевые игры, применяются исследовательские проекты, проводится работа с документами и источниками информации, используются творческие работы. Преподавателю в образовательном процессе отводится функция помощника в работе и, вместе с тем, он побуждает студентов к самостоятельному обучению.
Диагностика показателей, определяющих эффективность использования интерактивных методов, с точки студентов свидетельствует о том, что интерактивность повышает увлекательность занятий и влияет на интенсивность мыслительной деятельности, возможность проявить свои личностные качества и способности.
Исследовав состояние использования интерактивных методов обучения в педагогическом процессе ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж», можно сделать вывод, что большинство преподавателей дисциплин профессионального компонента при проведении занятий предпочтение отдает традиционному педагогическому взаимодействию, которое в целом обеспечивает средний уровень успеваемости учащихся. Те немногие преподаватели, которые внедрили интерактивные методы обучения в свою практику, отмечают их преимущества по сравнению с традиционными, определяя их как альтернативу традиционному педагогическому воздействию. Ограниченное использование преподавателями интерактивных методов обучения происходит по причине их недоверия и предубежденности к интерактивным методам обучения, а также по причине недостаточной осведомленности о современных инновационных педагогических технологиях. В то же время, учащиеся колледжа считают, что использование на занятиях интерактивных методов обучения может положительно повлиять на успешность усвоения учебного материала и повышение интереса к будущей профессиональной деятельности и высказались за необходимость более активного внедрения интерактивных методов обучения в педагогический процесс.
Для более активного использования интерактивных методов обучения преподавателями следует:
- сформировать у преподавателей понятие об интерактивных методах как основе современных педагогических технологий;
- раскрыть сущность использования интерактивных методов как средства стимулирования познавательной деятельности учащихся;
- расширить при повышении квалификации круг теоретических знаний преподавателей об интерактивных методах и их применении;
- сформировать у преподавателей практические умения и навыки эффективного использования интерактивных методов в процессе обучения.
В результате выполнения программы формирующей части педагогического эксперимента, установлено, что как и традиционная форма обучения, так и использование интерактивных методов обучения в педагогическом процессе в целом обеспечивают более высокий уровень успеваемости учащихся. Показатель качественной успеваемости в экспериментальной группе по отношению к аналогичному показателю в контрольной группе позволяет сделать вывод о более высокой эффективности использования интерактивных методов обучения в учебном процессе по отношению к традиционному обучению.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу, что если систематически использовать на уроках интерактивные методы обучения, то следует ожидать повышение уровня профессиональной подготовки учащихся, так как применение интерактивных методов обучения способствует развитию их интеллектуальной и эмоциональной сферы
Проведенное исследование позволило выявить возможности интерактивных методов обучения в повышении уровня профессиональной подготовки учащихся колледжа:
- повышение успеваемости учащихся и их интереса к будущей профессиональной деятельности;
- формирование и развитие у учащихся коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между ними (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен);
- формирование и развитие аналитических способностей;
- формирование ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решать проблемы и разрешать конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них);
-формирование и развитие навыков планирования (способность
прогнозировать и проектировать свое будущее).
Таким образом, использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, совершенствованию, профессиональному и личностному росту и позволяет качественно изменить организуемое педагогическое взаимодействие, сделать его привлекательным для учащегося, укрепить их положительную мотивацию в учении, в создании условий своего развития. Интерактивные методы обучения мотивируют студентов к учебно-профессиональной деятельности и повышают собственную активность обучающихся. Учащиеся получают навыки правильной коммуникации, правильного изложения своей точки зрения, правильному ведению дискуссии. При помощи интерактивного метода обучения студенты могут применять, полученные знания в профессиональной деятельности, что очень ценится работодателями. Интерактивный способ ведения образовательного процесса позволяет перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в модельных или реальных ситуациях профессиональной деятельности, что повышает качество подготовки будущих специалистов и делает их конкурентоспособными на мировом рынке труда.
1. Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 N 06-156 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям")
2. Показатели деятельности государственного автономного
профессионального образовательного учреждения «Лениногорский
политехнический колледж» от 20.01.2017.
3. Положение о внутренней оценке качества (мониторинга)
образования государственного автономного профессионального
образовательного учреждения «Лениногорский политехнический колледж» 22.09.2016.
4. Положение о текущем контроле успеваемости обучающихся
образования государственного автономного профессионального
образовательного учреждения «Лениногорский политехнический колледж» от 20.09.2016.
5. Учебный план основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования государственного автономного профессионального образовательного учреждения
«Лениногорский политехнический колледж»// по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по программе углубленной подготовки от 06.06.2016.
6. Положение о многофункциональном центре прикладных квалификаций (учебном центре профессиональных квалификаций) государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Лениногорский политехнический колледж» от 23.03.2015.
7. Положение о порядке доступа педагогов к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам и материально-техническим средствам от 28.11.2014.
8. Положение о методическом кабинете государственного
автономного профессионального образовательного учреждения
«Лениногорский политехнический колледж» от 28.11.2014
9. Правила внутреннего распорядка обучающихся государственного
автономного профессионального образовательного учреждения
«Лениногорский политехнический колледж» от 12.10.2014г.
10. Положение о проведении лабораторно-практических занятий в государственном автономном образовательном учреждении «Лениногорский политехнический колледж» от 12.10.2014г.
11. Устав государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Лениногорский политехнический колледж» (принят решением общего собрания работников и обучающихся Учреждения 10.10.2014)
12. Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 832 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2014 N 33638)
13. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об образовании в Российской Федерации", ст.48
2. Научная и учебная литература:
14. Абрамкова Н.В., Сергеева Ю.С. Интерактивные методы обучения как способ формирования компетенций будущих специалистов // Инновации в образовании. - Орел: Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, 2015. - С. 10-13.
15. Алиева Ч.М. Использование активных и интерактивных форм методов в обучении студентов-экономистов математике (на примере деловой игры) // Молодой ученый . - 2017. - №4-1 (138) . - С. 6-9.
16. Асланов К.П., Хакимов Х.Н., Акрамова Г.М. Место интерактивных методов в обучении студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов . - 2015. - №9 (111) . - С. 38-39.
17. Балтабаева Ж.К. Способы применения интерактивных методов в процессе обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.. - 2017. - №5-1. - С. 120-123.
18. Бекетова О.А. Интерактивное обучение как метод формирования профессиональных компетенций // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2015. - С. 113-116.
19. Богословская Е.Н., Чернова И.В., Авдеева Н.Н., Еремин П.А., Волкова Н.А. Опыт использования деловой игры как метода интерактивного обучения // Университетская наука: взгляд в будущее . - Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 2016. - С. 235-239.
20. Брюховская Л.Г., Смоленская А.К. Соответствие личностно¬
ориентированного подхода интерактивным методам обучения // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации. - Челябинск: Государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно¬Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2016. - С. 23-30.
21. Булатова Е.К. Case-study как интерактивный метод в обучении студентов при изучении дисциплины «управление персоналом» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №7-2 . - С. 75-77.
22. Булбулов ДЖ., Джонмирзоев Э. Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроке // Вестник Таджикского национального университета . - 2014. - №3-6 (145) . - С. 188-190.
23. Валеева Г.З. Интерактивные методы обучения как средство формирования общих компетенций обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы. - М.: Перо, 2015. - С. 179-181.
24. Григорян Э.Р. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Развитие и достижения в учебно-методическом обеспечении образовательной деятельности. - Пятигорск: ООО «Рекламно-информационное агентство на КМВ», 2015. - С. 72-83.
25. Дмитриева О.А. Деловая игра как метод формирования профессиональных компитенций студентов среднего профессионального образования // Научный альманах. - 2015. - №9(11). - С. 407-411.
26. Жуманова Р.М., Тасполат М.П., Калыкулова Ж.О. Интерактивные методы обучения: перспективы и достижения // Педагогика. Актуальные научные проблемы. Рассмотрение, решение, практика. - Варшава: Общество с ограниченной ответственностью Диаманд Трейдинг тур, 2105. - С. 53-55.
27. Зайцева В.П. Реализация интерактивного метода в обучении с использованием информационных технологий // Актуальные вопросы образования и науки. - Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2014. - С. 63-64.
28. Зайчикова И.В Использование интерактивных методов в обучении студентов-экономистов дисциплине «Эконометрика» // Теория и практика развития экономики на международном, национальном, региональном уровнях.
- СПб.: Эйдос, 2014. - С. 329-334.
29. Илькевич Т.Г. Использование современных интерактивных методов обучения в системе СПО // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - №20. - С. 81-84.
30. Кариев А.Д. Модель формирования готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условие развития творческих способностей обучающихся // Вестник приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2015. - №1(18). - С. 66-71.
31. Карпова Е.А., Кукулите Т.Г. Метод проектов: условия успешного применения в интерактивном обучении // Развитие профессионализма . - 2016 . - №2(2). - С. 35-39.
32. Карпова Л.Г. Интерактивные методы обучения в контексте развития творческих способностей // Наука и общество: проблемы современных исследований. - Омск: Омская гуманитарная академия , 2014. - С. 135-139.
33. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. - 2 изд. - М:
Тетрасистемс, 2015. - 224 с.
34. Киршина П.С. Использование интерактивных методов в обучении // Экономика и социум - 2016. - №5-3 (24) . - С. 97-100.
35. Климова И.В. Психологические аспекты интерактивных методов
обучения // Педагогические и социально-психологические технологии в образовательном процессе: опыт, проблемы, перспективы. - Липецк:
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области "Институт развития образования", 2015. - С.
143-149.
36. Конкин Б.Б. О роли интерактивных методов и современных технологий в обучении // Труды Северо-Кавказского филиала московского технического университета связи и информатики . - 2016. - №9. - С. 494-497.
37. Коротченко И.С. Применение интерактивных методов обучения на лекционных занятиях // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет,
2015. - С. 118-121.
38. Косточко В.И. Интерактивные методы обучения студентов в условиях профессионального колледжа // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2016. - №2. - С. 40-45.
39. Лазаренко О.В. Имплементация интерактивных методов обучения при проведении практических занятий // Перспективы развития высшей школы. - Гродно: Гродненский государственный аграрный университет, 2017. - С. 173¬175.
40. Максимова С.И., Пономаренко Г.С., Максимов А.Н. Опыт использования методов интерактивного обучения на циклах тематического усовершенствования // Современные проблемы науки и образования.. - 2016. - №1. - С. 21.
41. Мошнинова Г.Н., Мелкозёрова Л.Я. Интерактивные методы
обучения // Архитектура, строительство, транспорт:. - Омск: Сибирская
государственная автомобильно-дорожная академия, 2015. - С. 1820-1824.
42. Павлов А.В. Проведение семинара с использованием интерактивных методов обучения на факультете заочного обучения // Опыт, проблемы и перспективы реализации основных образовательных программ. - Омск: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. - С. 137¬140.
43. Павлов В.К., Файтельсон А.В. Круглый стол как метод интерактивного обучения студентов // Университетская наука: взгляд в будущее. - Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 2016. - С. 365-369.
44. Панфилов А.С., Деева С.А. Применение интерактивных методов обучения в образовательной среде // Инновационные технологии в науке и образовании.. - 2016. - №1-2 (5) . - С. 95-98.
45. Приходько О.В. Интерактивные методы обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки студентов экономических направлений // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2016. - С. 2430-2433.
46. Профессиональное обучение: от теории к практике / Петрухина Е.В., Дудина Е.В., Под ред. Правдюк В.Н., Губаревой Л.И., Хмызовой Н.Г. - Орел: ООО ПФ "Картуш", 2016. - 102-123 с.
47. Пугачёва Э.Е. Возможности применения метода дискуссий в
интерактивном обучении студентов // Наука, образование, общество:
тенденции и перспективы. - Люберцы: Общество с ограниченной
ответственностью "АР-Консалт", 2014. - С. 126-127.
48. Пулькина Т.Б. Педагогическая эффективность использования интерактивных форм и методов обучения // Модернизация системы подготовки по иностранному языку в образовательных организациях высшего образования МВД России. - СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. - С. 129-132.
49. Разбегаев П.В. Интерактивные методы в обучении: исторический аспект // Вестник научных конференций. - 2016. - №1-5(5). - С. 156-158.
50. Ситкина Л.П. Методы интерактивного обучение студентов // Высокие технологии в машиностроении. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2015. - С. 237-239.
51. Скрипченко Т.Л., Чичерин Ю.А. Использование интерактивных методов обучения и коммуникативных умений на занятиях со студентами
среднего профессионального образования // Наука и образование: новое время. -
2016. - №1-12. - С. 95-101.
52. Смирнова К.А. Интерактивные методы обучения в образовании // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе. - Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация", 2015. - С. 118-119.
53. Сминяева О.А. Интерактивные методы обучения в системе
образования // Новые технологии в образовании. - М.: Перо, 2015. - С. 94-96.
54. Солянова В.М. Использование интерактивных форм и методов
обучения в учебном процессе // Инновационные технологии в современном образовании. - М.: Общество с ограниченной ответственностью "Научный
консультант", 2016. - С. 624-628.
55. Топатаева Ж., Мусалимов Т.К. Педагогические условия активизации позанавательной деятельности студентов в организации интерактивных методов обучения // Современный научный вестник.. - 2015. - №1. - С. 59-64.
56. Туруева Б.С., Джороева А.Т. Организация деятельности на занятии и роль преподавателя в обучении с интерактивными методами // Наука, новые технологии и инновации . - 2015. - №12. - с. 189-192.
57. Хидоятова Д.А. Формирование у учителя умений и навыков использования интерактивных методов обучения (в условиях повышения квалификации) // Высшее образование сегодня. - 2011. - №11. - С. 59-63.
58. Хисматуллин С.А. Результаты применения интерактивных технологий обучения в системе среднего профессионального образования // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития. - СПб.: Золотое сечение, 2016. - С. 328-332.
59. Хрипунова Е.Н. Развитие познавательной деятельности через
интерактивные методы обучения // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату . - Чебоксары:
70
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2017. - С.
80-86.
60. Хэгай О.А. Применение интерактивных методов обучения // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. - Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2016. - С. 200-202.
61. Чебанов К.А., Богданова М.В. Формирование профессиональных компетенций обучающихся колледжа // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №4. - С. 135.
62. Черток М.А. Преимущества использования интерактивных методов обучения в процессе формирования ответственности будущих работников банковской сферы // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки. CreateSpace, 2017. - С. 96-98.
63. Чмир Р.А., Федулова Ю.А., Николашин В.П. Использование квест- технологий в образовательной деятельности высших и средних образовательных учреждений // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. - 2016. - №1 (9) . - С. 75¬79.
64. Шарипов К.О., Ерджанова С.С.А., Киргизбаева А.А., Булыгин К.А., Бекенаева К.С., Досымбекова Р.С., Жакыпбекова С.С., Мухамадиева Е.О., Яхин Р.Ф., Нурлыбекова Е.Н. Сравнение эффективности интерактивных и традиционных методов обучения // Высшее образование сегодня.. - 2014. - №11. - С. 33-38.
65. Шистерова Е.А. Развитие навыков исследовательской деятельности обучающихся посредством включения в образовательный процесс колледжа интерактивных форм и методов обучения // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - №20. - С. 2041-2045.