Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала в гостиничном бизнесе
1.1 Понятие, сущность мотивации и стимулирования 7
1.2 Этапы развития теории мотивации трудовой деятельности и
современные подходы мотивации и стимулирования персонала 10
Глава 2. Оценка процесса мотивации труда в РТ на примере ООО «Корстон - Казань»
2.1.Организационно экономическая характеристика деятельности ООО «Корстон - Казань» 21
2.2 Анализ существующей системы мотивации и стимулирования персонала
в ООО «Корстон - Казань» 31
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «Корстон - Казань» и их оценка
3.1 Результаты анкетирования для определения факторов, влияющих на мотивацию сотрудников 52
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в
гостинице ООО «Корстон - Казань» 55
Заключение 60
Библиография
Одной из основных проблем на сегодняшнем этапе формирования экономики многих государств мира считается трудность в области работы с персоналом. При всем разнообразии имеющихся подходов к данной вопросу в разных промышленно развитых государствах ключевыми более общими тенденциями считаются последующие: формализация методов и процедур отбора сотрудников, создание научных критериев их оценки, общенаучный подход к рассмотрению нужд в управлении персонала, привлечение юных и многообещающих сотрудников, увеличение обоснованности
профессиональных решений и увеличение их гласности, системное согласование хозяйственных и муниципальных решений с ключевыми компонентами кадровой политики. Данные единые тенденции обязаны предусматриваться в нашей практике управления при становлении рыночной экономики.
А главной проблемой компаний разных форм собственности и сфер деятельности является отбор результативных методов управления трудом, которые обеспечивают активизацию человеческого фактора и достижение лучших производственных итогов.
Управление персоналом, представляет собой важную составляющую системы управления равно и играет основную роль в успехе работы каждой компании. Вычислено, что обычно каждый управляющий тратит на управление сотрудниками - (персоналом или кадрами) вплоть до 80% собственного трудового времени. Одной из ключевых общественных нужд общества в переходной экономике считается усовершенствование систем управления абсолютно всех уровней и типов деятельности.
Решающим условием увеличения результативности работы людей считается их мотивация.
По мере формирования общества роль мероприятий не материальной мотивации для возможных сотрудников станет увеличиваться, что устанавливает потребность единого подхода к организации мотивации труда.
Эффективная система нематериальной мотивации дает возможность уменьшить показатель текучести кадров, увеличить функциональность персонала и качество деятельности, дает чувство значимости каждому сотруднику во всей компании, что увеличивает преданность и приверженность.
В условиях активного формирования гостиничной сферы г. Казани сильно увеличивается потребность в исследований путей увеличения эффективности использования трудовых возможности гостиниц.
Проблеме мотивации посвящены труды таких отечественных ученых, как: Т. Базаров, Е. Борисова, О. Виханский, И.Н. Герчиков, А. Егоршин, Е. Ильин, А. Кибанов, М. Курбатова, В. Маслов, А. Наумов, В.А. Поляков, А.Н. Силин, К. Трошина, П. Якобсон, А. Т. Кочкин, Д.Д. Вачугов, Н.И Кабушкин, О.Т. Лебедев, Е.Е. Вершигора и других.
Данной проблемой занимались и такие зарубежные ученые, как:. А. Маслой, Э. Мойе, Р. Оуэн, А. Смит, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд, К. Левин, К. Лисснер, Ф. Хоппе, Л. Фестингер, В. С. Мерлин, К. Альдерфер. На динамическую и направляющую функцию мотивации указывали в своих работах К. Мадсен и Дж. Аткинсон. С позиции социальной детерминации рассматривают мотивацию Г. Мэрфи и Ф. Олпорт.
По этой причине целью данного дипломного исследования является изучение теорий и механизмов управления персоналом гостиницы ООО «Корстон - Казань», и подготовка рекомендаций по использованию современных мотивационных концепций в условиях конкретной компании.
Объектом исследования является: деятельность ООО «Корстон - Казань» по мотивации трудовой деятельности сотрудников.
Предметом дипломной работы является система материальных и нематериальных методов мотивации персонала в ООО «Корстон - Казань»
Для достижения поставленной цели в дипломной работе установлены последующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность мотивации и стимулирования
2. Проанализировать этапы развития теории мотивации трудовой деятельности и их характеристика
3. Изучить современные подходы к мотивации и стимулированию персонала в гостиничном бизнесе
4. Дать общую характеристику ООО «Корстон - Казань»
5. Проанализировать существующие системы мотивации и стимулирования персонала в ООО «Корстон - Казань»
6. Разработать пути повышения системы мотивации в ООО «Корстон - Казань»
Теоретический анализ организации системы мотивации труда планируется осуществить на базе исследования научных достижений описанных в информационных источниках, опыта, приобретенного в процессе изучения в Институте Экономики, Управлении и Финансов Казанского (Приволжского) Университета.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды экономистов, социологов, исследователей проблем менеджента и управления персоналом.
Эмпирической базой исследования стала организация системы мотивации и стимулирования труда в гостинице ООО «Корстон - Казань» г. Казани.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты можно будет применить в практической деятельности по работе с персоналом в ООО «Корстон - Казань» и других предприятиях сферы услуг.
Структура исследования данной дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения и библиографии. В 1-ой главе даны теоретические основы мотивации персонала в гостиничном бизнесе. Во 2-ой главе дается оценка процесса мотивации труда в РТ на примере ООО «Корстон - Казань» .В 3-ей главе дается описание разработанных путей повышения системы мотивации в ООО «Корстон - Казань».
По результатам проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.
Теоретические основы мотивации были заложены содержательными и процессуальными теориями мотивации. Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу, Мак-Клелланда и Герцберга. Основными процессуальными теориями мотивации являются теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера - Лоулера. В современном менеджменте предпринимаются активные попытки пересмотра классических теорий мотиваций с целью их приспособления к современной структуре потребностей.
Система мотивации персонала может быть основана на самых разнообразных методах, выбор которых зависит от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Классификация методов мотивации в зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно - административные), экономические и социально¬психологические. Так же методы стимулирования можно сгруппировать в следующие четыре вида: экономические стимулы, управление по целям, обогащение труда, система участия.
Основными тенденциями развития систем мотивации персонала хозяйствующих субъектов в современных условиях являются: ориентация на стратегические подходы, внимание к внутренним мотивам трудовой деятельности, реализация партисипативного похода к мотивационному процессу, активное развитие экономических и социально-психологических методов стимулирования, разработка и др.
Основные рекомендации по улучшению мотивационного процесса и предотвращению демотивации: предоставление максимума реалистичной информации в процессе отбора, формирование реалистичных ожиданий, управление персоналом по целям, постановка реальных целей, разделение сложных целей на краткосрочные этапы, активное использование дополнительных навыков сотрудников, внимание к идеям и предложениям сотрудников, формирование организационной культуры, развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации, поощрение и оценка достижений сотрудников, развитие системы управления карьерой.
Анализ системы мотивации труда на предприятии показал, что управление персоналом предприятия осуществляется с помощью сочетания административных, экономических и социально-психологических методов управления. Основа системы стимулирования персонала закладывается использованием организационно-технических методов, которые
оптимизируют построение системы управления эффективностью труда.
Для повышения трудовой активности работников на анализируемом предприятии разработана стройная система стимулирования труда, в которых используются различные формы премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности; доплаты и надбавки; различные единовременные поощрения за результаты труда; социальные выплаты. Это предотвращает увеличение текучести кадров и снижает затраты на поиск новых трудовых ресурсов. Следует отметить, что существует большой резерв для повышения мотивирующего эффекта системы стимулирования труда.
Основными направлениями развития системы стимулирования персонала ООО «Корстон - Казань» на современном этапе развития экономики предлагаются три группы нематериальных стимулов: не требующие инвестиций со стороны компании (поздравления с днем рожденья; «доска почета»; «легенды компании»; прописанные критерии и этапы горизонтального и вертикального карьерного роста; система адаптации персонала; похвала.); требующие инвестиций и распределяемые безадресно (предоставление формы, спецодежды на конкретных рабочих местах (но не конкретным людям); организация качественного медицинского обслуживания (медицинская страховка); предоставление абонементов в фитнес-центры; улучшение организационно-технических условий на рабочих местах; организация обучения; корпоративные праздники; предоставление некоторым категориям сотрудников права на «льготный» рабочий день), а также требующие инвестиций компании и распределяемые адресно (приобретение товаров длительного пользования; безвозмездная материальная помощь; обучение за счет компании).
1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197 ФЗ // Справочная система «Консультант Плюс»
2. АзрилиянаА.Н., Азрилиян О.М., Калашникова Е.В. и др.
Большой экономическийасловарь//А.Н.Азрилиян.М: Институт новой экономики, 2015.-820 с.
3. Андриенко В.Ф., Данюк В. М. Экономическое стимулирование трудовой активности // В.Ф.Адриенко.,В.М.Данюк - К.,2004. - 30 с.
4. Афонин А.С. Основы мотивации труда: организационно-экономические аспекты: Учеб. Пособие. // А.С Афонин - К., 2005. -40 с.
5. Батьковский А., Попов С. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту (на примере инновационных организаций) // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №1. - 24-27с.
6. Бовыкин В. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне внешних стандартов.// В. Бовыкин - М.: Экономика, 2014. - 315 с.
7. Бородин А. Этапы формирования стратегического потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №6. - 11-16 с.
8. Брасс, А. Построение системы мотивации в организации // А. Брасс // Финансовый директор. - 2005. - № 11. - 69-75 с.
9. Бука Л.Ф., Зайцева О.П, Финансовый анализ в потребительской кооперации / Л.Ф Бука , О.П. Зайцева .Новосибирск: СибУПК, 2006. -60с.
10. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директор а. - 2014. - №4. - 22-26 с.
11. Верхоглазенко В., Звезденков А. Мост между интересами // Маркетолог.
- 2014. - №1. - 7-12 с.
12. Гагаринская Г.П. Мотивация трудовой деятельности персонала на
предпритиях различных форм собственности.//Г.П Гагаринская
Самара: Самарский Дом печати, 2015. - 344 с.
13. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала/ В.ВГончаров . - М.: МНИИПУ, 2015. -
226 с.
14. Доронина И.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности//И.В Доронина. - СПб.: Экономика, 2015. - 328с.
15. Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной
Европе и США // HR-Portal. - 2014. - №2. - 10-13 с.
16. За Дряхлов, Н.И. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США / Н.И. Дряхлов [и др.] // Пробл. теории и практики упр. - 2002. - N2. - с.83-88.
17. Дряхлов, Н.И. Эффективность деятельности сотрудников и их
вознаграждение на Западе / / Н.И. Дряхлов [и др.]// Социол. исслед. - 2002. - N12. - С.87-92. харов Н.И. Мотивационное управление в социально¬
экономических системах. - М.: Изд-во РАГС, 2013. - 249 с.
18. Захаров Н.И. Мотивация и управление//Н.И. Захаров - М.: Изд- во РАГС, 2014. - 214 с.
19. Иванов Ю.В. Соционика и мотивация труда // Управление персоналом, №6. 2003.- 34 с.
20. Иванов Ю.В. Соционическая типология руководителей // Управление персоналом, №10. - 2003.- 46 с.
21. Иванов Ю.В. Деловая соционика // Приложение к журналу Управление персоналом, №9. - 2004.- 65 с.
22. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка?// С.В. Иванова — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. -54 с.
23. Иванычева Т.А. Процесс формирования организационной культуры предприятия // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 - 102-105 с.
24. Каверин С.Б. Мотивация труда.М.// С.Б. Каверин: Издательств «Институт психологии РАН», 2015. - 224 с.
25. Келлер-Пфрундер А. Индивидуализация экономики персонала //
Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №4. - с. 17-20.
26. Ковшер, А.А. Заработная плата - важнейший фактор мотивации труда // А.А.Ковшер // Отдел кадров. - 2002. - N7. - с.45-50.
27. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд. - 2014. - №10. - С. 14-16.
28 Линчевский Э.Э. Мотивация - основа деятельности.// Э.Э. Линчевский - М.: Инфра-М, 2015. - 97 с.
29. Лукасевич И., Израйлит А. Основные подходы к разработке систем мотивации менеджеров // Проблемы теории и практики управления.// А. Израйлит, И. Лукасевич - 2015. - №6. - с. 29-33.
30. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М.: Омега- Л, 2015. - 117 с.
31. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - М.: Инфра-М, 2014. - 218 с.
32. Мельникова М.Н. Мотивационный менеджмент: Учебное пособие. //М.Н. Мельникова - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2015. - 81 с.
33. Михальский А. Люди уходят... // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №12. - С. 14-19.
34. Мотивационное поведение в теории и практике предпринимательства // Материалы Первой международной конференции // Под ред. д.э.н. проф. Све тунькова С.Г. - Калининград: БГАРФ, 2015. - 314 с.
35. Наминач А. Ищите нематериальные стимулы // Капитал. - 2014. - №14. - с. 17.
36. Немерюк Е.Е. Рынок труда и социально-трудовая мобильность: Учебно¬методическое пособие.// Е.Е. Немерюк - Саратов: ГСУ, 2015. - 156 с.
37. Нигматянов, Д. Как повысить лояльность сотрудников в эпоху перемен/ Д.Нигматянов//Генеральный директор. - 2014. - №3. - С.88-90.
38. Носова, М. Мотивация в кризис: новая и очень нужная/М.Носова// Управление персоналом. - 2014. - №12. - с.32-40.
39. Пастухов Б. Управление деловой активностью персонала // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №2. - с. 22.
40. Ракитова, О. Не зарплатой единой : [Мотивация труда] / О. Ракитова // Служба кадров. - 2001. - N3. - с.30-31.
41. Расторгуев В. Зарплата есть. Чего не хватает? // Эпиграф. - 2014. - №12. - 36-39 с.
42. Ревенков, А. Мотивация трудовой деятельности / А. Ревенков // Экономист. - 2005. - N7. - 68-74 с.
43. Сагитдинов М.Ш. Оценка эффективности работы персонала // Деньги и кредит. 2004. - №6.- 44 с.
44. СкавитинА.В. Методические подходы к управлению текучестью кадров // http://www.aup.ru /articles/personal/2.htm
45. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов.// Э.А. Смирнов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -34 с.
46. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. - М.: «Журнал «Управление персоналом», 2005.
47. Сотникова С.И. Управление карьерой: учебное пособие./ - М.: ИНФРА- М, 2002.-44 с.
48. Тонышева Л.Л. Мотивационный механизм управления организацией: Учебное пособие. - Тюмень: ТюмТНГУ, 2013. - 122 с.
49. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 2015. - 312 с.
50. Турецкий, Б. Об усилении заинтересованности работников предприятия в результатах труда / Б. Турецкий // Экономика. Финансы. Упр. - 2001. - N1. - 84-91 с.
51. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. -
М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ». Издательство ЭКМОС, 20 14. - 256 с.
52. Хамокова М.М. Мотивационная составляющая в формировании системы
управления персоналом предприятий. - Нальчик: Кабардино¬
Балканский университет, 2015. - 16 с.
53. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №8. - 25-27 с.
54. Хромовских Н.Т. Мотивация труда и межличностных отношений: Монография. - Владивосток: ДВГАЭУ, 2015. - 112 с.
55. Цветков Д.А. Трансформация текучести персонала в условиях
транзитивной экономики Российской Федерации: Препринт. -
СПб.: СПбГУЭФ, 2014. - 58 с.
56. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. - 223 с.
57. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро. - М. : ГроссМедиа, 2005. - 224 с.
58. Шахова В.А. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. - М.: Вершина, 2015. - 224 с.
59. Шкатулла, В.И. Настольная книга менеджера по кадрам : учеб. пособие для вузов / В.И. Шкатулла. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. - 560 с.
60. Якимов, В.Н. Стимулирование и мотивация труда в организации / В.Н. Якимов // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 4. - 61-67 с.