Введение 3
1. Теоретические аспекты учета выручки от продаж 6
1.1. Понятие и сущность выручки от продажи продукции (работ, услуг) 6
1.2. Методы определения и учета выручки от продажи продукции (работ, услуг) 14
1.3. Учет выручки от продажи продукции (работ, услуг) в соответствии с МСФО 23
2. Особенности учета и контроля выручки от продаж продукции (работ, услуг) в
ОАО «Татхимфармпрепараты» 31
2.1. Особенности формирования выручки от продаж продукции (работ, услуг) . .. 31
2.2. Синтетический и аналитический учет выручки от продаж продукции (работ,
услуг) 36
2.3. Организация контроля выручки от продаж продукции (работ, услуг) 43
3. Анализ выручки от продаж продукции (работу, услуг) ОАО
«Татхимфармпрепараты» 49
3.1. Анализ состава, структуры и динамики выручки от продаж продукции (работ,
услуг) 49
3.2. Факторный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) 52
Заключение 63
Список использованной литературы
Одной из проблем практики и теории бухгалтерского учета имущественных обязательств, связанных с реализацией имущества предприятия, является проблема определения сущности выручки и реализации и момента отражения в бухгалтерском учете выручки от реализации продукции (работ, услуг). Выручка и реализация - это не одно и то же: выручка - это всегда реализация, но реализация - еще не выручка. Поэтому с нашей точки зрения, отождествление понятий «выручка» и «реализация» и моментов, определяющих появление этих в первую очередь юридических, а во вторую - экономических фактов в правах и учете предприятий необоснованно. С экономической точки зрения под моментом реализации понимается переход стоимости приобретения или изготовления товаров к рыночной цене. Именно с этого момента верхняя граница оценки для данных видов имущества не задается их себестоимостью. Напротив, в момент реализации с продажей товаров реализуется (возникает) положительный финансовый результат как разница между продажной ценой и себестоимостью. Следствием реализации является отражение дебиторской задолженности или поступление денежных средств на счета предприятия. Таким образом, в прямом смысле под выручкой следует понимать именно денежные средства в кассе и (или) на счете в банке. В более широком смысле, под выручкой понимается показатель, определяемый расчетным способом и не отражаемый в учете. К действительно полученным денежным средствам здесь добавляется имущественное право на их получение (дебиторская задолженность покупателей и заказчиков), если для целей налогообложения предприятие определяет (но не отражает) выручку по так называемому методу «по отгрузке».
В нашей стране возникло два подхода к проблеме определения выручки от реализации. Первый подход основывается на возможности выбора метода определения выручки учетной политикой предприятия, оформляемой в виде приказа, т.е. метод определения выручки при таком подходе может быть установлен в приказном порядке вне связи с Гражданским кодексом, определяющим реализацию как момент перехода права собственности.
Второй подход основывается на невозможности установления метода определения выручки в приказном порядке и в его полной зависимости от перехода права собственности на передаваемое (или получаемое) имущество согласно гражданского законодательства страны.
В странах рыночной экономики момент признания выручки связан в первую очередь именно с переходом права собственности.
Выручка от продажи продукции, товаров, работ или услуг является основным источником дохода в любой коммерческой организации, поэтому правильность ее признания и отражения в учете является наиболее важным аспектом как бухгалтерского, так и налогового учета. В связи с этим тема дипломной работы является актуальной для изучения.
Целью дипломной работы является изучение порядка учета, контроля и анализа выручки от продаж продукции (работ, услуг).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятию и сущности выручки от продажи продукции (работ, услуг);
2) рассмотреть методы определения и учета выручки от продажи продукции (работ, услуг);
3) описать порядок учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) в соответствии с МСФО;
4) изучить особенности формирования выручки от продаж продукции (работ, услуг);
5) описать порядок синтетического и аналитического учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) на примере конкретного предприятия;
6) рассмотреть порядок проведения контроля выручки от продаж продукции (работ, услуг);
7) проанализировать состав, структуру и динамику выручки от продаж продукции (работ, услуг);
8) провести факторный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг);
9) провести прогнозный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг).
Предметом исследования дипломной работы является выручка от продажи продукции (работ, услуг).
Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Татхимфармпрепараты» - одного из крупнейших производителей готовых лекарственных средств и единственного производителя кетгута в России.
Структура дипломной работы состоит из введения, основной части, содержащей три главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретической базой исследования стали нормативные законодательные акты РФ, а также работы известных отечественных ученых в области бухгалтерского, налогового учета, финансового анализа и контроля, а также бухгалтерская отчетность ОАО «Татхимфармпрепараты» за 2012-2014 г.
В бухгалтерском учете под выручкой понимаются поступления от одного или нескольких видов ниже перечисленной деятельности: реализация продукции; оказание услуг; предоставление активов предприятия в пользование другим лицам (лизинг, кредитование); использование активов не на производство продукции, а по другому назначению.
Понятие «выручка от продажи» соответствует понятию «доходы от обычной деятельности».
Выручка от продажи является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг ), формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, непрерывность производственного процесса. Задержки в получении поступлений выручки приводят к простоям в производстве, снижению прибыли, нарушению условий договоров, штрафным санкциям. Из полученной выручки организация возмещает материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие предметы труда. Дальнейшее распределение выручки связано с образованием амортизационных отчислений как источника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Остальная часть выручки является валовым доходом или вновь созданной стоимостью, которая направляется на выплату заработной платы и формирование чистого дохода организации. Часть чистого дохода учитывается в себестоимости продукции в виде отчислений на социальные нужды, налогов и сборов, взносов во внебюджетные фонды. Оставшаяся часть является прибылью предприятия. Поступление выручки от продажи продукции (работ, услуг) свидетельствует о завершении кругооборота средств.
Выручка от реализации продукции - это количественный показатель, который характеризует объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление посредством их обмена на денежные доходы.
В работе были изучены особенности учета и контроля выручки от продаж продукции в ОАО «Татхимфармпрепараты».
В бухгалтерской отчетности ОАО «Татхимфармпрепараты» находит свое отражение в отчете о финансовых результатах по строке 2110 «Выручка». Сумма выручки указывается без учета НДС.
Согласно учетной политике ОАО «Татхимфармпрепараты» выручка от продаж отражается в бухгалтерском учете по методу начисления.
Синтетический учет выручки от продаж продукции в ОАО «Татхимфармпрепараты» ведется в соответствии с планом счетов на счете 90 «Продажи». Аналитический учет ведется в разрезе наименований проданной продукции и договоров, а также другим направлениям, необходимым для управления организацией. Проведенное исследование показало, что учет выручки в организации в полном соответствии с действующими нормативными актами.
В результате проведенного исследования организации учета выручки от продажи продукции в ОАО «Татхимфармпрепараты» было выявлено, что используется устаревшая версия специализированной бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия 7.7», которая в настоящее время уже не поддерживается разработчиками, которые не выпускают обновления для нее. В связи с изменением в законодательстве и формах отчетности организации, принятых в последнее время, этим одним из этапов совершенствования является переход на новую бухгалтерскую программу «1С: Бухгалтерия 8.3», что позволит ОАО «Татхимфармпрепараты» вести учет и составлять отчетность в соответствии с внесенными изменениями в нормативных документах, повысить достоверность и оперативность учета.
Также в рамках совершенствования учета можно предложить руководству ОАО «Татхимфармпрепараты» в вести учет по международным стандартам финансовой отчетности. Трансформация финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами ОАО «Татхимфармпрепараты» сможет попасть в число предприятия, которые при соблюдении всех прочих условий может рассчитывать на иностранное финансирование, тем самым получить доступ к средствам, необходимым для ее развития.
В дипломной работе был проведен анализ выручки от продаж продукции ОАО «Татхимфармпрепараты» в 2012-2014 гг.
Выручка организация возросла в 2013 г.на 272 196 тыс. руб. в 2014 г. - на 338 454 тыс.руб. и составила на конец анализируемого периода 1 988 886 тыс.руб.
Факторный анализ выручки от продажи продукции показал, что в 2013 г. лучше всего в ОАО «Татхимфармпрепараты» использовались основные фонды. Увеличение фондоотдачи на 130,67% привело к росту выручки на 355 691 тыс.руб. Хуже использовался собственный капитал. Капиталоотдача увеличилась на 40,69%, что обеспечило привлечение дополнительного капитала на 77 665 тыс.руб. Плохо использовались материалы. Снижения материалотдачи обеспечило снижение выручки от продажи на 18,92%, или на 51 499 тыс.руб. Хуже всего использовалась оплата труда. Рост заработной платы в организации привело к снижению выручки на 107 046 тыс.руб.
В 2014 г. лучше всего в ОАО «Татхимфармпрепараты» использовались основные фонды. Увеличение фондоотдачи обеспечило прирост выручки на 348 835 тыс.руб. Хуже использовалась оплата труда. Рост заработной платы обеспечило прирост тыс.руб. Выручки от продажи продукции на 231 746 тыс.руб. Рост капиталоотдачи обеспечило увеличение выручки на 115 778 тыс.руб. Хуже всего использовались материалы. Снижение материалоотдачи привело к снижению выручки от продажи продукции на 351 875 тыс.руб.
По результатам анализа представляется необходимым сделать ряд предложений по увеличению выручки от продажи в целом ОАО «Татхимфармпрепараты», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:
1. Уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, сопровождающуюся ростом производительности труда;
2. Повысить качества производимой продукции за счет приема на работу высококвалифицированного персонала;
3. Усовершенствовать управление организацией, а именно:
а) выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;
б) внедрение на предприятии системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп производимой продукции;
4. Рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы, а также на транспортно-заготовительные расходы;
5. Повысить в составе продаваемой продукции долю более рентабельной;
6. Осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям клиентов;
7. Совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий;
8. Ра зработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала;
9. Использовать системы депремирования работников при нарушении ими трудовой дисциплины;
10. Разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда;
Данные мероприятия в целом и по отдельности позволят обеспечить ОАО «Татхимфармпрепараты» рост выручки и прибыли в будущих периодах. Рост прибыли организации, в свою очередь, обеспечит прирост собственных источников средств, что позволить организации расширить свою деятельность.
1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: федеральный закон от 31.07.1998 г. (ред. 13.07.2015) №146-ФЗ, часть вторая: федеральный закон от 05.08.2000 г. (ред. 13.07.2015) №117-ФЗ
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30.11.1994 г. (ред. 13.07.2015) №51-ФЗ, часть вторая: федеральный закон от 26.01.1996 г. (ред. 13.07.2015) №14- ФЗ, часть третья: федеральный закон от 26.11.2001 г. (ред. 13.07.2015) №146- ФЗ, часть четвертая: федеральный закон от 18.12.2006 г. (ред. 13.07.2015) №230- ФЗ
3. О бухгалтерском учете : федеральный закон от 06.12.2011 г. (ред. 04.11.2014) №402-ФЗ
4. О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон от 5.07.2007 г. (ред. 29.06.2015) №127-ФЗ
5. О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения: указ Президента Российской Федерации от 19.11.1998 года № 416-У
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ: приказ Минфина РФ от 29.07.1998 года № 34н
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008: приказ Минфина РФ от 24.10.2008 г. №116
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006: приказ Минфина РФ от 27.11.2006 г. №154н
9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина РФ от 6.05.1999 г. №32н
10. Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина РФ от 6.05.1999 г. № 33н
11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению: приказ Минфина РФ
от 31.10.2000 г. №94н
12. О правилах осуществления перевода денежных средств : положение Банка России от 19.06.2012 г. (ред. 19.05.2015) №383-П
13. О платежной системе Банка России : положение Банка России от 29.06.2012 г. (ред. 14.07.2014) №384-П
14. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.95 г. (ред. 08.11.2010) № 49
15. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина РФ от 21.12.1998 г. №98н
16. Об утверждении требований к правилам Внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций): постановление Правительства РФ от 30.06.2012 г. №667
17. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина РФ от 18.04.2007 г. №03-07-11/110
18. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина РФ от 03.03.2006 г. №03-04-11/36
19. Письмо Федеральной налоговой службы России от 17.01.2007 г. №03-1-03/58
20. О применении пункта 1 статьи 167 Налогового Кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2005 г. №119-ФЗ: письмо Федеральной налоговой службы России от 28.02.2006 г. №ММ-6-03/202@
21. Письмо Федеральной налоговой службы России от 01.04.2010 г. №3-0¬06/63
22. Письмо Федеральной налоговой службы России от 19.12.2006 г. №07-05-06/302
23. 26 положений по бухгалтерскому учету. - М.: «Проспект», 2013. - 240с.
24. Агабекян О.В., Макарова К.С. Реализация: бухгалтерский и налоговый учет. - М.: «Налоговый вестник», 2012. - 288 с.
25. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «Март», Ростов-на-Дону, 2013 - 960 с.
26. Базарова А.С. Доходы организации в бухгалтерском учете. // Бухгалтер и закон. - 2014. - №12
27. Базарова А.С. Доходы организации в бухгалтерском учете. // Бухгалтер и закон. - 2013. - №1
28. Бланк И. А., Финансовый менеджмент, Том II. - М.: Экзамен, 2013. - 158 с.
29. Богаченко В., Кириллова Н. Бухгалтерский учет. - М.: «Феникс», 2014. - 512 с.
30. Бочкарева И.И. [и др.]; под ред. Соколова Я.В. Бухгалтерский учет: Учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби, Изд-во Проспект, 2013 - 776 с.
31. Бреславцева Н.А., Михайлова Н.В., Гончаренко О.Н. Бухгалтерский учет. - М.: «Феникс», 2012. - 320 с.
32. Верещаки В.В. Годовой отчет - 2012 от журнала « Актуальная
бухгалтерия» - М.: ООО «Издательство Гарант-Пресс», 2012
33. Все положения по бухгалтерскому учету. - М.: «Эксмо», 2014. - 224 с.
34. Захарьин В.Р. Особенности формирования учетной политики на 2013 г.: методологические аспекты. // Новая бухгалтерия. - 2013. - №2
35. Захарьин В.Р. Учетная политика - 2013. // Экономико-правовой
бюллетень. - 2013. - №1
36. Иванов Ю. Факторный анализ выручки предприятия. // Управляем предприятием. - 2012. - №12 (23)
37. Каганова И. Бухгалтерский учет в торговле. // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2013. - №24
38. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - «ИПБ-БИНФРА», 2015. - 548 с.
39. Маренков Н.Л. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 204 с.
40. Методические рекомендации по подготовке отчетности «Налоговая отчетность». // Актуальная бухгалтерия. - 2012. - №3
41. Патров В.В., Пятов М.Л. Учет товарных операций в торговле. // Бухгалтерский учет. - 2013. - №9
42. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. / Г.В. Савицкая. - 14-е изд., испр. и доп. - М.: Новое знание, 2013. - 679 с.
43. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет для менеджеров: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп., 2013. - 448 с.
44. Сизова О. Признание выручки: международный стандарт. // Расчет. - 2012. - №5
45. Сыроижко В.В., Мазурина Е.В. МСФО (IAS) 18 «Выручка» и
российские правила учета доходов: сравнительная характеристика. //
Международный бухгалтерский учет. - 2012. - №14
46. Титова С.Н. Выручка в европейской отчетности: грядут изменения. // Новая бухгалтерия. - 2012. - №9
47. Титова С.Н. МСФО и РСБУ: различия и точки соприкосновения. // Экономико-правовой бюллетень. - 2012. - №8
48. Уткина С.А. Составление бухгалтерских проводок в организациях разных отраслей: практ. пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2015. - 255 с.
49. Хагажеева Р. Внутренний контроль в организациях. // Рисковик. - 2013. - №7
50. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2013 - 320 с.