ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 4
I. Теоретические аспекты формирования информационной компетентности младших школьников 7
1.1. Развитие личности младшего школьника в образовательном процессе 7
1.2. Информационная компетентность в развитии личности младшего школьника и особенности ее формирования у младших школьников 14
1.3. Педагогические условия формирования информационной компетентности
младших школьников 20
Выводы по главе 1 25
II. Экспериментальная часть 27
2.1. Организация и методы формирования информационной компетентности младших школьников 27
2.2 Рекомендации и мероприятия для улучшения информационной компетентности младших школьников 42
2.3. Анализ статистических данных и результатов формирования информационной компетентности младших школьников 47
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список литературы 56
Приложение
I. Теоретические аспекты формирования информационной компетентности младших школьников 7
1.1. Развитие личности младшего школьника в образовательном процессе 7
1.2. Информационная компетентность в развитии личности младшего школьника и особенности ее формирования у младших школьников 14
1.3. Педагогические условия формирования информационной компетентности
младших школьников 20
Выводы по главе 1 25
II. Экспериментальная часть 27
2.1. Организация и методы формирования информационной компетентности младших школьников 27
2.2 Рекомендации и мероприятия для улучшения информационной компетентности младших школьников 42
2.3. Анализ статистических данных и результатов формирования информационной компетентности младших школьников 47
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список литературы 56
Приложение
В информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. А наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.
Актуальность выбранной темы очевидна, потому что в 21 веке без информационно-коммуникативных технологий обойтись нельзя.
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Введение раннего изучения
информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
Необходимо создать условия для формирования системы работы с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках начальной школы, которые не только будут «оживлять» учебный процесс, но и повысят мотивацию обучения.
Но при этом возникает проблема: недостаточная сформированность информационной компетентности учащихся младших классов на уроках и во внеурочной деятельности.
Отсюда возникают противоречия:
- между постоянным изменением информационного образовательного пространства и уровня компетентности участников образовательного процесса в сфере использования информационной и отсутствием механизма формирования информационной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности;
- между прогрессом в области новых информационных и коммуникационных технологий, возрастающим спектром их дидактических возможностей - с одной стороны, и реальной ситуацией системного их использования в процессе обучения - с другой;
- между невысоким уровнем информационной компетентности детей, закладываемым в начальной школе, и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.
Объектом исследования является процесс формирования
информационной компетентности учащихся начальной школы
Предметом - формирование информационной компетентности младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности.
Цель исследования: определение механизмов и создание условий для формирования информационной компетентности младших школьников через реализацию программ урочной и внеурочной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-на основе анализа литературы изучить и обобщить опыт эффективного использования информационных технологий в учебном процессе начальной школы;
- разработать методические рекомендации к проведению урочных и внеурочных
мероприятий, способствующих формированию информационной
компетентности в образовательном процессе начальной школы
- экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий по формированию информационной компетентности в образовательном процессе начальной школы.
Гипотеза исследования: процесс формирования информационной
компетентности будет более успешным, если в образовательном процессе использовать методические рекомендации и комплекс урочных и внеурочных мероприятий для младших школьников.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке рекомендаций и мероприятий по улучшению информационной компетентности младших школьников.
Актуальность выбранной темы очевидна, потому что в 21 веке без информационно-коммуникативных технологий обойтись нельзя.
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Введение раннего изучения
информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
Необходимо создать условия для формирования системы работы с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках начальной школы, которые не только будут «оживлять» учебный процесс, но и повысят мотивацию обучения.
Но при этом возникает проблема: недостаточная сформированность информационной компетентности учащихся младших классов на уроках и во внеурочной деятельности.
Отсюда возникают противоречия:
- между постоянным изменением информационного образовательного пространства и уровня компетентности участников образовательного процесса в сфере использования информационной и отсутствием механизма формирования информационной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности;
- между прогрессом в области новых информационных и коммуникационных технологий, возрастающим спектром их дидактических возможностей - с одной стороны, и реальной ситуацией системного их использования в процессе обучения - с другой;
- между невысоким уровнем информационной компетентности детей, закладываемым в начальной школе, и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.
Объектом исследования является процесс формирования
информационной компетентности учащихся начальной школы
Предметом - формирование информационной компетентности младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности.
Цель исследования: определение механизмов и создание условий для формирования информационной компетентности младших школьников через реализацию программ урочной и внеурочной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-на основе анализа литературы изучить и обобщить опыт эффективного использования информационных технологий в учебном процессе начальной школы;
- разработать методические рекомендации к проведению урочных и внеурочных
мероприятий, способствующих формированию информационной
компетентности в образовательном процессе начальной школы
- экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий по формированию информационной компетентности в образовательном процессе начальной школы.
Гипотеза исследования: процесс формирования информационной
компетентности будет более успешным, если в образовательном процессе использовать методические рекомендации и комплекс урочных и внеурочных мероприятий для младших школьников.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке рекомендаций и мероприятий по улучшению информационной компетентности младших школьников.
В проведенном в рамках выпускной квалификационной работы исследования в целом решены поставленные задачи и подтверждены основные положения выдвинутой гипотезы, что позволило сделать следующие выводы:
1. Анализируя литературу, мы увидели множество точек зрения на определение понятия «информационная компетентность», ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными.
2. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение информационной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации , уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами , соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.
3. На материале проведённого исследования было доказано, что использование разнообразных способов и приёмов развития связанной речи является эффективным средством формирования коммуникативных навыков.
В результате нашего исследования гипотеза, основанная на предположении о том, что если учитель будет проводить систематическую работу по формированию информационной компетенции у младших школьников, то результаты развития связной речи повысятся, нашла свое подтверждение в данной выпускной квалификационной работе.
1. Анализируя литературу, мы увидели множество точек зрения на определение понятия «информационная компетентность», ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными.
2. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение информационной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации , уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами , соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.
3. На материале проведённого исследования было доказано, что использование разнообразных способов и приёмов развития связанной речи является эффективным средством формирования коммуникативных навыков.
В результате нашего исследования гипотеза, основанная на предположении о том, что если учитель будет проводить систематическую работу по формированию информационной компетенции у младших школьников, то результаты развития связной речи повысятся, нашла свое подтверждение в данной выпускной квалификационной работе.
Подобные работы
- Формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка (на материале учебно-научных текстов)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Формирование социокультурной компетентности
у младших школьников на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование информационной компетенции у младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продлённого дня
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ В СФЕРЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Аспекты формирования информационной компетентности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ» КАК
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ВЫЯВЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017



