ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ СРЕДНЕГО КЛАССА
1.1. Генезис понятия средний класс. Сравнительный анализ статусно-ролевой модели Макса Вебера и классовой теории Карла Маркса
1.2. Сущность и основные характеристики среднего класса
2. СРЕДНИЙ КЛАСС В СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Ретроспективный анализ формирования среднего класса
в истории России
2.2. Структурный анализ среднего класса в современной России
2.3. Анализ ценностно-функциональной характеристики
среднего класса в современной России 52
3. АВТОРСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ
МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
3.1. Оценка тенденций развития среднего класса в России
3.2. Предложения по корректировки методологии исследования структуры и тенденций развития среднего класса в современном российском обществе 6 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема среднего класса так или иначе обретает новый образ из года в год. В период трансформации политического режима и формирования политической системы необходимо иметь точное понимание о различных общественных стратах.
Большое количество научных дискуссий обращено к теме среднего класса. Детальный анализ в большей степени имеет теоретическую базу, но также обладает серьезным практическим потенциалом. Средний класс, если его правильно осознать станет серьезной опорой и поддержкой для государства. Именно на его долю выпадает большая часть реализации реформ и проектов, пописанных властью.
Для того, чтобы правильно определять национальные интересы нужно проанализировать структуру общества. Приоритетным в исследовании должно быть определить политического поведения граждан, которое основывается на социально-экономическом сознании. Без понимания специфики Российского среднего класса, особенностей политической культуры и ментальности невозможно правильно обозначить путь развития государства.
Наша страна находится на пути адаптации демократического режима и рыночных отношений под систему ценностей России. Несмотря на то, что динамика политических, социальных и экономических преобразований довольно медленная, российская структура общества начинает меняться под воздействием различных факторов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время отсутствует единая методологическая концепция, опираясь на которую можно было бы описать структуру среднего класса. Сложность в определении единого подхода обуславливается отсутствием солидарности в отношении причин формирования классов.
Помимо этого, необходимо на основании критериев выявить действительную структуру российского общества, правильно его охарактеризовать и определить тенденции развития, как в краткосрочной перспективе, так и на длительный период.
Объект исследования - структура среднего класса.
Предмет исследования - политический смысл среднего класса в России.
Цель выпускной работы: исследование и выявление особенностей развития среднего класса по средствам установления методологической основы, определение структуры современного среднего класса в России, а также разработка методологии критериев формирования среднего класса.
Задачи выпускной работы:
1. изучить теоретико-методологические основы среднего класса;
2. изучить историческое развитие среднего класса в России
3. изучить основные подходы к анализу среднего класса
4. исследовать особенности структуры среднего класса в России
5. проанализировать ценностные ориентиры среднего класса в России
6. провести функциональный анализ среднего класса
7. исследовать перспективы и тенденции развития среднего класса в России
Теоретико-методологическая база исследования. В качестве теоретической основы выпускной квалификационной работы был использован широкий спектр работ отечественных специалистов в проблеме стратификации общества и среднего класса: М.К. Горшкова, Т.И. Заславской, Н.Е. Тихоновой, Голенковой З. Т., Игитханян Е. Д. и многих других. Также был использован широкий спектр трудов зарубежных ученых: Э. Гидденса, Э.О. Райта, К. Марка, М. Вебера и других. При подготовке выпускной работы делался упор на общенаучные и специальные методы познания: системность, целостность, единство теории и практики.
Эмпирическую базу исследования составили данные Росстата РФ, аналитические данные Исследований Высшей Школы Экономики и аналитические материалы исследований, ведущих российских ученых по вопросу среднего класса. Достоверность полученных результатов подтверждается использованием современных подходов и методов обработки статистической информации.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что основные выводы и исследования в работе могут быть использованы для дальнейшей разработки методологии по развитию среднего класса, правильное формирование структуры социума и определении роли и места среднего класса в российском обществе.
В исследовательской работе изучена категория средний класс в структуре российского общества, рассмотрены особенности характеризующие средний класс в России
В первой главе раскрыты теоретико-методологические основы среднего класса: рассмотрена история формирования, проведен сравнительный анализ двух фундаментально важных концепций, охарактеризована общая структура и функции среднего класса, рассмотрены ряд ценностных ориентиров и характеристик среднего класса.
Во второй главе рассмотрена специфика среднего класса в структуре российского общества. Представлен исторический анализ формирования среднего класса, произведен ценностно-функциональный анализ и определена структура среднего класса в России.
В третьей главе транслируются вопросы, связанные с вектором развития и тенденциями среднего класса. Дана оценка месту среднего класса в общественной структуре, разработана методологическая основа для формирования среднего класса и охарактеризован политический потенциал среднего класса.
Традиционно принято считать, что средний класс играет значительную роль в консолидации общества, придании ему стабильности, устойчивости. Консолидирующая социальная роль среднего класса определяется как прочными экономическими позициями, так и политическими взглядами. Как правило, это люди достаточно состоятельные, которые заинтересованы в сохранении своих позиций в обществе и не склонны к революционным экспериментам.
Основным подходами к выделению среднего класса являются подход на основе уровня материального благосостояния, ресурсный подход, субъективный подход и комбинированный. К общепринятым критериям для выявления среднего класса из основной массы населения относятся уровень душевого дохода, наличие определенного набора дорогостоящего имущества, возможность приобретать платные социальные услуги и способность путешествовать по миру. Данная классификация используется для России, для стран Западной Европы критерии являются более конкретизированными.
В целом, как показало исследование средний класс в России еще не идентифицирован. Этот феномен представляет из себя слишком широкое понятие, которое объединяет в себе множество противоположных групп. Однако сложность состоит не только в правильной верификации методологии, но также в объективных условиях становления среднего класса.
Определение среднего класса западного образца разительно отличается от отечественного в виду наличия множества уникальных характеристик. В следствии этого средний класс в России нельзя анализировать по западным шаблонам и приписывать ему свойства, которые определены зарубежными исследователями.
Внутреннее деление среднего класса приобретает новые формы за счет новых внешних условий различных факторов. Мы определяем главенствующим фактором экономический, но не отрицаем влияния статусно-ролевых моделей.
Так же выявлена корреляция национальных интересов и характера среднего класса в обществе, что может послужить при попытках более детального рассмотрения внутренней государственной политики, национальной стратегии и проводимых реформ.
1. Banerjee A. and Duflo E. What is middle class about the middle classes around the world? JournalofEconomicPerspectives, 22(2), 2008, рр. 3-28.
2. Chen Chen, and Qin Bo. The emergence of China's middle class: Social mobility in a rapidly urbanizing economy. Habitat International, 44, 2014, рр. 528-535.
3. Li H. Emergence of the Chinese middle class and its implications. Asian Affairs: An American Review. Vol. 33, Iss. 2, 2006, pp. 67-83.
4. Mthulli N., Lufumpa C.L., and Kayizzi-Mugerwa S. The Middle of the Pyramid: Dynamic of the Middle Class in Africa. AfDB Working Paper. Abebe. 2011
5. Saunders P. Social class and stratification. - L. ; N.Y: Routledge, 1994
6. The EU in the world 2015 — A statistical portrait, http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/T he_EU_in_the_ world.
7. Wright E.O. Class, Crisis and the State. — L.: Verso, 1993.
8. Аристотель. Сочинения: том 4 “Политика”: Мысль, 1983 c. 376-64
9. БернштейнЭ. Проблемы социализма и задача социал- демократии. М., 1901. С 132—133.
10. Вебер, М. Основные понятия стратификации /М. Вебер // Социологические исследования. -1994. - № 5. - 391 с.
11. Вишневская Н. Т. // Профессии на российском рынке труда [Текст] : аналит. докл. НИУ ВШЭ /; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 159с.
12. Гегель Г.В.Ф. Сочинения, том VII: Философия права - М.-Л.: Соцэкгиз, 1934 - 380 с.
13. Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.
14. Громов А. Д. [и др.] // Доступность высшего образования в регионах России ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ,
2016. — 32 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 8).
15. Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д. Российский средний класс: особенности профессионального поведения // Средний класс в современной России. М., 2008.
16. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. // Средний класс в современной России / Ин-т социологии РАН. — М.: 2008. — 320 с.
17. Декреты Советской власти. — М.: Гос.изд-во
полит.литературы, 1957. — Т. I. — С. 72
18. Заславская Т. И. Проблемы социетальной трансформации российского общества // Избранные произведения. М.: Экономика, 2007. Т. 2.
19. Иванова Н.А. Формирование среднего класса в Российской империи конца XIX — начала XX в. Теория и конкретика [Текст] / Институт российской истории Российской академии наук . - М.: Институт российской истории РАН : Центр гуманитарных инициатив, 2018.
20. Кордонский С.Г, Российская интеллигенция: генезис, онтология, этиками эстетика/Куда вдет Россия?. Альтернативы общественного развития. М., 1995.
21. Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: "Художественная литература", 1982.
22. Малеева, Т. М. Формирование массового среднего класса: желаемое и действительное / Т. М. Малеева // Тезисы докладов III Всероссийского социологического конгресса. - М.: Ин-т социологии РАН; Рос. об-во социологов, 2008.
23. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения. Изд.2-е, Т. 8 - 373 с.
24. Омельченко Н.А. Политическая культура общества и реформы государственной власти и управления // Маркетинг. 2005. № 6 (85). - 1,0 п.л.
25. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с.
26. Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года/Федер. служба гос. статистики. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. - 183 с.
27. Федоров В. А. // История России 1861—1917 гг. : учебник для академического бакалавриата /. — 5-е изд., испр. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 376 с. : [16] с., карты. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
Интернет-ресурсы
28. Education at a Glance 2017.[Электронный pecypc]/URL: https://read.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2017/russian-federation_eag-2017-81-en#page 1(Дата обращение 04.06.2020)
29. «Атлас новых профессий»/ [Электронный pecypc].URL: http://atlas100.ru (Дата обращения: 10.06.2020)
30. Баева Е. Российский средний класс лоялен власти и аполитичен // РБК Daily. 2011. URL: http://www.rbcdaily.ru/2011/03/30/focus/562949979958849(Дата обращения: 12. 06. 2020)
31. Всемирный Банк. Исследования о среднем кла^е.
[Электронный ресур^/URL:
https://www.worldbank. org/en/search?q=middle+class+in+russia¤tTab= 1 (Дата
обращения: 15.06.2020)
32. Классификация ISCO-08[Элeктpонный ресур^/URL:
https://www.hse.ru/rlms/rlms/classif/isco (Дата обращения: 14.06. 2020)
33. Специальный проект ТАСС.20 вопросов Владимиру Путину. [Электронный ресурс] /URL: https://putin.tass.ru/ru/o-srednem-klasse/(Дата обращения: 04.06.2020)
34. Средний класс в современной России: 10 лет спустя. Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_ report_sredny_klass_10_let_spustya.html. (Дата обращение 05.05.2020)
35. Протесты в Москве 2019. Википедия/[Электронный pecypc].URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пpотecты_в_Моcквe_(2019) (Дата обращения: 13.06.2020)
36. Тихонова Н.Е., доклад «Российский средний класс в
фокусе разных теоретических подходов: границы, состав и специфика» 2019, [Электронный ресур^/URL:
https://isp.hse.ru/data/2019/10/04/1541835897/03%20Natalia%20Tikhinova_03-10-2019_RU.pdf(Дата обращение 05.05.2020)
37. Федеральная служба государственной статистики/
Сводка «Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления на 1000 человек занятых в экономике»/[Электронный ресур^/URL: https://www.gks.ru/folder/11191?print= 1
(Дата обращения: 15.06.2020)