РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников. .6
1.1. Развитие познавательной активности младших школьников
как педагогическая проблема 6
1.2. Анализ педагогического опыта развития познавательной
активности младших школьников
1.3. Критерии, показатели и уровни развития познавательной
активности младших школьников 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Методика использования занимательности в развитии познавательной активности младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир» 36
2.1. Включение в урок по курсу «Окружающий мир»
дидактических игр с целью развития познавательной активности младших школьников 36
2.2. Применение в учебном процессе по окружающему миру
различных типов занимательных заданий с целью развития познавательной активности младших школьников 45
2.3. Применение в учебном процессе по окружающему миру наглядных материалов занимательного содержания с целью развития познавательной активности младших школьников 52
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Список литературы 64
Приложения 70
Приложение 1 70
Приложение 2 72
Приложение 3 73
Приложение 4 74
Приложение 5 75
Приложение 6 76
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников. .6
1.1. Развитие познавательной активности младших школьников
как педагогическая проблема 6
1.2. Анализ педагогического опыта развития познавательной
активности младших школьников
1.3. Критерии, показатели и уровни развития познавательной
активности младших школьников 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Методика использования занимательности в развитии познавательной активности младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир» 36
2.1. Включение в урок по курсу «Окружающий мир»
дидактических игр с целью развития познавательной активности младших школьников 36
2.2. Применение в учебном процессе по окружающему миру
различных типов занимательных заданий с целью развития познавательной активности младших школьников 45
2.3. Применение в учебном процессе по окружающему миру наглядных материалов занимательного содержания с целью развития познавательной активности младших школьников 52
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Список литературы 64
Приложения 70
Приложение 1 70
Приложение 2 72
Приложение 3 73
Приложение 4 74
Приложение 5 75
Приложение 6 76
Проблема активизации познавательной активности достаточно актуальна в наше время, так как смена приоритетов в системе образования, переориентация с авторитарной на личностно-ориентированную модель привели к острой востребованности личности, способной к общественному, личностному, профессиональному самоопределению. В связи с этим одной из основных задач школы становится развитие познавательной активности личности, которая обеспечит условия для максимальной самореализации ученика, для улучшения его познания.
Особое внимание должно быть уделено младшим школьникам, так как на этом этапе психического развития дети наиболее восприимчивы к формирующему влиянию взрослого, они больше прислушиваются к мнению со стороны учителя, нежели дети подросткового возраста.
Познавательная активность является важным компонентом структуры общей способности к учению. В начальной школе большое внимание уделяется мотивации учебной деятельности, поскольку она становится ведущей у детей младшего школьного возраста. Очень важно сформировать у младшего школьника желание учиться. Известно, что познавательная деятельность формируется на протяжении всей жизни человека, то есть ребенок не рождается с развитым мышлением, готовым к познанию. Поэтому учителю начальных классов необходимо использовать различные методы и приемы для формирования познавательной активности.
Проблемой изучения познавательной активности занимались Л.С. Выготский, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Э.А. Красновский, Т.Б. Кропочева, Е.С. Орлова, Л.С. Рубинштейн, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др. Исследования ученых и практический опыт педагогов показывают, что уровень развития познавательной активности современных школьников достаточно низок. Ученые и учителя разрабатывают различные способы активизации учебного процесса: повышение учебной мотивации, организация проектной деятельности и дискуссии, использование наглядных пособий, игры и занимательности. Причем, большое внимание уделяется при решении названной проблеме математике и русскому языку, а специальной научно-методической литературы по использованию занимательности на уроках окружающего мира с целью активизации учебного процесса мы не обнаружили. В связи с этим возникает необходимость в преодолении следующего противоречия: между необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточной разработанностью методики использования занимательности на уроках по окружающему миру для успешной реализации этого процесса в начальной школе.
Анализ противоречия выявил проблему исследования: какова методика использования занимательности в развитии познавательной активности на уроках по курсу «Окружающий мир»?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили тему исследования: «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках по курсу “Окружающий мир” средствами занимательности».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и проверить экспериментально методику использования занимательности с целью развития познавательной активности младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир».
Объект исследования: развитие познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования: методика использования занимательности на уроках по курсу «Окружающий мир» в развитии познавательной активности младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир» будет результативным, если:
- обеспечивается включение в урок дидактических игр;
- используются в учебном процессе различные типы занимательных заданий на выбор;
- обеспечивается включение в учебный процесс наглядных материалов занимательного содержания.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы развития
познавательной активности младших школьников.
2. Проанализировать практический опыт развития познавательной активности младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир».
3. Установить критерии, показатели и уровни развития познавательной активности младших школьников.
4. Выявить, теоретически обосновать и проверить экспериментально методику использования занимательности на уроках по курсу «Окружающий мир» с целью развития познавательной активности младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение и анализ педагогического опыта; теоретический анализ и синтез; моделирование; обобщение; конкретизация; тестирование; собеседование; педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности учащихся; педагогический эксперимент; математическая и графическая обработка экспериментальных данных.
База исследования: эксперимент проводился во 2 «В» классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Новокузнецка Кемеровской области.
Особое внимание должно быть уделено младшим школьникам, так как на этом этапе психического развития дети наиболее восприимчивы к формирующему влиянию взрослого, они больше прислушиваются к мнению со стороны учителя, нежели дети подросткового возраста.
Познавательная активность является важным компонентом структуры общей способности к учению. В начальной школе большое внимание уделяется мотивации учебной деятельности, поскольку она становится ведущей у детей младшего школьного возраста. Очень важно сформировать у младшего школьника желание учиться. Известно, что познавательная деятельность формируется на протяжении всей жизни человека, то есть ребенок не рождается с развитым мышлением, готовым к познанию. Поэтому учителю начальных классов необходимо использовать различные методы и приемы для формирования познавательной активности.
Проблемой изучения познавательной активности занимались Л.С. Выготский, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Э.А. Красновский, Т.Б. Кропочева, Е.С. Орлова, Л.С. Рубинштейн, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др. Исследования ученых и практический опыт педагогов показывают, что уровень развития познавательной активности современных школьников достаточно низок. Ученые и учителя разрабатывают различные способы активизации учебного процесса: повышение учебной мотивации, организация проектной деятельности и дискуссии, использование наглядных пособий, игры и занимательности. Причем, большое внимание уделяется при решении названной проблеме математике и русскому языку, а специальной научно-методической литературы по использованию занимательности на уроках окружающего мира с целью активизации учебного процесса мы не обнаружили. В связи с этим возникает необходимость в преодолении следующего противоречия: между необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточной разработанностью методики использования занимательности на уроках по окружающему миру для успешной реализации этого процесса в начальной школе.
Анализ противоречия выявил проблему исследования: какова методика использования занимательности в развитии познавательной активности на уроках по курсу «Окружающий мир»?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили тему исследования: «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках по курсу “Окружающий мир” средствами занимательности».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и проверить экспериментально методику использования занимательности с целью развития познавательной активности младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир».
Объект исследования: развитие познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования: методика использования занимательности на уроках по курсу «Окружающий мир» в развитии познавательной активности младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир» будет результативным, если:
- обеспечивается включение в урок дидактических игр;
- используются в учебном процессе различные типы занимательных заданий на выбор;
- обеспечивается включение в учебный процесс наглядных материалов занимательного содержания.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы развития
познавательной активности младших школьников.
2. Проанализировать практический опыт развития познавательной активности младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир».
3. Установить критерии, показатели и уровни развития познавательной активности младших школьников.
4. Выявить, теоретически обосновать и проверить экспериментально методику использования занимательности на уроках по курсу «Окружающий мир» с целью развития познавательной активности младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение и анализ педагогического опыта; теоретический анализ и синтез; моделирование; обобщение; конкретизация; тестирование; собеседование; педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности учащихся; педагогический эксперимент; математическая и графическая обработка экспериментальных данных.
База исследования: эксперимент проводился во 2 «В» классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Новокузнецка Кемеровской области.
Подводя итоги проведенного исследования, можно утверждать, что младший школьный возраст - это фундамент для дальнейшего развития познавательной деятельности, это время перехода из игровой деятельности в учебную. Очень важно сгладить этот переход включением в урок игровых моментов: дидактических игр, занимательных заданий, различных наглядных материалов. Задача учителя подобрать такой занимательный материал, чтобы учащимся было интересно познавать что-то новое, чтобы учебный процесс не казался им ежедневной рутиной.
Также при сравнении понятий «познавательная активность» и «познание», можно сказать, что познавательная активность - более узкое понятие, суть которого заключается в целенаправленном стремлении обучающихся к овладению знаниями, в активном поиске новых способов углубления познания.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательной активности и развития личности ученика в учебном процессе.
Формирование познавательной активности учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.
Стимулирование познавательной активности на уроках является одним из педагогических условий развития познавательных интересов младших школьников. Так, как для того, чтобы ребенок проявлял интерес к изучению чего-либо, учителю необходимо стимулировать интерес различными способами, методами, приемами и т.д.
Анализируя педагогическую литературу, мы пришли к выводу о том, что существует множество разнообразных приемов и методов для активизации познавательной деятельности, для усовершенствования урока. Задача учителя непростая - из великого множества выбрать именно то, что заинтересует учащихся и сделает урок интересным и познавательным.
В практической части исследования нами была выявлена, научно обоснована и проверена экспериментально методика использования занимательности на уроках по курсу «Окружающий мир» с целью развития познавательной активности младших школьников. С этой целью на базе МБОУ «СОШ №47» г. Новокузнецка во 2 «В» классе была проведена серия уроков окружающего мира, в структурные этапы которых были включены дидактические игры, занимательные упражнения, творческие задания, проблемные вопросы и наглядные материалы занимательного содержания.
Позитивные результаты педагогического эксперимента позволили сделать вывод о результативности использования занимательности в аспекте развития познавательной активности младших школьников.
Сказанное позволяет утверждать, что гипотеза педагогического исследования подтверждена, задачи исследования выполнены.
Также при сравнении понятий «познавательная активность» и «познание», можно сказать, что познавательная активность - более узкое понятие, суть которого заключается в целенаправленном стремлении обучающихся к овладению знаниями, в активном поиске новых способов углубления познания.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательной активности и развития личности ученика в учебном процессе.
Формирование познавательной активности учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.
Стимулирование познавательной активности на уроках является одним из педагогических условий развития познавательных интересов младших школьников. Так, как для того, чтобы ребенок проявлял интерес к изучению чего-либо, учителю необходимо стимулировать интерес различными способами, методами, приемами и т.д.
Анализируя педагогическую литературу, мы пришли к выводу о том, что существует множество разнообразных приемов и методов для активизации познавательной деятельности, для усовершенствования урока. Задача учителя непростая - из великого множества выбрать именно то, что заинтересует учащихся и сделает урок интересным и познавательным.
В практической части исследования нами была выявлена, научно обоснована и проверена экспериментально методика использования занимательности на уроках по курсу «Окружающий мир» с целью развития познавательной активности младших школьников. С этой целью на базе МБОУ «СОШ №47» г. Новокузнецка во 2 «В» классе была проведена серия уроков окружающего мира, в структурные этапы которых были включены дидактические игры, занимательные упражнения, творческие задания, проблемные вопросы и наглядные материалы занимательного содержания.
Позитивные результаты педагогического эксперимента позволили сделать вывод о результативности использования занимательности в аспекте развития познавательной активности младших школьников.
Сказанное позволяет утверждать, что гипотеза педагогического исследования подтверждена, задачи исследования выполнены.
Подобные работы
- Применение игровых технологий в процессе формирования познавательного интереса младших школьников на уроке окружающий мир
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТИМОЛОГИЕЙ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Исследование процесса формирования у третьеклассников познавательных интересов на уроках технологии (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024



