Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников. .6
1.1. Развитие познавательной активности младших школьников
как педагогическая проблема 6
1.2. Анализ педагогического опыта развития познавательной
активности младших школьников
1.3. Критерии, показатели и уровни развития познавательной
активности младших школьников 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Методика использования занимательности в развитии познавательной активности младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир» 36
2.1. Включение в урок по курсу «Окружающий мир»
дидактических игр с целью развития познавательной активности младших школьников 36
2.2. Применение в учебном процессе по окружающему миру
различных типов занимательных заданий с целью развития познавательной активности младших школьников 45
2.3. Применение в учебном процессе по окружающему миру наглядных материалов занимательного содержания с целью развития познавательной активности младших школьников 52
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Список литературы 64
Приложения 70
Приложение 1 70
Приложение 2 72
Приложение 3 73
Приложение 4 74
Приложение 5 75
Приложение 6 76
Проблема активизации познавательной активности достаточно актуальна в наше время, так как смена приоритетов в системе образования, переориентация с авторитарной на личностно-ориентированную модель привели к острой востребованности личности, способной к общественному, личностному, профессиональному самоопределению. В связи с этим одной из основных задач школы становится развитие познавательной активности личности, которая обеспечит условия для максимальной самореализации ученика, для улучшения его познания.
Особое внимание должно быть уделено младшим школьникам, так как на этом этапе психического развития дети наиболее восприимчивы к формирующему влиянию взрослого, они больше прислушиваются к мнению со стороны учителя, нежели дети подросткового возраста.
Познавательная активность является важным компонентом структуры общей способности к учению. В начальной школе большое внимание уделяется мотивации учебной деятельности, поскольку она становится ведущей у детей младшего школьного возраста. Очень важно сформировать у младшего школьника желание учиться. Известно, что познавательная деятельность формируется на протяжении всей жизни человека, то есть ребенок не рождается с развитым мышлением, готовым к познанию. Поэтому учителю начальных классов необходимо использовать различные методы и приемы для формирования познавательной активности.
Проблемой изучения познавательной активности занимались Л.С. Выготский, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Э.А. Красновский, Т.Б. Кропочева, Е.С. Орлова, Л.С. Рубинштейн, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др. Исследования ученых и практический опыт педагогов показывают, что уровень развития познавательной активности современных школьников достаточно низок. Ученые и учителя разрабатывают различные способы активизации учебного процесса: повышение учебной мотивации, организация проектной деятельности и дискуссии, использование наглядных пособий, игры и занимательности. Причем, большое внимание уделяется при решении названной проблеме математике и русскому языку, а специальной научно-методической литературы по использованию занимательности на уроках окружающего мира с целью активизации учебного процесса мы не обнаружили. В связи с этим возникает необходимость в преодолении следующего противоречия: между необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточной разработанностью методики использования занимательности на уроках по окружающему миру для успешной реализации этого процесса в начальной школе.
Анализ противоречия выявил проблему исследования: какова методика использования занимательности в развитии познавательной активности на уроках по курсу «Окружающий мир»?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили тему исследования: «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках по курсу “Окружающий мир” средствами занимательности».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и проверить экспериментально методику использования занимательности с целью развития познавательной активности младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир».
Объект исследования: развитие познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования: методика использования занимательности на уроках по курсу «Окружающий мир» в развитии познавательной активности младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир» будет результативным, если:
- обеспечивается включение в урок дидактических игр;
- используются в учебном процессе различные типы занимательных заданий на выбор;
- обеспечивается включение в учебный процесс наглядных материалов занимательного содержания.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы развития
познавательной активности младших школьников.
2. Проанализировать практический опыт развития познавательной активности младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир».
3. Установить критерии, показатели и уровни развития познавательной активности младших школьников.
4. Выявить, теоретически обосновать и проверить экспериментально методику использования занимательности на уроках по курсу «Окружающий мир» с целью развития познавательной активности младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение и анализ педагогического опыта; теоретический анализ и синтез; моделирование; обобщение; конкретизация; тестирование; собеседование; педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности учащихся; педагогический эксперимент; математическая и графическая обработка экспериментальных данных.
База исследования: эксперимент проводился во 2 «В» классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Новокузнецка Кемеровской области.
Подводя итоги проведенного исследования, можно утверждать, что младший школьный возраст - это фундамент для дальнейшего развития познавательной деятельности, это время перехода из игровой деятельности в учебную. Очень важно сгладить этот переход включением в урок игровых моментов: дидактических игр, занимательных заданий, различных наглядных материалов. Задача учителя подобрать такой занимательный материал, чтобы учащимся было интересно познавать что-то новое, чтобы учебный процесс не казался им ежедневной рутиной.
Также при сравнении понятий «познавательная активность» и «познание», можно сказать, что познавательная активность - более узкое понятие, суть которого заключается в целенаправленном стремлении обучающихся к овладению знаниями, в активном поиске новых способов углубления познания.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательной активности и развития личности ученика в учебном процессе.
Формирование познавательной активности учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.
Стимулирование познавательной активности на уроках является одним из педагогических условий развития познавательных интересов младших школьников. Так, как для того, чтобы ребенок проявлял интерес к изучению чего-либо, учителю необходимо стимулировать интерес различными способами, методами, приемами и т.д.
Анализируя педагогическую литературу, мы пришли к выводу о том, что существует множество разнообразных приемов и методов для активизации познавательной деятельности, для усовершенствования урока. Задача учителя непростая - из великого множества выбрать именно то, что заинтересует учащихся и сделает урок интересным и познавательным.
В практической части исследования нами была выявлена, научно обоснована и проверена экспериментально методика использования занимательности на уроках по курсу «Окружающий мир» с целью развития познавательной активности младших школьников. С этой целью на базе МБОУ «СОШ №47» г. Новокузнецка во 2 «В» классе была проведена серия уроков окружающего мира, в структурные этапы которых были включены дидактические игры, занимательные упражнения, творческие задания, проблемные вопросы и наглядные материалы занимательного содержания.
Позитивные результаты педагогического эксперимента позволили сделать вывод о результативности использования занимательности в аспекте развития познавательной активности младших школьников.
Сказанное позволяет утверждать, что гипотеза педагогического исследования подтверждена, задачи исследования выполнены.
1. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! : пособие для учителя. 2-е изд. / Ш.А. Амонашвили. - Москва: Просвещение, 1998. - 208 с. - ISBN 5-09-001514-7. - Текст: непосредственный.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 25 с. - ISBN 5-272¬00315. - Текст: непосредственный.
3. Ануфриева, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костромина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Ось-89, 2010. - 264 с. - Текст: непосредственный.
4. Боброва, И.А. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Боброва Ирина Анатольевна; Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. - Санкт- Петербург, 2008. - 142 с. - Текст: непосредственный.
5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2007. - 132с. - ISBN 5¬7695-0888-4. - Текст: непосредственный.
6. Блинова, Е.А Развитие познавательных интересов младших школьников в условиях модернизации образования / Е.А. Блинова. - Текст: непосредственный // Начальная школа. -
2014. - № 6. - С. 58-64.
7. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / под редакцией профессора А.В. Петровского. - Москва: Просвещение, 2013. - 480 с. - Текст: непосредственный.
8. Воровщиков, С. Г Развитие учебно-познавательной
компетентности учащихся: опыт проектирования
внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова, Т.И. Шамова. - Москва: «5 за знания», 2010. - 290с.- ISBN 978-5-9902999-3-1.- Текст: непосредственный
9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва: Академия, 2011. - 457с.- ISBN 5-7695-1598-8. - Текст: непосредственный.
10. Денина, О.О. Развитие познавательной активности студентов в учебной деятельности / О. О. Денина. - Москва, 2001. - 27 с. - Текст: непосредственный.
11. Дидактика: конспект лекций / Е.А. Волохова, И.В. Юкина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 288 с.- ISBN 5-7107¬8395-1.- Текст: непосредственный.
12. Клименко, Л.Н. Развитие познавательной активности студентов туристического вуза в процессе проектной деятельности: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Клименко Людмила Николаевна. - Москва, 2004. - 27с.- Текст: непосредственный.
13. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Academia, 2005. - 176 с. - ISBN 5-7695-0445-5. -Текст: непосредственный.
14. Коменский, А.Я. Великая дидактика. Приложение к ж. «Начальная школа». - Москва: Педагика, 1975. - 108 с. - Текст: непосредственный.
15. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. в 2 т. Т. 1. - Москва: Педагогика, 1982. - 656 с.- Текст: непосредственный.
16. Коробова, Е.В. Формирование познавательной
активности студентов экономических специальностей средствами игровых технологий: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Коробова Екатерина Владимировна. - Москва, 2003. - 27 с. -Текст:
непосредственный.
17. Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения: методич. рекомендации для учителя начальных классов / Т.Б. Кропочева. - Новокузнецк: ТОО «Юнона», 1997. - 51 с. - Текст: непосредственный.
18. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: в 10 томах. Т.3 / Н.К. Крупская. - Москва: Педагогика, 1959. - 546 с. - Текст: непосредственный.
19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл; Академия, 2004. - 153с. - ISBN 5-89357-153-3. - Текст: непосредственный.
20. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 320 с. - ISBN978-388-00493-2. - Текст: непосредственный.
21. Локк Дж. Соч.: в 3 томах. Т. 1. / Дж. Локк. - Москва: Педагогика, 1985. - 123с. - ISBN 5-244-00084-5. - Текст : непосредственный.
22. Макаренко, А.С. Сочинения в 7 томах. Т. 4. / А.С. Макаренко. - Москва: Издательство «АПН РСФСР», 1983 г. - 373 с. - Текст: непосредственный.
23. Мелехина, С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности (на примере обучения технологии): специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Малехина Светлана Ивановна; Ярославский государственный педагогический университет. - Ярославль: Русский издательский дом, 2005. - 23 с. - Текст: непосредственный.
24. Мельчаков, Л.Ф Природоведение: учебник для 3-4 класса / Л.Ф. Мельчаков, М.Н. Скаткин. - Москва: Просвещение, 1987. - 240 с. - Текст: непосредственный.
25. Новиков, А. М. Методология: словарь системы основных понятий / А. М. Новиков, Д.А. Новиков. - Москва: Либроком, 2013. - 208 с. - ISBN 978-5-397-03756-3. - Текст: непосредственный.
26. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка 80000 и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.
- Москва: ООО «ИНФОТЕХ», 2009. - 944 с. - ISBN 5-902638-10-0.
- Текст: непосредственный.
27. Осмоловская, И.М. Словесные методы обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /И. М. Осмоловская. - Москва: Академия, 2008. - 172с., 38 с. - ISBN 9785-7695-4938-0. - Текст: непосредственный.
28. Пастушкова, М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников / М.А. Пастушкова. - Текст: непосредственный // Научный журнал. - 2011. - № 18(44). - С. 75-96.
29. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / П.И. Пидкасистый,
B. А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого.
- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 624 с. - ISBN 978-5-4468-0229-6. - Текст: непосредственный.
30. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - Москва: Логос, 2013. - 480 с. - ISBN 5-85880-390-3. - Текст: непосредственный.
31. Петерсон, Л.Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. - Москва: Проспект, 2010. - 460с. - Текст: непосредственный.
32. Плешаков, А.А. Программа «Мир вокруг нас» / А.А. Плешаков, С.Д. Полякова. - Текст: непосредственный // Учитель. - 2012. - №2. - С. 32 - 36.
33. Полякова, С.Д. Творчество - это исследование / С.Д. Полякова. - Текст: непосредственный // Учитель. - 2012. - №2. -
C. 32 - 36.
34. Профессиональное образование: словарь / сост. С.М. Вишнякова. - Москва: НОВБ, 1999. - 535 с. - ISBN 5-89714-013-8.
- Текст: непосредственный.
35. Психология развития: Словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, под. ред. А.Л. Венгера. - Текст: непосредственный // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 томах. - Москва: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
36. Радугина, А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А. А Радугина. - Москва: Центр, 2003. - 256 с. - ISBN 5-88860-054-7. - Текст: непосредственный.
37. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / под ред. Н.В. Зверевой. - Москва: Педагогика, 1999. - 148 с. - Текст: непосредственный.
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000. - 712 с. - ISBN 5-314-00016-4. - Текст: непосредственный.
39. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и
методика воспитания / В.С. Селиванов. - Москва: Педагогика, 2010. - 391с. - ISBN 978-5-7695-5152-9. - Текст:
непосредственный.
40. Словарь по социальной психологии: словарь / Сост. Л.В. Мардахаев. -Москва: ACADEMIA, 2002. - 365 с. - ISBN 5¬98119-006-Х. - Текст: непосредственный.
41. Современный словарь по педагогике: словарь / Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 927 с. - ISBN 985-443-481-8. - Текст: непосредственный.
42. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 11 томах. Т. 5. / К.Д. Ушинский. - Москва: Идательство «Академия наук», 1948-1952. - 250 с. - Текст: непосредственный.
43. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 470 с. - ISBN 985-470-136-0. - Текст: непосредственный.
44. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - Москва: Педагогика, 1982. - 209с. - Текст: непосредственный.
45. Шаповалов, В. В. О познавательном интересе и приемах его активизации / В. В. Шаповалов. - Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2009. - № 7. - С. 26-29.
46. Шишкова, О.Г. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентов как фактор повышения их профессиональной подготовки (на примере изучения иностранного языка в неязыковом вузе) / О.Г. Шишкова // Оптимизация внеаудиторной работы по иностранному языку на неязыковых факультетах: материалы межвузовской научно-методической конференции. - Рязань, 2004. - С. 33. - Текст: непосредственный.
47. Шмаков, С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: метод. пособие / С.А. Шмаков. - Москва: ЦГЛ, 2003. - 110 c. - ISBN 5-94916-023-1. - Текст: непосредственный.
48. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. - Москва: Педагогика, 2001. - 351 с. - Текст: непосредственный.
49. Яникова, Т.А. Развитие познавательной активности учащихся в процессе дистанционного обучения / Т.А. Яникова. - Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. - С. 30-35.