ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
ведение 3
Глава 1. Теоретические основы использования тестовых заданий при изучении простого предложения 8
1.1. Проблема использования тестовых заданий в процессе
обучения Русскому языку 8
1.2. Простое предложение как единица языка 20
1.2.1. Основные признаки предложения. Функциональная направленность и эмоциональная окрашенность предложений. 20
Глава 2. Методические основы изучения простого предложения с использованием тестовых заданий в начальной школе 24
2.1. Характеристика программ, учебников по русскому языку с
точки зрения рассматриваемой проблемы 24
2.2. Опыт работы учителей и методистов по проблеме
исследования 32
2.3. Содержание работы по использованию тестовых заданий при
изучении простого предложения 41
Заключение 50
Библиографический список 51
Приложение
Глава 1. Теоретические основы использования тестовых заданий при изучении простого предложения 8
1.1. Проблема использования тестовых заданий в процессе
обучения Русскому языку 8
1.2. Простое предложение как единица языка 20
1.2.1. Основные признаки предложения. Функциональная направленность и эмоциональная окрашенность предложений. 20
Глава 2. Методические основы изучения простого предложения с использованием тестовых заданий в начальной школе 24
2.1. Характеристика программ, учебников по русскому языку с
точки зрения рассматриваемой проблемы 24
2.2. Опыт работы учителей и методистов по проблеме
исследования 32
2.3. Содержание работы по использованию тестовых заданий при
изучении простого предложения 41
Заключение 50
Библиографический список 51
Приложение
В основе Федерального Государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся. А это невозможно осуществить без новых форм оценивания результатов обучения, к которым относится тестирование.
Метод тестирования уже давно используется за рубежом, уже почти 10 лет в нашей стране формой экзамена за курс основной школы является ЕГЭ в форме тестов. В начальной школе в силу различных причин тесты разного назначения и качества появились не так давно. Проникновению точных измерительных методов в такие «неточные» сферы, как психология и педагогика, способствовало быстрое развитие естествознания, возникновение и распространение теорий, объяснявших процесс развития человека. В настоящее время тестирование используют при оценке знаний, умений и навыков учащихся как одну из форм контроля, в том числе и в начальной школе. В основе теста лежит специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые качества и свойства на основе использования статистических методов.
Тестовые исследования отличаются большей точностью, объективностью, доступностью для измерения. Мы будем рассматривать тесты учебных достижений (другие синонимичные названия: тесты
школьных достижений, педагогические, дидактические и др.) на материале простого предложения.
Простое предложение выбрано нами в качестве минимального материала, с которым учащиеся работают на протяжении всех лет обучения. Ребёнок знакомится с коммуникативной функцией предложения с первых дней обучения, даже ещё в дошкольном возрасте. Признаки простого предложения, его структурно-семантические типы изучаются как в начальной школе и среднем звене.
Многоаспектность предложения как основной синтаксической единицы определяет множественность подходов к его анализу. Современный период в развитии языкознания характеризуется бурным расцветом синтаксических теорий. В истории разработки русского синтаксиса предложение определяли в разных планах: 1) логическом; 2) психологическом; 3) структурно-грамматическом.
Проблема исследования - насколько эффективно использование тестовых заданий при изучении простого предложения.
Цель исследования - решение проблемы использования тестовых заданий при изучении простого предложения.
Объект исследования - методика изучения простого предложения.
Предмет исследования - процесс использования тестовых заданий на уроках русского языка в начальной школе при изучении простого предложения.
Мы высказали гипотезу: использование тестирования при изучении простого предложения будет эффективным, если:
1) тестовые задания используются на различных этапах урока в качестве форм контроля за усвоением материала;
2) тестовые задания соответствуют программным требованиям;
3) учащиеся проявят интерес к выполнению тестовых заданий при изучении простого предложения.
Задачи исследования:
1) на основе анализа научно-методической литературы изучить возможности применения тестов в работе с детьми;
2) раскрыть сущность и особенности тестов как метода контроля при проверке знаний учащихся на уроках русского языка;
3) изучить методику использования тестов на уроках русского языка в начальной школе и среднем звене при изучении простого предложения;
4) провести опытно-экспериментальную работу, выявить эффективность тестов при проверке знаний учащихся на уроках русского языка.
Методы исследования:
1) анализ научной, учебно-методической литературы по проблеме исследования;
2) наблюдение за учебным процессом;
3) анализ программ и учебников;
4) тестирование;
5) лингвометодический эксперимент;
6) анализ продуктов деятельности учащихся;
База исследования: Белгородская область, Краснояружский район, пгт. Красная Яруга, МОУ "Краснояружская СОШ №2".
Методологической базой нашего исследования являются работы:
- ученых, которые занимались проблемой разработки тестов (А.Бине, В.А. Макколл, Э. Торндайк, Н.Д. Макарова и другие);
- методистов, разработавших систему тестовых заданий (В.В. Леденева, И.В. Халикова, Д.С. Горбатов, Н.Г. Кувашова и другие);
- ученых-лингвистов, исследовавших теорию простого предложения
(Ф.И. Буслаев, А.М. Пешковский, В.В. Виноградов и другие).
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап. Теоретико-поисковый. Изучение и анализ лингвистической, методической, педагогической литературы по обозначенной проблеме; разработка исходных позиции исследования; определение сущности формирования знаний учащихся о простом предложении с использованием тестовых заданий. Результатом этого этапа исследования явилось предположение о необходимости систематической и целенаправленной работы по использованию тестов в процессе изучения темы «Простое предложение» в начальной школе.
Второй этап. Опытно-экспериментальный. Работа по экспериментальному обоснованию исследования; обработка и осмысление данных констатирующего эксперимента, их анализ. Обобщение, систематизация результатов, разработка и апробация методических материалов и конспектов уроков.
Третий этап. Теоретико-обобщающий. Проведение формирующего эксперимента, анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных данных. Оформление исследования в виде квалификационной работы.
Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, контрольным сопоставлением полученных результатов.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, определены исходные параметры исследования.
В первой главе раскрыты научные основы изучения простого предложения, охарактеризованы структура и содержание тестов по русскому языку.
Во второй главе описан опыт работы учителей и методистов по использованию метода тестирования в процессе изучения русского языка, проанализированы учебники по русскому языку с точки зрения исследуемой проблемы, представлена экспериментальная работа.
В заключении даны выводы по всей проведенной работе.
В приложении содержатся конспекты уроков, дидактические материалы.
Метод тестирования уже давно используется за рубежом, уже почти 10 лет в нашей стране формой экзамена за курс основной школы является ЕГЭ в форме тестов. В начальной школе в силу различных причин тесты разного назначения и качества появились не так давно. Проникновению точных измерительных методов в такие «неточные» сферы, как психология и педагогика, способствовало быстрое развитие естествознания, возникновение и распространение теорий, объяснявших процесс развития человека. В настоящее время тестирование используют при оценке знаний, умений и навыков учащихся как одну из форм контроля, в том числе и в начальной школе. В основе теста лежит специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые качества и свойства на основе использования статистических методов.
Тестовые исследования отличаются большей точностью, объективностью, доступностью для измерения. Мы будем рассматривать тесты учебных достижений (другие синонимичные названия: тесты
школьных достижений, педагогические, дидактические и др.) на материале простого предложения.
Простое предложение выбрано нами в качестве минимального материала, с которым учащиеся работают на протяжении всех лет обучения. Ребёнок знакомится с коммуникативной функцией предложения с первых дней обучения, даже ещё в дошкольном возрасте. Признаки простого предложения, его структурно-семантические типы изучаются как в начальной школе и среднем звене.
Многоаспектность предложения как основной синтаксической единицы определяет множественность подходов к его анализу. Современный период в развитии языкознания характеризуется бурным расцветом синтаксических теорий. В истории разработки русского синтаксиса предложение определяли в разных планах: 1) логическом; 2) психологическом; 3) структурно-грамматическом.
Проблема исследования - насколько эффективно использование тестовых заданий при изучении простого предложения.
Цель исследования - решение проблемы использования тестовых заданий при изучении простого предложения.
Объект исследования - методика изучения простого предложения.
Предмет исследования - процесс использования тестовых заданий на уроках русского языка в начальной школе при изучении простого предложения.
Мы высказали гипотезу: использование тестирования при изучении простого предложения будет эффективным, если:
1) тестовые задания используются на различных этапах урока в качестве форм контроля за усвоением материала;
2) тестовые задания соответствуют программным требованиям;
3) учащиеся проявят интерес к выполнению тестовых заданий при изучении простого предложения.
Задачи исследования:
1) на основе анализа научно-методической литературы изучить возможности применения тестов в работе с детьми;
2) раскрыть сущность и особенности тестов как метода контроля при проверке знаний учащихся на уроках русского языка;
3) изучить методику использования тестов на уроках русского языка в начальной школе и среднем звене при изучении простого предложения;
4) провести опытно-экспериментальную работу, выявить эффективность тестов при проверке знаний учащихся на уроках русского языка.
Методы исследования:
1) анализ научной, учебно-методической литературы по проблеме исследования;
2) наблюдение за учебным процессом;
3) анализ программ и учебников;
4) тестирование;
5) лингвометодический эксперимент;
6) анализ продуктов деятельности учащихся;
База исследования: Белгородская область, Краснояружский район, пгт. Красная Яруга, МОУ "Краснояружская СОШ №2".
Методологической базой нашего исследования являются работы:
- ученых, которые занимались проблемой разработки тестов (А.Бине, В.А. Макколл, Э. Торндайк, Н.Д. Макарова и другие);
- методистов, разработавших систему тестовых заданий (В.В. Леденева, И.В. Халикова, Д.С. Горбатов, Н.Г. Кувашова и другие);
- ученых-лингвистов, исследовавших теорию простого предложения
(Ф.И. Буслаев, А.М. Пешковский, В.В. Виноградов и другие).
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап. Теоретико-поисковый. Изучение и анализ лингвистической, методической, педагогической литературы по обозначенной проблеме; разработка исходных позиции исследования; определение сущности формирования знаний учащихся о простом предложении с использованием тестовых заданий. Результатом этого этапа исследования явилось предположение о необходимости систематической и целенаправленной работы по использованию тестов в процессе изучения темы «Простое предложение» в начальной школе.
Второй этап. Опытно-экспериментальный. Работа по экспериментальному обоснованию исследования; обработка и осмысление данных констатирующего эксперимента, их анализ. Обобщение, систематизация результатов, разработка и апробация методических материалов и конспектов уроков.
Третий этап. Теоретико-обобщающий. Проведение формирующего эксперимента, анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных данных. Оформление исследования в виде квалификационной работы.
Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, контрольным сопоставлением полученных результатов.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, определены исходные параметры исследования.
В первой главе раскрыты научные основы изучения простого предложения, охарактеризованы структура и содержание тестов по русскому языку.
Во второй главе описан опыт работы учителей и методистов по использованию метода тестирования в процессе изучения русского языка, проанализированы учебники по русскому языку с точки зрения исследуемой проблемы, представлена экспериментальная работа.
В заключении даны выводы по всей проведенной работе.
В приложении содержатся конспекты уроков, дидактические материалы.
Традиционные способы оценки, существующие в системе образования, нуждаются в систематическом дополнении объективными методами.
Проанализированная научная, учебно-методическая литература, проведенная опытно-экспериментальная работа показали, что в процессе обучения школьников русскому языку целесообразно применять тесты при изучении простого предложения. Эта тема охватывает большое количество теоретического материала, поэтому при проверке знаний целесообразно использовать такую форму контроля, как тестирование. Тестовая форма контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках русского языка даёт возможность усилить её диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую, управляющую, мотивационную функции и в результате повысить качество обучения, в том числе за счёт новизны деятельности, при этом способствует и развитию желания учащихся к самообразованию, к интеллектуальному росту. Это дает возможность получать и накапливать сведения, необходимые для успешного обучения, воспитания и развития учащихся. Тесты применяются на всех этапах учебного процесса, с их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль ЗУН, учет успеваемости.
Мы считаем, что тестирование должно обязательно сочетаться с традиционными формами и методами проверки знаний учащихся.
В настоящее время большие перспективы перед тестированием открываются в связи с появлением достаточно развитых средств диалогового общения человека с компьютером.
В ходе исследовательской работы нами была разработана система тестовых заданий, с помощью которых у учащихся повысился интерес к изучаемому материалу, желание проявлять умственное напряжение, что в свою очередь способствовало прочному усвоению знаний, формированию понятий о простом предложении. Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу нашей работы
Проанализированная научная, учебно-методическая литература, проведенная опытно-экспериментальная работа показали, что в процессе обучения школьников русскому языку целесообразно применять тесты при изучении простого предложения. Эта тема охватывает большое количество теоретического материала, поэтому при проверке знаний целесообразно использовать такую форму контроля, как тестирование. Тестовая форма контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках русского языка даёт возможность усилить её диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую, управляющую, мотивационную функции и в результате повысить качество обучения, в том числе за счёт новизны деятельности, при этом способствует и развитию желания учащихся к самообразованию, к интеллектуальному росту. Это дает возможность получать и накапливать сведения, необходимые для успешного обучения, воспитания и развития учащихся. Тесты применяются на всех этапах учебного процесса, с их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль ЗУН, учет успеваемости.
Мы считаем, что тестирование должно обязательно сочетаться с традиционными формами и методами проверки знаний учащихся.
В настоящее время большие перспективы перед тестированием открываются в связи с появлением достаточно развитых средств диалогового общения человека с компьютером.
В ходе исследовательской работы нами была разработана система тестовых заданий, с помощью которых у учащихся повысился интерес к изучаемому материалу, желание проявлять умственное напряжение, что в свою очередь способствовало прочному усвоению знаний, формированию понятий о простом предложении. Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу нашей работы



