ведение 3
Глава 1. Теоретические основы использования тестовых заданий при изучении простого предложения 8
1.1. Проблема использования тестовых заданий в процессе
обучения Русскому языку 8
1.2. Простое предложение как единица языка 20
1.2.1. Основные признаки предложения. Функциональная направленность и эмоциональная окрашенность предложений. 20
Глава 2. Методические основы изучения простого предложения с использованием тестовых заданий в начальной школе 24
2.1. Характеристика программ, учебников по русскому языку с
точки зрения рассматриваемой проблемы 24
2.2. Опыт работы учителей и методистов по проблеме
исследования 32
2.3. Содержание работы по использованию тестовых заданий при
изучении простого предложения 41
Заключение 50
Библиографический список 51
Приложение
В основе Федерального Государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся. А это невозможно осуществить без новых форм оценивания результатов обучения, к которым относится тестирование.
Метод тестирования уже давно используется за рубежом, уже почти 10 лет в нашей стране формой экзамена за курс основной школы является ЕГЭ в форме тестов. В начальной школе в силу различных причин тесты разного назначения и качества появились не так давно. Проникновению точных измерительных методов в такие «неточные» сферы, как психология и педагогика, способствовало быстрое развитие естествознания, возникновение и распространение теорий, объяснявших процесс развития человека. В настоящее время тестирование используют при оценке знаний, умений и навыков учащихся как одну из форм контроля, в том числе и в начальной школе. В основе теста лежит специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые качества и свойства на основе использования статистических методов.
Тестовые исследования отличаются большей точностью, объективностью, доступностью для измерения. Мы будем рассматривать тесты учебных достижений (другие синонимичные названия: тесты
школьных достижений, педагогические, дидактические и др.) на материале простого предложения.
Простое предложение выбрано нами в качестве минимального материала, с которым учащиеся работают на протяжении всех лет обучения. Ребёнок знакомится с коммуникативной функцией предложения с первых дней обучения, даже ещё в дошкольном возрасте. Признаки простого предложения, его структурно-семантические типы изучаются как в начальной школе и среднем звене.
Многоаспектность предложения как основной синтаксической единицы определяет множественность подходов к его анализу. Современный период в развитии языкознания характеризуется бурным расцветом синтаксических теорий. В истории разработки русского синтаксиса предложение определяли в разных планах: 1) логическом; 2) психологическом; 3) структурно-грамматическом.
Проблема исследования - насколько эффективно использование тестовых заданий при изучении простого предложения.
Цель исследования - решение проблемы использования тестовых заданий при изучении простого предложения.
Объект исследования - методика изучения простого предложения.
Предмет исследования - процесс использования тестовых заданий на уроках русского языка в начальной школе при изучении простого предложения.
Мы высказали гипотезу: использование тестирования при изучении простого предложения будет эффективным, если:
1) тестовые задания используются на различных этапах урока в качестве форм контроля за усвоением материала;
2) тестовые задания соответствуют программным требованиям;
3) учащиеся проявят интерес к выполнению тестовых заданий при изучении простого предложения.
Задачи исследования:
1) на основе анализа научно-методической литературы изучить возможности применения тестов в работе с детьми;
2) раскрыть сущность и особенности тестов как метода контроля при проверке знаний учащихся на уроках русского языка;
3) изучить методику использования тестов на уроках русского языка в начальной школе и среднем звене при изучении простого предложения;
4) провести опытно-экспериментальную работу, выявить эффективность тестов при проверке знаний учащихся на уроках русского языка.
Методы исследования:
1) анализ научной, учебно-методической литературы по проблеме исследования;
2) наблюдение за учебным процессом;
3) анализ программ и учебников;
4) тестирование;
5) лингвометодический эксперимент;
6) анализ продуктов деятельности учащихся;
База исследования: Белгородская область, Краснояружский район, пгт. Красная Яруга, МОУ "Краснояружская СОШ №2".
Методологической базой нашего исследования являются работы:
- ученых, которые занимались проблемой разработки тестов (А.Бине, В.А. Макколл, Э. Торндайк, Н.Д. Макарова и другие);
- методистов, разработавших систему тестовых заданий (В.В. Леденева, И.В. Халикова, Д.С. Горбатов, Н.Г. Кувашова и другие);
- ученых-лингвистов, исследовавших теорию простого предложения
(Ф.И. Буслаев, А.М. Пешковский, В.В. Виноградов и другие).
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап. Теоретико-поисковый. Изучение и анализ лингвистической, методической, педагогической литературы по обозначенной проблеме; разработка исходных позиции исследования; определение сущности формирования знаний учащихся о простом предложении с использованием тестовых заданий. Результатом этого этапа исследования явилось предположение о необходимости систематической и целенаправленной работы по использованию тестов в процессе изучения темы «Простое предложение» в начальной школе.
Второй этап. Опытно-экспериментальный. Работа по экспериментальному обоснованию исследования; обработка и осмысление данных констатирующего эксперимента, их анализ. Обобщение, систематизация результатов, разработка и апробация методических материалов и конспектов уроков.
Третий этап. Теоретико-обобщающий. Проведение формирующего эксперимента, анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных данных. Оформление исследования в виде квалификационной работы.
Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, контрольным сопоставлением полученных результатов.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, определены исходные параметры исследования.
В первой главе раскрыты научные основы изучения простого предложения, охарактеризованы структура и содержание тестов по русскому языку.
Во второй главе описан опыт работы учителей и методистов по использованию метода тестирования в процессе изучения русского языка, проанализированы учебники по русскому языку с точки зрения исследуемой проблемы, представлена экспериментальная работа.
В заключении даны выводы по всей проведенной работе.
В приложении содержатся конспекты уроков, дидактические материалы.
Традиционные способы оценки, существующие в системе образования, нуждаются в систематическом дополнении объективными методами.
Проанализированная научная, учебно-методическая литература, проведенная опытно-экспериментальная работа показали, что в процессе обучения школьников русскому языку целесообразно применять тесты при изучении простого предложения. Эта тема охватывает большое количество теоретического материала, поэтому при проверке знаний целесообразно использовать такую форму контроля, как тестирование. Тестовая форма контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках русского языка даёт возможность усилить её диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую, управляющую, мотивационную функции и в результате повысить качество обучения, в том числе за счёт новизны деятельности, при этом способствует и развитию желания учащихся к самообразованию, к интеллектуальному росту. Это дает возможность получать и накапливать сведения, необходимые для успешного обучения, воспитания и развития учащихся. Тесты применяются на всех этапах учебного процесса, с их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль ЗУН, учет успеваемости.
Мы считаем, что тестирование должно обязательно сочетаться с традиционными формами и методами проверки знаний учащихся.
В настоящее время большие перспективы перед тестированием открываются в связи с появлением достаточно развитых средств диалогового общения человека с компьютером.
В ходе исследовательской работы нами была разработана система тестовых заданий, с помощью которых у учащихся повысился интерес к изучаемому материалу, желание проявлять умственное напряжение, что в свою очередь способствовало прочному усвоению знаний, формированию понятий о простом предложении. Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу нашей работы
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий: Учебное пособие / В.С. Аванесов. - М.: Ассоциация педагогов, 1998.-267 с.
2. Андросова В.В. Тестовые задания по русскому языку для учащихся: методическое пособие / В.В. Андросова, Т.Н. Строгний.- Волгоград: Учитель. - 2008.-150 с.
3. Бабайцева В.В. Синтаксис и пунктуация: учебное пособие для студентов / Бабайцева В.В, Максимов Л.Ю. - М.: Просвещение, 1999.-271 с.
4. Базарова О.Л. Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения на материале преподавания русского языка / О.Л. Базарова, И.И. Щиц // Начальная школа. -2016.-№3.- С. 10-13.
5. Бине А. Тестирование: учебное пособие/ А. Бине. - М.: Наука. - 1999. - 123с.
6. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: учебное пособие для филол. специальностей ун-в./ В.А. Белошапкова - М.: Высшая школа. - 1997.- 243. с.
7. Беседы с учителем: Методика обучения 4 класс/ Под ред. Л.Е.Журовой М.:Вентана -графф. - 2017.- 127 с.
8. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. для вузов. 3-е изд., испр./ Н.С. Валгина - М.: Высшая шк., 2017 - 432 с.
9. Вантеева Л.Д. Компьютерное тестирование как одна из форм контроля (тесты по русскому языку) / Л.Д. Вантеева // Начальная школа.- 1999.-№5.- С.15-19.
10. Веселова Н.Н. Тестовые методики диагностирования сформированности учебной деятельности / Н.Н. Веселова //Русская словесность. - 1999. №5. -С.15-19
11. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса: учебное пособие/ В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1974.- 213 с.
12. Волошина О.И. Русский язык. Тесты: Начальная школа. 1 - 4кл. Учебно-методическое пособие / О.Н. Волошина. - М., Дрофа. - 2016. - 128 с.
12. Воробьева К.В. Тесты по русскому языку: Пособие для учащихся / К.В. Воробьева, Е.В. Сергеева. - Спб: Паритет. - 2010. - 160 с.
13. Гайда В.К. Психологическое тестирование: учебное пособие/ В.К. Гайда, В.П. Захаров. - М.: Дрофа. - 2012. - 214 с.
14. Горбатов Д.С. Критериально-ориентированные тесты по русскому языку: учебное пособие/ Д.С. Горбатов. - Воронеж: ВГУ,. - 2003. - 96 с.
15. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 4 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы / Л.А. Гдалевич, Э.Д. Фудим - М.: Просвещение, 2001. - 176 с.
16. Грамматика современного русского литературного языка: академическая грамматика. - М.: Наука. - 1980.- 425 с.
17. Золотова Г.А. Коммникативная грамматика русского языка: учебное пособие / Г.А. Золотова, Н.К. Онипиенко, М.Ю. Сидорова. Под общей ред. Г.А. Золотовой - М: Просвещение. - 2008.- 214 с.
18. Шульженко Т.И. «Члены предложения» в 4 классе в парах сменного состава / Т.И. Шульженко // Начальная школа. - 2009. - №5. - С. 13-20.
19. Кринен Р., Баккер С. Подготовка и проведение экзаменов: Рук-во для организации и разработки централизованных экзаменов СИТО / Р Кринен, С. Баккер . - Национал. Ин-т по оценке достижений в обл. образов. Амхем. Нидерланды, 2005.- 169 с.
21. Леденева В.В. Русский язык. Тесты: методическое пособие / В.В. Леденева, Н.В. Халикова. 2-е изд., М.;Дрофа. - 2008.- 187 с.
22. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: учебное пособие/ П.А. Лекант - М.: Наука ,2016.- 146 с.
23. Ломов А.М. Типология русского предложения: учебное пособие/
А.М. Ломов. - Воронеж: ВГУ. - 1994.- 164 с.
24. Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка / А. А. Лоншакова / Начальная школа. - 2012. - №4. - с. 28-32.
25. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебник для педагогических вузов / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение. - 2007-. 415 с.
26. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А.Н. Майоров. - Педагогика. -2000. - №3. - с. 25-32.
27. Макарова Т. Д. Итоговое тестирование. Дидактика: учебное пособие. / Т.Д. Макарова. - 2010.- М.: Педагогическое общество России.- 1996.. - 214 с.
28. Матвеева Н.М. Формы экспресс - контроля на уроках русского языка / Н.М. Матвеева. / Русская словесность.-2011.-№1.- С.35-38.
29. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 4 класс.- 2-е изд., испр./ А.Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 96 с.
30. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении: учебное пособие. / А.М. Пешковский. - М.: Наука. - 1976.- 243 с.
31. Понаморева Н.Ю. Тесты по русскому языку за курс начальной школы / Н.Ю. Пономорева. / Начальная школа.- 2010.- №5.- С. 5-7.
32. Плитинь Н.Н. Использование дидактических тестов для итогового контроля по русскому языку / Н.Н. Плитинь/ Начальная школа.-1994.-№2.- С.35-38.
33. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык: программы / Сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: «Дрофа», 2016 - 160 с.
34. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы М.:Просвещение. - 2017.- 79 с.
35. Программы четырехлетней начальной школы. - М.: Вентана - Граф, 2017. - 144 с. - (Начальная школа XXI века)
36. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч.1. - 2. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. М.: Вентана - Графф, 2017. - 144 с. - ил.
37. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч.1. - 2. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. М.: Вентана - Графф, 2017. - 160 с. - ил.
38. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч.1. - 2. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. М.: Вентана - Графф, 2017. - 160 с. - ил.
39. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Л.М. Зеленина, Т.С. Хохлова,. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017.- 131 с.
40. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Л.М. Зеленина, Т.С. Хохлова,. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017.- 138 с.
41. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Л.М. Зеленина, Т.С. Хохлова,. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017.- 131 с.
42. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Л.М. Зеленина, Т.С. Хохлова,. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017.- 138 с.
43. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения : учебное пособие /под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Академия, 1997.- 219 с.
44. Русский язык. Энциклопедия: энциклопедия - М.: Дрофа.-2017.- 543 с.
45. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. Учебное пособие для студентов филологического заочного обучения / Д.Э. Розенталь. - М.: Высшая школа, 2015.- 342с.
44. Рыбина Н.П. Тесты по русскому языку / Н.П. Рыбина // Начальная школа. - 1997. - №11. - С.44.
45. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. М. академия , 2017.- 435с.
47. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. Учеб. заведений: В 2ч - Ч.2: Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой.- М.: Издат. Центр «Академия», 2016. - 704с.
48. Современный русский литературный язык: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под. Ред. Н.М. Шанского. - Л.: Просвещение, 1984.-584с.
49. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе. / сост. Кувашова Н.Г. - Волгоград: Учитель. - 2011.- 154 с.
50. Уроки русского языка в 4 классе: Книга для учителя / Блинова Г. А. - М.: Издательский Дом « ГЕНЖЕР», 1998. - 38 с.
51. Устименко И.А. Русский язык. Задания для программированного контроля и самоконтроля: учебно-методическое пособие/ Устименко И.А., Демичева В.В, Яковлева Т.В. - Белгород: БелГУ. - 2002.- 123 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Официальный сайт Министерства образования и науки. - 6 октября 2009 г. Приказ № 373.
53. Фомичева Г.А Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах: Пособие для учителей / Г.А. Фомичева. - М.: Просвещение, 1981.- 159 с.
54. Целикова М.П. Материал для работы над предложением в школе с углубленным изучением русского языка в 3-4 классах / М.П. Целикова.// Начальная школа. - 2006. - №3. - С.28-32.
55. Харченко О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над простым предложением / О. О. Харченко / /Начальная школа. -
2002. - №1.- С.32-34.
56. Хахалева Н.Н. Тестовые задания по русскому языку: методическое пособие / Н.Н. Хахалева. - Воронеж: ВГУ. - 2002.- 80 с.