Введение 3
Глава 1. Общая характеристика электронной предпринимательской деятельности 8
1.1. Юридическое понятие электронной предпринимательской деятельности.. .8
1.2. Отличительные черты электронной предпринимательской деятельности...13
Глава 2. Правовое регулирование электронной предпринимательской деятельности 19
2.1. Российское законодательство об электронной предпринимательской
деятельности 19
2.2. Проблемы международно-правового регулирования электронного
предпринимательства 25
Глава 3. Заключение договоров в сети «Интернет» в процессе предпринимательской деятельности 30
3.1. Общая характеристика предпринимательских договоров, заключаемых в
сети «Интернет» 30
3.2. Содержание предпринимательских договоров, заключаемых в сети
«Интернет» 44
Заключение 56
Список использованной литературы
Известно, что Интернет проник практически во все сферы современного общества. Естественно, что в подобных условиях в стороне не осталась и предпринимательская деятельность. Уникальные коммуникативные возможности Интернета - это, пожалуй, первое, что всерьез заинтересовало отечественных и зарубежных предпринимателей.
Развитие информационных технологий и общественных отношений, в том числе информационного общества, привело к возникновению новых предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, требуют правового осмысления и регулирования путем создания доктринальных и нормативно-правовых основ. Обезличенность контрагентов, открытость для неограниченного числа участников, скорость передачи данных и предоставления доступа к ним, а также перманентная угроза нарушения законных прав и интересов задают одновременно и бизнес-привлекательную, и высокорисковую составляющие электронного предпринимательства.
Такая деятельность ставит множество вопросов, связанных с правовым регулированием. Предпринимательская деятельность и так сложная категория, а ее осуществление в интернет-пространстве еще более усложняет правовое воздействие на ее участников.
Все это приводит к теоретическим и правоприменительным трудностям и требует научного анализа, чему и посвящена настоящая работа.
Объектом настоящего исследования является электронная предпринимательская деятельность, рассматриваемая с частноправовых позиций.
Предметом исследования выступают современные российские и международные правовые нормы, регулирующие осуществление предпринимательской деятельности в сети «Интернет».
Целью настоящей работы является комплексное исследование правовой сущности и правового регулирования электронной предпринимательской деятельности, выявление проблем в данной области и формулирование рекомендаций по их преодолению.
На основании указанной цели формулируются следующие исследовательские задачи:
- дать общую характеристику электронной предпринимательской деятельности, включая ее понятие и отличительные черты;
- изучить российское и международно-правовое регулирование электронной предпринимательской деятельности;
- проанализировать особенности заключения договоров в интернет- пространстве как одного из наиболее распространенных инструментов ведения предпринимательства.
В процессе исследования наряду с общенаучными методами познания (диалектический, системно-структурный, анализа и синтеза) применялись также частно-научные методы исследования, такие как логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, статистический.
Нормативной основой исследования послужили современное российское законодательство и международные правовые акты: Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья), Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» и другие.
Эмпирическая основа представлена материалами судебной арбитражной практики по рассмотрению споров, связанных с договорами в сети «Интернет».
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как: В.В. Архипов, С.В. Бахин, В.А. Белов, В.С. Белых, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Н.К. Гаврилов, М.В. Демьянец, В.М. Елин, А.К. Жарова, И.М. Рассолов, А.И. Савельев, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой и другие.
Научная новизна исследования представлена комплексным правовым исследовательским подходом к институту электронного предпринимательства, которое рассматривается как особая разновидность предпринимательской деятельности, нуждающейся в специальном правовом регулировании, наряду с применением существующих гражданско-правовых норм, регламентирующих традиционное предпринимательство.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при разработке новых теоретических исследований по обозначенной проблеме в рамках российского предпринимательского, гражданского права, в процессе преподавания данных дисциплин, при совершенствовании законодательства об электронном предпринимательстве.
По результатам исследования на защиту выносятся следующие выводы и предложения:
1. Формулировку понятия электронной предпринимательской деятельности следует основывать на понятии предпринимательской деятельности, приведенном в Гражданском кодексе, с учетом особенностей сферы и способов ее осуществления. Исходя из этого, под электронной предпринимательской деятельностью предлагается понимать самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иных электронных коммуникационных средств, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. При этом необходимо принимать во внимание российский подход к разграничению понятий предпринимательской и торговой деятельности, согласно которому они соотносятся как общее и частное.
2. Правовые черты предпринимательской деятельности в электронной среде сходны с предпринимательской деятельностью в реальной среде, но при этом осуществление данной деятельности имеет свои отличия. Так, в реальной среде налажена процессуальная и материальная система признания юридической силы сделок, в то время как в электронной среде остаются определенные проблемы, например подтверждение получения акцепта или иной компьютерной информации, переданной посредством информационных технологий, в том числе рекламного характера, а также проблема индивидуализации субъекта, осуществляющего деятельность в сети.
3. В сфере электронного предпринимательства действует значительный массив нормативных актов, однако правовое регулирование этих правоотношений разрозненно, пробельно, несовершенно, что обуславливается в первую очередь отсутствием единого комплексного закона, предметом которого стали бы именно предпринимательские отношения в сети «Интернет». При принятии данного акта необходимо учитывать международный опыт такого комплексного правового регулирования, в частности Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» и Модельный закон СНГ «Об электронной торговле».
4. Категория предпринимательских договоров, заключаемых в сети «Интернет», вписывается в существующую систему гражданско-правовых договоров и не требует введения дополнительных дефиниций. В то же время заключение и исполнение указанных договоров имеет собственную специфику, которая выражается в следующем.
Форма волеизъявления при совершении сделки в Интернете одновременно относится к конклюдентной и письменной с применением электронной подписи, что дает возможность при ее доказательстве ссылаться как на электронный документ с электронной подписью, так и на информацию, содержащуюся в электронном обмене данными.
Нажатие клавиш ЭВМ при заключении договора розничной интернет- торговли порождает обязательные только для оферента обязательства, отраженные в публичной оферте. Обязательства акцептанта возникают в случае надлежащего исполнения оферентом принятых на себя обязательств по истечении предусмотренного законом времени.
5. Традиционные конструкции гражданского законодательства направлены на защиту, прежде всего, так называемых «слабых» участников гражданских правоотношений: например, потребитель в договоре розничной купли-продажи или присоединяющаяся сторона в договоре с формулярными условиями. Соответственно, гражданским правом были выработаны конструкции публичного договора и договора присоединения. Подобные механизмы хорошо работают в традиционных отношениях гражданского оборота, однако их использование в договорных отношениях в сети Интернет затруднительно. Например, если пользователь присоединяется к пользовательскому соглашению, которое регулирует все взаимоотношения сторон, то это следует считать договором присоединения, заключение которого происходит путем нажатия кнопки «начать регистрацию». Однако такие соглашения зачастую содержат положения, снимающие всякую ответственность с оферента, и, содержащие возможность в любой момент прекратить выполнение своих обязанностей по договору без объяснения причин и даже без предварительного уведомления. Эти положения противоречат нормам гражданского законодательства, однако использование механизмов защиты «слабой» стороны в рамках конструкции договора присоединения практически не происходит в сети Интернет, прежде всего из -за невозможности судебной защиты таких прав.
Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих в общей сложности 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В целом, рассмотрев правовые вопросы электронного предпринимательства, можно прийти к выводу, что в основном поставленные цели в работе достигнуты. Разумеется, настоящее исследование не является исчерпывающим решением всех поставленных проблем. Некоторые вопросы остались за рамками исследования, но, на наш взгляд, это свидетельствует не столько о недостатках работы, сколько о том, что исследование является перспективным и может быть продолжено.
В процессе проведенного исследования получены следующие результаты:
1. Формулировку понятия электронной предпринимательской деятельности следует основывать на понятии предпринимательской деятельности, приведенном в Гражданском кодексе, с учетом особенностей сферы и способов ее осуществления. Исходя из этого, под электронной предпринимательской деятельностью предлагается понимать самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность с использованием информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и иных электронных коммуникационных средств, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. При этом необходимо принимать во внимание российский подход к разграничению понятий предпринимательской и торговой деятельности, согласно которому они соотносятся как общее и частное.
2. Правовые черты предпринимательской деятельности в электронной среде сходны с предпринимательской деятельностью в реальной среде, но при этом осуществление данной деятельности имеет свои отличия. Так, в реальной среде налажена процессуальная и материальная система признания юридической силы сделок, в то время как в электронной среде остаются определенные проблемы, например подтверждение получения акцепта или иной компьютерной информации, переданной посредством информационных технологий, в том числе рекламного характера, а также проблема индивидуализации субъекта, осуществляющего деятельность в сети.
3. В сфере электронного предпринимательства действует значительный массив нормативных актов, однако правовое регулирование этих правоотношений разрозненно, пробельно, несовершенно, что обуславливается в первую очередь отсутствием единого комплексного закона, предметом которого стали бы именно предпринимательские отношения в сети «Интернет». При принятии данного акта необходимо учитывать международный опыт такого комплексного правового регулирования, в частности Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» и Модельный закон СНГ «Об электронной торговле».
4. Категория предпринимательских договоров, заключаемых в сети «Интернет», вписывается в существующую систему гражданско-правовых договоров и не требует введения дополнительных дефиниций. В то же время заключение и исполнение указанных договоров имеет собственную специфику, которая выражается в следующем.
Форма волеизъявления при совершении сделки в Интернете одновременно относится к конклюдентной и письменной с применением электронной подписи, что дает возможность при ее доказательстве ссылаться как на электронный документ с электронной подписью, так и на информацию, содержащуюся в электронном обмене данными.
Нажатие клавиш ЭВМ при заключении договора розничной интернет- торговли порождает обязательные только для оферента обязательства, отраженные в публичной оферте. Обязательства акцептанта возникают в случае надлежащего исполнения оферентом принятых на себя обязательств по истечении предусмотренного законом времени.
5. Традиционные конструкции гражданского законодательства направлены на защиту, прежде всего, так называемых «слабых» участников гражданских правоотношений: например, потребитель в договоре розничной купли-продажи или присоединяющаяся сторона в договоре с формулярными условиями. Соответственно, гражданским правом были выработаны конструкции публичного договора и договора присоединения. Подобные механизмы хорошо работают в традиционных отношениях гражданского оборота, однако их использование в договорных отношениях в сети Интернет затруднительно. Например, если пользователь присоединяется к пользовательскому соглашению, которое регулирует все взаимоотношения сторон, то это следует считать договором присоединения, заключение которого происходит путем нажатия кнопки «начать регистрацию». Однако такие соглашения зачастую содержат положения, снимающие всякую ответственность с оферента, и, содержащие возможность в любой момент прекратить выполнение своих обязанностей по договору без объяснения причин и даже без предварительного уведомления. Эти положения противоречат нормам гражданского законодательства, однако использование механизмов защиты «слабой» стороны в рамках конструкции договора присоединения практически не происходит в сети Интернет, прежде всего из -за невозможности судебной защиты таких прав.
1. Модельный закон об электронной торговле (Принят в г. Санкт-
Петербурге 25.11.2008 Постановлением 31-12 на 31-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) //
Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств- участников Содружества Независимых Государств. 2009. N 43. С. 268 - 293.
2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» (Принят в г. Нью-Йорке 28.05.1996 - 14.06.1996 на 29-й сессии ЮНСИТРАЛ) // Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1996 год. Т. XXVII.- Нью- Йорк: Организация Объединенных Наций, 1998. С. 319 - 323.
3. Унифицированные правила поведения для обмена торговыми данными по телесвязи (ЮНСИД/UNCID) (Приняты в г. Париже 22.09.1987 на 51-ой сессии Исполнительного совета МТП (Публикация МТП N 452)) // Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1992 г. Т. XXIII. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1994. С. 623 - 625.
4. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // Ведомости ВС СССР. 1986. N 37. Ст. 772.
1.2. Нормативные правовые акты федерального уровня
5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от
31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
11. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
12. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4571.
13. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.
14. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.
15. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной
подписи» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 15. Ст. 2036.
16. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном
регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
17. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 1. Ст. 2.
18. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3451.
19. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
20. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.
21. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.
22. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.
23. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
24. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
25. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой
информации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.
26. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об
утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 41. Ст. 4894.
27. Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» // СПС «КонсультантПлюс».
28. Инструктивные указания Госарбитража СССР от 29 июня 1979 г. «Об использовании в качестве доказательств по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники» // Сборник инструктивных указаний Государственного арбитража СССР, 1983.
29. Указание Банка России от 11 апреля 2000 г. N 774-У «Положение о правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» // Банковский бюллетень. 1998. N 16.
1.3. Правовые акты, утратившие силу
30. Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // СЗ РФ. 14.01.2002. N 2. Ст. 127 (документ утратил силу).
2. Материалы правоприменительной практики
2.1. Акты Верховного Суда РФ
31. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 3 «О строгом соблюдении процессуального законодательства при осуществлении правосудия по гражданским делам» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1987. N 3.
32. Решение Верховного Суда РФ от 4 октября 2011 г. N ГКПИ11-994 «Об отказе в признании частично не действующими пунктов 5, 20 Правил продажи товаров дистанционным способом», утв. Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 // СПС «КонсультантПлюс».
2.2. Акты иных судебных инстанций
33. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от
22.01.2008 N 09АП-18445/2007-ГК по делу N А40-38217/07-67-291 // СПС
«КонсультантПлюс».
34. Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда
Пермской области от 24.10.2005 по делу N А50-31849/2005-А11 // СПС
«КонсультантПлюс».
3. Научная и учебная литература
35. Архипов В.В., Килинкарова Е.В., Мелащенко Н.В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности // Закон. 2014. N 6. С. 120 - 143.
36. Бахин С.В. Субправо (международные своды унифицированного контрактного права). СПб., 2002.
37. Бахин С.В., Зажигалкин А.В. Электронная коммерция: правовые проблемы конвенционного регулирования // Журнал международного частного права. 2002. N 4. С. 6 - 8.
38. Белов В.А. О докторской диссертации А.А. Серветника // Вестник гражданского права. 2006. N 2.
39. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. Проспект, 2010.
40. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2001.
41. Воронцова С.В. К вопросу о правовом обеспечении деятельности по предоставлению банковских услуг в части оборота электронных платежей // Правовые вопросы связи. 2012. N 1. С. 13 - 16.
42. Гаврилов Н.К. Нормативно-правовая база электронной торговли в России // Право и политика. 2009. N 1.
43. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. 4-е изд. М., 2003.
44. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2008.
45. Дашян М.С. Право информационных магистралей (Law of Information Highways): вопросы правового регулирования в сфере Интернет. М., 2007 // СПС «КонсультантПлюс».
46. Демьянец М.В., Елин В.М., Жарова А.К. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2014. 440 с.
47. Дмитрик Н.А. Осуществление субъективных гражданских прав с
использованием сети Интернет. Волтерс Клувер, 2006 // СПС
«КонсультантПлюс».
48. Еманова Н.С. Порядок заключения электронного розничного договора купли-продажи // Юрист. 2015. N 3. С. 16 - 20.
49. Интервью со статс-секретарем - заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы России А.Ю. Цариковским // Законодательство. 2011. N 1.
50. Карев Я.А. Электронные документы и сообщения в коммерческом обороте: правовое регулирование. М.: Статут, 2006.
51. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006. 1192 с.
52. Коммерческое (предпринимательское) право / Под ред. В.Ф. Попондопуло. Учеб.: В 2 т. Т. 1. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.
53. Косовец А.А. Правовой режим электронного документа // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1997. N 5.
54. Костюк И.В. Нетипичные договорные конструкции в сфере электронной торговли // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 1.
55. Нагаева А.А. Проблемы правового регулирования договоров, заключаемых в сети Интернет в режиме реального времени // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. Июль - август 2004 г. N 2.
56. Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. М., 2002. URL: http://russianlaw.net/files/law/books/book_law_net_chap1-4.pdf
57. Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М., 1950.
58. Пальцева М.В. Способы заключения договора в сфере электронной торговли // Юрист. 2011. N 15. С. 23 - 25.
59. Рассолов И.М. Актуальные проблемы организации и управления электронной торговлей и электронными платежами в свете нового российского законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 12. С. 2776 - 2781.
60. Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М., 2009 // СПС «КонсультантПлюс».
61. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. М.: Статут, 2014. 543 с.
62. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. лит., 1974.
63. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М., 1994.
64. Эрделевский А.М. О толковании закона // Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2001.