ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАНАЛА
|
Введение 5
1 Коммуникативная деятельность СМИ как предмет
социологического анализа 9
1.1 Теоретико-методологические основы изучения
коммуникативной деятельности журналистов средств массовой информации 9
1.2 Создание медиасообщений как инструмент
коммуникативной деятельности журналистов телевизионного канала 20
2 Особенности коммуникативной деятельности журналистов
телевизионного канала 31
2.1 Программа социологического исследования
особенностей коммуникативной деятельности журналистов новокузнецких телеканалов 31
2.2 Особенности формирования смыслов в авторских
программах как задача коммуникативной деятельности журналистов телевизионных каналов города Новокузнецка 42
2.3 Особенности отражения городских событий в новостных
сюжетах как задача коммуникативной деятельности журналистов телевизионных каналов города Новокузнецка 59
Заключение 81
Список использованных источников 86
Приложение А. Бланк анализа авторских программ новокузнецкого телевидения 94
Приложение Б. Пример качественного анализа авторских программ телеканалов города Новокузнецка.. .95
Приложение В. Инструкция кодировщику 96
Приложение Г. Классификатор контент-анализа 98
Приложение Д. Бланк контент-анализа 100
Приложение Е. Сводная таблица результатов
статистического анализа 101
1 Коммуникативная деятельность СМИ как предмет
социологического анализа 9
1.1 Теоретико-методологические основы изучения
коммуникативной деятельности журналистов средств массовой информации 9
1.2 Создание медиасообщений как инструмент
коммуникативной деятельности журналистов телевизионного канала 20
2 Особенности коммуникативной деятельности журналистов
телевизионного канала 31
2.1 Программа социологического исследования
особенностей коммуникативной деятельности журналистов новокузнецких телеканалов 31
2.2 Особенности формирования смыслов в авторских
программах как задача коммуникативной деятельности журналистов телевизионных каналов города Новокузнецка 42
2.3 Особенности отражения городских событий в новостных
сюжетах как задача коммуникативной деятельности журналистов телевизионных каналов города Новокузнецка 59
Заключение 81
Список использованных источников 86
Приложение А. Бланк анализа авторских программ новокузнецкого телевидения 94
Приложение Б. Пример качественного анализа авторских программ телеканалов города Новокузнецка.. .95
Приложение В. Инструкция кодировщику 96
Приложение Г. Классификатор контент-анализа 98
Приложение Д. Бланк контент-анализа 100
Приложение Е. Сводная таблица результатов
статистического анализа 101
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что журналистика представляет собой коммуникативную деятельность, выполняющую посреднические функции в обществе: сбор, интерпретацию, анализ, распространение, хранение массовой информации. Основные коммуникативные задачи, которые ставят перед собой журналисты: влияние на принятие решений властными группами относительно общественных процессов и влияние на общественное сознание путем формирования смыслов и репрезентации реальности. Эти задачи решаются посредством создания и интерпретации журналистами социально значимой информации в виде медиасообщений [3, с. 11].
Данную тему стоит изучать потому, что роль журналистов на экране очень значима для аудитории. По данным исследования ФОМ, 51 % опрошенных считает, что журналисты пользуются уважением в обществе, также 28 % опрошенных признают высокий уровень профессионального мастерства журналистов, и 39 % участников опроса отметили положительное влияние на жизнь страны [19]. Индекс доверия россиян журналистам составляет 3,25 балла из 5 [2].
К тому же, несмотря на наличие других источников информации, телевидение остается основным источником новостей. Как следует из опроса «Левада-центра», 59 % граждан верят, в первую очередь, телевидению. На втором месте по уровню доверия находятся интернет-издания (20 %) [50]. Индекс доверия региональному ТВ составил 34 п. при диапазоне от -100 до 100 п. [22]. Необходимость изучения коммуникативной деятельности журналистов так же подтверждается исследованием режима просмотра и предпочтений телезрителей. По данным опроса, 67 % россиян смотрят телевизор практически каждый день. При этом предпочтение зрителей отдано новостям (67 %) на втором и третьем месте - художественные и документальные фильмы (65 % и 43 % соответственно), далее следуют развлекательные программы (42 %) [19].
Способы отражения реальности и формирования смыслов в медиасообщениях создают достоверный - претендующий на объективность -визуальный, аудиальный и смысловой образ событий, освещаемых телевизионными программами. Особенности их применения дают СМИ обширные возможности для адаптации сообщения под определенную аудиторию.
В настоящее время при обширной базе исследований (Е. В. Сарафанников А. Е. Курилов, А. А. Новикова и др.) имеется нехватка эмпирических исследований, посвященных средствам выполнения основных задач коммуникативной деятельности СМИ (формирование смыслов и отражение реальности посредством медиасообщений).
Проблема выпускной квалификационной работы: каковы особенности коммуникативной деятельности журналистов телевизионного канала?
Объект - коммуникативная деятельность.
Предмет - особенности коммуникативной деятельности журналистов телевизионных каналов г. Новокузнецка.
Цель работы - выявить особенности коммуникативной деятельности журналистов телевизионных каналов г. Новокузнецка.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методические основы изучения коммуникативной деятельности журналистов средств массовой информации.
2. Проанализировать подходы к изучению создания медиасообщений в качестве инструмента коммуникативной деятельности журналистов телевизионного канала.
3. Разработать методику исследования особенностей коммуникативной деятельности журналистов телеканалов г.Новокузнецка.
4. Изучить особенности формирования смыслов как задачу коммуникативной деятельности журналистов телевизионных каналов (на примере авторских программ телевизионных каналов города Новокузнецка).
5. Проанализировать особенности отражения реальных городских событий в новостных сюжетах как инструмента коммуникативной деятельности журналистов телевизионных каналов города Новокузнецка.
Теоретико-методологические основы исследования: теория систем Н. Лумана, концепция общественного мнения Б. А. Грушина, теоретический подход к работе телевидения и журналистики П. Бурдье, дискурсивный анализ власти и доминирования Т. ван Дейка, концепция медиа М. Маклюэна. В работе использовались как общеизвестные монографии, так и научные статьи, раскрывающие сущность объекта и
предмета данной работы (Е. В. Сарафанников, А. Е. Курилов, А. В. Киреева, Е. В. Струкова и т.д.).Обзор современной периодической научной литературы посвящен процессу создания новостей (А. Е. Курилов и др.), функционированию новости как части медиадискурса (Е. В. Сарафанникова и др.) и особенностям творческой работы журналистов при создании медиасообщений (Э. В. Блинова и др.).
В качестве концептуальной основы для категорий качественного анализа авторских программ новокузнецкого телевидения выступили исследования, проведенные А. А. Новиковой [36] и Э. В. Блиновой [6]. В данных публикациях описаны инструментальные возможности СМИ по созданию медиасообщений. Концептуальной основой для категорий контент-анализа в исследовании стало содержание публикаций А. В. Киреевойи Е. В. Струковой [25,47]. В данных работах были подробно описаны все составляющие формы и содержания новостных сюжетов, видео- и аудиоэлементы конструирования реальности внутри сюжета.
Методами исследования стали контент-анализ, этнографический анализ с элементами драматургического анализа.
Эмпирические данные исследования составляют новостные сюжеты и авторские программы местных телеканалов: «ТВН», «10 канал», «Ново-ТВ», находящиеся в электронных архивах в общем доступе, за период с 01.03.20 по 20.04.20. Было проанализировано 658 новостных сюжетов и 130 видеозаписей авторских программ.
Научная новизна исследования состоит в разработке количественной методики описания отражения событий реальности и выявлении особенностей такого отражения на городском телевидении, а также разработке качественной методики анализа формирования смыслов в рамках авторских программ городского телевидения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть применена контент- менеджерами новокузнецких телеканалов для наиболее эффективного использования ресурсов отражения реальности и формирования смыслов в сюжетах, выработки рекомендаций по тематическому, жанровому, визуальному и аудиальному разнообразию телевизионного контента города Новокузнецка.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, первая из которых содержит два параграфа, вторая включает в себя три параграфа, заключения и шести приложений.
Первая глава содержит в себе обзор научной литературы, раскрывающей сущность работы объекта и предмета данной работы. Вторая глава состоит из параграфа, представляющего собой программу социологического исследования, и двух параграфов, содержащих результаты данного исследования. Рассмотрены принципы визуального речевого формирования смыслов на ТВ, границы взаимодействия журналиста и зрителя, роли журналиста в коммуникации в авторских программах журналистов новокузнецкого телевидения. Описаны доминирующие общие, визуальные и аудиальные способы отражения реальных городских событий в новостных сюжетах новокузнецких телеканалов «ТВН», «10 канал» и «Ново-ТВ».
Данную тему стоит изучать потому, что роль журналистов на экране очень значима для аудитории. По данным исследования ФОМ, 51 % опрошенных считает, что журналисты пользуются уважением в обществе, также 28 % опрошенных признают высокий уровень профессионального мастерства журналистов, и 39 % участников опроса отметили положительное влияние на жизнь страны [19]. Индекс доверия россиян журналистам составляет 3,25 балла из 5 [2].
К тому же, несмотря на наличие других источников информации, телевидение остается основным источником новостей. Как следует из опроса «Левада-центра», 59 % граждан верят, в первую очередь, телевидению. На втором месте по уровню доверия находятся интернет-издания (20 %) [50]. Индекс доверия региональному ТВ составил 34 п. при диапазоне от -100 до 100 п. [22]. Необходимость изучения коммуникативной деятельности журналистов так же подтверждается исследованием режима просмотра и предпочтений телезрителей. По данным опроса, 67 % россиян смотрят телевизор практически каждый день. При этом предпочтение зрителей отдано новостям (67 %) на втором и третьем месте - художественные и документальные фильмы (65 % и 43 % соответственно), далее следуют развлекательные программы (42 %) [19].
Способы отражения реальности и формирования смыслов в медиасообщениях создают достоверный - претендующий на объективность -визуальный, аудиальный и смысловой образ событий, освещаемых телевизионными программами. Особенности их применения дают СМИ обширные возможности для адаптации сообщения под определенную аудиторию.
В настоящее время при обширной базе исследований (Е. В. Сарафанников А. Е. Курилов, А. А. Новикова и др.) имеется нехватка эмпирических исследований, посвященных средствам выполнения основных задач коммуникативной деятельности СМИ (формирование смыслов и отражение реальности посредством медиасообщений).
Проблема выпускной квалификационной работы: каковы особенности коммуникативной деятельности журналистов телевизионного канала?
Объект - коммуникативная деятельность.
Предмет - особенности коммуникативной деятельности журналистов телевизионных каналов г. Новокузнецка.
Цель работы - выявить особенности коммуникативной деятельности журналистов телевизионных каналов г. Новокузнецка.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методические основы изучения коммуникативной деятельности журналистов средств массовой информации.
2. Проанализировать подходы к изучению создания медиасообщений в качестве инструмента коммуникативной деятельности журналистов телевизионного канала.
3. Разработать методику исследования особенностей коммуникативной деятельности журналистов телеканалов г.Новокузнецка.
4. Изучить особенности формирования смыслов как задачу коммуникативной деятельности журналистов телевизионных каналов (на примере авторских программ телевизионных каналов города Новокузнецка).
5. Проанализировать особенности отражения реальных городских событий в новостных сюжетах как инструмента коммуникативной деятельности журналистов телевизионных каналов города Новокузнецка.
Теоретико-методологические основы исследования: теория систем Н. Лумана, концепция общественного мнения Б. А. Грушина, теоретический подход к работе телевидения и журналистики П. Бурдье, дискурсивный анализ власти и доминирования Т. ван Дейка, концепция медиа М. Маклюэна. В работе использовались как общеизвестные монографии, так и научные статьи, раскрывающие сущность объекта и
предмета данной работы (Е. В. Сарафанников, А. Е. Курилов, А. В. Киреева, Е. В. Струкова и т.д.).Обзор современной периодической научной литературы посвящен процессу создания новостей (А. Е. Курилов и др.), функционированию новости как части медиадискурса (Е. В. Сарафанникова и др.) и особенностям творческой работы журналистов при создании медиасообщений (Э. В. Блинова и др.).
В качестве концептуальной основы для категорий качественного анализа авторских программ новокузнецкого телевидения выступили исследования, проведенные А. А. Новиковой [36] и Э. В. Блиновой [6]. В данных публикациях описаны инструментальные возможности СМИ по созданию медиасообщений. Концептуальной основой для категорий контент-анализа в исследовании стало содержание публикаций А. В. Киреевойи Е. В. Струковой [25,47]. В данных работах были подробно описаны все составляющие формы и содержания новостных сюжетов, видео- и аудиоэлементы конструирования реальности внутри сюжета.
Методами исследования стали контент-анализ, этнографический анализ с элементами драматургического анализа.
Эмпирические данные исследования составляют новостные сюжеты и авторские программы местных телеканалов: «ТВН», «10 канал», «Ново-ТВ», находящиеся в электронных архивах в общем доступе, за период с 01.03.20 по 20.04.20. Было проанализировано 658 новостных сюжетов и 130 видеозаписей авторских программ.
Научная новизна исследования состоит в разработке количественной методики описания отражения событий реальности и выявлении особенностей такого отражения на городском телевидении, а также разработке качественной методики анализа формирования смыслов в рамках авторских программ городского телевидения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть применена контент- менеджерами новокузнецких телеканалов для наиболее эффективного использования ресурсов отражения реальности и формирования смыслов в сюжетах, выработки рекомендаций по тематическому, жанровому, визуальному и аудиальному разнообразию телевизионного контента города Новокузнецка.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, первая из которых содержит два параграфа, вторая включает в себя три параграфа, заключения и шести приложений.
Первая глава содержит в себе обзор научной литературы, раскрывающей сущность работы объекта и предмета данной работы. Вторая глава состоит из параграфа, представляющего собой программу социологического исследования, и двух параграфов, содержащих результаты данного исследования. Рассмотрены принципы визуального речевого формирования смыслов на ТВ, границы взаимодействия журналиста и зрителя, роли журналиста в коммуникации в авторских программах журналистов новокузнецкого телевидения. Описаны доминирующие общие, визуальные и аудиальные способы отражения реальных городских событий в новостных сюжетах новокузнецких телеканалов «ТВН», «10 канал» и «Ново-ТВ».
В выпускной квалификационной работе были изучены теоретические основы коммуникативной деятельности журналистов средств массовой информации. Согласно концепции Н. Лумана средства массовой информации представляют собой аутопотезисную самовоспроизводящуюся систему, основным структурным элементом воспроизводства которой является коммуникация с внешней средой. СМИ выполняют информативную, рекреативную функцию, функции социальной связи и преемственности.
Анализ работ П. Бурдье и М. Маклюэна показал, что основная цель коммуникативной деятельности телевизионных средств массовой информации - удовлетворение информационных потребностей зрителей и взаимодействие с аудиторией. СМИ достигают данной цели через выполнение следующих задач: 1) отражение реальности и 2) формирование смыслов. В качестве инструмента достижения целей и задач СМИ используют основные коммуникативные элементы - медиасообщения. На основе идей Б. А. Грушина и Т. ван Дейка сделаны выводы о сущности и элементах общественного сознания, механизмах осуществления контроля СМИ над процессами познания и отражения окружающей действительности общественным сознанием.
Обзор научной периодики показал, что проблема отражения событий посредством создания новостных сюжетов изучена достаточно хорошо, однако и здесь находятся области, в которых заметен недостаток эмпирических исследований. К таким областям относятся: особенности отражения событий в новостных сюжетах городских телеканалов и способы формирования смыслов в сознании горожан в процессе журналисткой деятельности посредством авторских программ.
Изучение подходов к созданию медиасообщений в качестве инструмента коммуникативной деятельности журналистов телевизионного канала показало, что как составная часть медиадискурса, новость представляет собой созданное с определенной целью сообщение, адресованное массовой аудитории. Такое сообщение должно удовлетворять критериям новостной ценности, быть информативным, объективным, понятным зрителю и поддерживать авторитет создателей сообщения. Посредством отбора новостных материалов и семиотических систем их представления, СМИ формируют повестку дня и воздействуют на зрителя, вкладывая определенные смыслы в новостные сюжеты.
Процесс создания новости представляет собой творческий процесс по интерпретации реального события и адаптации его содержания для восприятия большого числа зрителей. Такая интерпретация возможна благодаря правильному подбору жанра освещения новости, последовательности новостных рубрик с учетом специфики аудитории. Творческая работа журналистов регионального телевидения предполагает набор разнообразных компетенций таких, как умение найти проблему, адаптировать ее под потребности аудитории, нетривиально продемонстрировать ее и предложить вариант развития или решения. При малом жанровом разнообразии программ у журналистов есть довольно большой перечень инструментов формирования смыслов и отображения реальности.
Методом исследования в выпускной квалификационной работе стал контент-анализ, благодаря которому представляется возможность проанализировать большой массив текстов (новостных сюжетов), описать основные способы отражения реальности, использованные в новостных сюжетах телекомпаний города Новокузнецка и выявить наиболее распространенные из них. В качестве второго метода исследования был выбран качественный анализ драматургии телевизионной программы и этнографии речи телевизионных персонажей. Данный метод подходит для анализа процессов, происходящих на экране во время трансляции авторских программ. На основе обзора источников научной литературы по выбранной теме был составлен инструментарий контент-анализа новостных сюжетов, а также бланк качественного анализа авторских программ новокузнецких телекомпаний.
В ходе первого (качественного) этапа исследования были рассмотрены средства речевого и визуального формирования смыслов журналистами новокузнецкого телевидения, определены границы взаимодействия журналистов и аудитории и выявлены основные роли журналиста в процессе формирования смыслов.
Средства речевого формирования смыслов в авторских программах новокузнецкого телевидения представляют собой изменения формы подачи сообщения: монолог журналиста,
диалог журналиста и гостя программы, а также полилог гостя, журналиста и зрителей. С формой сообщения изменяется его структура. От типа программы также зависят и создаваемые в ней смыслы: в монологических программах дан готовый шаблон с первичной информацией; в программах с диалогом, смыслы формируются в процессе коммуникации телегероев; полилогические же передачи позволяют зрителю принять опосредованное участие в такой коммуникации, а, следовательно, в формировании смыслов.
Визуальные средства формирования смыслов на телеэкране предстают в виде сочетания декораций, внешнего вида героев программы и дополнительных визуальных вставок. Оно дает зрителю возможность узнать о цели программы, характере действий, которые производят герои, а также создать впечатление об участниках коммуникации и их характеристиках, помогают зрителю включиться в контекст и воспринимать сообщение как типичное для определенной темы и определенного жанра.
Взаимодействие журналиста и зрителя ограничено временем и пространством телепрограммы и зависит от количества эфирного времени и места съемки. В рамках самой программы, журналист практически не имеет влияния на границы своей коммуникативной деятельности. В процессе формирования смыслов основная роль журналистов - управление. В зависимости от формы программы, количества ее участников и цели этой программы, к этой роли добавляются функции интервьюера, модератора, собеседника, инструктора.
Так, способы репрезентации смыслов в авторских программах новокузнецкого телевидения представляют собой речь героев на экране и картинку, сопровождающую эту речь. Поскольку именно информация является ядром репрезентации реальности и смыслов, именно ее форма и содержание, структура и ограничения, определяют наличие и характер визуальных приемов ее отображения, степени участия коммуникантов в процессе формирования смыслов и перечень функций журналиста в данном процессе.
В ходе второго (количественного) этапа исследования было выяснено, что в новостных сюжетах новокузнецких телекомпаний доминирующими темами являются действия/работы городских служб и социальная тематика. Доминирующий жанр новостных сюжетов на новокузнецком телевидении - репортаж.
В новостных сюжетах новокузнецкого телевидения доминирующими типами подачи видеоматериала стали видеоряд и видео комментарий, фигурой становятся герои, в качестве фона выступает помещение, для съемки чаще всего используются общий, 1-й средний планы и изображение мелких деталей. Среди аудиальных способов отражения реальности доминирующими типами подачи аудиоинформации стали подводка ведущего, рассказ журналиста и героя сюжета, а также фоновые шумы. Пересказывая события, журналисты используют прямую речь, усложненный синтаксис и синонимы.
Связь между жанром новости и визуальными способами отражения действительности подтверждена статистически и выражена в том, что репортажи в визуальном плане представляют собой видеоряд с комментарием, снятый при помощи общего, крупного планов, деталей с совпадением звука и картинки. Интервью же является беседой, снятой 1-м и 2-м средними планами, где видеоряд, если и появляется, то косвенно связан с текстом новости.
Связь между темой новости и аудиальными способами отражения действительности также нашла статистическое подтверждение и проявляется в том, что морфосинтаксические приемы отражения действительности заметно изменяются в зависимости от темы новости. Лексико-семантические приемы отражения зависят от темы новостного сюжета частично, так как некоторые приемы применяются во всех новостных сюжетах или же редко встречаются в них.
Так, новостной сюжет на новокузнецком телевидении чаще всего представляет собой репортаж на социальную тему или тему действий/работ, проходящих в городе, снятых общим и 1-м средним планом с участием одного-двух горожан - героев сюжета. С самой новостью зрителя знакомит журналист или ведущий, который в своей речи применяет усложненный синтаксис, различные намеки и стилистические приемы. Далее герой комментирует данное событие на фоне посторонних шумов.
Данное исследование проводилось для того, чтобы выяснить, что и как показывают журналисты на городском телевидении, какие они используют приемы для отражения реальности и формирования смыслов и поддержания паттернов социального взаимодействия. Наиболее важной, по мнению автора работы, является информация о визуальных и аудиальных способах отражения реальности и формирования смыслов. Такая информация имеет ценность и для журналистов, создающих телевизионный контент на городском телевидении. Результаты проведенного в рамках выпускной квалификационной работы исследования могут быть применены редакторами телепрограмм на телеканалах г. Новокузнецка для обсуждения на редакционном совещании по формирования тематического наполнения контента, выдвижения предложений по разнообразию жанров и аудиовизуального содержания новостей и авторских программ.
Анализ работ П. Бурдье и М. Маклюэна показал, что основная цель коммуникативной деятельности телевизионных средств массовой информации - удовлетворение информационных потребностей зрителей и взаимодействие с аудиторией. СМИ достигают данной цели через выполнение следующих задач: 1) отражение реальности и 2) формирование смыслов. В качестве инструмента достижения целей и задач СМИ используют основные коммуникативные элементы - медиасообщения. На основе идей Б. А. Грушина и Т. ван Дейка сделаны выводы о сущности и элементах общественного сознания, механизмах осуществления контроля СМИ над процессами познания и отражения окружающей действительности общественным сознанием.
Обзор научной периодики показал, что проблема отражения событий посредством создания новостных сюжетов изучена достаточно хорошо, однако и здесь находятся области, в которых заметен недостаток эмпирических исследований. К таким областям относятся: особенности отражения событий в новостных сюжетах городских телеканалов и способы формирования смыслов в сознании горожан в процессе журналисткой деятельности посредством авторских программ.
Изучение подходов к созданию медиасообщений в качестве инструмента коммуникативной деятельности журналистов телевизионного канала показало, что как составная часть медиадискурса, новость представляет собой созданное с определенной целью сообщение, адресованное массовой аудитории. Такое сообщение должно удовлетворять критериям новостной ценности, быть информативным, объективным, понятным зрителю и поддерживать авторитет создателей сообщения. Посредством отбора новостных материалов и семиотических систем их представления, СМИ формируют повестку дня и воздействуют на зрителя, вкладывая определенные смыслы в новостные сюжеты.
Процесс создания новости представляет собой творческий процесс по интерпретации реального события и адаптации его содержания для восприятия большого числа зрителей. Такая интерпретация возможна благодаря правильному подбору жанра освещения новости, последовательности новостных рубрик с учетом специфики аудитории. Творческая работа журналистов регионального телевидения предполагает набор разнообразных компетенций таких, как умение найти проблему, адаптировать ее под потребности аудитории, нетривиально продемонстрировать ее и предложить вариант развития или решения. При малом жанровом разнообразии программ у журналистов есть довольно большой перечень инструментов формирования смыслов и отображения реальности.
Методом исследования в выпускной квалификационной работе стал контент-анализ, благодаря которому представляется возможность проанализировать большой массив текстов (новостных сюжетов), описать основные способы отражения реальности, использованные в новостных сюжетах телекомпаний города Новокузнецка и выявить наиболее распространенные из них. В качестве второго метода исследования был выбран качественный анализ драматургии телевизионной программы и этнографии речи телевизионных персонажей. Данный метод подходит для анализа процессов, происходящих на экране во время трансляции авторских программ. На основе обзора источников научной литературы по выбранной теме был составлен инструментарий контент-анализа новостных сюжетов, а также бланк качественного анализа авторских программ новокузнецких телекомпаний.
В ходе первого (качественного) этапа исследования были рассмотрены средства речевого и визуального формирования смыслов журналистами новокузнецкого телевидения, определены границы взаимодействия журналистов и аудитории и выявлены основные роли журналиста в процессе формирования смыслов.
Средства речевого формирования смыслов в авторских программах новокузнецкого телевидения представляют собой изменения формы подачи сообщения: монолог журналиста,
диалог журналиста и гостя программы, а также полилог гостя, журналиста и зрителей. С формой сообщения изменяется его структура. От типа программы также зависят и создаваемые в ней смыслы: в монологических программах дан готовый шаблон с первичной информацией; в программах с диалогом, смыслы формируются в процессе коммуникации телегероев; полилогические же передачи позволяют зрителю принять опосредованное участие в такой коммуникации, а, следовательно, в формировании смыслов.
Визуальные средства формирования смыслов на телеэкране предстают в виде сочетания декораций, внешнего вида героев программы и дополнительных визуальных вставок. Оно дает зрителю возможность узнать о цели программы, характере действий, которые производят герои, а также создать впечатление об участниках коммуникации и их характеристиках, помогают зрителю включиться в контекст и воспринимать сообщение как типичное для определенной темы и определенного жанра.
Взаимодействие журналиста и зрителя ограничено временем и пространством телепрограммы и зависит от количества эфирного времени и места съемки. В рамках самой программы, журналист практически не имеет влияния на границы своей коммуникативной деятельности. В процессе формирования смыслов основная роль журналистов - управление. В зависимости от формы программы, количества ее участников и цели этой программы, к этой роли добавляются функции интервьюера, модератора, собеседника, инструктора.
Так, способы репрезентации смыслов в авторских программах новокузнецкого телевидения представляют собой речь героев на экране и картинку, сопровождающую эту речь. Поскольку именно информация является ядром репрезентации реальности и смыслов, именно ее форма и содержание, структура и ограничения, определяют наличие и характер визуальных приемов ее отображения, степени участия коммуникантов в процессе формирования смыслов и перечень функций журналиста в данном процессе.
В ходе второго (количественного) этапа исследования было выяснено, что в новостных сюжетах новокузнецких телекомпаний доминирующими темами являются действия/работы городских служб и социальная тематика. Доминирующий жанр новостных сюжетов на новокузнецком телевидении - репортаж.
В новостных сюжетах новокузнецкого телевидения доминирующими типами подачи видеоматериала стали видеоряд и видео комментарий, фигурой становятся герои, в качестве фона выступает помещение, для съемки чаще всего используются общий, 1-й средний планы и изображение мелких деталей. Среди аудиальных способов отражения реальности доминирующими типами подачи аудиоинформации стали подводка ведущего, рассказ журналиста и героя сюжета, а также фоновые шумы. Пересказывая события, журналисты используют прямую речь, усложненный синтаксис и синонимы.
Связь между жанром новости и визуальными способами отражения действительности подтверждена статистически и выражена в том, что репортажи в визуальном плане представляют собой видеоряд с комментарием, снятый при помощи общего, крупного планов, деталей с совпадением звука и картинки. Интервью же является беседой, снятой 1-м и 2-м средними планами, где видеоряд, если и появляется, то косвенно связан с текстом новости.
Связь между темой новости и аудиальными способами отражения действительности также нашла статистическое подтверждение и проявляется в том, что морфосинтаксические приемы отражения действительности заметно изменяются в зависимости от темы новости. Лексико-семантические приемы отражения зависят от темы новостного сюжета частично, так как некоторые приемы применяются во всех новостных сюжетах или же редко встречаются в них.
Так, новостной сюжет на новокузнецком телевидении чаще всего представляет собой репортаж на социальную тему или тему действий/работ, проходящих в городе, снятых общим и 1-м средним планом с участием одного-двух горожан - героев сюжета. С самой новостью зрителя знакомит журналист или ведущий, который в своей речи применяет усложненный синтаксис, различные намеки и стилистические приемы. Далее герой комментирует данное событие на фоне посторонних шумов.
Данное исследование проводилось для того, чтобы выяснить, что и как показывают журналисты на городском телевидении, какие они используют приемы для отражения реальности и формирования смыслов и поддержания паттернов социального взаимодействия. Наиболее важной, по мнению автора работы, является информация о визуальных и аудиальных способах отражения реальности и формирования смыслов. Такая информация имеет ценность и для журналистов, создающих телевизионный контент на городском телевидении. Результаты проведенного в рамках выпускной квалификационной работы исследования могут быть применены редакторами телепрограмм на телеканалах г. Новокузнецка для обсуждения на редакционном совещании по формирования тематического наполнения контента, выдвижения предложений по разнообразию жанров и аудиовизуального содержания новостей и авторских программ.



