Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Человек искусства в документальном кино

Работа №59598

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4985 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
420
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Портретный очерк в документалистике
1.1 Эволюция портретного жанра
1.2 История документального фильма-портрета
1.З Современный документальный портретный очерк. Темы и образы
Выводы по первой главе
Глава II. Портретный очерк о человеке искусства. Методы, приёмы, средства выразительности
2.1Типология документальных портретных очерков о людях искусства
2.2 Традиции создания образа человека искусства в мировой документалистике
2.3 Авторские методы и приёмы создания образа человека искусства в портретных очерках современности
Выводы по главе
Глава III. Собственный опыт создания документального фильма
3.1 Подготовительный период. Выбор героя и концепции
3.2 Документальный театр. Краткая история и сущность явления
3.3 Краткая биографическая справка о герое
3.4 Монтажно-тонировочный период. Формирование образа
Заключение
Библиографический список
Приложения

Во многих культурах человек, одарённый особым творческим даром, считался избранным высшими силами - так ацтеки называли художников людьми с «обожествленным сердцем». Человек искусства, творец, является катализатором своего времени, призмой, пропускающей сквозь себя окружающий мир. И если его творчество интересно публике, то интересен и он сам. В литературе, живописи, театре, музыке образ творца проходит красной нитью из эпохи в эпоху. Не стал исключением и документальный кинематограф - с первых лет его существования люди искусства становились героями портретных очерков.
Фильм-портрет о творческих людях является одной из самых востребованных форм теле- и кинодокументалистики. Он не только способен удовлетворить интерес зрителя к конкретному деятелю искусства, но и отражает авторское видение и культурный контекст определённой эпохи, что делает его многогранным источником информации. Изучение средств выразительности, методов и приёмов, используемых в документальных фильмах-портретах о людях искусства важно, как для теории, так и для практики создания экранных произведений. Поскольку диссертация носит практико-ориентированный характер, актуальность работы заключается в разработке прочной теоретической базы для создания собственного фильма, что и должно являться практической реализацией теоретического исследования в рамках магистерской диссертации.
Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые предпринята попытка систематизации методов и приемов документального кино, используемых для создания образа человека искусства, описан процесс подбора оптимального комплекса средств выразительности.
Цель работы - проанализировать совокупность способов создания документальных фильмов-портретов о деятелях искусства и на основе изученной теоретической базы снять собственный фильм.
В связи с этим представляется необходимым решение следующих исследовательских задач:
• выявить особенности портретного жанра в документалистике, в том числе позаимствованные из других видов искусства;
• проследить традиции создания образа героя в документальных фильмах-портретах;
• систематизировать методы, приемы и средства выразительности в документальных портретах деятелей искусства;
• определить приёмы и выразительные средства, которые будут использованы в собственном фильме.
Объектом исследования являются по преимуществу отечественные и зарубежные документальные фильмы о деятелях искусства в разных периодах существования кинематографа.
Предмет исследования - варианты использования методов, приемов и средств выразительности при создании образа человека искусства в документальном кино.
Научно-теоретическую базу магистерской работы составили труды М.И. Андрониковой, М.В. Аплатова, С.А. Муратова, Л.Н. Джулай А.А. Пронина, В.Ф. Познина, З. Кракауэра, М. Рабигера, Л.М. Рошаля, З.К. Абдуллаевой
Эмпирическую базу исследования составили отечественные и зарубежные документальные фильмы с момента зарождения кинематографа до наших дней, героями которых по преимуществу являются деятели искусства.
Рабочая гипотеза исследования. Инструментарий портретного жанра богат и разнообразен. В ходе эволюции документалистики был сформирован ряд классических методов и приёмов, используемых для представления героя на экране. Однако в экранных искусствах содержание часто диктует форму произведения, так возникают уникальные режиссёрские приёмы, которые придают новизну существующим средствам выразительности. Фильмы о деятелях искусства являются благодатной почвой для подобных новаторств, поскольку в фокусе находится не только сам герой, но и результаты его творческой деятельности. Анализируя способы представления человека искусства в документальном кино, можно составить типологию методов и приемов, в зависимости от творческих задач, которые они решают.
Положения, выносимые на защиту:
Смысловое единство портрета как жанра, выражающего личность, с идеологическим и стилевым контекстом было актуально на различных этапах развития мировой культуры.
Документальный портретный очерк унаследовал ряд приёмов из живописи и фотографии, а музыкальный портрет трансформировался в отдельный художественный приём, способствующий созданию объёмного психоэмоционального образа героя в документальном кинематографе.
Акцентирование рода деятельности героя при создании его экранного образа оправдано тем, что профессиональная деятельность человека является важным элементом его идентификации в обществе.
Биография героя не является обязательным фактором при создании его образа. Как правило биографические портреты о людях искусства представляют собой совокупность творческих работ героя, интервью, хроники и закадрового текста.
Фильмы-портреты проецируют образ героя с помощью совершенно разнообразных приёмов от субъективной камеры до использования реконструкции событий. Существуют различные устоявшиеся комбинации приёмов, однако возможно их пересечение.
Ключевой особенностью портретных очерков о людях искусства является проекция образа героя сквозь призму его творчества.
Авторская интерпретация способна исказить образ героя и привести к несоответствию прототипу.
К авторским приёмам формирования образа можно отнести использование анимации в качестве визуального ряда, вымышленного диалога в качестве закадрового текста, применения метода субъективной камеры, реконструкции атмосферы и обстановки описываемых событий.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, фильмографии, библиографии и приложений.
Во введении указаны цели и задачи исследования, представлены актуальность работы, ее практическая значимость и новизна, обозначены методы исследования, а также описаны объект, предмет и материал исследования.
В первой главе портретный жанр рассматривается в контексте истории искусств, прослеживается развитие портрета в документалистике, выявляются методы, приемы и средства выразительности для него характерные.
Во второй главе на основе анализа отечественной и зарубежной документалистики выявлены способы создания образа героя в фильмах о деятелях искусства, создана типология фильмов- портретов о творческих людях.
В третьей главе описан личный опыт создания образа человека искусства в документальном фильме, обоснованы использованные приёмы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Образ человека искусства возникает в документалистике с первых лет её существования и сохраняет актуальность и востребованность до наших дней. Рассмотрение данной темы немыслимо вне контекста общего развития культуры и эволюции портретного жанра. Исследуя процесс создания образа человека искусства в документальном кино, мы обнаружили, что многие средства и приёмы были позаимствованы не только у портретного очерка о героях другого типа, но и у других видов искусства. Также экранному портрету свойственны и такие характерные для живописи и литературы проблемы, как соответствие прототипа и образа, отражение автора в произведении. Ключевым же общим звеном портретирования в разных видах искусства, сверхзадачей жанра является осмысление человечеством своей сущности. Отражение образа человека в искусстве неразрывно связано с процессом самопознания, постижения себя через других. «Средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, — непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, стараетесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания». Человек искусства является катализатором своей эпохи, через его творчество формируется картина современного ему мира, его особенности и проблематика, поэтому его образ часто формируется исходя из временного контекста. Основным же фоном для раскрытия такого типа героев является их творчество: произведения героя иллюстрируют его биографию, характеристику, либо личность героя раскрывается в зафиксированном камерой творческом процессе. На основе структурного и компаративного анализа эмпирического материала были вычленены методы, приёмы и средства выразительности, способствующие формированию экранного образа человека искусства в документальном портретном очерке. Это стало теоретической базой для создания собственного фильма. При этом в задачи входил осознанный выбор художественно-технического инструментария уместного для фиксации образа именно выбранного нами героя.
Поскольку кинематограф, в том числе и документальный, является динамично развивающимся видом искусства, считаем возможным предположить, что список методов и приёмов отражения образа человека искусства в портретном очерке будет расширяться. Этому способствуют как стремительно совершенствующиеся технологии, так и непрекращающиеся творческие поиски режиссёров-документалистов.



1. Абрамов Н. Дзига Вертов. М., 1962
2. Абрамов Н. Человек в документальном фильме. Вопросы киноискусства. М., 1967
3. Аристарко Г. История теорий кино. М., 1998
4. Базен А. Что такое кино: сборник статей. М., 1972
5. Беляев. И.К. Введение в режиссуру. Курс для документалистов. М, 1998
6. Бэдли. Х. Техника документального кинофильма. М., 1972
7. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966
8. Гинзбург С.С. Очерки теории кино. М., 1974
9. Голдовская М.Е. Человек крупным планом. Записки теледокументалиста. М., 1981
10. Дробашенко С.В. Пространство экранного документа. М., 1986
11. Дробашенко С.В. Феномен достоверности . М., 1972
12. Дробашенко С. В. О художественном образе в документальном фильме. М., 1962
13. Ильченко С.Н. Отечественное телевещание постсоветского периода. История, проблемы, перспективы. СПб., 2008
14. Лесин В. Киноочерк-портрет. М., 1971
15. Лесин В. Мысль и образ в документальном фильме. М., 1976
16. Лесин В.П. Киноочерк-портрет : (Обраб. стенограмма лекции). М., 1961
17. Лотман Ю. М. Об искусстве. Ю. М. Лотман. - СПб., 1996
18. Мартыненко Ю. Введение в теорию документального кино. М., 1973
19. Муратов С.А. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1976
20. Никифоров А.Г. Очерк в кино. М., 1962
21. Петров Г.Н. Телевизионная драматургия. СПб., 1999
22. Познин В.Ф. Основы монтажа изображения: Учеб. Пособие. СПб., 2000
23. Рабинер М. Монтаж. М., 2002
24. Рабинер М. Монтаж. М., 2002
25. Садуль. Ж. Всеобщая история кино. М., 1958
26. Саппак В. С. Телевидение и мы. В. С. Саппак. - М.: Аспект Пресс, 2007
27. Тарковский А.А. Уроки режиссуры. М., 1993
28. Теплиц. Е. История киноискусства1928-1933. М., 1971
29. Уорд П. Композиция кадра в кино и на телевидении: М. 2005
30. Фрейлих С.И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского: Учебник для вузов. М.,2009
31. Шуб Э. Крупным планом. Э Шуб. - М., 1959
32. Юренев Р. Краткая история Киноискусства. М., 1997
Список литературы
33. London: The Times. Archived from the original. 2008-01-04
34. Андроникова М.И. Об искусстве портрета. М: Искусство, 1980.
35. Андроникова М.И. От прототипа к образу. М: Наука. 1974.
36. Аплатов М.В. Искусство: живопись, скульптура, архитектура, графика. М.:Просвещение, 1987.
37. Басин Е. Я. К определению жанра портрета // Советское искусствознание. М., 1986. Вып. 20.
38. Большая Советская Энциклопедия. - 3-е изд. - Т.20: Плата-Проб. - М.: Сов. энцикл., 1975.
39. Бычков В.В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М.:РОССПЭН. 2003
40. Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство фотопортрета. М.: Искусство. 1974.
41. Джулай Л.Н. Документальный иллюзион. -М: «МАТЕРИК». 2005.
42. Домогацкий В. Н. Теоретические работы. Исследования, статьи. Письма художника. М.: Сов. художник, 1984.
43. Зингер Л. К определению портрета // Творчество. М., 1980. № 10.
44. Кракауэр З. «Природа Фильма. Реабилитация физической реальности». М.: Искусство. 1974.
45. Леон-Портилья М. Философия нагуа. М.: Постум. 2010.
46. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. зав.. — 2-е, стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2004.
47. Муратов С.А. Документальный телефильм. Незаконченная биография. - М.: ВК, 2009.
48. Муратов С.А. Пристрастная камера. М: Ампект-пресс. 2004.
49. Муссинак Л. Рождение кино. «Аса— бетйа». 1926.
50. Познин В. Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения. СПб. 2015.
51. Рабигер М. Режиссура документального кино и «Постпродакшн». Электронная библиотека RoyalLib.com.
http://royallib.com/read/rabiger_maykl/regissura_dokumentalnogo_kino_i_postprodakshn.html.
Электронные ресурсы:
52. Web documentary about Chuck Jones. http://www.chuckjones.com/
53. Ежедневное интернет-издание о телевидении и медиа «ТелеВести.ру». http://www.televesti.ru/tvanons/2288-razgovor-s- nebozhitelem-premera-na-telekanale.html
54. Журнал «Благо-Твори».http://xn—7sbcgd6aq0acut.xn--p1ai/?p=559
Фильмография
1. «Алексей Стаханов», 1968, режиссёр М.Л. Левков.
2. «Анна: от 6 до 18», 1994, режиссёр Н.С. Михалков.
3. «Антон тут рядом», 2012 , режиссёр .Ю. Аркус.
4. «Архангельский мужик», 1986, режиссёр .Е. Голдовская.
5. «Бип остается в Ленинграде», 1961, режиссёр В. Гулин.
6. «Братья», 2015, режиссёр А. Сенчукова.
7. «Будни простой хуторянки», 2015, режиссёр Е. Дорофеева.
8. «Бьорк: Biophilia Live», 2014, режиссёр Н. Фентон, П. Стриклэнд.
9. «В зоне любви», 2015, режиссёр А. Морозов.
10. «В темноте», 2004, режиссёр С. Дворцевой.
11. «Ван Гог», 1948, режиссёр А. Рене.
12. «Взять и полюбить», 2013, режиссёр Т. Шахвердиев.
13. «Вороне где-то Бог», 1974, режиссёр В.Б. Виноградов.
14. «Выход через сувенирную лавку», 2010, режиссёр Т. Гетт.
15. «Галина Уланова», 1964, режиссёр М.Славинская.
16. «Где дремлют мамонт», 2015, режиссёр Е. Белова.
17. «Гении и Злодеи. Норберт Винер. Культура», 2015, режиссёр Л. Мёдов.
18. «Георгий Товстоногов. Отражения», 2015, режиссёр О. Высоцкая.
19. «Девятая высота»,1976, режиссёр М.С. Литвяков.
20. «ДМБ-91», 1991, режиссёр А.Ю. Ханютин.
21. «Дэвид Бекхэм: Путешествие в неизведанное», 2014, режиссёр Э. Мэндлер.
22. «Дэвид Боуи: Пять лет», 2013, режиссёр Ф. Уотли.
23. «Его Голгофа. Николай Вавилов», 2007, режиссёр А. Бедерова.
24. «Женские истории. О.В. Пушкина», 1997-1999, режиссёр ОРТ
25. «За десять минут до звонка», 1972, режиссёр Г. Халтурин.
26. «За счастьем», 2015, режиссёр Д. Сидоров.
27. «Заплыв», 2015, режиссёр К. Паустиан.
28. «Зовите меня Марианна», 2015, режиссёр К. Белавская.
29. «Извините, что живу», 2015, режиссёр А. Погребной.
30. «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем», 2010, режиссёр Р. Либеров.
31. «Исповедь: хроника отчуждения», 1988, режиссёр Г.Ю. Гаврилов.
32. «История Джеймса Дина», 1957, режиссёр Р. Олтмена, Д.В. Джордж.
33. «Камчатка — лекарство от ненависти», 2015, режиссёр Ю. Миронова.
34. «Катюша», 1964, режиссёр В. Лисакович.
35. «Клеймо», 2011, режиссёр О. Арлаускас.
36. «Когда Бьорк встретила Аттенборо», 2013, режиссёр Л. Хупер.
37. «Колыбельная», 1934, режиссёр Дзига Вертов.
38. «Которого любили все», 1982, режиссёр Л. Осыка.
39. «Крым. Путь на Родину», 2015, режиссёр А.О. Кондрашов.
40. «Кузьмич и другие», 1969, режиссёр В. Виноградов.
41. «Ладно хорошо», 2015, режиссёр Ю. Курмангалина, А. Кулак, А. Корниенко.
42. «Легко ли быть молодым?», 1986, режиссёр Ю. Подниекс.
43. «Леонид Енгибаров, знакомьтесь», 1966, режиссёр В. Лисакович.
44. «Леха онлайн», 2015, режиссёр Е. Григорьев.
45. «Любовь Орлова», 1983, режиссёр Г. Александров.
46. «Марина Цветаева. Последний дневник», 2012, режиссёр А. Судиловский.
47. «Милош Форман: Что тебя не убивает», 2009, режиссёр М. Шмидмайер.
48. «Мир, который придумал Бор», 2005, режиссёр М. Николаева.
49. «Московская элегия», 1987, режиссёр А.Н. Сокуров.
50. «Мохаммед Али. Боевой дух», 2013, режиссёр Стивен Фрирз.
51. «Мэрилин Монро. Я боюсь» 2008, режиссёр П. Жеди.
52. «На краю», 2015, режиссёр А. Шишова.
53. «Нанук с севера», 1922, режиссёр Роберт Флаэрти.
54. «Написано Сергеем Довлатовым», 2012, Р. Либеров.
55. «Не смотри назад», 1967, режиссёр Д.А. Пеннебейкер.
56. «Негр Робинсон - депутат Моссовета», 1932, режиссёр Р. Кармен.
57. «Никита Изотов», 1968, режиссёр М.Л. Левков.
58. «Никола Тесла. Видение современного мира», 2012, режиссёр М. Краузе.
59. «Никола Тесла: Человек из будущего», 2004, режиссёр Ю. Панкосьянова.
60. «Нурулла Базетов», 1966, режиссёр В. Ротенберг.
61. «О колхознике Деде Морозе», 1956, режиссёр М.Л. Левков.
62. «Один час с Козинцевым», 1970, режиссёр А. Стефанович.
63. «Отчёт Анны Масоновой», 1934, режиссёр Р. Кармен.
64. «Очерк о стахановце Иване Гудове», 1934, режиссёр Р. Кармен.
65. «Песнь Цейлона», 1934, режиссёр Бэзил Райт, Джон Грирсон.
66. «Петербургская элегия», 1990, режиссёр А.Н. Сокуров.
67. «Посланники большой земли», 2015, режиссёр Т. Соболева.
68. «Прогулки с Бродским», 1994, режиссёры Е. Якович, А. Шишов.
69. «Продавец Лимонов», 2012, режиссёр М. Якубсон.
70. «Радость бытия»,1974, режиссёр Г. Франк.
71. «Разговор», 2015, режиссёр А. Новикова.
72. «Разновесие», 2012, режиссёр М. Пономарёва.
73. «Раиса Немчинская - артистка цирка», 1970, режиссёр М. Голдовская.
74. «Ребалда», 2015, режиссёр Е. Отрепьева.
75. «Робер. Счастливая жизнь», 1996, режиссёр А.Н. Сокуров.
76. «Роберт Фрост: Полюбовный спор с миром», 1963, режиссёр Ш. Кларк.
77. «Роджер Уотерс: The Wall», 2014, режиссёр Ш. Эванс.
78. «Свинарка Люськова», 1956, режиссёр М.Л. Левков.
79. «Свои не свои», 2014, режиссёр О. Арлаускас.
80. «Сенна», 2010, режиссёр А. Кападия.
81. «Сергей Есенин», 1965, режиссёр Б. Карпова, П. Русанова.
82. «След души»,1972, режиссёр Г. Франк.
83. «Слишком молодой, чтобы умереть: Хит Леджер», 2012, режиссёр Д. Фрейер.
84. «Старше на 10 минут», 1978, режиссёр Г. Франк.
85. «Таинство Пикассо», 1955, режиссёр Анри-Жорж Клузо.
86. «Тамара Чистякова», режиссёр 1976, М.С. Литвяков.
87. «Титан: История Микеланджело», 1950, режиссёр Р.Дж. Флаэрти, Р. Лифорд.
88. «Торвальдсен», 1949, режиссёр К.Т. Дрейер.
89. «Трамвай идет по городу», 1973, режиссёр Л. Станукинас.
90. «Три песни о Ленине», 1934, режиссёр Дзига Вертов.
91. «У последней черты», 2010, режиссёр Д. Кузьмин.
92. «Угольное лицо», 1935, режиссёр Бэзил Райт, Джон Грирсон.
93. «Узел. Беседы с Солженицыным», 1998, режиссёр А.Н. Сокуров.
94. «Фрида на фоне Фриды», 2005, режиссёр Н. Назарова.
95. «Холокост - клей для обоев?», 2013, режиссёр М. Шакиров.
96. «Человек власти Путин», 2015, режиссёр М. Ренз.
97. «Эдди Сакс в Индианаполисе», 1966, режиссёр Р. Ликок.
98. «Эдуард Асадов. Сражаюсь, верую, люблю», 1986, режиссёр Е. Лисконог.
99. «Я не люблю», 1988, режиссёр П. Солдатенков.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ