Человек искусства в документальном кино
|
Введение
Глава I. Портретный очерк в документалистике
1.1 Эволюция портретного жанра
1.2 История документального фильма-портрета
1.З Современный документальный портретный очерк. Темы и образы
Выводы по первой главе
Глава II. Портретный очерк о человеке искусства. Методы, приёмы, средства выразительности
2.1Типология документальных портретных очерков о людях искусства
2.2 Традиции создания образа человека искусства в мировой документалистике
2.3 Авторские методы и приёмы создания образа человека искусства в портретных очерках современности
Выводы по главе
Глава III. Собственный опыт создания документального фильма
3.1 Подготовительный период. Выбор героя и концепции
3.2 Документальный театр. Краткая история и сущность явления
3.3 Краткая биографическая справка о герое
3.4 Монтажно-тонировочный период. Формирование образа
Заключение
Библиографический список
Приложения
Глава I. Портретный очерк в документалистике
1.1 Эволюция портретного жанра
1.2 История документального фильма-портрета
1.З Современный документальный портретный очерк. Темы и образы
Выводы по первой главе
Глава II. Портретный очерк о человеке искусства. Методы, приёмы, средства выразительности
2.1Типология документальных портретных очерков о людях искусства
2.2 Традиции создания образа человека искусства в мировой документалистике
2.3 Авторские методы и приёмы создания образа человека искусства в портретных очерках современности
Выводы по главе
Глава III. Собственный опыт создания документального фильма
3.1 Подготовительный период. Выбор героя и концепции
3.2 Документальный театр. Краткая история и сущность явления
3.3 Краткая биографическая справка о герое
3.4 Монтажно-тонировочный период. Формирование образа
Заключение
Библиографический список
Приложения
Во многих культурах человек, одарённый особым творческим даром, считался избранным высшими силами - так ацтеки называли художников людьми с «обожествленным сердцем». Человек искусства, творец, является катализатором своего времени, призмой, пропускающей сквозь себя окружающий мир. И если его творчество интересно публике, то интересен и он сам. В литературе, живописи, театре, музыке образ творца проходит красной нитью из эпохи в эпоху. Не стал исключением и документальный кинематограф - с первых лет его существования люди искусства становились героями портретных очерков.
Фильм-портрет о творческих людях является одной из самых востребованных форм теле- и кинодокументалистики. Он не только способен удовлетворить интерес зрителя к конкретному деятелю искусства, но и отражает авторское видение и культурный контекст определённой эпохи, что делает его многогранным источником информации. Изучение средств выразительности, методов и приёмов, используемых в документальных фильмах-портретах о людях искусства важно, как для теории, так и для практики создания экранных произведений. Поскольку диссертация носит практико-ориентированный характер, актуальность работы заключается в разработке прочной теоретической базы для создания собственного фильма, что и должно являться практической реализацией теоретического исследования в рамках магистерской диссертации.
Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые предпринята попытка систематизации методов и приемов документального кино, используемых для создания образа человека искусства, описан процесс подбора оптимального комплекса средств выразительности.
Цель работы - проанализировать совокупность способов создания документальных фильмов-портретов о деятелях искусства и на основе изученной теоретической базы снять собственный фильм.
В связи с этим представляется необходимым решение следующих исследовательских задач:
• выявить особенности портретного жанра в документалистике, в том числе позаимствованные из других видов искусства;
• проследить традиции создания образа героя в документальных фильмах-портретах;
• систематизировать методы, приемы и средства выразительности в документальных портретах деятелей искусства;
• определить приёмы и выразительные средства, которые будут использованы в собственном фильме.
Объектом исследования являются по преимуществу отечественные и зарубежные документальные фильмы о деятелях искусства в разных периодах существования кинематографа.
Предмет исследования - варианты использования методов, приемов и средств выразительности при создании образа человека искусства в документальном кино.
Научно-теоретическую базу магистерской работы составили труды М.И. Андрониковой, М.В. Аплатова, С.А. Муратова, Л.Н. Джулай А.А. Пронина, В.Ф. Познина, З. Кракауэра, М. Рабигера, Л.М. Рошаля, З.К. Абдуллаевой
Эмпирическую базу исследования составили отечественные и зарубежные документальные фильмы с момента зарождения кинематографа до наших дней, героями которых по преимуществу являются деятели искусства.
Рабочая гипотеза исследования. Инструментарий портретного жанра богат и разнообразен. В ходе эволюции документалистики был сформирован ряд классических методов и приёмов, используемых для представления героя на экране. Однако в экранных искусствах содержание часто диктует форму произведения, так возникают уникальные режиссёрские приёмы, которые придают новизну существующим средствам выразительности. Фильмы о деятелях искусства являются благодатной почвой для подобных новаторств, поскольку в фокусе находится не только сам герой, но и результаты его творческой деятельности. Анализируя способы представления человека искусства в документальном кино, можно составить типологию методов и приемов, в зависимости от творческих задач, которые они решают.
Положения, выносимые на защиту:
Смысловое единство портрета как жанра, выражающего личность, с идеологическим и стилевым контекстом было актуально на различных этапах развития мировой культуры.
Документальный портретный очерк унаследовал ряд приёмов из живописи и фотографии, а музыкальный портрет трансформировался в отдельный художественный приём, способствующий созданию объёмного психоэмоционального образа героя в документальном кинематографе.
Акцентирование рода деятельности героя при создании его экранного образа оправдано тем, что профессиональная деятельность человека является важным элементом его идентификации в обществе.
Биография героя не является обязательным фактором при создании его образа. Как правило биографические портреты о людях искусства представляют собой совокупность творческих работ героя, интервью, хроники и закадрового текста.
Фильмы-портреты проецируют образ героя с помощью совершенно разнообразных приёмов от субъективной камеры до использования реконструкции событий. Существуют различные устоявшиеся комбинации приёмов, однако возможно их пересечение.
Ключевой особенностью портретных очерков о людях искусства является проекция образа героя сквозь призму его творчества.
Авторская интерпретация способна исказить образ героя и привести к несоответствию прототипу.
К авторским приёмам формирования образа можно отнести использование анимации в качестве визуального ряда, вымышленного диалога в качестве закадрового текста, применения метода субъективной камеры, реконструкции атмосферы и обстановки описываемых событий.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, фильмографии, библиографии и приложений.
Во введении указаны цели и задачи исследования, представлены актуальность работы, ее практическая значимость и новизна, обозначены методы исследования, а также описаны объект, предмет и материал исследования.
В первой главе портретный жанр рассматривается в контексте истории искусств, прослеживается развитие портрета в документалистике, выявляются методы, приемы и средства выразительности для него характерные.
Во второй главе на основе анализа отечественной и зарубежной документалистики выявлены способы создания образа героя в фильмах о деятелях искусства, создана типология фильмов- портретов о творческих людях.
В третьей главе описан личный опыт создания образа человека искусства в документальном фильме, обоснованы использованные приёмы.
Фильм-портрет о творческих людях является одной из самых востребованных форм теле- и кинодокументалистики. Он не только способен удовлетворить интерес зрителя к конкретному деятелю искусства, но и отражает авторское видение и культурный контекст определённой эпохи, что делает его многогранным источником информации. Изучение средств выразительности, методов и приёмов, используемых в документальных фильмах-портретах о людях искусства важно, как для теории, так и для практики создания экранных произведений. Поскольку диссертация носит практико-ориентированный характер, актуальность работы заключается в разработке прочной теоретической базы для создания собственного фильма, что и должно являться практической реализацией теоретического исследования в рамках магистерской диссертации.
Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые предпринята попытка систематизации методов и приемов документального кино, используемых для создания образа человека искусства, описан процесс подбора оптимального комплекса средств выразительности.
Цель работы - проанализировать совокупность способов создания документальных фильмов-портретов о деятелях искусства и на основе изученной теоретической базы снять собственный фильм.
В связи с этим представляется необходимым решение следующих исследовательских задач:
• выявить особенности портретного жанра в документалистике, в том числе позаимствованные из других видов искусства;
• проследить традиции создания образа героя в документальных фильмах-портретах;
• систематизировать методы, приемы и средства выразительности в документальных портретах деятелей искусства;
• определить приёмы и выразительные средства, которые будут использованы в собственном фильме.
Объектом исследования являются по преимуществу отечественные и зарубежные документальные фильмы о деятелях искусства в разных периодах существования кинематографа.
Предмет исследования - варианты использования методов, приемов и средств выразительности при создании образа человека искусства в документальном кино.
Научно-теоретическую базу магистерской работы составили труды М.И. Андрониковой, М.В. Аплатова, С.А. Муратова, Л.Н. Джулай А.А. Пронина, В.Ф. Познина, З. Кракауэра, М. Рабигера, Л.М. Рошаля, З.К. Абдуллаевой
Эмпирическую базу исследования составили отечественные и зарубежные документальные фильмы с момента зарождения кинематографа до наших дней, героями которых по преимуществу являются деятели искусства.
Рабочая гипотеза исследования. Инструментарий портретного жанра богат и разнообразен. В ходе эволюции документалистики был сформирован ряд классических методов и приёмов, используемых для представления героя на экране. Однако в экранных искусствах содержание часто диктует форму произведения, так возникают уникальные режиссёрские приёмы, которые придают новизну существующим средствам выразительности. Фильмы о деятелях искусства являются благодатной почвой для подобных новаторств, поскольку в фокусе находится не только сам герой, но и результаты его творческой деятельности. Анализируя способы представления человека искусства в документальном кино, можно составить типологию методов и приемов, в зависимости от творческих задач, которые они решают.
Положения, выносимые на защиту:
Смысловое единство портрета как жанра, выражающего личность, с идеологическим и стилевым контекстом было актуально на различных этапах развития мировой культуры.
Документальный портретный очерк унаследовал ряд приёмов из живописи и фотографии, а музыкальный портрет трансформировался в отдельный художественный приём, способствующий созданию объёмного психоэмоционального образа героя в документальном кинематографе.
Акцентирование рода деятельности героя при создании его экранного образа оправдано тем, что профессиональная деятельность человека является важным элементом его идентификации в обществе.
Биография героя не является обязательным фактором при создании его образа. Как правило биографические портреты о людях искусства представляют собой совокупность творческих работ героя, интервью, хроники и закадрового текста.
Фильмы-портреты проецируют образ героя с помощью совершенно разнообразных приёмов от субъективной камеры до использования реконструкции событий. Существуют различные устоявшиеся комбинации приёмов, однако возможно их пересечение.
Ключевой особенностью портретных очерков о людях искусства является проекция образа героя сквозь призму его творчества.
Авторская интерпретация способна исказить образ героя и привести к несоответствию прототипу.
К авторским приёмам формирования образа можно отнести использование анимации в качестве визуального ряда, вымышленного диалога в качестве закадрового текста, применения метода субъективной камеры, реконструкции атмосферы и обстановки описываемых событий.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, фильмографии, библиографии и приложений.
Во введении указаны цели и задачи исследования, представлены актуальность работы, ее практическая значимость и новизна, обозначены методы исследования, а также описаны объект, предмет и материал исследования.
В первой главе портретный жанр рассматривается в контексте истории искусств, прослеживается развитие портрета в документалистике, выявляются методы, приемы и средства выразительности для него характерные.
Во второй главе на основе анализа отечественной и зарубежной документалистики выявлены способы создания образа героя в фильмах о деятелях искусства, создана типология фильмов- портретов о творческих людях.
В третьей главе описан личный опыт создания образа человека искусства в документальном фильме, обоснованы использованные приёмы.
Образ человека искусства возникает в документалистике с первых лет её существования и сохраняет актуальность и востребованность до наших дней. Рассмотрение данной темы немыслимо вне контекста общего развития культуры и эволюции портретного жанра. Исследуя процесс создания образа человека искусства в документальном кино, мы обнаружили, что многие средства и приёмы были позаимствованы не только у портретного очерка о героях другого типа, но и у других видов искусства. Также экранному портрету свойственны и такие характерные для живописи и литературы проблемы, как соответствие прототипа и образа, отражение автора в произведении. Ключевым же общим звеном портретирования в разных видах искусства, сверхзадачей жанра является осмысление человечеством своей сущности. Отражение образа человека в искусстве неразрывно связано с процессом самопознания, постижения себя через других. «Средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, — непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, стараетесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания». Человек искусства является катализатором своей эпохи, через его творчество формируется картина современного ему мира, его особенности и проблематика, поэтому его образ часто формируется исходя из временного контекста. Основным же фоном для раскрытия такого типа героев является их творчество: произведения героя иллюстрируют его биографию, характеристику, либо личность героя раскрывается в зафиксированном камерой творческом процессе. На основе структурного и компаративного анализа эмпирического материала были вычленены методы, приёмы и средства выразительности, способствующие формированию экранного образа человека искусства в документальном портретном очерке. Это стало теоретической базой для создания собственного фильма. При этом в задачи входил осознанный выбор художественно-технического инструментария уместного для фиксации образа именно выбранного нами героя.
Поскольку кинематограф, в том числе и документальный, является динамично развивающимся видом искусства, считаем возможным предположить, что список методов и приёмов отражения образа человека искусства в портретном очерке будет расширяться. Этому способствуют как стремительно совершенствующиеся технологии, так и непрекращающиеся творческие поиски режиссёров-документалистов.
Поскольку кинематограф, в том числе и документальный, является динамично развивающимся видом искусства, считаем возможным предположить, что список методов и приёмов отражения образа человека искусства в портретном очерке будет расширяться. Этому способствуют как стремительно совершенствующиеся технологии, так и непрекращающиеся творческие поиски режиссёров-документалистов.
Подобные работы
- Человек искусства в документальном кино
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИФИКА АВТОРСКОЙ ПОДАЧИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО: РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Метод художественной реконструкции в документальном кино: этический и эстетический аспекты
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Метод художественной реконструкции в документальном кино: этический и эстетический аспекты
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО НА
ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ПАРА»
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2025 - ПРИЁМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АРХИВНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «БЕЗ ОБРАТНОГО БИЛЕТА
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2024 - Фильм-портрет в кино- и тележурналистике
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИЯ СЪЕМКИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА "САНИТАР" В УСЛОВИЯХ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ КИНОСТУДИИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА С.В. ЛОЗНИЦЫ
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020



