Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗАПАДНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Работа №59490

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы43
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Основные структурные элементы древнегреческой мифологии и способы их интерпретации в современном западном массовом кинематографе 6
§1. Обоснование выбора объекта исследования 6
§2. Структура древнегреческой мифологии в ее связи со структурой кинематографического произведения 8
§3. Образ в мифе и кинематографическом произведении, его интерпретации 11
§4. Символ в мифе и кинематографическом произведении, его интерпретации 13
§5. Герой и персонаж в мифе и кинематографе, их интерпретации 15
§6. Фабула и сценарий в мифе и кинематографическом произведении, их интерпретации 16
§7. Функции мифа в современном кинематографическом произведении 17
Глава II. Сравнительный анализ способов интерпретации структур древнегреческой мифологии в современном массовом кинематографе 21
§1. Обоснование репрезентативности выборки 21
§2. «Война богов: Бессмертные», 2011 г. Тарсем Сингх 21
§3. «Великая Афродита», 1995 г. Вуди Аллен 24
§4. «О, где же ты, брат?», 2000 г. Джоэл и Итан Коэн 28
§5. «Начало», 2010 г. Кристофер Нолан 31
§6. «Ящик Пандоры», 2008 г. Есим Устаоглу 32
§7. «Взгляд Одиссея», 1995 г. Теодорос Ангелопулос 34
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Источники 40
Исследования 41
Кинематографические источники 42


В последние несколько десятилетий вопросы, связанные с популярной культурой, в частности, кинематографом, все активнее становятся предметом гуманитарных исследований, в том числе, религиоведческих, что в первую очередь связано со все более ясно осознаваемой значимостью последней в жизни человека и общества в целом. Не оказалось исключением и использование древнегреческой мифологии (в части образов, символических форм и сюжетных параллелей) в нарративной структуре современного западного кинематографа, которое является рекуррентным феноменом. В целом существует значительный ряд работ , посвященный исследованию греческого мифа в драматургических произведениях, пластических искусствах, а также в кинематографе на уровне частных элементов.
Тем не менее, остаются малоизученными многие вопросы, например, собственно выражаемые мифологические структуры древнегреческого происхождения, взаимосвязь элементов мифологического и кинематографического нарратива, а также модификации функций мифа в функциях кинематографа. Таким образом, можно утверждать, что анализ использования древнегреческой мифологии в современном западном кинематографе представляется актуальной и до сих пор недостаточно изученной темой, более детальное исследование которой позволило бы лучше понять, с одной стороны, то, как могут функционировать классические мифологические структуры в современных нарративах, в частности, в кинематографе, а с другой, — предложить новый взгляд на уже знакомые нам художественные картины, в которых мифологические структуры играют существенную роль.
Цели и задачи исследования
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование способов репрезентации структур древнегреческой мифологии и трансформация ее функций современным западным массовым кинематографом.
Объектом данного исследования выступает современный массовый западный кинематограф конца XX — начала XXI века на примере таких фильмов, как «Война богов: бессмертные», 2011; «Начало», 2010; «Великая Афродита», 1995; «О, где же ты, брат?», 2000; «Ящик Пандоры», 2008; «Взгляд Одиссея», 1995. Предметом данного исследования являются структурные элементы древнегреческой мифологии в их отношении к структурным элементам кинематографического произведения.
Для достижения поставленной цели в главе I «основные структурные элементы древнегреческой мифологии и способы их интерпретации в современном западном массовом кинематографе» решаются следующие задачи:
1. Обозначить структурные элементы мифа и кинопроизведения;
2. Описать виды и принцип действия интерпретаций структур мифа кинопроизведением;
3. Обозначить функции мифа и проследить их преобразование в функции современного кинематографа.
В главе II «Сравнительный анализ способов интерпретации структур древнегреческой мифологии в современном массовом кинематографе» проводится анализ выборки современного массового западного кинематографа в соответствии с решениями, предложенными в первой главе.
Методология исследования
Данная выпускная квалификационная работа носит междисциплинарный характер, поскольку выполнена на стыке религиоведения и кинокритики. В работе превалирует структуралистский подход в силу того, что основной упор в исследовании делается на выявлении внутренних структур мифа и кинопроизведения. В ходе исследования также используются аналитический (описание структурных элементов и прослеживание правил их взаимоотношений), функциональный (исследуются преобразования функций мифологических структур в современном кинематографе) и компаративный (сравнительный анализ способов интерпретации) методы.
Избранные художественные киноленты рассматриваются посредством предложенной исследованием методологии, предполагающей анализ непосредственной, а затем и опосредованной интерпретации образов, символов, персонажей и фабулы кинематографического произведения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленными в работе задачами были получены следующие результаты:
1. Обозначены структурные элементы мифа и кинопроизведения:
- образ как комплекс чувственных данных (аудиовизуальных), организованных для однозначной идентификации объекта-референта;
- символ как двухчастная связь образа с отсутствующим содержанием, которое будучи всеобщим (или имеющим умозрительный характер), не может быть полноценно выражено посредством какого-либо образа;
- герой (персонаж в фильме) как двухчастная связь образа и совокупности поступков и регулирующих принципов;
- фабула (или сценарий) как хронотопическая последовательность поступков и событий, происходящих с героем и вокруг него.
Кроме того, установлено, что мифологические и кинематографические структуры находятся в синхроническом тождестве.
2. Описаны виды интерпретаций структур мифа в структуре кинопроизведения: каждый элемент может иметь непосредственную и опосредованную интерпретации. Для каждого описанного элемента выявлены особенности непосредственной интерпретации: для образа — использование одинаковых схем организации чувственных данных; для символа — устойчивых отношений образ — всеобщее (закрепленных в культурном бессознательном); для героев — особенностей и мотиваций поступков и действий; для фабулы — последовательностей поступков и событий. Также выявлены особенности опосредованной интерпретации: наличие отношения аналогии между структурой собственного содержания фильма и структурой мифологического нарратива.
3. Обозначены функции мифа и их преобразование в кинопроизведении: из медиатора бинарных оппозиций миф превращается в средство обеспечения конформности; реактуализации установок, закрепленных коллективным бессознательным культуры, в то время как моделирующая функция становится служебной и обеспечивает узнаваемость того или иного структурного элемента.
4. Полученные в ходе первой главы результаты применены при анализе выборки современного западного кинематографа. Сравнительный анализ обнаружил, что интерпретация мифологических структур в кинематографическом произведении с необходимостью модифицирует объективную реальность мифа в особую мифологическую реальность, представляющую собой закрепление в коллективном бессознательном объективного содержания мифа (со всеми сопутствующими смещениями смысла); что поскольку западный кинематограф по существу является продуктом индустрии, включенной в христианизированное культурное поле, а также в поле американской племенной мифологии, древнегреческий миф претерпевает значительные модификации; что в выражении мифа начинает преобладать компенсаторная функция, поскольку на уровне объектов желания работает напрямую с личным бессознательным зрителя, а на уровне архетипических моделей желания в культуре — с его коллективным бессознательным.



1. Бадью А. Малое руководство по инэстетике. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. 156 с.
2. Вуди Аллен: Интервью. Беседы со Стигом Бьоркманом СПб.: Азбука-классика, 2008. 544 c.
3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Часть вторая. Развитие идеала в особенные формы прекрасного в искусстве // Эстетика в 4-х томах. Т. 2. М.: изд-во «Искусство», 1969. 338 с.
4. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 560 с.
5. Голосовкер Я.Э. Избранное. Логика мифа. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. 499 с.
6. Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6-ти томах. Т.3. М.: «Мысль», 1964. 799 с.
7. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. 280 с.
8. Кэмпбелл Дж. Пути к блаженству. Мифология и трансформация личности. М.: Открытый мир, 2006. 320 с.
9. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс,2001. 512 с.
10. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Академический проект, 2015. 305 с.
11. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. 498 с.
12. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: издательский центр «ACADEMIA»,1994. 240 с.
13. Юнг К.Г. Психология бессознательного // Очерки по психологии бессознательного. М.: «Когито-Центр», 2010. 352 с.
14. Inception. Production Notes, 2010. P. 4. URL:
http://www.inceptionmovie.com(дата обращения: 08.04.2017).
Исследования
15. Агамбен Дж. Что современно? // Что современно? К.: ДУХ I Л1ТЕРА, 2012. 78 с.
16. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: Наука. 1990. 335 с.
17. Гришанов А.Н. Понятие и специфика религиозного символа в религиоведческой концепции Э. Дюркгейма // Innovative Solutions in Modern Science. Vol. 9, 2016. С. 84-94.
18. Десятое В.В., Куляпин А.И. Гомериканцы: фильм «О, где же ты, брат?» и авторский метатекст братьев Коэнов // Мир науки, культуры, образования. №1(8). 2008. С. 47-49.
19. Корецкая М.А. Экранизация мифа: трудности перевода // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология выпуск № 1, 2010 с. 13-32.
20. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 408 с.
21. Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
22. Михельсон О.К. Археология поп-культуры: новая религиозность и мифологический код в семантическом поле блокбастера // Религиоведение. №4, 2010. С. 56-63.
23. Нефёдова Д.Н. Мифоэпический символ в кинематографическом повествовании // Вестник МГУКИ. Выпуск 4. М.: изд-во МГУКИ, 2016. С. 65¬
70.
24. Пивоев В.М. Функции мифа в культуре // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. № 3. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 37-45.
25. Самутина Н. Тео Ангелопулос: прошлое, память, истоки // Кинозаписки, 59. URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/print/sendvalues/59/(дата обращения: 15.04.2017).
26. Clauss J.J. A Course on Classical Mythology in Film // The Classical Journal, Vol. 91, No. 3 (Feb. — Mar., 1996). Pp. 287-295.
27. Ferrell W.K. Literature and Film as Modern Mythology. Westport,
2000. 216 p.
28. Krasne B. The Dollmaker, Film and Novel: Narrative Structure as Personal Mythology // Journal of Appalachian Studies, Vol. 3, No. 2 (Fall 1997). Pp. 271-280.
29. Lyden J. C. Film as Religion: Myths, Morals, and Rituals. N. Y., 2003. 289 p.
30. Mackinnon K. Greek Tragedy into Film. London and Sydney: Croom Helm, 1986. Pp. 199.
31. Pourgouris M. Ulysses’ Gaze and the Myth of Balkan History // Mythistory and Narratives of the Nation in the Balkans. Pp. 170-194.
32. Singer I. Cinematic Mythmaking: Philosophy in Film. Cambridge, 2008. 245 p.
33. Teaching Religion and Film / еd. by G. Watkins. Oxford, 2008. 328 p.
34. Winkler M.M. Classical Mythology and the Western Film // Comparative Literature Studies, Vol. 22, No. 4 (Winter, 1985). Pp. 516-540.
Кинематографические источники
35. «Великая Афродита» («Mighty Aphrodite», реж. В. Аллен, 1995).
36. «Взгляд Одиссея» («То ВХерра тои Одиоош», реж. Т. Ангелопулос, 1995).
37. «Война богов: Бессмертные» («Immortals», реж. Т. Сингх, 2011).
38. «Начало» («Inception», реж. К. Нолан, 2010)
39. «О, где же ты, брат?» («О Brother, Where Art Thou?», реж. Д. Коэн, И. Коэн, 2000)
40. «Ящик Пандоры» («Pandora'nin Kutusu», реж. Й. Устаоглу, 2008).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ